ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ»
Рассмотрено: руководитель МО _________/Мельникова О.С./ Протокол №____ от «__»________20___г. | Согласовано: зам. руководителя по УВР _________/Кондитерова С.А./ от «__»________20____г. | Утверждено: Руководитель ОО _________/Кудряшова О.А./ Приказ № ____ от «__»________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «Город мастеров»
начальное общее образование
2Б класс
34 часа
Программу составил(а):
Уварова Наталья Андреевна
ФИО педагогического работника
_________________________
квалификационная категория
МОСКВА,
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Город мастеров» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы начального общего образования Т.М. Рагозиной «Город мастеров», издательство М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Программа курса внеурочной деятельности «Город мастеров» в качестве приоритетной задачи развития личности школьника определяет социальное и спортивно-оздоровительное направления.
Программа связана с предметными областями учебного плана «Окружающий мир» и «Технология».
Программа направлена на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами (пластилин, бумага и картон, проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно-прикладного искусства, изготовление простейших декоративно-художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
-патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
-трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
-ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
-ценностного отношения к природе, окружающей среде;
-ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Цель программы —
Цель реализации программы:
- развитие и реализация творческого потенциала обучающихся начальной школы;
- формирование универсальных учебных действий младших школьников;
- создание условий для овладения обучающимися различными видами художественной деятельности;
- развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
- развитие нравственных качеств, формирование бережного отношения к традициям своего народа и своей семьи.
- обеспечение творческой самореализации обучающихся в процессе создания предметной среды (материальных объектов деятельности ребенка) для решения учебно-познавательных задач, которые возникают в ходе освоения системы «Перспективная начальная школа».
Задачи:
- развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
- учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;
- учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников
- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Основная идея программы заключается в организации совместной деятельности педагогов и обучающихся для создания предметной среды (фигурок, аппликаций, макетов, моделей), обеспечивающей выполнение детьми учебно-познавательных задач образовательной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета (курса)
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Курс «Город мастеров» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивно творческой деятельности.
Особенности содержания и методического аппарата учебно-методического комплекса (УМК)
Особенностью данного курса является то, что работа детей будет организована в различных творческих мастерских. Организовав работу таким образом, мы преследуем цель максимально приблизить ребенка к овладению тем или иным видом творчества, показать свою индивидуальность, повысить кругозор. Таким мастерскими в первом и втором классах являются: мастерская игротеки, мастерская лепки, мастерская флористики, мастерская Деда Мороза, мастерская коллекции идей, мастерская оригами, мастерская конструирования и моделирования. В третьем классе добавляется мастерская дизайна и мастерская кукольного театра. В четвертом классе ребята познакомятся с работой в мастерской мягкой игрушки, волшебной паутинки, бумагопластики.
Творческие мастерские расширяют конструкторско-технологические знания и умения, полученные во время урочных занятий, так являются их продолжением и преследуют основную идею стандарта второго поколения – взаимосвязь образовательного процесса и внеучебного процесса, которая позволит развивать у младшего школьника развитие универсальных учебных действий. Кроме того, мастерские знакомят детей с новыми видами художественной деятельности (игротека, флористика, бумагопластика, дизайн).
Для организации творческой деятельности предлагаются объекты, которые служат для детей ориентиром в работе. Прежде чем приступить к работе, ребенку следует путем собственного анализа выявить схему конструкции данного объекта. Он должен выделить основные части и детали, определить их форму, размеры, взаиморасположение, способы соединения, найти сходства и различия. Ребенок должен спланировать трудовые операции, определить материалы и подобрать инструменты для работы. В результате данных действий ученик продолжает развивать такие процессы как внимание, анализ, синтез, сравнение, память, воображение. Предлагаемый объект не всегда может быть единственно возможным. Ребенок имеет право внести свои изменения, предложить иные варианты, проявить при этом гибкость мышления.
Иногда объект и полностью может отсутствовать. Ребенку проговариваются только условия, которым он должен удовлетворять. В данном случае у детей проявляются полностью самостоятельные качества, благодаря которым можно увидеть его личностный рост, творческие фантазии.
Формой организации внеурочной деятельности является кружок. Основными формами работы в творческих мастерских являются групповые, коллективные и индивидуальные.
Структура и последовательность изучения разделов учебного предмета (курса) с учетом региональной специфики
А) Основы культуры труда и самообслуживания.
Рукотворный мир как результат труда человека. Разнообразие предметов, окружающих нас в повседневной жизни. Природа как источник сырья. Способы переработки сырья в готовое изделие. Последовательное выполнение работы по изготовлению изделий.
Организация рабочего места для работы с различными материалами (рациональное размещение материалов, инструментов и приспособлений).
Анализ объекта и его назначения.
Данный раздел раскрывается при организации творчества во всех мастерских 1,2,3,4 класса.
Б) Технология ручной обработки материалов.
Природные материалы. Происхождение природных материалов. Растительные природные материалы: листья, семена, веточки, шишки, скорлупа орехов. Свойства природных материалов. Способы заготовки, правила хранения и правила поведения при сборе природного материала.
Инструменты и приспособления для обработки природных материалов. Техника безопасности при работе с инструментами.
Приемы работы с природными материалами.
Практические работы:
1 класс: композиции из листьев;
2 класс: композиции из листьев, композиции из соломки, шахматы из шишек;
3 класс: работа с листьями (эстамп), работа с ракушками, украшение яичной скорлупой.
Пластические материалы. Пластилин, масса для моделирования, соленое тесто. Подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Приемы работы с инструментами и приспособлениями. Основы безопасности при использовании инструментов и приспособлений.
Практические работы:
1 класс: лепка фигурок животных, композиции из пластилина;
2 класс: лепка героев сказок, фигурок домашних животных, составление коллективных композиций;
3 класс: лепка посуды;
4 класс: лепка из соленого теста.
Бумага. Виды бумаги. Свойства бумаги. Рациональное использование бумаги.
Виды графических изображений. Инструменты и приспособления для обработки бумаги. Техника безопасности при работе с инструментами. Приемы работы с бумагой.
Практические работы:
1 класс: новогодние игрушки, поделки из бумаги, простейшие модели оригами;
2 класс: аппликации, работа с гофрированным картоном, объемные игрушки из бумаги, оригами;
3 класс: куклы из геометрических фигур, поделки из гофрированного картона; подвижные игрушки из картона;
4 класс: игры из бумаги, бумагопластика (основы квиллинга), маски для карнавала.
Текстильные материалы. Виды тканей. Свойства тканей. Экономное расходование тканей при раскрое. Нитки и их виды. Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов. Приемы безопасного использования инструментов и приспособлений. Приемы работы с текстильными материалами.
Практические работы:
2 класс: прихватка, аппликации из ниток, простейшее плетение;
3 класс: куклы из драпа, изонить;
класс: мягкие игрушки, вышивка, футляры из драпа, макраме.
В) Конструирование и моделирование.
Общее представление о конструировании как создании конструкций предметов. Изделие, деталь изделия. Модель. Конструирование и моделирование изделий из бумаги, природных материалов.
Практические работы:
класс: кораблик, самолет;
2 класс: вертушка, парашют, конструирование мебели;
3 класс: игрушки из поролона.
Г) Дизайн.
Понятие «Дизайн». Основы дизайна. Виды дизайна ( дизайн стекла, ткани, дерева, металла). Простейшие приемы дизайна. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при работе с инструментами.
Практические работы:
3 класс: различные способы украшений, украшение коробок, рамок под фотографии, панно, бусы;
4 класс: декупаж вазы, плетение из бисера, украшение шкатулки.
Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане образовательной организации.
Программа рассчитана на 4 года обучения. На проведение занятий отводится в 1 классе -33 часа, во 2 – 4 классах по 34 ч из расчета 1 час в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность занятий 40 минут.
Количество часов во 2 классе:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса)
В результате изучения курса «Город мастеров» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
-интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
-познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
-адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
-внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
-выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
-выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ, решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
-учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
-адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
-навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Содержание учебного предмета (курса), количество часов –33 ч.
№ п/п | Название мастерской | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Мастерская игротеки | | |
2 | Мастерская лепки | | |
3 | Мастерская флористики | | |
4 | Мастерская Деда Мороза | | |
5 | Мастерская коллекции идей | | |
6 | Мастерская оригами | | |
7 | Мастерская конструирования и моделирования | | |
8 | Итоговые занятия | | |
ИТОГО | 33 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
Учебники
№ | Автор, название | Год издания | Класс | Наличие электронного приложения |
-
| Технология. 2 класс. Город мастеров. Тетрадь для внеурочной деятельности | 2017 | 1 | |
Учебно-методические пособия
№ | Автор, название | Год издания | Класс | Наличие электронного приложения |
-
| Рагозина Т.М. Технология. 1 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник, 2013 | 2013 | 2 | |
Электронные образовательные ресурсы, применяемые при изучении предмета (курса)
№ | Название ресурса (автор, ссылка на Интернет-ресурс) | Темы, в изучении которых применяется ресурс | Класс |
-
| Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru | | 2 |
-
| Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru | | 2 |
Материально-техническое обеспечение
Учебное оборудование
№ | Название учебного оборудования | Темы, в изучении которых применяется оборудование | Класс |
-
| Классная магнитная доска | | 2 |
-
| Простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами, нож канцелярский макетный с металлической направляющей лезвия, линейка пластмассовая или металлическая 25 - 30 см., линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник пластмассовый с углами 90 градусов, простые карандаши марки ТМ и 2М, циркуль (не козья ножка), шило, игла швейная и для вышиваниявудлиненным ушком и для вышивания по канве, булавки с колечком, нитевдеватель, пустой стержень шариковой ручки, кисти для работы с клеем и красками, стека, подставка для инструментов, дощечка для выполнения работ с ножом и шилом, дощечка для лепки. | | 2 |
-
| Материалы для изготовления изделий: бумага (цветная мелованная двухсторонняя, офисная для аппликаций, калька, копирка, писчая, альбомная, газетная, ватманская, гофрированная, самоклеящаяся, крепированная), картон (цветной, гофрированный), лоскутки хлопчатобумажной и льняной ткани, шерстяной (сукна, драпа), вельвет, нитки швейные, мулине, пряжа для вязания, узкая и широкая тесьма, тонкий шнур, фурнитура (пуговицы, бусинки, бисеринки), пластилин, масса для моделирования, глина, пластическая масса из соленого теста, фольга, цветнаяпроволока в изоляции, природные материалы (засушенные листья, цветущие растения, стебли, веточки, семена и плоды растений, шишки, желуди, скорлупа грецких орехов, яичная скорлупа), утилизированные материалы (пластмассовые разъемные упаковки-капсулы, емкости, банки из жести, упаковочная тара из пенопласта), наборы «Конструктор»; | | 2 |
-
| | | |
Компьютерная техника и интерактивное оборудование
№ | Название учебного оборудования | Темы, в изучении которых применяется оборудование | Класс |
-
| Персональный компьютер с принтером, сканером. | | 2 |
-
| Интерактивная доска | | 2 |
Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Город мастеров» 2017-2018 гг.
2б (34 часа) Уварова Н.А.
№ п/п | Название мастерской | Тема занятия | Кол-во | Предметные результаты | УУД | Форма организации | Дата план | Дата факт |
1 | | День знаний | 1 | | | | 1.09 | |
2-6 | Мастерская флористики (5 ч.) | Композиция из листьев «Сказочная птица» | 1 | Знать технику работы с природными материалами. Уметь выполнять аппликацию из засушенных растений. | Л.:познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности; внутренняя позиция на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым способам познания. П.: выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ, решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; Р.: учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок. К.:сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми; формировать собственное мнение и позицию; учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | Индивидуальная Индивидуальная Индивидуальная Индивидуальная Индивидуальная | 8.09 | |
Вернисаж осенних букетов. | 1 | 15.09 | |
Аппликация «Цветы» из осенних листьев | 1 | 22.09 | |
Рамка с шишками | 1 | 29.09 | |
Картины из крупы | 1 | 6.10 | |
7-11 | Мастерская конструирования и моделирования (5 ч.) | Волчок | 1 | Знать приёмы разметки складыванием. Уметь чертить развёртку. | Индивидуальная | 13.10 | |
Земная группа планет Солнечной системы | 3 | Индивидуальная | 20.10 27.10 10.11 | |
Аист | 1 | Индивидуальная | 17.11 | |
12-16 | Мастерская Деда Мороза (5 ч.) | новогодние игрушки из «киндер-сюрпризов» | 2 | Знать приёмы разметки складыванием. Уметь выполнять симметричное вырезание. Уметь работать по алгоритму. | Индивидуальная | 24.11 1.12 | |
новогодние игрушки из гофр.бумаги | 1 | Индивидуальная | 8.12 | |
новогодние игрушки из яичной скорлупы | 1 | Индивидуальная | 15.12 | |
новогодние игрушки-помпоны | 1 | Индивидуальная | 22.12 | |
17-18 | Мастерская игротеки (2 ч.) | Шашки из пластиковых крышек | 2 | знать технику разметки, уметь вырезать круги, квадраты по контуру, наклеивать | Групповая | 12.01 19.01 | |
19-22 | Мастерская лепки (4 ч.) | Домашний любимец | 1 | Знать основные приёмы работы с пластичными материалами. Уметь выполнять из пластилина жгутики, шарики, мазки. | Индивидуальная Групповая Индивидуальная Индивидуальная | 26.01 | |
Герои сказки «Колобок» | 1 | 2.02 | |
«Веточка рябины» | 1 | 9.02 | |
«Сказочный домик» | 1 | 16.02 | |
23-29 | Мастерская оригами (7 ч.) | «Пароход». | 1 | Знать приёмы работы складыванием Уметь работать по алгоритму. | Индивидуальная | 2.03 | |
«Тюльпан», «Лилия». | 2 | 16.03 23.03 | |
«Бабочка» | 1 | 6.04 | |
Объемная открытка | 1 | 13.04 | |
«Журавлик», «Лебедь». | 2 | | 20.04 27.04 | |
30-33 | Мастерская коллекции идей (4 ч.) | Поделка из бумаги. Знаки «Правила поведения на природе» | 1 | Знать приёмы разметки складыванием Уметь выполнять вырезание, наклеивание | Групповая Групповая Индивидуальная | 4.05 | |
Поделка из бумаги. «Цепь питания животных» | 1 | 11.05 | |
Поделка из бумаги. «Садовые цветы» | 1 | 18.05 | |
Поделка из бумаги. «Комнатные растения» | 1 | Индивидуальная | 25.05 | |
34 | Резервное занятие | | | | | | | |