Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия
м
Утверждено
Директор МОУ гимназия
_____________________
«____» ________2017 год
Согласовано зам.директора по УВР
_________________
«____» ______2017 год
униципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы
« ___» _______ 2017 год
Руководитель МО______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса по русскому языку
для 7 класса
«Подготовка к олимпиаде»
Срок освоения – 1 год
Автор: Макарова Т.В., учитель русского языка и литературы
Нерехта, 2017 год
Пояснительная записка
Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.
Программа курса
- рассчитана на учащихся 7 классов общеобразовательной школы, имеющих гуманитарный склад ума, проявляющих интерес к предметным конкурсам, в частности к олимпиадам по русскому языку;
- направлена на обеспечение углубленной подготовки по русскому языку, позволяющей учащимся принимать участие и побеждать в конкурсах по предмету.
- содержит общие рекомендации по выполнению олимпиадных заданий, а также предполагает решение и анализ конкретных подготовительных упражнений по всем основным разделам науки о языке: фонетике, орфоэпии, словообразованию, морфологии, стилистике, а также истории языка, социолингвистике и сравнительному языкознанию.
Цель настоящего курса: подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.
Задачи: подготовить ребят к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;
сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;
научить пользоваться справочной литературой и словарями;
потренировать в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач.
В настоящем курсе, кроме традиционных разделов, изучаемых в основном курсе русского языка, которые даются более углублённо, предлагаются занятия по социолингвистике, истории языка, сравнительному языкознанию.
Орфография не выделена в отдельную тему, работа над ней осуществляется попутно.
Предполагаемый результат: высокий уровень подготовленности учащихся к участию в конкурсах по русскому языку.
К концу работы по программе данного курса учащиеся должны знать:
- три вида заданий, предлагаемых на олимпиадах по русскому языку;
- основные особенности каждого из этих видов;
- правописание и произношение (классическое, закрепленное в академических словарях) наиболее часто встречающихся в олимпиадных заданиях слов;
- лингвистические термины: омонимия частей речи, паронимы, плеоназм, транскрипция, полногласие и неполногласие, табу и эвфемизмы);
- языковые семьи и группы; - славянские языки и признаки их родства; уметь: - свободно владеть языком, редактировать свои записи; - владеть лингвистическими терминами; - мыслить логически;3 - анализировать и синтезировать предлагаемый в ходе конкурсов материал; - выполнять задания, учитывая особенности каждого вида (работать с тестами, заполнять тестовые таблицы, давать развернутый письменный ответ, грамотно выполнять творческие задания); - самостоятельно повышать свой интеллектуальный и культурный уровень (работать со справочной литературой, знакомиться с трудами лингвистов в области лексики, фразеологии, этимологии, орфографии, пунктуации и т.д., расширяя кругозор).
Формы работы:
индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера, дистанционная.
Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.
Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания.
В результате прохождения данного курса учащиеся должны:
знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);
знать различные виды анализа языковых единиц, а также анализа текста;
уметь нестандартно подходить к решению лингвистических задач;
уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку.
К сожалению, невозможно за короткий период обучить всем приёмам решения лингвистических задач и заданий «олимпийского уровня», невозможно увеличить словарный запас ученика, растолковать ему все слова и фразеологизмы, которые могут ему встретиться в заданиях олимпиады. Нельзя рассказать все занимательные истории о происхождении слов – для этого существуют словари. Многое зависит от эрудиции ученика, его культурного уровня. Но помочь учащемуся найти нужную литературу, объяснить темы, вызывающие затруднения, организовать работу по подготовке, потренировать его – это вполне реально, в этом и видит учитель свою роль.
Курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 7 классов.
Траектория подготовки к олимпиадам.
Система подготовки участников олимпиад: базовая школьная подготовка по предмету;
подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Календарно-тематическое планирование
№ зан. | Темы занятий | Кол-во часов | Формы и методы работы |
1-2 | Орфоэпические нормы русского языка (произношение согласных звуков, ударение) | 2 ч | Вступительное слово учителя. Знакомство с целями и задачами кружка Работа над словесным ударением |
3-4 | Грамматические нормы русского языка | 2 ч | Редактирование |
5. | Лексические нормы (употребление слова) | 1 ч | Литературное редактирование |
6. | Важнейшие орфографические правила. Правописание корней. | 1ч | Составление опорных схем. Тренинг, практикум |
7. | Правописание приставок. | 1ч | Тренинг, практикум |
8. | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. | 1ч | Составление алгоритма. Тренинг, практикум |
9. | Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи | 1ч | Тренинг, практикум |
10. | Правописание суффиксов различных частей речи | 1ч | Тренинг, практикум |
11. | Слитное, раздельное, дефисное написание | 1ч | Тренинг, практикум |
12. | Основные способы словообразования. | 1ч | Словообразовательный разбор |
13. | Лексика и фразеология русского языка | 1ч | Организация совместной учебной деятельности. |
14. | Лексическое значение слова. Средства связи предложений в тексте. | 1ч | Конструирование предложений |
15. | Речь. Анализ средств выразительности | 1ч | Организация совместной учебной деятельности. |
16. | Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. | 1ч | Тренинг, практикум |
17. | Средства связи предложений в тексте. | 1ч | Тренинг, практикум |
18. | Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Стили и функционально-смысловые типы речи. | 1ч | Литературное редактирование |
19. | Морфологические нормы. | 1ч | Организация совместной учебной деятельности. |
20. | Морфологический анализ слова | 1ч | Тренировочные упражнения |
21. | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. | 1ч | Тренинг, практикум |
22. | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. | 1 ч | Комментированное письмо. Самостоятельная работа. |
23. | Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления. | 1 ч | Тренировочные упражнения |
24. | Осложненное простое предложение. | 1 ч | Комментированное письмо, тренировочные упражнения |
25. | Сложное предложение. | 1 ч | Конструирование предложений |
26. | Синтаксический анализ предложения | 1 ч | Тренинг, практикум |
27. | Словари русского языка | 1 ч | |
28-29 | Морфемные задачи | 2 ч | Практикум |
30. | Термины лингвистики | 1 ч | Беседа, проблемные задания |
31. | Крылатые выражения и пословицы | 1 ч | Организация совместной учебной деятельности. |
32. | Русские лингвисты | 1 ч | Беседа |
33 | Сочинение-рассуждение | 1 ч | Работа над сочинением |
34. | Итоговое занятие | 1 ч | Письменное изложение впечатлений о работе кружка |
Используемый учебно- методический комплекс
Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. ( Материалы для внеклассной работы по рус.яз.).Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 2008
Плёнкин, Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя : Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1995.
Орг. Олимпиадные задания по русскому языку.
Олимпиадные задания предыдущих лет.