1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы «Финансовая грамотность» Ю. Н. Корлюговой.
Годовое количество часов на изучение курса составляет 34 часа, 1 час в неделю.
Программа предназначена для детей младшего школьного возраста. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам экономической и предпринимательской деятельности. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и необходимость применения экономических знаний в окружающей жизни.
Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующей целей:
развитие экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Данная цель достигается через решение следующих задач:
с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;
способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;
формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене школы;
развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
Принцип построения программы:
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
понимание цели своих действий;
составление простых планов с помощью учителя;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные:
составление текстов в устной и письменной формах;
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
понимание и правильное использование экономических терминов;
представление о роли денег в семье и обществе;
умение характеризовать виды и функции денег;
знание источников доходов и направлений расходов семьи;
умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
проведение элементарных финансовых расчётов.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Тема | Содержание |
1 | Что такое деньги и откуда они взялись. | Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств. |
2 | Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. | Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег. |
3 | Какие деньги были раньше в России. | Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты. |
4 | Современные деньги России и других стран. | Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов. |
5 | Откуда в семье деньги. | Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги. |
6 | На что тратятся деньги. | Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки. |
7 | Как умно управлять своими деньгами. | Бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. |
8 | Как делать сбережения. | Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход. |
Формы организации внеурочной деятельности:
графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
познавательные беседы;
интеллектуальные конкурсы;
творческая работа: постер, компьютерная презентация;
интеллектуальные игры;
наблюдения;
разработка проектов.
Виды внеурочной деятельности:
3. Тематическое планирование с определением основных видов
деятельности учащихся.
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Из них | Основные виды деятельности учащихся |
Теория | Практика |
Обмен и деньги. |
1 | Что такое деньги и откуда они взялись | 3 | 1 | 2 | Личностные УУД мотивация учения. Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение умозаключения, делать выводы. Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
2 | Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок | 4 | 1 | 3 |
3 | Какие деньги были раньше в России | 3 | 1 | 2 |
4 | Современные деньги России и других стран. | 6 | 1 | 5 |
Семейный бюджет. |
5 | Откуда в семье деньги | 6 | 1 | 5 | Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение умозаключения, делать выводы. Личностные УУД формирование основ художественно-эстетической личности Коммуникатив. УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. |
6 | На что тратятся деньги. | 6 | 1 | 5 |
7 | Как умно управлять своими деньгами. | 3 | 1 | 2 |
8 | Как делать сбережения | 4 | 1 | 3 |
| ИТОГО | 34 | 10 | 24 |
4. Календарно-тематический план
№ п/п | Внеурочное занятие (разделы, темы) | Дата | Факт |
Обмен и деньги. |
Что такое деньги и откуда они взялись (3 часа) |
1 | Появление обмена товаров. Первые деньги. | | |
2 | Монеты. Бумажные деньги. | | |
3 | Вопросы и задачки | | |
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (4 часа) |
4 | Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. | | |
5 | Защита монет от подделок. Современные монеты. | | |
6 | Номинал банкнот. Защита от подделок | | |
7 | Вопросы и задачки | | |
Какие деньги были раньше в России (3 часа) |
8 | Древнерусские товарные деньги. | | |
9 | Происхождение слов «деньги»,«рубль», «копейка». Первые русские монеты. | | |
10 | Вопросы и задачки | | |
Современные деньги России и других стран. (6 часов) |
11 | Современные деньги России. | | |
12 | Современные деньги мира. | | |
13 | Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. | | |
14 | Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов. | | |
15 | Викторина по теме «Деньги». | | |
16 | Проект по теме «Обмен и деньги» | | |
Семейный бюджет. | |
Откуда в семье деньги (5 часов) |
17 | Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. | | |
18 | Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. | | |
19 | Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. | | |
20 | Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты. | | |
21 | Вопросы и задачки. | | |
На что тратятся деньги. (6 часов) |
22 | Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. | | |
23 | Счёт. Одежда. Обувь. Образование. | | |
24 | Современные деньги России и других стран. | | |
25 | Непредвиденные расходы. Сбережения. | | |
26 | Долги. Вредные привычки. Хобби | | |
27 | Вопросы и задачки | | |
Как умно управлять своими деньгами. (3 часа) |
28 | Бюджет – план доходов и расходов. | | |
29 | Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. | | |
30 | Вопросы и задачки | | |
Как делать сбережения (4 часа) |
31 | Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. | | |
32 | Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды. | | |
33 | Викторина по теме «Семейный бюджет». | | |
34 | Проект по теме «Семейный бюджет» | | |