СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа рассчитана на 105 часов .В программу включено календарно-тематическое планирование-сокращённый вариант.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока Количество часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически | |||||||||
Особенности литературного процесса рубежа веков | |||||||||||||||||
1 | Русская литература XX века | 1 | Изучение нового материала |
| Проверка записей, тезисов в тетрадях | Совершенствование навыков тезисной записи лекции учителя | Прочитать с. 3 – 18, составить тезисы, подготовить сообщение по биографии И.А.Бунина? Записать биографию по датам, стр 72 |
|
| ||||||||
Творчество И. А. Бунина (3 часа) | |||||||||||||||||
2 | И.А.Бунин. Жизненный и творческий путь | 1 | Изучение нового материала | Письменный ответ на вопрос 2 с. 26, чт. статьи учебника стр.16-18 | Проверка тезисов, фронтальный и индивидуальный опрос | Развитие устной монологической речи учащихся | Прочитать рассказ «Антоновские яблоки», проанализировать художественные средства создания пейзажа начала рассказа |
|
| ||||||||
3 | Поэтика «остывших» усадеб в прозе Бунина | 1 | Совершенствование знаний, умений, навыков | Письменный ответ на 4 вопрос с. 51.
| Проверка письменных ответов, оценка анализа рассказа «Легкое дыхание» | Развитие умения анализировать и оценивать устные сообщения | Прочитать с. 86 – 89, рассказы из сборника «Темные аллеи» |
|
| ||||||||
4 | Цикл «Темные аллеи». Рассказы И.А.Бунина о любви | 1 | Совершенствование знаний, умений, навыков | Анализ рассказа «Легкое дыхание» (вопросы 7, 8, 9 с. 52) | Фронтальный опрос | Развитие умения выделять художественные детали | Прочитать рассказ «Господин из Сан-Франциско» |
|
| ||||||||
5 | Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» | 1 | Совершенствование знаний, умений, навыков | Контроль ответов на вопросы | Фронтальный опрос | Углубление знаний о реалистических и символических чертах художественной изобразительности | Прочитать с. 84 – 86, подготовить сообщение о биографии М. Горького, Записать биографию по датам, стр 46 |
|
| ||||||||
Жизнь и творчество М. Горького (7 часов) | |||||||||||||||||
6 | М. Горький. Судьба и творчество | 1 | Изучение нового материала | Сообщение учащихся; составление конспекта урока | Фронтальный опрос | Составление конспекта урока | Чтение учебника на с. 46-55, прочитать рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» |
|
| ||||||||
7 | Ранние произведения М. Горького. «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» | 1 | Совершенствование знаний, умений | Анализ и интерпретация рассказов (сообщения учащихся) | Тест, письменный опрос | Развитие речи учащихся (аргументированные ответы, умение вести беседу) | Чтение учебника на с. 49 – 50; ответы на вопросы |
|
| ||||||||
8 | Драматургия М. Горького. Драма «На дне» и система образов. | 1 | Изучение нового материала | Чтение по ролям, составление словесных портретов героев. | Выразительное чтение, интерпретация обстановки «дна» | Составление словесных портретов героев | Чтение учебника на с.56-62; ответы на вопросы с. 70; жизненный путь Сатина, Бубнова, Луки. |
|
| ||||||||
9 | Спор о назначении человека на страницах пьесы «На дне» | 1 | Комбинированный | Сообщения учащихся об обитателях ночлежки | Выполнение теста, фронтальный опрос, комментированное чтение | Правильное использование цитат, аргументированных ответов | Чтение пьесы; наизусть монолог Сатина о Человеке. |
|
| ||||||||
10 | Нравственно-философские мотивы драмы «На дне» | 1 | Обобщение и систематизация знаний. | Инсценирование финала пьесы, выразительное чтение, составление тезисов. | Монолог Сатина (наизусть), комментированное чтение. | Умение ориентироваться в литературоведческих терминах | Подготовиться к сочинению по творчеству Горького стр 71, чтение повестей А. Куприна «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок». |
|
| ||||||||
11-12 | Сочинение по творчеству М.Горького | 2 | Контрольный (учет, оценка ЗУН) | Соотношение частей сочинения. Использование цитат в работе | Составление плана |
| Завершить работу дома. Подготовиться к урокам по тв-ву А.Куприна. Записать биографию по датам, стр 92 |
|
| ||||||||
Жизнь и творчество А. И. Куприна и Л. Андреева (6 часов) | |||||||||||||||||
13 | А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Изображение любви в р. «Гранатовый браслет» | 1 | Изучение нового материала | Сообщения учащихся. Комментир.чтвыразит.чт.фрагментов текста | Ответы уч-ся на вопросы, фронтальный опрос, характеристика героев | Навык анализа прозаического текста | Прочит. повесть «Олеся». Чтение статьи учебника на с. 94-95, 101-107 |
|
| ||||||||
14 | Великая тайна любви. Повесть «Олеся» | 1 | Практическая работа | Эссе: «что ты узнал на уроках по творчеству А.Куприна?» | Тесты. Ответы учеников на вопросы, характеристика героев | Навык анализа прозаического текста | Чт. Учебника на с.98-100, ответы на вопросы 6, 7 стр 108, подгот. к сочинению по тв-ву Бунина, Куприна стр 108 |
|
| ||||||||
15 | Изображение кризиса русской армии в повести «Поединок» | 1 | Изучение нового материала | Сообщения учащихся. Навык анализа прозаического текста. Комментированное чтение | Устный контроль. | Оценивать идейно-художественные искания писателя в контексте эпохи. Связанно излагать мысли | Прочитать повесть Л. Андреева «Иуда Искариот»; ответы на вопросы; подготовить сообщение о жизни Л. Андреева стр 17-18 |
|
| ||||||||
16 | Л. Н. Андреев. Жизнь и творчество. Проблематика повести «Иуда Искариот» | 1 | Изучение нового материала | Составление тезисов, сообщение учащихся, комментированное чтение | Фронтальный опрос | Навык работы с текстом | Прочитать рассказы «Вор», «Баргамот и Гараська» |
|
| ||||||||
17 | Драматизм взаимоотношений человека и окружающего мира в рассказах Л. Андреева | 1 | семинар | Анализ рассказов. Умение обобщать, систематизировать, сравнивать, высказывать свое мнение | Мини-сочинение «Мой Иуда Искариот» | Уметь обобщать, систематизировать, сравнивать, высказывать свое мнение | Прочитать рассказ «Стена», выполнить задание в тетради |
|
| ||||||||
18 | Сочинение по творчеству И. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева | 1 | контрольный | Сбор материала, подборка цитат, составление плана |
| Умение раскрывать тему, использовать цитаты, выражение личного отношения к написанному | Прочитать произведение В.Я.Шишкова, А.П.Чапыгина, С.Н.Сергеева-Ценского (на выбор) |
|
| ||||||||
Русская поэзия «Серебряного века» (7 часов) |
| ||||||||||||||||
19 | Декадентство в русской литературе на рубеже XIX–XX веков. | 1 | Доклады учащихся с последующим обобщением материалы | Доклады учащихся, работа со справочными материалами |
| Умение работать со справочными материалами | Серебряный век в литературе, живописи, музыке, балете |
|
| ||||||||
20 | Серебряный век русской поэзии | 1 | Изучение нового материала | Сообщения учащихся, составление тезисов и схемы | Чтение и анализ стихов | Составление тезисов лекции | Подготовить сообщение «Основные направления русской поэзии начала XX века», составить тезисы статьи учебника «Предшественники символизма» с. 19-43 |
|
| ||||||||
21 | Символизм и поэты-символизмы | 1 | Изучение нового материала | Работа со статьей учебника «Символ, как рождается многозначность символов» с. 121 – 124 | Устный опрос. Контроль за составлением опорных схем | Составление опорных схем | Доклад по биографии и творчеству В. Брюсова, чтение и анализ стихов. Стр 22-26 |
|
| ||||||||
22 | В. Я. Брюсов. Творческий путь поэта | 1 | Изучение нового материала | Сообщения учащихся, составление тезисов, выступление учащихся о поэте, анализ стихотворений | Фронтальный опрос, контроль за составлением тезисов | Выявлять приметы стиля творчества поэта, давать оценку произведению | Чтение статьи на с.19, ответы на вопросы 1, 4, 5 с.44. Наизусть одно стихотворение |
|
| ||||||||
23 | К. Д. Бальмонт. «Поэзия как волшебство» | 1 | Изучение нового материала | Анализ стихотворений | Фронтальный и индивидуальный опрос | Навык анализа лирических произведений; умение выразительного чтения стих-я | Чтение статьи на с.21-22, анализ одного из стихотворений, наизусть одно стихотворение |
|
| ||||||||
24 | Смысл поэзии И.Ф. Анненского | 1 | Изучение нового материала | Анализ стихотворения «После концерта» | Фронтальный и индивидуальный опрос | Навык анализа лирических произведений; умение выразительного чтения стих-я | Чтение статьи |
|
| ||||||||
25 | Групповой зачет по поэзии Серебряного века | 1 | Урок учета ЗУН | Написание собственных текстов | Письменный опрос (тест), зачет по теме «Символизм в русской поэзии» | Умение оперировать знаниями по темам | Чтение и анализ стихотворений А. Блока |
|
| ||||||||
Жизнь и творчество А. Блока (4 часа) | |||||||||||||||||
26 | А.А.Блок. Романтический мир раннего Блока | 1 | Изучение нового материала | Сообщение на тему «Смысл символов Блока», составить конспект урока | Фронтальный опрос | Составлять конспект урока | Подготовить рассказ о поэте, выучить стихотворение «Незнакомка» |
|
| ||||||||
27 | Стихотворение «Незнакомка» | 1 | Совершенствование знаний и умений |
|
| Сопоставительный анализ стих-ний | Прочитать цикл стихотворений о России |
|
| ||||||||
28 | Россия и ее судьба в поэзии Блока(«Русь», «Россия», «На поле Куликовом», «Коршун») | 1 | комбинированный | Сообщение на тему «На поле Куликовом», анализ стихотворения | Ответы на вопросы, устный анализ стихотворения «Россия» | Анализ стих-я «На поле Куликовом»; навыки анализа стих-ний | Выучить стихотворение, посвященное России; прочитать поэму «Двенадцать» |
|
| ||||||||
29 | Старый и новый мир в поэме «Двенадцать» | 1 | Изучение нового материала | Анализ сюжета и образной системы поэмы с использованием статьи Блока «Интеллигенция и революция» | Комментированное чтение поэмы «Двенадцать», ответы на вопросы | Анализ поэмы, навыки выразительного чтения | Прочитать в учебнике главу о поэме, обратить внимание на композицию поэмы |
|
| ||||||||
30 | Новокрестьянские поэты (Н.Клюев и др.) | 1 | Изучение нового материала | Сообщение учащихся, составление схемы, опорных положений акмеизма, футуризма | Тестирование, ответить на вопросы по творчеству поэтов, преодолевших символизм | Умение работать с критической литературой | Чтение учебника с. 37-41, конспект |
|
| ||||||||
Литература 20-30 годов XX века ( 11 часов) | |||||||||||||||||
31 | Н. С. Гумилев. Поэзия и судьба. | 1 | Изучение нового материала | Составление хронологической таблицы |
| Составление конспекта урока | Чтение учебника стр 28-30, выучить стихотворения «Жираф», «Кенгуру» (на выбор) |
|
| ||||||||
32 | А.А.Ахматова. очерк жизни и творчества. Любовная лирика(«Сероглазый король», «Сжала руки под темной | 1 | Изучение нового материала | Составление хронологической таблицы о жизни и творчестве Ахматовой | Оценка ответов на вопросы в процессе анализов стихов | Умение вести диалог, отличать преходящие и вечные ценности | Подготовить сообщение «Тема любви и страданий в лирике Ахматовой». Чтение стихотворений. Составить конспект статьи учебника с. 205-214 |
|
| ||||||||
33 | Тема Родины в творчестве Ахматовой | 1 | Совершенствование и углубление знаний и умений | Сообщения учащихся, запись тезисов доклада, работа со статьей учебника | Проверка сообщений учащихся, оценка выразительного чтения и ответов на вопросы | Умение обобщать, систематизировать, высказывать свое мнение | Прочитать поэму «Реквием», найти в поэме и выписать народно-поэтические элементы: причитания, плач матери по сыну. |
|
| ||||||||
34 | А.Ахматова. Поэма «Реквием» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков | Цитирование, работа с учебником | Оценка ответов учащихся по вопросам домашнего задания. Выразительное чтение. Фронтальный опрос | Развивать умение, определять идею, композицию поэтического текста | Прочитать с.221-227. написать сочинение по творчеству Ахматовой (темы на с. 228учебника) |
|
| ||||||||
35 | М.И.Цветаева. Очерк жизни и творчества. | 1 | Смешанный, с использованием сообщений учащихся | Составление хронологической таблицы жизни и творчества Цветаевой | Проверка и оценка сообщений учащихся | Составление тезисов статьи | С. 260 – 267 учебника, составить конспект статьи, подготовить выразительное чтение стихотворений «Молитва», «Тоска по Родине»… |
|
| ||||||||
36 | Тема России в поэзии Цветаевой | 1 | Урок совершенствования и углубления знаний | План статьи учебника «Тема Дома-России» | Оценка умений анализа текста; художественно-языковое своеобразие лирики Цветаевой | Определение тематики, системы образов, структуры лирики поэта | Анализ стихотворения Цветаевой (письменно), подготовить сообщение «Журнал «Сатирикон» и его сотрудники» |
|
| ||||||||
37 | А. Аверченко – создатель журнала «Сатирикон» | 1 | Изучение нового материала | Сообщение учащихся, запись плана лекции, анализ отдельных эпизодов текста | Оценка ответов на вопросы в процессе комментированного чтения | Анализ отдельных эпизодов текста | Прочитать «Разгром» А. Фадеева (опереж. зад.); составить тезисный план по учебнику с. |
|
| ||||||||
38 | Дневниковая проза М. Пришвина и М. Волошина | 1 | Урок-изучение нового материала с выступлениями учащихся | Чтение произведений, ответы на вопросы, подготовка выразительного чтения | Оценка художественного чтения | Выразительное чтение | Подготовить выступление на тему «Изображение гражданской войны» |
|
| ||||||||
Пути развития литературы в XX столетии. Русская литература после 1917 года (3 часа) | |||||||||||||||||
39 | Роман А. Фадеева «Разгром». Морозка и Мечик | 1 | Изучение нового материала | Работа с текстом, поиски языковых и художественных средств, сжатый пересказ | Тестирование, индивидуальный опрос | Умение сжато пересказывать произведение | Написать реферат о жизни и творчестве А.А. Фадеева. Сопоставительная характеристика Мечика и Морозки |
|
| ||||||||
40 | Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе «Разгром» | 1 | комбинированный | Работа с текстом (письменный опрос), поиск художественных деталей портрета, речи, анализ эпизодов | Фронтальный опрос, аналитическая беседа | Умение анализировать эпизод, умение выразительного чтения | Сочинение малой формы на тему «Смерть Морозки» (анализ эпизода) |
|
| ||||||||
41 | Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы» | 1 | Изучение нового материала | Анализ прозаического текста, определение внешности героев |
| Умение объяснять сходства и различие произведений, составлять хар-ку героев | Повторить основные понятия по теме «Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (учебник с. 327) |
|
| ||||||||
Жизнь и творчество В. В. Маяковского (6 часов) | |||||||||||||||||
42 | В.В. Маяковский. Творческая биография | 1 | Изучение нового материала | Сообщение о кубофутуризме, развернутые ответы на самостоятельные вопросы учащихся | Хронологическая таблица | Умение соотносить творчество поэта с общественной обстановкой | Составить план-схему биографии Маяковского; прочитать поэму «Облако в штанах»; чтение учебника |
|
| ||||||||
43 | Поэма Маяковского «Облако в штанах» | 1 | Объяснение нового материала | Работа с цветом, выразительное чтение | Письменная проверочная работа | Умение выделять стержневую мысль в поэзии В.В. Маяковского | Проанализировать «Левый марш», «Оду революции» |
|
| ||||||||
44 | Маяковский и революция | 1 | Изучение нового материала | Анализ стихотворений, составлений аннотаций к прочитанному, сообщения учащихся | Мини-сочинение | Умение проводить анализ лирического текста | Чтение пьес «Клоп» и «Баня» |
|
| ||||||||
45 | Настоящее и будущее в пьесе «Клоп» | 1 | комбинированный | Умение находить приемы комического изображения в пьесе с опорой на традиции сатиры XIX века | самоконтроль | Находить приемы комического изображения в пьесах, анализировать ключевые проблемы | Письменный анализ стихотворений о любви (по выбору); прочитать поэму «Про это» |
|
| ||||||||
46 | Любовь и быт в поэзии Маяковского | 1 | Совершенствование ЗУН | Самостоятельные наблюдения над лирическим сюжетом | Фронтальный и индивидуальный опросы | Анализ построения устного монолога | Составить тесты по творчеству Маяковского, подготовиться к сочинению |
|
| ||||||||
47 | Подготовка к сочинению по творчеству Маяковского | 1 | Совершенствование ЗУН | Умение составлять план к сочинению, уместное использование цитат |
| Умение составлять план к сочинению, выдерживать сочинение в одном стиле | Подготовить сообщение о жизни и творчестве С. Есенина; написать сочинение |
|
| ||||||||
Эволюция творчества С. Есенина (5 часов) | |||||||||||||||||
48 | С.А. Есенин: поэзия и судьба | 1 | Изучение нового материала | Выразительное чтение стихов, анализ | Письменный анализ стихотворения | Знать биографию поэта | Знать биографию С. Есенина, прочитать стихотворение из сборника «Радоница» |
|
| ||||||||
49 | Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина | 1 | комбинированный | Самостоятельный анализ поэтического текста | Устный и письменный анализ стихотворения | Умение анализировать стих-е С.Есенина | Выучить стихотворение С. Есенина о родине; подготовиться к классному сочинению; прочитать поэму «Анна Снегина» |
|
| ||||||||
50 | Поэма С. Есенина «Анна Снегина» | 1 | Урок-беседа, изучение нового материала | Письменный ответ на домашний вопрос (сам. раб.) | Индивидуальная, самостоятельная работа | Знать содержание поэты, уметь анализировать, обобщать и делать выводы | Вспомнить «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина, образ Е. Пугачева |
|
| ||||||||
51 | Трагедия мятежной души в поэме С.Есенина «Пугачев» | 1 | комбинированный | Характеристика героев поэмы, самостоятельная работа «Пугачев в моем представлении» | Тестирование, фронтальный опрос | Знать содержание поэты, уметь анализировать, обобщать и делать выводы | Ответить письменно на вопрос «Что сближает Есенина со своим героем?»; подготовиться к сочинению |
|
| ||||||||
52 | Сочинение по творчеству С.А.Есенина | 1 | Урок развития речи | Глубокий анализ лирического текста |
| Умение составлять план к сочинению, выдерживать сочинение в одном стиле | Прочитать рассказ А. Толстого «День Петра» |
|
| ||||||||
Общий обзор произведений 30-х годов (3 часа) | |||||||||||||||||
53 | Произведения прозы 30-х годов. Общий обзор | 1 | Изучение нового материала | Сообщения учащихся, составление плана лекций учителя |
| Умение составлять план лекции учителя | Материал учебника с. 5 – 11; вопросы 1 – 4 с. 34; перечитать сцены из романа «Петр I»: народ у Кремля (кн 1, гл 1, сц 16); казнь Кульмана (кн 1, гл 5, сц 9); кабак на Варварке (кн 2, гл 1, сц 2) |
|
| ||||||||
54 - 55 | А. Толстой. Историческая проза. Панорама русской жизни. Образ Петра Первого в романе «Петр Первый» | 2 | Изучение нового материала; совершенствование и углубление знаний, умений, навыков | Выступление учащихся, анализ эпизода | Оценка выступлений учащихся |
| Материал учебника с. 36 – 40. вопрос 3 с. 37 |
|
| ||||||||
Мир и человек в произведениях М. А. Шолохова (6 часов) | |||||||||||||||||
56 | М.А.Шолохов. Жизненный и творческий путь | 1 | Изучение нового материала | Выявление авторской позиции через анализ сюжета, пейзажа, портрета, через название рассказов |
| Знать биографию писателя, значение личности в произведениях М.Шолохова. | Учебник с. 49 – 59; прочитать 1 – 2 части «Тихого Дона», ответить на вопросы |
|
| ||||||||
57 | Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон» | 1 | Составление схемы, опорных положений акмеизма, футуризма | Работа по карточкам. Сопоставительная характеристика произведений. | Прочитать 1 главу 5 части, прокомментировать последнее предложение | Уметь анализировать отдельные эпизоды, проводить сопоставительную хар-ку | Прочитать главу 5, 7, 8, 10, 12 части 3; главы 3, 4 части 4 «Тихого Дона»; ответить на вопросы |
|
| ||||||||
58 | События революции и гражданской войны в романе «Тихий Дон» | 1 | Составление схемы, опорных положений акмеизма, футуризма | Записать самостоятельно вывод по влиянию войны на людей, характеристика героев | Фронтальный опрос | Умение сравнивать эпизоды, выявление авторской позиции | Прочитать 11, 12, 13, 28 главы части 5; ответить на вопросы. Анализ эпизода расстрела заложников на хуторе Татарское гл 4 ч 6 |
|
| ||||||||
59 | Образ Григория Мелехова | 1 | Совершенствование знаний, умений, навыков | Характеристика героя, финал романа и его смысл | Характеристика героя | Умение грамотно строить монологическое высказывание | Письменно ответить на вопрос «В чем трагедия Григория Мелехова?»; подготовиться к сочинению |
|
| ||||||||
60 | Сочинение по творчеству М.Шолохова | 1 | Урок обобщения и контроля |
|
| Понимание темы сочинения, умение доказывать, делать выводы, логично и последовательно излагать мысли | Дописать сочинение; чтение романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» |
|
| ||||||||
61 | У литературной карты. Изображение русского национального характера | 1 | Обзорный урок с выступлениями учащихся | Выступления учащихся | Сравнительный анализ | Умение находить поэтические приемы | Сравнить героев Б.Шергина с героями Н. Лескова. Выучить стихотворение С. Прокофьева, сделать анализ |
|
| ||||||||
Жизнь и творчество М. А. Булгакова (6 часов) | |||||||||||||||||
62 | М.А.Булгаков. судьба и книги | 1 | Изучение нового материала | Сообщение подготовленное учеником, запись лекции устные ответы на вопросы по теме урока |
| Умение делать выводы, проводить аналогии | Прочитать по учебнику с. 91 – 95; составить таблицу «Этапы биографии М. Булгакова»; в романе «Мастер и Маргарита» найти «двойников» в двух сюжетных пластах |
|
| ||||||||
63 | Роман «Мастер и Маргарита» | 1 | Изучение нового материала | Анализ стилистических особенностей предложенных отрывков (из гл 2, 28) | Сочинение-миниатюра «Иешуа – Мастер – Булгаков». Каков смысл этих взаимных отражений? | Умение анализировать своеобразие композиции жанра произведения | Перечитать гл 2, 16, 25, 26, 31, 32, эпилог. Пилат и Иешуа |
|
| ||||||||
64 | Три мира в романе «Мастер и Маргарита» (Сатирическое изображение московского общества) | 1 | комбинированный | Сообщение ученика «Сопоставление «ершалаимских» глав и библейского первоисточника, сходство и различие» | Игра «Угадай героя по фразе из романа» | Умение выполнять сравнительный анализ глав о Понтии Пилате, находить интертекстуальные связи | Подготовить рассказ о судьбе Мастера и Маргариты, выписать цитаты с упоминанием символических деталей, связанных с историей любви в романе |
|
| ||||||||
65 | Тема любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита» | 1 | комбинированный | Сообщение учащихся «Судьба Мастера», «Судьба Маргариты» | Литературная беседа | Умение вступить в дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения | Познакомиться с темами сочинений на с. 119; составить план к одной теме; выбрать цитаты; подготовиться к сочинению |
|
| ||||||||
66 - 67 | Сочинение по творчеству М.Булгакова | 2 | контрольный | Сбор материала, подбор цитат, составление плана |
| Умение раскрыть тему, выражать личностное отношение к проблеме, поднятое в сочинении | Прочесть по учебнику с. 120 – 123; составить тезисы; подготовить сообщение о жизни Б.Пастернака |
|
| ||||||||
Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака (4 часа) | |||||||||||||||||
68 | Б.Л.Пастернак. жизненный и творческий путь | 1 | Изучение нового материала | Сообщения учащихся, составление хронологической таблицы | Опрос, работа над вопросами | Умение отбирать материал, необходимый для исследования жизни и творчества Пастернака | Подготовить анализ стихотворений «Февраль. Достать чернил и плакать», «Снег идет», «Плачущий сад». Выучить наизусть. |
|
| ||||||||
69 | Лирика Б. Пастернака | 1 | Совершенствование знаний, умение, навыков | Письменный анализ стих-я с использованием заданий учебника (с. 130 – 131) | Вопросы учителя | Умение выделять идейное и художественное своеобразие лирического произведения | Выучить наизусть стих-е «В больнице», «Гамлет», «Гефсиманский сад» (по выбору) |
|
| ||||||||
70 | Роман «Доктор Живаго». Духовные искания героя | 1 | Знакомство с новым материалом | Подготовка сообщений учащихся «Образ Ю. Живаго в системе образов романа» | Тесты на знание текста | Умение анализировать произведение | Подготовиться к письменной работе по творчеству поэта |
|
| ||||||||
71 | Письменная работа по творчеству Б.Пастернака Анализ стих-ний | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Анализ лирического произведения | Ответы на вопросы на с. 138; самостоятельная работа | Умение анализировать произведение | Подготовить сообщение о жизни и творчестве А. Платонова. Читать рассказ «Июльская гроза» |
|
| ||||||||
Жизнь и творчество А. П. Платонова (3 часа) | |||||||||||||||||
72 | А.П.Платонов. Жизнь и творчество. | 1 | Изучение нового материала | Анализ рассказа «Июльская гроза», составление хронологической таблицы | Самостоятельный анализ текста по вопросам учебника на с. 143 | Умение составлять хронологическую таблицу, анализировать, делать выводы | Подготовить анализ рассказа Платонова «Фро»; читать повесть «Котлован» |
|
| ||||||||
73 | Герои и проблематика прозы А.Платонова | 1 | Урок-дискуссия | Анализ произведений А.Платонова по вопросам учебника на с.143 | Самостоятельная работа | Умение правильно строить дискуссию | Повесть «Котлован». История создания повести и ее судьба |
|
| ||||||||
74 | Герой-мечтатель и проблема поиска истины в повести «Котлован» | 1 | Совершенствование умений и навыков | Письменный ответ на вопрос «Поиски смысла общего и личного существования. Возможно ли это?» | Ответы на вопросы учителя, выборочная проверка ответа на проблемный вопрос | Умение работать с текстов, учась выделять проблемные вопросы | Составить тесты по творчеству А.Платонова; подготовить сообщение по творчеству В.Набокова (инд.) |
|
| ||||||||
Жизнь и творчество В. Набокова (2 часа) | |||||||||||||||||
75 | В.В.Набоков. Жизнь и творчество. Лирика | 1 | Урок изучения нового материала | Сопоставительный анализ стихов Набокова и Бунина | Хронологическая таблица | Репродуктивное изложение биографии писателя | Материал учебника с.159 – 162; прочитать рассказ «Облако, озеро, башня» и ответить на вопросы на с. 167 учебника |
|
| ||||||||
76 | Рассказ «Облако, озеро, башня» | 1 | Совершенствование знаний, умение, навыков | Анализ произведений | Текущая проверка, блиц-опрос | Умение пользоваться литературоведческой терминологией в анализе произведения | Домашнее сочинение по творчеству В.Набокову |
|
| ||||||||
Развитие литературы в послевоенные годы (12 часов) | |||||||||||||||||
77 | Лирика и проза периода Великой Отечественной войны | 1 | Урок усвоения материала и формирования знаний | Монологические выступления, анализ стих-я | Текущая проверка | Умение выявлять художественные ср-ва, хар-ные для лирики военных лет | Материал учебника с 171 – 176; 186 – 190. Подготовить сообщение по биографии А.Т.Твардовского (инд.) |
|
| ||||||||
78 | А.Т.Твардовский. Жизненный и творческий путь. Поэма «Василий Теркин» | 1 | Изучение нового материала | Анализ стих-ний, обсуждение прочитанного | Составить перечень основных мотивов лирики А.Твардовского, подтвердить строчками из стих-ний | Знать биографию писателя, анализировать эпизоды поэмы, определять хар-ные черты стиля автора | Материал учебника с 193 – 196; 196 – 204. Выучить стих-е |
|
| ||||||||
79 | Поэма «По праву памяти» | 1 | Урок формирования ЗУН | Ответы на вопросы, работа с учебником | Анализ поэтического текста | Умение сопоставлять тексты, знать биографию поэта в единстве с исторической обстановкой | Подготовка к сочинению по творчеству А. Твардовского |
|
| ||||||||
80 | Подготовка к сочинению по творчеству А.Твардовского | 1 | Урок контроля, учета ЗУН | Написание сочинения, подбор цитат; составление плана | Самостоятельная работа (написание сочинения) с последующим контролем учителя | Умении писать сочинение, знание роли поэта, автора произведения | Литературный процесс 50-80-х годов (по учебнику обзорно прочитать) |
|
| ||||||||
81 | Герои и проблематика «военной прозы» | 1 | Урок-семинар | Выступления учащихся | Контролируется и оценивается подготовленность учеников к семинару | Умение выступать перед аудиторией, аргументировать, доказывать, искать истину | Мини-сочинение «Мой любимый герой в произведении о войне» |
|
| ||||||||
82 | Поэтическая «оттепель». | 1 | Литературный салон | Выступления учащихся, чтение стихов наизусть | Работа в творческих группах | Выразительное чтение наизусть | Письменный анализ стих-я (по выбору). «Тихая» лирика (по учебнику) |
|
| ||||||||
83 | «Деревенская проза» 50 – 80 годов | 1 | Урок-презентация | Самостоятельный анализ предложенного эпизода | Проверка и оценка презентации | Умение анализировать, давать эстетическую оценку произведению, аргументировать ее | Творчество В.Распутина. «Прощание с Матерой» |
|
| ||||||||
84 | Творчество В. Распутина. Повесть «Прощание с Матерой» | 1 | Урок обобщения и систематизации полученных ЗУН | Ответы на вопросы, работа по карточкам | Опрос, составление и обсуждение тезисного плана | Умение определять роль эпиграфа, тему, идею | Художественный рассказ В.Астафьева «Царь-рыба»; проблема экологии в Татарстане (инд. зад.) |
|
| ||||||||
85 | Художественный мир В. Астафьева | 1 | Урок обобщения и систематизации полученных ЗУН | Ответы на вопросы, анализ эпизода, составление тезисов | Обсуждение экологических проблем на фоне идейного содержания повести «Царь-рыба» | Умение анализировать эпизод, знание особенностей творчества Астафьева | Составить тезисы по теме «Литература 70 – 80 годов»; прочитать «Старший сын» А. Вампилова; «Обмен» Ю. Трифонова |
|
| ||||||||
86 | Ю. Трифонов «Обмен» (проза), А.Вампилов «Старший сын» (драма). Нравственно-философская проблематика | 1 | Изучение нового материала | Сопоставительный анализ литературного произведения с театром и кино | Ответы на вопросы по теме | Умение выделять нравственно-философскую проблематику произведения | Материал учебника, выразительное чтение произведений А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высотского |
|
| ||||||||
87 | Авторская песня 70 – 80 годов | 1 | Изучение нового материала | Сопоставительный анализ стих-ний разных авторов, выразительное чтение стих-ний | Ответы на вопросы по теме | Знание авторов и их творчества | Материал учебника, биография Н. Заболоцкого (инд. зад.) |
|
| ||||||||
88 | Н.А.Заболоцкий. Поэзия | 1 | Изучение нового материала | Анализ стих-ний, ответы на вопросы по теме | Проверка выполненных работ с помощью алгоритма | Умение анализировать стих-е, давать оценку лирическому произведению на основе личностного восприятия и осмысления | Выучить наизусть стих-е, проанализировать стих-е «Некрасивая девочка» |
|
| ||||||||
Творчество В. Шукшина (4 часа) | |||||||||||||||||
89 - 90 | Проза В.М.Шукшина. Тема города и деревни | 2 | Совершенствование и углубление знаний, навыков и умений | Ответы на вопросы по теме, анализирование отдельных эпизодов | Письменный ответ на вопрос, характеристика героев | Умение анализировать, выражать свои мысли литературным языком | Подготовиться к классному сочинению; читать повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» |
|
| ||||||||
91 - 92 | Сочинение по творчеству В.М.Шукшина | 2 | контрольный | Сбор материала, подбор цитат, составление плана |
| Умение дать хар-ку героя, анализировать, выражать свои мысли литературным языком, умение раскрыть тему, выражать личностное восприятие проблемы, поднятое в сочинении | Прочитать повесть А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» |
|
| ||||||||
Жизнь и творчество А. И. Солженицына (5 часов) | |||||||||||||||||
93 | А.И. Солженицын. Жизнь и судьба. «Один день Ивана Денисовича» | 1 | Освоение новых знаний | Выполнение заданий по карточкам, выступление учащихся, конспектирование | Анализ эпизодов произведения | Знать творческий путь писателя, содержание повести, уметь характеризовать героев произведения | Составить хронологическую таблицу по творчеству писателя; прочитать «Красное колесо» |
|
| ||||||||
94 | А.И. Солженицын. Обзор романа «Архипелаг ГУЛАГ» | 1 | Лекция учителя, освоение новых знаний | Составление плана лекции, работа с критической литературой | Выступление учащихся (с использованием СМИ) | Умение составлять план лекции | Выполнить задание на с. 118 учебника; прочитать рассказ «Матренин двор» |
|
| ||||||||
95 | Тема народного праведничества в рассказа «Матренин двор» | 1 | Совершенствование знаний, умений, навыков | Анализ рассказа с отработкой понятия «тип героя-праведника» | Вопросы учителя и ответы учащихся | Умение анализировать текст | Подготовиться к сочинению по творчеству А. Солженицына |
|
| ||||||||
96 | Письменная работа по творчеству А.И. Солженицына (письменный анализ текста) | 1 | Письменная работа | Письменная работа на заданную тему |
| Умение анализировать текст и находить в нем что-то новое для себя | Прочитать по учебнику о творчестве Е.Носова, В.Шаламова, В.Солоухина |
|
| ||||||||
Обзор русской литературной жизни последних лет (6 часов) | |||||||||||||||||
97 | У литературной карты России. Обзор творчества Е.Носова, В.Шаламова, В.Федорова, В.Солоухина | 1 | Урок-семинар | Работа с текстами произведений данных авторов. Сообщение учащихся | Проверка знаний текстов изучаемых произведений | Умение давать монологические ответы, работать в группе | Конспект статьи (с планом и тезисами) с 326 – 327 учебника; читать произведения Л. Петрушевской |
|
| ||||||||
98 | Своеобразие современной реалистической прозы | 1 | Ознакомление с новым материалом | Конспектирование лекции | Беседа по прочитанным произведениям (на знание текста) | Умение конспектировать лекцию, правильно строить монологический ответ, рассуждать | Составить план статьи «Реалистическая проза» (с. 328 – 340); подготовиться к беседе |
|
| ||||||||
99 | Поэзия и проза с модернистской доминантой. Проза Татьяны Толстой | 1 | Урок-презентация | Работа над анализом текстов | Проверка письменных ответов на вопрос | Умение определять и выделять основные черты эссе | Подготовить ответ по плану – рассуждением над определением «эссе» (с. 351 учебника); подготовить сообщение о судьбе И. Бродского (с. 352 – 356) |
|
| ||||||||
100 | Поэзия и судьба И. Бродского | 1 | Ознакомление с новым материалом | Самостоятельный анализ стих-я «На смерть друга» и стих-я из цикла «Часть речи» | Проверка анализа стих-я «На смерть друга»; беседа | Умение анализировать сти-е | Подготовиться к беседе по вопросам (с. 359 – 362); подготовиться к литературоведческому диктанту по основным понятиям раздела |
|
| ||||||||
101-102 | Современная литературная ситуация: реальность и перспективы | 2 | Сообщение и систематизация знаний, семинар | Литературоведческий диктант по основным понятиям раздела. Современные журналы в Татарстане: «Казань», «Татарстан» | Проверка диктанта, проверка анализа стих-я И.Бродского | Умение рассуждать, проводить параллели, сопоставлять и сравнивать |
|
|
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
Роговская средняя общеобразовательная школа
« Утверждаю»
Директор МБОУ Роговской СОШ
Приказ от 31.08.2018 №94
Подпись руководителя…………………Шевцова И.А.
Печать
Рабочая программа
по русскому языку
для 11 класса
Уровень: базовый
Учитель: Плахова В. И.
Категория: высшая
Кол-во часов: 102 часа (3 часа в неделю)
х.Можаевка
2018
РАЗДЕЛ 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
-Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от05.03.2004 №1089;
-Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) образования по литературе(базовый уровень);
-Примерная программа по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (10-11классы) (базовый уровень) (авторы: Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, /С.А.Леонов и друние.-М.:Дрофа,2008), рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования 2004 г. и учебным планом образовательного учреждения.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
1. Курдюмова Т.Ф. Литература. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/Т.Ф.Курдюмова и др. – М.:Дрофа, 2009.
2. Курдюмова Т.Ф. Литература. 11 класс: учебник-хрестоматия: в 2 ч./Т.Ф.Курдюмова. - М.:Дрофа, 2009.
3. Курдюмова Т.Ф. Литература. 11 класс: методические рекомендации /Т.Ф.Курдюмова. - М.:Дрофа, 2009.
Дополнительная литература:
1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. В 2 частях.- М.: ВАКО, 2006
2. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-Пресс,2009
3. Т.Ю.Алиева, Т.В.Торкунова .Тесты по литературе.-М.:Айрис-пресс,2004
4. И.В.Щербинина. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.-М.:Дрофа, 2008
5. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:Астрель, 2004
Изучение литературы в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
РАЗДЕЛ 2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты должны отражать:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:
понимание ключевых проблем изученных произведений; русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Знать/понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
• основные теоретико-литературные понятия;
Уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
• определять род и жанр произведения;
• сопоставлять литературные произведения;
• выявлять авторскую позицию;
• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• участия в диалоге или дискуссии;
• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Литература XX века
Введение
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне».Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
Жизнь и творчество(обзор)
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны».
Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава».
Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
В. В. Хлебников
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».
Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
Жизнь и творчество(обзор)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
«Облако в штанах».
Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.
Крестьянская поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».
Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
«Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.
Русская литература 20-40-х годов(обзор)
Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. "Серапионовы братья". Советская литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).
А.Н.Толстой.
Жизнь и творчество(обзор)
"Петр Первый".
Советский исторический роман. Судьбы русского исторического романа в XX в. (А.Толстой, М.Алданов). Картины Руси XVII в. в романе "Петр Первый". Образ Петра (становление личности в эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля).
А.А.Фадеев.
Жизнь и творчество(обзор)
"Разгром".
Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.
М.И.Цветаева.
Жизнь и творчество(обзор)
"Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ( «Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. (по выбору учителя и учащихся).
Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.
О.Э.Мандельштам.
Жизнь и творчество(обзор)
«Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. (по выбору учителя и учащихся). Яркость поэтической палитры поэта.
Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
А.А.Ахматова.
Жизнь и творчество (обзор)
«Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (по выбору учителя и учащихся).
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.
«Реквием».
Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.
Б.Л.Пастернак.
Жизнь и творчество (обзор).
«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «3имняя ночь» (по выбору учителя и учащихся).
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление "поймать живое". Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
"Доктор Живаго" (обзор).
Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.
М.А.Булгаков.
Жизнь и творчество(обзор).
"Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору учителя и учащихся).
"Белая гвардия". Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. "Дни Турбиных" - пьеса по роману "Белая гвардия". Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.
"Мастер и Маргарита". Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская "дьяволиада" в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
А.П.Платонов.
Жизнь и творчество(обзор).
"Котлован", "Сокровенный человек", "Шарманка", "Впрок" и др. (по выбору учителя и учащихся).
Трудная судьба писателя. "Непростые" простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.
М.А.Шолохов.
Жизнь и творчество писателя(обзор).
"Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии.
Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.
Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы
И.С.Шмелев.
«Солнце мертвых».
Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и точность описаний природы. Острое чувство родины.
М.А.Алданов.
«Чертов мост».
Исторические романы и повести, портреты и очерки. Стремление охватить историю Европы за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост».
В.В.Набоков.
«Другие берега», «Дар», «Защита Лужина», «Машенька» (по выбору учителя и учащихся).
Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок.
Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза»; "Сказка" и др.) Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. Романы "Машенька", "Король, дама, валет", "Защита Лужина", "Дар" и другие произведения. Романы на английском языке ("Лолита", "Пнин", "Бледный огонь", "Другие берега" и др.).
"Другие берега" - автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе. Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя.
"Дар" - последний роман Набокова на русском языке. Роман об ответственности человека за то, как он использует тот дар, который ему дала судьба. Творческий путь героя - писателя Годунова-Чердынцева. Необычность композиции романа. Мастерство Набокова-стилиста.
"Защита Лужина" как роман о трагической судьбе талантливого человека.
Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.
Великая Отечественная война в литературе
Обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся.
Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, 0.Берггольц и др.)- Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского, "Непокоренные" Б.Горбатова, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Звезда" Э.Казакевича, "Волоколамское шоссе" А.Бека и др.
Драматургия: "Нашествие" Л.Леонова, "Дракон" Е.Шварца и др.
Русская литература 50- 90-х годов XX века
обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся
Литература 50-х - начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.
А.Т.Твардовский.
«Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др.
Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).
«За далью — даль» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
Твардовский — редактор журнала «Новый мир».
И.А.Бродский.
Стихотворения из сборников«Конец прекрасной эпохи», «Части речи» (по выбору учителя и учащихся).
Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.
А.И.Солженицын.
«Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы),"Как нам обустроить Россию"и др. (по выбору учителя и учащихся).
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.
В. Т. Шаламов
Жизнь и творчество (обзор).
История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.
В.П.Астафьев.
"Последний поклон","Печальный детектив"и др. (по выбору учителя и учащихся). Обзор.
"Последний поклон" - многоплановое произведение писателя, Мотивы трагического бессилия и оценка писателем "событий бытия". Природа и человек.
Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу ("Печальный детектив").
В.Г. Распутин.
"Последний срок", "Прощание с Матёрой", "Живи и помни" (по выбору учителя и учащихся).
Трагическое решение проблемы отцов и детей ("Последний срок").
Уважение к прошлому, историческая память народа в романе "Прощание с Матёрой".
Тема гражданской ответственности в романе "Живи и помни". Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.
В. М. Шукшин
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
А. В. Вампилов
Пьеса «Утиная охота».
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Реализм и модернизм.
Э. Хемингуэй
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Старик и море».
Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.
РАЗДЕЛ 4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.