СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа расчитана на 1 час в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новокулындинская средняя общеобразовательная школа»

Чистоозерного района Новосибирской области


Рассмотрено

на заседании МО

протокол № _______

от «____»________2017 г.

__________Е.Р. Ваганова

Согласовано

зам. дир. по УВР

______Е.А. Малышок

« » сентября 2017 г.


Утверждено

директор школы

_______А.А. Лукашова

« » сентября 2017 г.










Рабочая программа

по биологии

6 класс










Составитель:

учитель биологии Пинигина А.А..








2017 – 2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника 5-9 классы (Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2013 г).

Рабочая программа ориентирована на использование учебников (УМК В.В.Пасечника):

Биология 6 класса рассчитана на 35часов (1 час в неделю)

Деятельностный подход усиливается благодаря использованию тетради на печатной основе, разнообразным лабораторным, практическим работам и экскурсиям.


Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном; на уровне требований к результатам освоения содержания предметной программы.


Глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.





Планируемые результаты


Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения биологии:

  1. воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

  3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  5. формирование личностных представлений о целостности природы,

  6. формирование толерантности и миролюбия;

  7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

  8. формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  9. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;

  10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

  11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

  1. учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  3. формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию

  4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

  5. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

  6. формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Предметными результатами обучения биологии в 6класе являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • выделение существенных признаков биологических объектов;

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений;; опасных для человека растений;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Требования к уровню подготовки



Ученик научится:

  • • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

  • • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

  • Ученик получит возможность научиться:

  • • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;

  • • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.






















Содержание программы

Биология. Многообразие покрытосеменных растений.

6 класс (35 часов, 1 час в неделю)

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.


Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро и микро строение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.


Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.



Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Учащиеся должны уметь:

— различать и описывать органы цветковых растений;

— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.



Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

— осуществлять описание изучаемого объекта;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта;

— классифицировать объекты;

— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.





Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.


Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.


Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные процессы жизнедеятельности растений;

— особенности минерального и воздушного питания растений;

— виды размножения растений и их значение.

Учащиеся должны уметь:

— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

— объяснять роль различных видов размножения у растений;

— определять всхожесть семян растений.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.



Раздел 3. Классификация растений (6 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

— характерные признаки однодольных и двудольных растений;

— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

Учащиеся должны уметь:

— делать морфологическую характеристику растений;

— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

— работать с определительными карточками.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— различать объем и содержание понятий;

— различать родовое и видовое понятия;

— определять аспект классификации;

— осуществлять классификацию.


Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— взаимосвязь растений с другими организмами;

— растительные сообщества и их типы;

— закономерности развития и смены растительных сообществ;

— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

— определять растительные сообщества и их типы;

— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;

— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).


Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— соблюдать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— уметь слушать и слышать другое мнение;

— уметь оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.


Резерв времени — 2 часа.













Учебно-тематический план 6 класс




п/п


Наименование разделов и тем




Всего

часов


В том числе на:


Лабораторно-практические работы

Обобщающие и контрольные работы

1

Строение покрытосеменных растений

14

12

1

2

Жизнь растений

10

3

1

3

Классификация растений

6



4

Природные сообщества

3


1


Итого

33+2рез.







Календарно – тематическое планирование по биологии в 6 классе (1 час в неделю, 35 часов в года). УМК В.В. Пасечник

№ п/п

Тема урока

Дата


Основные виды деятельности

Форма организации учебного занятия

Планируемые результаты (в соответствии ФГОС)

предметные

метапредметные

УУД


личностные

Ученик научится / ученик получит возможность научиться

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)+ 1 рез.


1

Строение семян двудольных и однодольных растений. Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №1

«Изучение строения семян двудольных растений».

Лабораторная работа№2

«Изучение строения семян однодольных растений».



выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текс том и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Изучение новой темы, самостоятельная работа

Ученик научится:

Определять понятия «двудольные и однодольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «микропиле»; функции корня, виды стержневой системы;

определять понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни»;


Ученик получит возможность научиться

— различать и описывать органы цветковых растений;


— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;


— изучать органы растений в ходе лабораторных работ;


Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение лабораторной работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы лабораторной работы. Работают по плану.

формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

2

Виды корней. Типы

корневых систем.

Лабораторная работа№3

«Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы».



выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Изучение новой темы, работа в парах.

Ученик получит возможность научиться

— различать и описывать органы цветковых растений;


— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;


— изучать органы растений в ходе лабораторных работ;


Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами

Познавательные УУД:

анализируют виды корней и типы корневых систем.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений.

формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

3

Строение корня.

Лабораторная работа№4

«Корневой чехлик и корневые волоски».



выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Изучение новой темы. Самостоятельна работа.

Ученик научится:

Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы;

Регулятивные УУД: устанавливают цели лабораторной работы, анализируют строение клеток коря.

Коммуникативные УУД:

умение работать в составе групп.

формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

4

Стартовая контрольная работа.



Самостоятельная работа

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний

Ученик получит возможность научиться:

умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием по изучаемой теме

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами.


5

Условия произрастания и видоизменения корней.



работа с текс том и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса о причинно-следственных связях между условиями существования растений и видоизменениями их корней

Изучение новой темы

Ученик научится:

Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные;

Ученик получит возможность научиться

Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами;

Познавательные УУД:

умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выде­лять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД:

устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней.

Коммуникативные УУД

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

6

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Лабораторная работа№5

«Строение почек. Расположение почек на стебле».




работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса о строении побега, почек и развитии побега.

Изучение новой темы. Самостоятельна работа

Ученик научится:

Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение».

Ученик получит возможность научиться:

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию


Познавательные УУД:

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Регулятивные УУД:

анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега.

Коммуникативные УУД

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях, формирование бережного отношения к окружающей природе

7

Внешнее строение листа.

Лабораторная работа №6

«Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».




выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Изучение новой темы. Самостоятельна работа.

Ученик научится:

Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование

Ученик получит возможность научиться:

Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе

Познавательные УУД:

устанавливают цели лабораторной работы, анализируют

увиденное.

Регулятивные УУД:

заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев.

Коммуникативные УУД: обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его.

Эстетическое восприятие природы

8

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев.

Лабораторные работы №7

«Строение кожицы листа

Клеточное строение листа».


выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Изучение новой темы. Самостоятельна работа.

Ученик научится:

Определять понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев».

Ученик получит возможность научиться:

Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами

Познавательные УУД: устанавливают цели лабораторной работы, анализируют

увиденное.

Регулятивные УУД:

выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты.

Коммуникативные УУД:

умеют слушать и слышать друг друга

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

9

Строение стебля. Многообразие стеблей.

Лабораторная работа №8

«Внутреннее строение ветки дерева».



выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Изучение новой темы, работа в парах.

Ученик научится:

определять понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи».

Познавательные УУД:

умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.

Регулятивные УУД:

выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты.

Коммуникативные УУД: интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга.

формирование бережного отношения к окружающей природе

10

Видоизменение побегов.

Лабораторная работа №9

«Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)».



выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Изучение новой темы, работа в парах.


Ученик научится:

Определять понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица».

Ученик получит возможность научиться:

Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами

Познавательные УУД: знакомятся с видоизмененными побегами - клубнем и луковицей.

Регулятивные УУД:

выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты.

Коммуникативные УУД: обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях

11

Цветок и его строение.

Лабораторная работа №10

«Изучение строения цветка».


выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Изучение новой темы, работа в парах.

Ученик научится:

Определять понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения».


Ученик получит возможность научиться:

Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Работать с лабораторным оборудованием


Познавательные УУД:

умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные УУД:

выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты.

Коммуникативные УУД

обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений.

Эстетическое восприятие природы

12

Соцветия.

Лабораторная работа №11

«Ознакомление с различными видами соцветий».



выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Изучение новой темы, работа в парах.

Ученик научится:

Оформлять результаты лабораторной работы в тетради.

Работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Ученик получит возможность научиться:

Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами

Познавательные УУД:

знакомятся с простыми и сложными соцветиями, делают вывод о биологическом значении соцветий.

Регулятивные УУД:

выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД: учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Эстетическое восприятие природы

13

Плоды и их классификация.

Лабораторная работа №12

«Ознакомление с сухими и сочными плодами».


выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Изучение новой темы, работа в парах.

Ученик научится:

Определять понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», « костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие».

Ученик получит возможность научиться:

Правильно использовать естественнонаучные понятия, полно и точно излагать свои мысли

Познавательные УУД:

знакомятся с классификацией плодов.

Регулятивные УУД:

выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды.

Коммуникативные УУД:

обсуждают результаты работы. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

Знакомясь с плодами, делают вывод о их многообразии, и использовании их в пищу. Осознают важность этих знаний для сохранения здоровья

14

Распространение плодов и семян.



работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Изучение новой темы. Фронтальная беседа.

Ученик научится:

Работать с текстом и иллюстрациями учебника

Ученик получит возможность научиться:

Правильно использовать естественнонаучные понятия, полно и точно излагать свои мысли

Познавательные УУД:

наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе.

Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами.

Регулятивные УУД:

выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Коммуникативные УУД:

готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений».

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации


15

Контрольная работа по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений».




Самостоятельная работа

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний

Ученик получит возможность научиться:

оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами

Учатся применять полученные на уроке знания на практике

16

Минеральное питание растений.



работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопросов о существенных признаках почвенного питания растений, при объяснении необходимости восполнения запаса питательных веществ в почве путем внесения удобрений, при оценивании вреда, который может быть нанесен окружающей среде использованием значительных доз удобрений, о необходимости защиты окружающей среды и соблюдения правил отношения к живой природе.

Изучение новой темы. Фронтальная беседа.

Ученик научится:

Определять понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение».

Ученик получит возможность научиться:

самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Познавательные УУД:

выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений.

Регулятивные УУД:

учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений.


Понимают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Знакомятся с мерами охраны природной среды

2 ПОЛУГОДИЕ

17

Фотосинтез.

Инструктаж по ТБ


работа с текстом и иллюстрациями учебника

Изучение новой темы. Фронтальная беседа.

Ученик научится:

Объяснять роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле Значение фотосинтеза

Ученик получит возможность научиться:

Уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего

Познавательные УУД:

выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза.

Регулятивные УУД:

принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Коммуникативные УУД:

интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы.

Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека

18

Дыхание растений.




работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса о взаимосвязи процессов дыхания и фотосинтеза.

Комбинированный урок.

Ученик научится:

Описывать дыхание растений, его сущность

Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Ученик получит возможность научиться:


Познавательные УУД:

выделяют существенные признаки дыхания.

Регулятивные УУД:

объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений.

Коммуникативные УУД:

вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

19

Испарение воды растениями. Листопад.



работа с текстом и иллюстрациями учебника

Комбинированный урок.

Ученик научится:

Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев

Познавательные УУД:

определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений.

Регулятивные УУД:

выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Коммуникативные УУД:

адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.


20

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

Практическая работа №1.

«Передвижение веществ по побегу растения».



работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении результатов опытов.

Изучение новой темы. Работа в группах.

Ученик научится:

Проводить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений


Выполнять лабораторную работу под руководством учителя.

Ученик получит возможность научиться:

Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами

Познавательные УУД:

объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях.

Регулятивные УУД:

анализируют информацию о процессах протекающих в растении.

Коммуникативные УУД:

проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

Осознание необходимости бережного отношения к окружающей природе.

21

Прорастание семян.

Практическая работа №2.

«Определение всхожести семян растений и их посев»


работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении результатов опытов.

Изучение новой темы, работа в парах.

Ученик научится:

Определять условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков

Ученик получит возможность научиться:

Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами

Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе.


Познавательные УУД:

объясняют роль семян в жизни растений.

Регулятивные УУД:

выявляют условия, необходимые для прорастания семян.

Коммуникативные УУД:

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ

22

Способы размножения растений.



работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Изучение новой темы

Ученик научится: Раскрывать особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

Ученик получит возможность научиться:

Правильно использовать естественнонаучные понятия, полно и точно излагать свои мысли

Познавательные УУД:

определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения.

Регулятивные УУД:

принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.


Представление о размножении как главном свойстве живого, обес­печивающем продолжение рода Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

23

Размножение споровых растений.



работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Изучение новой темы

Ученик научится:

Характеризовать размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений

Ученик получит возможность научиться:

Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности


Познавательные УУД:

объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений.

Регулятивные УУД:

уме­ние планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД:

умение слушать учителя, высказывать свое мнение.

Понимание роли половых клеток в размножении живых организмов.

Представление о родстве живых организмов, населяющих нашу планету

24

Размножение семенных растений.



работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении результатов.

Изучение новой темы

Ученик научится:

Определять понятия: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление».


Ученик получит возможность научиться:

Уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами;

Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Работать с лабораторным оборудованием

Познавательные УУД:

сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян. Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа. Составляют план и последовательность действий.

Коммуникативные УУД:

вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, находят дополнительную информацию в электронном приложении. Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений.

Представление о размножении как главном свойстве живого, обес­печивающем продолжение рода. Отрабатывают умение работы с живыми объектами природы


25

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

Практическая работа№3.

«Вегетативное размножение комнатных растений».



работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении результатов.

Изучение новой темы

Определять понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой».


Познавательные УУД:

сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян. Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа. Составляют план и последовательность действий.

Коммуникативные УУД:

вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, находят дополнительную информацию в электронном приложении. Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений.

Представление о размножении как главном свойстве живого, обес­печивающем продолжение рода. Отрабатывают умение работы с живыми объектами природы


26

Систематика растений.



работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Изучение новой темы

Ученик научится:

Определять понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство».

Ученик получит возможность научиться:

Обмениваться знаниями для принятия эффективных совместных решений

Познавательные УУД: выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений

Регулятивные УУД:

раз­витие умения планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.


сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений

27

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные.



работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Изучение новой темы

Ученик научится:

Выделять основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные;

Ученик получит возможность научиться:

Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, находить дополнительную информацию в электронном приложении

Познавательные УУД: знакомятся с определительными карточками.

Регулятивные УУД:

определяют растения по карточкам.

Коммуникативные УУД:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.

Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки

изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.


28

Семейства Пасленовые и Бобовые.



работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Изучение новой темы

Ученик научится:

Выделять основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые;

Ученик получит возможность научиться:

Работть по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Познавательные УУД:

сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.

Регулятивные УУД:

определяют растения по карточкам.

Коммуникативные УУД:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.

Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки

изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.

29

Семейство Сложноцветные.



работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Изучение новой темы

Ученик научится:

Выделять основные особенности растений семейства Сложноцветные;

Ученик получит возможность научиться:

Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе.

Познавательные УУД:

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.

Регулятивные УУД:

определяют растения по карточкам.

Коммуникативные УУД:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.

Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки

изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.

30

Годовая контрольная работа. ВПР.


19.04






31

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные.



работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Изучение новой темы

Ученик научится:

Выделять основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные;

Ученик получит возможность научиться:

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Познавательные УУД:

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.

Регулятивные УУД:

определяют растения по карточкам.

Коммуникативные УУД:

умение работать в со­ставе творческих групп.

Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки

изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.

32

Важнейшие сельскохозяйственные растения.




работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Изучение новой темы

Ученик получит возможность научиться:

Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе.

Познавательные УУД:

знакомятся с важнейшими сельскохозяйственными растениями.

Коммуникативные УУД: готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников.

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками

33

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе.



работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Изучение новой темы

Ученик научится: Определять понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность»;

Ученик получит возможность научиться:

Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе

Познавательные УУД:

устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе. Характеризуют различные типы растительных сообществ.

формирование личностных представлений о целостности природы

34



















Развитие и смена растительных сообществ.

Экскурсия «Природное сообщество и человек».



работа в группах по изучению местных растений и зимних явлений в жизни растений, сотрудничество с учащимися в группе при обсуждении результатов наблюдений и составлении отчета по экскурсии.

Изучение новой темы

Ученик научится:

Определять понятие «смена растительных сообществ»

Ученик получит возможность научиться:

Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе

Познавательные УУД:

смена растительных сообществ. Типы растительности родного края.

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Коммуникативные УУД: работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчет).

Узнавать и различать растения различных экологических групп

35



Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.


работа в группах, выступления с отчетами по результатам экскурсии, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении подготовленных сообщений.

Комбинированный

Ученик научится:

Определять понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование»;

Ученик получит возможность научиться:

Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе

Познавательные УУД: обсуждают отчет по экскурсии.

Регулятивные УУД:

самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении. Выбирают задание на лето.

формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;