СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса "Школьная фитотерапия"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для факультативного (внеурочного) курса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса "Школьная фитотерапия"»

Принято Согласовано: Утверждаю:

на заседании школьного зам. директора по УВР Директор школы

межпредметного МО ________Н. С. Хорошилова __________Н.В.Брылева

_ _______Л.И.Зубова.














факультативного курса




«Школьная фитотерапия»









Разработчик:

учитель биологии Н.С.Хорошилова









д. Васильевка


2014-15 уч. год




Пояснительная записка


Человек загадочен и прекрасен. Его колыбель - Земля, Природа - его мать. И недаром мы иногда вспоминаем всем известную истину: «Человек - дитя Природы». Вспоминать-то мы, конечно, вспоминаем, да вот только ис­тинный смысл остается где-то далеко за пределами нашего сознания. И это не случайно. Тот мир, в котором мы живем и называем цивилизованным, все дальше и дальше уводит человека от всего естественного и природного.

Мы живем в искусственном мире и имеем искусственное здоровье, под­держиваемое все более растущим количеством химических лекарств, леча­щим один недуг и провоцирующих «букет» других.

А вот Природа позаботилась о том, чтобы человек мог жить в благополу­чии и здравии. Необходимо только знать, что рядом растут помощники, кла­довая полезных свойств которых неисчерпаема.

Фитотерапия (лечение лекарственными травами) - один из древнейших, но не устаревших способов лечения и профилактики, могучее и надежное средство борьбы за здоровье людей.

Сушеные травы, настойки корней, кора, цветы, листья и соки растений - эти лекарства известны людям тысячи лет. Сведения о целебных свойствах растений передавались из поколения в поколения. На Руси этим занимались волхвы, знахари, собирая травы местной фауны.

Среди старинных русских лекарственных растений часто применялись витаминные и фитонцидные растения. В ходу было лечение шиповником, хреном, чесноком, луком.

Распространение и популяризация знаний о лекарственных растениях поможет детям заботливо и внимательно относится к природе, быть чутким к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии по­требностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим де­тей ( с раннего возраста) ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы

будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты, не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.


Формы ра­боты:

  • Экскурсии в различные биоценозы (поле, луг, сад, огород, лес, река и т.д.)

  • Экскурсии в аптеки, на выставки

  • Экологические акции

  • Разнообразные тренинги

Методы работы:

  • Наблюдения во время экскурсий

  • Чтение природоведческой литературы

  • Работа со справочной литературой и определителями

  • Исследовательская деятельность

  • Викторины

  • Уроки-путешествия

  • Труд на участке

Программа «Школьная фитотерапия» разработана для оучащихся 6 класса и составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей как дополнительный источник знаний. Актуальными задачами общения и воспитания обучающихся являются совершенствование возможностей, овладение рациональными приёмами их использования в практической деятельности, подготовке к самостоятель­ной жизни, общественно-полезному труду, а также использования оздоровительных сил природы при достижении целей здоровьесбережения. Эти задачи реализуются в предлагаемой программе «Школьная фитотерапия».

Содержание программы «Школьная фитотерапия» способствует включению обучающихся в разнообразные виды познавательной, трудовой,

творческой деятельности, проявлению в ней высокой активности, выработке специальных навыков и духовных принципов.

Основными принципами построения программы являются: практиче­ская направленность, доступность содержания теоретического и практиче­ского материала, посильность выполнения работ, связь теории с практикой, создание атмосферы доброжелательности, формирование умения работать в коллективе.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребёнка, в процессе обучения формирует ответственность у обучающихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

Работа на основе наблюдения и изучения лекарственных растений является важным условием освоения программного материала.

Общение с природой благотворно влияет на психику ребёнка, делает его добрее, внимательнее к окружающему миру. Работа с растениями, требующими бережного отношения, развивает внимание, наблюдательность, повышает сосредоточенность.

В процессе занятий обучающиеся постепенно приобретают навыки общей трудовой культуры, учатся планировать свою работу, сотрудничать при её выполнении, осуществлять самоконтроль. Таким образом, формируются качества необходимые человеку любой профессии.

В ходе изучения программы обучающиеся получают теоретические знания о лекарственных растениях, а также о растениях введённых в культуру, о правилах сбора и заготовки сырья, сроках сборки, упаковке и хранения лекарственного сырья, а также практические знания по агротехнике лекарственных культур.

Основное содержание программы усваивается на уроках-экскурсиях и закрепляется при проведении практических работ на пришкольном участке. Программа «Школьная фитотерапия» опирается на знания, умения и навыки приобретаемые на уроках биологии, географии, истории.

Практическая работа ребят должна иметь практическую значимость: использоваться в школьной системе оздоровления, т.е. приема напитков поливитаминного состава, весной и осенью в течение 2-4- недель.

В ходе изучения программы «Школьная фитотерапия» решаются следующие общепедагогические задачи:

  • создание условий для формирования осознанного отношения к знаниям;

  • расширение кругозора путём знакомства с агротехникой лекар­ственных растений, правилами сбора, хранением и использова­нием лекарственных растений через приготовление поливита­минных напитков, фиточаёв, отваров и настоев;

  • воспитание заботливого и бережного отношения к природе, к собственному здоровью;

  • воспитание трудолюбия, развитие наблюдательности, умения планировать свою работу.

Кроме того, решаются и коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие и коррекция восприятия и наглядно-образного мышления;

  • развитие мотивации у обучающихся к познанию и использованию через изучение лекарственных растений, приготовление фиточаёв, отваров и настоев;

  • развитие индивидуальности, коммуникативных способностей ребёнка;

  • коррекция умственного и психофизического развития деталей.

Программа рассчитана на 34 часа (1ч. в неделю)



Результаты работы.

  1. Ребята проявляют живой интерес к прочитанному, увиден­ному.

  2. Проявляют инициативу по выращиванию овощей.

3.Осознают свою ответственность за собственное здоровье

Обчающиеся должны знать:

  • названия лекарственных растений;

  • правила заготовки, сушки, упаковки и хранения лекарственных расте­ний;

  • способы применения.

Обучающиеся должны уметь:

  • распознавать лекарственные растения;

  • уметь пользоваться садовоогородным инвентарём и выполнять правила безопасности труда и личной гигиены;

  • уметь приготовить витаминный напиток, отвар, настой, сок;

  • пользоваться текстами и рисунками справочной литературы, как руково­дством к практической деятельности.


Литература.

  1. Н.И. Рабинович Фитотерапия М. Росагропромиздат. 1988г.

  2. Мартынов С.М. Овощи + Фрукты + Ягоды = здоровье. Москва 1993г.

  3. Смирнов К.С. Поле, сад и огород. Псков 1994г.

  4. Шматов В.Т. Благоустройство приусадебного участка. Москва 1985г.



Календарно-тематическое планирование.



п/п

Тема

Кол-во часов

Сроки

1.

Общее знакомство с лекарственными растениями. Их значение.

1


2

Экскурсия за пределы школы для сбора листьев и цветов для высушивания.

1


3

Лекарственные растения - средства оздоровления организма

1


4

Акция «Чистота» - привлечение учащихся к уборке сухостоя и перекопке огорода.

1


5

Экскурсия на луг «Последние осенние цветы». Сбор материала.

1


6

Правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений

1


7

Акция «Посади дерево»

1


8-9

Заготовка земли для рассады.

2


10

Лекарственные растения огорода

1


11

Петрушка огородная. Лечебные свойства. Применение.

1


12

Практическая работа. Пересадка петрушки в ящики. Наблюдения.

1


13

Укроп. Внешний вид. Применение. Рецепты

1


14

Щавель. Внешний вид. Применение .

1


15

Мелисса лекарственная. Заготовка. Применение.

1


16

Практическая работа. Приготовление чая с мелиссой

1


17

Экскурсия. Наблюдение за состоянием почек растений зимой (сирень, берёза)

1


18

Зерновые культуры для здоровья - Кукуруза её пищевая и лечебная ценность

1


19

Рожь. Отличительные особенности внешнего вида. Использование в лечебных целях

1


20

Разнотравье лугов. Крапива. Особенности внешнего вида, лечебные свойства

1


21

Пищевое применение крапивы. Заготовка. Приготовление настоя крапивы

1


22

Рассматривание гербариев луговых трав, нахождение знакомых, зарисовка

1


23

Изготовление поделок из природного материала

1


24

Экскурсия в парк. Наблюдение за изменениями в жизни растений

1


25

Клюква - растение болот. Приготовление клюквенного морса

1


26

Багульник. Внешний вид. Применение в лечебных целях Рассматривание гербариев, слайдов

1


27

Пикировка цветочной рассады.

1


28

Труд на пришкольном участке: уборка мусора, сухостоя.

1


29

Обработка земляники. Рыхление, засыпка междурядий

1


30

опилками.

1


31

Оформление клумбы перед школой. (Натаскивание земли выравнивание элементов клумбы)

1


32

Перекопка почвы на участке.

1


33

Посев петрушки, укропа, календулы.

1


34

Итоговый урок

1