СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива "Трудные случаи орфографии и пунктуации"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива "Трудные случаи орфографии и пунктуации"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»




«Рассмотрено»

Руководитель ШМО




«Согласовано»

Председатель метод. совета

_________________________


«Утверждено»

Директор

_____________







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Факультатива

«Трудные случаи орфографии и пунктуации»

для 9 класса






Составитель программы:

учитель

высшей квалификационной категории

Емельянова Н. С.


.













г. Биробиджан

2022- 2023 учебный год






Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ ….


Место предмета в базисном учебном плане.

На изучение факультатива «Трудные случаи орфографии и пунктуации» в 9 классе согласно федеральному базисному учебному плану отводится 1 час в неделю из школьного компонента. Всего 33 часа.

Цель реализации программы:

повышение грамотности учащихся, развитие культуры письменной речи.

Задачами реализации программы факультатива являются:

- обобщение и систематизация знаний учащихся в области правописания;

- более глубокое осмысление полученных ранее сведений по орфографии и пунктуации;

- обучение умелому пользованию информацией при выборе правильного написания;

- создание условий для развития учащихся;

- привитие интереса к изучению родного языка.

.

Планируемые предметные результаты освоения факультатива:

Учащийся научится:

       

  В сфере личностных результатов:

осознавать роль грамотной письменной речи в жизни людей;

оценивать высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации; оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в результате анализа письменных работ.

           В сфере метапредметных результатов: 

видеть свою коммуникативную задачу, свое коммуникативное намерение;

уметь редактировать с точки зрения орфографии и пунктуации чужой и свой тексты, уметь правильно читать, слышать и слушать собеседника;

           В сфере предметных результатов: 

- применять на практике правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; правила постановки знака препинания или его отсутствия;

- орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы (диктанты, изложения, сочинения);

- анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования;

- проводить этимологический анализ слов с привлечением словарей и справочной литературы;

- работать со словарями, справочной литературой;

- применять полученные теоретические знания на практике при выполнении диагностических и тренировочных работ на основе КИМов ОГЭ;


Учащийся получит возможность научиться:


В сфере личностных результатов: оценивать личностную значимость совершенствования письменной речи, оценить свои коммуникативные возможности до и после изучения факультатива. 

В сфере метапредметных результатов: выполнять сбор информации, организовывать информацию в виде плана, схем, таблиц; понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; распознавать ошибки в высказываниях, обосновывать их и исправлять; публично выступать и представлять результаты учебных достижений.

В сфере предметных результатов: повысить орфографическую и пунктуационную грамотность




Содержание тем учебного курса

Трудные случаи орфографии (15 часов)

Тема 1. Правописание приставок.

Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на з/с. Приставки при/пре. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Употребление в научном стиле речи слов с иноязычными приставками.

Тема 2. Правописание гласных и согласных в корне слов.

Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая гласная в корне. Ы и И после приставок. О и Е после шипящих в корне. Ы – И после Ц в корне слова. Чередование гласных О/А, Е/И. Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне. Орфографический анализ текста.

Тема 3. Употребление Ь и Ъ.

Ь для обозначения мягкости согласного. Разделительный Ь и Ъ. Употребление Ь в числительных. – ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. Орфографический анализ текста.

Тема 4 . Мягкий знак после шипящих в различных частях речи.

Употребление Ь после шипящих в конце слова в различных частях речи. Орфографический анализ текста.


Тема 5. Слитные, раздельные и дефисные написания.

Слитные, раздельные и дефисные написания различных частей речи. Дефисные написание сложных существительных, прилагательных. Правописание наречий и предлогов. Дефисные написания в научной и художественной речи.

Практикум «Правописание приставок и корней. Употребление Ъ и Ь. Слитные, раздельные и дефисные написания».

Тема 6. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний существительных. Правописание 0 и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных. Н и НН в суффиксах существительных. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением существительных.

Тема 7. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Правописание безударных падежных прилагательных. Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных. Н и НН в суффиксах прилагательных. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением прилагательных в речи.

Тема 8. Правописание суффиксов наречий.

Правописание О и Е после шипящих в суффиксах наречий. Н и НН в суффиксах наречий. Правописание суффиксов –о, -а на конце наречий. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением наречий в речи.

Тема 9. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов.

Правописание личных окончаний глаголов. Правописание гласных в суффиксах глаголов –ова-, -ева- и –ыва-, -ива-. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением глаголов в речи.

Тема 10. Правописание суффиксов и окончаний причастий.

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Правописание Е и Ё после шипящих в суффиксах причастий. Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание окончаний причастий. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением причастий.

Практикум «Правописание суффиксов и окончаний».

Тема 11. Правописание предлогов, союзов, частиц.

Правописание производных предлогов. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Слитное и раздельное написание союзов. Частицы НЕ, НИ, их различение на письме. Употребление производных предлогов в научном и официально-деловом стиле речи.

Практикум «Правописание служебных частей речи».

Тестовая работа.

Трудные случаи пунктуации (18 часов)

Тема 1. Употребление тире в простом и сложном предложении.

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Употребление тире в пословицах и поговорках, употребление тире в художественной речи. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением простых предложений.

Тема 2. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. Употребление в речи однородных членов предложения в целях создания экспрессивности. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с однородными членами.

Тема 3. Обособление второстепенных членов предложения.

Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Предложения с уточняющими оборотами. Обороты с союзом как. Употребление второстепенных членов предложения в текстах разных стилей речи. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с обособленными второстепенными членами предложения.

Тема 4. Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложений Обращения. Вводные слова и вводные конструкции. Употребление обращений в разговорной и поэтической речи. Стилистическое использование вводных слов. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с вводными словами.

Практикум «Знаки препинания в простом предложении».

Тема 5. Предложения с прямой речью.

Знаки препинания при прямой речи. Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением предложений с прямой и косвенной речью.

Тема 6. Сложное предложение. Виды сложных предложений.

Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений. Запятая между частями сложного предложения. Сложные предложения в тексте. Употребление в речи сложных предложений.


Тема 7. Сложносочиненное предложение.

Типы сложносочиненных предложений. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Сложносочиненные предложения в тексте. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением сложносочиненных предложений.

Тема 8. Сложноподчиненное предложение.

Типы сложноподчиненных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Синтаксические синонимы. Сложноподчиненные предложения в тексте. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением сложноподчиненных предложений.

Тема 9. Бессоюзное сложное предложение.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения в тексте.

Практикум «Знаки препинания в сложном предложении».

Тема 10. Сложное предложение с разными видами связи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Трудные случаи постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением сложного предложения.

Практикум «Сложное предложение с разными видами связи».

Редактирование письменных текстов




Учебно-тематический план

Факультатива «Трудные случаи орфографии и пунктуации» рассчитан на 33 часа (1 час в неделю)



№ п/п

Название темы

Количество часов

В том числе

занятий

к/р, т

1

Трудные случаи орфографии

15

11

4

Тест1

Практикум 3

2

Трудные случаи пунктуации

18

14

4

Тест1

Практикум 3

5

ИТОГО

33

25

8



Список литературы и интернет-ресурсы.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

                  

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

1)Е.В.Петрова. «Тесты по русскому языку.9 класс. К учебнику Л.А.Тростенцовой и др.».М.: Экзамен, 2011;

2) Л.А. Тростенцова, Н.М. Подстреха. «Русский язык. Дидактические материалы. 9класс», М.: Просвещение, 2013;

3) Н.Н.Соловьева. «Русский язык. Диктанты и изложения. 9 класс».М.: Просвещение, 2012.

4) ОГЭ – 2017: Экзамены в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты/ авт.- сост. И. П. Цыбулько, Л. С. Степанов – М. АСТ: Астрель, 2022, - ФИПИ;



                 ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

1) 14) М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. Русский язык: справочные материалы. Под редакцией Н. М. Шанского- 10 изд.-М.: Просвещение, 2007;

2) А.А. Семенюк, А.А. Матюшина. Школьный толковый словарь русского языка.- 3 изд.- М.: Просвещение, 2006.

3) ) М.Т. Баранов. Школьный орфографический словарь русского языка. М., Просвещение, 2007 (11 изд);


Мультимедийные пособия.

  1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

  2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

  3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка».

  4. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

  5. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий.

  6. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс. Посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся.

  7. Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.


Образовательные электронные ресурсы

1) Все образование Интернета http://all.edu.ru/

2) Газета «Первое сентября» http://www.1september.ru/ru/

3) Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm

4) Информационные и коммуникационные технологии в обучении http://www.9151394.ru/

5) Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/

6) Образовательный сервер «Школы в Интернет» http://schools.techno.ru/

7) Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru/

8) Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm

9) Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4

10) Русское слово http://www.rusword.com.ua

11) Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.htmlъ

12) Сетевое объединение методистов http://som.fio.ru/

13) Теория и практика русской орфографии и пунктуации http://www.mediaterra.ru/ruslang/

14) Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/ «Учительская газета» http://www.ug.ru/






Календарно-тематическое планирование факультатива «Трудные случаи орфографии и пунктуации» в 10 классах

( всего 33 часа, 1 час в неделю)

№ урока

п/п



Кол-во час

Дата (план)



Трудные случаи орфографии

15


1

1

Знакомство с содержанием курса.

Правописание приставок.


1 неделя

2

2

Правописание гласных и согласных в корне слова.


2 неделя

3

3

Употребление Ъ и Ь.


3 неделя

4

4

Мягкий знак после шипящих в различных частях речи.


4 неделя

5

5

Слитные, раздельные и дефисные написания.


5 неделя

6

6

Практикум «Правописание приставок и корней. Употребление Ъ и Ь. Слитные, раздельные и дефисные написания».


6 неделя

7

7

Правописание суффиксов и окончаний имен существительных.


7 неделя

8

8

Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.


8 неделя

9

9

Правописание суффиксов наречий.


9 неделя

10

10

Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов.


10 неделя

11

11

Правописание суффиксов и окончаний причастий.


11 неделя

12

12

Практикум «Правописание суффиксов и окончаний».


12 неделя

13

13

Правописание предлогов, союзов, частиц.


13 неделя

14

14

Практикум «Правописание служебных частей речи».


14 неделя

15

15

Тестовая работа.


15 неделя



Трудные случаи пунктуации

18


16

1

Употребление тире в простом и сложном предложении.


16 неделя

17

2

Знаки препинания при однородных членах предложения.


17 неделя

18

3

Обособление второстепенных членов предложения.


18 неделя

19

4

Обособление второстепенных членов предложения.


19 неделя

20

5

Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложений.


20 неделя

21

6

Практикум «Знаки препинания в простом предложении».


21 неделя

22

7

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложении с прямой речью. Косвенная речь.


22 неделя

23

8

Сложное предложение. Виды сложных предложений.


23 неделя

24

9

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.


24 неделя

25

10

Тестирование.


25 неделя

26

11

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.


26 неделя

27

12

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.


27 неделя

28

13

Практикум «Знаки препинания в сложном предложении».


28 неделя

29

14

Сложное предложение с разными видами связи.


29 неделя

30

15

Сложное предложение с разными видами связи.


30 неделя

31

16

Практикум «Сложное предложение с разными видами связи».


31 неделя

32

17

Редактирование письменных текстов.


32 неделя

33

18

Резерв


33 неделя