СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность" для 1-4 класса (срок реализации 2024-2028) социально-гуманитарной направленности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность" для 1-4 класса (срок реализации 2024-2028)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность" для 1-4 класса (срок реализации 2024-2028) социально-гуманитарной направленности»





ПОЯСНИЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа факультативного занятия «Финансовая грамотность» на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

Программа курса соответствует современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности, результативности.

Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социально экономическую направленность, данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.

На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 часа в неделю в рамках внеурочной деятельности. Программа разработана на четыре года обучения.

Актуальность и ценность данной программы в том, что она направлена на развитие способностей обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов обучающихся и их кругозор. Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления, направлено на приобретение финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Цель программы: развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности.

Задачи:

  • формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;

  • формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;

  • формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;  формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;

  • формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;  обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.

Основные содержательные линии курса:

- деньги, их история, виды, функции; - семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Общая характеристика курса «Финансовая грамотность» ( 1-4 классы)

Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.

В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.

Место курса «Финансовая грамотность» в учебном плане

Занятия подвижными играми входят во внеурочную спортивно-оздоровительную деятельность для решения задач воспитания и социализации детей.

Программа ««Финансовая грамотность»» рассчитана на 4 года, 135 часов.

В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю в 1 классе (по 35 минут сентябрь – декабрь и по 40 минут январь-май), по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.





Планируемые результаты освоения курса «Финансовая грамотность»

Освоение программы курса «Финансовая грамотность» направлено на достижение следующих результатов, соответствующих требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

Обучающийся научится:

  • понимать цели своих действий;

  • составлять простые планы с помощью учителя

  • проявлять познавательную и творческую инициативу;

  • оценивать правильность выполнения действий;

  • адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. Познавательные.

Обучающийся научится:

  • освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные.

Обучающийся научится:

  • составлять текст в устной и письменной формах;

  • слушать собеседника и вести диалог;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные.

Обучающийся научится:

  • понимать и правильно использовать экономические термины;

  • иметь представление о роли денег в семье и обществе;

  • уметь характеризовать виды и функции денег;

  • знать источники доходов и направлений расходов семьи;

  • уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет

  • определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения

  • проводить элементарные финансовые расчеты.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» (1-4 КЛАССЫ)

1 класс (33 ч)

1.Введение в экономику (1 час) Введение в экономику.

Виды деятельности: Познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая Формы деятельности: Дискуссия; беседа;

2. Потребности (9 часов)

Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности. Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи.

Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая.

Формы деятельности: беседы, поисковые исследования, викторины, работа в группах и парах, коллективная и индивидуальная работа, игры

3.Товары и услуги (11 часов)

Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы. Товар и деньги-игра. Рынок- игра. Открытие твоего делапроект.

Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая

Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные исследования.

4.Деньги (12 часов)

Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода. Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля.

Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.

Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая

Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные исследования

2 класс (34 часа) 1.Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)

Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.

Появление первых монет и о монетах разных государств.

Виды деятельности: игровая,познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

2.Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)

Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

3.Какие деньги были раньше в России (6 часов)

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».

Первые русские монеты.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

4.Современные деньги России и других стран (11 часов)

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов. Функции банкоматов.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

3 класс (34 часа)

1.Откуда в семье деньги (9 часов)

В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

2.На что тратятся деньги (10 часов)

Куда люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы обязательные и необязательные. Сбережения, для чего они нужны, как их создать, где хранить. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

3.Как умно управлять своими деньгами (5 часов)

Здесь даются понятия: бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

4.Как делать сбережения (10 часов)

Учащиеся узнают, что, если доходы превышают расходы, образуются сбережения.

Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

4 класс (34 часа)

1.Богатство и бедность (14 часов)

Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.

Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.

Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие.

Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

2.Труд — основа жизни (12 часов)

Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата.

Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).

Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).

Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

3.Как товары производят (8 часов)

Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.

Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.







Тематическое планирование факультативного курса

«Финансовая грамотность»

  1. КЛАСС (33 часа)

п\п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

Электронные образовательные ресурсы


1. Введение в экономику (1 час)

1

Введение в экономику.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/


2. Потребности (9 часов)

2

Потребности.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

3

Что такое «потребность».

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

4-5

Какие бывают потребности.

2

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

6

Домашнее хозяйство.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

7

Распределение ролей в семье.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

8

Домашние обязанности в семье.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

9-10

Что такое бюджет семьи.

2

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/


3. Товары и услуги (11 часов)

11-12

Какие бывают товары.

2

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

13

Где можно приобрести товары и услуги.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

14

Зачем нужна реклама.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

15

Роль рекламы.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

16-17

Что такое «товар».

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

18

Товар и деньги-игра.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

19

Рынок- игра.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

20-21

Открытие твоего дела-проект.

2



4. Деньги (12 часов)

22

Зачем нужны деньги.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

23

Как появились деньги.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

24

Деньги и страны.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

25

Где и как хранятся деньги.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

26

Что такое источник дохода.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

27

Что такое «маркетинг».

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

28

Обмен.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

29

Рынок.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

30

Торговля.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

31

Взаимоотношения продавца и покупателя.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

32

Конкуренция.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

33

Итоговое занятие.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

Итого:

33 часа



  1. КЛАСС (34 часа)

п\п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

Электронные образовательные ресурсы


1. Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)

1

Вводное занятие.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

2

Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

3

Покупка.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

4

Монеты. Бумажные деньги.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

5-6

Виды денег: наличные, безналичные

2

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

7

Деньги - средство обмена, а не благо

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

8-9

Виды денег. Выгода обмена

2

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/


2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)

10-11

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс.

2

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

12-13

Номинал. Банкнота. Купюра.

2

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

14

Фальшивые деньги. Как их отличить.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

15

Металлические и бумажные деньги.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

16-17

Почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

2

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/


3. Какие деньги были раньше в России (6 часов)

18

Какие деньги были раньше в России

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

19

«Меховые деньги».

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

20

Старинные деньги. Куны. Денга.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

21

Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

22

Ассигнация.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

23

Происхождения денег.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/


4. Современные деньги России и других стран (11 часов)


24

Современные деньги России и других стран

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

25-26

Банки. Деньги. Виды денег

2

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

27

Доллары. Евро.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

28-29

Виды денег: наличные, безналичные, электронные.

2

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

30

Пластиковые карты.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

31

Деньги - средство обмена, а не благо

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

32

Безналичный расчет.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

33

Современные российские деньги.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

34

Итоговое занятие.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

Итого:

34 часа


  1. КЛАСС (34 часа)

п\п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

Электронные образовательные ресурсы


Откуда в семье деньги (9 часов)

1

Вводное занятие.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

2-3

Доходы семьи.

2

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

4

Зарплата.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

5

Пенсия.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

6

Пособия.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

7

Стипендия.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

8-9

Источники доходов.

2

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

Что влияет на размер доходов.



На что тратятся деньги (10 часов)

10

Расходы.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

11-12

Сбережения.

2

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

13

Долги.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

14-15

Расходы. Непредвиденные расходы.

2

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

16-17

Понимание происхождения расходов.

2

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

18-19

Различие планируемых и непредвиденных расходов.

2

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/


Как управлять своими деньгами (5 часов)

20

Расходы и доходы.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

21-22

Семейный бюджет.

2

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

23-24

Планирование семейного бюджета.

2

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/


Как делать сбережения (10 часов)

25-26

Виды сбережений.

2

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

27

Банковский вклад.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

28

Копилка.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

29

Недвижимость.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

30-31

Сравнение разных видов сбережений.

2

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

32-33

Различие сбережений.

2

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

34

Итоговое занятие.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

Итого:

34 часа


4 КЛАСС (34 часа)

п\п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

Электронные образовательные ресурсы


1. Богатство и бедность (14 часов)

1

Вводное занятие.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

2-3

Как создаётся богатство.

2

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

4-5

Источники богатства государства

2

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

6-7

Источники богатства человека

2

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

8

Открытия и изобретения.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

9

Важность знаний в создании богатства.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

10

Ценности материальные и нематериальные.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

11

Богатство и культура.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

12

Богатство и милосердие.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

13

Налоги.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

14

Значение налогов.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/



Труд — основа жизни (12 часов)

15-16

Ценность и значимость труда.

2

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

17

Труд как потребность человека.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

18

Труд как источник материальных благ.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

19

Оценка труда.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

20

Почему труд по-разному ценится.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

21-22

Заработная плата.

2

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

23

Трудовые награды.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

24

Результат труда.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

25

Причины различий в оплате труда.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

26

Продукты труда.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/


Как товары производят (8 часов)

27-28

Как товары производят.

2

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

29-30

Ресурсы для производства товаров.

2

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

31

Производители — люди, которые создают (производят)товары.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

32-33

Важность труда людей разных профессий.

2

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

34

Итоговое занятие.

1

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

Итого:

34 часа





















КАЛЕНДАРНЛ- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Факультативного занятия «Финансовая грамотность»

для 1-4 классов начального общего образования

на 2024-2025 учебный год


1 КЛАСС

п/п

Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на внеурочных занятиях. Введение в экономику.

1

13.09.2024

Потребности.

1

20.09.2024

Что такое «потребность».

1

27.09.2024

Какие бывают потребности.

1

04.10.2024

Какие бывают потребности.

1

11.10.2024

Домашнее хозяйство.

1

18.10.2024

Распределение ролей в семье.

1

25.10.2024

Домашние обязанности в семье.

1

08.11.2024

Что такое бюджет семьи.

1

15.11.2024

Что такое бюджет семьи.

1

22.11.2024

Какие бывают товары.

1

29.11.2024

Какие бывают товары.

1

06.12.2024

Где можно приобрести товары и услуги.

1

13.12.2024

Зачем нужна реклама.

1

20.12.2024

Роль рекламы.

1

27.12.2024

Что такое «товар».

1

10.01.2025

Что такое «товар».

1

17.01.2025

Товар и деньги-игра.

1

24.01.2025

Рынок- игра.

1

31.01.2025

Открытие твоего дела-проект.

1

07.02.2025

Открытие твоего дела-проект.

1

14.02.2025

Зачем нужны деньги.

1

21.02.2025

Как появились деньги.

1

28.02.2025

Деньги и страны.

1

07.03.2025

Где и как хранятся деньги.

1

14.03.2025

Что такое источник дохода.

1

21.03.2025

Что такое «маркетинг».

1

28.03.2025

Обмен.

1

11.04.2025

Рынок.

1

18.04.2025

Торговля.

1

25.04.2025

Взаимоотношения продавца и покупателя.

1

16.05.2025

Конкуренция.

1

23.05.2025

Итоговое занятие.

1

23.05.2025
















2 КЛАСС

п/п


Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Вводное занятие.

1


Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность.

1


Покупка.

1


Монеты. Бумажные деньги.

1


Виды денег: наличные, безналичные

1


Виды денег: наличные, безналичные

1


Деньги - средство обмена, а не благо

1


Виды денег. Выгода обмена

1


Виды денег. Выгода обмена

1


Монеты. Гурт. Аверс. Реверс.

1


Монеты. Гурт. Аверс. Реверс.

1


Номинал. Банкнота. Купюра.

1


Номинал. Банкнота. Купюра.

1


Фальшивые деньги. Как их отличить.

1


Металлические и бумажные деньги.

1


Почему изготовление фальшивых денег является преступлением

1


Почему изготовление фальшивых денег является преступлением

1


Какие деньги были раньше в России

1


«Меховые деньги».

1


Старинные деньги. Куны. Денга.

1


Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник.

1


Ассигнация.

1


Происхождения денег.

1


Современные деньги России и других стран

1


Банки. Деньги. Виды денег

1


Банки. Деньги. Виды денег

1


Доллары. Евро.

1


Виды денег: наличные, безналичные, электронные.

1


Виды денег: наличные, безналичные, электронные.

1


Пластиковые карты.

1


Деньги - средство обмена, а не благо

1


Безналичный расчет.

1


Современные российские деньги.

1


Итоговое занятие.

1









3 КЛАСС

п/п


Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Вводное занятие.

1


Доходы семьи.

1


Доходы семьи.

1


Зарплата.

1


Пенсия.

1


Пособия.

1


Стипендия.

1


Источники доходов.

1


Источники доходов.

1


Расходы.

1


Сбережения.

1


Сбережения.

1


Долги.

1


Расходы. Непредвиденные расходы.

1


Расходы. Непредвиденные расходы.

1


Понимание происхождения расходов.

1


Понимание происхождения расходов.

1


Различие планируемых и непредвиденных расходов.

1


Различие планируемых и непредвиденных расходов.

1


Расходы и доходы.

1


Семейный бюджет.

1


Семейный бюджет.

1


Планирование семейного бюджета.

1


Планирование семейного бюджета.

1


Виды сбережений.

1


Виды сбережений.

1


Банковский вклад.

1


Копилка.

1


Недвижимость.

1


Сравнение разных видов сбережений.

1


Сравнение разных видов сбережений.

1


Различие сбережений.

1


Различие сбережений.

1


Итоговое занятие.

1















4 КЛАСС

п/п


Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Вводное занятие.

1


Вводное занятие.

1


Вводное занятие.

1


Источники богатства государства

1


Источники богатства государства

1


Открытия и изобретения.

1


Важность знаний в создании богатства.

1


Ценности материальные и нематериальные.

1


Богатство и культура.

1


Богатство и милосердие.

1


Налоги.

1


Значение налогов.

1


Открытия и изобретения.

1


Важность знаний в создании богатства.

1


Ценность и значимость труда.

1


Ценность и значимость труда.

1


Труд как потребность человека.

1


Труд как источник материальных благ.

1


Оценка труда.

1


Почему труд по-разному ценится.

1


Заработная плата.

1


Заработная плата.

1


Трудовые награды.

1


Результат труда.

1


Причины различий в оплате труда.

1


Продукты труда.

1


Как товары производят.

1


Как товары производят.

1


Ресурсы для производства товаров.

1


Ресурсы для производства товаров.

1


Производители — люди, которые создают (производят)товары.

1


Важность труда людей разных профессий.

1


Важность труда людей разных профессий.

1


Итоговое занятие.

1
























УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


  1. «Финансовая грамотность» Материалы для учащихся. 2-3, 4 класс. В 2-х частях. С.Н. Федин Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014

  2. «Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

  3. «Финансовая грамотность». Материалы для родителей. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

  4. «Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014 5. Гловели Г. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://fz.oc3com.com/

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/

https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/materials/?ysclid=lxn1w7gm7s942931639