муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Надейковичская средняя школа имени И.П.Гоманкова»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор школы
Протокол № от ______Г.Н. Магон _____ И.В. Магон
Приказ № от
Принято на заседании
Педагогического совета
Протокол № от
Рабочая программа факультативного курса по биологии «Удивительные животные»
Класс 7
Количество часов в неделю 1
Учитель Н.А. Червонцева
2015-2016 уч.год
Пояснительная записка
Факультативный курс составлен на основе Программы элективных курсов. Биология. 6-9 классы. Предпрофильное обучение. Сборник 1/авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2007. – 176с.
Программа включает: пояснительную записку, основное содержание курса, тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, ожидаемые результаты факультативного курса.
Курс «Удивительные животные» включает использование разнообразного демонстрационного материала.
Программа факультативных занятий, предполагает и самостоятельную работу учащихся с дополнительной литературой.
Занятия рассчитаны на 34 часа для учащихся 7 класса основной школы.
Цель курса – формирование у учащихся интереса к изучению животных, так как много интересной информации о животных остается за страницами учебника. Логика изучения животных основана на схеме: среда обитания, особенности строения, уникальные особенности строения, уникальные особенности поведения, значение в жизни человека (животные – символы). В процессе реализации программы курса предполагается активная поисковая деятельность учащихся при работе с различными источниками информации (фильмы, экскурсии, книги, рассказы ученых и т.д.).
Задачи:
- сформировать у учащихся систему представлений о мире животных как родной страны, так и планеты в целом;
- развить познавательный интерес и любовь к животным;
- сформировать систему представлений об экологически грамотном взаимодействии между человеком и животными, о мерах по сохранению животного мира.
Успешность освоения курса изучается в процессе педагогического наблюдения за поисковой деятельностью учащихся, работой с информацией, ее интерпретацией и представлением. Актуальность поисковой деятельности может быть усилена предложением подготовить викторины, конкурсы, вопросы для олимпиад, биологические задачи на основании собранной информации. Эти творческие работы будут свидетельствовать о результативности освоения программы курса.
Курс способствует:
-развитию познавательных навыков учащихся, умений, самостоятельно конструировать знания и ориентироваться в информационном пространстве;
-развитию форм творческой, исследовательской активности учащихся;
-созданию творческой среды для проявления и реализации способностей каждого ребенка, стимулированию и выявлению достижений одаренных школьников.
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий
Факультативные занятия предполагают, наряду с теоретическими уроками, широкое использование экскурсий, наблюдений, практических работ по определению животных и следов их обитания, а также проведение природоохранных мероприятий.
Главными целями факультативного курса являются:
1.Воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих научных убеждений учащихся на основе осмысления ими этических норм и правил отношения к природе, человеку более широкому практическому применению биологических знаний как научной основы отдельных отраслей современного производства, рационального природопользования.
2.Овладение умениями и навыками самостоятельного поиска, систематизации и комплексного анализа биологической информации;
3.Формирование экологического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их целостной картины взаимосвязи человека и природы, сопоставлять различные версии и оценки последствий взаимодействия природы и общества, определять собственное, отношение к проблемам прошлого и современности; проявлять личное отношение к сохранению окружающей среды
4.Воспитание у учащихся активной жизненной позиции любви к родному краю, к своей земле, к родному дому.
Ожидаемые результаты
Результаты изучения факультативного курса направлены на реализацию деятельностного и личностно- ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, быть востребованными в повседневной жизни.
Учащиеся овладеют следующими способами деятельности:
Работать с дополнительной литературой;
Самостоятельно готовить доклады и сообщения;
Работать с определителем животных;
Изготавливать гербарии;
Подводить итоги и делать выводы.
Содержание курса «Удивительные животные»
Тема 1. Среды жизни и их обитатели (3 ч)
Обитатели водной, наземно–воздушной, почвенной сред. Разнообразие форм животного мира.
Викторина «Знаете ли вы животных?»
Экскурсия «Среды жизни животных Смоленской области»
Тема 2. Гиганты моря и карлики в мире животных (4 ч)
Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи, страусы). Животные –карлики: простейшие, колибри, королек, камышовая мышь, насекомые.
Тема 3. Одетые в броню. Рождающие мел (3 ч)
Перья, иглы и броня. Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Значение разнообразных внешних покровов. Надежность и уязвимость защиты.
Тема 4. Ядовитые животные (4 ч)
Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека. Животные – переносчики опасных заболеваний, меры предосторожности.
Практическая работа №1 «Опасные и ядовитые животные Смоленской области».
Тема 5. Животные – рекордсмены (3 ч)
Самые сильные и быстрые животные планеты. Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.
Тема 6. Животные – строители (2 ч)
Многообразие используемого животными строительного материала. Пауки, пчелы, птицы, бобры.
Практическая работа №2 «Изучение свойств природного строительного материала животных»
Тема 7. Заботливые родители (3 ч)
Забота о потомстве у животных. Типы заботы о потомстве. Взаимосвязь заботы о потомстве и плодовитости. Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и млекопитающих.
Тема 8. Язык животных (3 ч)
Язык и общение животных. Способность животных к символизации. Язык животных и методы его изучения. Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение млекопитающих. Язык животных, его расшифровка и использование человеком.
Викторина с использованием звукозаписи «Чей голос?».
Тема 9. Животные – понятливые ученики (3 ч)
Интеллект животных. Способность к обучению. Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.
Практическая работа №3 «Исследование поведения у домашних животных. Выработка условного рефлекса».
Тема 10. Герои песен, сказок и легенд (2 ч)
Животные – герои народных сказок. Животные – герои легенд и русско-народных песен.
Тема 11. Животные – символы (2 ч)
Изображение животных на гербах и флагах стран мира.
Конкурс знатоков пословиц и поговорок с упоминанием животных.
Тема 12. Вымершие и редкие животные планеты (3ч)
Вымершие и редкие животные нашей планеты, причины сокращения численности и вымирания животных. Государственная политика по охране животных. Красная книга.
Итоговое занятие.
Календарно-тематическое планирование курса
№п/п | Тема занятия | Дата проведения |
Тема 1. Среды жизни и их обитатели (3 часа) |
1. | Среды жизни и их обитатели | |
2 | Разнообразие форм животного мира | |
3. | Экскурсия «Среды жизни животных Смоленской области» | |
Тема 2. Гиганты и карлики в мире животных (4 часа) |
4. | Могучие крылья и плавники. Гиганты в мире животных. | |
5 | Гиганты моря. Акулы и киты. | |
6. | Животные – карлики. Колибри, камышовая мышь, простейшие, насекомые | |
7. | Обитатели морей и океанов | |
Тема 3. Одетые в броню. Рождающие мел (2 часа) |
8. | Перья, иглы и броня. Значение разнообразия внешних покровов | |
9. | Защитные покровы животных, относительность их защиты | |
Тема 4. Ядовитые животные (4 часа) |
10. | Ядовитые животные планеты | |
11. | Самые опасные животные на планете | |
12. | Животные – переносчики опасных заболеваний, меры предосторожности | |
13. | Практическая работа №1 «Опасные и ядовитые животные Смоленской области» | |
Тема 5. Животные – рекордсмены (3 часа) |
14. | Самые сильные животные планеты | |
15. | Самые быстрые животные планеты | |
16. | Спортивные рекорды животных | |
Тема 6. Животные-строители (2 часа) |
17. | Животные строители | |
18. | Практическая работа №2 «Изучение свойств природного строительного материала животных» (воска, гнезд птиц, домика ручейников, плотины бобров и т. д.) | |
Тема 7. Заботливые родители (3 часа) |
19. | Забота о потомстве, животные -родители | |
20. | Типы заботы о потомстве | |
21. | Забота о потомстве и плодовитость | |
Тема 8. Язык животных (3 часа) |
22 | Язык и общение животных | |
23. | Звуковая сигнализация в жизни животных | |
24. | Изучаем голоса птиц. Викторина «Чей голос?» | |
Тема 9. Животные - понятливые ученики (3 часа) |
25. | Интеллект животных. Способность к обучению | |
26. | Практическая работа №3 «Исследование поведения животного» (кошки, собаки, хомяка) | |
27. | Сверхъестественные способности животных | |
Тема 10. Животные - герои песен, сказок и легенд (2 часа) |
28. | Животные – герои народных сказок | |
29. | Животные – герои песен и легенд | |
Тема 11. Животные – символы (2 часа) |
30. | Животные на гербах и флагах стран мира | |
31. | Конкурс знатоков пословиц и поговорок с упоминанием животных | |
Тема 12. Вымершие и редкие животные планеты (3часа) |
32. | Вымершие животные нашей планеты. | |
33. | Самые редкие животные нашей планеты | |
34. | Итоговое занятие. Викторина «Удивительные животные» | |