МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ЗЕЛЕНЫЙ ДОЛ »
Энгельсского района Саратовской области
413146, Саратовская область, Энгельсский район, с. Зеленый Дол, ул.Советская,13,
тел. (8453) 77-36-42
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ________________________ Гасюк Г.И. Протокол № 1 от «29» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Зам директора УВР ________________________ Ихсанова А.Е. Протокол № 1 от «30» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Гайсина М.А. Приказ № - от «31» августа 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для обучающихся 4 класса
на 2024-2025 учебный год
с. Зеленый Дол 2024
Пояснительная записка
Программа составлена на основе учебного пособия дл начальной школы по финансовой грамотности Л.Е.Рутковской «Введение в финансовую грамотность»
Цель:
формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и
процессов, воспитание экономической культуры и мышления.
Задачами курса внеурочной деятельности являются:
- способствовать формированию у учащихся представлений об экономике как сфере
деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей;
- способствовать освоению простейших приемов выбора;
- формировать навыки овладения элементарными экономическими расчетами;
- развивать навыки принятия решений, воспитания ответственности за их последствия;
- развивать умение доводить начатое дело до конца, рационально использовать раз-
личные ресурсы;
- способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий,
творческого и логического мышления.
- способствовать формированию навыков бережливости, аккуратности, ответственности;
- формировать навыки коллективных действий.
Вариативность организации учебного процесса
Основой организации образовательного процесса является учебное пособие. Учитывая особенности содержания финансовой грамотности и ярко выраженный практико-ориентированный характер учебных материалов, структура и содержание пособия отличаются от привычных учащимся пособий для начальной школы. К необходимому выводу о целесообразных действиях в различных жизненных ситуациях учащиеся приходят через поиск оптимальных моделей поведения введённых в учебные тексты героев: их сверстников, лесных жителей, сказочных персонажей.
Каждый учебный текст связан с погружением учащихся в понятную жизненную ситуацию, требующую решения. При этом значительная часть учебной информации передаётся иллюстрациями.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- формирование элементарных основ экономических явлений в жизни людей;
- формирование элементарных навыков самооценки и самоконтроля результатов
учебной деятельности;
- формирование стремления к активному участию в беседах и дискуссиях, различных
видах деятельности;
- формирование элементарных умений общения;
- понимание необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;
- понимания значения экономики в жизни человека;
- формирование первоначальной ориентации на оценку результатов собственной
учебной деятельности;
- формирование интереса к освоению новых экономических знаний;
- формирование уважительного отношения к мнению собеседника;
- умение вести конструктивный диалог с учителем, одноклассниками в ходе решения
задачи, выполнения групповой работы;
- умение отстаивать собственную точку зрения, проводить простейшие доказательные
рассуждения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в
сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи,
выбирать наиболее рациональный;
- самостоятельно или в сотрудничестве с учителем вычленять проблему;
- подводить итог урока, делать выводы и фиксировать по ходу урока и в конце его;
- адекватно воспринимать оценку своей работы;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по
изучаемой теме;
- позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
- анализировать причины успеха/неуспеха.
Познавательные:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям); понимать выводы,
сделанные на основе сравнения;
- под руководством учителя проводить аналогию и на её основе строить выводы;
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в экономике для
передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- строить элементарное рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме
занятия или по рассматриваемому вопросу;
- составлять небольшие экономические сообщения в устной форме (2–3 предложения);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные:
- использовать простые речевые средства для выражения своего мнения;
- строить речевые высказывания в устной форме, использовать экономическую
терминологию;
- участвовать в диалоге, слушать и понимать других;
- участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;
- взаимодействовать с одноклассниками на внеурочных занятиях по экономике;
- принимать участие в совместном с одноклассниками решении проблемы (задачи),
выполняя различные роли в группе;
- вести конструктивный диалог с учителем, одноклассниками в ходе решения
экономических задач;
- корректно формулировать свою точку зрения;
- строить понятные для собеседника высказывания и аргументировать свою позицию;
- излагать свои мысли в устной и письменной речи с учётом различных речевых
ситуаций;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- наблюдать за действиями других участников в процессе коллективной познавательной
деятельности;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
- выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;
- пользоваться деньгами;
- классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
- определять цену товара, делать элементарные расчеты на определение затрат;
- определять аверс и реверс монет, отличать настоящие деньги и фальшивые;
- решать простейшие экономические задачи;
- различать качественный и некачественный товар;
- решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.
К концу обучения школьники научатся:
- ориентироваться что такое деньги, их роль в жизни людей, сравнивать деньги старинные и современные, деньги разных стран;
- выявлять закономерности рационального пользования деньгами;
- планировать семейный бюджет, доходы и расходы семьи;
- копить и рационально использовать личные денежные средства;
- ставить финансовые цели;
- составлять финансовые планы;
- формировать финансово грамотное поведение при совершении покупок;
- понимать сущность предпринимательской деятельности;
- безопасно использовать банковскую карту;
- отличать настоящие и ненастоящие деньги;
- решать простейшие экономические задачи.
Тематический план
№ п/п | Темы | Количество часов |
1 | Зачем нужны деньги и как они появились | 6 |
2 | Доходы и расходы семьи | 6 |
3 | Учимся копить и тратить | 10 |
4 | Осторожно! Финансово опасно! | 5 |
5 | Свое дело | 7 |
| Итого: | 34ч |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание курса «Денежный калейдоскоп» отобрано с учетом возрастных особенностей обучающихся.
На реализацию программы отводится 34 часа в год (1 занятие в неделю).
Основные формы контроля:
- мониторинг (тестирование, анкетирование);
- практикумы;
- творческие задания;
- конкурсы;
- деловые и ролевые игры.
Зачем нужны деньги и как они появились (6ч)
Что такое деньги. Когда и как появились деньги. Для чего нужны деньги. Деньги в разных странах. Сколько стоит автомобиль.
Доходы и расходы семьи (6ч)
Что нужно семье. Из чего состоят доходы семьи. Зачем планировать расходы семьи. Зачем семье сбережения. Зачем семье вести бюджет.
Учимся копить и тратить (10ч)
Карманные деньги. Как распоряжаться карманными деньгами. Как разумно делать покупки. Жизненная математика. Если нужно взвешивать. Личные деньги. Когда берешь в долг. Где можно делать покупки.
Осторожно! Финансово опасно! (5ч)
Кто такие мошенники. Остерегайтесь мошенников. Деньги настоящие и ненастоящие. Когда рискуешь деньгами. Как безопасно пользоваться банковской картой.
Свое дело (7ч)
Что такое «свое дело». Сколько стоит «свое дело». Легко ли вести свое дело. Привлекательное дело.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Что нужно семье? | 1 | 04.09 |
2 | Как распоряжаться карманными деньгами | 1 | 11.09 |
3 | Сколько стоит автомобиль | 1 | 18.09 |
4-6 | Что такое «Своё дело»? | 3 | 25.09 02.10 09.10 |
7 | Как разумно делать покупки | 1 | 16.10 |
8-9 | Кто такие мошенники? | 2 | 23.10 30.10 |
10 | Из чего состоят доходы семьи? | 1 | 06.11 |
11-12 | Жизненная математика | 2 | 13.11 20.11 |
13 | Сколько стоит «Своё дело»? | 1 | 27.11 |
14-15 | Зачем планировать расходы семьи? | 2 | 04.12 11.12 |
16-18 | Деньги настоящие и ненастоящие | 3 | 18.12 25.12 08.01 |
19 | Для чего нужны деньги? | 1 | 15.01 |
20 | Легко ли вести «Своё дело»? | 1 | 22.01 |
21 | Когда рискуешь деньгами | 1 | 29.01 |
22 | Если нужно взвешивать | 1 | 05.02 |
23 | Зачем семье сбережения? | 1 | 12.02 |
24 | Деньги в разных странах | 1 | 19.02 |
25 | Зачем семье вести бюджет? | 1 | 26.02 |
26-27 | Что такое страхование? | 2 | 05.03 12.03 |
28 | Личные деньги | 1 | 19.03 |
29-30 | Когда берешь в долг | 2 | 02.04 09.04 |
31 | Где можно делать покупки? | 1 | 16.04 |
32-33 | Как пользоваться банковской картой | 2 | 23.04 30.04 |
34 | Привлекательное дело | 1 | 07.05 |
| Всего | 34ч | |