СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии "Строение и свойства вещества" 10 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива по химии»

МБОУ Шумячская средняя общеобразовательная школа им. В.Ф.Алёшина

Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО Заместитель Директор МБОУ Шумчская СОШ

__________/Н.Л.Колотина/ директора по УР им. В.Ф.Алёшина

Протокол №__1_ от МБОУ Шумячская СОШ ____________/И.Н.Кухаренкова

29__» 08. 2017г. им. В.Ф.Алёшина Приказ № 53/3 от 30.08.2017г.

______________/Н.А.Богатырёва /



Рабочая программа

факультативного курса по химии 10 класс

Учитель: Колотина Н.Л.



2017-2018 уч.г



«Строение и свойства веществ»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена в соответствии

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.05.2012 г « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»

  2. Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина»




Планируемые результаты освоения содержания курса



Личностные результаты обучения:


-в ценностно- ориентировочной сфере – чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремлённость.

-в трудовой сфере- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории.

-в познавательной- умение управлять своей познавательной деятельностью.




Метапредметные результаты обучения


- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности.

-использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов.

-умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации.

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации на практике.

-использовать различные источники для получения информации.


Предметные результаты обучения:

  1. В познавательной сфере:

-давать определения изученных понятий

-описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные опыты

-описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества. Химические реакции.

-классифицировать изученные объекты и явления

-делать выводы и умозаключения из наблюдений , прогнозировать свойства неизученных веществ.

-моделировать строение простейших молекул органических веществ.

2. В ценностно-ориентировочной сфере:

- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанные с переработкой веществ.

3. В трудовой сфере:

- проводить химический эксперимент

4. В сфере безопасности жизнедеятельности:

-оказывать ПМП при отравлениях, ожогах, травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.








Содержание курса.

(0,5 час в неделю, всего 18 часов)


Введение (1 ч).

Цели и задачи курса, его структура.

Алгоритмы решения всех типов задач за курс основной школы.


Тема 1 ().

Строения атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода.

Гибридизация орбиталей , на примере атома углерода. Виды гибридизации: sp3- гибридизация на примере молекулы метана и других алканов, sp2- гибридизация на примере молекулы этилена, sp-гибридизация на примере молекулы ацетилена. Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них: направленность, длина, энергия и кратность углерод - углеродных связей. Особые виды связи в органических веществах: σ – связь и π – связь.

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории строения органических соединений.

Изомерия. Изомеры. Упражнения по составлению структурных формул изомеров углеводородов С410 разветвленного строения.

Алгоритм решение задач на вывод формул веществ по массовым долям элементов и по продуктам сгорания.


Тема 2 (3 ч).

Алканы. Циклоалканы. Алкены. Алкины. Особенности строения молекул веществ данных гомологических рядов и их свойств, обусловленных этим строением. Взаимное влияние атомов в молекулах углеводородов, обусловленное наличием в молекулах кратных связей и более электроотрицательных элементов.

Решение задач на нахождения молекулярных формул органических веществ по массовым долям химических элементов.

Тема 3 (1 ч).

Бензол. Производные бензола. Ориентанты первого рода и взаимное влияние атомов друг на друга в молекуле толуола.

Решение задач на превращения веществ.


Тема 4 (5 ч). Кислородсодержащие органические вещества. Функциональные группы (гидросогруппа, карбонильная, карбоксильная). Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ, содержащих кислород.

Спирты. Предельные, непредельные и ароматические спирты. Простые эфиры.

Карбонильные соединения – альдегиды и кетоны.

Предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Взаимное влияние атомов в молекулах кислот и свойства, обусловленные этим влиянием.

Непредельные, двухосновные и ароматические кислоты.

Задачи на вывод молекулярных формул органических веществ, содержащих кислород.

Задачи на генетическую связь карбоновых кислот с органическими веществами других гомологических рядов.

Тема 5 (1 ч).

Сложные эфиры. Жиры. Углеводы. Вывод формулы глюкозы на основе определения функциональных групп по качественным реакциям.


Тема 6 (4 ч).

Амины. Основность аминов, обусловленная особым строением аминогруппы.

Аминокислоты – Амфотерные органические соединения. Взаимное влияние двух функциональных групп друг на друга.

Белки как природные полимеры. Пространственные структуры белка.

Решение расчетных задач на вывод молекулярных формул органических веществ, содержащих азот.


3. Тематическое планирование учебного материала.


(10 класс 0,5 час в неделю всего 18 часов).



№ урока

Тема

Основные знания

Виды деятельности


Введение. (1 час)



1.

Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Алгоритмы решения всех типов задач за курс основной школы.


ТБ при работе в кабинете химии. Основные задачи курса органической химии. Решать задачи всех типов за курс основной школы.

Практикум:решение задач


Строение атома углерода (3 часа)




1.

Строение атома углерода в нормальном и в возбуждённом состоянии. Гибридизация орбиталей на примере атома углерода. Виды гибридизации.


Составлять электронно-графические формулы атома углерода. Виды гибридизации. Давать им характеристику.

Практикум: составление моделей

2.

Ковалентная связь в органической химии и её характеристика. Теория химического строения А. М. Бутлерова. Изомерия и изомеры. Составление структурных формул.



Давать характеристику кратности углерод-углеродным связям. Основные положения теории строения органических веществ. Составление формул изомеров.


3.

Алгоритмы решения задач на вывод формул веществ по массовым долям элементов. Алгоритмы решения задач на вывод формул веществ по продуктам сгорания.


Составлять алгоритмы решения задач данного типа.

Практикум:решение задач


Алканы, алкены, алкины, циклоалканы (3 часа)




1.

Алканы и циклоалканы. Особенности строения молекул и свойств, обусловленных этим строением.

Характеристика алканов и циклоалканов, особенности их строения.


2.

Алкены и алкины. Строение и свойства. Взаимное влияние атомов в молекулах углеводородов, обусловленных наличием кратных связей .

Особенности строения и свойств алкенов и алканов. Уметь давать названия. Давать объяснения влиянию атомов в молекулах углеводородов

Лекция

3.

Решение задач на нахождение молекулярной формулы органических веществ по данным о поглощении продуктов их сгорания.

Решение задач на данную тему.

Практикум:решение задач


Ароматические углеводороды(1 час)



1.

Бензол. Производные бензола. Взаимное влияние в молекулах ароматических углеводородов. Решение задач на превращение.

Составление уравнений на превращения веществ. Химические свойства бензола и его производных.

Практикум:решение задач


Кислородсодержащие органические соединения(5часов)



1.

Кислородсодержащие органические вещества. Классы веществ. Функциональные группы (гидроксогруппа, карбонильная и карбоксильная группы). Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ, содержащих кислород.

Классы веществ и их различие. Характеристика классов веществ по функциональны группам. Значении влияния атомов в молекулах органических веществ.

Лекция

2.

Спирты. Предельные, непредельные , ароматические спирты. Простые эфиры. Карбонильные соединения. Альдегиды и кетоны.

Характеристики спиртов, понятие о простых эфирах Уметь отличать альдегиды от кетонов, давать им характеристику.

Семинар

3.

Предельные карбоновые кислоты. Взаимное влияние атомов в молекулах кислот. Свойства карбоновых кислот, обусловленных взаимным влиянием атомов.

Характеристика предельных карбоновых кислот, взаимное влияние атомов в их молекулах. Химические свойства карбоновы кислот.


4.

Непредельные, двухосновные и ароматические кислоты. Задачи на генетическую связь карбоновых кислот с другими органическими веществами.

Различать виды кислот. Составлять уравнения на превращения органических веществ.

Практикум:решение задач

5.

Задачи на вывод молекулярных формул органических веществ, содержащих кислород.

Решение задач на вывод формул кислородсодержащих соединений.

Практикум:решение задач


Жиры. Углеводы.(1 час)



1.

Сложные эфиры. Жиры. Углеводы. Вывод формулы глюкозы на основе определения функциональных групп по качественным реакциям.

Сложных эфиры и их значение для жиров. Классификация углеводов. Их свойства.



Амины. Белки (4 часа)



1.

Амины. Основность аминов, обусловленная особым строением аминогруппы.

Амины, в чём их основность, каково значение аминогрупп.


2.

Аминокислоты- амфотерные органические соединения . Взаимное влияние атомов двух функциональных групп друг на друга. Белки- как природные полимеры. Структуры белка.

Амфотерность аминокислот и их влияние друг на друга. Пептидная связь белков, её значении для структур. Уметь давать характеристики структурам белка.


3.

Задачи на генетическую связь органических веществ.

Решать задачи на генетическую связь.

Практикум:решение задач

4.

Итоговое занятие (тестирование).

Проверка усвоение курса.




Критерии оценивания результатов обучения учащихся:


    1. Оценка выставляется в форме «зачёт» или «незачёт».

    2. Курс может считаться зачтённым, если :

- ученик посетил не менее 80% занятий по элективным занятиям;

-ученик выполнил зачётную работу (решение задач, проекты).





Литература для учащихся.


1.Габриелян О. С., Маскаев Ф. Н. Химия – 10, учебник для общеобразовательных учреждений (двухуровневый).

2. Егоров А.С. «Химия, пособие-репетитор для поступающих в вузы» Ростов-на-Дону. «Феникс» 2001

3.Хомченко Г.П., Хомченко И.П. Задачи по химии для поступающих в вузы. М. «Высшая школа» 1987.

Литература для учителя.


1. Габриелян О.С., Остроумов И. Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. Дрофа, Москва 2005.

2. Егоров А.С. «Химия, пособие-репетитор для поступающих в вузы» Ростов-на-Дону. «Феникс» 2










9