Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Шаитлинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено «Утверждаю»
на методическом
объединении
Руководитель МО Директор МКОУ «ШСОШ»
___________/____________ ___________/____________
Протокол № ____ от (приказ № ____ от ________)
«___» _______ 20____ г.
Рабочая программа
факультативного курса по русскому языку
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
для 9ласса
Разработчик: Алиев Муртазали Абдулвагабович,
учитель русского языка и литературы
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» составлена на основе ОП МКОУ «Шауринская СОШ», с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 лассов. – М.: Мнемозина, 2014.
Преподавание факультативного курса в 2017-2018 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Образовательная программа МКОУ «Шауринская СОШ», утвержденная педагогическим советом №1 от 31.08.2017 г.;
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 г. №1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 г. № 38, приказом Минобрнауки России от 21 апреля 2016 г. №459, приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2016 г. №1677, приказом Минобрнауки России от 8 июня 2017 г. №535, приказом Минобрнауки России от 20 июня 2017 г. №581, приказом Минобрнауки России от 5 июля 2017 г. № 629).
Место учебного курса в обучении
Данная программа рассчитана на 34 учебные недели (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные | 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Метапредметные | 1) владение всеми видами речевой деятельности; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне; 3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. |
Предметные | 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. |
Содержание учебного курса
1. Подготовка к написанию изложения (6 ч).
1. Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
3. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.
4. Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
5. Написание изложения.
2. Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (17 ч).
1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 2)
2. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 3)
3. Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ-; Ы, И после приставок. (Задание 4)
4. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5)
5. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. (Задание 6)
6. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 7.)
7. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 8)
8. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 9)
9. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. (Задание 10)
10. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. (Задание 11)
11. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 12)
12. Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 13)
13. Сложные предложения с разными видами связи. (Задание 14)
3. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (7 ч).
1. Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.
2. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
3. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.
4. Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.
5. Корректировка текста.
4. Контроль знаний (4 ч).
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.
Учебно-тематический план:
№ п\п | Наименование разделов | Максимальная нагрузка учащихся | Из них: |
Теоретическое обучение | Практикумы | Уроки контроля |
1 | Подготовка к написанию изложения | 6 | 2 | 2 | 2 |
2 | Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом | 17 | - | 15 | 2 |
3 | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения | 7 | 2 | 3 | 2 |
4 | Контроль знаний | 4 | - | - | 4 |
| Всего: | 34 | 4 | 20 | 10 |
Календарно-тематическое планирование факультатива
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку» в 9 классе
на 2017-2018 учебный год
№п/п | Дата | Название раздела. Тема урока | Кол-во часов |
план | факт. |
1-2 | | | Подготовка к написанию изложения (6 ч). Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. | 2 |
3 | | | Композиция, логическая, грамматическая структура текста | 1 |
4 | | | Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка. | 1 |
5 | | | Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. | 1 |
6 | | | Сжатое изложение. | 1 |
7 | | | Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (17 ч). Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 2) | 1 |
8 | | | Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 3) | 1 |
9 | | | Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ-; Ы, И после приставок. (Задание 4) | 1 |
Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.) |
10 | | | Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. (Задание 6) | 1 |
11 | | | Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 7) | 1 |
12 | | | Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 8) | 1 |
Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 9) |
13 | | | Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. (Задание 10) | 1 |
14-15 | | | Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. (Задание 11) | 2 |
16-17 | | | Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 12) | 2 |
18-19 | | | Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 13) | 2 |
20-21 | | | Сложные предложения с разными видами связи. (Задание 14) | 2 |
22-23 | | | Выполнение заданий 2-13. | 2 |
24 | | | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (7 ч). Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. | 1 |
25 | | | Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. | 1 |
26 | | | Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. | 1 |
27 | | | Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (Задание 15.1) | 1 |
28 | | | Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 15.2) | 1 |
29 | | | Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 15.3) | 1 |
30 | | | Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок. | 1 |
31-34 | | | Контроль знаний (4 ч). Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. | 4 |