по программам профессионального обучения – программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих
Содержание программы факультативных предметов реализуется в процессе всего курса обучения, согласно учебному плану.
Программа факультатива «Социально-бытовая ориентировка» рассчитана на обучающихся по профессии 19601 Швея.
Обучение 1 год 10 месяцев.
В результате реализации программы у обучающихся должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.
Обучающиеся должны овладеть следующим минимумом жизненно значимых умений в области бытового труда:
различать продукты питания разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты, зерномучные продукты;
определять способы употребления в пищу (в сыром, варённом, жареном виде) разных продуктов питания;
различать доброкачественные (пригодные к употреблению) и испорченные (непригодные к употреблению) продукты;
размещать продукты питания в соответствующих местах хранения;
обрабатывать продукты питания перед приёмом в пищу: мыть (фрукты, овощи, ягоды), чистить, отваривать;
готовить простейшие блюда (напитки, бутерброды, простейшие первые, вторые, третьи блюда);
правильно пользоваться столовой, чайной, кухонной посудой, столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой и ножом), кухонными приспособлениями и инструментами, некоторой бытовой кухонной техникой (мясорубкой, миксером и др.);
сервировать стол к завтраку (ужину, обеду);
убирать стол после еды; мыть посуду; убирать помещение кухни;
соблюдать правила приёма пищи, культуру поведения и общения за столом;
выполнять утренний и вечерний туалет (мыть руки, лицо, уши, шею, ноги, чистить зубы);
ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями: торговли (магазин, рынок, киоск); службы быта (парикмахерская, фотоателье, ателье по пошиву одежды, ремонтные мастерские, прачечная, химчистка, столовая); связи (почта, телеграф), медицинской помощи (больница, поликлиника, служба «скорой помощи», аптека); культуры (библиотека, кинотеатр, музей);
различать узнавать эти предприятия, учреждения по условным обозначениям, витринам, вывескам-названиям и др.;
ориентироваться в местонахождении ближайших предприятий и учреждений сферы обслуживания населения в районе проживания;
осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в киосках;
ориентироваться в размерах, примерять и покупать одежду, обувь;
обращаться в службы быта, медицинской помощи, правильно вести себя при пользовании их услугами;
правильно вести себя в учреждениях культуры;
пользоваться телефоном; обращаться по телефону в службы экстренной помощи: пожарную, милицию, скорую помощь;
ориентироваться в услугах общественного транспорта (городской, пригородный, междугородный транспорт);
пользоваться деньгами, осуществлять платежи.
Тема | № п/п | Содержание материала | дата |
1 семестр |
Личная гигиена | -
| Правила личной гигиены в течение дня. Предметы и средства личной гигиены | |
-
| Уход за кожей рук и лица с помощью косметических средств. Маникюр, принадлежности для маникюра | |
-
| Уход за волосами (мытье, прическа). Уход за полостью рта | |
Медицинская помощь | -
| Инфекционные и венерические заболевания, причины возникновения. Профилактические меры. Значение прививок. | |
-
| Страховой медицинский полис, порядок получения, его назначение. | |
-
| Листок нетрудоспособности. Порядок получения его, предъявления по месту работы и учёбы. | |
-
| Женская консультация, ее назначение, порядок записи на прием. | |
-
| Посещение больницы, поликлиники, аптеки | |
-
| Практическое занятие Вызов экстренной помощи. | |
Вредные привычки | -
| Вред курения | |
-
| Вред алкоголя | |
-
| Вред наркотиков | |
Жилище | -
| Санитарно-гигиенические требования к состоянию жилища. | |
-
| Кухонные электроприборы, их использование, уход за ними. Правила техники безопасности при работе с электроприборами. | |
-
| Правила хранения продуктов питания. | |
-
| Правила пользования столовой посудой. | |
-
| Растения для дома и огорода. Уход за домашними растениями и растениями в огороде. | |
-
| Домашние животные. Уход за домашними животными. Приют для бездомных животных. Зоомагазины. Ветеринарные клиники. | |
-
| Оформление жилища к праздникам. | |
Одежда и обувь | -
| Виды одежды и головных уборов, их назначение | |
2 семестр |
Одежда и обувь | -
| Повседневный уход за одеждой | |
-
| Виды обуви, их назначение | |
-
| Повседневный уход за обувью | |
Средства связи | -
| Сотовая связь. Назначение, стоимость услуг. | |
-
| Интернет, стоимость услуг. | |
-
| Практическое занятие Правила пользования интернетом. «Полезные» сайты. | |
Транспорт | -
| Виды транспорта (частный, общественный, городской, пригородный). Общегородской транспорт. Оплата в городском транспорте. | |
-
| Такси. Вызов такси. | |
-
| Правила поведения в транспорте. | |
-
| Правила дорожного движения. | |
-
| Практическое занятие Ролевые игры «Пассажир - пассажир», «Пассажир - прохожий», «Пассажир – работник транспорта». | |
-
| |
Культура поведения | -
| Правила поведения в различных компаниях и общественных местах. | |
-
| Культура общения. | |
-
| Формы обращения с просьбой к сверстникам и старшим | |
-
| Социальные нормы и правила. | |
-
| Поведение за столом при приеме пищи | |
-
| Права и обязанности члена общества. | |
-
| Практическое занятие Правила поведения в гостях: «Вы пришли в гости» | |
-
| Практическое занятие «Подарок на день рождения» | |
-
| Правила поведения работающего человека. | |
-
| Адекватная самооценка в различных жизненных ситуациях | |
Бюджет | -
| Планирование расходов на месяц. | |
-
| Распределение бюджета. Обязательные платежи. Оплата коммунальных услуг | |
-
| Расходы на удовлетворение культурных потребностей членов семьи | |
-
| Сбережения. Лотереи, целесообразность участия в них. | |
-
| Кредит. Банковские ссуды, их виды, условия. | |
-
| Практическое занятие Распределение бюджета семьи | |
Торговля | -
| Основные виды магазинов, их назначение | |
-
| Правила поведения в магазине | |
-
| Порядок покупки товаров в продовольственном магазине | |
-
| Выбор продуктов. | |
-
| Практическое занятие Определение правильности отпуска товара и подсчета его стоимости. | |
Семья | -
| Роль семьи в обществе и жизни человека. | |
-
| Этика семейных отношений. Права и обязанности членов семьи. | |
-
| Отношения родителей с детьми. | |
-
| Обязанности детей по отношению к родителям. Помощь младшим членам семьи. | |
-
| Друзья в жизни человека. | |
-
| Дальнее окружение человека. | |
Учреждения культуры Государственные учреждения | -
| Правила поведения в учреждениях культуры. | |
-
| Социальная защита граждан. Льготы для различных категорий граждан. | |
-
| Центр занятости населения. | |
-
| Практическое занятие Правила поведения и общения в государственных учреждениях. | |
Мой дом и моя земля | -
| Родина. Взаимосвязь города и села. | |
-
| Близлежащие страны с Россией. Отношения с близлежащими странами. | |
| -
| Зачет | |
нарушениями развития: (программно-методические материалы), под редакцией И.М.
Бгажноковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 239 с.
образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред. А.М.
Щербаковой.