Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – лицей
«Воскресенская кадетская школа»
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Дискуссионный клуб «Эрудит»
Срок освоения: 4 года (1-4 классы)
Составитель
Савина Светлана Викторовна,
учитель начальных классов
г.о. Воскресенск
2022 год
Пояснительнаязаписка
Программа «Эрудит» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная граммотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.3638-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Положение о составлении рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядке их согласования и утверждения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – лицея «Воскресенская кадетская школа» городского округа Воскресенск Московской области;
Основная образовательная программа начального общего образования на 2020-2025 учебные года муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – лицея «Воскресенская кадетская школа» городского округа Воскресенск Московской области;
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – лицея «Воскресенская кадетская школа» городского округа Воскресенск Московской области на 2022-2023 учебный год;
Единый график организации образовательного процесса и особенности формирования основных образовательных программ на 2022-2023 учебный год.
В соответствии с учебным планом МБОУ-лицея «Воскресенская кадетская школа» на изучение программы отводится во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Эрудит» реализуется с учетом рабочей программы воспитания «МБОУ-лицея «ВКШ».
Форма организации: дискуссионный клуб.
Основныепринципы,накоторыхпостроенапрограмма:
создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
обеспечиваетсявозможностьпродвижениякаждогоребенкасвоимтемпом (принцип минимакса);
при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
обеспечиваютсяпреемственныесвязимеждувсемиступенями обучения (принцип непрерывности).
Программа курса введена в часть учебного плана, формируемого ОУ в рамках общеинтеллектуальногонаправления, выходит за рамки общеобразовательной программы, направлена на:
разностороннее раскрытие индивидуальных способностей ребенка, самостоятельный творческий поиск.
развитиеу детейинтересакразличнымвидамдеятельности,желаниюактивно участвовать в практической деятельности.
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить и проверять гипотезы.
умениеаргументироватьсвоюпозициювкоммуникации,учитыватьразныемнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
расширение знаний, учащихся о закономерностях родного языка и представлению по математике, литературе.
Технологииорганизациивнеурочнойдеятельности:
уровневаядифференциация
проблемноеобучение
моделирующаядеятельность
поисковаядеятельность
информационно-коммуникационныетехнологии
здоровьесберегающаятехнология
Основные формы работы: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один виддеятельности сменяется другим. Формы проведений занятий:
игра;
викторины;
конкурсы;
турниры;
игры– путешествия;
экскурсии;
онлайнэкскурсии;
Программа данного курса представляет систему интеллектуально- развивающих занятий для учащихся начальных классов. И рассчитана на четыре года обучения (135 часов): I класс - 33 часа, II класс -34 часа, III класс -34 часа, IV класс -34 часа.
Формыпредставлениярезультатов.
Участие в международных, городских, районных конкурсах интеллектуалов, олимпиадах, марафонах (командное и индивидуальное первенство), пополнение личного портфолио результатами.
Планируемыерезультатыосвоениякурсавнеурочнойдеятельност
Уровнивоспитательныхрезультатоввнеурочнойдеятельностипокурсу«Эрудит».
Первыйуровеньрезультатов:
формированиеиразвитиеразличныхвидовпамяти,внимания,воображения;
формированиеиразвитиеобщеучебныхуменийинавыков;
формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Второйуровеньрезультатов:
развитиемышленияв ходе усвоениятакихприёмовмыслительнойдеятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделятьглавное, доказывать и опровергать.
Требованиякличностным,метапредметнымипредметнымрезультатам освоения курса
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования:
РезультатыразвитияУУД: Личностные
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Регулятивные
определятьиформулироватьцельдеятельности спомощьюучителя;
проговариватьпоследовательностьдействий;
учитьсяработатьпопредложенномуучителемплану;
учитьсяотличатьверно,выполненноезаданиеотневерного;
учитьсясовместносучителемидругимиученикамидаватьэмоциональнуюоценку деятельности товарищей.
Познавательные
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместнойработы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейшихмоделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
коммуникативные
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушатьипониматьречьдругих;
читатьипересказыватьтекст;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учитьсявыполнятьразличныероливгруппе(лидера, исполнителя,критика).
предметные
описыватьпризнакипредметовиузнаватьпредметыпоихпризнакам;
выделятьсущественныепризнакипредметов;
сравниватьмеждусобойпредметы,явления;
обобщать,делатьнесложныевыводы;
классифицироватьявления,предметы;
определятьпоследовательностьсобытий;
судитьопротивоположныхявлениях;
даватьопределениятемилиинымпонятиям;
определятьотношениямеждупредметамитипа«род-вид»;
выявлятьфункциональныеотношениямеждупонятиями;
выявлятьзакономерностиипроводитьаналогии.
Содержаниекурсавнеурочнойдеятельности:
Выполнениепрограммы«Эрудит»рассчитаноначетырёхлетнийсрокобучения.
Волшебнаяматематика(7ч) Игры с таблицей сложения
Закончи логический ряд Измени фигуру («Танграм») Найдисимметричныефигуры МатематическийКВН Математические фокусы.
«Брейн–ринг»
Вцарствесмекалки(11ч.)
«Что?Где?Когда?»
Блиц-турнирпорешениюзадач Игры со словами
Удивительныймирнаук. Удивительныймирнаук. Игра «Юный эколог».
Решениелогическихзадачизадач-шуток.
«Мир,вкотороммыживем».
«В мире цифр». Числовыеребусы.
Геометрическийкалейдоскоп
Олимпиадныезадания(6ч)
Львёнок
Русскиймедвежонок Спасатели
Зелёная математика Русскиймедвежонок Русскиймедвежонок
Оченьважнуюнаукупостигаеммыбезскуки(10ч)
«На загадочной волне» (Загадки – акростихи, кроссворд). Составлениекнижки-малышки.Пословицанедароммолвится. Игра «Кто хочет стать миллионером?».
Загадкивокругнас.
Графическиезадания«Рисуемпоклеточкам»,«Продолжиузор».
«Цветочнаяугадай-ка».
СказкиА.С.Пушкина(«Узнайсказку»,«Найдиипродолжизакономерность»,
«Найдиошибки»).
Задания на развитие памяти, внимания. Игры«Буквыперепутались»,«Рисуем по клеточкам», «Глаз – фотограф».
«Буквыперепутались»,«Рисуемпоклеточкам»,«Глаз–фотограф».
Проект - «Коллективная работа по организации классной выставки» (лучшие загадки, ребусы, задачи повышенной трудности, задачи составленные детьми, взятые из жизни).
Тематическийплан:
№ | Названиеразделов | Количествочасов |
1 | Волшебнаяматематика | 7 |
2 | Вцарствесмекалки | 11 |
3 | Олимпиадныезадания | 6 |
4 | Оченьважнуюнаукупостигаем мы без скуки | 10 |
| Всего | 34 |
Материально–техническоеиучебно–методическоеобеспечениекурса
№ | Автор,годиздания | Названиепособия | Видпособия |
1. | ДробышевЮ.А.ФГОС– М.: Издательство «Экзамен»,2015г. | Олимпиадыпоматематике. 1-4 класс. | Пособиедляучителя |
2. | ЕфимоваИ.В.–Ростов н\Д: Феникс, 2013 г. | Логическиезаданиядля2 класса: орешки для ума | Пособиедляучителя |
3. | А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова.–2–еизд. | Как проектировать универсальныеучебные действия в начальной школе: от действия к мысли | Методическое пособиедляучителя |
4. | МаксимоваТ.Н.М.: ВАКО, 2011г. | Олимпиадныезаданияпо математике, русскому языку и курсу «Окружающиймир»:1-2 классы. – | Пособиедляучителя |
5. | Нежинская О.Ю. Волгоград.2004г. | Занимательныематериалы для развития логического мышления. | Пособиедляучителя |
uchi.ru.
znanio.ru
infourok.ru
yaklass.ru
prodlenka.org.
Онлайн-читать.рф
Videourok.net
http://prozagadki.ru/
https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/igry/241
https://infourok.ru/zadaniya-po-teme-intellektualniy-klub-mislitel-klass-3293930.html
https://znanio.ru/media/prezentatsiya_intellektualnyj_klub_myslitel_dlya_zanyatij_po_vneurochnoj_deyatelnosti_2_4_klassy-141072
http://ddtcentr.edusite.ru/p34aa1.html
http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=489
Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№ п/ п | Темазанятия | Кол-во часов | Формыпроведения | ЦОР/ЭОР |
РазделI.Волшебнаяматематика(7ч) |
1. | Игрыстаблицей сложения | 1 | Практическаяработа | http://prozagadki.ru/ https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/igry/241 |
2. | Закончилогическийряд | 1 | Викторина | https://infourok.ru/zadaniya-po-teme-intellektualniy-klub-mislitel-klass-3293930.html |
3. | Изменифигуру(«Танграм») | 1 | Творческаяработа | uchi.ru. znanio.ru infourok.ru yaklass.ru prodlenka.org |
4. | Найдисимметричныефигуры | 1 | Экскурсия | http://prozagadki.ru/ https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/igry/241 https://infourok.ru/zadaniya-po-teme-intellektualniy-klub-mislitel-klass-3293930.html |
5. | МатематическийКВН | 1 | КВН | uchi.ru. znanio.ru infourok.ru yaklass.ru prodlenka.org |
6. | Математическиефокусы. | 1 | Практическаяработа | https://znanio.ru/media/prezentatsiya_intellektualnyj_klub_myslitel_dlya_zanyatij_po_vneurochnoj_deyatelnosti_2_4_klassy-141072 http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=489 |
7. | «Брейн–ринг» | 1 | Интеллектуальный конкурс | uchi.ru. znanio.ru infourok.ru yaklass.ru prodlenka.org |
РазделII.Вцарствесмекалки(11ч.) |
8. | «Что?Где?Когда?» | 1 | Викторина | https://infourok.ru/zadaniya-po-teme-intellektualniy-klub-mislitel-klass-3293930.html |
9. | Блиц-турнирпорешениюзадач | 1 | Блиц-турнир | uchi.ru. znanio.ru infourok.ru |
10. | Игрысословами | 1 | Игра–соревнование | uchi.ru. znanio.ru infourok.ru yaklass.ru |
11. | Удивительныймирнаук. | 1 | Игра | http://ddtcentr.edusite.ru/p34aa1.html http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=489 |
12. | Удивительныймирнаук. | 1 | Викторина | uchi.ru. znanio.ru infourok.ru |
13. | Игра«Юныйэколог». | 1 | Интеллектуальнаяигра | http://prozagadki.ru/ https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/igry/241 https://infourok.ru/zadaniya-po-teme-intellektualniy-klub-mislitel-klass-3293930.html |
14. | Решениелогическихзадачизадач-шуток. | 1 | Игра–соревнование | uchi.ru. znanio.ru infourok.ru |
15. | «Мир,вкотороммыживем». | 1 | Викторина | https://infourok.ru/zadaniya-po-teme-intellektualniy-klub-mislitel-klass-3293930.html |
16. | «Вмирецифр». | 1 | Познавательнаяигра | uchi.ru. znanio.ru infourok.ru |
17. | Числовыеребусы. | 1 | Игра | uchi.ru. znanio.ru infourok.ru |
18. | Геометрическийкалейдоскоп | 1 | Викторина | uchi.ru. znanio.ru infourok.ru |
РазделIII.Олимпиадныезадания(6ч) |
19. | Львёнок | 1 | Конкурс | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2013/02/03/olimpiada-po-matematike-2-klass |
20. | Русскиймедвежонок | 1 | конкурс | https://russian-kenguru.ru/konkursy/russkii-medvezhonok/zadachi |
21. | Спасатели | 1 | Игра-конкурс | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2021/10/22/zadaniya-konkursa-spasateli-i-mozgovoy |
22. | Зелёнаяматематика | 1 | Конкурс | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2021/10/22/zadaniya-konkursa-spasateli-i-mozgovoy |
23. | Русскиймедвежонок | 1 | Конкурс | https://russian-kenguru.ru/konkursy/russkii-medvezhonok/zadachi |
24. | Русскиймедвежонок | 1 | Игра–соревнование | https://russian-kenguru.ru/konkursy/russkii-medvezhonok/zadachi |
РазделIV.Оченьважнуюнаукупостигаеммыбезскуки(10ч) |
25. | «На загадочной волне» (Загадки – акростихи, кроссворд). | 1 | Игра–соревнование | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/distantsionnoe-obuchenie/2020/04/22/2-b-klass-na-zagadochnoy-volne |
26. | Составление книжки-малышки. Пословица недароммолвится. | 1 | Практическаяработа | https://infourok.ru/proekt-2-klass-knizhka-malyshka-svoimi-rukami-5126545.html |
27. | Игра«Ктохочетстатьмиллионером?». | 1 | Конкурс | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/11/28/vneklassnoe-zanyatie-kto-khochet-stat-otlichnikom |
28. | Загадкивокругнас. | 1 | Экскурсия | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/11/28/vneklassnoe-zanyatie-kto-khochet-stat-otlichnikom |
29. | Графические задания «Рисуем по клеточкам», «Продолжиузор». | 1 | Игра–соревнование | https://yandex.ru/games/tag/obrazovatelnaia_193?utm_medium=search&utm_source=yandex&utm_campaign=rus_games_category-tag1_yandex_search_460.new%7C59209247&utm_content=k50id%7C0100000026530692936_%7Ccid%7C59209247%7Cgid%7C4460577377%7Caid%7C10267378451%7Cadp%7Cno%7Cpos%7Cpremium2%7Csrc%7Csearch_none%7Cdvc%7Cdesktop%7Cmain&k50id=0100000026530692936_&utm_term=образовательная%20игры&_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs1OTIwOTI0NzsxMDI2NzM3ODQ1MTt5YW5kZXgucnU6cHJlbWl1bQ&yclid=13373626657766899711 |
30. | «Цветочнаяугадай-ка». | 1 | Игра | https://yandex.ru/games/tag/obrazovatelnaia_193?utm_medium=search&utm_source=yandex&utm_campaign=rus_games_category-tag1_yandex_search_460.new%7C59209247&utm_content=k50id%7C0100000026530692936_%7Ccid%7C59209247%7Cgid%7C4460577377%7Caid%7C10267378451%7Cadp%7Cno%7Cpos%7Cpremium2%7Csrc%7Csearch_none%7Cdvc%7Cdesktop%7Cmain&k50id=0100000026530692936_&utm_term=образовательная%20игры&_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs1OTIwOTI0NzsxMDI2NzM3ODQ1MTt5YW5kZXgucnU6cHJlbWl1bQ&yclid=13373626657766899711 |
31. | СказкиА.С.Пушкина(«Узнайсказку»,«Найдии продолжи закономерность», «Найди ошибки»). | 1 | Викторина | https://yandex.ru/games/tag/obrazovatelnaia_193?utm_medium=search&utm_source=yandex&utm_campaign=rus_games_category-tag1_yandex_search_460.new%7C59209247&utm_content=k50id%7C0100000026530692936_%7Ccid%7C59209247%7Cgid%7C4460577377%7Caid%7C10267378451%7Cadp%7Cno%7Cpos%7Cpremium2%7Csrc%7Csearch_none%7Cdvc%7Cdesktop%7Cmain&k50id=0100000026530692936_&utm_term=образовательная%20игры&_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs1OTIwOTI0NzsxMDI2NzM3ODQ1MTt5YW5kZXgucnU6cHJlbWl1bQ&yclid=13373626657766899711 |
32. | Задания на развитие памяти, внимания. Игры «Буквыперепутались»,«Рисуемпоклеточкам», «Глаз–фотограф». | 1 | Практическаяработа | https://yandex.ru/games/tag/obrazovatelnaia_193?utm_medium=search&utm_source=yandex&utm_campaign=rus_games_category-tag1_yandex_search_460.new%7C59209247&utm_content=k50id%7C0100000026530692936_%7Ccid%7C59209247%7Cgid%7C4460577377%7Caid%7C10267378451%7Cadp%7Cno%7Cpos%7Cpremium2%7Csrc%7Csearch_none%7Cdvc%7Cdesktop%7Cmain&k50id=0100000026530692936_&utm_term=образовательная%20игры&_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs1OTIwOTI0NzsxMDI2NzM3ODQ1MTt5YW5kZXgucnU6cHJlbWl1bQ&yclid=13373626657766899711 |
33. | «Буквыперепутались»,«Рисуемпоклеточкам», «Глаз–фотограф». | 1 | Игра | https://yandex.ru/games/tag/obrazovatelnaia_193?utm_medium=search&utm_source=yandex&utm_campaign=rus_games_category-tag1_yandex_search_460.new%7C59209247&utm_content=k50id%7C0100000026530692936_%7Ccid%7C59209247%7Cgid%7C4460577377%7Caid%7C10267378451%7Cadp%7Cno%7Cpos%7Cpremium2%7Csrc%7Csearch_none%7Cdvc%7Cdesktop%7Cmain&k50id=0100000026530692936_&utm_term=образовательная%20игры&_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs1OTIwOTI0NzsxMDI2NzM3ODQ1MTt5YW5kZXgucnU6cHJlbWl1bQ&yclid=13373626657766899711 |
34. | Проект - «Коллективная работа по организации классной выставки» (лучшие загадки, ребусы, задачиповышеннойтрудности,задачи составленныедетьми,взятыеизжизни). | 1 | Творческаяработа | |
Форма контроля результатов освоения учебного курса внеурочной деятельности:
Олимпиады
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР __________/Новикова Л.Г./
«______» ______________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.
Руководитель ШМО _____________ /__________________/
подпись расшифровка подписи