МБОУ Озерненская средняя школа
Духовщинского района Смоленской области
«РАССМОТРЕНО» Руководитель ШМО ___________________ ФИО Протокол№_____ От «___»_______2013 | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР МБОУ Озерненская СШ ____________________ ФИО «___»_______2013 | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ Озерненская СШ Шилова Н.Н. ФИО Приказ №_______ От «___»_______2013 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса « Художественный стиль речи»
русский язык, 9аб класс
Силяева Светлана Ивановна, учитель
п.Озёрный
2013-2014уч.г.
Пояснительная записка.
Настоящая программа элективного курса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений 5 – 9 классы, Москва, «Просвещение», 2011. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Общая характеристика элективного курса
Программа элективного курса «Художественный стиль речи» (образовательная область - филология) предназначена для предпрофильной подготовки в 9 классе. Она основывается на тех же принципах, что и обязательная программа по русскому языку. Элективный курс направлен на повышение уровня языкового (речевого) развития учащихся. Поэтому в курсе усилено внимание к сведениям, относящимся к построению связного целого, включены вопросы, предполагающие рассмотрение материала, способствующего расширению и углублению знаний учащихся, а также вопросы, связанные с формированием у учащихся определённых умений в области развитияречи.
Все вопросы курса имеют практическую направленность. И хотя некоторые вопросы курса в какой-то мере совпадают с вопросами обязательной программы, включение их в программу курса оправдано (например, собирание и систематизирование материала, редактирование написанного). Программа элективного курса поможет учащимся успешно подготовиться к обязательному экзамену по русскому языку за курс основной школы.
Цели курса:
Познакомить школьников с эстетической функцией языка художественной литературы, с экспрессивными ресурсами русской фонетики, лексики, грамматики, морфологии и синтаксиса.
Познакомить с основными приемами использования языковых единиц в художественном тексте.
Показать выразительные возможности слова, особенности эстетической организации художественного текста, многообразие художественных текстов; особенности поэтического текста.
Учить учащихся создавать творческие работы с использованием выразительных средств художественного стиля.
Задачи элективного курса:
знакомство учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование её в речи;
изучение приемов индивидуально-авторского использования языковых средств;
обеспечение расширения лингвистического кругозора;
формирование языкового вкуса;
наблюдение над особенностями языка в художественном произведении;
обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с “Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку
Место элективного курса «Художественный стиль речи» в базисном учебном плане
Учебный план школы предусматривает на изучение курса 34 часа из расчета 1час в неделю.
Формы организации образовательного процесса
Основной формой обучения является урок.
Выбор форм зависит от уровня подготовленности учащихся, от объема изучаемого материала, его новизны,трудности.
Основные формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые,фронтальные.
Занятия предусматривают различные формы, как традиционные, так и современные: элементы школьной лекции, семинары и лабораторные работы, деловые и ролевые игры, ситуативные упражнения, тематические беседы и обсуждения, диспуты, дискуссии, конференции, ситуативные эксперименты, проектные технологии.
Технологииобучения
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметногоматериала.
Информационно-коммуникационныетехнологии.
Здоровьесберегающие технологии: использование различных наглядных средств, средств ТСО, мультимедиа-комплексов, компьютера в соответствии с требованиями САНПиН, активное внедрение оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствие условий в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений, наблюдение за посадкой учащихся; чередование поз в соответствии с видом работы.
Технология уровневой дифференциации.
Технология обучения как учебного исследования. Технология обучения в сотрудничестве. Проектная технология.
Виды занятий.
Курс обеспечивает как работу учащихся под руководством учителя, так и самостоятельные наблюдения над различными источниками, которые затем оформляются в виде небольших докладов или сочинений-статей, выливаются в дискуссии, творческие работы: сочинения разных жанров, мини-исследования, рефераты, творческие отчёты и т. д. Старшеклассники могут использовать материалы учебника, текущей прессы, радио, телевидения
Формы контроля и возможные варианты его проведения
Формы контроля
Для оценивания достижений обучающимися элективных курсов выбрана следующая система:
А) зачёт – незачёт
Курс может считаться зачтённым, если:
А) обучающийся посетил не менее 80% занятий по этому курсу;
Б) выполнил какую-либо зачётную работу. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме коллективного обсуждения творческих работ учащихся во время проведения итоговых практических занятий, когда работы самих же учащихся по конкретной теме тиражируются и корректируются группой или индивидуально. В процессе анализа работ происходит обсуждение оригинальности замысла и глубины его воплощения автором, сравнение различных способов решения поставленных задач.
Планируемый результат
В результате обучения ученик должен
иметь представление:
• о коммуникативной функции языка;
• о литературном языке как основе художественной литературы;
• о языковых нормах и их признаках;
знать:
• смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, проблема, авторская позиция, аргументы;
• стили речи и их признаки;
• особенности жанров,
• признаки текста и его функционально смысловые типы;
• основные нормы русского литературного языка;
уметь:
• различать стили речи;
• понимать прочитанный текст, проводить его анализ;
• определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное отношение к фактам и явлениям окружающего мира;
• подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;
• свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста;
• создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
• осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
• применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.
Учебно-методический комплекс:
Г.С.Меркин, Т.М.Зыбина, Н.А.Максимчук, О.С.Рябикова. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя / Под общей редакцией Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М.: ООО “ТИД “Русское слово - РС”, 2005. – 208 с.
Русский язык и литература. Средства и приёмы выразительной речи. 5 – 9 классы: тренинговые задания на уроках / сост. М.Е. Кривоплясова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 78 с.
Васильева А.Н. Стилистический анализ языка художественного произведения. – М., 1966.
Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М.: Наука, 1971.
Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М.: Высш. шк., 1989.
Москвин В.П. О разновидностях перифразы // Рус.яз. в шк. -2001. - № 1. – С. 74-77.
Студнева А.И. Лингвистический анализ художественного текста. – Волгоград, 1983
Содержание элективного курса «Художественный стиль речи».
1.Художественная речь. Стиль художественной литературы и литературный язык. 2. Выразительные средства фонетики: 4ч.
звукопись: ассонанс, аллитерация, звукоподражание. Звукоподражания в загадках. Орфоэпия. Орфоэпия поэтическая. Рифма.
3. Выразительные средства словообразования. 1ч.
Паронимы, парономасы. Выразительные средства словообразования в пословицах, поговорках, загадках. Суффиксы субъективной оценки
.4.Выразительные средства лексики. 20ч.
Метафора... “Скрытое сравнение”. Синонимы и антонимы. Метонимия и синекдоха.
Перифраза. Разновидности перифразы и особенности её функционирования.
Эпитет как разновидность тропа.Сравнение – простейший вид тропа.
Олицетворение (персонификация) – один из распространённых художественных тропов.Гипербола и литота.Градация.
5 . Выразительные средства морфологии. 3ч.
Образная функция имен прилагательных. Эпитеты. Экспрессивная роль глаголов, местоимений в художественном тексте.
6.. Выразительные средства синтаксиса 4ч
Риторические вопросы и обращения. Риторическое восклицание. Инверсия..
Умолчание и эллипсис как особенные стилистические фигуры.
Юмор, ирония, сарказм , гротеск. Каламбур.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Кол-во часов | Тема урока | Дата планируемая | Дата фактическая |
1 | 1 | Стиль художественной литературы и литературный язык. Писатели, поэты, учёные о богатстве русского языка. | | |
2 | 1 | Особенности звуковой организации художественного текста. Звукопись в художественном тексте. Аллитерация и ассонанс. | | |
| | Работа со стихотворными текстами | | |
3 | 1 | Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации и их смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза, темп, тембр речи). | | |
| | Пунктуация м смысл высказывания. Связи пунктуации и интонации | | |
4 | 1 | Изобразительные ресурсы русского словообразования. Стилистические приёмы, основанные на значимости морфем: семантизация морфем, словообразовательный повтор. | | |
| | Использование слов-паронимов | | |
5 | 1 | Паронимы и парономасы. | | |
6 | 1 | Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки. | | |
7 | 1 | Лексическое богатство русского языка. | | |
| | Лексическое богатство русского языка. | | |
| | Основные виды тропов | | |
8 | 1 | Экспрессивное использование омонимов в художественных текстах для усиления изобрази-тельности. | | |
9 | 1 | Стилистическоеиспользованиемногозначныхслов. | | |
10 | 1 | Стилистическое употребление синонимов и антонимов. | | |
| | Контекстуальные синонимы и антонимы | | |
11 | 1 | Оксюморон. | | |
12 | 1 | Метонимия. | | |
| | Синекдоха. | | |
13 | 1 | Градация. | | |
14 | 1 | Стилистическое использование фразеологизмов в художественной речи. | | |
15 | 1 | Литота. | | |
| | Гипербола. | | |
16 | 1 | Образная функция имени прилагательного в художественной речи. Эпитеты. | | |
| | Сравнения. | | |
17 | 1 | Олицетворение. | | |
| | Экспрессивная роль глаголов в художественном тексте | | |
| | Олицетворение | | |
| | Экспрессивная роль местоимений в художественном тексте | | |
| | Риторические вопросы | | |
| | Риторические обращения | | |
| | Риторические восклицания | | |
| | Юмор в художественном произведении. Ирония. Каламбур. Сарказм. | | |
| | Написание сочинения. | | |
| | Написание сочинения | | |