Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новокулындинская средняя общеобразовательная школа»
Чистоозерного района Новосибирской области
Рассмотрено на заседании МО протокол № _______ от «____»________2017 г. __________Е.Р. Ваганова | Согласовано зам. дир. по УВР ______Е.А. Малышок « » сентября 2017 г. | Утверждено директор школы _______А.А. Лукашова « » сентября 2017 г. |
Рабочая программа
по биологии
6 класс
Составитель:
учитель биологии Пинигина А.А..
2017 – 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника 5-9 классы (Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2013 г).
Рабочая программа ориентирована на использование учебников (УМК В.В.Пасечника):
Биология 6 класса рассчитана на 35часов (1 час в неделю)
Деятельностный подход усиливается благодаря использованию тетради на печатной основе, разнообразным лабораторным, практическим работам и экскурсиям.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном; на уровне требований к результатам освоения содержания предметной программы.
Глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Планируемые результаты
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии в 6класе являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
выделение существенных признаков биологических объектов;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений;; опасных для человека растений;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
5. В эстетической сфере:
Требования к уровню подготовки
Ученик научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Содержание программы
Биология. Многообразие покрытосеменных растений.
6 класс (35 часов, 1 час в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро и микро строение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать органы цветковых растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
— осуществлять описание изучаемого объекта;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— классифицировать объекты;
— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные процессы жизнедеятельности растений;
— особенности минерального и воздушного питания растений;
— виды размножения растений и их значение.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
— объяснять роль различных видов размножения у растений;
— определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
Раздел 3. Классификация растений (6 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь:
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными карточками.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— различать объем и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию.
Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— взаимосвязь растений с другими организмами;
— растительные сообщества и их типы;
— закономерности развития и смены растительных сообществ;
— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— соблюдать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— уметь слушать и слышать другое мнение;
— уметь оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Резерв времени — 2 часа.
Учебно-тематический план 6 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: |
Лабораторно-практические работы | Обобщающие и контрольные работы |
1 | Строение покрытосеменных растений | 14 | 12 | 1 |
2 | Жизнь растений | 10 | 3 | 1 |
3 | Классификация растений | 6 | | |
4 | Природные сообщества | 3 | | 1 |
| Итого | 33+2рез. | | |
Календарно – тематическое планирование по биологии в 6 классе (1 час в неделю, 35 часов в года). УМК В.В. Пасечник
№ п/п | Тема урока | Дата | Основные виды деятельности | Форма организации учебного занятия | Планируемые результаты (в соответствии ФГОС) |
предметные | метапредметные УУД | личностные |
Ученик научится / ученик получит возможность научиться |
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)+ 1 рез. |
1 | Строение семян двудольных и однодольных растений. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Изучение строения семян двудольных растений». Лабораторная работа№2 «Изучение строения семян однодольных растений». | | выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текс том и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. | Изучение новой темы, самостоятельная работа | Ученик научится: Определять понятия «двудольные и однодольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «микропиле»; функции корня, виды стержневой системы; определять понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни»; Ученик получит возможность научиться — различать и описывать органы цветковых растений; — объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания; — изучать органы растений в ходе лабораторных работ; Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение лабораторной работы. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы лабораторной работы. Работают по плану. | формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. |
2 | Виды корней. Типы корневых систем. Лабораторная работа№3 «Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы». | | выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. | Изучение новой темы, работа в парах. | Ученик получит возможность научиться — различать и описывать органы цветковых растений; — объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания; — изучать органы растений в ходе лабораторных работ; Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами | Познавательные УУД: анализируют виды корней и типы корневых систем. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений. | формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. |
3 | Строение корня. Лабораторная работа№4 «Корневой чехлик и корневые волоски». | | выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. | Изучение новой темы. Самостоятельна работа. | Ученик научится: Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы; Регулятивные УУД: устанавливают цели лабораторной работы, анализируют строение клеток коря. Коммуникативные УУД: умение работать в составе групп. | формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. |
4 | Стартовая контрольная работа. | | | Самостоятельная работа | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний Ученик получит возможность научиться: умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием по изучаемой теме | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. | |
5 | Условия произрастания и видоизменения корней. | | работа с текс том и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса о причинно-следственных связях между условиями существования растений и видоизменениями их корней | Изучение новой темы | Ученик научится: Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные; Ученик получит возможность научиться Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами; | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней. Коммуникативные УУД умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
6 | Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Лабораторная работа№5 «Строение почек. Расположение почек на стебле». | | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса о строении побега, почек и развитии побега. | Изучение новой темы. Самостоятельна работа | Ученик научится: Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». Ученик получит возможность научиться: Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Регулятивные УУД: анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега. Коммуникативные УУД умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях, формирование бережного отношения к окружающей природе |
7 | Внешнее строение листа. Лабораторная работа №6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение». | | выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. | Изучение новой темы. Самостоятельна работа. | Ученик научится: Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование Ученик получит возможность научиться: Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе | Познавательные УУД: устанавливают цели лабораторной работы, анализируют увиденное. Регулятивные УУД: заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев. Коммуникативные УУД: обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его. | Эстетическое восприятие природы |
8 | Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Лабораторные работы №7 «Строение кожицы листа Клеточное строение листа». | | выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. | Изучение новой темы. Самостоятельна работа. | Ученик научится: Определять понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». Ученик получит возможность научиться: Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами | Познавательные УУД: устанавливают цели лабораторной работы, анализируют увиденное. Регулятивные УУД: выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты. Коммуникативные УУД: умеют слушать и слышать друг друга | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
9 | Строение стебля. Многообразие стеблей. Лабораторная работа №8 «Внутреннее строение ветки дерева». | | выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. | Изучение новой темы, работа в парах. | Ученик научится: определять понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи». | Познавательные УУД: умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Регулятивные УУД: выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты. Коммуникативные УУД: интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга. | формирование бережного отношения к окружающей природе |
10 | Видоизменение побегов. Лабораторная работа №9 «Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)». | | выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. | Изучение новой темы, работа в парах. | Ученик научится: Определять понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Ученик получит возможность научиться: Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами | Познавательные УУД: знакомятся с видоизмененными побегами - клубнем и луковицей. Регулятивные УУД: выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты. Коммуникативные УУД: обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях |
11 | Цветок и его строение. Лабораторная работа №10 «Изучение строения цветка». | | выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. | Изучение новой темы, работа в парах. | Ученик научится: Определять понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Ученик получит возможность научиться: Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Работать с лабораторным оборудованием | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Регулятивные УУД: выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты. Коммуникативные УУД обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений. | Эстетическое восприятие природы |
12 | Соцветия. Лабораторная работа №11 «Ознакомление с различными видами соцветий». | | выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. | Изучение новой темы, работа в парах. | Ученик научится: Оформлять результаты лабораторной работы в тетради. Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Ученик получит возможность научиться: Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами | Познавательные УУД: знакомятся с простыми и сложными соцветиями, делают вывод о биологическом значении соцветий. Регулятивные УУД: выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой. Коммуникативные УУД: учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. | Эстетическое восприятие природы |
13 | Плоды и их классификация. Лабораторная работа №12 «Ознакомление с сухими и сочными плодами». | | выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. | Изучение новой темы, работа в парах. | Ученик научится: Определять понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», « костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Ученик получит возможность научиться: Правильно использовать естественнонаучные понятия, полно и точно излагать свои мысли | Познавательные УУД: знакомятся с классификацией плодов. Регулятивные УУД: выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Коммуникативные УУД: обсуждают результаты работы. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении. | Знакомясь с плодами, делают вывод о их многообразии, и использовании их в пищу. Осознают важность этих знаний для сохранения здоровья |
14 | Распространение плодов и семян. | | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. | Изучение новой темы. Фронтальная беседа. | Ученик научится: Работать с текстом и иллюстрациями учебника Ученик получит возможность научиться: Правильно использовать естественнонаучные понятия, полно и точно излагать свои мысли | Познавательные УУД: наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Регулятивные УУД: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные УУД: готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений». | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации |
15 | Контрольная работа по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений». | | | Самостоятельная работа | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний Ученик получит возможность научиться: оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме; | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами | Учатся применять полученные на уроке знания на практике |
16 | Минеральное питание растений. | | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопросов о существенных признаках почвенного питания растений, при объяснении необходимости восполнения запаса питательных веществ в почве путем внесения удобрений, при оценивании вреда, который может быть нанесен окружающей среде использованием значительных доз удобрений, о необходимости защиты окружающей среды и соблюдения правил отношения к живой природе. | Изучение новой темы. Фронтальная беседа. | Ученик научится: Определять понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Ученик получит возможность научиться: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности | Познавательные УУД: выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Регулятивные УУД: учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Коммуникативные УУД: оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. | Понимают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Знакомятся с мерами охраны природной среды |
2 ПОЛУГОДИЕ |
17 | Фотосинтез. Инструктаж по ТБ | | работа с текстом и иллюстрациями учебника | Изучение новой темы. Фронтальная беседа. | Ученик научится: Объяснять роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле Значение фотосинтеза Ученик получит возможность научиться: Уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего | Познавательные УУД: выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Регулятивные УУД: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. Коммуникативные УУД: интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы. | Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека |
18 | Дыхание растений. | | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса о взаимосвязи процессов дыхания и фотосинтеза. | Комбинированный урок. | Ученик научится: Описывать дыхание растений, его сущность Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза Ученик получит возможность научиться: | Познавательные УУД: выделяют существенные признаки дыхания. Регулятивные УУД: объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Коммуникативные УУД: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении. | Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза |
19 | Испарение воды растениями. Листопад. | | работа с текстом и иллюстрациями учебника | Комбинированный урок. | Ученик научится: Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев | Познавательные УУД: определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений. Регулятивные УУД: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные УУД: адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. |
20 | Передвижение воды и питательных веществ в растении. Практическая работа №1. «Передвижение веществ по побегу растения». | | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении результатов опытов. | Изучение новой темы. Работа в группах. | Ученик научится: Проводить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений Выполнять лабораторную работу под руководством учителя. Ученик получит возможность научиться: Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами | Познавательные УУД: объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Регулятивные УУД: анализируют информацию о процессах протекающих в растении. Коммуникативные УУД: проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. | Осознание необходимости бережного отношения к окружающей природе. |
21 | Прорастание семян. Практическая работа №2. «Определение всхожести семян растений и их посев» | | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении результатов опытов. | Изучение новой темы, работа в парах. | Ученик научится: Определять условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков Ученик получит возможность научиться: Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе. | Познавательные УУД: объясняют роль семян в жизни растений. Регулятивные УУД: выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Коммуникативные УУД: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. | Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ |
22 | Способы размножения растений. | | работа с текстом и иллюстрациями учебника. | Изучение новой темы | Ученик научится: Раскрывать особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира Ученик получит возможность научиться: Правильно использовать естественнонаучные понятия, полно и точно излагать свои мысли | Познавательные УУД: определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Регулятивные УУД: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. | Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира |
23 | Размножение споровых растений. | | работа с текстом и иллюстрациями учебника. | Изучение новой темы | Ученик научится: Характеризовать размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений Ученик получит возможность научиться: Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности | Познавательные УУД: объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя, высказывать свое мнение. | Понимание роли половых клеток в размножении живых организмов. Представление о родстве живых организмов, населяющих нашу планету |
24 | Размножение семенных растений. | | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении результатов. | Изучение новой темы | Ученик научится: Определять понятия: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Ученик получит возможность научиться: Уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами; Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Работать с лабораторным оборудованием | Познавательные УУД: сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян. Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа. Составляют план и последовательность действий. Коммуникативные УУД: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, находят дополнительную информацию в электронном приложении. Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений. | Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода. Отрабатывают умение работы с живыми объектами природы |
25 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Практическая работа№3. «Вегетативное размножение комнатных растений». | | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении результатов. | Изучение новой темы | Определять понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». | Познавательные УУД: сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян. Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа. Составляют план и последовательность действий. Коммуникативные УУД: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, находят дополнительную информацию в электронном приложении. Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений. | Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода. Отрабатывают умение работы с живыми объектами природы |
26 | Систематика растений. | | работа с текстом и иллюстрациями учебника. | Изучение новой темы | Ученик научится: Определять понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Ученик получит возможность научиться: Обмениваться знаниями для принятия эффективных совместных решений | Познавательные УУД: выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные УУД: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии. | сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений |
27 | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. | | работа с текстом и иллюстрациями учебника. | Изучение новой темы | Ученик научится: Выделять основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные; Ученик получит возможность научиться: Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, находить дополнительную информацию в электронном приложении | Познавательные УУД: знакомятся с определительными карточками. Регулятивные УУД: определяют растения по карточкам. Коммуникативные УУД: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии. | Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям. |
28 | Семейства Пасленовые и Бобовые. | | работа с текстом и иллюстрациями учебника. | Изучение новой темы | Ученик научится: Выделять основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые; Ученик получит возможность научиться: Работть по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Познавательные УУД: сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения. Регулятивные УУД: определяют растения по карточкам. Коммуникативные УУД: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии. | Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям. |
29 | Семейство Сложноцветные. | | работа с текстом и иллюстрациями учебника. | Изучение новой темы | Ученик научится: Выделять основные особенности растений семейства Сложноцветные; Ученик получит возможность научиться: Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе. | Познавательные УУД: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения. Регулятивные УУД: определяют растения по карточкам. Коммуникативные УУД: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии. | Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям. |
30 | Годовая контрольная работа. ВПР. | 19.04 | | | | | |
31 | Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные. | | работа с текстом и иллюстрациями учебника. | Изучение новой темы | Ученик научится: Выделять основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные; Ученик получит возможность научиться: Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | Познавательные УУД: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения. Регулятивные УУД: определяют растения по карточкам. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям. |
32 | Важнейшие сельскохозяйственные растения. | | работа с текстом и иллюстрациями учебника. | Изучение новой темы | Ученик получит возможность научиться: Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе. | Познавательные УУД: знакомятся с важнейшими сельскохозяйственными растениями. Коммуникативные УУД: готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников. | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками |
33 | Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. | | работа с текстом и иллюстрациями учебника. | Изучение новой темы | Ученик научится: Определять понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность»; Ученик получит возможность научиться: Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе | Познавательные УУД: устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе. Характеризуют различные типы растительных сообществ. | формирование личностных представлений о целостности природы |
34 | Развитие и смена растительных сообществ. Экскурсия «Природное сообщество и человек». | | работа в группах по изучению местных растений и зимних явлений в жизни растений, сотрудничество с учащимися в группе при обсуждении результатов наблюдений и составлении отчета по экскурсии. | Изучение новой темы | Ученик научится: Определять понятие «смена растительных сообществ» Ученик получит возможность научиться: Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе | Познавательные УУД: смена растительных сообществ. Типы растительности родного края. Регулятивные УУД: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные УУД: работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчет). | Узнавать и различать растения различных экологических групп |
35 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. | | работа в группах, выступления с отчетами по результатам экскурсии, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении подготовленных сообщений. | Комбинированный | Ученик научится: Определять понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование»; Ученик получит возможность научиться: Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе | Познавательные УУД: обсуждают отчет по экскурсии. Регулятивные УУД: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении. Выбирают задание на лето. | формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования; |