Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена на основе авторской программы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой (Сборник программ по внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2013), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения
Формы проведения занятий:
Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, работа в парах, игра, наблюдение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Этика: азбука добра»
В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Этика: азбука добра»
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
- высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
описывать сюжетную картинку (серию);
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии.
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
- оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств;
Культура внешнего вида.
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
- использовать доброжелательный тон в общении.
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Этика: азбука добра»
1 класс (33 ч.)
№ п/п | Наименование раздела ,тема занятия | Кол-во часов | Характеристика основной деятельности ученика |
По плану | Факт. |
| Школьный этикет | 5 | | |
1 | Мы пришли на урок | 1 | | Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. |
2 | Мы пришли на урок | 1 | | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать своё поведение и поведение окружающих на уроке |
3 | Зачем нужны перемены? | 1 | | Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Оценивать своё поведение и поведение окружающих на перемене |
4 | Мы в школьной столовой | 1 | | Поведение в столовой, правила поведения за столом. |
5 | Мы в школьной столовой | 1 | | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации |
| Правила общения | 11 | | |
6 | Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? | 1 | | Уметь применять слова вежливости конкретной жизненной ситуации. Использовать в речи слова вежливости |
7 | Правила вежливости | 1 | | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми |
8 | Элементарные представления о добрых и недобрых поступках | 1 | | Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания |
9 | Знакомство с образом добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов | 1 | | Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов Описывать сюжетную картинку (серию) |
10 | Значение вежливых слов в жизни | 1 | | Употреблять в различных ситуациях слова вежливости |
11 | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам | 1 | | Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками; оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; |
12 | Мой учитель | 1 | | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости при общении с учителем |
13 | Думай о других: сочувствие, как его выразить? | 1 | | Уметь проявлять заботу о других, сочувствие |
14 | Моя семья | 1 | | Составлять вместе со старшими родственниками генеалогическое древо на основе бесед с ними о поколениях Знакомиться по словарям личных имён и фамилий со значениями имён и фамилий своей семьи (рода) |
15 | Пути выхода из конфликтной ситуации | 1 | | Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины); оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; |
16 | Практическое знакомство с правилами коллективных игр | 1 | | Уметь применять на практике правила коллективных игр; самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. |
| О трудолюбии | 6 | | |
17 | Значение труда в жизни людей | 1 | | Оценивать проявления профессионального мастерства и результаты труда |
18 | Что помогает учиться лучше 1(старательность) | 1 | | Уметь практически применять правила коллективных игр; проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; |
19 | Учение как основной труд и обязанность школьника | 1 | | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда; оценивать свои действия во время уроков, дежурств. |
20 | Как мы трудимся в школе и дома | 1 | | Определять значение трудолюбия (в культуре народов своего края) как одного из важнейших общественно значимых качеств личности |
21 | Как мы трудимся в школе и дома | 1 | | Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека |
22 | Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи) | 1 | | Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности |
| Культура внешнего вида | 4 | | |
23 | Внешний вид человека | 1 | | Определять оптимальные правила внешнего вида; воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. |
24 | Правила опрятности и их значение для здоровья | 1 | | Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные правила опрятности; оценивать внешний вид человека. |
25 | Основные правила Мойдодыра | 1 | | Применять основные правила Мойдодыра |
26 | Каждой вещи своё место | 1 | | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм нормы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми |
| Внешкольный этикет | 7 | | |
27 | Правила поведения на улице | 1 | | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; использовать доброжелательный тон в общении. |
28 | Правила поведения в транспорте | 1 | | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; использовать доброжелательный тон в общении; оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. |
29 | Правила поведения в общественных местах | 1 | | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; использовать доброжелательный тон в общении; оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. |
30 | Вежливое отношение к людям | 1 | | Выбирать вежливое с позиции нравственных норм отношение к людям; использовать доброжелательный тон в общении |
31 | «Спасибо» и «пожалуйста» | 1 | | Уметь применять слова «спасибо» и «пожалуйста» |
32 | «Здравствуйте» и «до свидания» | 1 | | Уметь применять слова «здравствуйте» и «до свидания» |
33 | Итоговое занятие | 1 | | Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми |
| Итого | 33 | |
2 класс (34 часа)
| Наименование раздела и тем занятий | Кол-во часов | Характеристика основной деятельности ученика |
По плану | Факт. |
| Школьный этикет | 5 | | |
1 | Дисциплина в школе | 1 | | Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений с взрослыми, сверстниками. Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на перемене) |
2 | Дисциплина в классе | 1 | | Воспроизводить правила поведения в классе и при взаимоотношении со сверстниками. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке) |
3 | В библиотеке: люби книгу | 1 | | Моделировать ситуации поведения в библиотеке |
4 | В библиотеке: люби книгу | 1 | | Уметь работать с обложкой книги. Практическая работа: ремонт книги |
5 | Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. | 1 | | Составлять план работы по поддержанию чистоты и порядка в классе и школе. |
| Правила общения | 11 | | |
6 | Сопереживание, помощь друзьям | 1 | | Уметь применять нужные слова, сопереживать в конкретной жизненной ситуации |
7 | Сопереживание, помощь друзьям | 1 | | Уметь проявлять заботу о других, сочувствие |
8 | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» | 1 | | Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов |
9 | Преданный друг | 1 | | Моделировать отношения друзей: как правильно себя вести и что недопустимо в дружеских отношениях |
10 | О доброте и бессердечии | 1 | | Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова |
11 | Дал слово — держи его | 1 | | Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками |
12 | Диалоги со сверстниками и со взрослыми | 1 | | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми |
13 | О зависти и скромности | 1 | | Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками |
14 | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится | 1 | | Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины, терпимость, толерантность) |
15 | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам | 1 | | Уметь проявлять внимание к окружающим, заботу о них |
16 | Чего в другом не любишь, того и сам не делай | 1 | | Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками |
| О трудолюбии | 7 | | |
17 | Учусь всё делать сам | 1 | | Оценить уровень собственного самообслуживания, составить план корректировки |
18 | Учусь всё делать сам | 1 | | Определить, чему можно научиться самому, у друзей, взрослых |
19 | Взаимопомощь дома и в школе | 1 | | Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его |
20 | Труд моих родных | 1 | | Составлять вместе со старшими родственниками генеалогическое древо на основе бесед с ними о поколениях |
21 | Труд людей вокруг нас | 1 | | Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности. Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда |
22 | В мире мудрых мыслей | 1 | | Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека. Трудолюбие как главная ценность. Элементы культуры труда |
23 | Беречь результаты труда | 1 | | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда |
| Культура внешнего вида | 4 | | |
24 | Правила личной гигиены | 1 | | Определять оптимальные правила личной гигиены. Составить памятку личной гигиены |
25 | Игра «Узнай по описанию» | 1 | | Соблюдать правила коллективной игры. Оценивать внешний вид человека |
26 | Бережное отношение к своей одежде | 1 | | Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные правила опрятности |
27 | Ремонт одежды | 1 | | Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях |
| Внешкольный этикет | 7 | | |
28 | Правила поведения в общественном транспорте | 1 | | Воспроизводить правила поведения в общественном транспорте |
29 | Правила поведения в музее, кино, театре | 1 | | Воспроизводить правила поведения в музее, кино, театре |
30 | Растения в жизни человека | 1 | | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации |
31 | Братья наши меньшие | 1 | | Выбирать заботливое с позиции нравственных норм отношение к животным |
32 | Бережное отношение к природе | 1 | | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации |
33 | В мире мудрых мыслей | 1 | | Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику) |
34 | Итоговое занятие | 1 | | Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми, использовать доброжелательный тон в общении |
| Итого | 34 | |
3 класс 34 часа
| Наименование раздела и тем занятий | Кол-во часов | Характеристика основной деятельности ученика |
По плану | Факт. | |
| Школьный этикет | 5 | | |
1 | Правила поведения в школе | 1 | | Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками |
2 | Перемена с увлечением | 1 | | Воспроизводить правила поведения на перемене с пользой для себя и окружающих |
3 | Долг воспитанных ребят — режим школьный выполнять | 1 | | Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях |
4 | Взаимопомощь: учёба и труд | 1 | | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации |
5 | Школьное имущество надо беречь | 1 | | Воспроизводить правила обращения со школьным имуществом |
| Правила общения | 11 | | |
6 | Добрый день. Здравствуйте | 1 | | Уметь применять вежливые слова в конкретной жизненной ситуации |
7 | По стране вежливых слов | 1 | | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми |
8 | Поговорим о доброте | 1 | | Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры |
9 | Без друга в жизни туго | 1 | | Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов |
10 | Порадовать близких — как это просто! | 1 | | Уметь проявлять внимание и заботу к другим |
11 | Можно и не ссориться | 1 | | Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками |
12 | Большое значение маленьких радостей | 1 | | Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова |
13 | Этикет познавая, дружно, весело играем! | 1 | | Уметь практически применять правила коллективных игр |
14 | Время надо беречь | 1 | | Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его |
15 | Слово лечит, слово ранит | 1 | | Употреблять в различных ситуациях вежливые слова |
16 | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм) | 1 | | Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины) |
| О трудолюбии | 8 | | |
17 | Твой труд дома | 1 | | Наметить пути избавления от неорганизованности, недисциплинированности |
18 | Учись учиться | 1 | | Наметить пути и способы преодоления лени, неумения трудиться |
19 | Ответственность | 1 | | Анализировать и оценивать свои действия |
20 | Труд кормит, а лень портит | 1 | | Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека |
21 | Как организовать свой труд | 1 | | Анализировать и оценивать свои действия |
22 | Даже будни может труд сделать праздничными днями | 1 | | Определять значение трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности |
23 | Цена ломтика | 1 | | Обосновывать необходимость уважения к труду людей |
24 | Профессии людей | 1 | | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда |
| Культура внешнего вида | 4 | | |
25 | Уход за своими вещами | 1 | | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности |
26 | Одежда будничная и праздничная | 1 | | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм варианты одежды в различных ситуациях |
27 | По одёжке встречают | 1 | | Определять оптимальные правила внешнего вида |
28 | Есть обычай у ребят —гигиену соблюдать | 1 | | Применять основные правила Мойдодыра |
| Внешкольный этикет | 6 | | |
29 | Разговор по телефону | 1 | | Воспроизводить правила поведения в разговоре по телефону |
30 | Поведение в гостях | 1 | | Воспроизводить правила поведения в гостях |
31 | Я пишу письмо | 1 | | Воспроизводить правила написания письма |
32 | Правила безопасности при общении с животными | 1 | | Уметь применять правила поведения с животными |
33 | Поведение на природе | 1 | | Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения на природе |
34 | Я в роли прохожего. Путь от дома до школы | 1 | | Воспроизводить правила поведения на улице в роли прохожего |
Итого | 34 | | |
4 класс (34 часа)
| Наименование раздела и тем занятий | Кол-во часов | | Характеристика основной деятельности ученика |
По плану | Факт. |
| Школьный этикет | 8 | | |
1 | Отношение к учителю, одноклассникам. окружающим | 1 | | Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений с взрослыми, сверстниками |
2 | Забота о младших | 1 | | Моделировать ситуации поведения с младшими, уметь проявлять заботу о других, сочувствие |
3 | «Познай самого себя» | 1 | | Объяснять причины своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием, определять границы собственного знания и незнания |
4 | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю | 1 | | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
5 | Как я работаю над собой | 1 | | Адекватно оценивать свою деятельность, вносить корректировку, уметь контролировать свои действия |
6 | О терпении | 1 | | Моделировать ситуации поведения в различных ситуациях, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
7 | Конец каждого дела обдумай перед началом | 1 | | Уметь ставить конечную цель своей деятельности и планировать способы её достижения |
8 | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри» | 1 | | Уметь анализировать свои действия, адекватно принимать оценку других |
| Правила общения | 7 | | |
9 | Культура общения в современной семье | 1 | | Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения |
10 | Правила приличия в житейских ситуациях | 1 | | Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения |
11 | Культура спора | 1 | | Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины) |
12 | Правила этикета: знакомство | 1 | | Употреблять вежливые слова в различных ситуациях. Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости |
13 | Язык, мимика и жесты | 1 | | Уметь точно излагать свои мысли, адекватно воспринимать других, используя жесты, мимику |
14 | «Приветливость — золотой ключик, открывающий сердца людей» | 1 | | Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова |
15 | Игра «Город вежливости» | 1 | | Уметь практически применять правила коллективных игр |
| О трудолюбии | 6 | | |
16 | Культура физического и умственного труда | 1 | | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда |
17 | Положительные герои в былинах и сказках | 1 | | Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений |
18 | Книга — источник знаний | 1 | | Формулировать собственное мнение и позицию, осознавать необходимость самосовершенствования |
19 | Золотые руки | 1 | | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда |
20 | Твоя малая родина | 1 | | Определять значение трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности |
21 | Герои труда | 1 | | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда |
| Культура внешнего вида | 4 | | |
22 | Что такое культура внешнего вида? | 1 | | Определять оптимальные правила внешнего вида |
23 | Одежда и осанка | 1 | | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности, правила сохранения осанки |
24 | Вежливость и внешний вид | 1 | | Применять основные правила вежливости и опрятности |
25 | «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» | 1 | | Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми |
| Внешкольный этикет | 9 | | |
26 | Осваиваем правило «так нельзя» | 1 | | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации |
27 | Услышать собеседника | 1 | | Выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на восприятие позиции собеседника, уметь работать в паре |
28 | Готовимся к празднику | 1 | | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации |
29 | Что такое хорошо и что такое плохо | 1 | | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми |
30 31 | В мире мудрых мыслей | 2 | | Уметь работать с дополнительными источниками информации, уметь объяснять пословицы |
32 33 | Россияне о любви к Родине | 2 | | Оценивать яркое проявление патриотизма |
34 | Итоговое занятие | 1 | | Подвести итоги, осознавать необходимость к самосовершенствованию |
| Итого | 34 | | |