МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Г. ИРКУТСКА
РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол № _____ от ___ ___________2020 г. | | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ г.Иркутска СОШ №42 ____________________Н.В. Зарипова №01-06-63/20 от 03.09.2020 г. |
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ГЕОМЕТРИЯ»
ДЛЯ 10 КЛАССА
НА 2020 - 2021 УЧ.Г.
Составитель:
Барташкина Ольга Вячеславовна,
учитель математики,
первая квалификационная категория
2020 г.
Рабочая программа разработана на основе требований к планируемым результатам основной образовательной программы основного общего образования МБОУ г. Иркутска СОШ №42, реализующей ФГОС ООО.
В программу включены планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс
Личностные результаты освоения предмета
российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России);
осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится
самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов;
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов).
Познавательные УУД
Ученик научится
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления;
объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно причинно-следственный анализ.
Коммуникативные УУД
Ученик научится
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Предметные результаты:
Геометрия
По окончании изучения курса ученик научится:
оперировать на базовом уровне понятиями: точка, прямая, плоскость в пространстве, параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей;
распознавать основные виды многогранников (призма, пирамида, прямоугольный параллелепипед, куб);
изображать изучаемые фигуры от руки и с применением простых
чертежных инструментов;
делать (выносные) плоские чертежи из рисунков простых объемных фигур: вид сверху, сбоку, снизу;
извлекать информацию о пространственных геометрических фигурах, представленную на чертежах и рисунках;
применять теорему Пифагора при вычислении элементов стереометрических фигур;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
соотносить абстрактные геометрические понятия и факты с реальными жизненными объектами и ситуациями;
использовать свойства пространственных геометрических фигур для решения типовых задач практического содержания;
соотносить площади поверхностей тел одинаковой формы различного размера;
оценивать форму правильного многогранника после спилов, срезов и т.п. (определять количество вершин, ребер и граней полученных
многогранников).
Ученик получит возможность научиться:
оперировать понятиями: точка, прямая, плоскость в пространстве, параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей;
применять для решения задач геометрические факты, если условия применения заданы в явной форме;
решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам;
извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
применять геометрические факты для решения задач, в том числе предполагающих несколько шагов решения;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве;
формулировать свойства и признаки фигур;
доказывать геометрические утверждения;
владеть стандартной классификацией пространственных фигур (пирамиды, призмы, параллелепипеда).
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
практического характера и задач из других областей знаний.
История математики
По окончании изучения курса ученик научится:
описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
знать примеры математических открытий и их авторов в связи с отечественной и всемирной историей;
понимать роль математики в развитии России.
Ученик получит возможность научиться:
представлять вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
понимать роль математики в развитии России.
Методы математики
По окончании изучения курса ученик научится:
применять известные методы при решении стандартных математических задач;
замечать и характеризовать математические закономерности в окружающей действительности;
приводить примеры математических закономерностей в природе, в том числе характеризующих красоту и совершенство окружающего мира и
произведений искусства.
Ученик получит возможность научиться:
представлять вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
использовать основные методы доказательства, проводить доказательство и выполнять опровержение;
применять основные методы решения математических задач;
на основе математических закономерностей в природе характеризовать красоту и совершенство окружающего мира и произведений искусства;
применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (7 ч.)
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.
Основная цель – познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе, вывести первые следствия из аксиом, дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии.
Параллельность прямых и плоскостей (18 ч.)
Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.
Основная цель – сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве, прямой и плоскости, изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей.
Перпендикулярность прямых и плоскостей (20 ч.)
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Трехгранный угол. Перпендикулярность плоскостей.
Основная цель – ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей.
Многогранники (17 ч.)
Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.
Основная цель – познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.
Повторение. Решение задач (6 ч.)
Обобщить и систематизировать знания учащихся о прямых, плоскостях, о многогранниках призме, пирамиде.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по геометрии (68 ч)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
План | Факт |
| Повторение | 4 | | |
1 | Повторение по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | | |
2 | Повторение по теме: «Площадь» | 1 | | |
3 | Повторение по теме: «Теорема Пифагора» | 1 | | |
4 | Контрольная работа (входная диагностика) | 1 | | |
| Введение | 3 | | |
5 | Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии. Работа над ошибками | 1 | | |
6 | Некоторые следствия из аксиом | 1 | | |
7 | Решение задач по теме: «Следствия из аксиом» | 1 | | |
| Параллельность прямых и плоскостей | 18 | | |
8 | Параллельные прямые в пространстве | 1 | | |
9 | Параллельность трех прямых | 1 | | |
10 | Параллельность прямой и плоскости | 1 | | |
11 | Решение задач по теме: «Параллельность прямых, прямой и плоскости» | 1 | | |
12 | Скрещивающиеся прямые | 1 | | |
13 | Углы с сонаправленными сторонами | 1 | | |
14 | Угол между прямыми | 1 | | |
15 | Подготовка к контрольной работе | 1 | | |
16 | Контрольная работа №1 по теме: «Параллельность прямых» | 1 | | |
17 | Параллельные плоскости. Работа над ошибками | 1 | | |
18 | Свойства параллельных плоскостей | 1 | | |
19 | Тетраэдр | 1 | | |
20 | Параллелепипед | 1 | | |
21 | Задачи на построение | 1 | | |
22 | Подготовка к контрольной работе | 1 | | |
23 | Контрольная работа №2 по теме: «Параллельность плоскостей» | 1 | | |
24 | Работа над ошибками | 1 | | |
25 | Зачёт №1 по теме: «Параллельность прямых и плоскостей» | 1 | | |
| Перпендикулярность прямых и плоскостей | 20 | | |
26 | Перпендикулярные прямые в пространстве | 1 | | |
27 | Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости | 1 | | |
28 | Признак перпендикулярности прямой и плоскости | 1 | | |
29 | Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости | 1 | | |
30 | Решение задач по теме: «Перпендикулярность прямой и плоскости» | 1 | | |
31 | Расстояние от точки до плоскости | 1 | | |
32 | Решение задач по теме: «Расстояние от точки до плоскости» | 1 | | |
33 | Теорема о трех перпендикулярах | 1 | | |
34 | Решение задач по теме: «Теорема о трех перпендикулярах» | 1 | | |
35 | Угол между прямой и плоскостью | 1 | | |
36 | Решение задач по теме: «Угол между прямой и плоскостью» | 1 | | |
37 | Двугранный угол | 1 | | |
38 | Признак перпендикулярности двух плоскостей | 1 | | |
39 | Решение задач по теме: «Признак перпендикулярности двух плоскостей» | 1 | | |
40 | Прямоугольный параллелепипед | 1 | | |
41 | Решение задач по теме: «Прямоугольный параллелепипед» | 1 | | |
42 | Подготовка к контрольной работе | 1 | | |
43 | Контрольная работа №3 по теме: «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | 1 | | |
44 | Работа над ошибками | 1 | | |
45 | Зачет по №2 по теме: «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | 1 | | |
| Многогранники | 17 | | |
46 | Понятие многогранника | 1 | | |
47 | Призма | 1 | | |
48 | Решение задач по теме: «Призма» | 1 | | |
49 | Пирамида | 1 | | |
50 | Решение задач по теме: «Пирамида» | 1 | | |
51 | Правильная пирамида | 1 | | |
52 | Решение задач по теме: «Правильная пирамида» | 1 | | |
53 | Усеченная пирамида | 1 | | |
54 | Решение задач по теме: «Усеченная пирамида» | 1 | | |
55 | Симметрия в пространстве | 1 | | |
56 | Понятие правильного многогранника | 1 | | |
57 | Элементы симметрии правильных многогранников | 1 | | |
58 | Решение задач по теме: «Правильные многогранники» | 1 | | |
59 | Работа над ошибками | 1 | | |
60 | Контрольная работа №4 по теме: «Многогранники» | 1 | | |
61 | Работа над ошибками | 1 | | |
62 | Зачет №3 по теме: «Многогранники» | 1 | | |
| Заключительное повторение курса геометрии 10 класса | 6 | | |
63 | Повторение по теме: «Параллельность прямых и плоскостей» | 1 | | |
64 | Повторение по теме: «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | 1 | | |
65 | Повторение по теме: «Многогранники» | 1 | | |
66 | Подготовка к контрольной работе | 1 | | |
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
68 | Работа над ошибками | 1 | | |
11