СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива «Избранные вопросы математики» 7 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультатив “Избранные вопросы математики” предназначен для обучения решению задач, не входящих в обязательную программу изучения математики для учащихся 7-х классов, желающих повысить свой математический уровень.

Чтобы придать курсу привлекательность и поднять к нему интерес, мы используем разнообразные средства: задачи с необычными сюжетами, возбуждающими любопытство, занимательные экскурсии в область истории математики, применение математических приемов в практической жизни и т. д.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива «Избранные вопросы математики» 7 класс»


Приложение к ООП ООО

(приказ от 29.06.2021 г. № 88








Рабочая программа факультатива

«Избранные вопросы математики»

7 класс






Составитель: Петунина Галина Ивановна,

учитель математики






Ынырга 2021



  1. Пояснительная записка.


1.1 Математика – это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика – это язык человеческой цивилизации. Она практически проникла во все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений.

Факультатив “Избранные вопросы математики” предназначен для обучения решению задач, не входящих в обязательную программу изучения математики для учащихся 7-х классов, желающих повысить свой математический уровень.

Чтобы придать курсу привлекательность и поднять к нему интерес, мы используем разнообразные средства: задачи с необычными сюжетами, возбуждающими любопытство, занимательные экскурсии в область истории математики, применение математических приемов в практической жизни и т. д.




1.2 Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

1. Гусев В.А. и др. «Внеклассная работа по математике в 6-8 классах» -М. Просвещение, 1984.

2. Игнатьев Е.И. «В царстве смекалки» - М.: Наука, 1978.

3. Шарыгин И.Ф. «Математика. Задачи на смекалку» - М.: Просвещение, 1996


1.3 Место курса факультатива в учебном плане


В 7 классе школы отведен1 учебный час в неделю в течении года обучения, всего 34 часа

  1. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты факультатива

Личностным результатом изучения предмета яв­ляется формирование следующих умений и качеств:

  • развитие умений ясно, точно и грамотно изла­гать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

  • креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива, находчивость, активность при решении ма­тематических задач;

  • формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;

  • выстраивать конструкции (устные и пись­менные) с использованием математической терминологии и символики, выдвигать аргу­ментацию, выполнять перевод текстов с обы­денного языка на математический и обратно;

  • стремление к самоконтролю процесса и ре­зультата деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассу­ждений, способов решения задач, рассматри­ваемых проблем.


Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулиро­вать учебную проблему, определять цель УД;

  • выдвигать версии решения проблемы, осо­знавать (и интерпретировать в случае необ­ходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • разрабатывать простейшие алгоритмы на ма­териале выполнения действий с числами

  • совершенствовать в диалоге с учителем само­стоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;

  • проводить наблюдение и эксперимент под ру­ководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск инфор­мации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • определять возможные источники необхо­димых сведений, анализировать найденную информацию и оценивать ее достоверность;

  • использовать компьютерные и коммуника­ционные технологии для достижения своих целей;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осуществлять выбор наиболее эффектив­ных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • анализировать, сравнивать, классифициро­вать и обобщать факты и явления;

  • давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаи­модействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мне­нию, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, тео­рии);

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.

В результате изучения курса : 
• освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач. 
• уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения; 
• успешно выступать на математических соревнованиях


3. Содержание факультатива: “Избранные вопросы математики”

1. Вводное занятие (1 час)

Роль математики в практической жизни человека. Нестандартные задачи. Примеры решения некоторых задач.

2. Старинные задачи (3 часа)

Решение старинных задач. Исследовательская работа “Популярные задачи разных народов”.

3. Галерея числовых диковинок (2 часа)

Число 10101. Число 10001. Шесть единиц. Числовые пирамиды. Девять одинаковых цифр. Цифровая лестница. Математическое исследование.

4. Недесятичные системы счисления (2 часа)

Знакомство с недесятичными системами счисления. Осуществление перевода чисел из десятичной системы счисления в недесятичную и наоборот.

5. Вес и взвешивание (2 часа)

Решение нестандартных задач на взвешивание.

6. Лист Мебиуса (1 час)

Математическое исследование: лист Мебиуса – как пример односторонней поверхности. Свойства поверхности. Биография Мебиуса А.Ф.

7. Круги Эйлера (3часа)

Биография Эйлера Л. Круги Эйлера, их применение при решении логических задач.

8. Графы (3 часа)

Теория графов, основные понятия. Использование графов при решении нестандартных задач. Исследовательская работа “Графы в практике человека”.

9. Принцип Дирихле (3 часа)

Формулировка принципа Дирихле. Классификация задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. Решение задач.

10. Арифметика остатков (3 часа)

Теория арифметики остатков. Основная теорема арифметики, ее применение при решении логических задач.

11. Числовые головоломки (2 часа)

Магическая звезда. Числовое колесо. Числовой треугольник. Восьмиконечная звезда. Числовые головоломки.

12. Математические фокусы и развлечения (2 часа)

13. Подготовка к школьной олимпиаде (4 часа)

Решение олимпиадных задач

14. Математическая олимпиада (3 часа)

3.5 Основные виды деятельности


Распознавать понятия: степень одночлена, стандартный вид многочлена, действия над многочленами, формулы сокращённого умножения, линейная и квадратичная функции, системы уравнений с двумя переменными;

Формулировать определения, свойства.

Раскладывать многочлены на множители различными способами, строить графики функций, находить значения функции по заданному аргументу, решать уравнения, решать системы уравнений способами подстановки и сложения, выбирать рациональный способ решения, проводить сравнительный анализ, осуществлять проверку выводов.

3.7 Формы организации учебного процесса:

  • Формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, обобщающий урок, урок комплексного применения знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений.

  • Методы и приемы обучения: частично-поисковый (эвристический) метод, рассказ, беседа, работа с книгой, обобщающая беседа по изученному материалу, решение задач, индивидуальный и фронтальные опросы, самостоятельная и контрольная работа, тест, зачет.

  • Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

  • Формы текущего контроля: фронтальный опрос, опрос в парах, тестирование, контрольная работа, самостоятельные работы, математические диктанты, тесты.

  • Компьютерное обеспечение уроков: демонстрационный материал, интерактивные наглядные пособия.


. Формы и методы организации учебного процесса:

Формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, обобщающий урок.

Методы и приемы обучения: частично-поисковый (эвристический) метод, рассказ, беседа, работа с книгой, обобщающая беседа по изученному материалу, решение задач, индивидуальный опросы, самостоятельная и контрольная работа, тесты.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

Формы текущего контроля: фронтальный опрос, опрос в парах, тестирование, контрольная работа, самостоятельные работы, математические диктанты, тесты.

.


п/п

Названия тем

Всего часов

В том числе

Форма занятия

теория

практ.

1.

Вводное занятие

1

1

 

лекция

2.

Старинные задачи

3

 

3

практикум

3.

Галерея числовых диковинок

2

 

2

математическое исследование

4.

Недесятичные системы счисления

2

1

1

лекция, практикум

5.

Вес и взвешивание

2

 

2

практикум

6.

Лист Мебиуса

1

 

1

математическое исследование

7.

Круги Эйлера

3

1

2

лекция, практикум

8.

Графы

3

1

2

лекция, практикум

9.

Принцип Дирихле

3

1

2

лекция, практикум

10.

Арифметика остатков

3

1

2

лекция, практикум

11.

Числовые головоломки

2

 

2

практикум

12.

Математические фокусы и развлечения

2

 

2

математическое исследование

13.

Подготовка к школьной олимпиаде

4

 

4

практикум

14.

Школьная олимпиада

3

 

3

 




6. Календарно - тематический план


№п/п

Названия тем

Количество часов

Дата проведения


Вводное занятие

1


Старинные задачи

3/1


Старинные задачи

1


Старинные задачи

1


Галерея числовых диковинок

2/1


Галерея числовых диковинок

1


Недесятичные системы счисления

2/1


Недесятичные системы счисления

1


Вес и взвешивание

2/1


Вес и взвешивание

1


Лист Мебиуса

1


Круги Эйлера

3/1


Круги Эйлера

1


Круги Эйлера

1


Графы

3/1


Графы

1


Графы

1


Принцип Дирихле

3/1


Принцип Дирихле

1


Принцип Дирихле

1


Арифметика остатков

3/1


Арифметика остатков

1


Арифметика остатков

1


Числовые головоломки

2/1


Числовые головоломки

1


Математические фокусы и развлечения

2/1


Математические фокусы и развлечения

1


Подготовка к школьной олимпиаде

4/1


Подготовка к школьной олимпиаде

1


Подготовка к школьной олимпиаде

1


Подготовка к школьной олимпиаде

1


Школьная олимпиада

3/1


Школьная олимпиада

1


Школьная олимпиада

1