ПОЯСНИЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативного занятия «Финансовая грамотность» на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа курса соответствует современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности, результативности.
Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социально экономическую направленность, данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.
На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 часа в неделю в рамках внеурочной деятельности. Программа разработана на четыре года обучения.
Актуальность и ценность данной программы в том, что она направлена на развитие способностей обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов обучающихся и их кругозор. Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления, направлено на приобретение финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Цель программы: развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Задачи:
формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями; формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;
формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем; обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции; - семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Общая характеристика курса «Финансовая грамотность» ( 1-4 классы)
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.
Место курса «Финансовая грамотность» в учебном плане
Занятия подвижными играми входят во внеурочную спортивно-оздоровительную деятельность для решения задач воспитания и социализации детей.
Программа ««Финансовая грамотность»» рассчитана на 4 года, 135 часов.
В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю в 1 классе (по 35 минут сентябрь – декабрь и по 40 минут январь-май), по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
Планируемые результаты освоения курса «Финансовая грамотность»
Освоение программы курса «Финансовая грамотность» направлено на достижение следующих результатов, соответствующих требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
понимать цели своих действий;
составлять простые планы с помощью учителя
проявлять познавательную и творческую инициативу;
оценивать правильность выполнения действий;
адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. Познавательные.
Обучающийся научится:
освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
составлять текст в устной и письменной формах;
слушать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
понимать и правильно использовать экономические термины;
иметь представление о роли денег в семье и обществе;
уметь характеризовать виды и функции денег;
знать источники доходов и направлений расходов семьи;
уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
проводить элементарные финансовые расчеты.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» (1-4 КЛАССЫ)
1 класс (33 ч)
1.Введение в экономику (1 час) Введение в экономику.
Виды деятельности: Познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая Формы деятельности: Дискуссия; беседа;
2. Потребности (9 часов)
Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности. Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи.
Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая.
Формы деятельности: беседы, поисковые исследования, викторины, работа в группах и парах, коллективная и индивидуальная работа, игры
3.Товары и услуги (11 часов)
Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы. Товар и деньги-игра. Рынок- игра. Открытие твоего делапроект.
Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая
Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные исследования.
4.Деньги (12 часов)
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода. Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля.
Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.
Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая
Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные исследования
2 класс (34 часа) 1.Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)
Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.
Появление первых монет и о монетах разных государств.
Виды деятельности: игровая,познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
2.Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)
Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
3.Какие деньги были раньше в России (6 часов)
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».
Первые русские монеты.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
4.Современные деньги России и других стран (11 часов)
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов. Функции банкоматов.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
3 класс (34 часа)
1.Откуда в семье деньги (9 часов)
В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
2.На что тратятся деньги (10 часов)
Куда люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы обязательные и необязательные. Сбережения, для чего они нужны, как их создать, где хранить. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
3.Как умно управлять своими деньгами (5 часов)
Здесь даются понятия: бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
4.Как делать сбережения (10 часов)
Учащиеся узнают, что, если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
4 класс (34 часа)
1.Богатство и бедность (14 часов)
Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.
Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.
Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие.
Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
2.Труд — основа жизни (12 часов)
Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата.
Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).
Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).
Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
3.Как товары производят (8 часов)
Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.
Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
Тематическое планирование факультативного курса
«Финансовая грамотность»
КЛАСС (33 часа)
№ п\п | Наименование раздела, темы. | Количество часов | Электронные образовательные ресурсы |
| 1. Введение в экономику (1 час) |
1 | Введение в экономику. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
| 2. Потребности (9 часов) |
2 | Потребности. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
3 | Что такое «потребность». | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
4-5 | Какие бывают потребности. | 2 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
6 | Домашнее хозяйство. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
7 | Распределение ролей в семье. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
8 | Домашние обязанности в семье. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
9-10 | Что такое бюджет семьи. | 2 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
| 3. Товары и услуги (11 часов) |
11-12 | Какие бывают товары. | 2 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
13 | Где можно приобрести товары и услуги. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
14 | Зачем нужна реклама. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
15 | Роль рекламы. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
16-17 | Что такое «товар». | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
18 | Товар и деньги-игра. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
19 | Рынок- игра. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
20-21 | Открытие твоего дела-проект. | 2 | |
| 4. Деньги (12 часов) |
22 | Зачем нужны деньги. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
23 | Как появились деньги. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
24 | Деньги и страны. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
25 | Где и как хранятся деньги. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
26 | Что такое источник дохода. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
27 | Что такое «маркетинг». | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
28 | Обмен. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
29 | Рынок. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
30 | Торговля. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
31 | Взаимоотношения продавца и покупателя. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
32 | Конкуренция. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
33 | Итоговое занятие. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
| Итого: | 33 часа | |
КЛАСС (34 часа)
№ п\п | Наименование раздела, темы. | Количество часов | Электронные образовательные ресурсы |
| 1. Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов) |
1 | Вводное занятие. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
2 | Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
3 | Покупка. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
4 | Монеты. Бумажные деньги. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
5-6 | Виды денег: наличные, безналичные | 2 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
7 | Деньги - средство обмена, а не благо | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
8-9 | Виды денег. Выгода обмена | 2 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
| 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов) |
10-11 | Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. | 2 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
12-13 | Номинал. Банкнота. Купюра. | 2 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
14 | Фальшивые деньги. Как их отличить. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
15 | Металлические и бумажные деньги. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
16-17 | Почему изготовление фальшивых денег является преступлением. | 2 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
| 3. Какие деньги были раньше в России (6 часов) |
18 | Какие деньги были раньше в России | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
19 | «Меховые деньги». | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
20 | Старинные деньги. Куны. Денга. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
21 | Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
22 | Ассигнация. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
23 | Происхождения денег. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
| 4. Современные деньги России и других стран (11 часов) | |
24 | Современные деньги России и других стран | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
25-26 | Банки. Деньги. Виды денег | 2 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
27 | Доллары. Евро. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
28-29 | Виды денег: наличные, безналичные, электронные. | 2 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
30 | Пластиковые карты. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
31 | Деньги - средство обмена, а не благо | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
32 | Безналичный расчет. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
33 | Современные российские деньги. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
34 | Итоговое занятие. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
| Итого: | 34 часа | |
КЛАСС (34 часа)
№ п\п | Наименование раздела, темы. | Количество часов | Электронные образовательные ресурсы |
| Откуда в семье деньги (9 часов) |
1 | Вводное занятие. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
2-3 | Доходы семьи. | 2 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
4 | Зарплата. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
5 | Пенсия. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
6 | Пособия. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
7 | Стипендия. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
8-9 | Источники доходов. | 2 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
| Что влияет на размер доходов. | | |
| На что тратятся деньги (10 часов) |
10 | Расходы. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
11-12 | Сбережения. | 2 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
13 | Долги. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
14-15 | Расходы. Непредвиденные расходы. | 2 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
16-17 | Понимание происхождения расходов. | 2 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
18-19 | Различие планируемых и непредвиденных расходов. | 2 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
| Как управлять своими деньгами (5 часов) |
20 | Расходы и доходы. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
21-22 | Семейный бюджет. | 2 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
23-24 | Планирование семейного бюджета. | 2 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
| Как делать сбережения (10 часов) |
25-26 | Виды сбережений. | 2 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
27 | Банковский вклад. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
28 | Копилка. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
29 | Недвижимость. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
30-31 | Сравнение разных видов сбережений. | 2 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
32-33 | Различие сбережений. | 2 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
34 | Итоговое занятие. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
| Итого: | 34 часа | |
4 КЛАСС (34 часа)
№ п\п | Наименование раздела, темы. | Количество часов | Электронные образовательные ресурсы |
| 1. Богатство и бедность (14 часов) |
1 | Вводное занятие. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
2-3 | Как создаётся богатство. | 2 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
4-5 | Источники богатства государства | 2 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
6-7 | Источники богатства человека | 2 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
8 | Открытия и изобретения. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
9 | Важность знаний в создании богатства. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
10 | Ценности материальные и нематериальные. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
11 | Богатство и культура. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
12 | Богатство и милосердие. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
13 | Налоги. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
14 | Значение налогов. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
| | | |
| Труд — основа жизни (12 часов) |
15-16 | Ценность и значимость труда. | 2 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
17 | Труд как потребность человека. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
18 | Труд как источник материальных благ. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
19 | Оценка труда. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
20 | Почему труд по-разному ценится. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
21-22 | Заработная плата. | 2 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
23 | Трудовые награды. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
24 | Результат труда. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
25 | Причины различий в оплате труда. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
26 | Продукты труда. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
| Как товары производят (8 часов) |
27-28 | Как товары производят. | 2 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
29-30 | Ресурсы для производства товаров. | 2 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
31 | Производители — люди, которые создают (производят)товары. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
32-33 | Важность труда людей разных профессий. | 2 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
34 | Итоговое занятие. | 1 | https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ |
| Итого: | 34 часа | |
КАЛЕНДАРНЛ- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Факультативного занятия «Финансовая грамотность»
для 1-4 классов начального общего образования
на 2024-2025 учебный год
1 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения |
| Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на внеурочных занятиях. Введение в экономику. | 1 | 13.09.2024 |
| Потребности. | 1 | 20.09.2024 |
| Что такое «потребность». | 1 | 27.09.2024 |
| Какие бывают потребности. | 1 | 04.10.2024 |
| Какие бывают потребности. | 1 | 11.10.2024 |
| Домашнее хозяйство. | 1 | 18.10.2024 |
| Распределение ролей в семье. | 1 | 25.10.2024 |
| Домашние обязанности в семье. | 1 | 08.11.2024 |
| Что такое бюджет семьи. | 1 | 15.11.2024 |
| Что такое бюджет семьи. | 1 | 22.11.2024 |
| Какие бывают товары. | 1 | 29.11.2024 |
| Какие бывают товары. | 1 | 06.12.2024 |
| Где можно приобрести товары и услуги. | 1 | 13.12.2024 |
| Зачем нужна реклама. | 1 | 20.12.2024 |
| Роль рекламы. | 1 | 27.12.2024 |
| Что такое «товар». | 1 | 10.01.2025 |
| Что такое «товар». | 1 | 17.01.2025 |
| Товар и деньги-игра. | 1 | 24.01.2025 |
| Рынок- игра. | 1 | 31.01.2025 |
| Открытие твоего дела-проект. | 1 | 07.02.2025 |
| Открытие твоего дела-проект. | 1 | 14.02.2025 |
| Зачем нужны деньги. | 1 | 21.02.2025 |
| Как появились деньги. | 1 | 28.02.2025 |
| Деньги и страны. | 1 | 07.03.2025 |
| Где и как хранятся деньги. | 1 | 14.03.2025 |
| Что такое источник дохода. | 1 | 21.03.2025 |
| Что такое «маркетинг». | 1 | 28.03.2025 |
| Обмен. | 1 | 11.04.2025 |
| Рынок. | 1 | 18.04.2025 |
| Торговля. | 1 | 25.04.2025 |
| Взаимоотношения продавца и покупателя. | 1 | 16.05.2025 |
| Конкуренция. | 1 | 23.05.2025 |
| Итоговое занятие. | 1 | 23.05.2025 |
2 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения |
| Вводное занятие. | 1 | |
| Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность. | 1 | |
| Покупка. | 1 | |
| Монеты. Бумажные деньги. | 1 | |
| Виды денег: наличные, безналичные | 1 | |
| Виды денег: наличные, безналичные | 1 | |
| Деньги - средство обмена, а не благо | 1 | |
| Виды денег. Выгода обмена | 1 | |
| Виды денег. Выгода обмена | 1 | |
| Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. | 1 | |
| Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. | 1 | |
| Номинал. Банкнота. Купюра. | 1 | |
| Номинал. Банкнота. Купюра. | 1 | |
| Фальшивые деньги. Как их отличить. | 1 | |
| Металлические и бумажные деньги. | 1 | |
| Почему изготовление фальшивых денег является преступлением | 1 | |
| Почему изготовление фальшивых денег является преступлением | 1 | |
| Какие деньги были раньше в России | 1 | |
| «Меховые деньги». | 1 | |
| Старинные деньги. Куны. Денга. | 1 | |
| Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. | 1 | |
| Ассигнация. | 1 | |
| Происхождения денег. | 1 | |
| Современные деньги России и других стран | 1 | |
| Банки. Деньги. Виды денег | 1 | |
| Банки. Деньги. Виды денег | 1 | |
| Доллары. Евро. | 1 | |
| Виды денег: наличные, безналичные, электронные. | 1 | |
| Виды денег: наличные, безналичные, электронные. | 1 | |
| Пластиковые карты. | 1 | |
| Деньги - средство обмена, а не благо | 1 | |
| Безналичный расчет. | 1 | |
| Современные российские деньги. | 1 | |
| Итоговое занятие. | 1 | |
3 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения |
| Вводное занятие. | 1 | |
| Доходы семьи. | 1 | |
| Доходы семьи. | 1 | |
| Зарплата. | 1 | |
| Пенсия. | 1 | |
| Пособия. | 1 | |
| Стипендия. | 1 | |
| Источники доходов. | 1 | |
| Источники доходов. | 1 | |
| Расходы. | 1 | |
| Сбережения. | 1 | |
| Сбережения. | 1 | |
| Долги. | 1 | |
| Расходы. Непредвиденные расходы. | 1 | |
| Расходы. Непредвиденные расходы. | 1 | |
| Понимание происхождения расходов. | 1 | |
| Понимание происхождения расходов. | 1 | |
| Различие планируемых и непредвиденных расходов. | 1 | |
| Различие планируемых и непредвиденных расходов. | 1 | |
| Расходы и доходы. | 1 | |
| Семейный бюджет. | 1 | |
| Семейный бюджет. | 1 | |
| Планирование семейного бюджета. | 1 | |
| Планирование семейного бюджета. | 1 | |
| Виды сбережений. | 1 | |
| Виды сбережений. | 1 | |
| Банковский вклад. | 1 | |
| Копилка. | 1 | |
| Недвижимость. | 1 | |
| Сравнение разных видов сбережений. | 1 | |
| Сравнение разных видов сбережений. | 1 | |
| Различие сбережений. | 1 | |
| Различие сбережений. | 1 | |
| Итоговое занятие. | 1 | |
4 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения |
| Вводное занятие. | 1 | |
| Вводное занятие. | 1 | |
| Вводное занятие. | 1 | |
| Источники богатства государства | 1 | |
| Источники богатства государства | 1 | |
| Открытия и изобретения. | 1 | |
| Важность знаний в создании богатства. | 1 | |
| Ценности материальные и нематериальные. | 1 | |
| Богатство и культура. | 1 | |
| Богатство и милосердие. | 1 | |
| Налоги. | 1 | |
| Значение налогов. | 1 | |
| Открытия и изобретения. | 1 | |
| Важность знаний в создании богатства. | 1 | |
| Ценность и значимость труда. | 1 | |
| Ценность и значимость труда. | 1 | |
| Труд как потребность человека. | 1 | |
| Труд как источник материальных благ. | 1 | |
| Оценка труда. | 1 | |
| Почему труд по-разному ценится. | 1 | |
| Заработная плата. | 1 | |
| Заработная плата. | 1 | |
| Трудовые награды. | 1 | |
| Результат труда. | 1 | |
| Причины различий в оплате труда. | 1 | |
| Продукты труда. | 1 | |
| Как товары производят. | 1 | |
| Как товары производят. | 1 | |
| Ресурсы для производства товаров. | 1 | |
| Ресурсы для производства товаров. | 1 | |
| Производители — люди, которые создают (производят)товары. | 1 | |
| Важность труда людей разных профессий. | 1 | |
| Важность труда людей разных профессий. | 1 | |
| Итоговое занятие. | 1 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
«Финансовая грамотность» Материалы для учащихся. 2-3, 4 класс. В 2-х частях. С.Н. Федин Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014
«Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
«Финансовая грамотность». Материалы для родителей. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
«Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014 5. Гловели Г. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://fz.oc3com.com/
https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/
https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/materials/?ysclid=lxn1w7gm7s942931639