МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО | «Согласовано» Председатель метод. совета _________________________ | «Утверждено» Директор _____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультатива
«Трудные случаи орфографии и пунктуации»
для 9 класса
Составитель программы:
учитель
высшей квалификационной категории
Емельянова Н. С.
.
г. Биробиджан
2022- 2023 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ ….
Место предмета в базисном учебном плане.
На изучение факультатива «Трудные случаи орфографии и пунктуации» в 9 классе согласно федеральному базисному учебному плану отводится 1 час в неделю из школьного компонента. Всего 33 часа.
Цель реализации программы:
повышение грамотности учащихся, развитие культуры письменной речи.
Задачами реализации программы факультатива являются:
- обобщение и систематизация знаний учащихся в области правописания;
- более глубокое осмысление полученных ранее сведений по орфографии и пунктуации;
- обучение умелому пользованию информацией при выборе правильного написания;
- создание условий для развития учащихся;
- привитие интереса к изучению родного языка.
.
Планируемые предметные результаты освоения факультатива:
Учащийся научится:
В сфере личностных результатов:
осознавать роль грамотной письменной речи в жизни людей;
оценивать высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации; оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в результате анализа письменных работ.
В сфере метапредметных результатов:
видеть свою коммуникативную задачу, свое коммуникативное намерение;
уметь редактировать с точки зрения орфографии и пунктуации чужой и свой тексты, уметь правильно читать, слышать и слушать собеседника;
В сфере предметных результатов:
- применять на практике правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; правила постановки знака препинания или его отсутствия;
- орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы (диктанты, изложения, сочинения);
- анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования;
- проводить этимологический анализ слов с привлечением словарей и справочной литературы;
- работать со словарями, справочной литературой;
- применять полученные теоретические знания на практике при выполнении диагностических и тренировочных работ на основе КИМов ОГЭ;
Учащийся получит возможность научиться:
В сфере личностных результатов: оценивать личностную значимость совершенствования письменной речи, оценить свои коммуникативные возможности до и после изучения факультатива.
В сфере метапредметных результатов: выполнять сбор информации, организовывать информацию в виде плана, схем, таблиц; понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; распознавать ошибки в высказываниях, обосновывать их и исправлять; публично выступать и представлять результаты учебных достижений.
В сфере предметных результатов: повысить орфографическую и пунктуационную грамотность
Содержание тем учебного курса
Трудные случаи орфографии (15 часов)
Тема 1. Правописание приставок.
Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на з/с. Приставки при/пре. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Употребление в научном стиле речи слов с иноязычными приставками.
Тема 2. Правописание гласных и согласных в корне слов.
Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая гласная в корне. Ы и И после приставок. О и Е после шипящих в корне. Ы – И после Ц в корне слова. Чередование гласных О/А, Е/И. Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне. Орфографический анализ текста.
Тема 3. Употребление Ь и Ъ.
Ь для обозначения мягкости согласного. Разделительный Ь и Ъ. Употребление Ь в числительных. – ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. Орфографический анализ текста.
Тема 4 . Мягкий знак после шипящих в различных частях речи.
Употребление Ь после шипящих в конце слова в различных частях речи. Орфографический анализ текста.
Тема 5. Слитные, раздельные и дефисные написания.
Слитные, раздельные и дефисные написания различных частей речи. Дефисные написание сложных существительных, прилагательных. Правописание наречий и предлогов. Дефисные написания в научной и художественной речи.
Практикум «Правописание приставок и корней. Употребление Ъ и Ь. Слитные, раздельные и дефисные написания».
Тема 6. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний существительных. Правописание 0 и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных. Н и НН в суффиксах существительных. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением существительных.
Тема 7. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
Правописание безударных падежных прилагательных. Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных. Н и НН в суффиксах прилагательных. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением прилагательных в речи.
Тема 8. Правописание суффиксов наречий.
Правописание О и Е после шипящих в суффиксах наречий. Н и НН в суффиксах наречий. Правописание суффиксов –о, -а на конце наречий. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением наречий в речи.
Тема 9. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов.
Правописание личных окончаний глаголов. Правописание гласных в суффиксах глаголов –ова-, -ева- и –ыва-, -ива-. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением глаголов в речи.
Тема 10. Правописание суффиксов и окончаний причастий.
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Правописание Е и Ё после шипящих в суффиксах причастий. Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание окончаний причастий. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением причастий.
Практикум «Правописание суффиксов и окончаний».
Тема 11. Правописание предлогов, союзов, частиц.
Правописание производных предлогов. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Слитное и раздельное написание союзов. Частицы НЕ, НИ, их различение на письме. Употребление производных предлогов в научном и официально-деловом стиле речи.
Практикум «Правописание служебных частей речи».
Тестовая работа.
Трудные случаи пунктуации (18 часов)
Тема 1. Употребление тире в простом и сложном предложении.
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Употребление тире в пословицах и поговорках, употребление тире в художественной речи. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением простых предложений.
Тема 2. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. Употребление в речи однородных членов предложения в целях создания экспрессивности. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с однородными членами.
Тема 3. Обособление второстепенных членов предложения.
Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Предложения с уточняющими оборотами. Обороты с союзом как. Употребление второстепенных членов предложения в текстах разных стилей речи. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с обособленными второстепенными членами предложения.
Тема 4. Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложений Обращения. Вводные слова и вводные конструкции. Употребление обращений в разговорной и поэтической речи. Стилистическое использование вводных слов. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с вводными словами.
Практикум «Знаки препинания в простом предложении».
Тема 5. Предложения с прямой речью.
Знаки препинания при прямой речи. Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением предложений с прямой и косвенной речью.
Тема 6. Сложное предложение. Виды сложных предложений.
Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений. Запятая между частями сложного предложения. Сложные предложения в тексте. Употребление в речи сложных предложений.
Тема 7. Сложносочиненное предложение.
Типы сложносочиненных предложений. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Сложносочиненные предложения в тексте. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением сложносочиненных предложений.
Тема 8. Сложноподчиненное предложение.
Типы сложноподчиненных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Синтаксические синонимы. Сложноподчиненные предложения в тексте. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением сложноподчиненных предложений.
Тема 9. Бессоюзное сложное предложение.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения в тексте.
Практикум «Знаки препинания в сложном предложении».
Тема 10. Сложное предложение с разными видами связи.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Трудные случаи постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением сложного предложения.
Практикум «Сложное предложение с разными видами связи».
Редактирование письменных текстов
Учебно-тематический план
Факультатива «Трудные случаи орфографии и пунктуации» рассчитан на 33 часа (1 час в неделю)
№ п/п | Название темы | Количество часов | В том числе |
занятий | к/р, т |
1 | Трудные случаи орфографии | 15 | 11 | 4 Тест1 Практикум 3 |
2 | Трудные случаи пунктуации | 18 | 14 | 4 Тест1 Практикум 3 |
5 | ИТОГО | 33 | 25 | 8 |
Список литературы и интернет-ресурсы.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
1)Е.В.Петрова. «Тесты по русскому языку.9 класс. К учебнику Л.А.Тростенцовой и др.».М.: Экзамен, 2011;
2) Л.А. Тростенцова, Н.М. Подстреха. «Русский язык. Дидактические материалы. 9класс», М.: Просвещение, 2013;
3) Н.Н.Соловьева. «Русский язык. Диктанты и изложения. 9 класс».М.: Просвещение, 2012.
4) ОГЭ – 2017: Экзамены в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты/ авт.- сост. И. П. Цыбулько, Л. С. Степанов – М. АСТ: Астрель, 2022, - ФИПИ;
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
1) 14) М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. Русский язык: справочные материалы. Под редакцией Н. М. Шанского- 10 изд.-М.: Просвещение, 2007;
2) А.А. Семенюк, А.А. Матюшина. Школьный толковый словарь русского языка.- 3 изд.- М.: Просвещение, 2006.
3) ) М.Т. Баранов. Школьный орфографический словарь русского языка. М., Просвещение, 2007 (11 изд);
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка».
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий.
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс. Посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся.
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
Образовательные электронные ресурсы
1) Все образование Интернета http://all.edu.ru/
2) Газета «Первое сентября» http://www.1september.ru/ru/
3) Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm
4) Информационные и коммуникационные технологии в обучении http://www.9151394.ru/
5) Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/
6) Образовательный сервер «Школы в Интернет» http://schools.techno.ru/
7) Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru/
8) Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
9) Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
10) Русское слово http://www.rusword.com.ua
11) Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.htmlъ
12) Сетевое объединение методистов http://som.fio.ru/
13) Теория и практика русской орфографии и пунктуации http://www.mediaterra.ru/ruslang/
14) Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/ «Учительская газета» http://www.ug.ru/
Календарно-тематическое планирование факультатива «Трудные случаи орфографии и пунктуации» в 10 классах
( всего 33 часа, 1 час в неделю)
№ урока п/п | | | Кол-во час | Дата (план) |
| | Трудные случаи орфографии | 15 | |
1 | 1 | Знакомство с содержанием курса. Правописание приставок. | | 1 неделя |
2 | 2 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | | 2 неделя |
3 | 3 | Употребление Ъ и Ь. | | 3 неделя |
4 | 4 | Мягкий знак после шипящих в различных частях речи. | | 4 неделя |
5 | 5 | Слитные, раздельные и дефисные написания. | | 5 неделя |
6 | 6 | Практикум «Правописание приставок и корней. Употребление Ъ и Ь. Слитные, раздельные и дефисные написания». | | 6 неделя |
7 | 7 | Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. | | 7 неделя |
8 | 8 | Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. | | 8 неделя |
9 | 9 | Правописание суффиксов наречий. | | 9 неделя |
10 | 10 | Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. | | 10 неделя |
11 | 11 | Правописание суффиксов и окончаний причастий. | | 11 неделя |
12 | 12 | Практикум «Правописание суффиксов и окончаний». | | 12 неделя |
13 | 13 | Правописание предлогов, союзов, частиц. | | 13 неделя |
14 | 14 | Практикум «Правописание служебных частей речи». | | 14 неделя |
15 | 15 | Тестовая работа. | | 15 неделя |
| | Трудные случаи пунктуации | 18 | |
16 | 1 | Употребление тире в простом и сложном предложении. | | 16 неделя |
17 | 2 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | | 17 неделя |
18 | 3 | Обособление второстепенных членов предложения. | | 18 неделя |
19 | 4 | Обособление второстепенных членов предложения. | | 19 неделя |
20 | 5 | Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложений. | | 20 неделя |
21 | 6 | Практикум «Знаки препинания в простом предложении». | | 21 неделя |
22 | 7 | Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложении с прямой речью. Косвенная речь. | | 22 неделя |
23 | 8 | Сложное предложение. Виды сложных предложений. | | 23 неделя |
24 | 9 | Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | | 24 неделя |
25 | 10 | Тестирование. | | 25 неделя |
26 | 11 | Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | | 26 неделя |
27 | 12 | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | | 27 неделя |
28 | 13 | Практикум «Знаки препинания в сложном предложении». | | 28 неделя |
29 | 14 | Сложное предложение с разными видами связи. | | 29 неделя |
30 | 15 | Сложное предложение с разными видами связи. | | 30 неделя |
31 | 16 | Практикум «Сложное предложение с разными видами связи». | | 31 неделя |
32 | 17 | Редактирование письменных текстов. | | 32 неделя |
33 | 18 | Резерв | | 33 неделя |