Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г.Советский»
Рассмотрено на «Согласовано» «Утверждено» __________
заседании МО учителей Заместитель по УВР Директор МБОУ СОШ№2
информатики, математики и физики ________________________ Котикова Л.Ф.
(пр.№1) Федориненко И.Н. «30» августа 2019г.
руководитель МО «29» августа 2019 г.
__________________
Васильева Е.Д.
«28» августа 2019 г.
Рабочая программа
факультативного курса
«Физика вокруг нас»
для учащихся 7 классов
на 2019-2020 учебный год
Разработала:
Шабанова И.В,
учитель второй категории.
Г.Советский
2019г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа факультативного курса «Физика вокруг нас» для учащихся 7 классов разработана в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта основного общего образования. В данной учебной программе учтены основные тенденции и подходы в преподавании факультативного курса «Физика вокруг нас» в основной школе, а также современные требования к разработке учебной программы по предмету.
Главная цель данного курса: формирование научной картины,научных взглядов и убеждений, являющихся основными элементами диалектико- материалистического мировоззрения
Задачи курса:
интеллектуальное развитие, повышение мотивации в изучении предмета «физика», установление межпредметных связей курсов физики, математики, биологии и географии, ОБЖ;
формирование представленийо практической направленности законов физики на примерах повседневной жизни и быта учащихся;
воспитание культуры личности, отношения к физике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости физики для научно-технического прогресса;
развитиесообразительности и быстроты реакции при решении новых различных физических задач, связанных с практической деятельностью;
формирование умений грамотно работать с информацией: собирать данные, актуализировать, анализировать, выдвигать гипотезы, обобщать систематизировать, делать выводы;
создание психологической комфортности ситуации публичного успеха.
Направленность
Программа дополнительного образования «Физика вокруг нас» ориентирована на развитие интереса школьников к изучению физических процессов, происходящих в природе, к овладению физическими методами познания разнообразных явлений окружающего мира, формирование умений наблюдать и выделять явления в природе, описывать их физическими величинами и законами. Программа направлена на формирование мыслительного потенциала учащихся, на становление творческой личности, способной осмыслить окружающий мир с научной точки зрения.
Актуальность
В XXI веке информационных технологий человек с лёгкостью получает ответы на интересующие его вопросы с помощью Всемирной паутины. В третье тысячелетие Новейшего времени вступило новое инновационное поколение — HomoInternetus. Это новое постиндустриальное общество, в котором происходит софистическая подмена понятий: кто обладает информацией, тот обладает миром. Но информация — это ещё не знание. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, к сожалению, приводит к тому, что ученик современной школы перестаёт самостоятельно мыслить, искать пути решения научных проблем нестандартными, творческими методами.
Программа «Физика вокруг нас» ставит перед собой цель научить учащихся применять физические знания на практике, видеть и уметь объяснять наблюдаемые природные и другие явления, самостоятельно проводить эксперименты и давать им качественную оценку путём собственных умозаключений, переводить невероятное в очевидное, обыденное в увлекательное. Благодаря комплексному подходу формируется всесторонне развитая личность учащегося современной школы, девизом которой становится крылатая фраза «Cogito, ergosum» — «Я мыслю, следовательно, я существую». Что и составляет актуальность данной программы.
Новизна
Новизна программы заключается в сочетании нескольких форм проведения занятий. Это соревнования и игры (турниры, деловая игра), занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике (исследование, изобретательство, мозговая атака), занятия, напоминающие публичные формы общения (брифинг, регламентированная дискуссия, защита проекта), занятия, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий (заочная экскурсия, путешествие в прошлое), а также трансформация традиционных способов организации урока (урок-консультация, урок-практикум). Кроме того учащимся предоставляется возможность самостоятельно применить физические знания на практике (модели-самоделки).
Педагогическая целесообразность
В большинстве своём внеклассная деятельность современных образовательных учреждений реализует два подхода — это формальное выполнение проектных работ и факультативные занятия основных типов в рамках традиционного обучения. Ограниченное количество школьников в первом подходе не позволяет учащимся учиться взаимодействовать друг с другом, а жёсткие рамки традиционной системы второго подхода не предоставляют школьникам возможности для самореализации и развития гармоничной, всесторонне развитой личности. Легко видеть, что при такой организации внеклассной деятельности страдает и психологическая, и развивающая составляющая учебного процесса.
Образовательная программа «Физика вокруг нас» ориентирована в первую очередь на коллектив 7 класса и предоставляет учащимся возможности для открытого диалога, как с учителем, так и со сверстниками. Обилие подходов к организации внеурочных мероприятий способствует интеллектуальному развитию школьников, реализации их замыслов и идей. Учащиеся учатся взаимодействовать со сверстниками, ведь сплочённое состояние обладает огромной ценностью, как для группового развития, так и для каждого конкретного человека. Оно способствует эффективному труду, делает группу более стабильной, укрепляет психологическое здоровье людей, входящих в группу, позволяет личности гармонично развиваться вместе с группой. Всё это говорит о педагогической целесообразности данной образовательной программы.
Отличительная особенность данной образовательной программы
Благодаря использованию нестандартного подхода при организации занятий в рамках образовательной программы «Физика вокруг нас» учащиеся получают возможность самовыражения, учатся взаимодействовать друг с другом, с уважением относиться к мнению других людей и овладевают искусством дискуссии, что невозможно воплотить в жизнь на уроках физики в рамках школьного курса. Помимо этого, школьники познают физическую картину мира с позиции обыденности и повседневности.
Учебно-тематический план
№ | Разделы, темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Основы молекулярной физики | 5 | | |
2 | Механика | 10 | | |
3 | Гидродинамика | 15 | | |
4 | Энергия | 5 | | |
| Итого | 35 | | |
Содержание программы
Основы молекулярной физики. Тепловое движение. Тепловое равновесие, температура и её измерение. Виды шкал температур. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача, виды теплопередачи. Количество теплоты, история открытия. Удельная теплоёмкость. Закон сохранения энергии, необратимость процессов. Испарение и конденсация. Насыщенный пар, влажность воздуха, кипение. Плавление и кристаллизация. Работа тепловых двигателей.
Механика.История развития физики, физика как наука. Создание новых технологий, научно-технический прогресс. Простые измерения, способы измерения. Диффузия в природе, быту и технике. Связь скорости движения молекул и температуры. Капиллярные явления. Поверхностное натяжение. Примеры нестандартных задач на скорость, путь и время. Построение графиков. Фигуры нестандартного объёма. Определение плотности, массы и объёма фигур. Явление тяготения, сила тяжести. Деформация тел, виды деформаций. Закон Гука. Вес тела. Равнодействующая. Роль силы трения
Гидродинамика. Давление, примеры давления в природе и технике. Способы уменьшения и увеличения давления. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды, атмосферное давление, гидравлический пресс. Сила Архимеда, плавание тел.
Энергия. Работа и мощность. Простые механизмы и их роль. Коэффициент полезного действия, «золотое правило механики». Использование энергии ветра и воды.
Ожидаемые результаты изучения предмета
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы.
личностные:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критично мыслить, уметь распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
сформировать представление о физико-математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
креативно мыслить, проявлять инициативу, находчивость, активность при решении задач;
уметь контролировать процесс и результат учебной деятельности;
эмоционально воспринимать физические объекты, задачи, решения, рассуждения;
метапредметные:
иметь первоначальные представления об идеях и о методах математике как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
уметь видеть физическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
уметь находить в различных источниках информацию, необходимую для решения физических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
уметь понимать и использовать различные средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных физических проблем;
уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
овладеть базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях как важнейших физических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
овладеть навыками устных, письменных, инструментальных исследований;
иметь представление о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
проводить классификации, логические обоснования, доказательства физико-математических утверждений;
применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера
Планируемые результаты:
Распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов.
Проводить опыты по наблюдению физических явлений и их свойств: выбирать оборудование в соответствии с целью исследования, собирать установку из имеющегося оборудования, описывать ход исследования, делать вывод по результатам исследования.
Проводить прямые измерения физических величин.
Понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия безопасного использования в повседневной жизни. Различать (указывать) примеры использования в быту и технике физических явлений и процессов.
Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
Определять свойства физических величин по ее графику; применять графические представления при решении задач;
Описывать свойства изученных величин.
Формы контроля
Проверка результатов осуществляется по пятибалльной системе с помощью проектных работ, выставки самоделок, конференций и конкурсов работ учащихся. Оценивается самостоятельность выполнения, эстетика работы, уверенность защиты своей работы. Процедура защиты работы происходит публично во время занятий группы и оценивается жюри, сгруппированное из участников курса.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
Кабинет физики;
Лаборантская с приборами и материалами, необходимыми для проведения физических опытов и экспериментов;
Компьютер;
Проектор.
Календарно – тематическое планирование 7 класс
Дата по плану/ по факту | № урока | Тема | Планируемые результаты | |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия | Примечание |
7.09 | 1 | Физика и техника. Роль физики в развитии наук | Наука, наблюдение, опыт, эксперимент, измерения, погрешность | Знать/понимать смысл понятия «физическое явление» Уметь определять цену деления измерительных приборов, понимать разницу между физическим явлением и физической величиной | |
14.09 | 2 | Выдающиеся учёные. Открытия, изменившие мир | |
21.09 | 3 | Измерение физических величин, недоступных объектов | |
28.09 | 4 | Погрешность измерения. Запись результатов | |
5.10 | 5 | Решение задач на расчёт механического движения | Движение, путь, траектория, тело отсчёта, система отсчёта, скорость, перемещение, взаимодействие, масса, инертность, плотность, объём, сила | Знать/понимать смысл понятий: путь, траектория Знать/понимать смысл понятий: путь, скорость; уметь описывать равномерное и неравномерное прямолинейное движение Уметь решать задачи на расчёт скорости, пути и времени движения Уметь описывать и объяснять явление инерции Знать/понимать смысл величины «масса», уметь измерять массу тела, выражать результаты измерения в СИ Знать/понимать смысл величин «масса» и «плотность», уметь решать задачи на расчёт массы и объёма тела по его плотности; уметь использовать измерительные приборы для измерения массы и объёма твёрдых тел Знать/понимать смысл физической величины «сила»; Знать/понимать смысл закона всемирного тяготения, понятия «сила тяжести» Знать/понимать причины возникновения силы упругости и уметь вычислять её Знать/понимать различие между весом тела и силой тяжести; понимать, что вес тела – величина, зависящая от характера движения тела и расположения опоры Понимать, что на одно и то же тело в разных точках Земли действует разная сила тяжести, и уметь объяснять данное различие; знать практическое применение зависимости силы тяжести от географического расположения Знать/понимать устройство и принцип действия динамометров; уметь градуировать шкалу измерительного прибора Уметь находить равнодействующую сил, направленных вдоль одной прямой Уметь описывать и объяснять явление трения, знать способы уменьшения и увеличения трения Уметь применять полученные знания при решении задач | |
12.10 | 6 | Решение задач на расчёт скорости | |
19.10 | 7 | Капиллярные явления. Смачивание и несмачивание | |
26.10 | 8 | Решение графических задач | Движение, путь, траектория, тело отсчёта, система отсчёта, скорость, перемещение, взаимодействие, масса, инертность, плотность, объём, сила | |
2.11 | 9 | Решение графических задач | |
16.11 | 10 | Определение объёма различных фигур | |
23.11 | 11 | Решение нестандартных задач на расчёт плотности тела | |
30.11 | 12 | Решение нестандартных задач на расчёт массы и объёма тела | |
7.12 | 13 | Сила тяжести на разных планетах | |
14.12 | 14 | Сила упругости. Закон Гука. Вес тела | |
21.12 | 15 | Решение задач на равенство сил | |
28.12 | 16 | Сложение сил | |
18.01 | 17 | Роль силы трения в жизни человека, быту и технике | |
25.01 | 18 | Давление. Способы уменьшения и увеличения давления | Давление, сообщающиеся сосуды, барометр, манометр, плавание | Знать/понимать смысл величины «давление»; понимать, для чего и какими способами уменьшают или увеличивают давление Уметь описывать и объяснять давление, создаваемое газами Знать/понимать смысл закона Паскаля, уметь описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами Уметь описывать и объяснять, почему однородная жидкость в сообщающихся сосудах находится на одном уровне; знать применение сообщающихся сосудов Уметь описывать и объяснять явление атмосферного давления; уметь использовать барометры для измерения атмосферного давления Знать/понимать устройство и принципы действия манометров Знать/понимать, что такое гидравлические машины и где они применяются Уметь вычислять архимедову силу Уметь решать задачи по теме «Плавание тел. Архимедова сила», уметь описывать и объяснять явление плавания тел Понимать принципы воздухоплавания и плавания судов Уметь решать качественные и расчётные задачи на вычисление архимедовой силы, давления жидкости и условия плавания тел Уметь применять полученные знания при решении задач | |
1.02 | 19 | Решение нестандартных задач на расчёт давления | |
8.02 | 20 | Примеры давления в жизни человека, природе и технике | |
15.02 | 21 | Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды в быту, природе и технике | |
22.02 | 22 | Решение задач на расчёт давления на дно и стенки сосуда | |
1.03 | 23 | Роль атмосферного давления в жизни человека и животных | |
7.03 | 24 | Использование атмосферного давления в быту, медицине, транспорте и технике | Давление, сообщающиеся сосуды, барометр, манометр, плавание | |
15.03 | 25 | Решение задач на использование атмосферного давления | |
22.03 | 26 | Гидравлический пресс. Использование в сельском хозяйстве и промышленности | |
5.04 | 27 | Сила Архимеда. Решение нестандартных задач | |
12.04 | 28 | Плавание тел. Зависимость силы Архимеда от рода жидкости | |
19.04 | 29 | Решение задач на условия плавания тел | |
26.04 | 30 | Воздухоплавание. Дирижабли. | |
3.05 | 31 | Работа и мощность. Решение нестандартных задач | Работа силы, мощность, энергия, виды энергии, превращения энергии, простые механизмы, «золотое правило механики», КПД, закон сохранения энергии | Знать/понимать смысл величины «работа»; уметь вычислять механическую работу для простейших случаев Знать/понимать смысл величины «мощность»; уметь вычислять мощность для простейших случаев Уметь решать задачи на расчёт работы и мощности Знать виды простых механизмов и их применение; знать формулу для вычисления момента силы Уметь на практике определять условия равновесия рычага, понимать необходимость и границы применения рычагов Знать/понимать смысл «золотого правила механики»; уметь объяснять, где и для чего применяются блоки Знать/понимать смысл КПД, уметь вычислять КПД простых механизмов Знать/понимать физический смысл кинетической и потенциальной энергии, знать формулы для их вычисления Знать/понимать смысл закона сохранения механической энергии Уметь вычислять работу, мощность и механическую энергию тел | |
10.05 | 32 | Простые механизмы, их роль в развитии человечества | |
17.05 | 33 | Коэффициент полезного действия. «Золотое правило механики» | |
24.05 | 34 | Использование энергии ветра и воды | |
31.05 | 35 | Итоговое занятие | | | |
Информационное обеспечение
Асламазов Л.Г., Варламов А.А. Удивительная физика. М.: Наука, 1988.
Браверманн Э.М. Вечера по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1969.
Голин Г.М., Филонович С.Р. Классики физической науки. М.: Высшая школа, 1989.
Льоцци М. История физики. М.: Мир, 1970.
Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. М.: Изд-во детской литературы, 1959.
Перельман Я.И. Физика на каждом шагу. М.: Наука, 1979.
Покровский А.А. Демонстрационный эксперимент по физике. М.: Просвещение, 1967.
Смирнов В. Опыты и самоделки по физике. Ленинград: Детгиз, 1955.
Уокер Дж. Физический фейерверк. М.: Мир, 1989.
Список рекомендуемой литературы
Кикоин И.К. Опыты в домашней лаборатории. М.: Наука, 1980.
Перельман Я.И. Занимательная физика. М.: Наука, 1979.
Роджерс Э. Физика для любознательных (в 3 томах). М.: Мир, 1969.
Хилькевич С.С. Физика вокруг нас. М.: Наука, 1985.