СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Этика профессиональной деятельности медицинского работника"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: приобретение студентами теоретических знаний и практических умений в области этики профессиональной деятельности медицинского работника.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Этика профессиональной деятельности медицинского работника"»








РАБОЧая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Этика профессиональной деятельности










2018


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования


Рабочую программу составила:


Рецензенты:










СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».........................................................................................................................................................................................4

1.1. Область применения программы...................................................................................................................................................4

1.2. Место дисциплины ……………………………………………………………………………………..…….………...………...4

1.3. Цели и задачи……………………………………………………………………………………………………...........................4

1.3. Количество часов……..…………………………………………………………………………………………...........................5


ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………….…………………………….................................................................................................................6

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы…...……………………………………………………...........................6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины.............................................................................................................7

ГЛАВА 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ………………………………………….……11

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению………………………………………………………………...……11

3.2. Информационное обеспечение обучения………………………………………………………………………………..…......11

ГЛАВА 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………..……13

4.1. Контроль и оценка результатов………………………….………………………………………………………………...……13

4.2. Перечень формируемых профессиональных и общих компетенций………………………………,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,..…......15

4.3. Тематический план занятий………………………,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,………,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,..…......16

1. паспорт ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Этика профессиональной деятельности»


1.1. Область применения программы.

Рабочая программа учебной дисциплины «Этика профессиональной деятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Дисциплина «Этика профессиональной деятельности» входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.


Цель: приобретение студентами теоретических знаний и практических умений в области этики профессиональной деятельности.

Задачи:

  • формировать у студентов представлений об этике профессиональной деятельности как самостоятельной, предметной науки;

  • продолжить формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов;

  • сформировать навыки соблюдения этических норм общения;

  • развивать навыки эффективного общения, необходимого для работы;

  • обучить профессионально-значимым качествам медицинских работников;

  • ознакомить с профилактикой профессионального выгорания медицинских работников;

  • научить использовать знания в области психологии общения для предотвращения и регулирования конфликтных ситуаций;

  • ознакомить с культурой профессиональной коммуникации медицинского работника.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

  • использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

  • развивать навыки общения;

  • пользоваться вербальными и невербальными средствами общения в психотерапевтических целях;

  • определять психологическую характеристику процесса общения;

  • противостоять манипуляциям;

  • распознавать психологические особенности личности в её деятельности и в общении;

  • определять характер взаимоотношений и владеть навыками коррекции поведения.

Должен знать:

  • психологическую характеристику процесса общения;

  • значение и функции профессионального общения;

  • механизмы взаимопонимания в общении;

  • профессионально-значимые качества для успешной работы;

  • техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

  • этические принципы общения;

  • основы деонтологии;

  • мотивы манипуляции;

  • источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:


  • написание доклада, реферата по конкретной теме;

  • домашняя работа (работа с учебником, учебно-методическим пособием, рабочей тетрадью, составление таблиц, составление алгоритмов действий по теме или разделу дисциплины, решение ситуационных задач, решение или составление кроссвордов, подготовка к практическим занятиям и др.);

  • создание презентации, дидактического раздаточного материала по конкретной теме по заданию преподавателя, поиск информации в периодической печати, работа в сети Internet;

  • отработка навыков нервно-мышечной релаксации, визуализации; отработка навыков оказания психологической помощи при конфликте;

  • учебно-исследовательская работа


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Этика профессиональной деятельности».


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Психология

общения


22/14



Тема 1.1.

Общение как социальный феномен.


Содержание учебного материала (Лекция №1)

2

1

Понятие «общение» в психологии. Категории «общения» и «деятельности» в психологии.

Виды и уровни и функции общения. Общение как межличностное взаимодействие.



Самостоятельная работа (внеаудиторная работа)

2

3

Подготовка рефератов по темам: «Деонтология», «Первые медицинские сестры». Работа с литературой в библиотеке. Работа с сети Интернет. Создание мультимедийных презентаций.




Тема 1.2.

Психологические аспекты делового общения

Содержание учебного материала (Лекция №2)

2

1

Понятие делового общения. Правила ведения деловой беседы, убеждения. Особенности профессионального общения медицинского работника. Эмпатия.



Самостоятельная работа (внеаудиторная работа)

2

2,3

Дополнительное изучение материала по темам: «Эмпатия», «Общение в сложных конфликтных ситуациях». Работа с литературой в библиотеке. Работа с сети Интернет.




Тема 1.3.

Этические принципы общения медработника.


Содержание учебного материала (Лекция №3)

4

1

Этика и деонтология в медицине. Субординация. Тайна пациента. Ответственность за разглашение. Обеспечение конфиденциальности. Ятрогении. Типичные причины, вызывающие ятрогении.



Самостоятельная работа (внеаудиторная работа)

2

2,3

Дополнительное изучение материала по темам: «Механизмы взаимопонимания в общении медицинского работника с коллегами и с пациентами», «Биоэтика», «Модель Парацельса», «Модель Гиппократа». Работа с литературой в библиотеке. Работа с сети Интернет.




Тема 1.4.

Техники и приемы эффективного общения

Содержание учебного материала (Лекция №4)

4

1

Барьеры общения: способы преодоления. Техники установления контакта. Зрительный контакт. Жесты, поза. Комплимент. Умение задавать вопросы. Правила активного слушания.



Самостоятельная работа (внеаудиторная работа)

2

3

Изучение информационного материала: «Приемы эффективного общения по Д.Карнеги».

Самодиагностика коммуникативных способностей. Социальные роли. Решение ситуационных задач по барьерам общения.




Тема 1.5.

Манипуляции в общении.

Содержание учебного материала (Лекция №5)

4

1,2,3

Текущий контроль. Факты и мотивы манипуляции. Противостояние манипуляции в общении. Тестирование (текущий контроль).



Самостоятельная работа (внеаудиторная работа)

2

2,3

Дополнительное изучение материала по темам: «Манипуляции в общении», «Тактики манипулирования». Работа с литературой в библиотеке. Работа с сети Интернет.




Тема 1.6.

Имидж и профессионально-значимые качества

Содержание учебного материала (Лекция №6)

2

1

Имидж и профессионально-значимые качества для успешной работы. Внешний вид.



Самостоятельная работа (внеаудиторная работа)

2

3

Подготовка рефератов по темам: «Оптимизм», «Вежливость», «Профессионализм», «Выдержка», «Доброжелательность в общении».




Тема 1.7.

Профилактика профессионального выгорания


Содержание учебного материала (Лекция №7)

4

1,2

Профессиональная деформация и её типы. Профилактика профессионального выгорания. Приемы психологической саморегуляции.



Самостоятельная работа (внеаудиторная работа)

2

2,3

Изучение информационного материала по теме. Выполнение психогимнастических упражнений.



Раздел 2.

Психология

конфликта


4



Тема 2.1

Конфликт в профессиональной деятельности

Содержание учебного материала (Лекция №8)

4

1

Конфликт как универсальное явление. Понятия «конфликт». Функции конфликта. Источники и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Особенности производственных конфликтов. Профилактика конфликтов в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность.




Раздел 3.

Профессиональная культура медицинского работника



8/4



Тема 3.1.

Культура профессиональной коммуникации медицинского работника


Содержание учебного материала (Лекция №9)

4

1

Профессиональное общение медицинского работника. Обратная связь. Коммуникативные барьеры. Коммуникативное влияние.



Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Подготовка рефератов по темам: «Способы оптимизации общения в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность», «Особенности коммуникации с разными категориями пациентов».




Тема 3.2.

Работа в команде

Содержание учебного материала (Лекция №10)

4

1

Фазы развития команды, особенности взаимодействия, принципы сотрудничества. Самореализация в команде.



Самостоятельная работа

2

3

Изучение информационного материала. Самодиагностика факторов личностного влияния.



Итоговая аттестация

Дифференцированный зачет

2


2

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (изучение объектов, свойств, явлений);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных заданий).

3. условия реализации ПРИМЕРНОЙ рабочей программы учебной дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.


Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  • столы, стулья для преподавателя и студентов;

  • шкафы для хранения наглядных пособий, учебно – методической документации;

  • доска классная.

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения.


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:


Основные источники:

  • Волкова А.И. Психология общения (учебное пособие для вузов) – Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2006. – 448с.

  • Покровский В.И. Биомедицинская этика – Москва: Издательство «Медицина», 1997. – 223с.

  • Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления (учебник для вузов) – Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2009. – 409с.

  • Сухов А.Н. Социальная психология (учебное пособие для вузов) - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240с.

Дополнительные источники:

  • Битянова М.Р. Социальная психология (учебное пособие) – СПб.: Издательский дом Питер, 2010. - 368с.

  • Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений – СПб.: Издательский дом Питер, 2010. – 576с.

  • Курбатов В.И. Конфликтология – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. – 448с.

  • Руденко А.М., Самыгин С.И. Деловое общение (учебное пособие) – М.: КноРус, 2010. – 440с.

  • Шеламова Г.М. Этикет делового общения. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 187с.

  • Хетагурова А.К. Проблема этики и деонтологии в работе медицинской сестры (учебное пособие) – М.: Издательство «Медицинский проект», 2008. – 72с.

Интернет-ресурсы:

  • Министерство здравоохранения и социального развития РФ (http//www.minzdravsoc.ru)

  • www. medpsy.ru

  • www.psylib.org.ua

  • www.flogiston.ru

















4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины


4.1. Контроль и оценка результатов.


Освоение дисциплины «Этика профессиональной деятельности» осуществляется преподавателем в процессе проведения самостоятельных работ, тестирований, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

освоенные умения:

  • применение техник и приемов эффективного общения в профессиональной деятельности;

  • использование приемов саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

  • развитие навыков общения;

  • применение вербальных и невербальных средств общения в психотерапевтических целях;

  • определение психологической характеристики процессов общения;

  • противостояние манипуляциям;

  • распознавание психологических особенностей личности в её деятельности и в общении;

  • определение характера взаимоотношений и овладение навыками коррекции поведения.

усвоенные знания:

  • психологическая характеристика процесса общения;

  • значение и функции профессионального общения;

  • механизмы взаимопонимания в общении;

  • профессионально-значимые качества для успешной работы;

  • техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

  • этические принципы общения;

  • основы деонтологии;

  • мотивы манипуляции;

  • источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.



устный контроль,

решение ситуационных задач;


устный контроль;



устный контроль;


составление кроссвордов;



деловая игра, тестовый контроль;

устный контроль;

оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов;


тестовый контроль;













4.2. Перечень формируемых профессиональных и общих компетенций (частично):


Код

компетенции


Содержание


Профессиональные компетенции


ПК 1.1

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.


ПК 1.2

Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения


ПК 2.1

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.


ПК 2.2

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.


ПК 2.3

Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.


ПК 3.1

Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.


ПК 3.2

Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.


ПК 3.3

Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуациях.

Общие компетенции


ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.


ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивая их эффективность и качество.


ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.


ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.


ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


ОК 7.

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.


ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.


ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.


ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.



4.3. Тематический план лекций:


Тема

Количество часов

1

2

3


Раздел 1. Психология общения


22

1.1

Общение как социальный феномен.

2

1.2

Психологические аспекты делового общения

2

1.3

Этические принципы общения медработника

4

1.4

Техники и приемы эффективного общения

4

1.5

Манипуляции в общении. Текущий контроль.

4

1.6

Имидж и профессионально-значимые качества

2

1.7

Профилактика профессионального выгорания

4


Раздел 2. Психология конфликта



4

2.1

Конфликт в профессиональной деятельности

4


Раздел 3. Профессиональная культура медицинского работника



8

3.1

Культура профессиональной коммуникации медицинского работника

4

3.2

Работа в команде

4


Итоговая аттестация



2

Дифференцированный зачет

2


Всего

36


Практические занятия не предусмотрены.




10