СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по плаванию 5-9 классы

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Плавание.Рабочая программа Поурочное планирование.5/9классы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по плаванию 5-9 классы»


Пояснительная записка

Рабочая программа по основам физического развития на воде «Плавание» для 5, 7, 8,9 классов разработана на основе учебной программы по физической культуре, автором - составителем которой являются А.П.Матвеев и Т.В.Петрова; издательство «Дрофа» - 2005г.

Учебная программа для 5, 7, 8 классов рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю.,учебная программа для 9 класса рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.

Особенностями рабочей учебной программы образовательной области «Физическая культура» в основной школе являются:

  • Соотнесенность с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений

  • Направленность на реализацию принципа вариативности

  • Объемность и многообразие знаний, средств и форм физкультурной деятельности

  • Учебное содержание каждого из разделов программы излагаются в логике от общего к частному и от частного к конкретному.



Цели учебной программы.

Целью обучения образовательной области «Физическая культура» в основной школе является формирование физической культуры личности школьника по средствам освоения основ содержания физкультурной деятельности с обще прикладной и спортивной – рекреационной направленностью.



Задачи учебной программы.

  • Расширение двигательного опыта

  • Совершенствование функциональных возможностей организма

  • Воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии

  • Обучение основам знаний педагогики, психологии, физиологии, гигиены, профилактики травматизма, коррекции осанки.

  • Формирование практических умений в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.









Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате освоения обязательного минимума содержания учебного курса «Плавание» учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития.

Знать:

  • Педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательных действий и воспитания физических качеств.

  • Физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращение и энергообеспечение при мышечных нагрузках.

  • Возрастные особенности развития физических качеств.

  • Психофункциональные особенности собственного организма.

  • Способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.

  • Правила личной гигиены, профилактики травматизма.





Уметь:

  • Технически правильно осуществлять двигательные действия различными видами плавания.

  • Проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей.

  • Разрабатывать индивидуальный двигательный режим (5,7,8 классы) во время свободного плавания.

  • Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений

  • Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма

  • Пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.



Демонстрировать: различные способы плавания, проплывание на скорость 25м, 50м и 100м без учета времени, проплывание свободным стилем до 500м, демонстрировать правила пользования спасательными средствами (спасательный жилет, круг).









СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

Основы знаний и физической культуре, умения и навыки, приёмы закаливания,

способы саморегуляции и самоконтроля



Естественные основы



5- классы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников.

Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.

7-8 -9классы. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов.

Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции системы дыхания, кровоснабжения.

Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.

Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно – половые особенности школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функций организма.

Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.



Социально-психологические основы



5-классы. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной при травмах и ушибах.

Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.

7-8 -9классы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личности значимых свойств и качеств.

Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях.



Культурно-исторические основы



5- классы. Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.

7-8-9 классы. Физическая культура и её значение в формировании здорового образа жизни современного человека



Приёмы закаливания



5- классы. Воздушные ванны (тёплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка).

7-8-9 классы. Водные процедуры (обтирание, душ), купание в открытых водоёмах. Пользование баней.













ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

Общее количество часов на 2018 -2019 учебный год - 35


Знать:

Естественные основы: Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников на занятиях плаванием. Оказание первой медицинской помощи. Различные способы плавания.



Номер урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовленности

обучающихся

Контроль двигательных действий

Д/з

по плану

факти-чески

Плавание




Личная гигиена при занятиях плаванием

1

Ознакомление с техникой безопасности в бассейне, личная гигиена. ОРУ на суше пловцов. Специальная гимнастика пловцов.

ТБ в душевых, бассейне. Личная гигиена









ОРУ на суше



2

ОРУ на суше: упражнения в ходьбе и беге с имитацией двигательных упражнений пловцов, упражнения на укрепление мышц туловища и плечевого пояса, ног. Имитация движения рук кролем на груди, на спине, с помощью скамейки. Упражнения имитирующие работу ног кролем на груди и спине с помощью скамейки. Развитие ФК: ловкость, гибкость, координация движений.

Уметь выполнять имитацию двигательных действий пловцов на суше.


ОРУ пловцов на суше




Кроль на груди


8

ОРУ в воде: погружение с продолжительным выдохом под водой, погружение с последующим выпрыгиванием, скольжение с задержкой дыхания, скольжение с прижатыми к туловищу руками, плавание на доске без рук с помощью ног, плавание с доской на 4 счета вдох- 4 выдох, плавание с калабашкой, эстафеты с отрезками 25-50м, техника плавания кролем на груди в полной координации до 500м. П/И на воде с мячом.

Уметь выполнять технику движений кролем на груди

Плавание 25-50м на скорость.

ОРУ пловцов




Кроль на спине


5

ОРУ на суше: имитация движения рук, ног, ОРУ в воде: плавание с доской на различные дистанции на спине, кроль на спине, плавание до 500м, эстафеты. Развитие ФК: выносливости, координации движений, гибкости.

Уметь выполнять технику движений кролем на спине.

Плавание 25м на скорость

ОРУ пловцов





Брасс

5

ОРУ в воде: погружение с продолжительным выдохом под водой, погружение с последующим выпрыгиванием, скольжение с задержкой дыхания, скольжение с прижатыми к туловищу руками, плавание на доске без рук с помощью ног, плавание с доской на 4 счета вдох- 4 выдох, плавание с калабашкой, эстафеты с отрезками 25-50м, техника плавания кролем на груди в полной координации до 500м. П/И на воде с мячом.

Уметь выполнять технику движений брасом

Плавание 25-50м на скорость.

ОРУ пловцов




Старты с тумбочки, воды

5

Старты из различных исходных положений с тумбочки: щучкой, солдатиком. Старт из воды. П/и . Развитие ФК: сила, выносливость, координация движений, гибкость.

Уметь выполнять технику старта.


ОРУ пловцов




Ныряние


3

Ныряние в глубину и длину из различных исходных положений, упражнения на задержку дыхания, п/и, развитие ФК.

Уметь выполнять технику ныряния с тумбочки и от бортика.

Плавание под водой до 15м с задержкой дыхания.

ОРУ пловцов




Повороты

2

Техника поворота маятником, кувырком вперед, повороты при плавании кролем на груди, спине, брассе. П/и, эстафеты с мячами, плавательными досками.

Уметь выполнять технику поворотов различными способами в плавании.

Техника поворотов

Правила проведения соревнований по плаванию.






Первая медицинская помощь

1

Оказание первой медицинской помощи при утомлении, переохлаждении. Спасение утопающих , подплывание к тонущему со спасательным кругом и его транспортировка.

Уметь оказывать первую медицинскую помощь и знать внешние и внутренние признаки утомления


ТБ при транспортировке тонущего и оказании ПМП.





Водное поло и свободное плавание

3

Спортивная игра «Водное поло». Правила игры. Судейская жестикуляция.

Плавание различными способами до 500м.

Уметь играть и организовывать игру, знать правила игры.

Умение держаться на воде, бросать и передавать мяч.

ОРУ с мячом, гимнастической палкой.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

Общее количество часов на 2018 -2019 учебный год - 35


Знать:

Естественные основы: Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников на занятиях плаванием. Оказание первой медицинской помощи. Различные способы плавания.

Средства закаливания водой, воздухом. Контрастный душ, методика использования.



Номер урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовленности

обучающихся

Контроль двигательных действий

Д/з

по плану

факти-чески

Плавание




Личная гигиена при занятиях плаванием

1

Ознакомление с техникой безопасности в бассейне, личная гигиена. ОРУ на суше пловцов. Специальная гимнастика пловцов.

ТБ в душевых, бассейне. Личная гигиена









ОРУ на суше



2

ОРУ на суше: упражнения в ходьбе и беге с имитацией двигательных упражнений пловцов, упражнения на укрепление мышц туловища и плечевого пояса, ног. Имитация движения рук кролем на груди, на спине, с помощью скамейки. Упражнения имитирующие работу ног кролем на груди и спине с помощью скамейки. Развитие ФК: ловкость, гибкость, координация движений.

Уметь выполнять имитацию двигательных действий пловцов на суше.


ОРУ пловцов на суше




Кроль на груди


7

ОРУ в воде: погружение с продолжительным выдохом под водой, погружение с последующим выпрыгиванием, скольжение с задержкой дыхания, скольжение с прижатыми к туловищу руками, плавание на доске без рук с помощью ног, плавание с доской на 4 счета вдох- 4 выдох, плавание с калабашкой, эстафеты с отрезками 25-50м, техника плавания кролем на груди в полной координации до 500м. П/И на воде с мячом.

Уметь выполнять технику движений кролем на груди

Плавание 25-50м на скорость.

ОРУ пловцов




Кроль на спине


5

ОРУ на суше: имитация движения рук, ног, ОРУ в воде: плавание с доской на различные дистанции на спине, кроль на спине, плавание до 500м, эстафеты. Развитие ФК: выносливости, координации движений, гибкости.

Уметь выполнять технику движений кролем на спине.

Плавание 25м на скорость

ОРУ пловцов





Брасс

5

ОРУ в воде: погружение с продолжительным выдохом под водой, погружение с последующим выпрыгиванием, скольжение с задержкой дыхания, скольжение с прижатыми к туловищу руками, плавание на доске без рук с помощью ног, плавание с доской на 4 счета вдох- 4 выдох, плавание с калабашкой, эстафеты с отрезками 25-50м, техника плавания кролем на груди в полной координации до 500м. П/И на воде с мячом.

Уметь выполнять технику движений брасом

Плавание 25-50м на скорость.

ОРУ пловцов




Старты с тумбочки, воды

5

Старты из различных исходных положений с тумбочки: щучкой, солдатиком. Старт из воды. П/и . Развитие ФК: сила, выносливость, координация движений, гибкость.

Уметь выполнять технику старта.


ОРУ пловцов




Ныряние


3

Ныряние в глубину и длину из различных исходных положений, упражнения на задержку дыхания, п/и, развитие ФК.

Уметь выполнять технику ныряния с тумбочки и от бортика.

Плавание под водой до 15м с задержкой дыхания.

ОРУ пловцов




Повороты

2

Техника поворота маятником, кувырком вперед, повороты при плавании кролем на груди, спине, брассе. П/и, эстафеты с мячами, плавательными досками.

Уметь выполнять технику поворотов различными способами в плавании.

Техника поворотов

Правила проведения соревнований по плаванию.






Первая медицинская помощь

1

Оказание первой медицинской помощи при утомлении, переохлаждении. Спасение утопающих , подплывание к тонущему со спасательным кругом и его транспортировка.

Уметь оказывать первую медицинскую помощь и знать внешние и внутренние признаки утомления

Оценка действий при оказании ПМП другим учащимся.

ТБ при транспортировке тонущего и оказании ПМП.





Водное поло и свободное плавание

3

Спортивная игра «Водное поло». Правила игры. Судейская жестикуляция.

Плавание различными способами до 500м.

Уметь играть и организовывать игру, знать правила игры.

Умение держаться на воде, бросать и передавать мяч.

ОРУ с мячом, гимнастической палкой.




Плавание на боку


2

Плавание на правом, левом боку. Транспортировка пострадавшего.

Уметь плавать лежа на боку.

Умение оценивать других



































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс

Общее количество часов на 2018 -2019 учебный год - 35


Знать:

Естественные основы: Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников на занятиях плаванием. Оказание первой медицинской помощи. Различные способы плавания.

Средства закаливания водой, воздухом. Контрастный душ, методика использования. Правила составления комплексов упражнений на расслабление и подвижность в суставах (движение рук и ног с большей амплитудой; сгибание и прогибание туловища в различных исходных положениях), комплексов СУ для развития силы мышечных групп, участвующих в гребковых движениях при плавании кролем на груди и спине, брассом; комплексы упражнений для развития мышц брюшного пресса (на суше).



Номер урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовленности

обучающихся

Контроль двигательных действий

Д/з

по плану

факти-чески

Плавание




Личная гигиена при занятиях плаванием

1

Ознакомление с техникой безопасности в бассейне, личная гигиена. ОРУ на суше пловцов. Специальная гимнастика пловцов.

ТБ в душевых, бассейне. Личная гигиена









ОРУ на суше и воде



2

ОРУ на суше: упражнения в ходьбе и беге с имитацией двигательных упражнений пловцов, упражнения на укрепление мышц туловища и плечевого пояса, ног. Имитация движения рук кролем на груди, на спине, с помощью скамейки. Упражнения имитирующие работу ног кролем на груди и спине с помощью скамейки. Развитие ФК: ловкость, гибкость, координация движений.

Уметь выполнять имитацию двигательных действий пловцов на суше.


ОРУ пловцов на суше




Кроль на груди


6

ОРУ в воде: погружение с продолжительным выдохом под водой, погружение с последующим выпрыгиванием, скольжение с задержкой дыхания, скольжение с прижатыми к туловищу руками, плавание на доске без рук с помощью ног, плавание с доской на 4 счета вдох- 4 выдох, плавание с калабашкой, эстафеты с отрезками 25-50м, техника плавания кролем на груди в полной координации до 500м. П/И на воде с мячом.

Уметь выполнять технику движений кролем на груди

Плавание 25-50м на скорость.

ОРУ пловцов




Кроль на спине


4

ОРУ на суше: имитация движения рук, ног, ОРУ в воде: плавание с доской на различные дистанции на спине, кроль на спине, плавание до 500м, эстафеты. Развитие ФК: выносливости, координации движений, гибкости.

Уметь выполнять технику движений кролем на спине.

Плавание 25м на скорость

ОРУ пловцов





Брасс

4

ОРУ в воде: погружение с продолжительным выдохом под водой, погружение с последующим выпрыгиванием, скольжение с задержкой дыхания, скольжение с прижатыми к туловищу руками, плавание на доске без рук с помощью ног, плавание с доской на 4 счета вдох- 4 выдох, плавание с калабашкой, эстафеты с отрезками 25-50м, техника плавания кролем на груди в полной координации до 500м. П/И на воде с мячом.

Уметь выполнять технику движений брасом

Плавание 25-50м на скорость.

ОРУ пловцов




Старты с тумбочки, воды

5

Старты из различных исходных положений с тумбочки: щучкой, солдатиком. Старт из воды. П/и . Развитие ФК: сила, выносливость, координация движений, гибкость.

Уметь выполнять технику старта.


ОРУ пловцов




Ныряние


3

Ныряние в глубину и длину из различных исходных положений, упражнения на задержку дыхания, п/и, развитие ФК.

Уметь выполнять технику ныряния с тумбочки и от бортика.

Плавание под водой до 15м с задержкой дыхания.

ОРУ пловцов




Повороты

2

Техника поворота маятником, кувырком вперед, повороты при плавании кролем на груди, спине, брассе. П/и, эстафеты с мячами, плавательными досками.

Уметь выполнять технику поворотов различными способами в плавании.

Техника поворотов

Правила проведения соревнований по плаванию.






Первая медицинская помощь

1

Оказание первой медицинской помощи при утомлении, переохлаждении. Спасение утопающих , подплывание к тонущему со спасательным кругом и его транспортировка.

Уметь оказывать первую медицинскую помощь и знать внешние и внутренние признаки утомления

Оценка действий при оказании ПМП другим учащимся.

ТБ при транспортировке тонущего и оказании ПМП.





Водное поло и свободное плавание

3

Спортивная игра «Водное поло». Правила игры. Судейская жестикуляция.

Плавание различными способами до 500м.

Уметь играть и организовывать игру, знать правила игры.

Умение держаться на воде, бросать и передавать мяч.

ОРУ с мячом, гимнастической палкой.




Плавание на боку


2

Плавание на правом, левом боку. Транспортировка пострадавшего. Средства закаливания водой.

Уметь плавать лежа на боку.

Умение оценивать других

ОРУ на дыхание в воде




Комбинированное плавание

2

Плавание кролем на груди, спине, брассом отрезков по 50м. упражнения на развитие физических качеств.

Уметь проплывать до 500м

Техника плавания





























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 класс

Общее количество часов на 2018 -2019 учебный год - 34


Знать:

Естественные основы: Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников на занятиях плаванием. Оказание первой медицинской помощи. Различные способы плавания.

Средства закаливания водой, воздухом. Контрастный душ, методика использования. Правила составления комплексов упражнений на расслабление и подвижность в суставах (движение рук и ног с большей амплитудой; сгибание и прогибание туловища в различных исходных положениях), комплексов СУ для развития силы мышечных групп, участвующих в гребковых движениях при плавании кролем на груди и спине, брассом; комплексы упражнений для развития мышц брюшного пресса (на суше).










Номер урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовленности

обучающихся

Контроль двигательных действий

Д/з

по плану

факти-чески

Плавание




Личная гигиена при занятиях плаванием

1

Ознакомление с техникой безопасности в бассейне, личная гигиена. ОРУ на суше пловцов. Специальная гимнастика пловцов.

ТБ в душевых, бассейне. Личная гигиена









ОРУ на суше и воде



2

ОРУ на суше: упражнения в ходьбе и беге с имитацией двигательных упражнений пловцов, упражнения на укрепление мышц туловища и плечевого пояса, ног. Имитация движения рук кролем на груди, на спине, с помощью скамейки. Упражнения имитирующие работу ног кролем на груди и спине с помощью скамейки. Развитие ФК: ловкость, гибкость, координация движений.

Уметь выполнять имитацию двигательных действий пловцов на суше.


ОРУ пловцов на суше




Кроль на груди


5

ОРУ в воде: погружение с продолжительным выдохом под водой, погружение с последующим выпрыгиванием, скольжение с задержкой дыхания, скольжение с прижатыми к туловищу руками, плавание на доске без рук с помощью ног, плавание с доской на 4 счета вдох- 4 выдох, плавание с калабашкой, эстафеты с отрезками 25-50м, техника плавания кролем на груди в полной координации до 500м. П/И на воде с мячом.

Уметь выполнять технику движений кролем на груди

Плавание 25-50м на скорость.

ОРУ пловцов




Кроль на спине


4

ОРУ на суше: имитация движения рук, ног, ОРУ в воде: плавание с доской на различные дистанции на спине, кроль на спине, плавание до 500м, эстафеты. Развитие ФК: выносливости, координации движений, гибкости.

Уметь выполнять технику движений кролем на спине.

Плавание 25м на скорость

ОРУ пловцов





Брасс

4

ОРУ в воде: погружение с продолжительным выдохом под водой, погружение с последующим выпрыгиванием, скольжение с задержкой дыхания, скольжение с прижатыми к туловищу руками, плавание на доске без рук с помощью ног, плавание с доской на 4 счета вдох- 4 выдох, плавание с калабашкой, эстафеты с отрезками 25-50м, техника плавания кролем на груди в полной координации до 500м. П/И на воде с мячом.

Уметь выполнять технику движений брасом

Плавание 25-50м на скорость.

ОРУ пловцов




Старты с тумбочки, воды

5

Старты из различных исходных положений с тумбочки: щучкой, солдатиком. Старт из воды. П/и . Развитие ФК: сила, выносливость, координация движений, гибкость.

Уметь выполнять технику старта.


ОРУ пловцов




Ныряние


3

Ныряние в глубину и длину из различных исходных положений, упражнения на задержку дыхания, п/и, развитие ФК.

Уметь выполнять технику ныряния с тумбочки и от бортика.

Плавание под водой до 15м с задержкой дыхания.

ОРУ пловцов




Повороты

2

Техника поворота маятником, кувырком вперед, повороты при плавании кролем на груди, спине, брассе. П/и, эстафеты с мячами, плавательными досками.

Уметь выполнять технику поворотов различными способами в плавании.

Техника поворотов

Правила проведения соревнований по плаванию.






Первая медицинская помощь

1

Оказание первой медицинской помощи при утомлении, переохлаждении. Спасение утопающих , подплывание к тонущему со спасательным кругом и его транспортировка.

Уметь оказывать первую медицинскую помощь и знать внешние и внутренние признаки утомления

Оценка действий при оказании ПМП другим учащимся.

ТБ при транспортировке тонущего и оказании ПМП.





Водное поло и свободное плавание

3

Спортивная игра «Водное поло». Правила игры. Судейская жестикуляция.

Плавание различными способами до 500м.

Уметь играть и организовывать игру, знать правила игры.

Умение держаться на воде, бросать и передавать мяч.

ОРУ с мячом, гимнастической палкой.




Плавание на боку


2

Плавание на правом, левом боку. Транспортировка пострадавшего. Средства закаливания водой.

Уметь плавать лежа на боку.

Умение оценивать других

ОРУ на дыхание в воде




Комбинированное плавание

2

Плавание кролем на груди, спине, брассом отрезков по 50м. упражнения на развитие физических качеств.

Уметь проплывать до 500м

Техника плавания