Принято Согласовано: Утверждаю:
на заседании школьного зам. директора по УВР Директор школы
межпредметного МО ________Н. С. Хорошилова __________Н.В.Брылева
_
_______Л.И.Зубова.
факультативного курса
«Школьная фитотерапия»
Разработчик:
учитель биологии Н.С.Хорошилова
д. Васильевка
2014-15 уч. год
Пояснительная записка
Человек загадочен и прекрасен. Его колыбель - Земля, Природа - его мать. И недаром мы иногда вспоминаем всем известную истину: «Человек - дитя Природы». Вспоминать-то мы, конечно, вспоминаем, да вот только истинный смысл остается где-то далеко за пределами нашего сознания. И это не случайно. Тот мир, в котором мы живем и называем цивилизованным, все дальше и дальше уводит человека от всего естественного и природного.
Мы живем в искусственном мире и имеем искусственное здоровье, поддерживаемое все более растущим количеством химических лекарств, лечащим один недуг и провоцирующих «букет» других.
А вот Природа позаботилась о том, чтобы человек мог жить в благополучии и здравии. Необходимо только знать, что рядом растут помощники, кладовая полезных свойств которых неисчерпаема.
Фитотерапия (лечение лекарственными травами) - один из древнейших, но не устаревших способов лечения и профилактики, могучее и надежное средство борьбы за здоровье людей.
Сушеные травы, настойки корней, кора, цветы, листья и соки растений - эти лекарства известны людям тысячи лет. Сведения о целебных свойствах растений передавались из поколения в поколения. На Руси этим занимались волхвы, знахари, собирая травы местной фауны.
Среди старинных русских лекарственных растений часто применялись витаминные и фитонцидные растения. В ходу было лечение шиповником, хреном, чесноком, луком.
Распространение и популяризация знаний о лекарственных растениях поможет детям заботливо и внимательно относится к природе, быть чутким к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ( с раннего возраста) ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы
будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты, не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Формы работы:
Экскурсии в различные биоценозы (поле, луг, сад, огород, лес, река и т.д.)
Экскурсии в аптеки, на выставки
Экологические акции
Разнообразные тренинги
Методы работы:
Наблюдения во время экскурсий
Чтение природоведческой литературы
Работа со справочной литературой и определителями
Исследовательская деятельность
Викторины
Уроки-путешествия
Труд на участке
Программа «Школьная фитотерапия» разработана для оучащихся 6 класса и составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей как дополнительный источник знаний. Актуальными задачами общения и воспитания обучающихся являются совершенствование возможностей, овладение рациональными приёмами их использования в практической деятельности, подготовке к самостоятельной жизни, общественно-полезному труду, а также использования оздоровительных сил природы при достижении целей здоровьесбережения. Эти задачи реализуются в предлагаемой программе «Школьная фитотерапия».
Содержание программы «Школьная фитотерапия» способствует включению обучающихся в разнообразные виды познавательной, трудовой,
творческой деятельности, проявлению в ней высокой активности, выработке специальных навыков и духовных принципов.
Основными принципами построения программы являются: практическая направленность, доступность содержания теоретического и практического материала, посильность выполнения работ, связь теории с практикой, создание атмосферы доброжелательности, формирование умения работать в коллективе.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребёнка, в процессе обучения формирует ответственность у обучающихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Работа на основе наблюдения и изучения лекарственных растений является важным условием освоения программного материала.
Общение с природой благотворно влияет на психику ребёнка, делает его добрее, внимательнее к окружающему миру. Работа с растениями, требующими бережного отношения, развивает внимание, наблюдательность, повышает сосредоточенность.
В процессе занятий обучающиеся постепенно приобретают навыки общей трудовой культуры, учатся планировать свою работу, сотрудничать при её выполнении, осуществлять самоконтроль. Таким образом, формируются качества необходимые человеку любой профессии.
В ходе изучения программы обучающиеся получают теоретические знания о лекарственных растениях, а также о растениях введённых в культуру, о правилах сбора и заготовки сырья, сроках сборки, упаковке и хранения лекарственного сырья, а также практические знания по агротехнике лекарственных культур.
Основное содержание программы усваивается на уроках-экскурсиях и закрепляется при проведении практических работ на пришкольном участке. Программа «Школьная фитотерапия» опирается на знания, умения и навыки приобретаемые на уроках биологии, географии, истории.
Практическая работа ребят должна иметь практическую значимость: использоваться в школьной системе оздоровления, т.е. приема напитков поливитаминного состава, весной и осенью в течение 2-4- недель.
В ходе изучения программы «Школьная фитотерапия» решаются следующие общепедагогические задачи:
создание условий для формирования осознанного отношения к знаниям;
расширение кругозора путём знакомства с агротехникой лекарственных растений, правилами сбора, хранением и использованием лекарственных растений через приготовление поливитаминных напитков, фиточаёв, отваров и настоев;
воспитание заботливого и бережного отношения к природе, к собственному здоровью;
воспитание трудолюбия, развитие наблюдательности, умения планировать свою работу.
Кроме того, решаются и коррекционно-развивающие задачи:
развитие и коррекция восприятия и наглядно-образного мышления;
развитие мотивации у обучающихся к познанию и использованию через изучение лекарственных растений, приготовление фиточаёв, отваров и настоев;
развитие индивидуальности, коммуникативных способностей ребёнка;
коррекция умственного и психофизического развития деталей.
Программа рассчитана на 34 часа (1ч. в неделю)
Результаты работы.
Ребята проявляют живой интерес к прочитанному, увиденному.
Проявляют инициативу по выращиванию овощей.
3.Осознают свою ответственность за собственное здоровье
Обчающиеся должны знать:
названия лекарственных растений;
правила заготовки, сушки, упаковки и хранения лекарственных растений;
способы применения.
Обучающиеся должны уметь:
распознавать лекарственные растения;
уметь пользоваться садовоогородным инвентарём и выполнять правила безопасности труда и личной гигиены;
уметь приготовить витаминный напиток, отвар, настой, сок;
пользоваться текстами и рисунками справочной литературы, как руководством к практической деятельности.
Литература.
Н.И. Рабинович Фитотерапия М. Росагропромиздат. 1988г.
Мартынов С.М. Овощи + Фрукты + Ягоды = здоровье. Москва 1993г.
Смирнов К.С. Поле, сад и огород. Псков 1994г.
Шматов В.Т. Благоустройство приусадебного участка. Москва 1985г.
Календарно-тематическое планирование.
№п/п | Тема | Кол-во часов | Сроки |
1. | Общее знакомство с лекарственными растениями. Их значение. | 1 | |
2 | Экскурсия за пределы школы для сбора листьев и цветов для высушивания. | 1 | |
3 | Лекарственные растения - средства оздоровления организма | 1 | |
4 | Акция «Чистота» - привлечение учащихся к уборке сухостоя и перекопке огорода. | 1 | |
5 | Экскурсия на луг «Последние осенние цветы». Сбор материала. | 1 | |
6 | Правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений | 1 | |
7 | Акция «Посади дерево» | 1 | |
8-9 | Заготовка земли для рассады. | 2 | |
10 | Лекарственные растения огорода | 1 | |
11 | Петрушка огородная. Лечебные свойства. Применение. | 1 | |
12 | Практическая работа. Пересадка петрушки в ящики. Наблюдения. | 1 | |
13 | Укроп. Внешний вид. Применение. Рецепты | 1 | |
14 | Щавель. Внешний вид. Применение . | 1 | |
15 | Мелисса лекарственная. Заготовка. Применение. | 1 | |
16 | Практическая работа. Приготовление чая с мелиссой | 1 | |
17 | Экскурсия. Наблюдение за состоянием почек растений зимой (сирень, берёза) | 1 | |
18 | Зерновые культуры для здоровья - Кукуруза её пищевая и лечебная ценность | 1 | |
19 | Рожь. Отличительные особенности внешнего вида. Использование в лечебных целях | 1 | |
20 | Разнотравье лугов. Крапива. Особенности внешнего вида, лечебные свойства | 1 | |
21 | Пищевое применение крапивы. Заготовка. Приготовление настоя крапивы | 1 | |
22 | Рассматривание гербариев луговых трав, нахождение знакомых, зарисовка | 1 | |
23 | Изготовление поделок из природного материала | 1 | |
24 | Экскурсия в парк. Наблюдение за изменениями в жизни растений | 1 | |
25 | Клюква - растение болот. Приготовление клюквенного морса | 1 | |
26 | Багульник. Внешний вид. Применение в лечебных целях Рассматривание гербариев, слайдов | 1 | |
27 | Пикировка цветочной рассады. | 1 | |
28 | Труд на пришкольном участке: уборка мусора, сухостоя. | 1 | |
29 | Обработка земляники. Рыхление, засыпка междурядий | 1 | |
30 | опилками. | 1 | |
31 | Оформление клумбы перед школой. (Натаскивание земли выравнивание элементов клумбы) | 1 | |
32 | Перекопка почвы на участке. | 1 | |
33 | Посев петрушки, укропа, календулы. | 1 | |
34 | Итоговый урок | 1 | |