СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Финансовая грамотность" для учащихся 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа рассчитана на 1 год для учащихся 4 класса по финансовой грамотности. Занятия проводятся во внеурочное время. Цель данной программы формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитание экономической культуры и мышления.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Финансовая грамотность" для учащихся 4 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ЗЕЛЕНЫЙ ДОЛ »

Энгельсского района Саратовской области

413146, Саратовская область, Энгельсский район, с. Зеленый Дол, ул.Советская,13,

тел. (8453) 77-36-42





РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

________________________

Гасюк Г.И.

Протокол № 1 от «29» августа 2024 г.


СОГЛАСОВАНО

Зам директора УВР

________________________

Ихсанова А.Е.

Протокол № 1 от «30» августа 2024 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Гайсина М.А.

Приказ № - от «31» августа 2024 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

для обучающихся 4 класса

на 2024-2025 учебный год











с. Зеленый Дол‌ 2024‌



Пояснительная записка

Программа составлена на основе учебного пособия дл начальной школы по финансовой грамотности Л.Е.Рутковской «Введение в финансовую грамотность»

Цель:

формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и

процессов, воспитание экономической культуры и мышления.

Задачами курса внеурочной деятельности являются:

- способствовать формированию у учащихся представлений об экономике как сфере

деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей;

- способствовать освоению простейших приемов выбора;

- формировать навыки овладения элементарными экономическими расчетами;

- развивать навыки принятия решений, воспитания ответственности за их последствия;

- развивать умение доводить начатое дело до конца, рационально использовать раз-

личные ресурсы;

- способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий,

творческого и логического мышления.

- способствовать формированию навыков бережливости, аккуратности, ответственности;

- формировать навыки коллективных действий.


Вариативность организации учебного процесса


Основой организации образовательного процесса является учебное пособие. Учитывая особенности содержания финансовой грамотности и ярко выраженный практико-ориентированный характер учебных материалов, структура и содержание пособия отличаются от привычных учащимся пособий для начальной школы. К необходимому выводу о целесообразных действиях в различных жизненных ситуациях учащиеся приходят через поиск оптимальных моделей поведения введённых в учебные тексты героев: их сверстников, лесных жителей, сказочных персонажей.

Каждый учебный текст связан с погружением учащихся в понятную жизненную ситуацию, требующую решения. При этом значительная часть учебной информации передаётся иллюстрациями.



Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- формирование элементарных основ экономических явлений в жизни людей;

- формирование элементарных навыков самооценки и самоконтроля результатов

учебной деятельности;

- формирование стремления к активному участию в беседах и дискуссиях, различных

видах деятельности;

- формирование элементарных умений общения;

- понимание необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;

- понимания значения экономики в жизни человека;

- формирование первоначальной ориентации на оценку результатов собственной

учебной деятельности;

- формирование интереса к освоению новых экономических знаний;

- формирование уважительного отношения к мнению собеседника;

- умение вести конструктивный диалог с учителем, одноклассниками в ходе решения

задачи, выполнения групповой работы;

- умение отстаивать собственную точку зрения, проводить простейшие доказательные

рассуждения.


Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в

сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи,

выбирать наиболее рациональный;

- самостоятельно или в сотрудничестве с учителем вычленять проблему;

- подводить итог урока, делать выводы и фиксировать по ходу урока и в конце его;

- адекватно воспринимать оценку своей работы;

- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по

изучаемой теме;

- позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

- анализировать причины успеха/неуспеха.


Познавательные:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям); понимать выводы,

сделанные на основе сравнения;

- под руководством учителя проводить аналогию и на её основе строить выводы;

- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в экономике для

передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

- строить элементарное рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме

занятия или по рассматриваемому вопросу;

- составлять небольшие экономические сообщения в устной форме (2–3 предложения);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.


Коммуникативные:

- использовать простые речевые средства для выражения своего мнения;

- строить речевые высказывания в устной форме, использовать экономическую

терминологию;

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других;

- участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;

- взаимодействовать с одноклассниками на внеурочных занятиях по экономике;

- принимать участие в совместном с одноклассниками решении проблемы (задачи),

выполняя различные роли в группе;

- вести конструктивный диалог с учителем, одноклассниками в ходе решения

экономических задач;

- корректно формулировать свою точку зрения;

- строить понятные для собеседника высказывания и аргументировать свою позицию;

- излагать свои мысли в устной и письменной речи с учётом различных речевых

ситуаций;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- наблюдать за действиями других участников в процессе коллективной познавательной

деятельности;

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Предметные результаты:

- выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;

- пользоваться деньгами;

- классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;

- определять цену товара, делать элементарные расчеты на определение затрат;

- определять аверс и реверс монет, отличать настоящие деньги и фальшивые;

- решать простейшие экономические задачи;

- различать качественный и некачественный товар;

- решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.


К концу обучения школьники научатся:

- ориентироваться что такое деньги, их роль в жизни людей, сравнивать деньги старинные и современные, деньги разных стран;

- выявлять закономерности рационального пользования деньгами;

- планировать семейный бюджет, доходы и расходы семьи;

- копить и рационально использовать личные денежные средства;

- ставить финансовые цели;

- составлять финансовые планы;

- формировать финансово грамотное поведение при совершении покупок;

- понимать сущность предпринимательской деятельности;

- безопасно использовать банковскую карту;

- отличать настоящие и ненастоящие деньги;

- решать простейшие экономические задачи.



Тематический план


п/п

Темы

Количество часов

1

Зачем нужны деньги и как они появились

6

2

Доходы и расходы семьи

6

3

Учимся копить и тратить 

10

4

Осторожно! Финансово опасно!

5

5

Свое дело

7


Итого:

34ч





СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание курса «Денежный калейдоскоп» отобрано с учетом возрастных особенностей обучающихся.

На реализацию программы отводится 34 часа в год (1 занятие в неделю).
Основные формы контроля:

- мониторинг (тестирование, анкетирование);

- практикумы;
- творческие задания;

- конкурсы;

- деловые и ролевые игры.


Зачем нужны деньги и как они появились (6ч)

Что такое деньги. Когда и как появились деньги. Для чего нужны деньги. Деньги в разных странах. Сколько стоит автомобиль.


Доходы и расходы семьи (6ч)

Что нужно семье. Из чего состоят доходы семьи. Зачем планировать расходы семьи. Зачем семье сбережения. Зачем семье вести бюджет.


Учимся копить и тратить (10ч)

Карманные деньги. Как распоряжаться карманными деньгами. Как разумно делать покупки. Жизненная математика. Если нужно взвешивать. Личные деньги. Когда берешь в долг. Где можно делать покупки.


Осторожно! Финансово опасно! (5ч)

Кто такие мошенники. Остерегайтесь мошенников. Деньги настоящие и ненастоящие. Когда рискуешь деньгами. Как безопасно пользоваться банковской картой.


Свое дело (7ч)

Что такое «свое дело». Сколько стоит «свое дело». Легко ли вести свое дело. Привлекательное дело.






Тематическое планирование


Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Что нужно семье?

1

04.09

2

Как распоряжаться карманными деньгами

1

11.09

3

Сколько стоит автомобиль

1

18.09

4-6

Что такое «Своё дело»?

3

25.09

02.10

09.10

7

Как разумно делать покупки

1

16.10

8-9

Кто такие мошенники?

2

23.10

30.10

10

Из чего состоят доходы семьи?

1

06.11

11-12

Жизненная математика

2

13.11

20.11

13

Сколько стоит «Своё дело»?

1

27.11

14-15

Зачем планировать расходы семьи?

2

04.12

11.12

16-18

Деньги настоящие и ненастоящие

3

18.12

25.12

08.01

19

Для чего нужны деньги?

1

15.01

20

Легко ли вести «Своё дело»?

1

22.01

21

Когда рискуешь деньгами

1

29.01

22

Если нужно взвешивать

1

05.02

23

Зачем семье сбережения?

1

12.02

24

Деньги в разных странах

1

19.02

25

Зачем семье вести бюджет?

1

26.02

26-27

Что такое страхование?

2

05.03

12.03

28

Личные деньги

1

19.03

29-30

Когда берешь в долг

2

02.04

09.04

31

Где можно делать покупки?

1

16.04

32-33

Как пользоваться банковской картой

2

23.04

30.04

34

Привлекательное дело

1

07.05


Всего

3