СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рабочая программа факультативного курса русскому языку для 9 класса"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практикум по русскому языку для подготовки к успешной сдаче ОГЭ в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа факультативного курса русскому языку для 9 класса"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

(ГБОУ НСО «ОЦО»)


Рассмотрено на МО Утверждено

30.08.2021 (протокол №1) заместитель директора по УВР

Руководитель

___________________ ___________________

Е.Г.Рутц О.С. Вискова


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

9 КЛАСС

2021 -2022 УЧЕБНЫЙ ГОД



Составил:

Рутц Е.Г., учитель

русского языка и литературы







2021 год

п.Тулинский



Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Практикум по русскому языку» для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5–9 классы» под редакцией В.В.Бабайцевой и др. (М.: Дрофа, 2020). Программа рассчитана на  17 часов, 1 час в неделю в одном из полугодий.

Форма экзамена в 9 классе представляет собой важную ступень на пути к ОГЭ. Она ориентирована на проверку у выпускников основной школы сформированности основных компетенций, определенных Государственным стандартом: коммуникативной, языковой, лингвистической.
Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ГИА по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.

Курс «Практикум по русскому языку» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ГИА, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста.

Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

В материалах ГИА по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности. В связи с этим по- прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.

Цель: совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.

  • Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена.

  • Познакомить ребят с процедурой проведения ГИА по русскому языку.

  • Научить выпускников правильному оформлению бланка регистрации. Помочь старшеклассникам подготовиться к ГИА, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.

  • Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.

  • Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.

Планируемые результаты

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

Метапредметные:  самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Предметные:  

  • Знать трудные случаи правописания

  • Понимать их роль в общекультурном развитии человека

  • Объяснять языковое явление

  • Уметь применять  знания при тестировании

  • Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала

  •  Владеть научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

  • Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;

  • определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;

  • работать над расширением словарного запаса;

  • опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;

  •  работать с  заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

  • четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;

  • выполнять различные  типы тестовых заданий;

  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

  • четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;

  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;

  • правильно отмечать в бланке вариант ответа;

  • вносить исправления в бланк экзаменационной работы;

  • сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;

  • определять  синтаксические конструкции.



Основные компоненты содержания курса

В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах.

 

Повторение проводится по основным разделам русского языка:

- лексика;

- морфемика и словообразование;

- орфография и морфология;

- синтаксис;

- пунктуация;

- языковые нормы.

 

 Структура и содержание КИМов.

Государственная итоговая аттестация как форма контроля. Спецификация как документ, перечисляющий особенности экзаменационной работы. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности. Тестовый характер заданий. Демоверсия по русскому языку.

Описание бланков регистрации и ответов участника экзамена. Правила заполнения бланков. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом .

Текст, его строение. Речеведческий анализ текста. Тип и стиль речи. Тема и композиция. Основная мысль исходного текста. Коммуникативно-речевые умения: осмыслить прочитанное, вычленить главное в тексте, сократить текст разными способами, логично и кратко изложить содержание, точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.                        

Выделение микро- и макротемы. Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию. Составляя план, учащиеся должны учитывать тип речипотому что функционально-смысловые типы речи строятся по-разному. 

Приёмы компрессии текста: а) исключения подробностей (например: некоторых членов предложения или предложений, конкретизирующих смысл первого, в котором заключена основная мысль автора, исключение повторов, исключение фрагмента, имеющего менее существенное значение);   б)обобщение однородных явлений (например: замена однородных членов синонимичным выражением, замена предложения или его части указательным местоимением, замена сложноподчинённого предложения простым);  в) сочетание исключения и обобщения ( например: слияние простых предложений в сложное, повествующих об одном и том же, одновременно исключая повторы, однородные члены и разные обособления).

 Аудирование и письмо. Написание чернового варианта переработки информации текста, данного для сжатого изложения с учётом методических требований и комментариев учителя (чтение текста, составление плана и  переработка информации с применением приёмов компрессии).

Повторение фонетики. Буквы и звуки. Звуко-буквенный анализ (звонкие и глухие, мягкие и твёрдые звуки, двойная роль букв е,ё,я,ю.

Повторение орфографии. Правописание гласных в корне: изменяемые и неизменяемые на письме; правописание приставок изменяемых, неизменяемых, пре-//при-; правописание корней с чередованием гласных о-а, е-и, с непроизносимой  согласной. Слитное, дефисное, раздельное написание.

Способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный).        

Повторение морфологии.      

Разграничение самостоятельных и служебных частей речи. Нормы употребления частей речи.

Повторение морфологических признаков существительных, глаголов, прилагательных, причастий и деепричастий.

Правописание личных окончаний глаголов.

Правописание гласных в суффиксах глагольных форм.

Трудные случаи написания Н и НН в различных частях речи.

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

Союзы сочинительные и подчинительные, союзные слова.                        

Лексика и фразеология. 

Анализ текста. Лексическое значение слова. Выразительные средства лексики (слова однозначные и многозначные, в прямом и переносном значении, метафора, метонимия, синекдоха, эпитеты, сравнения, олицетворения). Фразеологизм и его признаки. Замена фразеологических оборотов синонимами.  Нормы сочетаемости.

Работа с текстом. Нахождение изобразительных средств языка в тексте, их толкование.

Контроль знаний. Написание сочинения-рассуждения о роли выразительно-изобразительных средств в тексте. Соблюдение  композиции сочинения-рассуждения:  тезис, аргументы, вывод.

Повторение синтаксиса и пунктуации.

 Словосочетание. Виды подчинительной связи : согласование, управление, примыкание. Синонимичные словосочетания.

Простое предложение, его грамматическая основа.  Способы выраженияподлежащего (существительное, субстантивированное прилагательное и причастие, местоимение, числительное, инфинитив).  Виды сказуемого: простое и составное (составное глагольное и составное именное). Типы предложений: простое (односоставное и двусоставное), простое осложнённое (уточняющие члены предложения, однородные члены, вводные слова и конструкции, обращения,  обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения), сложное (союзные, бессоюзные, с различными видами связи.Виды простого односоставного предложения: назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные.

 Построение предложений с обособленным определением или обособленным обстоятельствомЗнаки препинания при обособлении.

Виды сложного предложения: сложносочиненное, сложноподчинённое, бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, параллельное).

Контроль знаний. Тест в формате ОГЭ

Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему.  Лингвистический анализ текста по заданному вопросу (цитате) с опорой на содержание исходного текста. Умение раскрыть глубину данной фразы и связать её с текстом через толкование. Умение соблюдать композицию сочинения-рассуждения: 1 часть - тезис (цитата, понимание её или небольшой комментарий к ней); 2 часть - аргументы (два примера, взятых из текста, которые доказывают цитату); 3 часть - заключение ( либо обобщение, вывод, либо ответ на вопрос). Работа с текстом и цитатой: 1 шаг - определение ключевых слов в цитате; 2 шаг - толкование слов-ключей, 3шаг - сопоставить цитату с текстом. Комментарий к вступлению и иллюстрирование примеров-доказательств к цитате в основной части сочинения-рассуждения. Работа над абзацем.  Прямая и косвенная речь, умение сокращать цитирование.

Контроль знаний. Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ







Тематическое планирование

 

п/п

Тема занятия

Виды деятельности

Количество часов

1.




Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2021.


- Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

- Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.







1








2.


Сжатое изложение. Что такое микротема.


- Работа с текстом, создание текста. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Задание 1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.





1






3.

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста.

- Работа с текстом, создание текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.





1

4.

Понимание смысла текста.

Выразительно-изобразительные языковые средства. 

Повторение орфограмм. Работа с тестом, заполнение бланков




1


5.

Основные орфографические правила правописания приставок.

Правописание Н и НН в разных частях речи.

Повторение орфограмм. Работа с тестом, заполнение бланков




1




6.

Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Стилистическая принадлежность слов. Лексика и фразеология.

Повторение орфограмм. Работа с тестом, заполнение бланков






1




7.

Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании.

Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения.

Повторение синтаксиса. Работа с тестом, заполнение бланков






1




8.



Простое осложненное предложение. Знаки препинания  при обособленных членах предложения.

Знаки препинания  в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложениями.


Знаки препинания  при обособленных членах предложения. Знаки препинания  в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложениями. Работа с тестом, заполнение бланков

 







1

9.

Сложное предложение  


Умение определять количество грамматических основ). Работа с тестом, заполнение бланков



1

10.

Типы сложных предложений.

Работа с тестом, заполнение бланков



1

11.

Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.  

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.  Работа с тестом, заполнение бланков






1

12.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему


Составление  плана, работа с тезисом, подбор аргументов



1

13-14.

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по тексту. 

Составление  плана, работа с тезисом, подбор аргументов



1

15-16.

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.  

Составление  плана, работа с тезисом, подбор аргументов



1

17.

Итоговое занятие

Выполнение одного варианта ОГЭ


1



Список рекомендуемой учебно-методической литературы


1. Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2021. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2021 год.

2. Г. Т. Егораева. Русский язык. ОГЭ– 2021. 9 класс. Москва, «Экзамен», 2021 год.

3. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2021 год

4. Т. Ю. Угроватова Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2020 год.

5. И.П.Цыбулько , Л.С. Степанова ОГЭ-2017: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель

6. В.П. Сычева Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»

7. С.Ю. Иванова ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»

8. С.И.,Львова , Т.И. Замураева. ОГЭ - 2020: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».

9. Г.Т. Егораева Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»

10. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!