Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № »
«СОГЛАСОВАНО» | «утверждено» |
Заместитель директора | Директор ГБОУ Школа № |
____________ /_____________ | ____________ / |
« ____ » 2018г. | Приказ № ____ от « ____ » 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
Направленность программы | естественнонаучная |
Географический кружок | «Сфера» |
Возраст учащихся | 14 -16 лет |
Срок реализации | 1 год |
Уровень | базовый |
Составлено | учителем географии Водопьяновой Н.Б. |
«РАССМОТРЕНО» |
на Методическом объединении учителей _______________________ направления |
Протокол № от « ____ » 2018 г. Председатель МО ____________________/______________ |
Москва
2018/2019 учебный год
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.
Один из путей повышения интереса учащихся к изучению школьного курса географии – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса.
Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Россия в мире» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.
Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности. Она помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.
В основе кружка лежит метод проектной деятельности учащихся.
Метод проектов - это: личностно-ориентированное образование, индивидуальный подход, креативность формирование компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие познавательного интереса учащихся.
Деятельность учащихся может быть:
- индивидуальной;
- парной;
- групповой.
Одним из важных моментов кружка – это участие детей в школьных выставках и школьной конференции естественных наук.
Программа предназначена для детей 14-16. Объём программы составляет 34 часов, 1 часа в неделю и рассчитана на 1 год.
Цели и задачи программы:
1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.
2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.
3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.
4. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.
Основные дидактические цели курса:
- удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников кружка;
- развитие интереса к изучению географии;
- расширение кругозора учащихся в области географии;
- подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук.
ЦЕЛИ КРУЖКА «Россия в мире»
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
Организуя предметный кружок по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Задачи и основные идеи курса:
Задачи направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья повышение интереса к предметам естественного цикла и географии в частности;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; развивать умение работать в группе;
• воспитание любознательности , любви к своей местности, своему региону, своей стране, расширение общего кругозора учащихся, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Прогнозируемый результат обучения:
в результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России:
- истории их возникновения,
- их архитектуре,
- их географии;
приобретут практические навыки и умения:
- работы с картой,
- работы со справочной, научно-популярной литературой, Интернет- ресурсами,
- навыки организации работы в группе.
Основные направления и содержание деятельности.
Цели и задачи деятельности кружка достигаются путем конкретизации общих понятий, которая осуществляется посредством изучения определенных географических объектов и явлений.
Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Название темы | Вид деятельности | Количество часов |
1. | Вводное занятие | Беседы | 1 1 0 |
2. | Географическое пространство России. | Беседы, практические занятия | 3 4 2 |
3. | Природа России | Экскурсии, практические занятия | 6 3 3 |
4. | Население России | Практические и проектные занятия, просмотр фильмов | 4 6 4 |
5. | Хозяйство России | Теоретические занятия, просмотр кинофильмов, работа с картой, проекты | 6 5 1 |
6. | Районы России | Беседы, кинозанятия, проектирование | 6 5 1 |
7. | География МСР | Экскурсии, работа с картой, практикум, викторины, проекты | 4 5 1 |
8. | Россия в мире | Практические и проектные занятия, решение географических задач | 4 5 1 |
| Итого | | 34 |
Планируемые результаты.
Предметные действия:
-научиться извлекать информацию из карт атласа, научиться читать план
- выделять, описывать, объяснять признаки географических объектов и явлений
Личностные действия:
-формирование мотивации учебной деятельности к исследовательской деятельности
- формирование познавательного интереса к предмету исследования
Коммуникативные:
- учитывать различные мнения, аргументировать свое мнение
Познавательные:
- уметь объяснять взаимосвязи, устанавливать причинно-следственные связи
- уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты
- преобразовывать информацию из одного вида в другой
-решать олимпиадные задания
Регулятивные:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию
- применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
- самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач
В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний, умений и навыков. Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету.
Проверка знаний, умений и навыков проводится посредством общешкольных мероприятий, школьных олимпиад, участия в конкурсах, выставках и конференциях.
Список литературы.
Для учащихся:
1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 2012.
2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 2014.
3. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География» - М: ООО «Издательство АСТ»2016
4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2016
Для учителя:
Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2014
Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2013-302 с.:ил/
Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н.
География: Все для учителя географии
Сайт:http://geo.1september.ru
География: Энциклопедическая библиотека.
Сайт:http://megacollection.ru
Болысов С.И., Гладкевич Г.И., Зубаревич Н.В., Фетисов А.С. Пособие по географии для поступающих в вузы.- М.: 2012.-159 с.
Задачи по географии: Пособие для учителей под редакцией А.С. Наумова.- М.: МИРОС, 2012.-192с.
Курашева Е.М. География.9-10 кл.Задания на определение географических объектов.-М.: Дрофа, 2014.-106с.
Олимпиады по географии. 6-11 кл.: методическое пособие/Под редакцией О.А. Климановой, А.С. Наумова.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014.-205 стр.
Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии.-М.: Просвещение,2012.-367 с.
Физическая география: Справочное пособие для подготовительных отделений вузов. Под редакцией К.В. Пашканга.-М.: Высш. Шк., 2013.-286 с.