СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП по историческому краеведению 8-9 классы на 2021-2022г.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП+КТП по истор краеведению 8-9 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП по историческому краеведению 8-9 классы на 2021-2022г.»

Каменносарминский филиал

Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения

«Красногвардейская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Российской Федерации Марченко Антона Александровича»

Бузулукского района Оренбургской области




«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО учителей -предметников

Протокол №____

от «____»______2021г

«РАССМОТРЕНО»

на заседании педагогического

совета. Протокол №_______

от «___»_____2021 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

школы по УВР

_____ М.Н.Гильваншина

«___»________ 2021 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОБУ «Красногвардейская СОШ имени Марченко А.А.» ___ О.В. Пачина

«__» _________ 2021 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Краеведение историческое»



8-9 классы








Составитель:

учитель первой категории

Фасахова Анна Владимировна











Составлена в соответствии с примерной программой «Историческое краеведение», основной образовательной программой школы, ФГОС основного общего образования 




с.Каменная Сарма

2021-2022 учебный год


СОДЕРЖАНИЕ








ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ………………………...3


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ………………………...........................4


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ………………….. …………………………....6


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...................................................................................................................8



ПРИЛОЖЕНИЕ.............................................................................................. ………..10




































ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Предполагается, что результатом изучения краеведения в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения краеведения в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина субъекта РФ, страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения краеведения в основной школе выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.


Предметные результаты изучения краеведения учащимися 9 класса включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.












СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Основу школьного курса истории составляют следующие содержательные линии:


1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство — историческая карта Оренбуржья и России, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных   географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3. Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;

  • формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);

  • образование и развитие региона; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;

  • развитие духовной и художественной культуры;

  • развитие отношений между народами, проживающими на территории Оренбуржья (соседство, завоевания, преемственность).

Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Оренбургской оласти, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «Историческое краеведение» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости Оренбургской истории, так и ее связи с ведущими процессами российской истории.

Следует подчеркнуть, что в целом речь идет о многоуровневом рассмотрении истории края и населяющих его народов, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач — развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родного края, осознанию своей гражданской и социальной идентичности       в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.

Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.


8 класс

Введение (1ч.)

Знакомство с новым предметом, в котором показывается, что наш край имеет свою отличительную историю освоения его человеком и живущие в нем в настоящее время люди различны по своему национальному составу, начиная с глубокой древности, у всех был свой путь развития, хотя в настоящее время они представляют одну семью. Показать место края в истории политического и экономического развития России. Работа с терминами. Основным учебным пособием является учебник История Оренбургская Злобина Ю.П., Поляков А.Н., Л.И. Футорянского.


Тема 1. Оренбургский край с древнейших времен до середины16 в. (2 часа)

Эпохи: палеолит, неолит, бронзовый век, железный век – и их влияние на развитие населения края. Древнейшие города: Аркаим, Аландский город. Сарматы. Тюркский период.



Тема 2. Оренбургский край во второй половине 16в. – первая половина18 в. (4 часа)

Причины и характер движения русских на Урал. Казаки. Основание Оренбурга. Крестьянская, промысловая и правительственная колонизация, присоединение Оренбургской области к России. Первоначальное освоение края русскими. Социальные отношения, культура и быт населения. Первые крепости пограничной линии: Переволоцкая, Новосергиевская, Татищевская

Тема 3. Оренбургский край во второй половине 18 в. (4 часа).

Оренбургская губерния в 50-е – начале 70-х гг. 19 века. Пугачевский бунт. Оренбургский этап. Численность и этнический состав населения, экономическое развитие поселка и района. Оренбуржье во второй половине 70-х-90-х гг. 18 века.


Тема 4. Оренбургская губерния в первой половине 19 века (5 часов).

Территория, население, экономическое развитие. Развитие капитализма в промышленности и положении рабочих, развитие капитализма в сельском хозяйстве. Оренбургский край в войне 1812 года. Оренбургское тайное общество. Политические ссыльные губернии. В.А. Перовский на посту губернатора. Просвещение, наука и культура.


Тема 5. Оренбургская губерния во второй половине 19 века (5 часов).

Административные преобразования в Оренбургской губернии в 50-начале 80-х гг 19 вв. Губерния в период великих либеральных реформ Александра 2. Административное устройство, экономика и население в пореформенный период. Образование и культура во второй половине 19 века. Переволоцк во второй половине 19 века. Заселение северных территорий немцами.


Тема 6. Оренбургская губерния в период войн и социальных потрясений начала ΧΧ в. (8 часов).

Экономика и социальные отношения. Рост населения, состояние промышленности и сельского хозяйства. Губерния в период русско-японской войны. Ссылка социал – демократов, революция 1905-1907гг., годы реакции. Столыпинская реформа. Оренбуржье и Первая мировая война. События 1917 г. в Оренбуржье. Гражданская война на территории Оренбуржья. Революционное движение, деятельность РСДРП, образование Оренбургского Совета рабочих и солдатских депутатов и уездных советов в крае. Результаты крестьянского движения, расстановка политических сил, установление советской власти в Оренбургской губернии. Партийные и комсомольские ячейки в Переволоцком районе. Социалистические преобразования в крае. Белое движение и контрреволюционный переворот ноября 1918г. Диктатура Дутова. Казачье движение. Борьба с Дутовщиной. Восстановление советской власти.


Тема 7. Подготовка и защита проектов (4 часа).


Контрольный урок (1 час).

9 класс


Тема 1. Введение (1ч.)

Знакомство с новым предметом, в котором показывается, что наш край имеет свою отличительную историю освоения его человеком и живущие в нем в настоящее время люди различны по своему национальному составу, начиная с глубокой древности, у всех был свой путь развития, хотя в настоящее время они представляют одну семью. Показать место края в истории политического и экономического развития России. Работа с терминами. Основным учебным пособием является учебник История Оренбургская Злобина Ю.П., Поляков А.Н., Л.И. Футорянского.

Тема 2. Оренбургская губерния в 1920-е гг. НЭП и восстановление хозяйства (6 часов).

Общественно-политическая жизнь Оренбургской губернии. Гражданская война. Переход у НЭПу и ее влияние на положение населения губернии. Сельское хозяйство губернии в 1920-е гг. Промышленность в годы НЭПа. Культурная жизнь Оренбуржья в 1920-е гг. Оренбуржье в составе Киргизской (Казахской) Автономной Советской Социалистической Республики.

Тема 3. Оренбуржье в середине 1930-1940-х гг. (5 часов).

Общественно-политическая жизнь Оренбуржья в 1930-1941 гг. Промышленное развитие в 1930-е гг. Коллективизация сельского хозяйства Оренбуржья. Культурное строительство (1930-1940-е гг).

Тема 4. Оренбуржье в годы Великой Отечественной войны (5 часов).

Мобилизация сил на отпор врагу. Промышленность Оренбуржья в годы войны. Состояние сельского хозяйства в годы войны. Образование и культура.

Тема 5. Социально-политическое и экономическое развитие Оренбуржья в 1945-1965 гг.(4 часа).

Первые попытки демократизации общества в Оренбургской области. Промышленное развитие в 1945-1965 гг. Состояние сельского хозяйства в 1945-1965 гг. Образование и культура в 1945-1965 гг.

Тема 6. Социально-политическое и экономическое развитие Оренбуржья в период кризиса экономической системы (1965-1985 гг.) (4 часа).

Общественно-политическое развитие Оренбуржья в1965-1985 гг. Промышленность Оренбургской области в в1965-1985 гг. Состояние сельского хозяйства в 1965-1985 гг. Образование и культура в1965-1985 гг.



Тема 7. Оренбургская область в годы реформирования страны (1985-2000 гг.) (4 часа).

Общественно-политическое положение Оренбуржья в1985-2000 гг. Промышленное производство в1985-2000 гг. Сельское хозяйство в конце 20 века. Культура Оренбуржья в 1985-2000 гг.


Тема 8. Подготовка и защита проектов (4 часа).


Контрольный урок (1 час).


Место учебного предмета «Историческое краеведение» в учебном плане


Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 9 классе по 1 часу в неделю в течение 34 учебных недель.

При планировании учебного процесса выбрано оптимальное соотношение последовательности рассмотрения отдельных тем и сюжетов, место включения регионального материала. В ряде случаев объединено изучение сюжетов отечественной и региональной (внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 КЛАСС


п\п

Раздел

Тема

Модуль воспитательной программы "Школьный урок"

Количество

часов

1

Введение

Введение

Урок Знаний 1 сентября - День знаний

1

2

Оренбургский край с древнейших времен до середины16 в.

Древнейшие города: Аркаим, Аландский город. Сарматы. Тюркский период.

Просмотр онлайн урока на сайте по бесплатной профориентации для детей «Проектория»

2

3

Оренбургский край во второй половине 16в. – первая половина18 в.

Крестьянская, промысловая и правительственная колонизация, присоединение Оренбургской области к России. Первоначальное освоение края русскими.

Всероссийский урок безопасности в сети интернет

4

4

Оренбургский край во второй половине 18 в.

Численность и этнический состав населения, экономическое развитие поселка и района.

Уроки мужества

4

5

Оренбургская губерния в первой половине 19 века

Территория, население, экономическое развитие.

Урок творчества "За страницами учебников"


5

6

Оренбургская губерния во второй половине 19 века

Образование и культура во второй половине 19 века.

Урок по вопросам сбережения лесов, охрана их от пожаров, бережного отношения к природе.

5

7

Оренбургская губерния в период войн и социальных потрясений начала ΧΧ в.

События 1917 г. в Оренбуржье.

Международный день памятников и исторических мест - «Прогулка по историческим местам»

8

8

Подготовка и защита проектов

Подготовка и защита проектов


4

9

Контрольный урок



1

Итого:




34 часа



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 9 КЛАСС


п\п

Раздел

Тема

Модуль воспитательной программы "Школьный урок"

Количество

часов

1

Введение

Введение

Урок Знаний 1 сентября - День знаний

1

2

Оренбургская губерния в 1920-е гг. НЭП и восстановление хозяйства

Гражданская война.

Просмотр онлайн урока на сайте по бесплатной профориентации для детей «Проектория»

6

3

Оренбуржье в середине 1930-1940-х гг.

Коллективизация

Всероссийский урок безопасности в сети интернет

5

4

Оренбуржье в годы Великой Отечественной войны

Мобилизация сил на отпор врагу.

Уроки мужества

5

5

Социально-политическое и экономическое развитие Оренбуржья в 1945-1965 гг.

Первые попытки демократизации общества в Оренбургской области.

Урок творчества "За страницами учебников"


4

6

Социально-политическое и экономическое развитие Оренбуржья в период кризиса экономической системы (1965-1985 гг.)

Состояние сельского хозяйства в 1965-1985 гг

Урок по вопросам сбережения лесов, охрана их от пожаров, бережного отношения к природе.

4

7

Оренбургская область в годы реформирования страны (1985-2000 гг.)

Промышленное производство в1985-2000 гг.

Международный день памятников и исторических мест - «Прогулка по историческим местам»

4

8

Подготовка и защита проектов



4

9

Итоговый урок



1

Итого:




34 часа



Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Описание учебно-методического комплекта:

  1. Л.И. Футорянский Учебное пособие « История Оренбуржья» Оренбургское книжное издательство. 1996.

  2. П.И.Сучков Учебное пособие «История родного края». Челябинское Южно – уральское книжное издательство.1988.

  3. Н.П.Семыкин. Учебное пособие « История родного края». 1976.

  4. М.Н.Мохова. Учебное пособие «Наш край». Южно – Уральское книжное издательство.1972.

  5. Н.А.Надеждина. Пособие для учащихся «Экскурсия по родному краю». Государственное учебно – педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Москва 1963.

  6. Агапова И.Ю., Агеева Г.А. Родной край. Дидактическое пособие.

  7. Злобин Ю.П., Поляков А.Н. История Оренбургская. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ в двух частях. Ч.1 С древнейших времен до 1920 г. Оренбург «Орлит-А». 2008.

  8. Футорянский Л.И., Лабузов В.А. История Оренбургская. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ в двух частях. Ч.2 Попытка построения социализма. Переход к рыночной экономике. 1920-е – конец 20 века. Оренбург «Орлит-А». 2008.

  9. Л.И. Футорянский, В.А. Лабузов. Учебное пособие «История Оренбуржья» Оренбургское книжное издательство. 2008.

  10. Н.Л. Моргунова. Археология Южного Урала. Оренбургское литературное издательство 2007.

  11. Л.И. Футорянский. Оренбуржье – Великой Победе. «Южный Урал». 2004.

  12. Сафонов Д.А. Великая крестьянская война 1920-1921 гг. и южный Урал. Оренбургская губерния», Оренбург, 1998.

  13. Сафонов Д.А. Начало оренбургской истории (Создание Оренбургской губернии в середине XVIII в.). «Оренбургская губерния». Оренбург. 2003.

  14. Лапаева М.Г. Развитие хозяйства Оренбургской области (1875-1996 гг.)

  15. Федорова А.В. Край Оренбургский: люди, события, факты. Оренбург. 1999.

  16. А. Прусс. Пройди по старому городу... Этюды о декоративно-прикладном народном архитектурном творчестве Оренбуржья. ООО Оренбургская губерния. 2001.

  17. А. Прусс. Рассказы по истории Оренбуржья. Оренбург, 2003.

  18. Путеводитель Оренбургская область. Издание первое. Отпечатано в ОАО ИПО «Лев Толстой», г. Тула. 2006.

  19. В.Н. Витевский. И.И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его состав до 1758 г. Том первый. Типо-Литография В.М. Ключникова, Большая Проломная, соб. д. 1897 г.

  20. В.Н. Витевский. И.И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его состав до 1758 г. Том третий. Типо-Литография В.М. Ключникова, Большая Проломная, соб. д. 1897 г.

  21. Жуковский И. Краткое обозрение достопамятных событий Оренбургского края, расположенных хронологически с 1246 по 1832 год. Санктпетербург. В типографии Н. Греча. 1832 г.

  22. Е.К. Мейендорф. Путешествие из Оренбурга в Бухару. Москва. Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1975 г.

  23. П.Ф. Чесский. 215-й пехотный Бузулукский полк в войне с Японией 1904-1905 гг. С.-Петербург. Типография А.С. Суворина. Эртелев пер.,

  24. А.Ф. Рязанов. Оренбургский край. Исторический очерк. Оренбург. Гос. типо-литография ГСНХ. 1928 г.

  25. Из истории Оренбургских немцев: Сборник документов. (1817-1974 гг.). Оренбург; Москва: Готика. - 2000.

  26. История немцев Оренбуржья в документах. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2006.

  27. Немцы России на рубеже веков: история, современное положение, перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2000.

  28. Под общей редакцией С.М. Муромцевой. Место эвакуации - Чкаловская область. Оренбург: Печатный дом "Димур", 2010.


2. Список литературы для учащихся (помимо УМК):

1. В.Г. Синельников. «Знакомьтесь, Оренбуржье». Южно-уральское книжное издательство 1970 г.

2. А.Е. Акиньшина. Документы и материалы «Культурное строительство в Оренбуржье». Южно-уральское книжное издательство.1989 г.

3. Н.Ф. Корсунов. Сборник лучших детских сочинений «По тебе, Яик, слава добрая». Оренбургское книжное издательство 1999 г.

4. А.В. Коваленко Записки секретаря обкома партии «Гвардии земледельцы». М.: Издательство политической литературы.1980.

5. А. Лазукин. Документы воспоминания «Гагарин в Оренбурге». Южно-уральское книжное издательство 1975 г.

6. И. Уханов. «Оренбургский платок». М.: Советская Россия. 1976.

7. Книга-альбом Планета целина. Оренбург ООО «Оренбургский край» 2004.

8. И. Смольников. «Путешествие А.С.Пушкина в Оренбургский край». М.: «Мысль». 1991.

9. В.П. Россовский. «Солдатская слава». Оренбург. 1994 .

10. Н.И. Мячин. «Орденоносное Оренбуржье». Южно-уральское книжное издательство 1968 .

11. Б.Н. Чистяков. Воспоминания участников гражданской войны в Оренбуржье. «За счастье народное». Южно-уральское книжное издательство 1969.

12. Г.М. Десятков. «Герои секретных архивов». Оренбург, «Южный Урал».

13. А.А.Чибилев. «Геологические памятники природы Оренбургской области». Оренбургское книжное издательство 2000.

14. Б.Т.Уткин. Краткий библиографический словарь «Урал литературный». Южно-уральское книжное издательство 1988.

15. В. Пистоленко. Из прошлого Оренбургского края. Типография«Чкаловская коммуна». 1939.

16. По родному краю (краеведческие очерки). Чкаловское книжное издательство. 1954.

Периодика.

17. Подборка газет «Оренбуржье».

18. Подборка газет «Степной маяк».

19 Подборка журналов «Уральский следопыт».

20. Подборка журналов «Гостиный двор».


3. Перечень технических средств обучения:

Мультимедиа проектор, ноутбук, экран, диски

4. Перечень цифровых информационных ресурсов

http://kraeved.opck.org

http://oren-icn.ru/index.php/enzoren/history/643-historyoren

http://orenclub.info/cmspage/154/n-a

Приложение 1


Каменносарминский филиал

Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения

«Красногвардейская средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Марченко Антона Александровича»





«Утверждаю»

Зам. директора по УВР

_______М.Н. Гильваншина

«__» __________2021 г.





Календарно-тематический план

на 2021/2022 учебный год


Предмет Краеведение историческое

Класс 8

Учитель Фасахова Анна Владимировна


Количество часов по учебному плану - 34

Количество часов в неделю - 1



УМК: учебное пособие для учащихся История .Оренбургская с древнейхих времен до 1920 г (Ю.П. Злобин, А.Н.Поляков Орлит –А,2008),

Рассмотрен на заседании ШМО Протокол № 1 от 30.08.2021г


Руководитель методического объединения _________......









Календарно тематическое планирование: 8 класс


урока

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее

задание

Сроки

план

факт

Введение 1ч

1

Введение

1

Читать записи в тетради

3.09


Оренбургский край с древнейших времен до середины16 в. (2 часа)

2

Эпохи: палеолит, неолит, бронзовый век, железный век – и их влияние на развитие населения края.

1

Знать основные эпохи, уметь отображать их на ленте времени

10.09


3

Древнейшие города: Аркаим, Аландский город. Сарматы. Тюркский период.

1

Лекция

17.09


Оренбургский край во второй половине 16в. – первая половина18 в. (4 часа)

4

Причины и характер движения русских на Урал. Казаки. Основание Оренбурга.

1

Лекция

24.09


5

Крестьянская, промысловая и правительственная колонизация, присоединение Оренбургской области к России. Первоначальное освоение края русскими.

1

Записи в тетради, сообщения о культуре

1.10


6

Социальные отношения, культура и быт населения.

1

Знать характерные черты быта и культуры, сообщение о первых крепостях на границе

8.10


7

Первые крепости пограничной линии: Переволоцкая, Новосергиевская, Татищевская

1

Лекция, карта

15.10


Оренбургский край во второй половине 18 в. (4 часа)

8

Оренбургская губерния в 50-е – начале 70-х гг. 19 века.

1

Лекция, сообщения о Е. Пугачеве

22.10


9

Пугачевский бунт. Оренбургский этап.

1

Лекция, карта, работа с документом

29.10


10

Численность и этнический состав населения, экономическое развитие поселка и района.

1

Знать основные показатели

12.11


11

Оренбуржье во второй половине 70-х-90-х гг. 18 века.

1

Лекция

19.11


Оренбургская губерния в первой половине 19 века (5 часов)

12

Территория, население, экономическое развитие.

1

Основные показатели

26.11


13

Развитие капитализма в промышленности и положении рабочих, развитие капитализма в сельском хозяйстве.

1

Лекция, сообщение об участниках войны 1812 г.

3.12


14

Оренбургский край в войне 1812 года. Оренбургское тайное общество. Политические ссыльные губернии

1

Лекция, сообщение о биографии В.А. Перовского

10.12


15

В.А. Перовский на посту губернатора.

1

Лекция, сообщения о культуре и быте

17.12


16

Просвещение, наука и культура.

1

Повторить материал

24.12


Оренбургская губерния во второй половине 19 века (5 часов).

17

Административные преобразования в Оренбургской губернии в 50-начале 80-х гг 19 вв.

1

Знать административное устройство губернии

14.01


18

Губерния в период великих либеральных реформ Александра 2.

1

Лекция

21.01


19

Административное устройство, экономика и население в пореформенный период.

1

сообщении о положенииобразования и культуры в крае

28.01


20

Образование и культура во второй половине 19 века.

1

Лекция

4.02


21

Переволоцк во второй половине 19 века. Заселение северных территорий немцами

1

Лекция, карта

11.02


Оренбургская губерния в период войн и социальных потрясений начала ΧΧ в. (8 часов)

22

Экономика и социальные отношения. Рост населения, состояние промышленности и сельского хозяйства.

1

Лекция, сообщение об участниках русско-японской войны

18.02


23

Губерния в период русско-японской войны.

1

Карта

25.02


24

Ссылка социал – демократов, революция 1905-1907 гг., годы реакции.

1

Персоналии

4.03


25

События 1917 г. в Оренбуржье.

1

Даты, персоналии

11.03


26

Революционное движение, деятельность РСДРП, образование Оренбургского Совета рабочих и солдатских депутатов и уездных советов в крае.

1

Лекция

18.03


27

Гражданская война на территории Оренбуржья.

1

Карта, даты, персоналии, понятия, сообщение о Дутове

8.04


28

Белое движение и контрреволюционный переворот ноября 1918г. Диктатура Дутова.

1

Лекция

15.04


29

Борьба с Дутовщиной. Восстановление советской власти.

1

Лекция

22.04


Подготовка и защита проектов (4 часа)

30

Выбор темы. Первичная консультация

1

Работа над выбранной темой

29.04


31

Вторичная консультация

1

13.05


32

Оформление работ

1

20.05


33

Защита проектов

1

Повторить пройденный материал, готовиться к к\р

27.05


34. Контрольное занятие

1





Приложение 2


Каменносарминский филиал

Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения

«Красногвардейская средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Марченко Антона Александровича»


«Утверждаю»

Зам. директора по УВР

_______М.Н. Гильваншина

«__» __________2021 г.



Календарно-тематический план

на 2021/2022 учебный год


Предмет Краеведение историческое

Класс 9

Учитель Фасахова Анна Владимировна


Количество часов по учебному плану - 34

Количество часов в неделю - 1



УМК: учебное пособие для учащихся История .Оренбургская (В.А. Лабузов, Л.И. Футорянский Орлит –А,2008),

Рассмотрен на заседании ШМО Протокол № 1 от 30.08.2021г


Руководитель методического объединения _________......















Календарно тематическое планирование 9 класс


урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

Факт.

1.

Введение

1

3.09


Оренбургская губерния в 1920-е гг. НЭП и восстановление хозяйства 6 ч

2

Общественно-политическая жизнь Оренбургской губернии.

1

10.09


3

Гражданская война.

1

17.09


4

Переход у НЭПу и ее влияние на положение населения губернии.

1

24.09


5

Сельское хозяйство губернии в 1920-е гг. Промышленность в годы НЭПа.

1

1.10


6

Культурная жизнь Оренбуржья в 1920-е гг.

1

8.10


7

Оренбуржье в составе Киргизской (Казахской) Автономной Советской Социалистической Республики.

1

15.10


Оренбуржье в середине 1930-1940-х гг.

8

Общественно-политическая жизнь Оренбуржья в 1930-1941 гг.

1

22.10


9

Промышленное развитие в 1930-е гг.

1

29.10


10

Коллективизация

1

12.11


11

Коллективизация сельского хозяйства Оренбуржья.

1

19.11


12

Культурное строительство (1930-1940-е гг).

1

26.11



Оренбуржье в годы Великой Отечественной войны

5



13

Мобилизация сил на отпор врагу.

1

3.12


14

Промышленность Оренбуржья в годы войны.

1

10.12


15

Состояние сельского хозяйства в годы войны.

1

17.12


16

Образование и культура.

1

24.12


17

Оренбуржцы-герои ВОв

1

14.01


Социально-политическое и экономическое развитие Оренбуржья в 1945-1965 гг

18

Первые попытки демократизации общества в Оренбургской области.

1

21.01


19

Промышленное развитие в 1945-1965 гг.

1

28.01


20

Состояние сельского хозяйства в 1945-1965 гг.

1

4.02


21

Образование и культура в 1945-1965 гг.

1

11.02


Социально-политическое и экономическое развитие Оренбуржья в период кризиса экономической системы (1965-1985 гг.)

22

Общественно-политическое развитие Оренбуржья в1965-1985 гг.

1

18.02


23

Промышленность Оренбургской области в в1965-1985 гг.

1

25.02


24

Состояние сельского хозяйства в 1965-1985 гг.

1

4.03


25

Образование и культура в1965-1985 гг.

1

11.03


Оренбургская область в годы реформирования страны (1985-2000 гг.)

26

Общественно-политическое положение Оренбуржья в1985-2000 гг.

1

18.03


27

Промышленное производство в1985-2000 гг.

1

8.04


28

Сельское хозяйство в конце 20 века.

1

15.04


29

Культура Оренбуржья в 1985-2000 гг.

1

22.04



Подготовка и защита проектов

4



30

Выбор темы проекта

1

29.04


31

Подготовка проекта и консультация

1

13.05


32

Выполнение проекта

1

20.05


33

Защита проекта

1

27.05


34

Итоговое контрольное занятие

1

.05


Приложение 3


Планируемые результаты изучения предмета «Историческое краеведение»:


К концу года обучения учащиеся должны знать:

  • основные краеведческие термины,

  • историю края,

  • природные памятники,

  • экономику и население края,

  • стороны социальной жизни людей, их взаимосвязь,

  • культуру и быт.

К концу года обучения учащиеся должны уметь:

  • работать с источниками,

  • подбирать литературу, использовать её на занятиях и во внеурочной работе,

  • проводить исследовательскую работу,

  • собирать, обрабатывать, оформлять поисковый материал,

  • выступить с докладом,

  • провести экскурсию.


Система оценивания по предмету «Историческое краеведение»

Для того чтобы оценка соответствовала поставленным принципам, используется несколько вариантов оценивания:

  • рейтинговая оценка (учащиеся  набирают рейтинговые баллы за ответы, ведение тетради, активность на уроке, которые суммируются и дают определенное место, среди всех учащихся);

  • словесные оценки, которые особо выделяю тех учащихся, которые отвечающих на нестандартные вопросы, требующие сообразительности или эрудиции;

  • зачетная система (текущее оценивание не проводится,  а окончание темы, раздела заканчивается всесторонним опросом);  


При оценивании учащихся, следует обращать  внимание на следующие моменты:

  • умение находить нужную информацию, различать виды информации, связывать информацию с целью поиска, суммировать информацию;

  • умение подбирать факты, полученные в процессе изучения (поставить цель, задать вопрос);

  • умение оценивать информацию (различать факты и вымысел, факты и мнения, сравнивать информацию, поступившую из нескольких источников);

  • умение делать выводы (обобщение фактов, оценивание последовательности), умение сделать приблизительное заключение на основе фактов.

  • умение передать информацию (точная творческая передача информации, с помощью устной и письменной речи);

  • умение интерпретировать источники информации (ориентироваться по карте, находить нужное место, сравнивать карты и делать выводы);

  • умение выстраивать хронологический порядок вещей, связывать прошлое и будущее, находить различия в периодах времени;

  • умение решать проблемы (распознавать, определять проблемы, собирать факты, относящиеся к проблеме).


Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует.

 

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опытане в контексте задания.

1.Обществоведческий, исторический   диктант. Самый простой способ проверки домашнего задания всего класса (одного или нескольких параграфов). Для быстрой проверки взять десять терминов  (легко оценить по пятибалльной системе).
Диктовать по 1 термину за 1 минуту – займет 10 минут. Если диктант в начале урока – то можно тут же устно дать правильные определения, если в конце урока – проверить потом и закрепить на следующем уроке.


Оценивание тестовых заданий.

1.Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните  предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Как правило, на одно задание с выбором ответа приходится около минуты, а на составление свободного ответа – около 2-3 минут. Пример открытого теста: прочитайте текст, заполните пропуски.  Оптимально на одной контрольной работе дать 25 заданий:  (20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом).Критерии оценок: «5»: 16 + 4 (80 – 100  % от общего числа баллов)«4»: 14 + 3 (70 - 75 %)«3»: 12 + 0 или 10+2 (50 - 65 %). Здесь возможны варианты, поэтому лучше ориентироваться по процентам.

2 Дифференцированный тест

составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть). Например, обязательная часть состоит из 20 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла. Итого максимум 30 баллов. Критерии оценок: «2»: ученик набрал менее 10 баллов«3»: выполнил 10 любых заданий обязательной части«4»: 13 + 4 = 17 баллов и более«5»: 15+ 6 = 21 баллов и более. 

Можно внести коррективы в критерии, но нужно заранее сообщить школьникам критерии оценки их работы. Используя в своей работе эти рекомендации несколько лет, могу с уверенностью сказать, что дети быстро привыкают к такому оцениванию. И если учитель в начале проверочной работы забывает указать критерии, они сами его об этом спрашивают и контролируют свою работу.


Оценивание самостоятельной работы

 в тетради с использованием учебника.

Ваша оценка: «5»— полностью выполнил все  задание«4» – выполнил задание с погрешностями (1-2 неточности или ошибки)«3» – правильно выполнил только половину   заданий «2» – в  задании много ошибок«1» - не выполнил задание

Критерии оценки работы учащихся в  группе,  команде и др.

  • умение распределить работу в команде;

  • умение выслушать друг друга;

  • согласованность действий;

  • правильность и полнота выступлений.

  • активность

  • умение спорить и отстаивать свою точку зрения


Отчет после экскурсии, реферат по заданной теме

предусматривает самостоятельную работу с дополнительной литературой. Кроме умения выбрать главное и конкретное по теме, необходимо оценить следующее:

  • полноту раскрытия темы;

  • наличие рисунков и схем (при необходимости);

  • аккуратность исполнения.

  • Адаптированноть выступления (не просто чтение)

11. Самостоятельная работа – проект (доклад) по заданной теме.Форма контроля по аналогии с предыдущей работой.


При оценивании проекта можно выделить следующие критерии оценки:

- значимость и актуальность выдвинутых проблем;

- корректность используемых методов исследования;

- активность каждого участника проекта;

- доказательность принимаемых решений;

- умение аргументировать свои заключения, выводы;

- эстетика оформления;

-умение отвечать на вопросы оппонентов.


Работа с историческим источником

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

- установил тип источника и время (дату) его появления;

- извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;

- сопоставил факты нескольких исторических источников;

- применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;

- дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;

- привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;

- аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.


Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

- определил тип источника и историческую эпоху его появления;

- извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;

- сопоставил факты нескольких исторических источников;

- прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;

- привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с аргументацией свою позиции.


Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

- не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;

- на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

- попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;

- не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.


Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

- не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;

- не увидел проблему и не смог ее сформулировать;

- пересказал текст источника без его комментирования или дал ответ не в контексте задания.

Работа с исторической картой


Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

- читает легенду карты;

- правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;

- раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;

- правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.


Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

- допускает неточности при чтении легенды карты;

- описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины;

- затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;

- не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.


Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

- допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;

- не соотносит историческую информацию с картой;

- не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.


Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

- не умеет читать легенду карты;

- не распознает историческую информацию, представленную на карте;

- отказался работать с контурной картой.


Перечень практических работ:

Работа с картами, исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, работа в музее


Перечень демонстраций:

Демонстрационный материал включает в себя исторические карты и презентации. Данный вид наглядности сопровождает все ключевые темы курса.





Перечень примерных тем проектов и исследовательских работ:


  1. История моей семьи

  2. Топонимические названия Бузулукского района

  3. История учреждений села Каменная Сарма Бузулукского района

  4. Выдающиеся односельчане

  5. Живая легенда

  6. Ветераны войн на территории Каменносарминского сельсовета: истории и судьбы

  7. Труженники тыла

  8. Быт немецкого населения в 19 в.

  9. Жизнь села в 20-начале 21 вв.

  10. Оренбуржье глазами иностранцев

  11. Традиции и обычаи немцев Оренбуржья

  12. Интерьер, домашняя утварь

  13. Национальный костюм (возможны более специализированные темы: Головные уборы, украшения… Праздничная одежда…Ритуальная (лучше свадебная) одежда…Обрядовые и этикетные нормы, связанные с одеждой…Городской костюм и одежда сельского населения)

  14. Традиции воспитания детей у народов, населяющих Оренбуржье

  15. История школы – страница истории моего села

  16. Державин в Бузулукском районе

  17. Сражения Гражданской войны в Бузулукском районе

  18. Долгожители нашего села.