СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса "Край, в котором я живу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультативного курса "Край, в котором я живу" расчитана на 2 года изучения в начальной школе со 2 класса по 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса "Край, в котором я живу"»

АДМИНИСТРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ВОРКУТА»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 6» г. Воркуты

(МОУ «Гимназия № 6» г. Воркуты)

«ВОРКУТА» КАР КЫТШЛÖН МУНИЦИПАЛЬНÖЙ ЮКÖНСА

АДМИНИСТРАЦИЯ

«6 №-а гимназия» Воркута карса муниципальнöй велöдан учреждение

169900, Республика Коми, г.Воркута, ул. Парковая, д.20-а тел. (82151) 3-91-11E-mail:gimnaziya6@mail.ru




РАССМОТРЕНА

гимназическим методическим объединением

учителей начальных классов

Протокол № 1


от «31» августа 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Гимназия № 6» г. Воркуты


________________ Н.В. Хмарук


«31» августа 2018 г.





Рабочая программа учебного курса

«Край, в котором я живу»


начального общего образования

срок реализации программы: 3 года



Рабочая программа учебного курса составлена

на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

(в действующей редакции)








Составитель:

Дорожко Наталья Павловна,

учитель начальных классов






Воркута

2018

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Край, в котором я живу» составлена на основе примерной программы: «Край, в котором я живу» ( авт.Поляков Е.В, Демина Э.М.); Сыктывкар: КРИРО 2016 г. и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы в общеобразовательных организациях Республики Коми, имеющей широтное разнообразие природы, особенностей быта и хозяйственной деятельности населения.

Данная рабочая программа учебного курса предназначена для формирования у младших школьников системы знаний, умений, способов деятельности, ключевых компетенций готовности учащихся использовать их в реальной жизни для решения практических задач, развитие и воспитание на основе интегративных связей предметного и краеведческого содержания образования.

Выбор примерной программы учебного курса «Край, в котором я живу» (авт.Поляков Е.В, Демина Э.М.); Сыктывкар: КРИРО 2016 г. обусловлен тем, что авторы программы являются составителями учебно – методического комплекса, который позволяет реализовать в полной мере программу учебного курса «Край, в котором я живу».

Настоящая программа раскрывает краеведческое (региональное и этнокультурное) содержание основных разделов учебного предмета «окружающий мир»- «Человек и природа», «Человек и общество», а также предметных областей «Искусство» и «Технология», основанное на материале местности проживания и окружающей младшего школьника действительности, Республики Коми в целом. При этом обеспечивается преемственность учебного материала по отношению к содержанию программ учебных предметов « Окружающий мир», «Изобразительное искусство» и «Технология».

Срок реализации программы -3 года.

Цели изучения учебного курса

Целью изучения учебного курса «Край, в котором я живу» является формирование элементарных навыков адекватного природного и культуросообразного поведения младшего школьника в окружающей его природной и социальной среде на основе знакомства с природно– культурным и культурно – историческим наследием Коми края.


Реализация данной цели требует решения следующих задач:

  • формирование уважительного отношения к семье, к месту проживания, Республике Коми в целом, её природе, культуре и истории;

  • формирование личности младшего школьника как представителя Республики Коми и умелого хранителя социокультурных ценностей;

  • формирование у младших школьников активной гражданской позиции, патриотичности, экологической культуры, личностно ценностного отношения к прошлому, настоящему и будущему Коми края;

  • воспитание у младших школьников любви к своей малой Родине;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей младших школьников;

  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни младшего школьника;


Ценностные ориентиры содержания учебного курса


  1. Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в окружающей ребёнка природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

  2. Ценность природы – любовь к природе окружающего мира, основывается на общечеловеческой ценности жизни, означает, прежде всего, бережное отношение к ней как среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

  3. Ценность добра – направленность младшего школьника на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви к родному краю.

  4. Ценность человечества – как многообразие народов и культур, мир во всём мире. Принятие её направлено на осознание младшим школьником себя как части общества, проживающего на территории Республики Коми.

  5. Ценность семьи – как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России, проживающих на территории Республики Коми, от поколения к поколению.

  6. Ценность труда и творчества – как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

  7. Ценность гражданственности – осознание младшим школьником себя как члена общества, народа, проживающего на территории Республики Коми, России.

  8. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости младшего школьника, выражающееся в любви к малой и большой родине и народам её населяющим.


Место курса в учебном плане

Настоящая программа предусматривает изучение курса «Край, в котором я живу» в начальной школе (2–4 классы) общеобразовательных учреждений города Воркуты 3 года. На основании учебного плана всего на изучение отводится по 34 часа во 2-4 классах (1 час в неделю).









































Общая характеристика учебного курса «Край, в котором я живу»

Содержание учебного курса направлено на формирование пространственно – временного восприятия младшим школьником родного края и осознание его в качестве «дома» (в узком и широком значении), что способствует выработке стратегии поведения, направленной на сохранение среды жизнедеятельности и в ней себя самого.

Приоритетной ценностью содержания учебного курса является понятие «родной край», которое отражает географические, исторические, этнокультурные и национальные особенности региона, в котором происходит жизнедеятельность обучающегося. При этом в качестве ценностных объектов выступают природа, история и культура родного края. На основании этого при отборе содержания учебного курса применён комплексный подход к изучению окружающей действительности, который обуславливает выделение трёх содержательных разделов «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и культура».

Природоведческие вопросы в краеведческом содержании образования – это основа для формирования у младшего школьника экологического сознания.

Существенное место в изучении родного края занимает его история. Школьникам необходимо иметь чёткое представление о важнейших событиях прошлого Коми края, исторических личностях, предопределивших его развитие. В достаточном многообразии и полноте отразить общественно – исторические вопросы помогает материал, который включает в себя сведения о местных достопримечательностях и исторических памятниках Республики Коми.

Обязательной частью содержания учебного курса выступает культуроведческий компонент. Учебный курс разработан с учетом важности нравственного формирования личности школьника, которое может происходить только в процессе активной интерпретации и реконструкции накопленного предшествующими поколениями социального опыта, существующего в виде образцов, где воплощены продукты созидательной деятельности человека во всех областях народной культуры.















Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Край, в котором я живу»

Результатом освоения содержания программы являются природоведческие, обществоведческие, исторические, этнографические знания учащегося, а также видение младшими школьниками картины мира и её важнейших взаимосвязей, отражённое в следующем:

  • малая родина – место,где родился;

  • родной край – место, где живёшь – Республика Коми;

  • большая родина – Россия.

Личностные результаты:

  • осознание себя жителем Республики Коми и России, чувство ответственности за сохранение окружающего мира;

  • осознание своей этнической и культурной принадлежности, чувство любви к своей стране и малой родине, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в её делах и событиях;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • уважение к истории и культуре родного края на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

  • принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной и творческой деятельности и понимание образования как личностной ценности;

  • овладение компетенциями, обеспечивающими эффективное и безопасное поведение в условиях повседневной жизни;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

  • овладением способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную, направленную на познание закономерности мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе и др.);

  • активное использование речевых средств, знаково – символических средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • способность работать с объектами и явлениями окружающего мира, создавать их модели;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации.

Предметные результаты:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, характерных для этнокультурной действительности Республики Коми;

  • усвоение первоначальных сведений об особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности Республики Коми;

  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, овладение элементарными правилами поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • понимание роли и значения родного края в природе и историко – культурном наследии России, в её современной жизни, знание примеров национальных свершений, открытий, побед;

  • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем малой родины, в истории и культуре Республики Коми;

  • умение ориентироваться в важнейших для региона и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы.









Содержание учебного курса «Край, в котором я живу»

Раздел «Человек и культура»

1.Календарь – как способ общения человека с природой. Коми промысловый календарь - явление традиционной коми культуры. Символы животных и периоды времени года. Связь с особенностями образа жизни и промыслов коми.

2.Традиционные занятия коми. Охотничий промысел коми – зырян. Путик. Вőр керка. Рыболовство, способы лова рыбы. Рыбник – традиционная коми выпечка. Оленеводство, образ жизни оленеводов. Собирательство как одна из форм хозяйственной жизнедеятельности коми. «Тихая» охота. Традиционные коми блюда из грибов и ягод. Правила поведения промысловиков (охотников, рыбаков, грибников) в лесу (тундре, тайге) и на воде.

3.Традиционные средства передвижения коми народа. Водный транспорт: осиновые лодки «пипу пыж», лодки – дощанки, плоты «пур». Наземный транспорт: волокуши - «вуж додь», сани «корадодь». Нарты – традиционное зимнее средство передвижения коми – ижемцев. Охотничьи лыжи – лямпы. Традиционные и современные средства передвижения северян.

4. Традиционные жилые постройки коми. Особенности домов северного типа. Хозяйственные постройки: амбар, овин, гумно, ледник, дровяник, баня.

5.Орнамент как отражение взаимосвязи человека и природы. Символическое значение коми народных орнаментов: пила пиль - зубья пилы, сюр сер – рог, кор сюр –олений рог, коз сер - ёлочный узор, дзоридз – цветок и др.

6. Традиционные ремёсла. Художественная обработка дерева и бересты. Традиционные центры росписи и резьбы: верхневычегодская, удорская графическая роспись.

7.Традиционная коми одежда. Женская одежда: шабур, сарафан, кофта, свитки, коты. Праздничная женская одежда. Мужская одежда: рубаха, сапоги, картуз и фуражка. Одежда охотника. Зимняя одежда коми – зырян: совик, малица, лепты, пимы, шапка. Особенность изготовления одежды. Украшение одежды.

8. Коми народные музыкальные инструменты: сигудőк, чипсан, брунган.

9.Человек как носитель традиционной культуры. Традиционная культура как отражение национальных особенностей. Национальная принадлежность.

10.Памятники и памятные места своего населённого пункта. Памятник – архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь выдающейся личности или исторического события. Памятник как отражение прошлого. Памятник «Вечная слава» (г.Сыктывкар, ул.Коммунистическая) – мемориал воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Подвиги земляков – участников Великой Отечественной войны.

11.Культурное и историческое наследие. Наследие как «след», оставленный предыдущими поколениями. Перечень памятников историко – культурного наследия Республики Коми. «Бызовская» стоянка (Печорский район, правый берег р.Печоры, на берегу Бызовой курьи) как памятник историко – культурного наследия Республики Коми.

12. Религия в жизни древних коми. Сотворение мира в поверье коми – зырян. Ен и Омőль. Мифы о духах коми – зырян: Орт, Олыся, Выкуль, Вőрса и Гажтőм. Олицетворение природы. Священные животные. Культ медведя и лося в мифах коми.

13.Стефан Пермский. Основатель Усть – Выми, миссионер. Древнепермская азбука – анбур. Зырянская Троица – уникальный памятник культуры коми народа. Коми народ – первый нерусский народ, вошедший в состав Московской Руси. Вклад Стефана Пермского в русское духовное возрождение XIV века.

14. Музей – «хранитель времени». Музей – учреждение культуры. Роль музея в жизни человека и общества. Разнообразие музеев в Республике Коми. Национальный музей Республики Коми. Постоянные экспозиции: отдел истории, отдел этнографии, отдел природы.

15. Финно – угорские народы. Понятие родственные народы. Современные финно – угорские государства и регионы. Образ птицы Стерх в культуре северных финно – угорских народов. Однокоренные слова в современных финно – угорских языках как доказательства их родства и общности происхождения.

16. Памятники нематериального культурного наследия Республики Коми. «Усть – Цилемская горка». Традиционные костюмы праздничного действа. Народные гуляния. Символика праздника. Традиционный Ижемский праздник «Луд». Прославление природы.


Раздел «Человек и природа»

1. Малая родина. Что изучает наука краеведение. Понятия «рода» и «родина». Малая родина – место, где родился. Родной край – место, где живёшь. Страна – большая родина.

2.Земная поверхность Республики Коми. Равнины: Мезенско – Вычегодская, Печорская равнины, Тиманский кряж. Уральские горы. Самая высокая вершина Урала – гора Народная.

3. Климатические особенности Республики Коми. Времена года и климатические особенности Республики Коми. Продолжительная зима. Короткое лето. Климат южных районов РК. Климат Приполярья. Климат Заполярья. Коми народные погодные предсказания и приметы.

4.Реки Республики Коми. Печора – самая большая река, протекающая на территории Республики Коми. Река Уса, Вычегда, Мезень: характер реки, место протекания. Обитатели водоёмов Республики Коми. Промысловые виды рыб: сёмга, хариус, омуль, чир, нельма, стерлядь, язь и др. Правила поведения на воде.

5. Растения и животные Республики Коми. Растительный мир тундры: карликовая берёза, карликовая ива, морошка, клюква, пушица. Особенности растительного мира тайги и леса. Приспособление животных к природным условиям севера. Животный мир тайги: заяц – беляк, ондатра, волк, лисица, медведь, куница, соболь, росомаха, лось, глухарь и др. Животный мир тундры: северный олень, белая куропатка, песец, полярная лисица, полярная сова и т.д. Правила поведения в лесу, тайге, тундре.

6. Красная книга Республики Коми. Примеры отрицательного воздействия человека на мир растений и животных в Республике Коми. Исчезающие и редкие растения и животные, внесённые в Красную книгу Республики Коми.

7.Важнейшие полезные ископаемые Республики Коми. Нефть. Газ. Уголь. Свойства, способы добычи, использование. Условные обозначения на карте.

8. Природные зоны Республики Коми. Местоположение зон тундры, лесотундры и тайги на территории Республики Коми. Особенности хозяйственной деятельности людей, проживающих в условиях разных природных зон. Природоведческая экскурсия.

9. Лес – природное богатство Республики Коми. Значение лесного хозяйства в жизни региона. Охрана леса. Заказники. Заповедники.

10.Памятники природы Республики Коми и России. Понятие памятника природы. Национальный парк «Югыд Ва». Печоро – Илычский государственный природный биосферный заповедник. Маньпупунёр – памятник природы.

11.Республика Коми на географической карте России. Северо – Западный регион. Регионы - «соседи» на карте Российской Федерации.


Раздел «Человек и общество»

1. История населённого пункта. Названия улиц, достопримечательности. История школы. Знаменитые выпускники.

2.Государственные символы Республики Коми. Герб, флаг, гимн. Смысловое значение флага. Семантика цветов: белого, зелёного, синего. Сравнение и сопоставление государственных символов Российской Федерации и Республики Коми. Текст гимна Республики Коми.

3.Республика Коми – многонациональный регион. Народы, проживающие на территории Республики Коми. Государственные языки Республики Коми: коми и русский.

4. Сельские поселения и города. Характерные особенности сельских и городских поселений Республики Коми.

5. Усть – Вымь – средневековый город. Усть –Вымь – центр политической, экономической, культурной, духовной жизни Перми Вычегодской.

6. Участие коми в заселении Сибири в XVI-XVII вв. Коми в дружине Ермака. Участие коми в заселении Западной Сибири и основании сибирских городов в XVI в.: Тобольск, Тюмень, Берёзов, Обдорск. Основание Мангазеи. Походы Фёдора Чукичева и Дмитрия Зыряна и их роль в освоении Восточной Сибири и Дальнего Востока.

7. Город Усть – Сысольск. 1780 год – появление на карте Российской Империи города Усть – Сысольск. Герб города Усть – Сысольска. Городское самоуправление. Застройка и внешний вид города. Храмы Усть – Сысольска. Покровская и Спасская церковь – образец устюжской школы архитектуры. Усть – Сысольск – Сыктывкар – «перекрёсток эпох».

8.Ульяновский монастырь. Роль церкви и духовенства в жизни коми народа. Церковно – приходские школы. Строительство Ульяновского Троице – Стефановского мужского монастыря. Этапы постройки. Хозяйственная жизнь монастыря. Ульяновский монастырь – центр духовного просвещения коми народа.

9. Георгиевская ярмарка. Торговля в Коми крае в XIX веке. Ярмарки, торжки и торговые заведения.

10.Человек и труд. Значение труда в жизни человека. Труд в русских и коми пословицах.

11. Основание Серёговских соляных промыслов в XVII в. Строгановы. Серёговский солеваренный завод как памятник историко – культурного наследия Республики Коми федерального значения.

12.Основание и развитие Нювчимского, Нючпасского и Кажимского железоделательных и чугунолитейных заводов. Особенности производства. Труд промышленников. Быт заводского рабочего. Кыжимский чугунолитейный завод (Койгородский район, пос. Кыжим) как памятник историко – культурного наследия Республики Коми федерального значения.

13. Установление советской власти в Коми крае. Причины и последствия Октябрьской революции 1917 г. Переход власти в руки Советов в Усть Сысольском, Яренском и Печорском уездах. Последствия гражданской войны в Коми крае. Герои и жертвы гражданской войны. Домна Каликова – героиня коми народа. Создание Коми Автономной области 22 августа 1921 г. Александринская женская гимназия (г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д.15) как памятник историко – культурного наследия Республики Коми федерального значения.

14. Коми АССР в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. Участие жителей Коми края в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны. Массовый призыв воинов из Коми АССР на Карельский, Калининский фронты. Боевой путь 28 Невельской Краснознамённой дивизии. Трудовой героизм тружеников тыла. «Дети войны».

15. Развитие промышленности в Коми АССР во второй половине 1940- 1980 годов. Строительство городов, заводов, дорог.

16. Угледобывающая промышленность. Воркута и Инта – центры угольной промышленности Республики Коми. Особенности добычи угля. Специфика труда шахтёров.

17. Нефтяная промышленность. Ухта – нефтяная столица Европейского Севера. Нефтепроизводство – основные особенности. Продукция, изготавливаемая из нефти. Специфика труда нефтяников. Первая нефтескважина в России (г.Ухта, в районе р.п. Водный, на левом берегу реки Ухты, при впадении в неё Нефтьель) как памятник историко – культурного наследия Республики Коми федерального значения.

18. Газодобывающая промышленность. Районы добычи. Значение, способы добычи голубого топлива. Газопровод «Сияние севера». Специфика работы газовиков.

19. Лесозаготовительная промышленность. Развитие лесозаготовок. «Удорская Болгария». Создание Сыктывкарского лесопромышленного комплекса. Всесоюзная стройка.

20. Развитие спорта в Республике Коми. Спорт в жизни человека. Лыжные гонки – национальный вид спорта. Знаменитые спортсмены – лыжники Республики Коми: Р.П.Сметанина, Н.С.Бажуков, В.В.Рочев. Спартакиада народов Севера «Заполярные игры».

21.Сельское хозяйство. Тепличное и полевое растениеводство. Труд растениеводов. Животноводство. Сельскохозяйственные животные: млекопитающие и птицы. Содержание и разведение животных. Специфика труда животноводов.

23.Территориальное деление Республики Коми. Административная карта Республики Коми. Города: Воркута, Инта, Усинск, Печора, Ухта, Сосногорск, Вуктыл, Сыктывкар. Районы: Усть – Цилемский, Ижемский, Удорский, Княжпогостский, Усть – Вымский, Сыктывдинский, Корткеросский, Усть – Куломский, Троицко – Печорский, Сысольский, Прилузский, Койгородский. Месторасположение на карте Республики Коми; географические особенности; история возникновения родного города, герб города, экономическое развитие, культурная жизнь, достопримечательности, национальные традиции и особенности.

24.Правительство Республики Коми. Глава Республики – высшее должностное лицо и руководитель. Правительство Республики Коми. Кабинет министров. Ответственность правительства перед народом.

25.Сыктывкар – столица Республики Коми. Сыктывкар – политический, экономический, культурный центр республики.








Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса

Для реализации целей настоящей программы курса «Край, в котором я живу» необходимо иметь следующие материалы:

  1. Рабочая программа

  2. Печатная продукция

Раздел «Человек и природа»

  1. В дебрях Севера.- Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1999.

  2. Географический атлас Республики Коми.- Москва – Сыктывкар, 1977.

  3. Гунн Г.П. Печора – золотые берега.- М., « Мысль» 1972.

  4. Денисов В.Г. Охраняемые растения Республики Коми: иллюстративный материал. – Сыктывкар, 1997.

  5. Дыхание Пармы/ сост. В.А.Латышева.- Сыктывкар: Коми кн.изд-во, 1991.

  6. Живая вода: рассказы, стихи, очерки о родной природе: в 3-х кн.- Сыктывкар, 1990.

  7. Коданёв И.В. Родные места: Рассказы.- Сыктывкар: Коми кн.изд-во, 1988.

  8. Коми народные приметы/ сост. В.М.Кудряшева.- Сыктывкар:Коми кн.изд-во, 1993.

  9. Котелина Н.С. Дары тайги.- Сыктывкар, 1974.

  10. Котелина Н.С., Мартыненко В.А. Целебные растения Севера. – Сыктывкар: Коми кн.изд-во, 1988.

  11. Красная книга Республики Коми/ КНЦ УрО Ран.; Ин-т биологии; ред. А.И. Таскаев.- Сыктывкар, 2009.

  12. Нам и внукам: охраняемые природные территории Коми АССР.- Сыктывкар, 1988.

  13. Немшилова Э.Я. В дебрях Севера.- Сыктывкар, 1983.

  14. Родники пармы.- Сыктывкар: Коми кн.изд-во, 1989.

  15. Сенин В.Т. За северным сиянием.- Л.: Лениздат, 1981.

  16. Фишман М.В. Полезные ископаемые Республики Коми. Камни, приносящие счастье.-

2-е изд.испр. и доп.- Сыктывкар: Коми кн.изд-во, 1993.

Раздел «Человек и общество»

  1. Бондаренко О.Е. Рассказы по истории Коми края. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2010.

  2. Габова Е.В., Макаренко Н.Д. Дети древней земли. – Повесть.- Сыктывкар: ООО «Кола», 2008.

  3. Где ты живёшь: Населённые пункты Республики Коми. Историко – демографический справочник.- Сыктывкар: Коми кн.изд-во, 2000.

  4. Жеребцов И.Л., Столповский П.М. Рассказы для детей об истории Коми края.- Сыктывкар: Коми кн.изд-во, 2005.

  5. Журавлёв С.В. Повесть о Стефане Пермском, первом учителе зырян. -Сыктывкар: Коми кн.изд-во, 1996.

  6. Некрасов А.И. Родина моя – задушевная песня. -Сыктывкар: «Полиграф – Сервис», 2005.

  7. Тимин В.В. Мальчик из Перми Вычегодской: Историческая повесть для детей. Перевод с коми Е. Габовой.- Сыктывкар: Коми кн.изд-во, 2001.

  8. Жеребцов И.Л., Савельева А.Ф., Сметанин А.Ф.. История Республики Коми. Научно – популярные очерки.- Сыктывкар: Коми кн.изд-во, 1996.

  9. История Коми с древнейших времён до конца ХХ века.- Т1-2.- Сыктывкар: Коми кн.изд-во, 2004.

  10. Рогачёв М.Б. Столица зырянского края: очерки истории Усть – Сысольска конца 18 начала 20 веков.- Сыктывкар: Коми кн.изд-во, 2006.

  11. Сивкова А.Н. Дым Отечества. 1996- 1997 годы.- Сыктывкар, ООО «Кола», 2006.


Раздел «Человек и культура»

  1. Коми пословицы и поговорки/ сост.Ф.Плесовский.- 2-е изд.- Сыктывкар, 1988.

  2. Солнцеликие братья: коми народные сказки в литературном изложении на русском языке Петра Столповского. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2007.

  3. Бондаренко О.Е. Из жизни коми – зырян (по материалам российских журналов второй половины 19- начала 20 веков).- Сыктывкар: ООО «Анбур», 2007.

  4. Зырянский мир. Очерки о традиционной культуре коми народа.- Издание второе, испр. И доп./ сост. Н.Д. Конаков.- Сыктывкар: Коми кн.изд-во, 2004.

  5. Коми – зыряне. Историко - этнографический справочник/ сост. Н.Д. Конаков.- Сыктывкар: Коми кн.изд-во, 1993.

  6. Конаков Н.Д. Традиционная культура народа коми. Этнографический очерк.- Сыктывкар, 1994.

  7. Мифология коми/ Н.Д. Конаков, А.В.Власов, И.В. Ильина и др.; науч.ред. В.В.Напольских.- М.: Издательство ДИК, 1999.

  8. Му пуксьőм- Сотворение мира/ авт.- сост.П.Ф.Лимеров.- Сыктывкар: Коми кн.изд-во, 2005.

  9. Памятники Отечества: Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, №36, 1996.

  10. Филиппова В. В. Фольклор народа коми: Хрестоматия.- Сыктывкар,2007.


Источники информации

  1. Конституция Республики Коми.- Сыктывкар, 2003.

  2. Государственные символы Республики Коми.

  3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми [Электронный ресурс].

URL: http://komi.gks.ru

  1. Финно – угорский культурный центр Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www/finnougoria.ru

  2. Информационный портал Республики Коми. [Электронный ресурс]. URL:http://www.komipress.ru

Виртуальный Визит – центр ГБУ РК «Республиканский центр обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования».

[Электронный ресурс]. URL: http://www.nbrkomi.ru/Iokal_lore/

  1. Официальный сайт Постоянного представительства Республики Коми при Президенте Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://pp.rkomi.ru/page/8181

Национальная библиотека Республики Коми URL:http://www.nbrkomi.ru/Iokal_lore/

Технические средства обучения

  1. Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

  2. Экспозиционный экран.

  3. Аудиопроигрыватель.

  4. Мультимедийный проектор.

  5. Электронные носители.

Экранно – звуковые пособия

  1. Видеофильмы в соответствии с содержанием обучения.

  2. Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения.

Учебно – практическое и учебное – лабораторное оборудование

  1. Компас.

Натуральные объекты

1.Коллекции полезных ископаемых.

  1. Коллекции плодов и семян растений.

  2. Гербарии.

  3. Живые объекты (растения).

Оборудование класса

  1. Ученические столы.

  2. Стол учительский с тумбой.

  3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.















































Планируемые результаты освоения учебного курса

к концу 1-го года обучения (2 класс)

В результате изучения раздела «Человек и культура» учащиеся научатся:

  • называть и выделять три составные части окружающего мира, которыми являются природа, культура и люди;

  • определять значение понятия «традиционная культура»;

  • называть традиционные виды промыслов народа Коми;

  • приводить примеры безопасного поведения на охоте, на рыбалке, при сборе грибов и ягод;

  • перечислять традиционные средства передвижения коми народа;

  • распознавать наиболее распространённые виды жилых построек коми народа;

  • называть наиболее распространённые традиционные ремёсла коми народа;

  • устанавливать связь культуры и деятельности человека;

  • узнавать традиционные музыкальные инструменты народа коми по определённым признакам;

  • определять основные особенности традиционной одежды коми – зырян;

  • определять особую значимость традиционной культуры как связи поколений.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать значимость традиционной культуры в жизни человека и его семьи.

В результате изучения раздела «Человек и природа» учащиеся научатся:

  • сравнивать и различать формы земной поверхности Республики Коми;

  • характеризовать формы земной поверхности и водоёмы своей местности;

  • наблюдать явления природы в разное время года и описывать их;

  • находить на физической карте Республики Коми изученные водоёмы;

  • сравнивать и различать особенности растительного мира тундры и тайги;

  • сравнивать и различать особенности животного мира тундры и тайги;

  • характеризовать природные сообщества своей местности;

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасности на воде, в лесу;

  • определять характер взаимоотношений человека с природой.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;

  • выполнять правила безопасного поведения в природе;

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (интернет, детские энциклопедии), готовить доклады и обсуждать полученные сведения.

В результате изучения раздела «Человек и общество» учащиеся научатся:

  • знакомиться во время экскурсии с историей своего населённого пункта;

  • описывать достопримечательности своего населённого пункта;

  • рассказывать о государственных символах Республики Коми (значимость государственной символики; основные изображения Государственного герба Республики Коми; последовательность расположения цветовых полос и цвета флага);

  • понимать этническое разнообразие Республики Коми, приводить примеры применения государственных коми и русского языков на территории Республики Коми;

  • описывать свой населённый пункт как сельское поселение или город;

  • сравнивать город и село;

  • рассказывать о памятниках своего населённого пункта, посвящённых ВОВ, о подвигах земляков – её участников.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • рассказывать о результатах экскурсии по городу, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры;

  • осознавать ценность этнического богатства Республики Коми;

  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории.

Планируемые результаты освоения учебного курса

к концу 2-го года обучения (3 класс)

В результате изучения раздела «Человек и природа» учащиеся научатся:

  • находить на физической карте Республики Коми объекты и их названия;

  • определять объекты (свой населённый пункт, виды полезных ископаемых) на географической карте с помощью условных знаков;

  • различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в Республике Коми;

  • осознавать значение природных богатств Республики Коми в хозяйственной деятельности её жителей, необходимость бережного отношения к природным богатствам;

  • описывать памятник природы своего населённого пункта, района.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам природы.

В результате изучения раздела «Человек и культура» учащиеся научатся:

  • описывать памятник историко – культурного наследия своего населённого пункта, района;

  • рассказывать об особенностях традиционного представления мира коми - зырян;

  • называть и описывать наиболее известные памятники истории и культуры Коми края;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать ценность материального историко – культурного наследия Коми края.

В результате изучения раздела «Человек и общество» учащиеся научатся:

  • характеризовать образ жизни людей, проживающих на территории Коми края в разные исторические периоды;

  • соотносить исторические события с датами на примере истории Коми края и Коми народа;

  • находить место изученного события на «ленте времени»;

  • описывать наиболее важные события в истории Коми края, а также события, связанные с яркими историческими личностями;

  • находить дополнительные источники информации об исторических событиях и личностях Коми края;

  • понимать роль коми народа в истории России, рассказывать о национальных свершениях, победах, вызывающих чувство гордости за родной край;

  • описывать облик столицы Коми края в разные исторические периоды, узнавать его достопримечательности и памятники.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между историческими событиями, происходившими на территории России и Коми края.

Планируемые результаты освоения учебного курса

к концу 3-го года обучения (4 класс)


В результате изучения раздела «Человек и природа» учащиеся научатся:

  • находить на физической карте России Республику Коми, её столицу, регионы – «соседи» Республики Коми;

  • осознавать значение лесного богатства Республики Коми в хозяйственной жизни региона и страны;

  • приводить примеры использования древесины в Республике Коми;

  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам природы.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять свою жизнедеятельность в соответствии с нормами природоохранного, нерасточительного поведения.

В результате изучения раздела «Человек и общество» учащиеся научатся:

  • понимать роль и значение труда в жизни человека;

  • соотносить исторические события, происходившие на территории Коми края, с историческими событиями, происходившими в стране;

  • находить место изученного события на «ленте времени»;

  • называть и описывать изученные памятники историко – культурного наследия Республики Коми федерального значения;

  • характеризовать образ жизни заводского рабочего в разные исторические периоды;

  • находить в дополнительных источниках информацию о боевых и трудовых подвигах жителей Коми края в годы Великой Отечественной войны;

  • описывать особенности разных видов промышленности и сельского хозяйства;

  • рассказывать об особенностях труда людей, работающих на различных видах производства;

  • различать отрасли промышленности, представленные в экономике Республики Коми;

  • находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

  • осознавать роль спорта в жизни человека;

  • рассказывать о своём городе или районе по плану;

  • называть имя действующего Главы Республики Коми и его полномочия;

  • рассказывать о Сыктывкаре как о политическом, экономическом и культурном центре Республики Коми.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать роль профессиональной, трудовой деятельности в жизни человека и судьбе семьи;

  • рассказывать об изученном событии на основе архивных документов, исторических свидетельств;

  • характеризовать основные политические особенности современной Республики Коми.

В результате изучения раздела «Человек и культура» учащиеся научатся:

  • понимать особую значимость в развитии человека таких просветительских учреждений, как музеи;

  • определять значение понятия «родственные народы» на примере коми и финно – угорских народов;

  • приводить примеры и доказательства родства финно-угорских народов;

  • называть изученные памятники нематериального культурного наследия Республики Коми;

  • рассказывать о традиционных праздниках в Республике Коми, объяснять их значение.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать ценность нематериального культурного наследия Республики Коми.