СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Совершенствование грамматических и речевых компетентностей» 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса «Совершенствование грамматических и речевых компетентностей» ориентирована на  учащихся 10 - 11 классов, следовательно, главной задачей курса  является формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Совершенствование грамматических и речевых компетентностей» 10 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В средней школе не заканчивается изучение русского языка, несмотря на то, что в 9 классе учащиеся прошли Государственную итоговую аттестацию – первую по-настоящему серьёзную проверку эффективности той работы, которой ученик занимался девять лет школьной жизни. И хотя принято говорить, что подготовка к любым экзаменам начинается с первого школьного дня, надо смотреть на вещи более реалистично: обучение русскому языку требует постоянного углубления и совершенствования.

Учебный план средней школы предусматривает в основном только один час на изучение курса русского языка, вот почему для выработки всех компетентностей, необходимых в жизни каждому выпускнику, в том числе и для продолжения образования, необходимы дополнительные курсы за счет вариативной части базисного учебного плана. В связи с этим считаем целесообразным ведение спецкурса «Совершенствование грамматических и речевых компетентностей».

За два года обучения предлагаемый спецкурс поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10 – 11классов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ, а также поможет совершенствовать грамматические и речевые навыки учащихся, углубить знания, умения и навыки, чтобы быть успешным, обучаясь в вузе.

Спецкурс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ.

Цели и задачи

Программа спецкурса «Совершенствование грамматических и речевых компетентностей» ориентирована на учащихся 10 -11 классов, следовательно, главной задачей курса является формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).

В связи с этим ставятся следующие цели:

• обобщить, систематизировать и углубить знания по всем разделам языкознания, изучаемым в школьной программе;

• обобщить, систематизировать и углубить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;

• совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;

• совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;

• развивать письменную речь учащихся через написание сочинений разных жанров (рецензия, эссе) на основе анализа текста;

• учить выражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации.

Структура курса

В основу спецкурса легли разработки и исследования в данной области И.П. Цыбулько, С.И.Львова, Н.В.Егоровой, Е.А. Влодавской, Н.А.Сениной.

Программа спецкурса «Совершенствование грамматических и речевых компетентностей» рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) в 10 классе и 68 часов - в11 классе.


Данная рабочая программа элективного курса разработана на основе Программы спецкурса по русскому языку «Совершенствование грамматических и речевых компетентностей» (для 10 - 11 классов). Автор Ильичева Т.А., учитель русского языка и литературы, Ульяновск, 2022 г. Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) в 10 классе.

Изменения количества часов приведены в таблице:

п/п

Тема занятия

Количество часов в Программе спецкурса по русскому языку «Совершенствование грамматических и речевых компетентностей»

Количество часов в данной рабочей программе элективного курса для 10 класса

1

Введение

1

1

2

Вводная диагностика

2

-

4

Фонетический анализ слова. Современные орфоэпические нормы

2

1

6

Контрольная работа по фонетическим и орфоэпическим нормам

1

-

7

Основные способы словообразования частей речи. Трудные случаи словообразовательного разбора

2

-

9

Трудные случаи морфемного разбора

1

-

10

Контрольная работа по теме «Словообразование»

1

-

11

Морфология. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных

2

1

13

Образование форм различных степеней сравнения прилагательных

2

1

15

Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имён числительных

2

1

17

Правописание наречий


2

1

19

Промежуточное тестирование

1

-

20

Правописание предлогов


1

1

21

Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление


2

1

22

Грамматические ошибки и их исправление

2

2

23

Трудные случаи морфологического разбора самостоятельных частей речи

1

-

24

Образование форм повелительного наклонения глаголов

1

1

25

Образование форм деепричастий


1

1

26

Образование форм местоимений


1

1

27

Принципы русской орфографии


1

-

28

Типы орфограмм и принципы проверки


1

1

29

Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов

2

1

30

Чередующиеся гласные в корне слова


2

1

31

Правописание гласных в приставках


2

1

32

Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий

2

1

33

Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов

2

2

34

Проверочная работа на тему «Правописание гласных»

1

-

35

Согласные в корнях, приставках, суффиксах

2

2

36

Правописание н и нн в прилагательных и причастиях.

2

2

37

Употребление ь и ъ.

1

1

38

Слитное, раздельное, дефисное написание слов

2

2

39

Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию.

2

1

40

Написание сочинения-рецензии. Определение проблемы.

2

1

41

Комментарий проблемы.

1

1

42

Авторская позиция

1

1

43

Аргументация

2

1

44

Практикум. Написание сочинения по прочитанному тексту.

2

-

45

Нормы литературного языка. Морфологические нормы


2

1

46

Лексические нормы (употребление слов)


2

1

47

Контрольная по теме «Лексические и морфологические нормы русского языка»

1

-

48

Итоговое тестирование по типу ЕГЭ

2

-

49

РЕЗЕРВНЫЕ ЧАСЫ

2

1


Итого

68

35



Перечень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть к концу изучения курса

Фонетика и орфоэпия

Должны знать:

• основные фонетические и орфоэпические нормы;

уметь:

характеризовать гласные и согласные звуки;

• проводить фонетический и орфоэпический разборы;

• находить в тексте основные выразительные фонетические средства.

Морфемика и словообразование

должны знать:

• систему словообразующих и формообразующих морфем, основные способы образования слов;

уметь:

делать морфемный и словообразовательный разбор

• опознавать морфемы с чередованием гласных и согласных;

• определять способы образования слов;

• находить в тексте основные выразительные словообразовательные средства.

Лексика и фразеология

знать:

• основные понятия лексики и фразеологии;

• основные способы объяснения лексического значения слова;

• различать по значению синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, фразеологизмы;

уметь:

• соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка;

• соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение;

• находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие и неологизмы;

• определять прямое и переносное значение слова;

• находить в тексте основные выразительные лексические средства.

Морфология

знать:

• грамматические признаки слова (например, род, число, падеж, склонение, тип спряжения, наклонение, время, лицо и т.д.);

• принципы определения частей речи: общее грамматическое значение, признаки частей речи, роль в предложении;

• основные морфологические нормы;

уметь:

• определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам;

• различать одинаково звучащие формы слов разных частей речи;

• проводить морфологический разбор слова;

• находить в тексте основные выразительные средства морфологии.

Синтаксис и пунктуация

знать:

• основные признаки словосочетания и предложения;

• виды словосочетаний по грамматическим свойствам главного слова, виды связи слов в словосочетании;

• виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по характеру грамматической основы; виды простого осложнённого предложения, а также виды сложного предложения;

• основные пунктуационные нормы;

• основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу согласования, управления; правильное употребление предлогов в составе словосочетаний; правильное построение предложений; согласование сказуемого с подлежащим; правильное построение и перестроение синтаксических конструкций с обособленными членами, придаточными предложениями);

• основные выразительные средства синтаксиса русского языка;

уметь:

• устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов;

• определять тип предложения по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

• пользоваться синтаксическими синонимами;

• проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения;

• проводить пунктуационный разбор предложения, составлять

графические схемы;

• находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса;

Орфография

знать:

• основные орфографические правила;

• применять орфографические правила на письме;

• применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания;

• проводить орфографический разбор слова, предложенного текста.

Программа

1. Фонетика. Орфоэпия.

Фонетический анализ слова. Современные орфоэпические нормы. Акцентологический минимум.

2. Лексика и фразеология.

Основные лексические категории и единицы. Лексические нормы. Лексико-фразеологический анализ.

4. Морфемика. Словообразование.

Основные способы словообразования частей речи. Трудные случаи морфемного и словообразовательного разбора. Словообразовательные цепочки.

5. Морфология.

Морфологический разбор всех частей речи. Трудные случаи морфологического разбора. Повторение признаков таких частей речи, как наречие, предлог, частица.

6. Грамматические нормы.

Образование форм числительных, образование форм различных степеней сравнения прилагательных, образование форм повелительного наклонения глаголов, образование форм деепричастий, местоимений, существительных (окончания множественного числа).

7. Орфография.

Принципы русской орфографии. Типы орфограмм и принципы проверки. Грубые и негрубые ошибки.

8. Пунктуация.

Принципы русской пунктуации. Типы пунктограмм.

9. Синтаксис.

Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения.

10. Синтаксические нормы русского языка.

Построение предложений с деепричастным оборотом, построение предложений с однородными членами, употребление имен собственных в предложении, построение предложений с причастным оборотом, построение сложноподчиненных предложений, трудные случаи управления, построение предложений с косвенной речью.

11. Стилистические нормы русского языка.

12. Работа с текстом.

Установление причинно-следственных отношений в тексте. Языковые приемы связи предложений. Понятие “ключевого” слова.

13. Анализ языковых средств выразительности.

Функции изобразительно-выразительных средств. Понятия: градация, метафора, контекстные антонимы, синонимы, парцелляция.

14. Подготовка к написанию сочинения.

15 Виды типичных ошибок.

Календарно-тематическое планирование для 10 класса

Урока/ дата провед.

Тема занятия

Цели и задачи

Форма работы

Литература к занятию

1

Введение

Познакомить учащихся с целями и задачами спецкурса

Комбинированное занятие

Сенина Н.А. Русский язык ЕГЭ. Справочные и дидактические материалы.

2

Фонетический анализ слова. Современные орфоэпические нормы

Повторить фонетический и орфоэпический разборы слов, обобщить знания об орфоэпических нормах произношения слов

Практикум

Цыбулько И.П., Львова С.И. Русский язык. Репетитор.

3

Морфология. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных

Систематизировать знания учащихся по написанию суффиксов имён существительных

Практикум

Егорова Н.В. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку.

4

Образование форм различных степеней сравнения прилагательных

Систематизировать знания учащихся по образованию степеней сравнения прилагательных

Практикум

Гольцова Н.Г.Русский язык.10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ.

5

Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имён числительных

Повторить особенности склонения количественных и порядковых числительных

Практикум

См. ту же лит-ру, что и на 2-ом занятии

6

Правописание наречий


Обратить внимание учащихся на сложные случаи правописания наречий

Практикум

См. там же.

Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ.

7

Правописание предлогов


Систематизировать знания учащихся в правописании производных предлогов, повторить алгоритмы, помогающие отличить предлог от омонимичных самостоятельных частей речи

Практикум


См. там же

8

Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление


Систематизировать знания учащихся по правописанию частиц не и ни

Практикум

См. там же

9-10

Грамматические ошибки и их исправление

Систематизировать знания учащихся о грамматических ошибках и способах их исправления.

Практикум


11

Образование форм повелительного наклонения глаголов

Повторить способы образования, правописание и употребление глаголов в повелительном наклонении

Практикум

См. там же

12

Образование форм деепричастий


Систематизировать знания учащихся по употреблению в речи деепричастий и способов их образования

Практикум

См. там же

13

Образование форм местоимений


Повторить разряды и правописание местоимений, их роль в предложении. Напомнить алгоритм отличия местоимений от подчинительных союзов

Практикум

См. там же

14

Типы орфограмм и принципы проверки


Учить делать работу над ошибками, допущенными при выполнении теста, диктанта

Практикум


15

Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов

Систематизировать знания учащихся в определении орфограммы в корне слова

Практикум


16

Чередующиеся гласные в корне слова


Систематизировать знания учащихся в определении орфограммы в корне слова

Практикум


17

Правописание гласных в приставках


Закреплять навыки правописания приставок

Практикум

Егорова Н.В. Интенсив. Русский язык.

18

Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий

Систематизировать знания учащихся в определении орфограммы в окончании слова

Практикум

Егорова Н.В. Интенсив. Русский язык.

19-20

Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов

Закреплять навыки отличия глаголов от глагольных форм, а также правописание суффиксов и окончаний глаголов

Практикум

Егорова Н.В. Интенсив. Русский язык.

21-22

Согласные в корнях, приставках, суффиксах

Закреплять навыки определения морфем и орфограмм в них

Практикум


23-24

Правописание н и нн в прилагательных и причастиях.

Систематизировать знания учащихся по заявленной теме, дать алгоритм определения орфограммы.

Практикум, и консультация


25

Употребление ь и ъ.

Повторить правила правописания ь и ъ, систематизировать типичные ошибки в написании ъ и ь

Практикум

Егорова Н.В. Интенсив. Русский язык.

26-27

Слитное, раздельное, дефисное написание слов

Систематизировать знания учащихся по заявленной теме, дать алгоритм определения орфограммы

Практикум


28

Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию.

Дать алгоритм отличия омонимичных конструкций слов

Практикум


29

Написание сочинения-рецензии. Определение проблемы.

Совершенствование умения определять проблему текста.

Практикум

«Русский язык в школе и дома», № 4, 2008. Н.А. Середа «Подготовка к сочинению по прочитанному тексту».

30

Комментарий проблемы.

Совершенствование умения комментировать проблему.

Практикум


31

Авторская позиция

Совершенствование умения определять авторскую позицию.

Практикум


32

Аргументация

Совершенствование умения аргументировать проблему текста.

Практикум


33

Нормы литературного языка. Морфологические нормы


Напомнить морфологические нормы употребления форм слов (глаголов, существительных, числительных)

Лекция

Егорова Н.В. Интенсив. Русский язык.

34

Лексические нормы (употребление слов)


Напомнить нормы лексической сочетаемости слов, систематизировать знания учащихся в употреблении паронимов, неоправданного повтора слов (тавтологии)

Комбинированное занятие

Егорова Н.В. Интенсив. Русский язык.

35

РЕЗЕРВНЫЕ ЧАСЫ




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература по общим вопросам

Зайцева О.Н. “Методические рекомендации учителю по подготовке школьников к ЕГЭ”/Русский язык и литература в современной школе. Сборник научно-методических материалов.- М.:МИОО, 2007.

Специальная литература по предмету, предназначенная для учителя и учащихся.

1. Влодавская Е.А. Единый государственный экзамен. Русский язык. Поурочное планирование. М., «Экзамен», 2007.

2.Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.

* 3. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение заданий части 3 (С). М., “Экзамен”, 2007.

* 4. Егорова Н.В. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку. М., «ВАКО», 2007.

* 5. Капинос В.И. ЕГЭ. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2007.

* 6. Львова С.И. ЕГЭ 2006-2007. Русский язык. Тренировочные задания. М., “Просвещение-ЭКСМО”, 2007.

* 7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.

* 8. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский А.Ю., Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; С.-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

* 9. Сенина Н.А. Русский язык ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. Ростов-на-Дону., «Легион», 2007.

* 10. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 1997.

* 11. Цыбулько И.П., Львова С.И. Русский язык. Репетитор. М., «Эксмо», 2008.

* 12. ЕГЭ: русский язык: контр. измерит. материалы: 2006-2007. – М.: Просвещение; СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007.

* 13. Багге М.Б., Гвоздинская Л.Г., Ивлева В.Н. и др. ЕГЭ. Русский язык. Контрольные измерительные материалы: 2008. – М.: «Просвещение»; СПб: филиал издательства «Просвещение», 2008. С. 158.

14. Юминова Е. ЕГЭ. Часть С. Типичные ошибки. «Русский язык». Приложение к газете «1 сентября», № 9-11, 2008.

15. Юминова Е. Учимся выполнять задание А28 на ЕГЭ. «Русский язык». Приложение к газете «1 сентября», № 8, 2008.

16. Хаустова Д.А. материалы для подготовки к ЕГЭ. «Русский язык». Приложение к газете «1 сентября», № 4, 2008.


1 –Литература, отмеченная звёздочкой (*), предназначена для учащихся.