СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Валеология" 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Валеология" 11 класс»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ПЕРВОМАЙСКАЯ МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ – ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯСЛИ-САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА ИМЕНИ НИКОЛАЯ МИЛЮТИНА»




УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГОУ ЛНР «УВК «ПМГ-ДОУ

«Аленький цветочек»

им. Н.Милютина»

_______________________






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Валеология»

11 класс








Составитель

рабочей программы

Ерошенко Любовь Ивановна,

учитель биологии,

специалист высшей категории









2020г.







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса по валеологии для 11 класса составлена на основе Конституции Луганской Народной Республики (с изменениями), Закона Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128 – II «Об образовании» (с изменениями), государственных образовательных стандартов среднего общего  образования Луганской Народной Республики, утвержденных приказом Министерства образования и науки ЛНР от 25.05.2018г. № 495-ОД, зарегистрированных в Министерстве юстиции ЛНР 13.06.2018 № 200/1844, а также примерного учебного плана для общеобразовательных организаций, ориентированных на 5-дневную учебную неделю, согласно приказа Министерства образования и науки ЛНР «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики, осуществляющих реализацию государственных образовательных стандартов начального, основного, среднего общего образования» №559-од от 24.05.2020г.

Программа составлена на основе программы курса для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по биологии для X – XI классов (профильный уровень) составитель Коваленко С.И., рассмотренной Научно-методическим советом Государственного учреждения Луганской Народной Республики «НМЦРО» (протокол № 3 от 15.06.2017), утвержденной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 481 от 21.07.2017).

Общая характеристика курса

В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности школьников. По данным научных исследований, около 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечнососудистой и костномышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями и питанием, а также полной неграмотностью в вопросах сохранения здоровья и профилактики заболеваний. Одними из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений стали создание условий для увеличения двигательной нагрузки обучающихся, проведение внеучебных физкультурно - оздоровительных, спортивных мероприятий и развитие навыков здорового образа жизни.

Основная задача школы – подготовить ребенка, подростка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые знания. Здоровье – величайшая социальная ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. Становится все более очевидным, что для достижения здоровья населения предпочтение следует отдавать охране здоровья практически здорового человека.
Целью курса школьной валеологии является формирование у учащихся установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе, окружающим людям и природе.
Основные задачи курса

1. Разработка и реализация представлений о сущности здоровья, построение диагностических моделей и методов его оценки и прогнозирования.

2. Количественная оценка уровня здоровья практически здорового человека, его прогнозирование, характеристики образа и качества его жизни.

3. Формирование «психологии» здоровья, мотивации к коррекции образа жизни индивидом в целях укрепления здоровья.

4. Реализация индивидуальных оздоровительных программ, профилактика заболеваний, оценка эффективности оздоровительных мероприятий.

5. Овладение методами современных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий (по формированию телосложения, правильной осанки, рациональному дыханию, профилактике остроты зрения), умениями использовать их в самостоятельных занятиях физической культурой.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год обучения (1 час в неделю, всего 34 часа в 11 классе)

Планируемые результаты

В результате освоения обязательного минимума содержания данной программы ученики
должны уметь:
Объяснять:
 роль и значение здорового образа жизни в развитии общества и человека;
 цели и принципы физической культуры и спорта, их роль и значение в современном мире;
 роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, в профилактике вредных привычек, здорового образа жизни;
Характеризовать:
 индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями;
 особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительной эффективности;
Соблюдать:
 правила личной гигиены и закаливания организма;
 правила организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями;
 правила профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
Проводить:
 самостоятельные занятия физическими упражнениями с общей оздоровительнокорригирующей направленностью;
контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, функциональным состоянием и физической работоспособностью; контроль за дозировкой физической нагрузки и направленностью воздействия физических упражнений;
 приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;
 приемы спортивного массажа и самомассажа;
 занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Курс «Основы валеологии» – теория и практика формирования, сохранения и укрепления здоровья индивида с использованием медицинских и парамедицинских технологий. Предмет – индивидуальное здоровье человека, его механизмы.
Главными объектами курса «ЗОЖ» являются здоровый человек и человек в стадии
«предболезни». Методологические основы курса сформулированы в виде следующих принципов:
1. Курс «Основы валеологии» рассматривает здоровье человека
как самостоятельную социально-медицинскую категорию, сущность которой может быть
количественно и качественно охарактеризована прямыми показателями и которой можно
управлять (формировать ее, сохранять, укреплять).
2. Подход к человеку и его здоровью – интегративный (системный), холистический
(целостный). Методы воздействия – преимущественно немедикаментозные, естественные.
3. Разработка теоретических принципов курса отвечает задаче формирования общей теории
медицины, соединяющей философское осмысление сущности здоровья, болезни и переходных
состояний.
Курс «Основы валеологии» в доступной для подростка форме рассказывает ему о физиологических основах здоровья, о том, что важно знать строение, особенности функционирования и способы повышения работоспособности своегоорганизма; свое психическое здоровье и методы его регулирования; помогает подростку разобраться в своем внутреннем мире и понять, в какой степени от него зависит его собственное здоровье и здоровье окружающих его людей. Школьник, не умеющий заботиться о своем здоровье, ничего не предпринимающий для его укрепления, не будет здоровым, несмотря на все усилия школы и семьи. Только личная ответственность за свое здоровье в сочетании с необходимой компетенцией в приемах и технологиях сохранения и укрепления здоровья, а также знание своих индивидуальных особенностей позволяют достигать целей, которые ставит здоровьесберегающая педагогика (заложить основы формирования здорового и гармонично развитого поколения).
В результате изучения курса «Основы валеологии» учащиеся получат знания и навыки, которые пригодятся им во всей дальнейшей взрослой жизни.

Учебно-тематический план


п/п

Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество часов на изучение раздела, темы

1

Введение в валеологию. Здоровье. Здоровый
образ жизни.

5

2

Возраст и здоровье .

10

3

Движение и здоровье.

5

4

Психическое здоровье.

5

5

Алкоголь, табакокурение, наркомания и здоровье.

2

6

Оценка уровня физического развития.

5

7

Обобщение

2


Всего

34


Календарно-тематическое планирование



п/п

урока

в

теме

Тема урока

Дата проведения урока

Примечание

по плану

по факту


Введение в валеологию (5)

1

1

Введение в валеологию. Истоки и история развития валеологии как науки о здоровье. Основные задачи и понятия. Индивидуальное здоровье, его механизмы .




2

2

Место валеологии среди других наук. Классификация валеологии.




3

3

Факторы здоровья. Механизм формирования здорового образажизни




4

4

Практическая работа № 1.
«Ориентировочная оценка образа жизни».




5

5

Практическая работа № 2.
«Оценка физического здоровья, его безопасного уровня»




Возраст и здоровье (10)

6

1

Биологический возраст человека. Основные факторы, определяющие продолжительность жизни




7

2

Общие закономерности раннего онтогенеза человека




8

3

Особенности школьного возраста




9

4

Практическая работа № 3.
«Санитарно – гигиеническая оценка классной комнаты».




10

5

Практическая работа № 4.
«Гигиеническая оценка расписания уроков»




11

6

Практическая работа № 5.
«Гигиеническая оценка режима дня школьника».




12

7

Естественное и преждевременное старение .




13

8

Теории старения. Факторы продолжительности жизни.




14

9

Демографическая характеристика здоровья населения России




15

10

Обобщение и систематизация знаний



ТЕМА

Движение и здоровье (5)

16

1

Значение двигательной активности в жизнедеятельности человека




17

2

Морфункиональные изменения в организме
под влиянием физических нагрузок .




18

3

Практическая работа № 1 «Определение реакции сердечно - сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку»




19

4

Осанка и здоровье. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки.




20

5

Практическая работа № 2. « Можно ли отнести вашу двигательную активность к умеренной?»




Психическое здоровье (5)

21

1

Типы высшей нервной деятельности,
темперамент и здоровье.




22

2

Практическая работа № 3. «Определение
темперамента с помощью опросника Айзенка»




23

3

Виды нарушения психического здоровья .




24

4

Общий адаптационный синдром или стресс.




25

5

Практическая работа № 4. « Определение
уровня личной тревожности. Подвержены ли вы стрессу».




Алкоголь, табакокурение, наркомания и здоровье (2)

26

1

Социальные, психологические и биологические предпосылки развития алкоголизма .Табак как самый распространенный наркотик 21 века.




27

2

Наркотические и психоактивные вещества.
Механизм их действия.




Оценка уровня физического развития (5)

28

1

Оздоровительное питание.




29

2

Фитотерапия как система оздоровления.




30

3

Дыхательная гимнастика как система оздоровления.




31

4

Водолечение как система оздоровления.




32

5

Защита проектов «Я выбираю жизнь»




Обобщение (2)

33

1

Факторы здорового образа



ТЕМА

34

2

Итоговый урок