СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива «Практическая география»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультатива «Практическая география» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к  результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02 06 2020 г ).

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива «Практическая география»»



Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

«Урцакинская ООШ»




РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол от _____2024 г. № ________

Руководитель ШМК _______/_____________/



СОГЛАСОВАНО

с зам. директора по УВР

________/____________

« ____ » ________ 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ директор

Сулейбанова Р.М.___________

Приказ №________________

« ___ » ___________2024 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива

«Практическая география»



для 5 класса основного общего образования на 2024-2025 учебный год








Составитель: Абдуразаков Ахмед Абдуразакович

учитель географии










С.Урцаки 2024


Рабочая программа факультатива «Практическая география» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02 06 2020 г ).


Содержание учебного предмета

Раздел 1. Развитие географических знаний человека о Земле

Источники географической информации. Методы изучения Земли: космический, картографический, статистический, полевой, геоинформационный Работа географа в полевых условиях.

Роль древних документов о расширении знаний о Земле.

Земля как планета Солнечной системы, форма и размеры, геологическая история Земли. Географическая оболочка как результат длительного взаимодействия литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы.

Раздел 2. План и карта

Изображение поверхности Земли на глобусе и карте.

План местности. Основные и промежуточные направления. Определение расстояний на местности и плане в масштабе Масштаб.

Движение по азимуту на местности, осуществление его привязки к местным объектам.

Измерение относительной высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями.

Географическая карта. Описание элементов градусной сетки на карте своей местности.

Определение направлений и расстояний, географических координат на карте России и своей области.

Измерение направлений и расстояний на плане и карте. Ориентирование на местности. Условные знаки. Относительная и абсолютная высота. Горизонтали. Нивелир. Составление плана местности. Градусная сеть. Параллели, меридианы. Географические координаты. Чтение кары своей области, определение местоположения географических объектов на территории области, их описание по карте. Географические координаты. Направления.

Раздел 3. Загадочный мир литосферы

Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых, слагающих земную кору своей местности, причины их своеобразия

Строение земной коры, рельеф, полезные ископаемые, зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых.

Рельеф, абсолютная высота местности. Виды равнин по высоте. Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф своей области, меры по сохранению и восстановлению отдельных форм рельефа.











Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты освоения программы основного общего образования по факультативу «Практическая география» должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.

Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).

Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.

Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.

Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Метапредметные результаты

Изучение факультатива «Практическая география» в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:

Овладению универсальными познавательными действиями:

Базовые логические действия

Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;

устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;

выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;

самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия

Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;

проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно- следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;

оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.

Работа с информацией

Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;

оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

систематизировать географическую информацию в разных формах.

Овладению универсальными коммуникативными действиями:

Общение

Формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;

в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.

Совместная деятельность (сотрудничество)

Принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.

Овладению универсальными учебными регулятивными действиями: Самоорганизация

Самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.

Самоконтроль (рефлексия)

Владеть способами самоконтроля и рефлексии;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям.

Принятие себя и других:

Осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Предметные результаты

  • Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;

  • приводить примеры методов исследования, применяемых в географии; - выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видеои фотоизображения, интернет- ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;

  • интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;

  • различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;

  • описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

  • находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;

  • определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;

  • использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

  • применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;

  • приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;

  • объяснять причины смены дня и ночи и времён года;

  • устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений;

описывать внутреннее строение Земли;

  • различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;

  • различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;

  • различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;

  • показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;

  • различать горы и равнины;

  • классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;

  • называть причины землетрясений и вулканических извержений;

  • применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита», «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

  • применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач;

  • распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;

  • классифицировать острова по происхождению;

  • приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;

  • приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;

  • приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;

  • приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;

  • представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания)






Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и возможность использования по этой теме ЭОР



п/п

Наименование разделов

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1.

Развитие географических знаний человека о Земле

7

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7859/start/316107/


2.

План и карта

16

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7865/start/316138/


3.

Загадочный мир литосферы

12

https://resh.edu.ru/subject/lesson/444/


Итого

35













Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Контролируемые элементы содержания

Проверяемые элементы содержания

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1

Введение (дешифрование) аэрофотоснимков, статистических материалов, работа с геоинформационными системами

1

0

2


Уметь находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений на территории своей области

Современные географические исследования и открытия

Вводная беседа

2


Развитие географических знаний человека о Земле


1

0

2


Знать результаты географических путешествий. Уметь показывать на физической карте России «путь из варяг в греки»

Современные географические исследования и открытия

Устный опрос


3

Земля – планета Солнечной системы. Составление адреса своей школы

1

0

3


Уметь составлять и объяснять схему «Положение Земли в Солнечной системе»

Форма и размеры Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг оси и его географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца и его географические следствия

Устный опрос


4

План местности. Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу

1

0

2


Уметь определять направления и стороны горизонта на местности, по компасу, звездам, Солнцу и местным признакам

План местности, географические карты. Условные знаки плана и карты. Способы изображения неровностей земной поверхности на планах и картах

Практическая работа

5

Определение расстояний на местности и плане в масштабе. Масштаб карты своей области

1

0

2


Уметь определять на местности, на плане местности расстояния.

Применять инструменты для определения количественных характеристик


Масштаб топографического плана и карты и его виды

План местности, географические карты. Условные знаки плана и карты. Способы изображения неровностей земной поверхности на планах и картах

Практическая работа

6

Движение по азимуту на местности, осуществление его привязки к местным объектам

1

0

2


Уметь определять на местности, на плане местности расстояния.

Применять инструменты для определения количественных характеристик


Масштаб топографического плана и карты и его виды

План местности, географические карты. Условные знаки плана и карты. Способы изображения неровностей земной поверхности на планах и картах

Практическая работа

7

Измерение относительной высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями

1

0

2


Уметь определять относительную высоту отдельных точек на местности или отдельных объектов

Масштаб топографического плана и карты и его виды

План местности, географические карты. Условные знаки плана и карты. Способы изображения неровностей земной поверхности на планах и картах

Практическая работа


8

Описание маршрута на местности

1

0

2


Уметь определять относительную высоту отдельных точек на местности или отдельных объектов

Масштаб топографического плана и карты и его виды

План местности, географические карты. Условные знаки плана и карты. Способы изображения неровностей земной поверхности на планах и картах

Практическая работа

9

Географическая карта. Описание элементов градусной сетки на карте своей местности

1

0

2


Уметь определять относительную высоту отдельных точек на местности или отдельных объектов

Масштаб топографического плана и карты и его виды

План местности, географические карты. Условные знаки плана и карты. Способы изображения неровностей земной поверхности на планах и картах

Практическая работа

10

Определение направлений и расстояний, географических координат на карте России и своей области

1

0

2


Знать понятие «широта», «долгота». Уметь определять координаты своего населенного пункта на разных картах

Масштаб топографического плана и карты и его виды

План местности, географические карты. Условные знаки плана и карты. Способы изображения неровностей земной поверхности на планах и картах

Практическая работа

11

Чтение кары своей области, определение местоположения географических объектов на территории области, их описание по карте

1

0

2


Использовать знания и умения для чтения карты

Масштаб топографического плана и карты и его виды

План местности, географические карты. Условные знаки плана и карты. Способы изображения неровностей земной поверхности на планах и картах

Устный опрос


12

Обозначение на к/к местоположения своего населенного пункта по географическим координатам, направлений по линиям градусной сетки

1

0

2


Уметь определять местоположение географических объектов на территории области и обозначать их на к/к

Масштаб топографического плана и карты и его виды

План местности, географические карты. Условные знаки плана и карты. Способы изображения неровностей земной поверхности на планах и картах

Практическая работа


13

Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых, слагающих земную кору своей местности, причины их своеобразия

1

0

2


Уметь описывать существенные признаки географических объектов

Минералы и горные породы. Виды горных пород и их образование.

Круговорот горных пород

Устный опрос


14

Описание по карте ГП и рельефа своей области, определение максимальных высот, обозначение их на к/к

1

0

2


Уметь ориентироваться по физической карте России и области, определять ГП равнин, их высоту, наносить их на к/к

Рельеф земной поверхности. Планетарные формы рельефа – материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины.

Различие гор и равнин по высоте и внешнему облику. Рельеф дна Мирового океана: шельф, срединно- океанические хребты, ложе Океана Острова, их типы по происхождению

Практическая работа

15

Составление и объяснение схемы «Различие равнин по высоте»

1

0

2


Уметь схематично представлять результаты измерений на карте

Рельеф земной поверхности. Планетарные формы рельефа – материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины.

Различие гор и равнин по высоте и внешнему облику. Рельеф дна Мирового океана: шельф, срединно- океанические хребты, ложе Океана Острова, их типы по происхождению

Устный опрос


16

Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф своей области, меры по сохранению и восстановлению отдельных форм рельефа

1

0

3


Использовать знания и умения для проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате антропогенного воздействия

Рельеф земной поверхности. Планетарные формы рельефа – материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины.

Различие гор и равнин по высоте и внешнему облику. Рельеф дна Мирового океана: шельф, срединно- океанические хребты, ложе Океана Острова, их типы по происхождению

Устный опрос


17

Обобщающее повторение по курсу «Практическая география»

1

0

3


Повторение изученного по курсу « Практическая география»

Форма и размеры Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг оси и его географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца и его географические следствия

Устный опрос


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

35

0

35



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие. География, 5 класс/ Акционерное общество

«Издательство «Просвещение»;

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

https://catalog.prosv.ru/attachment/1868a6d8-a124-11df-9228-0019b9f502d2.pdf


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://resh.edu.ru/subject/4/5/ https://www.yaklass.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Справочные таблицы, карты


ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ

Мультимедийный проектор