СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС

 «ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ»

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 1»



Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №1

___________ Е.Ю. Кащенко

«___»______________2013 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Предмет ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС

«ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ»



Класс 6 класс


Учитель Пустоветова Юлия Валерьевна






«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель МО /Филиппович С.Д./

Зам. председателя МС /Сутягина В.И. /










Новосибирск – 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная  программа адресована учащимся 6 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая  учебная программа  курса «Экология растений» для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования и авторской программы автора И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176 с.). При составлении рабочей программы также учитывалось содержание учебника Экология растений: 6 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. М. Былова, Н. И. Шорина; под ред. Н. М. Черновой. – 2-е изд., испр. -  М. Вентана-Граф, 2009, - 192 с.: ил.

Рабочая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии.  

Цель:

  • формирование представлений об экологии растений – как науке о взаимоотношениях между растительными организмами и окружающей их живой и неживой средой;

  • о месте экологии растений в ботанической науке;

  • об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования.

Задачи:

  • изучить особенности абиотических и биотических факторов среды и закономерности взаимосвязи растений с окружающей средой;

  • изучить анатомо-морфологические особенности строения растений разных экологических групп;

  • познакомить с жизненными формами растений и принципами их классификации.

  • познакомить с периодическими явлениями в жизни растений.


В 6 классе лабораторные и практические работы предусматривают формирование умения наблюдать — это важнейший навык в биологии и экологии. При этом основной упор делается на умение вести наблюдение по выявлению «длинных» взаимозависимостей (например, зависимость урожая от количества солнечных дней в конкретной местности). При этом предполагается, что более «короткие» взаимозависимости учащиеся уже научились наблюдать в начальной школе (например, смену сезонных явлений). Большинство практических работ проводится в составе комбинированных уроков или уроков-экскурсий по причине большого их числа в программе и наличия большого теоретического материала при ограниченном количестве часов на изучение каждой темы.

Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природоведение». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.

Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений.

В рабочую программу внесены следующие изменения: практические работы, требующие работы с дневниками наблюдений, заменены близкими по содержанию работами:

«Изучение потребностей в количестве света у растений своей местности»,

«Изучение (по справочникам) сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности»,

«Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности».

Причиной этих изменений является отсутствие круглогодичных систематических записей в дневниках наблюдений учащихся.


Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час, в том числе

                                                                       лабораторных работ – 8,

                                                                       практических работ – 7,

                                                                       экскурсий - 4

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы;

  • экскурсии.

Формы контроля ЗУН:

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • индивидуальный опрос;

  • тестирование;

  • практикум.


Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения экологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование,  личностно-деятельностный подход).

Основной формой обучения является урок, помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лабораторные и практические работы, практикумы.

Для оценки достижений учащихся по изучению данных курсов необходимо использовать следующие виды контроля: поурочный и тематический.

Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.

При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.

Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определённой темы. При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся  в логической системе, соответствующей структуре учебной темы.

Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах,  дидактические разноуровневые тесты,   самостоятельные работы, лабораторные и практические работы, исследования, сообщения, проекты.





Учебно-тематический план


Название темы

Кол-во часов

Тема 1.

Экология растений: раздел науки и учебный предмет

Тема 2.

Свет в жизни растений

Тема 3.

Тепло в жизни растений

Тема 4.

Вода в жизни растений

Тема 5.

Воздух в жизни растений

Тема 6.

Почва в жизни растений

Тема 7.

Животные и растения

Тема 8.

Влияние растений друг на друга

Тема 9.

Грибы и бактерии в жизни растений

Тема 10.

Сезонные изменения растений

2 ч

Тема 11.

Изменение растений в течение жизни

Тема 12.

Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений

Тема 13.

Жизненные формы растений

1 ч

Тема 14.

Растительные сообщества

Тема 15.

Охрана растительного мира

3 ч


Итого:

35 ч






















Календарно-тематическое планирование


Дата



Раздел, тема урока

Практич.часть

Домашнее

задание

Тема 1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2ч)


1

Вводный инструктаж по т/б. Экология как наука и учебный предмет. Организм и среда обитания.


§1, 2


2

Экскурсия. Живой организм, его среда обитания и условия существования.

Взаимосвязи живых организмов и среды

экскурсия

Опыт. Влияние света на рост и развитие растений

Тема 2. Свет в жизни растений (3ч)


3

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений.

Практическая работа 1. Изучение потребностей в количестве света у растений своей местности.

Пр. р. 1

§3, 4


4

Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету.

Лабораторная работа 1. Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом.

Л. Р. 1

§5, 6


5

Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.


§7

Тема 3. Тепло в жизни растений (3ч)


6

Температура как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к теплу.


§9, 10


7

Практическая работа 2. Изучение (по справочникам) сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности.

Пр. р. 2

§11


8

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для растений.


§12

Тема 4. Вода в жизни растений (3ч)


9

Вода как необходимое условие жизни растений.


§14. Опыт. Влияние воды и тепла на прорастание растений


10

Экологические группы растений по отношению к воде.

Практическая работа 3. Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности.

Пр. р. 3

§15


11

Влажность как экологический фактор. Приспособление растений к различным условиям влажности.

Лабораторная работа 2. Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями.

Л. Р. 2

§17

Тема 5. Воздух в жизни растений (3ч)


12

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений.

Лабораторная работа 3. Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха.

Л. Р. 3

§21, 22


13

Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха.


§21


14

Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

Лабораторная работа 4. Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром.

Л. Р. 4

§23, 24

Тема 6. Почва в жизни растений (3ч)


15

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды и состав почвы.


§26, 27


16

Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв.


§28


17

Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв. Экскурсия. Человек и почва.

Экскурсия

§29,30

Тема 7. Животные и растения (2ч)


18

Взаимное влияние животных и растений. Значение растений для животных. Лабораторная работа 5. Изучение защитных приспособлений растений.

Л. Р. 5

§31, 32


19

Значение животных для опыления и распространения растений. Растения-хищники. Лабораторная работа 6. Способы распространения плодов и семян.

Л. Р. 6

§33, 34

Тема 8. Влияние растений друг на друга (1ч)


20

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями.

Лабораторная работа 7. Взаимодействие лиан с другими растениями.

Л. Р. 7

§35, 36

Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2ч)


21

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни.


§37, 38


22

Бактериальные и грибные болезни растений.

Лабораторная работа 8. Грибные заболевания злаков.

Л. Р. 8

§39

Тема 10. Сезонные изменения растений (2 ч)


23

Приспособленность растений к сезонам года. Экскурсия. Приспособление растений к сезонам года.

Экскурсия

§40, 41


24

Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.


§42

Тема 11. Изменение растений в течение жизни (1ч)


25

Периоды жизни и возрастные состояния растений.



§45

Тема 12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений (2ч)


26

Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни.


§46, 47


27

Практическая работа 4. Воздействие человека на растительность.

Пр. р. 4

§47

Тема 13. Жизненные формы растений (1 ч)


28

Разнообразие жизненных форм растений.

Практическая работа 5. Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке.

Пр. р. 5

§48, 49

Тема 14. Растительные сообщества (3ч)


29

Растительные сообщества, их видовой состав, количественные соотношения видов.


§51, 52


30

Строение растительных сообществ. Экскурсия. Строение растительного сообщества.

Практическая работа 6. Изучение состояния сообщества.

Экскурсия.

Пр. р. 6

§54


31

Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.


§55

Тема 15. Охрана растительного мира (3 ч)


32

Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения


§57


33

Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.


§58


34

Практическая работа 7. Охраняемые территории России

Пр. р. 7



35

Подведение итогов













ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ)


В результате изучения курса «Экология» 6 класс ученик должен:


знать/понимать

  • благоприятные и неблагоприятные условия среды; понятие об экологических факторах; основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

  • причины гибели организмов, регуляция численности;

  • приспособленность живых организмов к условиям среды;

  • роль растений в жизни животных и человека;

  • роль воды в питании живых организмов;

  • условия, необходимые для поддержания жизни; границы жизни;

  • влияние деятельности человека на биологическое разнообразие;

  • приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений;

  • роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе;

  • современные проблемы охраны окружающей среды;

  • взаимоотношения между растительными организмами и окружающей их живой и неживой средой;

  • анатомо-морфологические особенности строения растений разных экологических групп;

  • жизненные формы растений и принципы их классификации.

  • периодические явления в жизни растений.


уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений с использованием атласа-определителя;

  • выявлять взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения; влияние живых организмов на окружающую среду;

  • описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;

  • использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями;

  • определения наиболее благоприятных и неблагоприятных условий среды;

  • выявления взаимосвязей живых организмов разных царств со средой обитания;

  • выявления влияния деятельности человека на биологическое разнообразие;



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

При традиционном подходе к организации занятий оценивание знаний, умений и навыков учащихся будет осуществляться по окончанию факультативного курса в системе «зачет» / «незачет» по результатам итоговой контрольной работы в виде теста.

















































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г., № 1089
  2. Программа курса И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. –  М. Вентана-Граф, 2008. – 176 с.)
  3. Экология растений: 6 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. М. Былова, Н. И. Шорина; под ред. Н. М. Черновой. – 2-е изд., испр. -  М. Вентана-Граф, 2009, - 192 с.: ил.

Дополнительная литература  для учителя:

  1. Винокурова Н.Ф. и др. Природопользование.- М.,1994.-255 с.

  2. Лобанова З.М. Основы экологии.- Барнаул,1997.-94 с.

  3. Опарин Р.В. Как организовать экологические исследования?. - Горно - Алтайск, 2002. - 70 с.

  4. Сапунов В.Б., Легков В.В. Основы экологии.-С.Пб.,1998.-136 с.

- для учащихся:

  1. Окружающая среда. Энциклопедический словарь-справочник.- М.,1993.-640 с.

  2. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. - М.,1996.-192 с.

  3. Алексеев С.В. Экология.-С/П.,1999.-240 с.

  4. Атлас комнатных растений. -М., 2005.-432 с.

  5. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М., 1951. -348 с.

  6. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России.-М.,1995.-232 с.

  7. Новиков Ю.В. Природа и человек.-М.,1991.-223 с.

  8. Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. -Л.,1982. -192 с.