Пояснительная записка
Рабочая программа по основам физического развития на воде «Плавание» для 5, 7, 8,9 классов разработана на основе учебной программы по физической культуре, автором - составителем которой являются А.П.Матвеев и Т.В.Петрова; издательство «Дрофа» - 2005г.
Учебная программа для 5, 7, 8 классов рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю.,учебная программа для 9 класса рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Особенностями рабочей учебной программы образовательной области «Физическая культура» в основной школе являются:
Соотнесенность с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений
Направленность на реализацию принципа вариативности
Объемность и многообразие знаний, средств и форм физкультурной деятельности
Учебное содержание каждого из разделов программы излагаются в логике от общего к частному и от частного к конкретному.
Цели учебной программы.
Целью обучения образовательной области «Физическая культура» в основной школе является формирование физической культуры личности школьника по средствам освоения основ содержания физкультурной деятельности с обще прикладной и спортивной – рекреационной направленностью.
Задачи учебной программы.
Расширение двигательного опыта
Совершенствование функциональных возможностей организма
Воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии
Обучение основам знаний педагогики, психологии, физиологии, гигиены, профилактики травматизма, коррекции осанки.
Формирование практических умений в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного курса «Плавание» учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития.
Знать:
Педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательных действий и воспитания физических качеств.
Физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращение и энергообеспечение при мышечных нагрузках.
Возрастные особенности развития физических качеств.
Психофункциональные особенности собственного организма.
Способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Правила личной гигиены, профилактики травматизма.
Уметь:
Технически правильно осуществлять двигательные действия различными видами плавания.
Проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей.
Разрабатывать индивидуальный двигательный режим (5,7,8 классы) во время свободного плавания.
Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений
Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма
Пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Демонстрировать: различные способы плавания, проплывание на скорость 25м, 50м и 100м без учета времени, проплывание свободным стилем до 500м, демонстрировать правила пользования спасательными средствами (спасательный жилет, круг).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Основы знаний и физической культуре, умения и навыки, приёмы закаливания,
способы саморегуляции и самоконтроля
Естественные основы
5- классы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников.
Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.
7-8 -9классы. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов.
Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции системы дыхания, кровоснабжения.
Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.
Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно – половые особенности школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функций организма.
Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Социально-психологические основы
5-классы. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной при травмах и ушибах.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.
7-8 -9классы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личности значимых свойств и качеств.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях.
Культурно-исторические основы
5- классы. Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.
7-8-9 классы. Физическая культура и её значение в формировании здорового образа жизни современного человека
Приёмы закаливания
5- классы. Воздушные ванны (тёплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка).
7-8-9 классы. Водные процедуры (обтирание, душ), купание в открытых водоёмах. Пользование баней.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
Общее количество часов на 2018 -2019 учебный год - 35
Знать:
Естественные основы: Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников на занятиях плаванием. Оказание первой медицинской помощи. Различные способы плавания.
Номер урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности обучающихся | Контроль двигательных действий | Д/з |
по плану | факти-чески |
Плавание |
| | | Личная гигиена при занятиях плаванием | 1 | Ознакомление с техникой безопасности в бассейне, личная гигиена. ОРУ на суше пловцов. Специальная гимнастика пловцов. | ТБ в душевых, бассейне. Личная гигиена | | |
| | | ОРУ на суше | 2 | ОРУ на суше: упражнения в ходьбе и беге с имитацией двигательных упражнений пловцов, упражнения на укрепление мышц туловища и плечевого пояса, ног. Имитация движения рук кролем на груди, на спине, с помощью скамейки. Упражнения имитирующие работу ног кролем на груди и спине с помощью скамейки. Развитие ФК: ловкость, гибкость, координация движений. | Уметь выполнять имитацию двигательных действий пловцов на суше. | | ОРУ пловцов на суше |
| | | Кроль на груди | 8 | ОРУ в воде: погружение с продолжительным выдохом под водой, погружение с последующим выпрыгиванием, скольжение с задержкой дыхания, скольжение с прижатыми к туловищу руками, плавание на доске без рук с помощью ног, плавание с доской на 4 счета вдох- 4 выдох, плавание с калабашкой, эстафеты с отрезками 25-50м, техника плавания кролем на груди в полной координации до 500м. П/И на воде с мячом. | Уметь выполнять технику движений кролем на груди | Плавание 25-50м на скорость. | ОРУ пловцов |
| | | Кроль на спине | 5 | ОРУ на суше: имитация движения рук, ног, ОРУ в воде: плавание с доской на различные дистанции на спине, кроль на спине, плавание до 500м, эстафеты. Развитие ФК: выносливости, координации движений, гибкости. | Уметь выполнять технику движений кролем на спине. | Плавание 25м на скорость | ОРУ пловцов |
| | | Брасс | 5 | ОРУ в воде: погружение с продолжительным выдохом под водой, погружение с последующим выпрыгиванием, скольжение с задержкой дыхания, скольжение с прижатыми к туловищу руками, плавание на доске без рук с помощью ног, плавание с доской на 4 счета вдох- 4 выдох, плавание с калабашкой, эстафеты с отрезками 25-50м, техника плавания кролем на груди в полной координации до 500м. П/И на воде с мячом. | Уметь выполнять технику движений брасом | Плавание 25-50м на скорость. | ОРУ пловцов |
| | | Старты с тумбочки, воды | 5 | Старты из различных исходных положений с тумбочки: щучкой, солдатиком. Старт из воды. П/и . Развитие ФК: сила, выносливость, координация движений, гибкость. | Уметь выполнять технику старта. | | ОРУ пловцов |
| | | Ныряние | 3 | Ныряние в глубину и длину из различных исходных положений, упражнения на задержку дыхания, п/и, развитие ФК. | Уметь выполнять технику ныряния с тумбочки и от бортика. | Плавание под водой до 15м с задержкой дыхания. | ОРУ пловцов |
| | | Повороты | 2 | Техника поворота маятником, кувырком вперед, повороты при плавании кролем на груди, спине, брассе. П/и, эстафеты с мячами, плавательными досками. | Уметь выполнять технику поворотов различными способами в плавании. | Техника поворотов | Правила проведения соревнований по плаванию. |
|
| | | Первая медицинская помощь | 1 | Оказание первой медицинской помощи при утомлении, переохлаждении. Спасение утопающих , подплывание к тонущему со спасательным кругом и его транспортировка. | Уметь оказывать первую медицинскую помощь и знать внешние и внутренние признаки утомления | | ТБ при транспортировке тонущего и оказании ПМП. |
| | | Водное поло и свободное плавание | 3 | Спортивная игра «Водное поло». Правила игры. Судейская жестикуляция. Плавание различными способами до 500м. | Уметь играть и организовывать игру, знать правила игры. | Умение держаться на воде, бросать и передавать мяч. | ОРУ с мячом, гимнастической палкой. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
Общее количество часов на 2018 -2019 учебный год - 35
Знать:
Естественные основы: Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников на занятиях плаванием. Оказание первой медицинской помощи. Различные способы плавания.
Средства закаливания водой, воздухом. Контрастный душ, методика использования.
Номер урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности обучающихся | Контроль двигательных действий | Д/з |
по плану | факти-чески |
Плавание |
| | | Личная гигиена при занятиях плаванием | 1 | Ознакомление с техникой безопасности в бассейне, личная гигиена. ОРУ на суше пловцов. Специальная гимнастика пловцов. | ТБ в душевых, бассейне. Личная гигиена | | |
| | | ОРУ на суше | 2 | ОРУ на суше: упражнения в ходьбе и беге с имитацией двигательных упражнений пловцов, упражнения на укрепление мышц туловища и плечевого пояса, ног. Имитация движения рук кролем на груди, на спине, с помощью скамейки. Упражнения имитирующие работу ног кролем на груди и спине с помощью скамейки. Развитие ФК: ловкость, гибкость, координация движений. | Уметь выполнять имитацию двигательных действий пловцов на суше. | | ОРУ пловцов на суше |
| | | Кроль на груди | 7 | ОРУ в воде: погружение с продолжительным выдохом под водой, погружение с последующим выпрыгиванием, скольжение с задержкой дыхания, скольжение с прижатыми к туловищу руками, плавание на доске без рук с помощью ног, плавание с доской на 4 счета вдох- 4 выдох, плавание с калабашкой, эстафеты с отрезками 25-50м, техника плавания кролем на груди в полной координации до 500м. П/И на воде с мячом. | Уметь выполнять технику движений кролем на груди | Плавание 25-50м на скорость. | ОРУ пловцов |
| | | Кроль на спине | 5 | ОРУ на суше: имитация движения рук, ног, ОРУ в воде: плавание с доской на различные дистанции на спине, кроль на спине, плавание до 500м, эстафеты. Развитие ФК: выносливости, координации движений, гибкости. | Уметь выполнять технику движений кролем на спине. | Плавание 25м на скорость | ОРУ пловцов |
| | | Брасс | 5 | ОРУ в воде: погружение с продолжительным выдохом под водой, погружение с последующим выпрыгиванием, скольжение с задержкой дыхания, скольжение с прижатыми к туловищу руками, плавание на доске без рук с помощью ног, плавание с доской на 4 счета вдох- 4 выдох, плавание с калабашкой, эстафеты с отрезками 25-50м, техника плавания кролем на груди в полной координации до 500м. П/И на воде с мячом. | Уметь выполнять технику движений брасом | Плавание 25-50м на скорость. | ОРУ пловцов |
| | | Старты с тумбочки, воды | 5 | Старты из различных исходных положений с тумбочки: щучкой, солдатиком. Старт из воды. П/и . Развитие ФК: сила, выносливость, координация движений, гибкость. | Уметь выполнять технику старта. | | ОРУ пловцов |
| | | Ныряние | 3 | Ныряние в глубину и длину из различных исходных положений, упражнения на задержку дыхания, п/и, развитие ФК. | Уметь выполнять технику ныряния с тумбочки и от бортика. | Плавание под водой до 15м с задержкой дыхания. | ОРУ пловцов |
| | | Повороты | 2 | Техника поворота маятником, кувырком вперед, повороты при плавании кролем на груди, спине, брассе. П/и, эстафеты с мячами, плавательными досками. | Уметь выполнять технику поворотов различными способами в плавании. | Техника поворотов | Правила проведения соревнований по плаванию. |
|
| | | Первая медицинская помощь | 1 | Оказание первой медицинской помощи при утомлении, переохлаждении. Спасение утопающих , подплывание к тонущему со спасательным кругом и его транспортировка. | Уметь оказывать первую медицинскую помощь и знать внешние и внутренние признаки утомления | Оценка действий при оказании ПМП другим учащимся. | ТБ при транспортировке тонущего и оказании ПМП. |
| | | Водное поло и свободное плавание | 3 | Спортивная игра «Водное поло». Правила игры. Судейская жестикуляция. Плавание различными способами до 500м. | Уметь играть и организовывать игру, знать правила игры. | Умение держаться на воде, бросать и передавать мяч. | ОРУ с мячом, гимнастической палкой. |
| | | Плавание на боку | 2 | Плавание на правом, левом боку. Транспортировка пострадавшего. | Уметь плавать лежа на боку. | Умение оценивать других | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
Общее количество часов на 2018 -2019 учебный год - 35
Знать:
Естественные основы: Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников на занятиях плаванием. Оказание первой медицинской помощи. Различные способы плавания.
Средства закаливания водой, воздухом. Контрастный душ, методика использования. Правила составления комплексов упражнений на расслабление и подвижность в суставах (движение рук и ног с большей амплитудой; сгибание и прогибание туловища в различных исходных положениях), комплексов СУ для развития силы мышечных групп, участвующих в гребковых движениях при плавании кролем на груди и спине, брассом; комплексы упражнений для развития мышц брюшного пресса (на суше).
Номер урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности обучающихся | Контроль двигательных действий | Д/з |
по плану | факти-чески |
Плавание |
| | | Личная гигиена при занятиях плаванием | 1 | Ознакомление с техникой безопасности в бассейне, личная гигиена. ОРУ на суше пловцов. Специальная гимнастика пловцов. | ТБ в душевых, бассейне. Личная гигиена | | |
| | | ОРУ на суше и воде | 2 | ОРУ на суше: упражнения в ходьбе и беге с имитацией двигательных упражнений пловцов, упражнения на укрепление мышц туловища и плечевого пояса, ног. Имитация движения рук кролем на груди, на спине, с помощью скамейки. Упражнения имитирующие работу ног кролем на груди и спине с помощью скамейки. Развитие ФК: ловкость, гибкость, координация движений. | Уметь выполнять имитацию двигательных действий пловцов на суше. | | ОРУ пловцов на суше |
| | | Кроль на груди | 6 | ОРУ в воде: погружение с продолжительным выдохом под водой, погружение с последующим выпрыгиванием, скольжение с задержкой дыхания, скольжение с прижатыми к туловищу руками, плавание на доске без рук с помощью ног, плавание с доской на 4 счета вдох- 4 выдох, плавание с калабашкой, эстафеты с отрезками 25-50м, техника плавания кролем на груди в полной координации до 500м. П/И на воде с мячом. | Уметь выполнять технику движений кролем на груди | Плавание 25-50м на скорость. | ОРУ пловцов |
| | | Кроль на спине | 4 | ОРУ на суше: имитация движения рук, ног, ОРУ в воде: плавание с доской на различные дистанции на спине, кроль на спине, плавание до 500м, эстафеты. Развитие ФК: выносливости, координации движений, гибкости. | Уметь выполнять технику движений кролем на спине. | Плавание 25м на скорость | ОРУ пловцов |
| | | Брасс | 4 | ОРУ в воде: погружение с продолжительным выдохом под водой, погружение с последующим выпрыгиванием, скольжение с задержкой дыхания, скольжение с прижатыми к туловищу руками, плавание на доске без рук с помощью ног, плавание с доской на 4 счета вдох- 4 выдох, плавание с калабашкой, эстафеты с отрезками 25-50м, техника плавания кролем на груди в полной координации до 500м. П/И на воде с мячом. | Уметь выполнять технику движений брасом | Плавание 25-50м на скорость. | ОРУ пловцов |
| | | Старты с тумбочки, воды | 5 | Старты из различных исходных положений с тумбочки: щучкой, солдатиком. Старт из воды. П/и . Развитие ФК: сила, выносливость, координация движений, гибкость. | Уметь выполнять технику старта. | | ОРУ пловцов |
| | | Ныряние | 3 | Ныряние в глубину и длину из различных исходных положений, упражнения на задержку дыхания, п/и, развитие ФК. | Уметь выполнять технику ныряния с тумбочки и от бортика. | Плавание под водой до 15м с задержкой дыхания. | ОРУ пловцов |
| | | Повороты | 2 | Техника поворота маятником, кувырком вперед, повороты при плавании кролем на груди, спине, брассе. П/и, эстафеты с мячами, плавательными досками. | Уметь выполнять технику поворотов различными способами в плавании. | Техника поворотов | Правила проведения соревнований по плаванию. |
|
| | | Первая медицинская помощь | 1 | Оказание первой медицинской помощи при утомлении, переохлаждении. Спасение утопающих , подплывание к тонущему со спасательным кругом и его транспортировка. | Уметь оказывать первую медицинскую помощь и знать внешние и внутренние признаки утомления | Оценка действий при оказании ПМП другим учащимся. | ТБ при транспортировке тонущего и оказании ПМП. |
| | | Водное поло и свободное плавание | 3 | Спортивная игра «Водное поло». Правила игры. Судейская жестикуляция. Плавание различными способами до 500м. | Уметь играть и организовывать игру, знать правила игры. | Умение держаться на воде, бросать и передавать мяч. | ОРУ с мячом, гимнастической палкой. |
| | | Плавание на боку | 2 | Плавание на правом, левом боку. Транспортировка пострадавшего. Средства закаливания водой. | Уметь плавать лежа на боку. | Умение оценивать других | ОРУ на дыхание в воде |
| | | Комбинированное плавание | 2 | Плавание кролем на груди, спине, брассом отрезков по 50м. упражнения на развитие физических качеств. | Уметь проплывать до 500м | Техника плавания | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс
Общее количество часов на 2018 -2019 учебный год - 34
Знать:
Естественные основы: Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников на занятиях плаванием. Оказание первой медицинской помощи. Различные способы плавания.
Средства закаливания водой, воздухом. Контрастный душ, методика использования. Правила составления комплексов упражнений на расслабление и подвижность в суставах (движение рук и ног с большей амплитудой; сгибание и прогибание туловища в различных исходных положениях), комплексов СУ для развития силы мышечных групп, участвующих в гребковых движениях при плавании кролем на груди и спине, брассом; комплексы упражнений для развития мышц брюшного пресса (на суше).
Номер урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности обучающихся | Контроль двигательных действий | Д/з |
по плану | факти-чески |
Плавание |
| | | Личная гигиена при занятиях плаванием | 1 | Ознакомление с техникой безопасности в бассейне, личная гигиена. ОРУ на суше пловцов. Специальная гимнастика пловцов. | ТБ в душевых, бассейне. Личная гигиена | | |
| | | ОРУ на суше и воде | 2 | ОРУ на суше: упражнения в ходьбе и беге с имитацией двигательных упражнений пловцов, упражнения на укрепление мышц туловища и плечевого пояса, ног. Имитация движения рук кролем на груди, на спине, с помощью скамейки. Упражнения имитирующие работу ног кролем на груди и спине с помощью скамейки. Развитие ФК: ловкость, гибкость, координация движений. | Уметь выполнять имитацию двигательных действий пловцов на суше. | | ОРУ пловцов на суше |
| | | Кроль на груди | 5 | ОРУ в воде: погружение с продолжительным выдохом под водой, погружение с последующим выпрыгиванием, скольжение с задержкой дыхания, скольжение с прижатыми к туловищу руками, плавание на доске без рук с помощью ног, плавание с доской на 4 счета вдох- 4 выдох, плавание с калабашкой, эстафеты с отрезками 25-50м, техника плавания кролем на груди в полной координации до 500м. П/И на воде с мячом. | Уметь выполнять технику движений кролем на груди | Плавание 25-50м на скорость. | ОРУ пловцов |
| | | Кроль на спине | 4 | ОРУ на суше: имитация движения рук, ног, ОРУ в воде: плавание с доской на различные дистанции на спине, кроль на спине, плавание до 500м, эстафеты. Развитие ФК: выносливости, координации движений, гибкости. | Уметь выполнять технику движений кролем на спине. | Плавание 25м на скорость | ОРУ пловцов |
| | | Брасс | 4 | ОРУ в воде: погружение с продолжительным выдохом под водой, погружение с последующим выпрыгиванием, скольжение с задержкой дыхания, скольжение с прижатыми к туловищу руками, плавание на доске без рук с помощью ног, плавание с доской на 4 счета вдох- 4 выдох, плавание с калабашкой, эстафеты с отрезками 25-50м, техника плавания кролем на груди в полной координации до 500м. П/И на воде с мячом. | Уметь выполнять технику движений брасом | Плавание 25-50м на скорость. | ОРУ пловцов |
| | | Старты с тумбочки, воды | 5 | Старты из различных исходных положений с тумбочки: щучкой, солдатиком. Старт из воды. П/и . Развитие ФК: сила, выносливость, координация движений, гибкость. | Уметь выполнять технику старта. | | ОРУ пловцов |
| | | Ныряние | 3 | Ныряние в глубину и длину из различных исходных положений, упражнения на задержку дыхания, п/и, развитие ФК. | Уметь выполнять технику ныряния с тумбочки и от бортика. | Плавание под водой до 15м с задержкой дыхания. | ОРУ пловцов |
| | | Повороты | 2 | Техника поворота маятником, кувырком вперед, повороты при плавании кролем на груди, спине, брассе. П/и, эстафеты с мячами, плавательными досками. | Уметь выполнять технику поворотов различными способами в плавании. | Техника поворотов | Правила проведения соревнований по плаванию. |
|
| | | Первая медицинская помощь | 1 | Оказание первой медицинской помощи при утомлении, переохлаждении. Спасение утопающих , подплывание к тонущему со спасательным кругом и его транспортировка. | Уметь оказывать первую медицинскую помощь и знать внешние и внутренние признаки утомления | Оценка действий при оказании ПМП другим учащимся. | ТБ при транспортировке тонущего и оказании ПМП. |
| | | Водное поло и свободное плавание | 3 | Спортивная игра «Водное поло». Правила игры. Судейская жестикуляция. Плавание различными способами до 500м. | Уметь играть и организовывать игру, знать правила игры. | Умение держаться на воде, бросать и передавать мяч. | ОРУ с мячом, гимнастической палкой. |
| | | Плавание на боку | 2 | Плавание на правом, левом боку. Транспортировка пострадавшего. Средства закаливания водой. | Уметь плавать лежа на боку. | Умение оценивать других | ОРУ на дыхание в воде |
| | | Комбинированное плавание | 2 | Плавание кролем на груди, спине, брассом отрезков по 50м. упражнения на развитие физических качеств. | Уметь проплывать до 500м | Техника плавания | |