СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива "Подготовка к ЕГЭ по биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива "Подготовка к ЕГЭ по биологии"»

МКОУ «Кужникская СОШ»













Рабочая программа факультативного курса

«ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ»










Составитель: Махмудов А. М.,

учитель биологии и химии



















Кужник 2017 г.

Пояснительная записка


Данный курс раcчитан 34 часа (1 час в неделю),

Программа факультатива по биологии составлена на основе нормативных документов:

1)федерального базисного учебного плана для образовательных учреждении Российской Федерации

2) Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

3) Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).

Концепция программы курса заключается в том, что её разработка связана с разработкой системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах и направлена на реализацию личностно - ориентированного процесса, при котором максимально учитываются интересы, склонности, и способности старшеклассников.

Актуальность умения решать задачи по биологии возрастает в связи с введением ЕГЭ по биологии, а также с тем, что необходимо применять знания на практике. Курс тесно связан с уроками общей биологии и соответствует требованиям Государственного стандарта.

Решение задач и тестов по биологии позволяет углубить и закрепить знания по разделам общей биологии. Огромную важность в непрерывном образовании приобретают вопросы самостоятельной работы учащихся, умение мыслить самостоятельно и находить решение. Создаются условия для индивидуальной и групповой форм деятельности учащихся. Такое сочетание двух форм организации самостоятельной работы на уроках активизирует слабых учащихся и дает возможность дифференцировать помощь, способствует воспитанию взаимопомощи и коллективизма. Создает также условия для обучения учащихся самоконтролю и самооценке. Это формирует творческое отношение к труду важное для человека любой профессии и является важным условием успешного, качественного выполнения им своих обязанностей.

Особенностями программы курса является тесная связь его содержания с уроками общей биологии и соответствие требованиям Государственного стандарта. Подбор материалов для занятий осуществляется на основе компетентностно - ориентированных заданий, направленных на развитие трёх уровней обученности: репродуктивного, прикладного и творческого.

Целью курса является:

  • Подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ

  • Содействовать формированию прочных знаний по общей биологии, умений и навыков решения задач для сдачи ЕГЭ.

  • Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся сформировать/актуализировать навыки решения биологических задач различных типов.

  • Дать ученику возможность оценить свои склонности и интересы к данной области знания

Задачи:

1.Формировать систему знаний по главным теоретическим законам биологии.

2.Совершенствовать умение решать биологические задачи репродуктивного , прикладного и творческого характера

3.Развивать ключевые компетенции : учебно - познавательные, информационные , коммуникативные ,социальные.

4.Развивать биологическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро справится с предложенными экзаменационными заданиями.

Функции курса:

1. Поддерживается изучение биологии на заданном стандартном уровне. Курс «Подготовка к егэ по биологии» помогает закрепить и углубить уровень знаний по биологии, применить эти знания путём решения тестов и биологических задач.

2. Осуществляется личностно-ориентированный подход в обучении. То есть учитываются индивидуальные склонности и способности учащихся и создаются условия для обучения их в соответствии с профессиональными интересами.


Планируемые результаты:

  • Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли

  • Уметь правильно распределять время при выполнении тестовых работ.

  • Обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне организации жизни.

  • Обобщать и применять знания о многообразии организмов.

  • Сопоставлять особенности строения и функционирования организмов разных царств.

  • Сопоставлять биологические объекты, процессы, явления, проявляющихся на всех уровнях организации жизни.

  • Устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений.

  • Применять биологические знания в практических ситуациях (практико-ориентированное задание).

  • Работать с текстом или рисунком.

  • Обобщать и применять знания в новой ситуации.

  • Решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.

  • Решать задачи по генетике базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.

  • Решать задачи молекулярной биологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.

Структура программы. Курс опирается на знания, полученные при изучении биологии 6-10, а также изучаемых в 11 классе. Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: разнообразные формы работы с текстом, тестами, выполнение творческих заданий. На каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно. Для промежуточного контроля- 3 тестирования в форме ЕГЭ, и итогового контроля – зачет по курсу «Решение биологических задач в ходе подготовки к ЕГЭ» и проектная деятельность. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения педагогической технологии личностно-ориентированного образования.




Форма отчётности:

  • Составление биологических задач, кроссвордов, создание презентаций, по темам факультативного курса;
  • Зачёт по решению задач базового уровня и повышенного;
  • Контрольная работа по решению задач по материалам Единого Государственного экзамена по биологии 2017 года (часть 2);


Содержание курса

  1. Решение тестовых заданий – 12 ч.

  2. Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание) – 2 ч.

  3. Задание с изображением биологического объекта – 2 ч.

  4. Задание на анализ биологической информации – 2 ч.

  5. Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов – 2 ч.

  6. Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического

мира и экологических закономерностях – 2 ч.

  1. Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации – 4 ч.

  2. Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации – 6 ч.

  3. Тестирование - 2 часа




Требования к умениям и навыкам


Учащиеся должны знать:
  • Основные понятия молекулярной биологии;

  • Алгоритмы решения задач и тестов, не входящие в обязательный минимум образования (базового и повышенного уровня сложности);
  • Оформление задач на Едином Государственном экзамене по биологии;

Учащиеся должны уметь:
  • Решать нестандартные биологические задачи и тесты, используя различные алгоритмы решения;
  • Решать расчётные биологические задачи с применение знаний по химии и математике;
  • Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, пополнять и систематизировать полученные знания;
  • Применять знания в новых и измененных ситуациях;
  • Решать биологические задачи и тесты разных уровней сложности, соответствующие требованиям ВУЗов естественно-научного профиля;
  • Пользоваться различными пособиями, справочной литературой, Интернет-источниками.







Информационное обеспечение


Методические пособия и дополнительная литература

Литература для учителя.

  1. Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Иванова Н.П., Фридман М.В., Фуралев В.А., Чуб В.В. Методическое пособие к учебнику “Общая биология” - М.: МИРОС, 2000. – 93с.

  2. Н.Л.Галеева.,«Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии»-методическое пособие для учителя, Москва: «5 за знания»,2006г.

  3. Гин А.А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-Пресс, 2002. – 86с.

  4. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 144с.

  5. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.

  6. Петунин О.В. Элективные курсы. Их место и роль в биологическом образовании.// “Биология в школе”. – 2004. - №7.

  7. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 272с.

  8. Высоцкая М.В. Тренировочные задачи. Волгоград. Учитель: 2005. 148с.

  9. Гуляев В.Г. Задачник по генетике. М. Колос1980.

  10. Кучменко В.С., Пасечник В.В. Биология. Школьная олимпиада. АСТ - Астрель. М.2002. 300с.

  11. А.В. Пименов. Уроки биологии в 10 – 11 классах, развёрнутое планирование (в 2 частях. – Ярославль, - Академия развития, 2006

  12. Пименов А.В. Уроки Биологии. Ярославль. Учитель года России: 2003. 270с.

  13. Ридигер О.Н. Биология. Экология. Экзаменационные вопросы и ответы. М.“Аст-пресс школа” 2003. 54с.

  14. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 класс. М.: Дрофа, 1999. – 224 с

  15. Юркова И.И., Шимкевич М.Л Общая биология: 10 класс: Поурочные тесты: Тематический контроль. Учебно-методическое пособие - Мн:Юнипресс,2004.- 192с.

  16. В.Ю.Крестьянинов,Г.Б.Вайнер.Сборник задач по генетике с решениями.-Саратов: «Лицей»,1998.-156с.

  17. Б.Х.Соколовская. 120 задач по генетике(с решениями).М.: Центр РСПИ,1991.-88с.

  18. С.Д.Дикарёв Генетика : Сборник задач.-М.: Издательство «Первое сентября»,2002.-112с.

  19. С.И. Белянина, К.А.Кузьмина, И.В.Сергеева и др. Решение задач по генетике.СГМУ,2009.

  20. 3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 144с.

  21. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Москва.


Учебники для учащихся.


  1. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс»/В.Н. Кириленкова, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2013. – 184 с.

  2. Биология: Живой организм. 6 кл., учебник/ Н.И. Сонин. -2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа,2014. – 174, 2 с.

  3. Биология: Многообразие живых организмов» 7 кл. : учебник/ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин . – 2-е изд., стереотип. –М.:Дрофа, 2016. -255, 1 с. :ил.

  4. Биология. Человек. 8 класс:. учебник для общеобразоват. учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2012. – 287, 1 с.

  5. Учебник: Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2012.-285, 3 с.

  6. Учебник: Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/ В. И. Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред. акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова, – М.: Дрофа: Московские учебники, 2011- 368с.: ил.


Литература для учащихся.

  1. П.М Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др. Биология (общая биология), учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений; профильный уровень; 1 часть . – М.; Просвещение. - 2006.

  2. Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин. Общая биология: практикум для учащихся 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений; профильный уровень

  3. Ярыгина В.Н.Биология для поступающих в ВУЗы. М. “Высшая школа”1998. 475с.

  4. Рувинский А.О., Высоцкая Л.В., Глаголев С.М. Общая биология: Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 1993. – 544с.

  5. Общая биология. 10-11 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений / А.А.

Каменский, А.Е. Крискунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005. – 367 с.

  1. Спрыгин С.Ф. Биология: Подготовка к ЕГЭ: Учебно-методическое пособие - Саратов:

Лицей, 2005. - 128 с.

  1. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Т.А. Козлова. Основы биологии (курс для .

самообразования). – М.; Просвещение, 1992

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. и др. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М: Дрофа, 2004.10

  2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии. – М.; «Оникс 21 век», - 2005.

  3. Каменский А.А. Биология: Полный курс общеобразовательной средней школы:

  4. Учебное пособие для школьников и абитуриентов - М: Экзамен, 2002. - 448 с.

  5. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 816с.

  6. Киреева Н.М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике. – Волгоград: Учитель, 2003. – 50с.

  7. Самоучитель для решения задач по генетики. 2 части. Г.И. Подгорнова. В «Перемена"1988г.

  8. Ф.К. Адельшин. Задачи по генетике. Пособие для абитуриентов ВМА..,1997г.

  9. Мортон Дженкинс. 101 ключевая идея: генетика. – М.: ФАИР-Пресс, 2002.

  10. Петросова Р.А. Основы генетики. Темы школьного курса. – М.: Дрофа, 2004. – 96с.

  11. Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1992.

  12. Шалапенок Е.С., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии. – М.: Рольф, 2001. – 384с





Календарно-тематическое планирование (34 часа, 1 час в неделю)


п.п.

Тема

Кол. часов

Содержание урока

Сроки

1

Клетка как биологическая система

2

Решение тестов по теме «Клеточное строение организмов»

сентябрь

2

Организм как биологическая система

2

Решение тестов по темам «Размножение и развитие организмов» и «Наследственность и изменчивость»


3

Система и многообразие органического мира

3

Решение тестов по ботанике и зоологии

октябрь

4

Организм человека и его здоровье

3

Решение тестов по анатомии и физиологии человека

Октябоь-

ноябрь

5

Применение биологических знаний в практических ситуациях

2

Решение задач части 2 ЕГЭ

декабрь

7

Тестирование

1



8

Задание с изображением биологического объекта

2

Решение задач части 2 ЕГЭ


9

Задание на анализ биологической информации

2

Решение задач части 2 ЕГЭ

январь

10

Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов

2

Решение задач части 2 ЕГЭ


11

Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации

4

Решение задач части 2 ЕГЭ

февраль

12

Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации

6

Решение задач части 2 ЕГЭ

Март-

апрель

13

Эволюция живой природы

2

Решение тестов по теме «Эволюция»


14

Экосистемы и присущие им закономерности


2

Решение тестов по теме «Экология»


15

Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического

мира и экологических закономерностях

2

Решение задач части 2 ЕГЭ

май

16

Тестирование

1