Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Чумлякская СОШ филиал-«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Щучье
641029, Курганская область Щучанский район г. Щучье п. Плановый ул. Школьная, 1
сайт: http://school4shuche.rusedu.net/e-mail: ya.school4@yandex.ru
Рассмотрена на МС Пр.№ __от «____»___ 201__ г. | Утверждаю. Директор школы _____________ Т.А.Кузьмина Приказ № ___от «___»___ 201__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Географическое краеведение»
7 класс
Автор-составитель:
Худякова Л.В.,
учитель географии
Щучье, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана с учетом содержания регионального компонента государственного стандарта географического образования (Закон Курганской области №324 от 28. 12.2007
Региональный компонент базисного учебного плана представлен программой курса для 7 класса «География Щучанского района», которая включает - характеристику основных объектов природы района и их взаимосвязи;
- изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека;
- экологические проблемы отдельных компонентов природы;
- основные вопросы природопользования, характерные для изучаемого сельскохозяйственного района.
Необходимость создания данной программы возникла с тем, что до настоящего времени в районе не было разработано программы комплексного рассмотрения территории своего региона, рассчитанной на определенный возраст и круг интересов детей.
Расширение знаний о родном селе и районе с природной, экологической и социально-экономической точек зрения – отличительная черта».
Программа состоит из двух разделов: «Общая характеристика природы» и «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы». Каждый раздел сопровождается перечнем требований к знаниям и умениям учащихся.
Данный курс предполагает использование разнообразных форм проведения занятий: экскурсии, семинары, игры, конференции, практикумы. Помимо практических работ в программе предусмотрены и творческие исследовательские задания, заставляющие школьников по-новому оценить свой интеллектуальный потенциал. В процессе работы у учащихся формируется понятие того, что они могут сделать для сохранения и воссоздания своей среды обитания. Творческие работы рассчитаны на более сильных учащихся.
В соответствии с концепцией гуманизации школьного образования в содержании курса сделан акцент на раскрытие взаимовлияния природы и человека, возможности рационального природопользования и охраны природы, сохранения окружающей среды, качественных условий жизни и здоровья человека на территории района.
Содержание курса объясняет возможности адаптации человека к природным условиям района, а также антропогенные изменения природных комплексов и допустимые пределы этих изменений.
Программа обеспечивает экологическую направленность курса, постепенно подводя учащихся к пониманию необходимости сохранения природы как условия физического выживания и нравственного сохранения.
Практическая значимость программы обеспечивается конкретизацией требований к формированию умений работать с разнообразными источниками географической информации и непосредственно на местности. Умение работать на местности составляет определенную систему, обеспечивающую действенно-практическую направленность обучения.
Задачи курса:
создать у школьников представление о системе географических характеристик территории на основе наблюдений, описаний, картирования своей местности;
научить устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы своей местности;
развитие пространственного мышления, эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру, интеллектуальных, творческих способностей;
воспитание бережного отношения к природным богатствам и культурному наследию своей малой Родины.
Изучение курса географии своего района в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о географических особенностях природы, об экологических условиях родного края, путях сохранения и рационального использования окружающей среды;
закрепление, применение и систематизация общих теоретических знаний по физической, географии;
развитие умений оценивать географическое положение, природные условия и ресурсы, умений наблюдать и описывать природные компоненты, географические объекты, процессы и явления родного края;
обеспечение доступа к информации регионального уровня и совершенствование умений работать с ней с целью самостоятельного приобретения новых знаний;
вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность; моделирование и проектирование природной, хозяйственной и экологической ситуации на территории родного края;
воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к культуре и истории края и населяющих его народов;
развитие навыков социально-ответственного поведения в природе и антропогенной среде, адаптации к условиям проживания на территории Зауралья; самостоятельного оценивания уровня опасности природных и техногенных явлений;
формирование в общественном сознании представлений о ценности и уникальности объектов региона, необходимости их бережного использования;
; включение учащихся в решение доступных для них проблем окружающей среды;
развитие личности учащихся, их мышления, познавательных интересов, эмоциональной сферы в процессе изучения географических особенностей края, сущности происходящих в нем природных, экологических, социально-экономических, геополитических процессов; создание условий для самоопределения личности, становления социально ответственного поведения по отношению к историческому наследию, природной, социокультурной среде, развитие потребности в исследовании и преобразовании территории родного края.
География своего района изучается в 7классе в объеме: 17 часов.
. Важной задачей уроков по географии своего района следует считать установление межпредметных связей с историей, литературой, биологией в составе национальных региональных компонентов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
должны знать:
- основные формы рельефа; влияние антропогенных процессов на формирование рельефа района; климатические особенности района; внутренние воды; называть главные свойства типов почв района; примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов; виды растений и животных своего района; называть исчезающих и редких представителей фауны и флоры;
- природную зону, в которой расположен район.
должны уметь:
- выявлять особенности благоприятного и неблагоприятного влияния человека на формирование рельефа района; оценивать агроклиматические ресурсы; объяснять использование подземных вод; объяснять: образование почв, влияние хозяйственной деятельности человека на плодородие почв района, основные проблемы рационального использования почвенных и земельных ресурсов района;
- давать комплексные географические характеристики компонентов природы края на основе карт;
- объяснять взаимосвязи между природой, историей освоения и заселения, и развитием хозяйства своего района; влияние хозяйственной деятельности на состояние природных комплексов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ п/п | ТЕМА | Количество часов | В том числе |
теоретическ. уроки | практич. уроки |
| | | | |
1. | Географическое положение Щучанского района | 1 | 1 | 1 |
2. 3. | История заселения и освоения своего административного района Административно-территориальное деление Щучанского района | 1 1 | 1 1 | |
| РАЗДЕЛ 1 Общая характеристика природы Щучанского района | | | |
4. | Рельеф и полезные ископаемые Щучанского района | 2 | 1 | 1 |
5. | Климат Щучанского района | 1 | 1 | 1 |
6. | Внутренние воды Щучанского района | 2 | 1 | 1 |
7. | Почвы Щучанского района | 1 | 1 | 1 |
8. | Растительный мир Щучанского района | 1 | 1 | 1 |
9. | Животный мир Щучанского района | 1 | 1 | 1 |
10. | Охрана природы. Памятники природы Щучанского района | 1 | 1 | |
11 | Экология Щучанского района | 1 | 1 | |
12. | Природные комплексы района | 1 | | 1 |
13. 14 15 | Антропогенные ландшафты района. Современная сеть населенных пунктов. Топонимика своего края Обобщение | 1 1 1 | 1 1 1 | |
ИТОГО: | 17 часа | | 8 час |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
Введение
Знакомство с источниками знаний о своем районе.
Роль географических знаний в изучении родного края.
1. Географическое положение Щучанского района (1 час)
Широта и долгота крайних точек района, протяженность территории с севера на юг и с запада на восток, место на карте своего региона. Площадь. Границы.
Практическая работа: Работа с контурной картой: 1) Нанесение на карту границ Щучанского района и соседних с ним территорий.
2. История заселения и освоения своего административного района (2час)
Основные этапы заселения территории района. Вещественные источники знаний о первых поселениях, занятиях населения. Памятные даты истории и культуры.
Творческая работа: «Мое географическое открытие своего района» (с привлечением историко-литературных источников, архивных и музейных материалов).
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- особенности географического положения района;
- основные этапы хозяйственного освоения территории района.
Учащиеся должны уметь:
- находить место своего района на карте края, России;
- показывать на карте границы района, границы административных районов и их центры, территориальное деление внутри района, населенные пункты, их границы.
РАЗДЕЛ 1.
Общая характеристика природы Щучанского района
1. Рельеф и полезные ископаемые Щучанского района (2часа)
Общая характеристика поверхности территории района и ее геологическое строение. Характеристика основных форм рельефа: водораздел, впадина, равнина, увалы. Полезные ископаемые. Экзогенные и антропогенные процессы, формирующие современный рельеф. Влияние рельефа на особенности природы, хозяйство и жизнь людей. Опасные явления природы: овраги, оползни, причины их проявления и меры предотвращения.
Практическая работа: Нанести главные формы рельефа своего района на контурную карту (ментальную карту).
Практическая работа (на местности): Изучение рельефа своей местности и слагающих ее пород; составление коллекции «Горные породы и полезные ископаемые моей местности».
2. Климат Щучанского района (1 часа)
Климатообразующие факторы: географическая широта, воздушные массы и господствующие ветры. Преобладание воздушных масс умеренных широт. Режим отдельных метеоэлементов: атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на погоду. Характеристика сезонов; особенность сезонных явлений природы. Анализ агроклиматических ресурсов района. Влияние климата на условия жизни населения, его хозяйственную деятельность. Опасные явления природы: заморозки, гололед, суховеи, засуха, град, ливни, шквальные ветры, ураган. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения.
Практическая работа: Характеристика по карте, личным наблюдениям и типовым планам климата территории района, составление климатических диаграмм. Характеристика типов климата по сезонам года, причины их формирования.
Творческая работа: выявление источников загрязнения атмосферного воздуха в районе по различным источникам информации. Нанести на контурную карту зоны загрязнения атмосферного воздуха, где ПДК выше нормы. Мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения.
3. Внутренние воды Щучанского района (2часа)
Виды внутренних вод. Характеристика рек,. Озера. Их происхождение и значение. Пруды. Водохранилище. Каналы. Подземные воды. Особенности использования подземных вод района.
Охрана водных ресурсов от загрязнения, проблемы рационального использования поверхностных и подземных вод района.
Практическая работа: Описание вод района (пруд, река, озеро).
Творческая работа: 1) Выявление источников загрязнения, состава загрязнения, влияния на здоровье человека. 2) Составление и защита проектов по решению экологических проблем водных ресурсов района.
4. Почвы Щучанского района (1часа)
Особенности почвообразующих факторов на территории района. Характеристика основных типов почв: их разновидность, размещение, меры по повышению плодородия. Почвенная карта района. Виды почвенной эрозии и проведение мелиоративных работ.
Практическая работа: Характеристика почв района по типовому плану. Мероприятия по улучшению почвенного плодородия.
Описание агроценозов.
Творческая работа: Предложим, что вы ведете фермерское хозяйство. Ваши действия по улучшению использования почв своей местности. Внесите предложения по улучшению специализации сельского хозяйства с учетом оценки почвенных ресурсов.
5. Растительный мир Щучанского района (1часа)
Состав флоры района, сравнение с флорой соседних территорий. Зависимость растительного покрова от географического положения, природно-климатических условий и хозяйственного воздействия человека. Типы классификации растений, их характеристика. Степные и полупустынные растительные сообщества. Главные зональные типы растительности района, особенности их размещения. Растения источники фитосырья (лекарственные, кормовые, пищевые, медоносные, декоративные). Редкие и исчезающие виды растений.
Практическая работа: Описание экосистемы. Выявление степени влияния человека на данный биоценоз.
Творческая работа: Составление гербария местных растений. Описание лекарственных растений в составе местной флоры, их лечебные свойства.
6. Животный мир Щучанского района (1 часа)
Разнообразие животного мира лесостепной зоны, его охотничье-промысловое значение. Мероприятия по охране и рациональному использованию животного мира.
Практическая работа: Характеристика животного мира района.
Творческая работа: Участие в местном мониторинге.
7. охрана природы. Памятники природы.экология района (2ч)
7. Природные комплексы района(1часа)
Описание характера взаимодействия компонентов природного комплекса и влияние хозяйственной деятельности человека на их развитие.
Антропогенные ландшафты района.(1ч)
Ландшафты.
Топонимика района (1ч)
Обобщение по курсу(1ч)
Информационные источники.
Литература для учителя и обучающихся
Азева Г.Ф. Геологическая история развития, минералы и горные породы территории Курганской области. – Курган, 1996.
Бирюков В.П. Природа и население Шадринского округа Уральской области. – Шадринск, 1926. – 325 с.
Богомолов О.А. Зауралье на карте России. – Курган: «Зауралье», 2004. – 272с.
Бубнов В.А. История машиностроения в Зауралье. – Курган: «Зауралье», 2001.
Ветер времен – Курган. Изд-во: «Зауралье», 2003. – 368 с.
География Курганской области. - «География».-1996.-№8.
География Курганской области: учеб. Пособие для средней школы. - /Под ред. О.Г. Завьяловой – Курган, 1993. – 160 с.
Глущенко Н.М. Природно-территориальные комплексы Курганской области. – Курган, 1995.
Города и районы Курганской области. – Курган, 1996. – 208 с.
Города России: энциклопедия / Гл. ред. Г.М. Лаппо. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
Егоров В.П., Кривонос Л.А. Почвы Курганской области – Курган: «Зауралье», 1995. – 174 с.
Занимательная география Курганской области. – 2-е изд., дополненное. / Под ред. А.В. Шатных – Курган, 2002. 64 с.
Каргапольцева Г.Ф. и др. Гроза на Тече / Катайское пед. училище. – Катайск, 2005. – 64 с.
Красная книга Курганской области. – Курган: Зауралье, 2002. – 424 с.
Кремлев Н.Д. Уровень жизни населения региона. – Курган: Издательство ККГС, 2004. – 136 с.
Курганская область в цифрах за 60 лет: Стат. сб./ Курганский облкомстат. – 2003. – 232 с.
Народы России: энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - 479 с.: ил.
Науменко Н.И. Редкие и исчезающие растения лесостепного Зауралья: Справ. Пособие. – Курган, 1994.
Науменко Н.И., Зырянов А.В., Огнева Н.А. Особо охраняемые природные территории Курганской области. – Курган, 2001. – 150 с.
Паспорт Курганской области. – Курган, 2009. – 102 с.
Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2005: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2005. – 807 с.
Рейтинг Курганской области в экономике России. – Курган, 2009. – 136 с.
Сберечь обязаны: Редкие, исчезающие животные и растения, памятники природы и заказники Кург. обл.: Справ. / Сост.: В.П. Стариков, К.П. Федотова. – Челябинск, 1989. (Природа и мы).
Социально-экономическое положение районов Курганской области: стат. сб./ Курганский облкомстат. – 2009. – 135 с.
Стариков В.П. и др. Животный мир Курганской области. – Курган, 1989.
Федотова К.П. Редкие и исчезающие растения Курганской области: Флора и растительность Урала и пути их охраны. – Челябинск, 1983, с. 58-63.
Что имеем, как храним: Природные ресурсы Зауралья. – Курган, 1993.
Шатных А.В. Население мира, России и Курганской области: Справочные материалы. – Курган, 2002. – 48 с.
Список методической литературы:
Глущенко Н.М. Изучение природных комплексов на местности с учащимися восьмого класса. – Курган, 1995.
Шатных А.В. Методические рекомендации по изучению географии Курганской области.–Курган, 1999. – 208 с.
Средства обучения
Карты Курганской области, карты административных районов области.
Справочный атлас Курганской области – Курган, 2003.
Учебные видеофильмы (DVD): Историко-культурные памятники Курганской области, Заказники Курганской области.
Контроль уровня обученности
1. Индивидуальный характер контроля.
2. Систематичность, регулярность проведения контроля.
3. Разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля.
4. Контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.
5. Объективность контроля.
6. Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности всего учебного материала и его разделов, а также индивидуальные качества детей.
Формы и методы отслеживания результативности
За время обучения дети проходят входной, текущий, рубежный контроль (беседа, игра, анкетирование).
При рассмотрении каждой темы ребятам предлагаются обучающие, развивающие, интеллектуальные и творческие задания.
Итоговым контролем выполнения программы в целом являются работы учащихся (рефераты, исследования, проекты, фотоальбомы, картосхемы), представленные на семинарах и отчетной конференции-выставке. Творческие работы учащихся наглядно иллюстрируют и заинтересованность темой, и уровень усвоения навыков и общий рост каждого ученика. Для оценки уровня усвоения теоретического материала можно провести семинары, викторины знатоков.
Календарно –тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Практическая работа |
1 | Географическое положение Щучанского района | Практическая работа: Работа с контурной картой: 1) Нанесение на карту границ Щучанского района и соседних с ним территорий |
2-3 | История заселения и освоения своего административного района | Творческая работа: «Мое географическое открытие своего района» (с привлечением историко-литературных источников, архивных и музейных материалов). |
4 | Рельеф и полезные ископаемые Щучанского района | Практическая работа: Нанести главные формы рельефа своего района на контурную карту (ментальную карту). |
5 | Полезные ископаемые Щучанского района | Практическая работа (на местности): Изучение рельефа своей местности и слагающих ее пород; составление коллекции «Горные породы и полезные ископаемые моей местности». |
6 | Климат Щучанского района | Практическая работа: Характеристика по карте, личным наблюдениям и типовым планам климата территории района, составление климатических диаграмм. Характеристика типов климата по сезонам года, причины их формирования. |
7 | Внутренние воды Щучанского района | |
8 | Внутренние воды Щучанского района | Практическая работа: Описание вод района (пруд, река, озеро). Творческая работа: 1) Выявление источников загрязнения, состава загрязнения, влияния на здоровье человека. 2) Составление и защита проектов по решению экологических проблем водных ресурсов района. |
9 | Почвы Щучанского района | Практическая работа: Характеристика почв района по типовому плану. Мероприятия по улучшению почвенного плодородия. |
10 | Растительный мир Щучанского района | Практическая работа: Описание экосистемы. Выявление степени влияния человека на данный биоценоз. |
11 | Животный мир Щучанского района | Практическая работа: Характеристика животного мира района. |
12 | Охрана природы. Памятники природы щучанского района | |
13 | Экология щучанского района | |
14 | Природные комплексы района | экскурсия |
15 | Антропогенные ландшафты района | |
16 | Топонимика своего края | |
17 | Обобщение по курсу | |
Дидактическое обеспечение изучения курса «География района»
Географическое положение и площадь района
Работа с картой:
1. На административной карте Курганской области найдите Щучанский район. Какую часть территории области он занимает С какими районами граничит? Назовите и покажите их на карте.
2. Пользуясь картой курганской области, определите расстояние от щучья до кургана по масштабу карты и градусной сетке в километрах и градусах; определите широту и долготу крайних точек района, протяженность с севера на юг и с запада на восток, координаты своего населенного пункта.
3. Нанесите на контурную карту курганской области Щучанский район его границы, укажите районы – соседи, отметьте пунсонами и подпишите районный центр и свой населенный пункт.
Рельеф и полезные ископаемые
Задания:
1. Какие формы рельефа характерны для района?
2. Где расположены наивысшая и самая низкая точки района?
3. Охарактеризуйте рельеф окрестностей вашего населенного пункта.
4. Перечислите горные породы, слагающие поверхность района.
5. Какие полезные ископаемые добываются в районе.
6. Перечислите экзогенные и антропогенные процессы, формирующие современный рельеф района.
7. Как повлиял рельеф на особенности природы, хозяйство и жизнь людей, проживающих в районе?
Климат
Работа с картой:
1. По карте в атласе определите, в каком агроклиматическом поясе расположен район? Какой тип климата характерен для него?
2. Какие в районе наблюдаются температуры зимой и летом, сколько осадков выпадает?
3. Какова величина коэффициента увлажнения в районе? В какой зоне он расположен?
Задания:
1. Перечислите факторы, оказывающие наибольшее влияние на климат района?
2. Ветры каких направлений преобладают летом? Каких зимой?
3. Дайте характеристику особенностей сезонных явлений природы.
4. Какие особенности климата отрицательно влияют на сельское хозяйство и здоровье людей?
5. Назовите основные загрязнители воздуха в районе. Предложите меры борьбы с ними.
Внутренние воды
Работа с картой:
1. Назовите и покажите по карте реки, протекающие по территории района. К какому бассейну они относятся? В каком направлении они текут? Объясните, почему?
2. Какой режим характерен для рек района?
3. Назовите и покажите по карте озера района. Назовите их особенности. Как они используются?
Задания:
1. Как в районе используются артезианские воды?
2. Назовите основные источники загрязнения вод района. Охарактеризуйте проблемы рационального использования подземных и поверхностных вод района.
Почвы
Работа с картой:
Задания:
1. По почвенной карте края определите, какие почвы преобладают в районе.
1. Опишите факторы, влияющие на деградацию почв района.
2. Объясните, почему эрозия почв неизбежно ведет к падению их плодородия?
3. Какие виды мелиорации характерны для района.
4. Какие природоохранительные мероприятия необходимо осуществить с целью рационального использования земель в районе?
Растительный мир
Задания:
1. В какой природной зоне расположен район?
2. Перечислите представителей растительного мира, встречающихся на территории района.
3. Какими причинами вызвано сокращение численности и исчезновение видов растений района?
4. Назовите наиболее редкие виды растений флоры района. Какие растения занесены в Красную книгу?
5. Как по состоянию растительного покрова можно судить об экологической обстановке в районе?
6. Составьте прогноз результатов антропогенного воздействия на растительный мир района.
Животный мир
Задания:
1. Перечислите представителей животного мира района. Какие из них являются промыслово-охотничьими?
2. Назовите характерные адаптации животных степей.
3. Назовите мероприятия по охране и рациональному использованию животного мира района.
4. Составьте прогноз результатов антропогенного воздействия на животный мир района.
Природные комплексы
Задания:
1. Что такое природный территориальный комплекс?
2. В какой ландшафтной провинции, и в каких ландшафтах находится территория района? Опишите их особенности.
3. Охарактеризуйте степень влияния человека на природные комплексы района.
4. Какие заказники есть на территории района. С какой целью они созданы?
Природные ресурсы района
Задания:
1. Назовите виды природных ресурсов района и их использование.
2. Охарактеризуйте условия работы и быта человека в своем административном районе.
Контрольная работа
Природные особенности Щучанского района
1.географическое положение Щучанского района
2.перечислите соседей области , по часовой стрелке, начиная с Челябинской области
3.дата образования Щучанского района
4.количество административных единиц на территории Щучанского района
5.форма рельефа Щучанского района
6.перечислите полезные ископаемые на территории района
7.укажите тип климата и дайте ему краткую характеристику
8. перечислите виды внутренних вод Щучанского района
9. самая длинная река Щучанского района
10. укажите причины того, что многие озера минерализованы
11. самые распространенные почвы Щучанского района
12. основная часть района расположена в природной зоне
13. кратко охарактеризуйте экологическую ситуацию Щучанского района