СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда» для 10-11 классов

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда» для 10-11 классов»

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Планируемые результаты изучения элективного курса в 10 классе

Личностные результаты:

  • планирование образовательной и профессиональной карьеры.
    сформированность общей культуры и культуры труда, целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, социальной и трудовой практики, различным формам общественного сознания;

  • сформированность потребности в самообразовании и самовоспитании, готовности к самоопределению на основе общечеловеческих и общенациональных ценностей;

  • сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

  • готовности к принятию самостоятельных решений, построению и реализации жизненных планов, осознанному выбору профессии; социальной мобильности; мотивации к познанию нового и непрерывному образованию как условию профессиональной и общественной деятельности.

  • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;


Метапредметные результаты:

Регулятивные

  • планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

  • определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

  • оценивание своей познавательной деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм;

  • диагностика результатов деятельности по принятым критериям и показателя

Познавательные

  • проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач;

  • самостоятельная организация и выполнение различных работ;

  • приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию выбора профессии и отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; -выявление потребностей профессии;

  • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных; -согласование и координация совместной деятельности с другими ее участниками;

Коммуникативные

  • коммуникативные навыки, способность работать в коллективе, готовность выслушать и понять другую точку зрения, корректность и терпимость в общении, грамотное участие в дискуссиях, в том числе в социальных сетях;

  • выбирать и реализовывать способы поведения в коллективной деятельности;

  • публичного представления результатов творческой деятельности, в том числе с использованием средств информационных и коммуникационных технологий;

  • умение логично, ясно и точно формулировать и аргументировано излагать свои мысли, применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, базируясь на закономерностях логики технологических процессов.


Предметные результаты:

ученики научатся:

  • понимать проблемы труда в современных социально-экономических условиях Новосибирской области;

  • понимать возможности социальной защиты населения на рынке труда региона Сибири;

  • понимать систему обязательного пенсионного страхования в стране, Новосибирской области;

  • получать информацию о путях получения профессионального образования и трудоустройства;

  • анализировать рынок образовательных услуг и профессиональной деятельности;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда;

  • понимать сущность понятия «деятельность», технологии основных форм деятельности человека: трудовой, познавательной, игровой, управленческой и технология общения;

  • понимать сущность понятия «профессиональная деятельность», сферы профессиональной деятельности;

  • понимать понятие, типы и виды профессиональных карьер, основные компоненты профессиональной карьеры, критерии ее успешности, способы построения;

  • понимать сущность профессиональной карьеры как системы профессионального продвижения с учетом самореализации личности;

  • понимать основы профессиональной карьеры как умения сформировать себя в качестве специалиста с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей;

  • понимать систему профессионального непрерывного образования, роль повышения квалификации на протяжении всей жизни как необходимого условия профессионального роста;

ученики получат возможность научиться:

  • самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности;
  • рационального поведения на рынке труда;
  • построению плана реализации карьеры с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10 класс

РАЗДЕЛ 1. РЫНОК ТРУДА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (3ЧАСА)

Тема 1.1 Социально-экономическая политика в Новосибирской области – 1 час

Основные теоретические сведения. Основные направления социально-экономической политики и их влияние на рынок труда Новосибирской области. Проблемы труда в современных социально-экономических условиях Новосибирской области. Демографические, экологические проблемы. Востребованность профессий (состояние на рынке труда).


Тема 1.2. Основы трудового законодательства Российской Федерации – 1 час

Основные теоретические сведения

Права и обязанности работника и работодателя. Трудоустройство и права работающих подростков. Способы защиты прав работника. Права и обязанности молодого специалиста. Трудовое соглашение, контракт.

Практическая работа

Анализ пакета документов при составлении трудового соглашения.


Тема 1.3. Социальная защищенность гражданина и работника – 1 часа

Основные теоретические сведения

Медицинское и пенсионное страхование. Медобслуживание гражданина и работника. Социальный пакет. Содействие трудоустройству. Биржа труда. Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования в РФ.


РАЗДЕЛ 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА

В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (14 ЧАСОВ)

Тема 2.1 Потребности и возможности деятельности – 2 часа

2.1.1 Сущность и структура деятельности -1 час

Основные теоретические сведения

Структура деятельности. Потребности Новосибирской области в товарах и услугах. Потребности деятельности в школе, в семье, на отдыхе, в индустрии и в бизнесе. Возможные ограничения деятельности. Необходимые условия деятельности.


2.1.2 Технологии основных форм деятельности человека -1 час

Основные теоретические сведения

Формы взаимодействия с окружающим миром. Технологии трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека и технология общения.

Практическая работа

Составление опорных схем технологий деятельности человека.


Тема 2.2 Технология профессиональной деятельности - 5 часов

2.2.1 Сущность понятия «профессиональная деятельность» -1 час

Основные теоретические сведения

Понятие «профессиональная деятельность». Специалист, профессионал. Самоорганизация в жизнедеятельности социальных систем. Формирование субъектной позиции в профессиональном образовании. Способы профессиональной деятельности.


2.2.2 Сферы профессиональной деятельности -1 час

Основные теоретические сведения

Разделение и специализация труда. Педагогическая функция менеджмента. Управленческая деятельность как совокупность педагогических действий. Мотивация деятельности как целеполагание, самоопределение. Деятельность менеджера как процесс развития его способностей.

Практическая работа Сферы профессиональной деятельности.


2.2.3 Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности-1 час

Основные теоретические сведения

Понятие «предпринимательство». Особенности предпринимательской деятельности в г. Новосибирске, Новосибирской области.


2.2.4 Профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений-1 час

Основные теоретические сведения

Понятие «профессиональная этика». Понятие ценностей, их влияние на профессиональную деятельность. Понятие общения. Понятие коллектива. Взаимодействие в коллективе. Конфликты во взаимодействии.

Практическая работа

Определение стиля поведения в коллективе.


2.2.5 Культура труда-1 час

Основные теоретические сведения

Понятие культуры труда. Составляющие культуры труда. Планирование и организация трудового процесса. Подготовка и оснащение рабочего места, обеспечение безопасности труда, трудовая дисциплина. Контроль качества работы. Работа с документацией.


Тема 2.3 Профессиональная карьера – 7 часов

2.3.1 Сущность профессиональной карьеры -1 час

Основные теоретические сведения

Понятие профессиональной карьеры. Типы и виды профессиональных карьер. Профессиональное становление. Карьерные стратегии. Ценностные ориентации и соотнесение с профессиональной карьерой.


2.3.2 Компоненты профессиональной карьеры -1 час

Основные теоретические сведения

Основные компоненты профессиональной карьеры. Критерии успешности профессиональной карьеры. Способы построения профессиональной карьеры.


2.3.3 Сущность профессиональной карьеры как системы профессионального продвижения с учетом самореализации личности – 2 часа

Основные теоретические сведения

Понятие самосознания. Понятие самооценки как условия успешности функционирования личности в профессиональной среде. Учет потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей в формировании себя в качестве специалиста. Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Индивидуальные особенности личности и выбор типа и вида профессиональной карьеры.

Развивающая процедура

Методики определения уровня самооценки для успешного функционирования личности в профессиональной среде.


2.3.4 Система профессионального непрерывного образования как условие профессионального роста-3 часа

Основные теоретические сведения

Система профессионального непрерывного образования: понятие, этапы, виды профессионального образования. Роль повышения квалификации на протяжении всей жизни как необходимого условия профессионального роста. План реализации карьеры. Наличие «запасного варианта». Профессиональная переподготовка. Характер профессионального образования и профессиональная мобильность.

Практическая работа

Построение модели профессионального продвижения с учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей.

Итоговое повторение - 1 час

11 класс

РАЗДЕЛ 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА

В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (44 ЧАСОВ)

Тема 2.4 Технология трудоустройства - 12 часов

2.4.1 Способы поиска работы - 2

Основные теоретические сведения

Особенности трудоустройства на рынке труда г. Новосибирске, Новосибирской области. Непосредственное обращение к работодателю, использование посреднических фирм, использование личных связей, объявлений о вакансиях на улицах. Роль рекламы при трудоустройстве на работу.


2.4.2 Технология приема на работу - 4

Основные теоретические сведения

Вопросы к кандидату при приеме на работу. Технология ответов на возможные вопросы работодателя. Техника завершения разговора. Документы, необходимые при приеме на работу. Конфликтные ситуации при трудоустройстве. Пути предотвращения конфликтных ситуаций. Типичные причины отказа в приеме на работу. Способы саморегуляции при разрешении конфликтных ситуаций.

Развивающая процедура

Ролевая игра «Трудоустройство на работу».


2.4.3 Формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства - 4

Основные теоретические сведения

Понятие презентации и самопрезентации. Понятия «резюме» и «портфолио». Структура, требования к составлению резюме и портфолио.

Практическая работа

Составить резюме и портфолио для самопрезентации.


2.4.4 Этика и психология делового общения - 2

Основные теоретические сведения

Невербальное общение. Мастерство телефонного общения. Организация диалога. Особенности речевого стиля общения.

Практическая работа

Упражнения на формирование навыка телефонного общения и организации диалога.


Тема 2.5 Адаптация на рабочем месте – 4 часа

Основные теоретические сведения

Адаптация как одна из форм социализации. Понятие адаптации. Виды, формы и способы адаптации. Социальная, профессиональная, психологическая адаптация на рабочем месте. Новые жизненные и профессиональные задачи, связанные с началом профессиональной деятельности.

Развивающая процедура

Сюжетно-ролевая игра «Адаптация на рабочем месте».


РАЗДЕЛ 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (18 ЧАСОВ)


Тема 3.1 Сущность проектирования профессиональной карьеры – 6 часов

3.1.1 Проективная и технологическая культура как основа проектирования профессиональной карьеры - 2

Основные теоретические сведения

Соотношение понятий «проектный», «проективный», «проектировочный». Понятие «проективная и технологическая культура». Компоненты технологической культуры и их роль в проектировании профессиональной карьеры.


3.1.2 Технология проектирования профессиональной карьеры – 4 часа

Основные теоретические сведения

Соотношение понятий «проектирование», «прогнозирование», «конструирование», «моделирование». Этапы проектирования профессиональной карьеры: исследование - диагностика, проблематизация, целеполагание, форматирование проекта, предварительная социализация – презентация проекта. Самооценка и внешняя оценка проекта. Технология презентации проекта.

Практическая работа

Построение модели профессиональной карьеры в соответствии с этапами проектирования профессиональной карьеры, учитывая компоненты технологической культуры


Тема 3.2 Выполнение проекта «Моя профессиональная карьера» с учетом потребностей Новосибирской области – 12 часов

3.2.1. Исследовательский этап проектной работы-4 часа

Содержание проектной работы

Самостоятельный поиск информации о путях приобретения профессии: анализ рынков труда и образовательных услуг, особенностей обучения интересующему спектру специальностей; востребованность и характеристика трудовой деятельности потенциальных выпускников соответствующих учебных заведений, интервью с носителями интересующих профессий; анализ материалов СМИ, посвященных проблемам продолжения образования, профессиональной деятельности, достижения профессионального успеха. Основные способы получения первичной информации: интервьюирование, анкетирование, тестирование, наблюдение, эксперимент, анализ текста (художественный текст, исторический источник). Сбор информации для теоретической части исследования.


3.2.2 Моделирующий этап проектной работы - 2 часа

Содержание проектной работы

Определение проблемного поля. Постановка цели и задач для ее реализации. Выделение ценностных ориентаций и ведущих мотивов для выполнения проекта. Учет профессиональной пригодности. Составление плана работы над проектом. Обработка информации для теоретической части проекта. Структура. Таблицы и схемы. Сортировка. Способы анализа собранной информации.


3.2.3 Форматирование проектной работы-4 часа

Содержание проектной работы

Подготовка и оформление проекта.


3.2.4 Презентация проектной работы. Заключительная конференция- 2 часа

Содержание проектной работы

Выбор вида и формы презентации. Структурирование содержания презентации. Подготовка к защите.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 КЛАСС

п/п

Наименование разделов программы, тем уроков

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Рынок труда Новосибирской области

3

2

1

1.1


Направления социально-экономической политики НСО. Рынок труда Новосибирской области

1

1


1.2

Основы трудового законодательства.

Пр. раб «Анализ пакета документов при составлении трудового соглашения»

1

0,5

0,5

1.3.

Социальная защищенность гражданина и работника

1

0,5

0,5

2.

Профессиональное самоопределение и карьера в Новосибирской области

14

12,5

1,5

2.1

Потребности и возможности деятельности

2

1,5

0,5

2.1.1.


Сущность и структура деятельности

1

1


2.1.2

Технологии основных форм деятельности человека

Пр. раб «Составление опорных схем основных форм деятельности человека»

1

0,5

0,5

2.2.

Технология профессиональной деятельности.

5

4

1

2.2.1


Сущность понятия «профессиональная деятельность»

1

1


2.2.2


Сферы профессиональной деятельности.

Практическая работа «Сферы профессиональной деятельности»

1

0,5

0,5

2.2.3


Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности

1

1


2.2.4



Профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений

Практическая работа «Определение стиля поведения в коллективе»

1

0,5

0,5

2.2.5


Культура труда.

1

1


2.3.

Профессиональная карьера

7

5,5

1,5

2.3.1


Сущность профессиональной карьеры

1

1


2.3.2


Компоненты профессиональной карьеры

1

1


2.3.3




Сущность профессиональной карьеры как системы профессионального продвижения с учетом самореализации личности

2

1,5

0,5


2.3.4


Система профессионального непрерывного образования как условие профессионального роста

2

1

1


Итоговое повторение

1


1


Итого:

17

12

5


.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 11 КЛАСС

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

Теоретич.

Практич.

2.


Профессиональное самоопределение и карьера в Новосибирской области

8


4,5


3,5


2.4

Технология трудоустройства

6

3

3



2.4.1


Особенности трудоустройства на рынке труда г. Новосибирске, Новосибирской области. Способы поиска работы. Роль рекламы при трудоустройстве на работу.

1


1





2.4.2


Вопросы к кандидату при приеме на работу. Технология ответов на возможные вопросы работодателя. Техника завершения разговора.

1



1


Документы, необходимые при приеме на работу. Конфликтные ситуации при трудоустройстве. Типичные причины отказа в приеме на работу. Ролевая игра «Трудоустройство на работу».

1

0,5

0,5




2.4.3


Понятие презентации и самопрезентации. Понятия «резюме» и «портфолио». Структура, требования к составлению резюме и портфолио.

1

1


Практическая работа «Составление резюме» Практическая работа «Составление портфолио»

1


1

2.4.4

Этика и психология делового общения. Упражнения на формирование навыка телефонного общения и организации диалога.

1

0,5

0,5

2.5

Адаптация на рабочем месте

2

1,5

0,5

2.5

Понятие адаптации. Виды, формы и способы адаптации. Адаптация как одна из форм социализации. Социальная, профессиональная, психологическая адаптация на рабочем месте.

1

1


Новые жизненные и профессиональные задачи, связанные с началом профессиональной деятельности. Сюжетно-ролевая игра «Адаптация на рабочем месте».

1

0,5

0,5

3.

Проектирование профессиональной карьеры

9

2

7

3.1


Сущность проектирования профессиональной карьеры

3


2


1


3.1.1


Понятие «проективная и технологическая культура». Компоненты технологической культуры и их роль в проектировании профессиональной карьеры.

1


1



3.1.2

Этапы проектирования профессиональной карьеры Самооценка и внешняя оценка проекта. Технология презентации проекта.

1

1


Практическая работа: Построение модели профессиональной карьеры в соответствии с этапами проектирования профессиональной карьеры

1


1

3.2


Выполнение проекта «Моя профессиональная карьера» с учетом потребностей НСО

6


0

6


3.2.1


Самостоятельный поиск информации о путях приобретения профессии. Сбор информации для теоретической части исследования.

1


1

3.2.2


Определение проблемного поля. Постановка цели и задач. Составление плана работы над проектом

1


1

Обработка информации для теоретической части проекта. Структура. Таблицы и схемы. Сортировка. Способы анализа собранной информации.

1


1

3.2.3


Форматирование проектной работы Подготовка и оформление проекта.

1



1


3.2.4

Выбор вида и формы презентации. Структурирование содержания презентации. Подготовка к защите.

1


1

Презентация проектной работы. Заключительная конференция

1


1

Итого:

17

6,5

10,5


.

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 КЛАСС

п/п

Наименование разделов программы, тем уроков

Количество часов

Дата

всего

теория

практика


Направления социально-экономической политики НСО. Рынок труда Новосибирской области

1

1



Основы трудового законодательства.

Пр. раб «Анализ пакета документов при составлении трудового соглашения»

1

0,5

0,5


Социальная защищенность гражданина и работника

1

0,5

0,5


Сущность и структура деятельности


1

1



Технологии основных форм деятельности человека

Пр. раб «Составление опорных схем основных форм деятельности человека»

1

0,5

0,5


Сущность понятия «профессиональная деятельность»

1

1



Сферы профессиональной деятельности.

Практическая работа «Сферы профессиональной деятельности»

1

0,5

0,5


Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности

1

1



Профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений

Практическая работа «Определение стиля поведения в коллективе»

1

0,5

0,5


Культура труда.

1

1



Сущность профессиональной карьеры

1

1



Компоненты профессиональной карьеры

1

1



Самосознание и самооценка. Учет потребностей рынка и собственных склонностей в процессе профессионального выбора.

1

0,5

0,5


Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями.

1

1



Система профессионального непрерывного образования. Профессиональная переподготовка.

1

1



Практическая работа: Построение модели профессионального продвижения с учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей.

1

1


Итоговое повторение






Итого:

17

12

5




10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!