СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса « Художественный стиль речи» русский язык, 9аб класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса «Художественный стиль речи» (образовательная область - филология) предназначена для предпрофильной подготовки в 9 классе. Она основывается на тех же принципах, что и обязательная программа по русскому языку. Элективный курс направлен на повышение уровня языкового (речевого) развития учащихся.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса « Художественный стиль речи» русский язык, 9аб класс»

МБОУ Озерненская средняя школа

Духовщинского района Смоленской области

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель ШМО
___________________

ФИО

Протокол№_____

От «___»_______2013



«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

по УВР МБОУ

Озерненская СШ


____________________

ФИО

«___»_______2013



«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ

Озерненская СШ

Шилова Н.Н.


ФИО

Приказ №_______


От «___»_______2013






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса « Художественный стиль речи»

русский язык, 9аб класс

Силяева Светлана Ивановна, учитель













п.Озёрный

2013-2014уч.г.








Пояснительная записка.

Настоящая программа элективного курса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений 5 – 9 классы, Москва, «Просвещение», 2011. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Общая характеристика элективного курса

Программа элективного курса «Художественный стиль речи» (образовательная область - филология) предназначена для предпрофильной подготовки в 9 классе. Она основывается на тех же принципах, что и обязательная программа по русскому языку. Элективный курс направлен на повышение уровня языкового (речевого) развития учащихся. Поэтому в курсе усилено внимание к сведениям, относящимся к построению связного целого, включены вопросы, предполагающие рассмотрение материала, способствующего расширению и углублению знаний учащихся, а также вопросы, связанные с формированием у учащихся определённых умений в области развитияречи.

Все вопросы курса имеют практическую направленность. И хотя некоторые вопросы курса в какой-то мере совпадают с вопросами обязательной программы, включение их в программу курса оправдано (например, собирание и систематизирование материала, редактирование написанного). Программа элективного курса поможет учащимся успешно подготовиться к обязательному экзамену по русскому языку за курс основной школы.


Цели курса:

    • Познакомить школьников с эстетической функцией языка художественной литературы, с экспрессивными ресурсами русской фонетики, лексики, грамматики, морфологии и синтаксиса.

    • Познакомить с основными приемами использования языковых единиц в художественном тексте.

    • Показать выразительные возможности слова, особенности эстетической организации художественного текста, многообразие художественных текстов; особенности поэтического текста.

    • Учить учащихся создавать творческие работы с использованием выразительных средств художественного стиля.

Задачи элективного курса:

  • знакомство учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование её в речи;

  • изучение приемов индивидуально-авторского использования языковых средств;

  • обеспечение расширения лингвистического кругозора;

  • формирование языкового вкуса;

  • наблюдение над особенностями языка в художественном произведении;

обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с “Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку




Место элективного курса «Художественный стиль речи» в базисном учебном плане

Учебный план школы предусматривает на изучение курса 34 часа из расчета 1час в неделю.


Формы организации образовательного процесса

Основной формой обучения является урок.

Выбор форм зависит от уровня подготовленности учащихся, от объема изучаемого материала, его новизны,трудности.

Основные формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые,фронтальные.

Занятия предусматривают различные формы, как традиционные, так и современные: элементы школьной лекции, семинары и лабораторные работы, деловые и ролевые игры, ситуативные упражнения, тематические беседы и обсуждения, диспуты, дискуссии, конференции, ситуативные эксперименты, проектные технологии.


Технологииобучения

Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметногоматериала.

Информационно-коммуникационныетехнологии.

Здоровьесберегающие технологии: использование различных наглядных средств, средств ТСО, мультимедиа-комплексов, компьютера в соответствии с требованиями САНПиН, активное внедрение оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствие условий в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений, наблюдение за посадкой учащихся; чередование поз в соответствии с видом работы.

Технология уровневой дифференциации.

Технология обучения как учебного исследования. Технология обучения в сотрудничестве. Проектная технология.

Виды занятий.

Курс обеспечивает как работу учащихся под руководством учителя, так и самостоятельные наблюдения над различными источниками, которые затем оформляются в виде небольших докладов или сочинений-статей, выливаются в дискуссии, творческие работы: сочинения разных жанров, мини-исследования, рефераты, творческие отчёты и т. д. Старшеклассники могут использовать материалы учебника, текущей прессы, радио, телевидения

Формы контроля и возможные варианты его проведения

Формы контроля

Для оценивания достижений обучающимися элективных курсов выбрана следующая система:

А) зачёт – незачёт

Курс может считаться зачтённым, если:

А) обучающийся посетил не менее 80% занятий по этому курсу;

Б) выполнил какую-либо зачётную работу. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме коллективного обсуждения творческих работ учащихся во время проведения итоговых практических занятий, когда работы самих же учащихся по конкретной теме тиражируются и корректируются группой или индивидуально. В процессе анализа работ происходит обсуждение оригинальности замысла и глубины его воплощения автором, сравнение различных способов решения поставленных задач.





Планируемый результат

В результате обучения ученик должен

иметь представление:

• о коммуникативной функции языка;

• о литературном языке как основе художественной литературы;

• о языковых нормах и их признаках;

знать:

• смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, проблема, авторская позиция, аргументы;

• стили речи и их признаки;

• особенности жанров,

• признаки текста и его функционально смысловые типы;

• основные нормы русского литературного языка;

уметь:

• различать стили речи;

• понимать прочитанный текст, проводить его анализ;

• определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное отношение к фак­там и явлениям окружающего мира;

• подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;

• свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения тек­ста;

• создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

• осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и ре­дактировать текст;

• применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.

Учебно-методический комплекс:

  1. Г.С.Меркин, Т.М.Зыбина, Н.А.Максимчук, О.С.Рябикова. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя / Под общей редакцией Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М.: ООО “ТИД “Русское слово - РС”, 2005. – 208 с.

  2. Русский язык и литература. Средства и приёмы выразительной речи. 5 – 9 классы: тренинговые задания на уроках / сост. М.Е. Кривоплясова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 78 с.

  3. Васильева А.Н. Стилистический анализ языка художественного произведения. – М., 1966.

  4. Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М.: Наука, 1971.

  5. Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М.: Высш. шк., 1989.

  6. Москвин В.П. О разновидностях перифразы // Рус.яз. в шк. -2001. - № 1. – С. 74-77.

  7. Студнева А.И. Лингвистический анализ художественного текста. – Волгоград, 1983

Содержание элективного курса «Художественный стиль речи».


1.Художественная речь. Стиль художественной литературы и литературный язык. 2. Выразительные средства фонетики: 4ч.

звукопись: ассонанс, аллитерация, звукоподражание. Звукоподражания в загадках. Орфоэпия. Орфоэпия поэтическая. Рифма.


3. Выразительные средства словообразования. 1ч.

Паронимы, парономасы. Выразительные средства словообразования в пословицах, поговорках, загадках. Суффиксы субъективной оценки

.4.Выразительные средства лексики. 20ч.

Метафора... “Скрытое сравнение”. Синонимы и антонимы. Метонимия и синекдоха.

Перифраза. Разновидности перифразы и особенности её функционирования.

Эпитет как разновидность тропа.Сравнение – простейший вид тропа.

Олицетворение (персонификация) – один из распространённых художественных тропов.Гипербола и литота.Градация.

5 . Выразительные средства морфологии. 3ч.

Образная функция имен прилагательных. Эпитеты. Экспрессивная роль глаголов, местоимений в художественном тексте.

6.. Выразительные средства синтаксиса 4ч

Риторические вопросы и обращения. Риторическое восклицание. Инверсия..

Умолчание и эллипсис как особенные стилистические фигуры.

Юмор, ирония, сарказм , гротеск. Каламбур.






Календарно-тематическое планирование


№п/п

Кол-во часов

Тема урока

Дата планируемая

Дата фактическая

1

1

Стиль художественной литературы и литературный язык. Писатели, поэты, учёные о богатстве русского языка.



2

1

Особенности звуковой организации художественного текста. Звукопись в художественном тексте. Аллитерация и ассонанс.





Работа со стихотворными текстами




3

1

Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации и их смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза, темп, тембр речи).





Пунктуация м смысл высказывания. Связи пунктуации и интонации



4

1

Изобразительные ресурсы русского словообразования. Стилистические приёмы, основанные на значимости морфем: семантизация морфем, словообразовательный повтор.





Использование слов-паронимов



5

1

Паронимы и парономасы.



6

1

Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки.



7

1

Лексическое богатство русского языка.






Лексическое богатство русского языка.






Основные виды тропов



8

1

Экспрессивное использование омонимов в художественных текстах для усиления изобрази-тельности.



9

1

Стилистическоеиспользованиемногозначныхслов.



10

1

Стилистическое употребление синонимов и антонимов.





Контекстуальные синонимы и антонимы



11

1

Оксюморон.



12

1

Метонимия.






Синекдоха.



13

1

Градация.



14

1

Стилистическое использование фразеологизмов в художественной речи.



15

1

Литота.





Гипербола.



16

1

Образная функция имени прилагательного в художественной речи. Эпитеты.





Сравнения.



17

1

Олицетворение.





Экспрессивная роль глаголов в художественном тексте





Олицетворение





Экспрессивная роль местоимений в художественном тексте





Риторические вопросы





Риторические обращения





Риторические восклицания





Юмор в художественном произведении. Ирония. Каламбур. Сарказм.





Написание сочинения.





Написание сочинения