Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 175»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ФЭМП для детей 5-6лет (старшая группа)
авторы И.А. Помораева В.А. Позина
«Формирование элементарных математических представлений»
(в рамках УМК программы «От рождения до школы»)
под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Авторы – составители:
Воспитатели: Никонова Н.А.
2017 – 2018 учебный год.
Пояснительная записка
Формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.
Направленность программы – познавательное развитие детей.
Задачи:
Количество и счет.
Дать детям представление о том, что множество может состоять из разных по качеству предметов (разного цвета, формы, размера); учить сравнивать эти предметы, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар. Вводить в речь детей выражения: « Здесь много кружков, один красного цвета, а другие – синего, красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных»
Учить детей считать до 10. Познакомить со счётом в прямом и обратном порядке в пределах 10. Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать их. Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в соответствующей последовательности.Учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10, закреплять умение обозначать их цифрами.
Сформировать представление о равенстве (неравенстве) групп предметов на основе счета.
Учить уравнивать неравные группы способами, добавляя к меньшей группе один предмет. Учить отсчитывать предметы из большего количества, приносить выкладывать определенное количество предметов по образцу или заданному числу. Учить считать предметы на ощупь, на слух, считать движения.
Учить на основе счета устанавливать равенство групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам.
Величина.
Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению. Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой длины, ширины, высоты, равные образцу. Учить сравнивать предметы по длине, ширине, высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.и цвету. Учить детей устанавливать размерные отношения между 3 -5 предметами разной длины, ширины, высоты; располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величины, обозначать словом размерные отношения предметов в ряду.
Форма.
Развивать представление детей о геометрических фигурах: шаре, кубе, цилиндре, круге, квадрате, треугольнике.
Учить выделять особые признаки фигур с помощью осязательно – двигательного и зрительного анализа. Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение находить и видеть в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.Дать представление о четырёхугольнике на основе квадрата и прямоугольника. Совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры.
Ориентировка в пространстве.
Совершенствовать умение определять направление от себя, двигаясь в заданном направлении; обозначать словами положение предмета к себе. Познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко.
Ориентировка во времени.
Расширять представления детей о частях суток и их последовательности. Объяснить значение слов « вчера», «сегодня», «завтра». Раскрыть на конкретных примерах понятия «быстро – медленно». В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников обще – учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе группе проводятся один раз в неделю, по понедельникам. В месяц – 4 занятия, в год - 36
Объем программы составляет 36 (академических) часов, занятия проводятся 1 раза в неделю по 25 минут.
Образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми средней группы осуществляется в первой половине дня в соответствии с расписанием. В середине непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.
Формы реализации:
Система работы включает:
- НОД (занятия)
- беседы,
- наблюдения,
- игровые занятия,
-решение ребусов, задач, головоломок.
Условия реализации:
Предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центров игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование, живые обитатели); центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр занимательной математики и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Центры оснащены развивающими материалами:
- Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,
- Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности:объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т.д.
Формы, методы и приёмы работы по ФЭМП
в старшей группе
Формы работы | Способы | Методы и приемы (наглядные, словесные, практические, наглядно-практические, игровые) |
НОД | Групповые Подгрупповые | сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование. рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, действия с числовыми карточками, цифрами, дидактические игры и упражнения, подвижные игры. |
Совместная деятельность | Подгрупповые, индивидуальные | Игровые упражнения Игры (дидактические, подвижные) Показ Напоминание Объяснение Обследование Наблюдение Экспериментирование Развивающие игры Проблемные ситуации |
Самостоятельная деятельность | | Игры (дидактические, развивающие, подвижные) Игры-экспериментирования Игры с использованием дидактических материалов Наблюдение Интегрированная детская деятельность (включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую) |
Встаршей группе наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения используются в комплексе.
В пристальном внимании нуждаются дети, нерегулярно посещающие детский сад по болезни или другим причинам, ослабленные, имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные. С такими детьми проводятся индивидуальные занятия в форме игры и игровых упражнений, а на занятиях использовать методы и приемы технологии дифференцированного обучения.
Самостоятельная деятельность детей;
Педагогическое наблюдение за уровнем освоения программы планируется в ходе диагностических занятий 2 раза в год.
Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями: родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада.
Планируемые результаты:
-Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину.)
-Считать до 10 (количественный счет), отвечать на вопрос « Сколько всего?» - Сравнивать величину предметов по представлению. Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и своё местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа). Считать в прямом и обратном порядке в пределах 10. Сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.
–Различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия.
–Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
-Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
-Различать левую и правую руку.
-Определять части суток.
Содержание занятий:
Месяцы | Название темы НОД. | Кол-во часов. | Примечание. |
Сентябрь | Диагностическое занятие Диагностическое занятие Счет в пределах 5 с помощью различных анализаторов. Сравнение двух предметов по двум параметрам. | 1 1 1 1 | |
Октябрь | Сравнение двух предметов по длине. Составление множества из разных элементов. Счет в пределах 6. Счет в пределах 7. Сравнение шести предметов по ширине. | 1 1 1 1 1 | |
Ноябрь | Сравнение шести предметов по высоте. Счет в пределах 8. Счет в пределах 9. Порядковое значение чисел 8 и 9. | 1 1 1 1 | |
Декабрь | Совершенствование навыков счета в пределах 10. Знакомство с цифрами 1 и 2. Знакомство с цифрой 3. Знакомство с цифрой 4. | 1 1 1 1 | |
Январь | Знакомство с цифрой 5. Знакомство с цифрой 6. Знакомство с цифрой 7. Знакомство с цифрой 8. | 1 1 1 1 | |
Февраль | Знакомство с цифрой 9. Количественный состав числа 5 из единиц. Счет в прямом и обратном порядке в пределах 5. Знакомство детей со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10. | 1 1 1 1 | |
Март | Познакомить с цифрой 0. Познакомить с записью числа 10. Квадрат и деление его на 2 равные части. Круг и деление его на 4 равные части. | 1 1 1 1 | |
Апрель | Деление квадрата на 4 равные части. Совершенствование навыков счета в пределах 10. Сравнение предметов по величине. Дни недели. | 1 1 1 1 | |
Май | Работа по закреплению пройденного материала. Диагностическое занятие. Диагностическое занятие. | 1 1 1 | |
Дидактическое обеспечение реализации конспектов:
Рабочие тетради для детей;
математические наборы.
счетные палочки.
раздаточный материал по разделам ФЭМП.
цифры и фигуры (обучающие карточки).
наборы геометрических фигур.
наглядно-дидактические пособия «Цвета».
демонстрационный материал по разделам ФЭМП.
дидактические игры по ФЭМП.
обучающий плакат «Цвета и фигуры».
Педагогическая диагностика:
Список литературы:
УМК «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015