ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
(ГБОУ НСО «ОЦО»)
Рассмотрено на МО Утверждено
30.08.2021 (протокол №1) заместитель директора по УВР
Руководитель
___________________ ___________________
Е.Г.Рутц О.С. Вискова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
9 КЛАСС
2021 -2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составил:
Рутц Е.Г., учитель
русского языка и литературы
2021 год
п.Тулинский
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Практикум по русскому языку» для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5–9 классы» под редакцией В.В.Бабайцевой и др. (М.: Дрофа, 2020). Программа рассчитана на 17 часов, 1 час в неделю в одном из полугодий.
Форма экзамена в 9 классе представляет собой важную ступень на пути к ОГЭ. Она ориентирована на проверку у выпускников основной школы сформированности основных компетенций, определенных Государственным стандартом: коммуникативной, языковой, лингвистической.
Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ГИА по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.
Курс «Практикум по русскому языку» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ГИА, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
В материалах ГИА по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности. В связи с этим по- прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.
Цель: совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Задачи:
Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.
Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена.
Познакомить ребят с процедурой проведения ГИА по русскому языку.
Научить выпускников правильному оформлению бланка регистрации. Помочь старшеклассникам подготовиться к ГИА, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.
Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.
Планируемые результаты
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные:
Знать трудные случаи правописания
Понимать их роль в общекультурном развитии человека
Объяснять языковое явление
Уметь применять знания при тестировании
Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
Владеть научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
работать над расширением словарного запаса;
опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
выполнять различные типы тестовых заданий;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
правильно отмечать в бланке вариант ответа;
вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;
определять синтаксические конструкции.
Основные компоненты содержания курса
В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах.
Повторение проводится по основным разделам русского языка:
- лексика;
- морфемика и словообразование;
- орфография и морфология;
- синтаксис;
- пунктуация;
- языковые нормы.
Структура и содержание КИМов.
Государственная итоговая аттестация как форма контроля. Спецификация как документ, перечисляющий особенности экзаменационной работы. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности. Тестовый характер заданий. Демоверсия по русскому языку.
Описание бланков регистрации и ответов участника экзамена. Правила заполнения бланков. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом .
Текст, его строение. Речеведческий анализ текста. Тип и стиль речи. Тема и композиция. Основная мысль исходного текста. Коммуникативно-речевые умения: осмыслить прочитанное, вычленить главное в тексте, сократить текст разными способами, логично и кратко изложить содержание, точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Выделение микро- и макротемы. Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию. Составляя план, учащиеся должны учитывать тип речи, потому что функционально-смысловые типы речи строятся по-разному.
Приёмы компрессии текста: а) исключения подробностей (например: некоторых членов предложения или предложений, конкретизирующих смысл первого, в котором заключена основная мысль автора, исключение повторов, исключение фрагмента, имеющего менее существенное значение); б)обобщение однородных явлений (например: замена однородных членов синонимичным выражением, замена предложения или его части указательным местоимением, замена сложноподчинённого предложения простым); в) сочетание исключения и обобщения ( например: слияние простых предложений в сложное, повествующих об одном и том же, одновременно исключая повторы, однородные члены и разные обособления).
Аудирование и письмо. Написание чернового варианта переработки информации текста, данного для сжатого изложения с учётом методических требований и комментариев учителя (чтение текста, составление плана и переработка информации с применением приёмов компрессии).
Повторение фонетики. Буквы и звуки. Звуко-буквенный анализ (звонкие и глухие, мягкие и твёрдые звуки, двойная роль букв е,ё,я,ю.
Повторение орфографии. Правописание гласных в корне: изменяемые и неизменяемые на письме; правописание приставок изменяемых, неизменяемых, пре-//при-; правописание корней с чередованием гласных о-а, е-и, с непроизносимой согласной. Слитное, дефисное, раздельное написание.
Способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный).
Повторение морфологии.
Разграничение самостоятельных и служебных частей речи. Нормы употребления частей речи.
Повторение морфологических признаков существительных, глаголов, прилагательных, причастий и деепричастий.
Правописание личных окончаний глаголов.
Правописание гласных в суффиксах глагольных форм.
Трудные случаи написания Н и НН в различных частях речи.
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
Союзы сочинительные и подчинительные, союзные слова.
Лексика и фразеология.
Анализ текста. Лексическое значение слова. Выразительные средства лексики (слова однозначные и многозначные, в прямом и переносном значении, метафора, метонимия, синекдоха, эпитеты, сравнения, олицетворения). Фразеологизм и его признаки. Замена фразеологических оборотов синонимами. Нормы сочетаемости.
Работа с текстом. Нахождение изобразительных средств языка в тексте, их толкование.
Контроль знаний. Написание сочинения-рассуждения о роли выразительно-изобразительных средств в тексте. Соблюдение композиции сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод.
Повторение синтаксиса и пунктуации.
Словосочетание. Виды подчинительной связи : согласование, управление, примыкание. Синонимичные словосочетания.
Простое предложение, его грамматическая основа. Способы выраженияподлежащего (существительное, субстантивированное прилагательное и причастие, местоимение, числительное, инфинитив). Виды сказуемого: простое и составное (составное глагольное и составное именное). Типы предложений: простое (односоставное и двусоставное), простое осложнённое (уточняющие члены предложения, однородные члены, вводные слова и конструкции, обращения, обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения), сложное (союзные, бессоюзные, с различными видами связи.Виды простого односоставного предложения: назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные.
Построение предложений с обособленным определением или обособленным обстоятельством. Знаки препинания при обособлении.
Виды сложного предложения: сложносочиненное, сложноподчинённое, бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, параллельное).
Контроль знаний. Тест в формате ОГЭ
Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему. Лингвистический анализ текста по заданному вопросу (цитате) с опорой на содержание исходного текста. Умение раскрыть глубину данной фразы и связать её с текстом через толкование. Умение соблюдать композицию сочинения-рассуждения: 1 часть - тезис (цитата, понимание её или небольшой комментарий к ней); 2 часть - аргументы (два примера, взятых из текста, которые доказывают цитату); 3 часть - заключение ( либо обобщение, вывод, либо ответ на вопрос). Работа с текстом и цитатой: 1 шаг - определение ключевых слов в цитате; 2 шаг - толкование слов-ключей, 3шаг - сопоставить цитату с текстом. Комментарий к вступлению и иллюстрирование примеров-доказательств к цитате в основной части сочинения-рассуждения. Работа над абзацем. Прямая и косвенная речь, умение сокращать цитирование.
Контроль знаний. Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ
Тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Виды деятельности | Количество часов |
1. | Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2021. | - Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. - Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа. | 1 |
2. | Сжатое изложение. Что такое микротема. | - Работа с текстом, создание текста. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Задание 1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. | 1 |
3. | Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. | - Работа с текстом, создание текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. | 1 |
4. | Понимание смысла текста. Выразительно-изобразительные языковые средства. | Повторение орфограмм. Работа с тестом, заполнение бланков | 1 |
5. | Основные орфографические правила правописания приставок. Правописание Н и НН в разных частях речи. | Повторение орфограмм. Работа с тестом, заполнение бланков | 1 |
6. | Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Стилистическая принадлежность слов. Лексика и фразеология. | Повторение орфограмм. Работа с тестом, заполнение бланков | 1 |
7. | Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании. Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. | Повторение синтаксиса. Работа с тестом, заполнение бланков | 1 |
8. | Простое осложненное предложение. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложениями. | Знаки препинания при обособленных членах предложения. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложениями. Работа с тестом, заполнение бланков | 1 |
9. | Сложное предложение | Умение определять количество грамматических основ). Работа с тестом, заполнение бланков | 1 |
10. | Типы сложных предложений. | Работа с тестом, заполнение бланков | 1 |
11. | Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. | Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Работа с тестом, заполнение бланков | 1 |
12. | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Составление плана, работа с тезисом, подбор аргументов | 1 |
13-14. | Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по тексту. | Составление плана, работа с тезисом, подбор аргументов | 1 |
15-16. | Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. | Составление плана, работа с тезисом, подбор аргументов | 1 |
17. | Итоговое занятие | Выполнение одного варианта ОГЭ | 1 |
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1. Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2021. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2021 год.
2. Г. Т. Егораева. Русский язык. ОГЭ– 2021. 9 класс. Москва, «Экзамен», 2021 год.
3. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2021 год
4. Т. Ю. Угроватова Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2020 год.
5. И.П.Цыбулько , Л.С. Степанова ОГЭ-2017: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
6. В.П. Сычева Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
7. С.Ю. Иванова ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
8. С.И.,Львова , Т.И. Замураева. ОГЭ - 2020: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
9. Г.Т. Егораева Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
10. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/