РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ЗА ПРЕДЕЛАМИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ»
Пояснительная записка
Данная программа составлена для проведения факультативных занятий по английскому языку для учащихся 9-х классов и рассчитана на 34 часа (1 учебный час в неделю).
Программа составлена на основе ФГОС и направлена на усовершенствование лексико-грамматической стороны речевой компетентности учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Особое внимание уделяется прикладной стороне внедрения лексико-грамматического материала, которое проходит в тесной связи с развитием основных видов коммуникации: устной (монологической, диалогической, описательной и т.п.) и письменной (повествовательной, описательной, письма-суждения и рассуждения и т.п.). В программе соблюдается четкий баланс устных и письменных упражнений для развития основных лексико грамматических навыков.
Программа призвана углубить знания школьников по всем видам речевой деятельности.
Актуальность программы заключается в том, что учащиеся нуждаются не только в более глубоких знаниях по предмету, но и в приобретении навыков по выполнению заданий повышенной сложности.
Основная цель изучения иностранных языков в школе ― формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Целью данного курса является совершенствование языковой и коммуникативной компетенций учащихся и формирование у них навыка правильного употребления лексико-грамматических структур английского языка в различных видах речевой деятельности за счет предоставления дополнительных знаний по английскому языку, а также формирование умений и навыков, связанных с выполнением заданий повышенной трудности.
Иноязычная коммуникативная компетенция предусматривает развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, понимании воспринимаемого на слух (аудировании), чтении и письме. Предметное содержание речи определяется на основе сфер общения (социально-бытовой, социально-культурной, учебно-трудовой), ситуаций общения и выделенной на их основе тематики общения. Таким образом, компонентами содержания обучения являются:
коммуникативные умения в названных видах речевой деятельности;
языковые знания и навыки;
социокультурные знания и навыки;
учебно-познавательные и компенсаторные умения (общеучебные умения и специальные/предметные умения).
В процессе изучения факультативного курса «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ЗА ПРЕДЕЛАМИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ» реализуются следующие задачи:
1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы; формирование умений представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
2. Развитие и воспитание у школьников понимания важности иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации социальной адаптации;
создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, к изучению второго/ третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях;
создание основы для выбора иностранного языка как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Предметные, метапредметные и личностные результаты
Предметные результаты:
Начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета;
Расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, формулируя свое мнение, просьбу, а также уметь отвечать на предложение собеседника согласием или отказом, используя соответствующий лексико-грамматический материал;
Сообщать краткие сведения о своем городе, о своей стране и странах изучаемого языка;
Применять правила написания и произношения слов, изученных в основной школе; соблюдать правила ударения в словах и фразах;
Использовать предложения различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное);
Распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
Знать основные способы словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
Понимать и использовать явления многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
Знать и употреблять в устной и письменной речи морфологические формы и синтаксические конструкции английского языка;
уметь употреблять в речи видо-временные формы глаголов, модальные глаголы и их эквиваленты, артикли, существительные, степени сравнения прилагательных и наречий, местоимения, числительные, предлоги;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений и употреблять обороты речи, скрытые образным сближением слов;
Метапредметные результаты:
Познакомить учеников с социолингвистическими аспектами формирования тех или иных структур письменной речи в английском языке (прежде всего, написание письма);
Развить навыки быстрой письменной и устной коммуникации в условиях международного информационного пространства путем ознакомления с основными устойчивыми словосочетаниями, употребляемыми в устной и письменной речи;
Развить умения планировать свое речевое и неречевое поведение
Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
Развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
Умение устанавливать причинно-следственные связи;
Умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы.
Личностные результаты:
Формировать осознание важности изучения английского языка как средства общения и познания современного мира;
Воспитывать у учащихся потребность изучения английского языка как средства самореализации и социальной адаптации в поликультурном и полиэтническом мире в условиях глобализации;
Воспитывать гражданские и патриотические чувства, развивая национальное самосознание и стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ;
Формировать толерантное отношение к проявлению иной культуры, осознавая значение своей собственной культуры;
Развивать стремление к овладению основами мировой культуры, используя знания английского языка;
Формировать ценности здорового и безопасного образа жизни; обучать правилам индивидуального и коллективного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
Формировать основы экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Содержание курса
Содержание программы спецкурса «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ЗА ПРЕДЕЛАМИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ» направлено на развитие познавательных способностей и удовлетворение интересов учащихся, связанных с современными требованиями языковой подготовки, а также с их коммуникативными потребностями. Программа расширяет базовые знания учащихся и углубляет их по следующим речевым ситуациям:
1. (Межличностные) взаимоотношения в семье.
2. (Межличностные) взаимоотношения с друзьями и в школе.
3. Досуг и увлечения (спорт; музыка; чтение; посещение театра, кинотеатра,
дискотеки, кафе). Молодёжная мода.
4. Покупки. Карманные деньги.
5. Переписка.
6. Школьная жизнь. Изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы.
Школьные обмены.
7. Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка.
8. Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Их географическое положение, климат, население, города и сёла, достопримечательности.
9. Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Их культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи).
10. Выдающиеся люди родной страны и стран изучаемого языка, их вклад в науку и мировую культуру.
11. Путешествие по странам изучаемого языка и по России.
12. Технический прогресс.
13. Глобальные проблемы современности.
14. Средства массовой информации (пресса, телевидение, радио, Интернет).
15. Природа и проблемы экологии. Здоровый образ жизни.
Обучение происходит по 5 направлениям:
1. Обучение выполнению лексико-грамматических заданий (грамматические и лексические задания на преобразование слов с целью грамматического и лексического соответствия).
2. Обучение чтению (чтение текстов на базовом и повышенном уровне с установлением соответствий).
3. Обучение аудированию (аудирование текстов на базовом и повышенном уровне с установлением соответствий).
4. Обучение устной речи (ситуации с раскрытием предложенных опций, аргументированные ответы, средства логической связи, конкретные высказывания, соответствующие содержанию опций).
5. Обучение письму (письма/электронные письма личного характера).
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата |
1. | Стратегии выполнения заданий по аудированию. | |
2. | Выполнение заданий на понимание на слух основного содержания. | |
3. | Выполнение заданий на извлечение запрашиваемой информации. | |
4. | Выполнение заданий на полное понимание прослушанного. | |
5. | Выполнение теста по аудированию. | |
6. | Стратегии выполнения заданий по чтению. | |
7. | Выполнение заданий на понимание основного содержания прочитанного. | |
8. | Выполнение заданий на понимание структурно- смысловых связей. | |
9. | Выполнение заданий на полное понимание прочитанного. | |
10. | Выполнение теста по чтению. | |
11. | Стратегии выполнения лексико-грамматических заданий. | |
12. | Личные и неличные формы глагола, видовременные формы глагола. | |
13. | Страдательный залог. | |
14. | Степени сравнения прилагательных и наречий. | |
15. | Множественное число существительных. | |
16. | Порядковые числительные. | |
17. | Выполнение теста по грамматике. | |
18. | Стратегии выполнения заданий на словообразование.. | |
19. | Основные способы словообразования. | |
20. | Выполнение теста по словообразованию. | |
21. | Многозначность лексических единиц. Синонимы. Антонимы. Лексическая сочетаемость. | |
22. | Способы управления в предложении (предлоги), способы сочинения и подчинения (союзы). | |
23. | Выполнение теста по лексической сочетаемости. | |
24. | Выполнение лексико-грамматического теста. | |
25. | Стратегии написания письма личного характера. | |
26. | Характерные черты личного письма, фразы и выражения, рекомендуемые при написании различных писем личного характера. | |
27. | Написание письма личного характера. | |
28. | Стратегии формирования компенсаторных умений в устном речевом общении. | |
29. | Стратегии выполнения заданий по говорению. Речевые клише. | |
30. | Практикум по чтению вслух небольшого текста научно-популярного характера. | |
31. | Практикум по участие в условном диалоге-расспросе. | |
32. | Стратегии составления монологического высказывания. | |
33. | Практикум по составлению монологического высказывания. | |
34. | Тест в формате ОГЭ. | |
11