СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по русскому языку для 7 класса «Подготовка к олимпиаде»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса

- рассчитана на учащихся 7 классов общеобразовательной школы, имеющих гуманитарный склад ума, проявляющих интерес к предметным конкурсам, в частности к олимпиадам по русскому языку;

- направлена на обеспечение углубленной подготовки по русскому языку, позволяющей учащимся принимать участие и побеждать в конкурсах по предмету

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по русскому языку для 7 класса «Подготовка к олимпиаде»»


Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия

м

Утверждено

Директор МОУ гимназия

_____________________

«____» ________2017 год

Согласовано зам.директора по УВР

_________________

«____» ______2017 год


униципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области


Рассмотрено на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы

« ___» _______ 2017 год

Руководитель МО______






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса по русскому языку

для 7 класса

«Подготовка к олимпиаде»


Срок освоения – 1 год



Автор: Макарова Т.В., учитель русского языка и литературы





















Нерехта, 2017 год



Пояснительная записка


Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.

Программа курса

- рассчитана на учащихся 7 классов общеобразовательной школы, имеющих гуманитарный склад ума, проявляющих интерес к предметным конкурсам, в частности к олимпиадам по русскому языку;

- направлена на обеспечение углубленной подготовки по русскому языку, позволяющей учащимся принимать участие и побеждать в конкурсах по предмету.

- содержит общие рекомендации по выполнению олимпиадных заданий, а также предполагает решение и анализ конкретных подготовительных упражнений по всем основным разделам науки о языке: фонетике, орфоэпии, словообразованию, морфологии, стилистике, а также истории языка, социолингвистике и сравнительному языкознанию.

Цель настоящего курса: подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.

Задачи: подготовить ребят к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;

 сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;

 научить пользоваться справочной литературой и словарями;

 потренировать в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач.

 В настоящем курсе, кроме традиционных разделов, изучаемых в основном курсе русского языка, которые даются более углублённо, предлагаются занятия по социолингвистике, истории языка, сравнительному языкознанию.

Орфография не выделена в отдельную тему, работа над ней осуществляется попутно.

Предполагаемый результат: высокий уровень подготовленности учащихся к участию в конкурсах по русскому языку.

К концу работы по программе данного курса учащиеся должны знать:

- три вида заданий, предлагаемых на олимпиадах по русскому языку;

- основные особенности каждого из этих видов;

- правописание и произношение (классическое, закрепленное в академических словарях) наиболее часто встречающихся в олимпиадных заданиях слов;

- лингвистические термины: омонимия частей речи, паронимы, плеоназм, транскрипция, полногласие и неполногласие, табу и эвфемизмы);

- языковые семьи и группы; - славянские языки и признаки их родства; уметь: - свободно владеть языком, редактировать свои записи; - владеть лингвистическими терминами; - мыслить логически;3 - анализировать и синтезировать предлагаемый в ходе конкурсов материал; - выполнять задания, учитывая особенности каждого вида (работать с тестами, заполнять тестовые таблицы, давать развернутый письменный ответ, грамотно выполнять творческие задания); - самостоятельно повышать свой интеллектуальный и культурный уровень (работать со справочной литературой, знакомиться с трудами лингвистов в области лексики, фразеологии, этимологии, орфографии, пунктуации и т.д., расширяя кругозор).


Формы работы:

индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера, дистанционная.


Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.


Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания.

В результате прохождения данного курса учащиеся должны:

знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);

знать различные виды анализа языковых единиц, а также анализа текста;

уметь нестандартно подходить к решению лингвистических задач;

уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку.

К сожалению, невозможно за короткий период обучить всем приёмам решения лингвистических задач и заданий «олимпийского уровня», невозможно увеличить словарный запас ученика, растолковать ему все слова и фразеологизмы, которые могут ему встретиться в заданиях олимпиады. Нельзя рассказать все занимательные истории о происхождении слов – для этого существуют словари. Многое зависит от эрудиции ученика, его культурного уровня. Но помочь учащемуся найти нужную литературу, объяснить темы, вызывающие затруднения, организовать работу по подготовке, потренировать его – это вполне реально, в этом и видит учитель свою роль.

Курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 7 классов.

Траектория подготовки к олимпиадам.

Система подготовки участников олимпиад: базовая школьная подготовка по предмету;

подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);

самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).









Календарно-тематическое планирование

зан.

Темы занятий

Кол-во часов

Формы и методы работы

1-2

Орфоэпические нормы русского языка (произношение согласных звуков, ударение)

2 ч


Вступительное слово учителя. Знакомство с целями и задачами кружка Работа над словесным ударением

3-4

Грамматические нормы русского языка

2 ч


Редактирование

5.

Лексические нормы (употребление слова)

1 ч

Литературное редактирование

6.

Важнейшие орфографические правила. Правописание корней.


Составление опорных схем. Тренинг, практикум

7.

Правописание приставок.

Тренинг, практикум

8.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.


Составление алгоритма.

Тренинг, практикум

9.

Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи


Тренинг, практикум

10.

Правописание суффиксов различных частей речи


Тренинг, практикум

11.

Слитное, раздельное, дефисное написание


Тренинг, практикум

12.

Основные способы словообразования.


Словообразовательный разбор

13.

Лексика и фразеология русского языка

Организация совместной учебной деятельности.

14.

Лексическое значение слова. Средства связи предложений в тексте.

Конструирование предложений

15.

Речь. Анализ средств выразительности

Организация совместной учебной деятельности.

16.

Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте.

Тренинг, практикум

17.

Средства связи предложений в тексте.

Тренинг, практикум

18.

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Стили и функционально-смысловые типы речи.

Литературное редактирование

19.

Морфологические нормы.

Организация совместной учебной деятельности.

20.

Морфологический анализ слова

Тренировочные упражнения

21.

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.

Тренинг, практикум

22.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

1 ч

Комментированное письмо. Самостоятельная работа.

23.

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления.

1 ч

Тренировочные упражнения

24.

Осложненное простое предложение.

1 ч

Комментированное письмо, тренировочные упражнения

25.

Сложное предложение.

1 ч

Конструирование предложений

26.

Синтаксический анализ предложения

1 ч

Тренинг, практикум

27.

Словари русского языка

1 ч


28-29

Морфемные задачи

2 ч

Практикум

30.

Термины лингвистики

1 ч

Беседа, проблемные задания

31.

Крылатые выражения и пословицы

1 ч

Организация совместной учебной деятельности.

32.

Русские лингвисты

1 ч

Беседа

33

Сочинение-рассуждение

1 ч

Работа над сочинением

34.


Итоговое занятие

1 ч

Письменное изложение впечатлений о работе кружка



Используемый учебно- методический комплекс


  1. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. ( Материалы для внеклассной работы по рус.яз.).Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 2008

  2. Плёнкин, Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя : Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1995.

  3. Орг. Олимпиадные задания по русскому языку.

  4. Олимпиадные задания предыдущих лет.