СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива «Краеведение» для 6 А класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Географическое краеведение представляет систему комплексных знаний умений территории проживания (своей местности) с учётом возрастных особенностей учащихся. Концептуальной основой данного курса является формирование комплексного исследования территории родного края (территории проживания), ценностных ориентаций школьников во взглядах на природу, население, хозяйственную деятельность, развитие духовно-нравственной культуры, готовность в качественном улучшении среды жизни

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива «Краеведение» для 6 А класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 22» ГОРОДА СМОЛЕНСКА



«Рассмотрено»

на заседании МО

Руководитель МО

______/___________________ Протокол № ____

от «29» августа 2018 г.


«Согласовано»


Зам. директора по УР

________ / Уросова В.В./


«___»___________2018 г.

«Утверждаю»


Директор школы

_________ /В.Е. Левченков/

Приказ № ___

от «___»___________2018 г.








Рабочая программа

факультатива

«Краеведение»

для 6 А класса










Составитель:

Фамилия, инициалы,

Учитель Морозова О. В.












2018/2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика программы курса

Краеведение”

Направление: общекультурное.

Вид деятельности: познавательная.

Возраст школьников: 6 класс

Географическое краеведение представляет систему комплексных знаний умений территории проживания (своей местности) с учётом возрастных особенностей учащихся. Концептуальной основой данного курса является формирование комплексного исследования территории родного края (территории проживания), ценностных ориентаций школьников во взглядах на природу, население, хозяйственную деятельность, развитие духовно-нравственной культуры, готовность в качественном улучшении среды жизни. Введение содержания краеведческого материала при изучении ключевых тем курса «География» (6-11 кл.) составляет суть краеведческого принципа преподавания предмета и позволяет реализовать национально-региональный компонент образования.
Актуальность курса:

Данный курс является особенно актуальным, так как в базисном плане было сокращено количество учебных часов на изучение географии в 6-х классах, в связи с этим и была разработана программа спец курса «Краеведение». Кроме этого актуальность изучения спец курса «Краеведения» продиктовано повышенным интересом учащихся к изучению родного края, окружающей географической среды. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.

Программа курса помогает школьникам лучше усваивать учебный предмет «География. Начальный курс» в 6 классе, формирует кругозор учащихся в области краеведческого и экологического образования, способствует формированию ключевых компетенций и универсальных учебных действий.

Новизна программы заключается в самом содержании, методических формах работы, стремление изучать проблему углубленно, расширенно. Программа является составной частью единой системы образования и предназначена для допрофессионального развития детей, подростков, удовлетворения их творческих потребностей, практические опыты и исследования дают учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах. Данная программа познавательного типа общекультурного уровня направлена на воспитание и разностороннее развитие ребёнка, совершенствование его интеллекта, расширение его кругозора, наблюдательности, произвольности, исследовательских навыков. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы, решать проблемные ситуации.

Обучение по программе основывается на следующих принципах:

принцип наглядности, предполагающий использование зрительных и иных ощущений, восприятий, образов для достижения наибольшей эффективности занятий;

принцип доступности, подразумевающий построение системы обучения и воспитания с учетом возможностей школьников (возраст, уровень подготовленности, заинтересованность в работе и др.), для чего необходимы соответствующие формы диагностики навыков и умений;

принцип системности и последовательности обучения, предполагающий усвоение новых знаний, навыков и умений в определенной логической последовательности как единое целое;

принцип сознания и активности, предусматривающий необходимость доведения до обучающихся смысла выполняемых заданий;

принцип прочности, предполагающий твердое усвоение и закрепление определенных знаний, умений и навыков и контроль за их усвоением;

принцип гуманизма, в основе которого лежит убеждение в способности человека к совершенствованию, и идеи о праве ребенка на удовлетворение его потребностей и интересов;

принцип индивидуально – личностного подхода, предполагающий учет индивидуальных возможностей, способностей, потребностей и интересов обучающихся;

принцип креативности, предусматривающий поощрение творческой активности обучающихся

Программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования /Москва «Просвещение» 2011 год;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Москва «Просвещение» 2010 год;

  • Концепции стандарта второго поколения, программы курса «География»5-9 классы/авт. – составитель Е.М. Домогацких.- М.:ООО «Руское слово-учебник»2012.- (ФГОС. Инновационная школа),

  • программы курса «География Смоленской области» М.Ю. Евдокимов//8-9 класс. Смоленск «Траст- Имаком», 1995 год.

Цели и задачи изучения курса:

Цель курса: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современного мира. Формирование методологии процесса познания географических объектов природы, населения, хозяйства своей местности на основе организации учебно-исследовательской, проектной деятельности.

Задачи курса:

  • способствовать воспитанию чувства патриотизма и любви к малой родине;

  • создать условия для воспитания экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде;

  • создать условия для формирования умений применять краеведческие знания о родном крае для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • обучать учащихся технологии проектной деятельности, формам исследовательской работы, работы с различными источниками географической информации;

  • создавать условия для развития познавательных, интеллектуальных, творческих способностей учащихся;

  • планировать работу в группах.



Ценностные ориентиры содержания курса

В настоящее время география является одной из перспективных областей развития науки. Глубокое знание закономерностей возникновения и развития живой природы необходимо для формирования научного материалистического мировоззрения, понимания места человека в системе природы, взаимосвязей, между живыми организмами, между живой и неживой природой. Данный курс помогает включить учащихся в практическое осмысление реальных жизненных проблем родного края, осознание необходимости использования географических знаний на уровне функциональной географической грамотности.
Результатом изучения курса является способность применять географические знания в реальной жизни на уровне решения проблем личностно и для общества значимых, а также воспитание духовно-нравственной культуры, готовность к полезной общественно-географической деятельности.

Основные возрастные особенности группы школьников

Возраст обучающихся: 12 лет. Именно в этом возрасте происходит формирование нравственных основ личности, опосредуется вся система отношений ребенка с окружающим миром. Общение с природой - это возможность проявить любовь, доброту, сострадание. Чем напряженнее жизнь, тем больше дети тянутся к природе.

Общение с природой очень полезно детям этого возраста. У ребенка расширяется мировоззрение, развивается чувство ответственности, доброты и другие нравственные качества. Если же с детства доброе отношение к природе не привито, это нередко порождает бездушие, эгоизм, жестокость, от которых в первую очередь страдают сами люди.


Условия реализации программы

Курс предназначен для учащихся 6 класса и рассчитан на 2018-2019 года обучения. Изучение курса в 6 классе составляет 34 часа.


Режим занятий – 1 раз в неделю по 1 часу.


Характеристика системы отслеживания и оценивания результата

Через практические занятия «Вычерчивание плана местности отдельного участка территории школы», «Моя минералогическая коллекция», «Определение гидрологических и физико-химических свойств родниковой воды», «Организация наблюдений за погодой», «Составить паспорта лекарственных растений, ядовитых растений, съедобных растений», «Выявление условий жизни и виды хозяйственной деятельности людей в городе Смоленска». Защита проектов: «Разработка туристических маршрутов по Смоленщине», «История города в судьбе моей семьи», итоговая игра «Юный краевед».

Формы и методы работы.

Методы:

наглядные: наблюдение (кратковременное и длительное), показ, демонстрация (опытов, презентаций, интерактивных пособий, видеофильмов);

метод поисково–исследовательской работы (самостоятельная работа обучающихся с выполнением различных заданий на экскурсиях, занятиях, в ходе проведения простых опытов),

метод самостоятельной деятельности (самоуправление в организации и проведении различных творческих дел, подготовка рефератов и устных сообщений и т. д.),

словесные: объяснение, рассказ, беседа с привлечением имеющихся у обучающихся знаний, чтение художественного произведения;

контрольно–диагностические методы (самоконтроль, контроль качества усвоения программы) через тестирование динамики роста знаний, умений, навыков;

коммуникативно–развивающие методы: выполнение творческих коллективных работ.

Формы:

- индивидуальные (практические и творческие задания, беседы, консультации);

- групповые (занятие, беседа, коллективная трудовая деятельность, экскурсия, практическая природоохранная деятельность.).

В программе предусмотрены следующие виды занятий:

  1. Комплексные занятия обобщающего и углубляющее–познавательного типа

Виды деятельности:

  • Наблюдение. С помощью наблюдения ребёнок познаёт не только внешние параметры объектов природы, но и их связь со средой.)

  • Исследования.

  • Проведение опытов.

  • Индивидуальные практические занятия.

2. Экскурсии.

3. Коллективные творческие работы. Усиливают психологические связи между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать. Создают условия для воспитания у детей терпимости, доброжелательности, развития творческих способностей.

4. Обобщающие занятия, позволяющие проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного процесса. Эти занятия представляют собой комплекс контрольных заданий, таких как конференции дискуссии, защита проектов.

Прогнозируемые результаты освоения программы курса



  • Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

  • Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

  • Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, например с родителями при подготовке проекта «История города в судьбе моей семьи».



Личностные результаты:

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни

-формирование мотивации учебной деятельности к исследовательской деятельности

- формирование познавательного интереса к предмету исследования

- формирование навыков организации своей деятельности в группе.

Метапредметные результаты

Познавательные:

-описывать достопримечательности г. Смоленска и Смоленской области

- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям традициям наших предков

- уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе, устанавливать причинно-следственные связи

- уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факт

- преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Регулятивные:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

- применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

- самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач составлять план решения проблемы, выполнения проекта

- работая по плану, сверять свои действия с целью, при необходимости исправлять их.


Коммуникативные:

-формирование навыков учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, в ходе индивидуальной и групповой работы

- учитывать различные мнения, аргументировать свое мнение, устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать

- готовить и выступать с сообщениями, презентациями


Предметные:



- научиться называть признаки объектов

-научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий

- научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков

-определять по карте местоположение географических объектов

-различать типы горных пород, выявлять зависимость рельефа от взаимодействия внешних и внутренних сил

- выделять, описывать, объяснять признаки географических объектов и явлений

Формы контроля

Программа имеет следующие уровни контроля:

-Текущий контроль направлен на выявление уровня усвоения знаний, умений, полученных в течение занятия. Контроль может проходить в виде наблюдения в течение всего занятия, в форме беседы (проверки знаний), зачетных карточек, кроссвордов, тестов и др.

- Тематический контроль направлен на выявление уровня усвоения материала в конце темы по программе. Контроль проходит в форме выполнения практической или исследовательской работы, защитой проекта по теме, анализом работ каждого ребенка с точки зрения ее положительных качеств (умение анализировать работу).

- Итоговым контролем является участие в мероприятии «Люби и знай свой край родной»

Формой контроля служат итоговые занятия, направленные на обобщение полученных знаний, проверку уровня сформированности умений и навыков.

Содержание учебного курса

Содержание курса «Краеведение» 34 часа

Тема 1. Введение. Наука краеведение. Знаменитые люди Смоленщины. (2 часа)

Тема 2. Наш край. Сведения о прошлом Смоленщины. История освоения края. Туристические возможности родного края. (7 часов)

Сведения о прошлом родного края. Освоение Смоленщины. Происхождение Смоленска, когда и где возник Смоленск. Торговый путь «из варяг в греки». Туристические возможности современной Смоленщины. Памятники истории и культуры города Смоленска и Смоленской области. Разработка туристических маршрутов по Смоленщине.

Тема 3. Ориентирование на местности. План местности. План своего населенного пункта. (5 часа)

Ориентирование на местности. Горизонт. Основные и промежуточные стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по компасу, по Солнцу, по Полярной звезде, по местным признакам. Масштаб. Измерение расстояний по плану местности. Отличие плана местности от топографической и географической карты: условные знаки, способы указания направлений. План своего населенного пункта. Решение задач по определению масштаба. Географическая карта. Элементы географической карты. Условные знаки. Масштаб. Определение масштаба. Определение абсолютных высот по карте. Географические координаты Смоленска. Измерение расстояний по карте. Отличия условных географических карт и планов местности. Вычерчивание плана местности отдельного участка территории школы.

Тема 4. Рельеф и горные породы родного края. (3 часа)

Особенности земной поверхности Смоленской области. Основные формы рельефа: плоская и холмистая равнины. Смоленско-Московская возвышенность и Приднепровская низменность. Характеристика рельефа по описаниям. Движение земной коры: медленные колебания земной поверхности. Влияние ледника на формирование рельефа Смоленской области и своего города. Описание форм рельефа своего населенного пункта и района. Горные породы и полезные ископаемые Смоленской области, своего района, их использование в хозяйственной деятельности людей, охрана недр. Влияние рельефа на жизнь населения своего населенного пункта.

Тема 5.Внутренние воды. (3 часа)

Понятие «внутренние воды». Принадлежность рек Смоленской области к бассейну Балтийского моря и Черного моря Атлантического океана, внутреннего стока каспийского моря. Распределение речных систем по территории области (Днепр, З. Двина, Вазуза ), их характеристика и хозяйственное использование. Значение пути «из варяг в греки» для развития Смоленска. Озера, их происхождение. Болота, подземные воды. Минеральные источники и их использование.

Тема 6. Климат Смоленской области. Времена года. (3 часа)

Погода. Типы погоды. Народные приметы погоды. Климат Смоленской области, причины, влияющие на формирование климата. Преобладающие воздушные массы, постоянные ветры. Времена года. Охрана атмосферного воздуха.

Организация наблюдений за погодой. Измерение температуры воздуха, вычисление средней температуры воздуха за сентябрь в Смоленске. Отметить места, где выпадает максимальное количество осадков в области. Начертить «розу ветров» для Смоленской области и города Смоленска за сентябрь. Описание погоды за день, за неделю. Сделать подборку народных примет о погоде для каждого сезона года.

Тема 7. Почвы родного края. Разнообразие растительного мира. (3 часа)

Почвы Смоленской области. Факторы почвообразования, структура, плодородие почв. Типы почв Смоленской области. Охрана почв. Меры, направленные на повышение плодородия почв родного края. Растительный мир Новгородской области. Деревья: хвойные и лиственные; кустарники, ягодные кустарники; травянистые растения: лекарственные, ядовитые, съедобные. Составить паспорта лекарственных растений, ядовитых растений, съедобных растений (по выбору).

Тема 8. Животный мир Смоленской области. (1 час)

Особенности животного мира смоленской области. Обитатели лесов, водоемов, болот, наших садов и парков. Животные своего района: промысловые звери, перелетные и оседлые птицы, рыбы наших водоемов. Значение животных. Природные зоны Смоленской области. Красная Книга Смоленской области. Подготовить презентации о перелетных птицах, птицах садов и парков, промысловых зверях, рыбах по выбору.

Тема 9. Особо охраняемые природные территории Смоленской области. (2 часа)

Понятие особо охраняемые объекты природы — национальный парк, заповедник, заказник, памятник природы. Особо охраняемые природные территории федерального значения на территории области. Проектируемые особо охраняемые природные территории области. Характеристика национального парка «Смоленского Поозерья».

Тема 10. Взаимодействие человека и природы родного края. (2 часа)

Влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Антропогенные ландшафты (карьеры, участок газопровода, сельскохозяйственные угодья, дороги, города). Выявление условий жизни и виды хозяйственной деятельности людей в городе Смоленска.

Тема 11. Население и его хозяйственная деятельность. Традиции, культура, быт населения Смоленской области. Населенные пункты. (2 часа)

Численность и размещение населения Смоленской области. Национальный состав населения. Население своего района: численность, причины ее изменения, национальный состав населения. Коренное и пришлое население. Традиции, культура, быт. Народные промыслы. Льноводство. Населенные пункты и их типы.

12. Заключение. Итоговое мероприятие «Люби и знай свой край родной» (1 час)


Тематическое планирование

Тема

Количество часов на изучение темы

1

Введение. Наука краеведение. Знаменитые люди Смоленщины.

2

2

Наш край. Сведения о прошлом Смоленщины. История освоения края. Туристические возможности родного края.

7

3

Ориентирование на местности. План местности. План своего населенного пункта.

5

4

Рельеф и горные породы родного края.

3

5

Внутренние воды.

3

6

Климат Смоленской области. Времена года.


3

7

Почвы родного края. Разнообразие растительного мира.

3

8

Животный мир Смоленской области.

1

9

Особо охраняемые природные территории Смоленской области.

2

10

Взаимодействие человека и природы родного края.


2

11

Население и его хозяйственная деятельность. Традиции, культура, быт населения Смоленской области. Населенные пункты.


2

12

Заключение. Итоговое мероприятие «Люби и знай свой край родной»


1


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Спец курса «Краеведение» 6 класс

п/п. Дата

Тема

Количество часов

Всего

Виды учебной деятельности


теория

практика



Тема 1. Введение. Наука краеведение. Знаменитые люди Смоленщины. (2 часа)

Введение. Наука краеведение

1


1

Слушание объяснений учителя

Знаменитые люди Смоленщины.


0,5

0,5

1

Слушание объяснений учителя, работа с раздаточным материалом

Тема 2. Наш край. Сведения о прошлом Смоленщины. История освоения края. Туристические возможности родного края. (7 часов)

История освоения края.

0,5

0,5

1

Просмотр видеофильма: «Экскурсия по историческому Смоленску», работа с картой атласа Смоленской области «центральная часть города Смоленска»

Основные вехи развития города Смоленска

1


1

Слушание объяснений учителя

Туристические возможности родного края.


0,5

0,5

1

Изучение туристических карт города Смоленска, разработка туристических маршрутов.

Геральдика и топонимика края

0,5

0,5

1

Слушание объяснений учителя, рисование герба города Смоленска

История улиц города Смоленска




Слушание объяснений учителя, изучение истории улиц города по старым и современным фотографиям

Защита проектов по теме «Разработка туристических маршрутов по Смоленщине».


1

1

Защита проектов

Защита проектов по теме «История города в судьбе моей семьи»


1

1

Защита проектов

Тема 3. Ориентирование на местности. План местности. План своего населенного пункта. (5 часа)

Ориентирование на местности.

0,5

0,5

1

Изучение способов ориентирования, работа с компасом

План местности.

0,5

0,5

1

Изучение условных обозначений плана, чтение планов местности

План своего населенного пункта. Решение задач по определению масштаба.


1

1

Изучение условных обозначений плана города Смоленска, решение задач по определению масштаба

13.

Географическая карта. Условные знаки.

0,5

0,5

1

Изучение местоположение Смоленска на географических картах, определение направлений и расстояний

14.

Практическое занятие: «Вычерчивание плана местности отдельного участка территории школы».



1

Выполнение практической работы

Тема 4. Рельеф и горные породы родного края. (3 часа)

15.

Особенности земной поверхности Смоленской области и города Смоленска.

0.5

0.5

1

Слушание учителя, работа с картой «Рельеф Смоленской области»

16.

Горные породы и полезные ископаемые Смоленской области, города Смоленска.

0.5

0.5

1

Чтение карты «Полезные ископаемые Смоленщины», сбор материала по разным источникам

17.

Практическое занятие: «Моя минералогическая коллекция».


1

1

Выполнение практической работы

Тема 5.Внутренние воды. (3 часа)

18.

Реки и озера Смоленщины.

0.5

0.5

1

Чтение и анализ карты «Поверхностные воды Смоленщины», составление таблицы реки и озера Смоленщины

19.

Болота, подземные воды, родники района.


1

1

Сбор и сравнение материала по разным источникам

20.

Практическое занятие: «Определение гидрологических и физико-химических свойств родниковой воды».


1

1

Выполнение практической работы

Тема 6. Климат Смоленской области. Времена года. (3 часа)

21.

Климат Смоленской области, причины, влияющие на формирование климата.

0.5

0.5

1

Чтение и анализ карты «Характеристика климата Смоленщины»

22.

Погода. Типы погоды. Народные приметы погоды.

0.5

0.5

1

Изучение приборов наблюдающих за погодой, слушание выступлений учащихся о народных приметах

23.

Практическое занятие: «Организация наблюдений за погодой».


1

1

Выполнение практической работы

Тема 7. Почвы родного края. Разнообразие растительного мира. (3 часа)

24.

Почвы Смоленщины

0.5

0.5

1

Чтение и анализ карт «Почвы Смоленщины»

25.

Растительный мир области

0.5

0.5

1

Чтение и анализ карт «Растительный мир Смоленщины»

26.

Практическое занятие: «Составить паспорта лекарственных растений, ядовитых растений, съедобных растений»


1

1

Оформление паспорта «Растений Смоленщины»

Тема 8. Животный мир Смоленской области. (1 часа)

27.

Экскурсия в зоологический музей в Смол ГУ.


1

1

Посещение музея

Тема 9. Особо охраняемые природные территории Смоленской области. (2 часа)

28.

Особо охраняемые природные территории Смоленской области.


0.5

0.5

1

Сбор информации из разных источников: вырезок газет, журналов, книг, анализ карты «Современное состояние и охрана природы»

29.

Лекция с приглашением работников «Смоленского зоопарка»

1


1

Слушание лекции

Тема 10. Взаимодействие человека и природы родного края. (2 часа)

30.

Влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

0.5

0.5

1

Чтение и анализ карты «Хозяйство Смоленщины

31.

Практическое занятие: «Выявление условий жизни и виды хозяйственной деятельности людей в городе Смоленска».



1

». Выполнение практической работы

Тема 11. Население и его хозяйственная деятельность. Традиции, культура, быт населения Смоленской области. Населенные пункты. (2 часа)

32.

Численность и размещение населения Смоленской области.

0.5

0.5

1

Слушание объяснений учителя, анализ графиков, таблиц, диаграмм

33.

Экскурсия в «Исторический музей»


1

1

Экскурсия

34.

Итоговое мероприятие «Люби и знай свой край родной»


1

1

Подготовка и проведение итогового мероприятия.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных недели, 1 час в неделю.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса


Литература для учителя


1.Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География: Физическая география». Москва: «Русское слово-учебник», 2013 год. (ФГОС. Инновационная школа).

2.Домогацких Е.М. «Программа по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений». Москва: «Русское слово», 2012 год.

3.Лазаревич К.С. «Я иду на урок географии. Общая физическая география. В двух частях». Москва, «Первое сентября», 2003 год.

4.Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. «Практические работы по географии в 6 – 10 классах». Москва, «Школа-пресс», 2001 год.

5. «Настольная книга учителя географии. Нормативные документы, методические рекомендации и справочные материалы для организации работы учителя». Москва, «АСТ», 2002 год.

6.Петрова Н.Н. «География. Тесты. 6 – 10 классы». Москва, «Дрофа», 2000 год.

7. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. «Занимательная география». Москва, «Дрофа», 2005 год.

8. М.Ю Евдокимов «Земля Смоленская родная. Смоленск СОИУУ.1997год

9. Л.И, Прохорова, В.И. Чурилина. «Путеводитель по Смоленску». Смоленск. СГТ. 2008год

10. В.А. Шкаликов. «Природа Смоленской области». Смоленск. Универсум. 2006

11. В.А. Шкаликов «Особо охраняемые территории Смоленской области». Смоленск. Универсум. 2005 год.
12. Атлас Смоленской области. /Под ред. М.А. Медведев – М.:. «Вентана-Граф»,1997.

Материально-техническое обеспечение курса:

-Коллекция минералов и горных пород;

-Компасы;

-Мультимедийный проектор.

Литература для учащихся

1. М.Ю Евдокимов. Земля Смоленская родная. Смоленск. СОИУУ.1997

2. Л.И, Прохорова, В.И. Чурилина. Путеводитель по Смоленску. Смоленск. СГТ. 2008

3. В.А. Шкаликов.Природа Смоленской области. Смоленск. Универсум.2006

4. В.А. Шкаликов. Особо охраняемые территории Смоленской области. В.А. Шкаликов. Смоленск. Универсум. 2005

5. Н.Д. Круглов. Красная книга Смоленской области. Смоленск. СГПУ.1997

6. А.С. Кочергин. Справочно-информационное издание «Национальный парк Смоленское Поозерье».Смоленск.2008

7. Н.Кравклис. Николай Пржевальский-великий сын земли Смоленской. Смоленск. Манджета.2013

Сайты интернета.
1.http://maps.yandex.ru/
2.http://maps.google.ru/
Электронные ресурсы

1Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 6 класс. 2005 год

2.3D-атлас Земли Eingana. 2005 год.

3.Электронный курс 1С «Начальный курс географии. 6 класс». 2004 год.


Методические рекомендации


Цели и содержание УМК по краеведению должны соответствовать запросам современного образования. Возникает необходимость внедрения культурологического подхода, при реализации которого образование становится процессом освоения человеческой культуры. В процессе преподавания создаются условия, стимулирующие саморазвитие ребенка, развитие его творческих способностей. В преподавании географии своего края важное место занимают вопросы оценки природных условий ресурсов и их использования, а также наблюдения за природными компонентами и явлениями, их понимание и прогнозирование. Кроме того, усилен исторический и культурологический аспекты изучения родного края. Это выразилось включением вопросов об этапах заселения территории, формирования культуры народов и современного хозяйства.

Приложение


Итоговое мероприятие по курсу «Краеведения»

«Люби и знай свой край родной»


Цели и задачи:


1. Обучающие:

  • Закрепить, расширить, углубить и систематизировать знания о природе Смоленщины;

  • Продолжить формирование целостного восприятия природы Смоленщины;

  • Помочь увидеть и осознать красоту природы, необходимость заботиться о её сохранении;

  • Активизировать познавательную деятельность обучающихся;

  • Осуществить межпредметную связь географии с литературой (привлечь учащихся к изучению поэтических произведений о Смоленщине);

  • Продолжить внедрение инновационных технологий в учебный и воспитательный процесс (на основе использования игровых, коллективных форм деятельности);

2. Развивающие:

  • Развивать любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность, умение работать в коллективе, внимание, память, сообразительность, быстроту реакции, навыки выразительного чтения;

  • Развитие воображения, словесно-логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи; творческих способностей, умения выступать публично;

  • Развивать умение работать с картой.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать чувство коллективизма.

  • Экологическое воспитание бережного и ответственного отношения, к природе;

  • Патриотическое воспитание любви к родной Смоленщине;

  • Нравственное воспитание (уважительного отношения к мнению других людей).

Оборудование:

  • Карта Смоленщины;

  • Указка;

  • Раздаточный материал для работы судей на этапах;

  • Грамоты для награждения;

  • Протокол игры;

  • Маршрутные листы.

Предварительная подготовка:

  • Подготовить судей для работы на этапах (обучающихся старших классов);

  • Раздать домашнее задание для участников игры (визитная карточка, номенклатура, атласы).


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:


ВСТУПЛЕНИЕ:


Край родной! Ты лесами красив.

Ты раскинул поля широко!

Серебристыми ветками ив шелестят берега над рекой.


Дорогие ребята! Все вы – жители Смоленщины. А кому, как не вам нужно знать все красоты и богатства природы родного края.

Сегодня мы проводим игру, во время которой Вы в полной мере используете свои знания о родном крае, которые вы получили на уроках географии Смоленщины.


Сегодня между командами сраженье, но пусть обид не будет среди Вас.

Ведь победитель или побеждённый сегодня кто-то будет среди вас.

Мы будем рады, если Вы в сраженье покажете находчивость свою,

Уменье, знанье и веселье помогут Вам сыграть вничью.


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

а) Объяснение правил игры;

б) Выдача маршрутных листов;

в) Организация работы судей.


1. СТАНЦИЯ «ЗНАКОМСТВО» (представление команд):

а) Название команды;

б) Девиз команды;

в) Эмблема команды.

3 балла.


2. СТАНЦИЯ «КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ» (собери карту):

Из разрезанной на части контурной карты собрать карту Смоленской области.

5 баллов. КВ. 5 минут.


3. СТАНЦИЯ «ЛИТЕРАТУРНАЯ» (домашнее задание):

Рассказать стихотворение о Смоленщине.

5 баллов.


4. СТАНЦИЯ «ТВОРЧЕСКАЯ» (домашнее задание):

Представить визитную карточку Смоленской области.

10 баллов. КВ. 5 минут.


5. СТАНЦИЯ «ЛОГИЧЕСКАЯ» (игра «4 лишний»):

  1. Духовщинская, Вяземская, Слободская, Приднепровская;

  2. Липа, ель, сосна, баобаб;

  3. Сож, Остёр, Каспля, Сапшо;

  4. Берёза, дуб, клён, орешник;

  5. Приднепровская, Вяземская, Прибалтийская, Сожско-Остёрская;

  6. Дерновые, заболоченные, подзолистые, дерново-подзолистые;

  7. Шакал, лось, бурый медведь, волк;

  8. Сож, Сапшо, Рясно, Каруто;

  9. Бозненское, Свитский Мох, Вервижский Мох, Кармановское;

  10. Деснинское, Сошнинское, Баклановское, Вазузское;

  11. Орешник, шиповник, малина, красная рябина;

  12. Дерновые, подзолистые, чернозёмные, дерново-подзолистые;

  13. Зверобой, колокольчик, черёмуха, мать-и-мачеха;

  14. Псковская, Тверская, Брянская, Витебская;

  15. Калужская, Московская, Тверская, Рязанская;

  16. Нефть, торф, сапропель, фосфориты;

  17. Бурый уголь, глина, песок, минеральные воды;

  18. УВМ, ТВМ, АВМ, ЭВМ;

  19. Вазуза, Волга, Угра, Десна;

  20. Угра, Воря, Касня, Вихра.

20 баллов. КВ. 5 минут.


6. СТАНЦИЯ «КАПИТАНСКАЯ» (знание географической номенклатуры):

10 баллов.


7. СТАНЦИЯ «ЗАГАДОЧНАЯ» (животные Смоленщины):

  1. Во дворе шест, на шесте дворец, во дворце …. (СКВОРЕЦ)


  1. Он ходит в рыжей шубке, как пилки, остры зубки. Прожорливый зверек, гроза мышей…. (ХОРЁК)


  1. То рыжая, то серая, с названьем белая. (БЕЛКА)


  1. Не ласка, не куница, не белка, не лисица, не выдра и не горностай, а кто же это – угадай? В соседстве с ними он живет – пушистый, маленький …. (ЕНОТ)


  1. Сероспинный, красногрудый, в зимних рощах обитает, не боится он простуды, с первым снегом прилетает. (СНЕГИРЬ)


  1. Всех прилетных птиц черней, чистит пашню от червей, взад-вперед по пашне вскачь, а зовется птица …. (ГРАЧ)


  1. Верещунья, белобока, а зовут её….. (СОРОКА)


  1. Чик-чирик! К зернышку – прыг. Клюй, не робей. Кто же это?.... (ВОРОБЕЙ)


  1. На окне дремала птица. Галка, галка! Что вам снится? Отвечала птица сонно: «Я не галка. Я… (ВОРОНА)


  1. Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло, спать ляжет в дупло. (СОВА)


  1. Гнездо не строит никогда, соседям яйца оставляет, и о птенцах не вспоминает. (КУКУШКА)


  1. На овчарку не похож, что ни зуб, то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (ВОЛК)


  1. Целый день летает, всем надоедает; ночь настанет, тогда перестанет. (МУХА)

13 баллов. КВ. 5 минут.


8. СТАНЦИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ» (составь слово):

Это специальная территория, специально созданная человеком на Смоленщине для охраны природы. (НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК)

3 балла. КВ 5 минут.


9. СТАНЦИЯ «ЗЕЛЁНАЯ» (узнай по описанию растение Смоленщины):


  1. Оно может жить до 2000 лет.

  2. В воде ствол не гниёт, а только чернеет и становится крепче.

  3. Из него делают бочки и паркет.

  4. Пушкин писал, что там живёт русалка.

(ДУБ)

  1. Оно всегда зелёное или голубое.

  2. Из него делают струнные музыкальные инструменты.

  3. Зимой птицы на нём строят гнёзда и высиживают птенцов.

  4. Оно теневыносливое, в таком лесу всегда темно и сыро. Там много лишайников.

(ЕЛЬ)

  1. Из него самые лучшие дрова.

  2. Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.

  3. Из его коры делают много полезных вещей.

  4. Это самое любимое и распространённое русское дерево.

(БЕРЁЗА)

  1. У него листья сверху зелёные, а снизу бархатные и серебристые.

  2. Оно «отсасывает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.

  3. Оно быстрее всех заселяет гари.

  4. Бобры его любят и заготавливают на зиму.

(ОСИНА)

  1. Ягоду хорошо есть с мёдом, но после морозов вкусна сама по себе.

  2. Про неё сложено много песен.

  3. Кора целебнее ягоды.

  4. У неё есть родственница с блестящими чёрными плодами – городовина.

(КАЛИНА)

  1. С её цветков лучший мёд.

  2. Из него делают ложки и лапти.

  3. Цветёт летом и очень душистое.

  4. Отвар цветков незаменим при простуде.

(ЛИПА)

  1. Это растение семейства Розоцветные.

  2. Плоды - очень мелкие яблочки.

  3. Хорошо помогает при болезнях сердца.

  4. Птицы любят вить на нём гнёзда, потому что его ветви покрыты колючками.

(БОЯРЫШНИК)

28 баллов. КВ. 5 минут.


10. СТАНЦИЯ «ЗАЩИТНАЯ» (экологический светофор):

Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать людям соблюдать правила разумных взаимоотношений с природой.


Красный свет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде и жизни людей.


Жёлтый свет – будь осторожен! постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!


Зелёный свет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

Ребята показывают кружки красного, жёлтого или зелёного цвета в зависимости от того решения, которое они приняли.


  1. Ребята наблюдают за муравьями. (З)

  2. Дети оставили костер в лесу. (К)

  3. Ребята огородили муравейник. (З)

  4. Мальчики взяли в лес весной собаку. (К)

  5. Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (З)

  6. Ребята срезают грибы ножиком. (Ж)

  7. Ребята увидели гнездо в траве. (Ж)

  8. Ребята бросают мусор на дорогу. (К)

  9. Мальчик гуляет с собакой на газонах. (К)

  10. Девочка рвет цветы на клумбе. (К)

  11. Ребята ходят в парке только по тропинкам. (З)

  12. Мальчик полез в кусты за мячом. (Ж)

  13. Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (К)

  14. Дети вешают кормушку. (З)

  15. Мальчики рассматривают жука. (Ж)

15 баллов.


11. СТАНЦИЯ «АПТЕЧНАЯ» (сопоставить растение с его лекарственным действием):

  1. УЛУЧШАЕТ ЗРЕНИЕ – ЧЕРНИКА

  2. СНИЖАЕТ ТЕМПЕРАТУРУ – ЛИПА

  3. СВОДИТ БОРОДАВКИ – ЧИСТОТЕЛ

  4. СНИМАЕТ СЕРДЕЧНУЮ БОЛЬ – БОЯРЫШНИК

  5. ЗАЖИВЛЯЕТ РАНЫ – ПОДОРОЖНИК

  6. ПОМОГАЕТ ПРИ АНГИНЕ – РОМАШКА АПТЕЧНАЯ

  7. ИСТОЧНИК ВИТАМИНОВ – ШИПОВНИК

  8. УНИЧТОЖАЕТ ЧЕРВЕЙ-ПАРАЗИТОВ – ПИЖМА

  9. ПОМОГАЕТ ПРИ РАССТРОЙСТВЕ КИШЕЧНИКА – КОРА ДУБА

  10. УСПОКАИВАЕТ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ - ВАЛЕРИАНА

10 баллов. КВ. 5 минут.

12. СТАНЦИЯ «ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ»

Команда должна заранее приготовить 3 вопроса для соперников.

3 балла. КВ. 3 минуты.


13.СТАНЦИЯ «БЛЕФ-КЛУБ» (верите ли вы, что):

  1. Стрижи даже спят на лету. +

  2. Зелёный картофель настолько ядовит, что может убить даже ребёнка. +

  3. Журавли любят танцевать. +

  4. Ласточки чаще ходят по земле пешком, чем летают. -

  5. Крот зимой спит. -

5 баллов. КВ. 3 минуты.


14. СТАНЦИЯ «КОНЕЧНАЯ» («дальше, дальше, дальше»): за 3 минуты контрольного времени дать как можно больше правильных ответов на вопросы:

  1. Самое распространённое дерево на Смоленщине. (Берёза)

  2. Во лугах, лугах сестрички: золотой глазок, белые реснички. (Ромашка);

  3. Разновидности лесов Смоленщины (хвойные, широколиственные, мелколиственные, смешанные);

  4. Почвенный горизонт, обозначаемый А0 (Лесная подстилка);

  5. Крупнейшие низменности Смоленщины (Приднепровская, Прикаспийская);

  6. Самая низкая точка Смоленщины (141м.);

  7. Водораздел каких трёх крупных рек Европейской части России расположена территория Смоленщины? (Днепр, Волга, Западная Двина);

  8. Бассейн какой реки на территории Смоленщины занимает наибольшую площадь? (Днепровский);

  9. Почвенный горизонт, обозначаемый А1 (Перегнойный или гумусовый);

  10. Самое большое по площади озеро Смоленщины (Акатовское);

  11. Самый западный район Смоленщины (Руднянский);

  12. Сколько в Смоленской области крупных рек длинной более 100км.? (15);

  13. Сколько видов полезных ископаемых на территории Смоленщины являются наиболее распространёнными? (около 15);

  14. Характер течения рек Смоленщины (Равнинные);

  15. Разновидности лугов Смоленщины (Суходольные, заливные);

  16. Воздушные массы, не оказывающие влияния на климат Смоленщины (Экваториальные);

  17. Ручьями очищается и небо, и валежник, и первым появляется в проталине… (Подснежник);

  18. Климат Смоленщины. (Умеренно-континентальный);

  19. Какая птица нашей местности быстрее всех летает? (Стриж);

  20. Питание рек Смоленщины (Смешанное);

  21. Почвенный горизонт, обозначаемый А2 (Эллювиальный или подзолистый или вымывания);

  22. Средняя высота территории Смоленщины над уровнем моря (около 200м.);

  23. Зарубежное государство, граничащее со Смоленщиной (Белоруссия);

  24. Название какого цветка связано со звоном? (Колокольчик);

  25. Господствующие воздушные массы на территории Смоленщины (Умеренные);

  26. Самое глубокое озеро Смоленщины (Баклановское);

  27. С приходом какой воздушной массы на территорию Смоленщины связан осенний возврат тепла «бабье лето»? (Тропическая);

  28. Какая птица нашей местности не вьёт гнёзда и не высиживает птенцов? (Кукушка);

  29. Почвенный горизонт, обозначаемый В (Иллювиальный или вмывания);

  30. Крупнейшие болота Смоленщины (Вервижский и Свитский Мох);

  31. Площадь Смоленщины (49,8 тыс. кв. км.);

  32. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи);

  33. Воздушные массы, оказывающие влияние на климат Смоленщины (УВМ, ТВМ, АВМ);

  34. Какие полезные ископаемые по происхождению распространены на территории Смоленщины? (Осадочные);

  35. Разновидности хвойных лесов на территории Смоленщины (Еловые, сосновые);

  36. Самый тёплый месяц в году на территории Смоленщины (Июль);

  37. На какой крупной геологической структуре расположена территория Смоленщины (Русская или Восточно-Европейская платформа);

  38. Какая наша птица может ползать по стволу вниз головой? (Поползень);

  39. Самый влажный месяц в году на территории Смоленщины (Июль);

  40. Какие формы рельефа преобладают на территории Смоленщины? (Возвышенности);

  41. Самый северный район Смоленщины (Сычёвский);

  42. Сколько видов полезных ископаемых обнаружено на территории Смоленщины? (Около 30);

  43. В какой части России расположена Смоленщина? (Западная);

  44. Самые распространенные почвы на Смоленщине (Дерново-подзолистые);

  45. Какой золотой цветок даёт белый пушок? (Одуванчик);

  46. Какая наша птица выводит птенцов зимой? (Клёст);

  47. Самый сухой месяц в году на территории Смоленщины (Январь);

  48. С какой областью России Смоленщина имеет менее протяжённую границу? (Псковская);

  49. Число областей России, граничащих со Смоленщиной (5);

  50. Ядовитое растение области, носящее название глаза птицы (Вороний глаз);

  51. Почвенный горизонт, обозначаемый С (Материнская горная порода);

  52. Протяжённость области с запада на восток по параллели г. Гагарина (280км.);

  53. Птица Смоленщины, предсказывающая возраст человека (Кукушка);

  54. Крупнейшая возвышенность Смоленщины (Смоленско-Московская);

  55. Самый маленький хищник Смоленщины (Ласка);

  56. Разновидности болот Смоленщины (Верховые, низинные, переходные);

  57. Площадь, занимаемая на Смоленщине лесами (42,2);

  58. С какой областью России Смоленщина имеет самую протяжённую границу? (Московская);

  59. Сколько % от площади России занимает территория Смоленщины? (0,3%);

  60. Самая высокая точка Смоленщины (319м.);

  61. Какие животные на территории Смоленщины самые распространённые? (Беспозвоночные);

  62. Время меженя на территории Смоленщины (Лето, зима);

  63. Хищное растение нашей местности (Росянка);

  64. Самый холодный месяц в году на территории Смоленщины (Январь);

  65. Самый южный район Смоленщины (Ершичский);

  66. Крупнейшая река Смоленщины (Днепр);

  67. Какое растение нашей местности содержит муравьиную кислоту? (Крапива);

  68. Почвенный горизонт, обозначаемый Ад (Дернина);

  69. Протяжённость границ Смоленщины (463км.);

  70. Крупнейшее животное Смоленщины (Лось);

  71. Разновидности озёр по происхождению на территории Смоленщины (Ледниковые, старичные или пойменные, карстовые или провальные);

  72. Время паводков на территории Смоленщины (Лето, осень);

  73. Сколько сезонов года выражено на территории Смоленщины? (4);

  74. Соком какого нашего травянистого растения можно выводить бородавки? (Чистотел);

  75. Самое живописное озеро Смоленщины, названное Н. М. Пржевальским «Байкалом в миниатюре» (Сапшо);

  76. Какие наши деревья плачут весной? (Клён, берёза);

  77. В какой части области расположено наибольшее количество болот и озёр (Северо-запад);

  78. Протяжённость области с севера на юг по меридиану г. Рославля (250км.);

  79. Самый крупный хищник Смоленщины (Медведь);

  80. Национальный парк Смоленщины («Смоленское Поозерье»);

  81. В центре какой крупнейшей равнины России расположена территория Смоленщины? (Русская или Восточно-Европейская);

  82. Самый восточный район Смоленщины (Гагаринский);

  83. Количество рек на территории Смоленщины (1149);

  84. Время половодья на реках Смоленщины (Весна);

  85. Свыклась водоросль с грибом, зацепилась за кору и пришлася ко двору (Лишайник);

  86. Процессы почвообразования, протекающие на территории Смоленщины (Подзолистый, дерновый, болотный);

  87. Топливные полезные ископаемые Смоленщины (Торф, бурый уголь);

  88. Какие леса преобладают на Смоленщине? (Смешанные);

  89. Сколько видов диких и культурных растений насчитывается на территории Смоленщины? (более 1100);

  90. Какие птицы нашей местности ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, глухари и рябчики);

  91. Рыжие ушки с лисьей макушки в травке лежат для малых ребят (Лисички);

  92. Какое растение нашей местности даёт самый лучший мёд? (Липа);

  93. Из древесины какого нашего дерева изготавливают спички? (Осина);

  94. Самая большая глубина озера на территории Смоленщины (28м.);

  95. Полезные ископаемые Смоленщины, использующиеся в медицине (Минеральные воды, лечебные грязи).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.


Использованная литература:

  1. География Смоленской области. – Смоленск: Московский рабочий. Смолен. отд-ние, 1990, 112 с.

  2. География Смоленской области: Учебное пособие / Под ред. А.П. Катровского. – Смоленск 2006. – 224 с.

  3. География Смоленской области: Учебное пособие. – Смоленск: СГУ, 1997. – 169 с.: ил.

  4. География Смоленщины / Под ред. М.Ю. Евдокимова.- Смоленск: Траст-Имаком, 1994. – 200 с.

  5. Контурные карты по географии Смоленской области / Сост. М.Ю. Евдокимов. – Смоленск: СОИУУ, 1992. – 19 с.

  6. Край мой Смоленский. – Смоленск: СОИУУ, 1995. – 44 с.

  7. Красная книга Смоленской области / Под ред. Круглова Н.Д. – Смоленск: СГПИ, 1997. – 294 с.: ил.

  8. Пастухова З.И. По Смоленщине. – М.: Искусство, 1985. – 159 с.: ил.

  9. Природа Смоленской области /Под ред. В.А. Шкаликова. – Смоленск: «Универсум», 2001. – 424 с.: ил.

  10. Природа Смоленщины. Сборник научных трудов / В.Б. Козлов. – Смоленск: СГПИ, 1994. – 100 с.

  11. Смоленская область: Краеведческий словарь. – М.: Московский рабочий, 1978. – 240 с.

  12. Учебно-методические материалы по географии Смоленской области. – Смоленск: Универсум, 2012. – 28 с.: ил., карт.