СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа разработа по ФГОС, С КОНТРОЛЬНО ИЗМЕРИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ
_
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» создана для 4 класса на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373 (с изменениями от 26 ноября 2010г. № 1241, от 22 сентября 2011г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060);
Устава муниципального общеобразовательного учреждения «Каракокшинская средняя общеобразовательная школа»;
Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу МОУ «Каракокшинская СОШ», утверждённого приказом от31.08.2017 г № 55Г;
Учебного плана МОУ «Каракокшинская СОШ на 2018 – 2019 учебный год.
авторской программы «Технология». 4 класс / авт.- сост. Е.А.Лутцева— М.: «Вентана Граф», 2010. — 80 с.
Цели и задачи обучения
Целью уроков технологии в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Технология»:
• развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
• формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий),
взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
• формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
• овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
• использование приобретенных знании о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно- конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
• развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; .
• воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Программа обеспечена следующим учебно -методическим комплектом:
Технология: Ступеньки к мастерству: 4 кл.: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ Е.А. Лутцева; под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана- Граф, 2012.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
График контрольных и практических работ
Форма работы | Количество часов | Номера уроков и дата |
Экскурсии | 1 | |
Исследования | 4 | |
Практические работы | 7 | |
Выставки | 4 | |
Урок - проект | 4 | |
Творческие мастерские | 3 | |
Итоговое тестирование по технологии за 4 класс | 1 | |
Мониторинг сформированности коммуникативных УУД | 2 | |
Форма организации занятий – урок.
При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, экскурсии). При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения и их элементов: технология организации группового взаимодействия, технология деятельностного обучения, уровневой дифференциации, проблемно-диалогового обучения; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.
Промежуточная аттестация- тест.
Рабочая программа по курсу «Технология» разработана с учетом учащихся 4 Б класса, в классе есть обучающиеся с ЗПР (VII вида). Программа составлена с учетом уровня обученности учащихся, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода.
Для учащихся с ЗПР (VII вида) разработаны:
индивидуальные алгоритмы изучения нового материала, учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения;
дополнительный дидактический материал;
индивидуальные алгоритмы изучения нового материала;
памятки при работе с инструментами.
Общая характеристика учебного предмета
Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего, абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создаёт важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счёте низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
Значение и возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
В рамках предмета технология вводится общественно-полезный труд и информатика в количестве 10 % учебного времени.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю, исходя из продолжительности учебного года 34 учебные недели).
Планируемые результаты изучения предмета «Технология»
Личностные результаты
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Оценивать поступки, Явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями.
Описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров.
Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.
Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда.
Метапредметные результаты
Метапредметным результатом изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный, поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Регулятивные универсальные учебные действия
Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения.
С помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного.
Совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.
Самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи).
Предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных.
Самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты.
Выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия.
Осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные универсальные учебные действия
Искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет.
Приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать её для выполнения предлагаемых и жизненных задач.
Делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать и аргументировать.
Слушать других, уважительно относиться к их мнениям, пытаться договариваться.
Сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи).
Содержание программы по предмету
«технология»
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14 часов)
Преобразовательная деятельность человека в XX - начале XXI в. Научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы, роль разума человека в её предотвращении.
Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа, нефти) впромышленности и быту.
Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике, информационно - компьютерных технологиях.
Самые яркие изобретения начала XX в. (в обзорном порядке). Начало XXI в. — использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.
Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.
Коллективные проекты.
Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. Правила безопасного пользования бытовыми приборами.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (8 ч)
Изобретение и использование синтетических материалов с определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.
Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.). [Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Синтетические материалы — полимеры (пластик, поролон). Их происхождение, свойства.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.
Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна — единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от её назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и её вариантами (тамбур, петля вприкреп, ёлочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.
Конструирование и моделирование (5 ч)
Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Техника XX — начала XXI в. Её современное назначение (удовлетворение бытовых, профессиональных, личных потребностей, исследование опасных и труднодоступных мест на земле и в космосе и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.).
Использование информационных технологий (8ч)
(практика работы на компьютере)
Современный информационный мир. Использование компьютерных технологий в разных сферах жизнедеятельности человека. Персональный компьютер (ПК) и дополнительные приспособления (принтер, сканер, колонки и др.). Знакомство с текстовым редактором. Поиск информации в компьютере и Интернете. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование, сохранение, удаление, печать (вывод на принтер). Программы Word, PowerPoin
Контроль и оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
Текущий:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
степень самостоятельности;
уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Критерии оценки
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
• степень самостоятельности в выполнении работы;
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.).
Характеристика цифровой оценки (отметки)
• “5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);
• “4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения недостаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;
• “3” ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время.
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок. Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности.
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:
полнота и правильность ответа, соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам, аккуратность сборки деталей, общая эстетика изделия – его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
в заданиях проектного характера внимание обращается на умения принять поставленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско-технологических проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение, а также отмечать активность, инициативность,
коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Для итоговой аттестации каждый ученик ведет свой «Портфель достижений», куда собирает зачтённые результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчёты о выполненных проектах и (или) проверочных заданий, грамоты, благодарности и т. п.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
| Дата | Тема урока | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия | Личностные результаты | |||||
план | факт | |||||||||
| | | Техника безопасности. Современное производство. | Называет производимые материалы, их свойства, способы обработки. | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Осуществляет текущий и итоговый контроль выполненной работы, проверяет модели в действии, вносит необходимые конструктивные доработки. | Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов природы, результатов трудовой деятельности человека-мастера. Принять другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. | ||||
| | | Чеканка. | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, чертежи. Реализовывает реальные собственные замыслы. Создает несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет инструкции в действии, вносит коррективы | Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи). Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и квалифицирует факты и явления. Делает выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. | Оценить поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. Описывая свои чувств и ощущения от наблюдаемых явлений. Событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров. | ||||
| | | Электрифицированная игрушка Мониторинг сформированности коммуникативных УУД (старт) | Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Решает задачи по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. | Предлагает конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. Высказывает свою точку зрения и пытается ее обосновывать и аргументировать. | Положительно относится к труду людей ремесленных профессий. Воспитание и развитие внимательного и доброжелательного отношения к сверстникам. | ||||
| | | Модель телефона. Кроссворд. | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, чертежи. Реализовывает реальные собственные замыслы. Создает несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет инструкции в действии, вносит коррективы | Выполняет и формулирует учебную проблему. Отбирает наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты. Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договариваться. Сотрудничает, выполняет различные рли в группе, при совместном решении проблемы (задачи) | Принимать другие требования и высказывания, уважительно относиться к ним. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труд. | ||||
| | | Модель современного предприятия | Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Находит и исправляет ошибки в своей практической деятельности. Справляется с доступными проблемами. Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и классифицирует факты и явления. Высказывает свою точку зрения и пытается ее обосновывать и аргументировать | Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов природы, результатов трудовой деятельности человека-мастера. Принять другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. | ||||
| | | Изделие из вторсырья. Урок 1. Эскиз. Разметка. | Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, чертежи. Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. | Предлагает конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления из числа освоенных. Делает выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. | Принимать другие мнеия и высказывания, уважительно относиться к ним. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труд. | ||||
| | | Изделие из вторсырья. Урок 2. Сборка. Оформление работы | Решает задачи по моделированию, воспроизведению и конструктированию объектов. Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. Реализовывает собственные замыслы. | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Самостоятельно отбирает наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты. Высказывает свою точку зрения и пытается ее обосновать. | Уважительно относиться к чужому мнению. Умение учувствовать в диалоге, сотрудничать в паре. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. | ||||
| | | Изделие из перчатки «Зайчик» Урок 1. | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, чертежи. Реализовывает реальные собственные замыслы. Создает несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет инструкции в действии, вносит коррективы | Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи). Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и квалифицирует факты и явления. | Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труд. | ||||
| | | Изделие из перчатки «Зайчик» Урок 2. | Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Находит и исправляет ошибки в своей практической деятельности. Справляется с доступными проблемами. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. | Выполняет задания по коллективно составленному плану, сверяет с ним свои действия. Осуществляет текущий и итоговый контроль выполненной работы, проверяет модели в действии, вносит необходимые конструктивные доработки. | Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности, человека-мастера. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информации., перерабатывать ее | ||||
| | | Изделие из носка. «Собачка» Урок 1. | Создает несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет конструкции в действии. | Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Приобретает новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений. | Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труд. | ||||
| | | Изделие из носка. «Собачка» Урок 2. | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, чертежи. Реализовывает реальные собственные замыслы. Создает несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет инструкции в действии, вносит коррективы | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Самостоятельно отбирает наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты. Высказывает свою точку зрения и пытается ее обосновать и аргументировать. | Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. | ||||
| | | Сюрпризца. Урок 1. Технологическая документация, выкройка | Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. Решает задачи по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов. Реализовывает реальные собственные замыслы. | Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Предлагает конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. | Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций. Сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. | ||||
| | | Сюрпризца. Урок 2. Отделка деталей. Сборка | Выполняет работу с опорой на схемы, план, рисунки, простейшие чертежи. Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективно технологической деятельности. | Самостоятельно отбирает наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты. Делает выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. | Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. | ||||
| | | Елочная подвеска | Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Прогнозирует результат собственной и коллективно технологической деятельности. Определяет необходимые действия и технологические операции и применяет их для решения практических задач. | Воспринимает и усваивает новую информацию. Проявляет терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдает культуру труда. Производит контроль и оценку результатов работы. | Сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда | ||||
| | | Гирлянда «Дракон» | Создает несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет инструкции в действии, вносит коррективы | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Осуществляет текущий и итоговый контроль выполненной работы, проверяет модели в действии, вносит необходимые конструктивные доработки. | Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. | ||||
| | | Подвеска для елки. | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, чертежи. Решает задачу по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. | Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Делает выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. Высказывает свою точку зрения и пытается ее обосновывать и аргументировать. | Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Воспитание и развитие уверенности в себе. Воспитание и развитие чуткости, доброжелательности и общительности. | ||||
| | | Техника безопасности. Игрушка «Клоун» | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, чертежи. Реализовывает реальные собственные замыслы. Анализирует устройство и назначение изделия. Определяет необходимые действия и технологические операции и применяет их для решения практических задач. | Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи). Приобретает новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений. | Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности, человека-мастера. | ||||
| | | Живой подарок. | Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Приобретает новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений. | Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности, человека-мастера. | ||||
| | | Средства передвижения. Дизайн-проект в области техники. | Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, чертежи. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. | С помощью учителя анализирует предложенное задание, отделяет известное от неизвестного. Предлагает конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. Делает выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. | Сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Ответственно относиться к выполнению длительных наблюдений. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. | ||||
| | | Дизайн- проект в области интерьера. Макет мебели. | Анализирует устройство и назначение изделия. Определяет необходимые действия и технологические операции и применяет их для решения практических задач. Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Выполняет работу с опорой на рисунки, планы, схемы, простейшие чертежи. | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи) | Воспитание и развитие готовности прийти на помощь. Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. | ||||
| | | Гостиная. Коллективная работа. Идея. Технологическое задание. Эскиз. | Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. Создает несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет инструкции в действии, вносит коррективы | Выявляет и формулирует учебную проблему. Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и квалифицирует факты и явления. Высказывает свою точку зрения и пытается ее обосновывать и аргументировать. Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договориться. | Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. | ||||
| | | Силуэтная кукла. Модель. Кукла из гольфа. (кукла бессуставная) | Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. | Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи) | Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. | ||||
| | | «Дом моделей». Дизайн-проект. | Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. Решает задачу по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. | Самостоятельно отбирает наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты. Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договориться. Сотрудничает, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи) | Соотносить информацию с имеющимися знаниями. Умение сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Уважительно относиться к результатам труда мастеров. | ||||
| | | Куклы из пластилина | Решает задачу по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. | Осуществляет текущий и итоговый контроль выполненной работы, проверяет модели в действии, вносит необходимые конструктивные доработки. | Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. | ||||
| | | Аксессуары для куклы | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, чертежи. Реализовывает реальные собственные замыслы. Создает несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет инструкции в действии, вносит коррективы | Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Предлагает конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. | Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. | ||||
| | | Футляр. Дизайн-проект | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, чертежи. Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. | С помощью учителя анализирует предложенное задание, отделяет известное от неизвестного. Предлагает конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. Делает выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. | Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности, человека-мастера. | ||||
| | | Футляр. Дизайн-проект | Рассматривать и анализировать экспонаты выставки. Делать краткие сообщения об отдельных работах. Обменивается впечатлением об экспонатах выставки и учебных достижениях. | Воспринимает, анализирует информацию, содержащуюся в экспонатах выставки. Вступает в общение, соблюдая правила общения, выражает свою точку зрения, слушает другого. Аргументировано высказывает свое мнение, внимательно и доброжелательно слушает мнения товарищей и гостей выставки. Производит оценку достижений | Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. | ||||
| | | Техника безопасности. Программа Word. Правила клавиатурного письма. Мониторинг сформированности коммуникативных УУД (итог) | Рассматривает, читает учебник. Проводит исследования. Анализирует результаты. Делает выводы. Рассказывает о своем опыте работы на компьютере. Обсуждают вопросы о роли компьютерных технологий в жизни современного общества, о правилах работы на компьютере. С помощью учителя создает небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображения на экране компьютера. | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему | Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. | ||||
| | | Создание небольших текстов и печатных публикаций с использованием изображений на экране компьютера | Рассказывает об использовании компьютерных технологий в разных сферах жизнедеятельности человека. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. | Понимает особенности декоративно-прикладных изделий. Слушает учителя и одноклассников, высказывает свое мнение. Работает по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления) | Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности, человека-мастера. | ||||
| | | Оформление текста (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца) | Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности и реализовывает реальные собственные замыслы. | Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи). Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и классифицирует факты и явления. | Уважительно относиться к своему и чужому труду и к результатам труда. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. | ||||
| | | Программа Power Point. Создание презентаций по готовым шаблонам. | Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. | Находит необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике-словарь терминов, дополнительный познавательный материал). Слушает учителя и одноклассников, высказывает свое мнение. Планирует практическую деятельность на уроке. | Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. | ||||
| | | Набор текста в разных форматах | Работает в программе Word. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. Реализовывает реальные собственные замыслы. | Приобретает новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений. Высказывает свою точку зрения и пытается ее обосновывать и аргументировать. | Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. | ||||
| | | Вставка рисунков из компьютерной базы, фотографий. Корректировка их размеров и местоположения на странице. Итоговая тестовая работа по технологии. | Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности своих товарищей. Реализовывает реальные собственные замыслы. | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. С помощью учителя анализирует предложенное задание, отделяет известное от неизвестного. Ищет и отбирает необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет | Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. | ||||
| | | «Юный технолог». Обобщение тем года. Выставка лучших работ. Защита презентаций | Рассматривает и анализирует экспонаты выставки. Делает краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах. Обменивается впечатлениями об экспонатах выставки и учебных достижениях. | Воспринимает, анализирует информацию, содержащуюся в экспонатах выставки. Вступает в общение, соблюдая правила общения, выражает свою точку зрения, слушает другого. Аргументировано высказывает свое мнение. Внимательно и доброжелательно слушает мнение товарищей и гостей выставки. Производит оценку достижений. | Уважительно относится к результатам труда. Оценивает поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей, уважать людей труда. |
Приложение
Контрольно – измерительные материалы по технологии
Контроль уровня достижения планируемых результатов освоения программы по технологии 4 класс
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения итоговой контрольной работы по технологии в 4 классе
Кодификатор включает планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Технология». Он разработан на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г. с изменениями). При его составлении учитывались следующие документы и материалы:
Предмет: «технология» 4 класс
Вид контроля: итоговый
Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на итоговой контрольной работе
Код | Описание элементов предметного содержания |
1.1, 1.2,1.3,1.4 | Материалы и инструменты |
|
|
1.5 | Правила техники безопасности при работе с инструментами |
1.6 | Профессии |
|
|
1.7 | Порядок изготовления поделок |
1.8 | Состав изделий из материалов |
1.9 | Правила работы с пластилином |
Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Код | Описание элементов метапредметного содержания |
2.1, 2.2, 2.3, 2.4 | Умение различать материалы и инструменты (познавательное УУД) |
2.5 | Знать правила техники безопасности при работе с инструментами (познавательное УУД) |
2.6 | Умение различать профессии (познавательное УУД) |
2.7 | Умение выполнить изделие по образцу (познавательное УУД) |
2.8 | Знание материалов (познавательное УУД) |
2.9 | Умение правильно работать с пластилином (познавательное УУД) |
3.Перечень требований к уровню подготовки обучающихся по предмету «технология» в 4 классе
Код | Описание требований к уровню подготовки обучающихся |
3.1, 3.2,3.3,3.4 | Умение различать материалы и инструменты (базовый уровень) |
3.5 | Знать правила техники безопасности при работе с инструментами (базовый уровень) |
3.6 | Умение различать профессии (базовый уровень) |
3.7 | Умение выполнять изделие по образцу (базовый уровень) |
3.8 | Знание материалов (базовый уровень) |
3.9 | Умение правильно работать с пластилином ( базовый уровень) |
Спецификация КИМ
для проведения итоговой тестовой работы
Предмет: «технология» 4 класс
Вид контроля: итоговый
Назначение итоговой контрольной работы: оценить уровень освоения знаний каждым учащимся 4 класса по предмету «технология».
Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы учебного предмета «технология».
Контрольная работа состоит из 9 заданий базового уровня.
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице 1
таблица 1
| Базовый | 1.4,2.4,3.4 | Выбрать правильный ответ | 4 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Базовый | 1.5,2.5,3.5 | Записать ответ | 4 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Базовый | 1.6,2.6,3.6 | Подчеркнуть ответ | 4 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Базовый | 1.7,2.7,3.7 | Расставить цифры | 6 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Базовый | 1.8,2.8,3.8 | Соединить линиями | 6 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Базовый | 1.9,2.9,3.9 | Выбрать ответ | 4мин |
На выполнение заданий отводится 40 минут. Контрольная работа составляется в 2-х вариантах. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий.
Контрольная работа за каждое задание оценивается по двухбальной системе (+, -).
Таблица 2.
№ задания | Количество баллов |
1 | + правильно выполнено – неправильно выполнено |
2 | + правильный ответ – неправильный ответ |
3 | + правильный ответ – неправильный ответ |
4 | + правильный ответ – неправильный ответ |
5 | + правильный ответ – неправильный ответ |
6 | + правильный ответ – неправильный ответ |
7 | + правильный ответ – неправильный ответ |
8 | + правильный ответ – неправильный ответ |
9 | + правильный ответ – неправильный ответ |
Итого | 9 баллов |
За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл.
Менее 5 баллов – «2»
5 баллов – «3»
6 – 7 баллов – «4»
8 – 9 баллов – «5»
Показатели уровня освоения каждым обучающимся 4 класса определены в таблице 3.
Таблица 3.
Код требования к уровню подготовки | № задания контрольной работы | Предметный результат не сформирован | Предметный результат сформирован на базовом уровне | Предметный результат сформирован на повышенном уровне |
3.1,3.2,3.3,3.4,3.5,3.6,3.7,3.8,3.9 | 1,2,3,4,5,6,7,8,9 | Выполнено менее 5 заданий | Выполнено 5 заданий
| Выполнено 6 – 9 заданий |
Таблица 4.
Код метапредметного результата | № задания контрольной работы | Продемонстрировал сформированность | Не продемонстрировал сформированность |
2.1,2.2,2.3,2.4,2.5,2.6,2.7,2.8,2.9 | 1,2,3,4,5,6,7,8,9 | Выполнено 5 - 9 заданий | Выполнено менее 5 заданий |
Итоговая тестовая работа по технологии 4 класс
Тест
1 - вариант
1. Закончите фразу: инструменты – это…
а) те предметы, вещества, идущие на изготовление чего-либо.
б) орудия для производства каких-нибудь работ.
2. Выберите и подчеркните из предложенного списка инструменты.
Канцелярский нож, клей, ножницы, игла, ткань, нитки, линейка, бумага.
3. Этот материал представляет собой искусственную невысыхающую массу, которую многократно используют в поделках. Состав его может быть разнообразным, но, как правило, в него входит воск и глина. Назовите этот материал. _______________
4. Какое утверждение верно?
а) Материалы – это линейка, клей, треугольник.
б) Материалы – это бумага, нитки, пластилин.
5. Перед вами правила безопасной работы с одним из часто используемых в работе инструментов:
– Этот инструмент нужно передавать своему товарищу, держа его за лезвие; во время работы с ним нельзя отвлекаться и размахивать им; на столе этот инструмент должен лежать с сомкнутыми лезвиями.
Назовите этот инструмент: _______________________
6. Выберите и подчеркните строительные профессии:
Штукатур, библиотекарь, крановщик, маляр, водитель, монтажник, электрик, кондитер.
7. Расставьте по порядку ваши действия по изготовлению чего-либо:
____ Составление чертежа
____ Соединение деталей, сборка
____ Идея, проект
____ Оформление, декор готового изделия
____ Изготовление деталей
8 .Соедините линиями материал и изделие из него:
Шерсть Сметана
Какао Свитер
Нефть Шоколад
Молоко Бензин
9. 6. Как можно размягчить пластилин?
а) разогреть на батарее
б) разогреть на солнце
в) разогреть теплом своих рук
2 - вариант
1. Закончите фразу: инструменты – это…
а) те предметы, вещества, идущие на изготовление чего-либо.
б) орудия для производства каких-нибудь работ.
2. Выберите и подчеркните из предложенного списка инструменты.
Канцелярский нож, клей, ножницы, игла, ткань, нитки, линейка, бумага.
3. Этот материал представляет собой искусственную невысыхающую массу, которую многократно используют в поделках. Состав его может быть разнообразным, но, как правило, в него входит воск и глина. Назовите этот материал. _______________
4. Отрывная аппликация выполняется из:
а) кусочков картона
б) кусочков ткани
в) кусочков бумаги
5. Как правильно передавать ножницы?
а) кольцами вперед
б) кольцами к себе
в) кинуть
г) с раскрытыми лезвиями
6. Из каких частей соломы можно сделать аппликацию?
а) из узлов-перегородок
б) из трубочек
в) из ленточек соломы.
7. Расставьте по порядку ваши действия по изготовлению чего-либо:
____ Составление чертежа
____ Соединение деталей, сборка
____ Идея, проект
____ Оформление, декор готового изделия
____ Изготовление деталей
8 .Соедините линиями материал и изделие из него:
Шерсть Сметана
Какао Свитер
Нефть Шоколад
Молоко Бензин
9. Кисточку после работы с клеем необходимо:
а) вымыть водой
б) вымыть водой с мылом
в) выбросить
г) высушить