СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и календарное планирование "Экологическая лингвистика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа является частью совместной работы учреждения дополнительного образования - Областного биолого-экологического центра  и школы в области проектной деятельности школьников. Как учитель английского языка, автор нашла точки соприкосновения нескольких предметов, составила программу и в течение 15 лет руководит творческим объединением учащихся школы. Ребята создают интересные интегрированные проекты и с успехом защищают их. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарное планирование "Экологическая лингвистика"»



Областное государственное образовательное учреждение

«Эколого – биологический центр»

«Экологическая лингвистика»



Модифицированная программа для детей 11 – 16 лет / 2 года обучения/







Автор: Подопригора С.А., учитель английского языка, МОУ «СОШ №39» г. Астрахани, п.д.о. ЭБЦ





г. Астрахань

Если вы думаете на год вперёд – сейте зёрна.

Если вы думаете на десять лет вперёд – сажайте деревья.

Если вы думаете на сто лет вперёд - воспитывайте человека.

Неизвестный китайский поэт, I столетие н.э

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Научно-исследовательская работа по английскому страноведению и лингвистике» (автор Подопригора С.А., учитель высшей категории МОУ «СОШ №39 г. Астрахани»), а также специального (элективного) курса «Язык, культура, общество» (автор Новикова Т.Ф., доцент кафедры общей филологии Бел ГУ). Она позволяет естественным образом устанавливать межпредметные связи, так как предполагает обращение к актуальной, социально и личностно значимой тематике – экологическим проблемам в современном обществе и способам решения их посредством языка. Развитие лингвистического мышления невозможно без сопоставления родного и иностранных языков. Сравнивая исторические, культурные, а также социальные аспекты разных стран, учащиеся учатся лучше понимать менталитет населения этих стран, что особенно актуально в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности народов мира. Таким образом, предметом эколингвистики является взаимодействие между языком, человеком, как языковой личностью, и его окружающей средой. Языки, подобно различным видам животных и растений, находятся в состоянии равновесия, конкурируют друг с другом, и само их существование зависит друг от друга, как внутри государства, так и в сознании человека, владеющего несколькими языками. В экологической лингвистике выделяется три основных направления: культурная сфера речи (исследование нарушений коммуникативных свойств речи), этнические проблемы (уменьшение или увеличение лингвистического разнообразия на Земле) и использование реалий одного языка в контексте другого в художественной литературе, фольклоре. Все эти проблемы решаются только при возможном решении проблем окружающей среды. Экологическая лингвистика стремится к очищению окружающей среды чисто лингвистическими средствами. Умное человеческое слово может многого достигнуть, исправить и направить на пользу человечества. Перед современным образовательным учреждением стоит задача подготовки культурного высокообразованного человека, творческой личности, ответственной за состояние окружающей среды. Решение этой задачи направлено на возрождение духовных нравственных традиций, приобщение учащихся к мировой культуре, а также формирование нового стиля мышления - экоцентрическрого. Экология природы, экология культуры, экология языка – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности. Данная программа отражает современные требования к модернизации содержания российского образования при сохранении его традиций.



Цель данной программы – формирование исследовательских компетенций учащихся при ознакомлении с основными процессами эколингвистики и её влиянием на изменения общества и собственной природы человека.

Задачи данной программы:

Обучающие:

  1. Объединить и систематизировать знания учащихся по предметам естественного, общественно-гуманитарного цикла, раскрывающих характер взаимоотношений и взаимодействия природы и человека.

  2. Способствовать овладению лингвистическими, экологическими, этнокультурными знаниями и коммуникативными компетенциями.

  3. Формировать у учащихся навыки познавательной, творческой, экпериментально-исследовательской деятельности.

  4. Формировать навыки речевой деятельности, необходимые для презентации научного исследования.



Развивающие:

  1. Развивать у учащихся наблюдательность, творческую фантазию и воображение, логику, умение делать выводы.

  2. Развивать у учащихся навыки самостоятельной работы с научной литературой.

  3. Способствовать развитию ключевых компетентностей учащихся: проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной и информационной.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать человека, экологически культурного, способного обеспечить прогресс общества в гармонии человека и природы.

  2. Способствовать становлению гражданской зрелости учащихся и ответственности по отношению к природе, человеку, обществу, самому себе.

3. Формировать подлинного патриота своей страны, а также гражданина мира, ответственного за свои поступки; человека со-природного, отзывчивого, осознающего красоту и выразительность родного и иностранных языков.







Программа «Экологическая лингвистика» разработана с учётом психологических закономерностей формирования общих и специальных знаний, умений и навыков, а также возрастных особенностей и возможностей учащихся 12-16 лет (7-11классов).. Программа рассчитана на 2 года обучения с общим количеством 144 часа в год. Теоретических занятий 32 часа, практических занятий 112 часов. Занятия проводятся 4 раза в неделю по 2 часа, при этом по 4 часа отводится каждой из возрастных групп – первого и второго года обучения.

Основные формы работы:

  • лекции

  • практические занятия (семинары)

  • тестовые задания

  • экскурсии

  • изучение и описание природных объектов родного края с целью их рационального использования и сохранения;

  • изучение литературных источников, материалов

  • научно-практические мероприятия (конференции, конкурсы, олимпиады и т.д.)

  • оказание посильной помощи особо охраняемым территориям (ООПТ);

  • игры, конкурсы и другие массовые мероприятия;

  • творческие мастерские;

  • пропаганда природоохранной деятельности через средства массовой информации.

  • практические занятия на компьютере (в т. ч в Интернет)

  • индивидуальные консультации



Основные методы работы:

  • словесный

  • наглядный

  • демонстрационный

  • проблемно-поисковый

  • исследовательский

  • практический

Учебно-методическое обеспечение

Для успешной реализации программы необходимо иметь следующий учебно-методический комплект:

  • наглядно-иллюстративный материал (карты, схемы, рисунки, фото, плакаты) экологической направленности;

  • учебный раздаточный материал в виде аутентичных текстов разных жанров экологической направленности;

  • аудиозаписи с текстами экологической направленности;

  • словари, в том числе электронные;

  • инструкция по технике безопасности при проведении занятий в компьютерном зале.

Условия реализации программы

Программа реализуется в творческом объединении «Экологическая лингвистика» ОГОУ ДОД «Эколого – биологический центр». Также её можно использовать в учреждениях дополнительного образования и во внеклассной работе общеобразовательных школ.

На первом году обучения основное внимание уделяется изучению предмета экологическая лингвистика на лексическом уровне: прививаются навыки работы со словарями, закрепляются в памяти новые термины и понятия, а также экологические образы. Доминирующим видом работы будет лекция и практикум, а также экскурсии в библиотеки и ознакомление с научным потенциалом города.

При изучении тем, связанных с краеведением и экологией, целесообразно посещение музеев города, а также заповедных мест города и области.

Теоретические занятия на первом году необходимо сопровождать иллюстративным и пояснительным материалом, особое внимание при этом следует уделять использованию ИКТ на занятиях. Использование игровых методик, а также приглашение на занятия известных специалистов сделают занятия более разнообразными и мотивированными.

Практические занятия следует планировать с расчётом на большую самостоятельность учащихся, отводить время на обсуждение сделанного и анализа. И на первом и на втором году обучения большое значение имеет формирование исследовательских компетенций учащихся, в том числе подготовка презентаций, навыки работы с программой Power Point, а также в различных текстовых редакторах. Несомненно, к педагогу предъявляются высокие требования: чтобы научить, нужно самому уметь.

Занятия по лексикологии (сравнение лексического ряда по тематикам экологической направленности: погода, животные, сказки народов мира и т.п.) лучше проводить в занимательной, игровой форме. Например, по теме «Сказки народов мира в экологическом аспекте» можно подготовить викторину – конкурс устных шарад. Уместно проведение ролевой игры, где у каждого участника будет конкретная роль, например, директор завода, парковой зоны, эколог, участник экологической организации и т.п.). Особое место занимает обучение навыкам публицистической работы: рекламной и агитационной работой в сравнении с существующими видами и опытом зелёных организаций мира. Здесь педагогу можно опираться на общеучебные навыки учащихся по предметам: литература, русский язык, английский язык, история, география, экология, а также формировать новые навыки: умение вести полемические дебаты, отстаивать свою точку зрения, убеждать и т.п. Использование возможностей Интернет в данном виде деятельности т/о трудно переоценить.

Для сравнения своих достижений и определения уровня достигнутого учащимся предлагается участие в различного рода конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и научно-прктических конференциях в течение всего учебного года. Такие мини - соревнования следует устраивать и внутри групп, используя для этого многообразие методических форм. Одной из самых популярных является «Конкурс экологических листовок» или «Конкурс объявлений», когда каждая группа представляет свой призыв по охране окружающей среды с оригинальным текстом на английском и русском языках.

Итогом 1-го года обучения является участие в простых исследованиях, типа сравнительной характеристики русской и английской сказки или написание реферата на тему «Умное жилище человека». В конце первого года обучения учащиеся также могут легко применять полученные знания и умения для участия в экологических акциях по месту жительства и в мировом пространстве через Сеть. Итогом первого года обучения является участие в Областном конкурсе – конференции «Юные исследователи природы».

На втором году обучения программа предусматривает углубление и расширение лингво – экологических знаний, в более углублённом режиме проходит формирование навыков исследовательской работы и практическое участие в природоохранных мероприятиях. Итогом 2-го года обучения является подготовка и участие в областной НПК «Молодые исследователи природы».

Реализация программы предполагает организацию деятельности в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» и дополнениями на 2010 год: Глава 2: «Общие требования к содержанию образования», ст.14 и Глава 2: «Дополнительное образование», ст.26 и 27, п.2

По итогам года детское объединение должно ознакомить учащихся школ и общественность со своей работой в детском печатном органе, а также выложить материалы на доступном сайте в Интернет в виде электронной газеты с приложением: фотоматериалы, лучшие проекты и т.п.











Предполагаемые результаты первого года обучения

Обучающиеся должны знать:

  • правила техники безопасности

  • понятие и содержание науки «экологическая лингвистика»

  • о ведущих учёных – лингвистах

  • основные лингвистические и экологические понятия и термины

  • о роли и объединяющей функции языков в экологической деятельности человека

  • иметь понятие об экологической среде обитания человека



Обучающиеся должны уметь:

  • применять правила техники безопасности при работе в компьютерном зале

  • пользоваться словарями и другими языковыми средствами

  • анализировать роль языков в жизни человека и его экологической деятельности

  • сравнивать культурное наследие разных стран

  • работать с научной литературой и справочными материалами



Предполагаемые результаты второго года обучения

Обучающиеся должны знать:

  • Этапы развития языка и становление экологической лингвистики как науки

  • Лингвистические и экологические термины

  • Формы и методы исследования языковых явлений

  • Жанровые особенности языков разных народов

  • Правила техники безопасности при работе с электронным оборудованием

  • Методы и пути создания презентаций и написания тезисов

  • Основные направления деятельности учёных – лингвистов экологической направленности

  • Главные направления решения экологических проблем в сравнении языковых культур

Обучающиеся должны уметь:

  • Использовать методы исследования развития языков и их влияния на решение экологических проблем

  • Находить и анализировать явления в языковом семействе

  • Выступить с устным или письменным публицистическим материалом в защиту окружающей среды

  • Выявлять и помогать в решении региональных экологических проблем

  • Применять правила техники безопасности при работе с электронным оборудованием

  • Работать со словарями и научной литературой

  • Применять теоретические знания на практике

  • Оформлять исследовательскую работу, делать обработку результатов исследования, формулировать выводы

  • Писать тезисы к выступлению и готовить презентацию

  • Выступать на различных конференциях, уметь защищать свои выводы и отвечать на вопросы.

Примерный учебно-тематический план

(1 год обучения, 7-8 классы)

Содержание занятий

всего



теория

практика


1


Экологическая лингвистика как наука, ведущие учёные – лингвисты.



4


2


2


2


Национальный менталитет

и экология языка. Культура речи.



12


4


8


2.1


Взаимоотношения человека с жизненной средой.



12


2


10


2.2


Экология жизненной среды: жилище человека, подробности быта и язык.



16


4


12


3.


Большие и малые языки. Этнические проблемы.


16


4


12


3.1


Проблема малых языков.



12


2


10


3.2


Языки – гиганты, их влияние на экологическую обстановку в мировом сообществе языков.



20


4


16


4


Экологический текст: выразительные средства,

контекст.



8


2


6


4.1


Язык создаёт красоту. Язык и юмор. Игры со словами. Игры с русским и английским экологическим текстом.



20


2


18


4.2


Глобальные экологические проблемы человечества и пути их решения языковыми средствами.



16


4


12


4.3


Элементы экологической этики.



8


4


4


Итого


144

34

110





Содержание программы

Первый год обучения (144ч., из них теор.34ч., практ. – 110ч.)



    1. Вводное занятие (4ч., из них: теор. – 2ч., практ. – 2 ч.)

Предмет изучения, содержание и цели т/о Экологическая лингвистика». Знакомство с основными разделами лингвистической секции. Техника безопасности при работе в компьютерном классе. Из истории лингвистических учений. Биографические сведения и главные открытия ведущих учёных-лингвистов отечественной и зарубежной лингвистических школ.

Практические занятия: Знакомство детей с помещениями (учебным классом и компьютерным классом), где будут проводиться занятия. Заполнение анкет личного характера, а также ответы на вопросы по темам предстоящего обучения. Психологические игры на тему «Давай познакомимся».

2. Понятие «национальный менталитет». Экология языка: основные направления изучения. Культура речи и отношение к проблеме в разных странах мира. (12ч., из них: теор. – 4 ч., практ. – 8 ч.) Понятие «экология языка» и основные направления изучения лингвистической науки. Изменения в языках в последние десятилетия. Реформы языков. Речевая культура и охрана языка. Язык общенародный и язык литературный. Различия между просторечием, нарушением языковых норм и ненормативным языковым материалом.

Практические занятия: самостоятельная работа со словарями неформальной речи: фразеологическим словарём Кунина, со словарями слэнга (английский и американский вариант); анализ текстовых примеров экологической направленности. Накопление экологического глоссария.

2.1. Взаимоотношения человека с жизненной средой (12ч., из них теор.-2ч. и практ. -10ч.) Территориальная дифференциация языка и речи. Социальная дифференциация языка. Понятие о «языковой личности». Язык семьи, язык отдельного человека.

Практические занятия: Сбор и обработка местных языковых фактов, в том числе взятых из местной публицистики. Составление тезисного плана лекции учителя.

2.2. Экология жизненной среды: жилище человека, подробности быта и язык бытовых реалий. (16ч., из них: теор.-4, практ. -12ч.) Реалии животного мира, природы, погодных явлений и других в разных языках мира. Этапы и направления цветовых представлений в древнерусской и англосаксонской лингвокультурах. Метафоры организма, стихии и животного мира в экологическом дискурсе разных народов. Сравнительная характеристика английских и русских реалий по экологической тематике.

Практические занятия: Обсуждение в группе, самостоятельная работа со справочниками, научно- популярной литературой. Конкурс электронной листовки «Жилище будущего».

3. Большие и малые языки. Этнические проблемы. (16ч., из них: теор.4ч., практ. – 12ч.)

Язык и народы: соотношение и взаимосвязанная языковая картина мира. Языки и культура. Причины появления и исчезновения языков. Языковые периферии. Прогнозы на будущее.

Практические занятия: Опрос и анкетирование отдельных групп населения по предлагаемой теме. Обсуждение полученных результатов.

3.1. Проблема малых языков. (12ч., из них: теор.-4, практ.-12ч.) Красная книга языков. Статистика исчезновения малых языковых групп в мире. Основные причины исчезновения языков. Прогнозы на будущее: сколько языков останется на Земле через 100 лет?

Практические занятия: Составление тематического словаря. Проведение дискуссии на заданную тему. Работа с Атласом исчезающих языков мира.

3.2. Языки-гиганты. Их влияние на экологическую обстановку в мировом сообществе языков. (20ч., из них: теор. 4ч., практ.-16ч.) Влияние английского языка на остальные языки мира. Как языки становятся «боссами»? Влияние языка, на котором говорит большинство народов мира на малые языки и их развитие. Изменения в самом языке – гиганте. Проблема заимствований в русском языке.

Практические занятия: Подготовка сообщений на предлагаемые учителем темы: «Экологические заимствования в русском языке», «Английский – язык будущего?»

4.Экологический текст: выразительные средства, контекст. (8ч., из них: теор.2ч., практ. – 6ч.) Эстетическая функция языка. Экология перевода: культура vs природа. Современная английская сказка: экология жанра. Особенности семантики ФЕ с зоонимами. Функционирование имён собственных в художественном тексте экологической тематики.

Практические занятия: написание и защита рефератов. Подготовка презентаций.

4.1. Язык создаёт красоту. Язык и юмор. Игры со словами. Игры с русским и английским экологическими текстами. (20ч., из них: теор. 2ч., практ.-18ч.) Межкультурные эколингвистические проблемы фразеологии. Отражение действительности в пословицах и поговорках в русской и английской фразеологии. Исторические и культурные реалии в именах собственных. Топонимика и ономастика в составе русской и английской лексики.

Практические занятия: написание разножанровых творческих работ. Написание и защита рефератов. Подготовка презентаций.

4.2.Глобальные экологические проблемы человечества и пути их решения языковыми средствами. (16ч., из них: теор.4ч., практ.-12ч.) Рост численности населения, «демографический взрыв». Ресурсный кризис: земельные ресурсы (почва, минеральные ресурсы), энергетические ресурсы. Возрастание агрессивности среды: загрязнение вод и атмосферного воздуха. Изменение генофонда. Способы и методы вербального воздействия на общественное сознание. Роль слова в борьбе за спасение планеты. Примеры удачных призывов и выступлений в мировой экологической практике.

Практические занятия: написание полемической статьи и обсуждение написанного.

4.3 Элементы экологической этики. (8ч., из них: теор.4ч, практ.4ч.) Правила поведения по отношению к окружающей среде у разных народов. Особенности национальной этики в странах Европы. Поведение по отношению к животным у англичан. Приюты для бездомных животных. Правила выгула домашних питомцев в разных странах. Протесты против одежды из убитых животных. Скауты и правила поведения в походе. Экологический глоссарий на тему.

Практические занятия: Игра – викторина «Насколько ты «зелёный?» на английском языке (с переводом на русский язык).

Примерный учебно-тематический план

(2 год обучения, 9-11 классы)


содержание занятий

количество часов


всего

теория

практика

1

Три аспекта экологической лингвистики как науки. Основные термины и понятия. Ведущие учёные – лингвисты об экологии языка.

4

2

2

2.

Интралингвальный аспект экологии языка: современные изменения в речи народов мира: тенденции и реалии.

12

4

8

2.1


Методы исследования нарушений правильности речи в разных языках. Формальный язык и неформальный вариант языка. Экологический глоссарий.

12

2

10

2.2

Коммуникативные свойства речи при решении экологических проблем. Тенденции в общении в мировом сообществе, способы достижения взаимопонимания при решении экологических проблем.

16

4

12

3.

Транслингвальный аспект лингвоэкологии. Экологическая культура народов мира.

16

4

12

3.1


Языковые реалии в разных языках в художественной литературе и фольклоре.

12

2

10

3.2

Публицистический язык в решении экологических проблем.

8

2

6

3.3

Интерлингвальный аспект экологической лингвистики. Культурное многообразие и проблемы сосуществования языковых групп.

12

4

8

4


Полиязычие как среда обитания отдельного этнического языка.

8

2

6

4.1

Проблема исчезновения языков. Уменьшение лингвистического разнообразия на Земле.

8

2

6

4.2

Астраханская область: многоязычие этнических групп и основные тенденции культурного развития региона в аспекте экологии языков.

28

4

24

4.3

Экологические организации мира, их деятельность, примеры детских организаций в Астраханской области.

8

4

4


итого

144

36

108

Содержание программы

Второй год обучения (144ч., из них теор. -36ч., практ. -108ч.)

1.Три аспекта экологической лингвистики как науки. Основные термины и понятия. Ведущие учёные-лингвисты – об экологии языка. (4ч., из них: теор. – 2ч., практ.-2ч.) Концептуальный подход к изучению языка. Эколингвистика-одно из современных научных направлений области языкознания. Языковая сфера обитания человека и общества. Социальная востребованность эколингвистики. Американский лингвист Айнар Хауген и его учение о языке.

Практические занятия: Запись лекции, выделение главного, обсуждение. Проведение анкетирования по вопросам работы т/о.

2.Интралингвальный аспект экологии языка. Современные изменения в речи народов мира: тенденции и реалии (12ч., из них: теор. -4ч., практич.-8ч.) Факторы, определяющие поведение языковых групп и народов. Связь между человеком и экосистемой. Влияние городской среды на поведение человека. Экологическое образование в городе Астрахани. Экология жилища. Экология еды. Экология поведения и речи.

Практические занятия: Проведение фотоконкурса, а также конкурсов плакатов на темы: «Умное жилище», «Человек в городе», «Идеальная среда обитания».

2.1. Методы нарушения правильности речи в разных языках. Формальный и неформальный варианты языка. (12ч., из них: теор.2ч., практ. – 10ч.) Экологический дискурс это «речь, погружённая в жизнь». Мировая практика очищения разговорного языка в разных странах. Язык – как часть природы. Примеры словесного «мусора» в языках разных народов. Язык подростков: основные перспективы развития. Языковая среда Интернета. Экологический глоссарий.

Практические занятия: Проектная деятельность: подготовка исследования на тему: «Язык компьютерного общения: тенденции в развитии и перспективы».

2.2. Коммуникативные свойства речи при решении экологических проблем. Тенденции в общении в мировом сообществе, способы достижения взаимодействия при решении экологических проблем. (16ч., из них: теор. – 4ч, практ.-12ч.) Языки межнационального общения, их общие и отличительные черты. Международные организации и формы выражения экологической мысли. Английский язык – изменения за последние десятилетия. Как язык завоёвывает мир. Форумы международного общения: Олимпийские игры, конференции, концерты, конкурсы, общие проекты и обслуживающие их языки.

Практические занятия: Ролевая игра на тему «Всемирный конгресс экологов» на английском языке.

3.Транслингвальный аспект лингвоэкологии. Экологическая культура народов мира. (16ч., из них: теор. – 4ч., практ.-12ч.) Экологическое образование и воспитание в странах мира. Экологическая культура как часть общей мировой культуры. Отношение к воде, земле и воздуху как части окружающего мира в разных языковых культурах. Экологический глоссарий на английском и русском языках.

Практические занятия: Составление фотоальбома и выпуск журнала в электронном виде на тему «Что такое экологическая культура?»

3.1. Языковые реалии в разных языках в художественной литературе и фольклоре (12ч., из них: теор. – 2ч., практ.-10ч.) Английский язык – Шекспира или Макдоналдса? Взаимопроникновение реалий из одного языка в другой. Сравнение устного и письменного фольклора современных языков – гигантов. Экологический аспект в художественных произведениях детских писателей Англии и России. Общие тенденции и различие в отношении к своему окружению в разных культурах мира.

Практические занятия: Самостоятельная работа с литературными и научными источниками по теме. Подготовка рефератов по теме.

3.2. Публицистический язык в решении экологических проблем. (8ч., из них теор.-2ч, практ-6ч.) Основные направления биожурналистики. Полемика и публицистика–определение жанров. Как работать над статьёй: проблема, содержание, цель. Астраханские печатные издания и основные рубрики экологического содержания. Школьная газета и её возможности в формировании экологического сознания учащихся (на примере школьной газеты «Зеркало» МОУ «СОШ №39».

Практические занятия: Ролевая игра «Пресс – конференция на тему «Встреча местных журналистов с работниками предприятия Астраханского ГПЗ». Предварительное ознакомление с глоссарием по теме «Промышленность» и «Экологическая защита воздуха и почвы». Встреча с бывшими учениками школы №39, студентами факультета журналистики АГУ и выпуск бюллетеня по результатам встречи.

3.3. Интерлингвальный аспект экологической лингвистики. Культурное многообразие и проблемы сосуществования языковых групп. (12ч., из них теор.4ч., практ.-8ч.) Сосуществование глобальных и малых языков в мировом сообществе. Глобальные языки. Влияние английского языка на процесс глобализации. Экологические реалии в сравнении культур.

Практические занятия: Самостоятельная работа с Атласом исчезающих языков.

4. Полиязычие как среда обитания отдельного этнического языка. (8ч., из них: теор.2ч., практ. -6ч.) Языки межнационального общения. Современная ситуация в мире и актуальность полиязычия как фактора повышения понимания между народами. Степени сохранности языков.

Практические занятия: Подготовка презентации по теме, конкурс презентаций.

4.1. Проблема исчезновения языков. Уменьшение языкового разнообразия на Земле. (8ч., из них теор. 2ч, практ.-6ч.) Процессы вытеснения и выживания между конкурирующими языками. Статистические данные по проблеме. Сравнение регионов и их языкового разнообразия. Зависимость развития языковой культуры от экономического и политического развития страны.

Практические занятия: Самостоятельная работа по составлению сравнительной таблицы исчезающих языков. Работа в Интернет: анализ материалов на сайтах этнических групп и проблем малых языков. Составление карты исчезающих культур.

4.2. Астраханская область: многообразие этнических групп и основные тенденции культурного развития региона в аспекте экологии языков. (28ч., из них тер. – 4ч, практ.-24ч.) Символика лотоса в английской поэзии XIX века (на материале поэзии А. Теннисона). Поэты и писатели Астрахани о своём родном городе. Очищающие звоны астраханских колоколов: целебная сила колокольного звона. Главные языковые группы астраханского региона. Прошлое и настоящее в изучении национальных меньшинств на территории Астраханского края.

Практические занятия: Экскурсии в этнические музеи Астраханской области. Встречи с представителями национальных диаспор. Самостоятельная работа по систематизации материала. Проектная деятельность по теме.

4.3 Экологические организации мира, их деятельность. Примеры детских организаций в Астраханской области. (8ч., из них: теор.4ч., практ. – 4ч.) Очищение окружающей среды лингвистическими средствами. Детское экологическое движение «Зелёная планета». Всемирный фонд дикой природы в России. Экологическая организация «Беллона». Детский экологический проект «Экологическое содружество» и участие в нём астраханских школьников.

Практические занятия: Участие в проектной деятельности , в том числе он-лайн. Написание заметок для местных органов печати, а также участие в Международных и Общероссийских форумах по проблемам детских экологических организаций.



Приложение:

Диагностический инструментарий

Два раза в год необходимо проводить диагностику усвоения знаний, умений и навыков по данной программе. Знания, умения и навыки обучающихся оцениваются по трем уровням развития: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень (+) – ответы на вопросы полные, исчерпывающие, без помощи педагога.

Средний уровень (0) – ответы на вопросы неполные, отвечает с помощью наводящих вопросов.

Низкий уровень (-) – ответы на вопросы дать затрудняется, не может выполнить задание педагога.

Диагностическая карта обучающихся ТО

_______________________________________________________





Ф.И. обучающихся

Номера вопросов

1

2

3

4

5








1














2














3
















При диагностировании результаты заносятся в таблицу и в дальнейшем обрабатываются, т.е. выясняется уровень усвоения программы в %.



Вопросы и тестовые задания для текущего контроля:

Для первого года обучения:

  1. В чём сущность эколингвистики как науки?

  2. Как устроен язык, как изменяется и развивается?

  3. Назовите современных учёных – лингвистов, которые занимались проблемой экологии языков.

  4. В чём различие между языками-гигантами и языками малых этнических групп народов мира?

  5. Назовите экологические реалии в русском и английском языках.

  6. Приведите примеры экологического фольклора в культуре народов мира.

  7. Какие детские экологические организации вы знаете, и какие словесные приёмы они используют для решения экологических проблем.

  8. В чём заключается культурное разнообразие Астраханского региона?

  9. Почему исчезают языки? Почему не появляются новые языки?

  10. Какая форма является наиболее действенной при решении экологической проблемы: дискуссия, марш протеста, полемическая статья, плакат, листовка?



Для второго года обучения:

  1. Почему экологическая лингвистика так востребована в наши дни?

  2. Какие факторы определяют речевое поведение людей?

  3. Что такое «экология языка»?

  4. Как влияет городская среда на коммуникацию людей?

  5. В какой стране экологическое образование по статистике является лучшим?

  6. Почему исчезают языки? Как сохранить малые языки?

  7. Какой язык из существующих в мире можно назвать эталоном экологически чистого?

  8. В чём проявляется культурное и языковое многообразие Астраханского региона?

  9. Как очистить языки и как очистить окружающую среду при помощи языка?

  10. Какая форма лингвистического воздействия является наиболее продуктивной?









Список литературы

Основная (для педагога):

1. Андреева В.И., Щетинская А.И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества. Казань: Центр инновационных технологий, 2001/ Под ред. Лазаревой А.Г. М., Народное образование, 2000

2. Андреева В.В. Спецкурс «Научно-исследовательская деятельность учащихся. Владимирский ИУУ, 1996

3. Бганба-Церера В.Р. Становление экологической этики: проблемы и перспективы. М., 1992

4. Будагов А.А. Писатели о языке и язык писателей. 2-е изд., доп. М., 2000

5. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 1990

6. Винокур Г.О. Собрание трудов: Введение в изучение филологических наук, М., 2000

7. Владимиров В.В. Расселение и экология. М., 1996

8. Гердт А.С. Введение в этнолингвистику. СПб., 1995

9. Жиленкова И.И. Региональная топонимика: пособие к спецкурсу. Белгород, 2000

10. Haugen E. The Ecology of language. Essays by Einar Haugen. Standford: Standford University Press, 1972.

11. Комлев Н.Г Словарь новых иностранных слов ( с переводом этимологии и толкованием). М., 1995

12. Кошарная С.А. Миф и язык: Опыт лингвокультурологической реконструкции мифологической картины мира. Белгород, 2002

13. Кряж И.В. Психосемантическое исследование обыденных экологических представлений// Вопросы психологии,1998 №1

14. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1994

15. Нерознак В.П. Современная этноязыковая ситуация в России.//Известия РАН. Серия литературы и языка.-1994.-Т.53.-№2

16. Нечипоренко В.Ф. Биолингвистика и её становление. М.:МГПИ, 1984.

17. Нечипоренко В.Ф. Лингвофилософские основы эколингвистики. -Калуга: Калужская облорганизация союза журналистовРоссии,1998 год

18. Петренко О.А. Этнический менталитет и язык фольклора. Курск, 1996

19. ХроленкоА.Т. Лингвокультуроведение: пособие к спецкурсу, Курск, 2000

20. Штенбах Х.Э Влияние городской среды на поведение человека. СПб, 1997

21. Этническое и языковое самосознание: Сб. статей. М., 1995

Дополнительная (для учащихся)

1. Будагов А.А. Толковые словари в национальной культуре народов. М:Изд-во МГУ, 1989

2. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово., М., 1997

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х томах, М., Русский язык, 1978-1980

4. Земская Е.И. Как делаются слова: книга для учащихся. М., 1978

5. Матвеева Н.П. Свидетели истории народа: Наследие пращуров: Кн. Для уч-ся 8-11 классов. М., Просвещение, 1993

6. Скворцов Л.И. Экология языка, или Поговорим о культуре речи: Кн. Для уч-ся, М.,1998

7. Хлебцова О.А. Русский язык в пословицах, поговорках, крылатых словах, афоризмах: Учебн. Пособие. М., 1999

8. Экологический словарь.- М., 1999