РЕСПУБЛИКА КРЫМ
ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОЩИНСКАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла __________________________ Протокол № ________ от__________________20___г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР __________ О.А.Маненко «____» ___________ 20____г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ: ___________Н.И.Воеводкина Приказ № _____ от «___»__________ 20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Нормы русского литературного языка»
Класс: _11_
Количество часов в неделю: __1ч
Срок реализации программы: 2017 - 2018 учебный год
Учитель русского языка и литературы:
Герасименко
Елена
Николаевна
Категория: І (первая)
Стаж работы: 19 лет
с.Рощино, 2017г.
Содержание
Пояснительная записка................................................................................ 3
Раздел 1. Требования к уровню подготовки обучающихся.................................................................................................. 4
Раздел 2. Содержание учебного предмета................................................. 5
Раздел 3. Тематическое планирование ..................................................... 6
Пояснительная записка
Настоящая программа элективного курса по русскому языку предназначена для обучения учащихся 11 класса, базируется на программно-методических материалах по русскому языку С.И. Львовой (под редакцией Л.М. Рыбченковой: изд. «Дрофа», Москва, 2001 г.), которая соответствует стандартам по русскому языку. Используется в качестве программно-методического сопровождения.
Программа курса «Нормы русского литературного языка» предназначена для углубления знаний по русскому языку, подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ. Владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности. Для языка характерна неодинаковая обязательность и устойчивость нормы, широта ее действия. В литературном языке имеются тысячи вариантов, которые возникают вследствие развития языка и отражают временное сосуществование старого и нового. Часто случается, что оба варианта отвечают требованиям нормы, допустимы в пределах литературной нормы, но обладают определенным функциональным своеобразием. Характеристика этих особенностей – важная задача обучения русскому языку. В рамках курса необходимо рассмотреть, как складываются нормы, каковы причины их колебаний.
Цель курса
- ознакомить учащихся с орфоэпическими, акцентологическими, лексическими, морфологическими и синтаксическими нормами современного русского литературного языка,
- выработать у них навыки редактирования текста, умение исправлять ошибки, связанные с нарушением норм современного русского литературного языка, строить предложения в соответствии с нормами современного литературного языка.
Раздел 1. Требования к уровню подготовки обучающихся.
учащиеся должны:
знать
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- орфоэпические, лексические, грамматические, морфологические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- свободно использовать справочную литературы по русскому языку;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов; справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде различных информационных носителях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- применения на практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского языка;
- соблюдения в процессе письма орфографических и пунктуационных норм современного русского языка;
- эффективного использования языковых единиц в речи;
- соблюдения норм речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
- фиксирования замеченных нарушений норм в процессе аудирования, различение грамматических ошибок и речевых недочетов, тактичного реагирования на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Раздел 2. Содержание элективного курса
Введение – 1ч.
Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы. Нормы русского литературного языка.
Орфоэпические нормы современного русского языка – 4 ч.
Орфоэпия и фонетика. Динамичность орфоэпических норм, изменения в произношении слов. Два типа произношения. Произношение отдельных сочетаний звуков. Произношение иноязычных слов. Отклонение от норм литературного произношения под влиянием просторечий и диалектов. Особенности произношения заимствованных слов в русском языке. Основные особенности произношения. Интонация. Русская акцентология. Особенности ударения в русском языке.
Лексические нормы – 9ч.
Исконно русские слова. Старославянизмы. Активный и пассивный состав лексики. Слова пассивного запаса: устаревшая лексика (архаизмы, историзмы) и неологизмы (окказионализмы). Лексика ограниченного употребления: диалектная лексика, жаргоны, специальная лексика, профессионализмы, термины. Паронимы Фразеологизмы. Крылатые слова. Словесные ассоциации.
Словообразовательные нормы – 2ч.
Выразительные особенности словообразования.
Морфологические нормы – 7ч.
Определение рода имен существительных. Склонение географических наименований (топонимов) и собственных имен. Употребление числительных. Формы местоимений. Формы глагола. Умение передать одно и то же содержание (значение) разными способами (различными грамматическими конструкциями).
Синтаксические нормы -8ч.
Синтаксические связи в словосочетании. Синтаксические связи в предложении. Умение анализировать особенности употребления различного вида предложений в тексте. Соблюдение синтаксических норм в словосочетаниях и предложениях. Трудные случаи управления. Построение предложений с деепричастными и причастными оборотами. Построение предложений с косвенной речью. Построение сложноподчиненных предложений. Умение использовать различные способы введения цитат при написании сочинений на литературную тему.
Повторение и обобщение материала – 3ч.
РАЗДЕЛ 3. Тематическое планирование
Класс 11
Количество часов по учебному плану
Всего 34 час; в неделю 1 час.
Учебник: Русский язык 10-11 класс/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова и др. –М.: Просвещение, 2014.
Табличное представление тематического планирования
№ | Наименование разделов и тем | Учебные часы | |
1 | Введение. Понятие нормы. | 1 | |
2 | Орфоэпические нормы русского языка. | 4 | |
3 | Лексические нормы в русском языке | 9 | |
4 | Словообразовательные нормы. | 2 | |
5 | Морфологические нормы русского языка. | 7 | |
6 | Синтаксические нормы русского языка | 8 | |
7 | Повторение и обобщение материала | 3 | |
| Итого | 34 | |
6