РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса «История» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и историко-культурного стандарта, подготовленных русским историческим обществом.
Рабочая программа по предмету «История» разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 - Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями); утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644).
Историко-культурный стандарт, разработанный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями);
Приказ № 576, от 08.06.2015 министерства образования и науки РФ о введении новой линии учебников по отечественной истории.
Курс История России в 6 – 10 классах, составлена в соответствии с положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по истории для 5-10 классов, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—10 классы), издательства «Просвещения».
Курс всеобщей истории проводится по предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.Я. Юдовской; О.С. Сороко-Цюпы 5 – 10 класс, издательства «Просвещения». В данной программе используется УМК по всеобщей истории для предметной линии учебников А.А.Вигасина - О.С.Сороко-Цюпы, под редакцией А.А. Искендерова, издательства «Просвещения», синхронизированные и доработанные в соответствие с линией «Истории России». Данные линии учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрены РАО и РАН, имеют гриф «Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень.
Целью разработки единой концепции исторического образования и воспитания является формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития Российского государства, по разработке целостной картины российской истории, учитывающей взаимосвязь всех её этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование современного образа России.
Основными задачами концепции выступают:
рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; понимание особенностей её развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
определение требований к содержанию обучения и воспитания, организации образовательного процесса и внеурочной деятельности на всех уровнях образования;
определение базовых ориентиров для формирования содержания школьного образования в целом, особенно социально-гуманитарного цикла дисциплин, содержания внешкольной и внеурочной деятельности.
Таким образом, разработка единой концепции непрерывного исторического образования является инновационным проектом, ранее не имевшим аналогов в отечественной исторической науке и педагогике. Речь идёт, по существу, об определении не только цели и задач исторического образования и воспитания, но и о формировании требований к организации учебно-воспитательного процесса в целом.
В соответствии с единой концепцией образования, главной целью изучения истории в современной школе является — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
В 5 – 9-х общеобразовательных классах, обучаются несколько детей с задержкой психического развития, для их обучения используется данная рабочая программа. Обучение данного контингента учащихся предполагает особые требования к методике преподавания истории для этих детей, ставит отдельные задачи и выделяет отдельные требования к результатам обучения. В программе также учтены различные приёмы и формы работы на уроке с данными учащимися: задания с опорой на несколько анализаторов, дозировка учебного материала,поэтапная помощь учителя, работа со сменой видов деятельности, игра, использование информационно-коммуникативных технологий. Данный вид работы является наиболее эффективным при изучении нового материала, а также для заполнения пробелов в знаниях учащихся с задержкой психического развития.
Задачи курса истории 5 - 9 классов для детей с ЗПР(задержкой психического развития).
Образовательные: познакомить обучающихся с хронологическими рамками и основными событиями истории Древнего мира и Средних веков, особенностями социально - экономического, политического, культурного развития народов России и других государств в данный период; охарактеризовать наиболее яркие личности данной эпохи, показать их роль в истории и культуре.
Развивающие: формирование умения обучающихся сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия; умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений; умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последовательность исторических явлений и событий.
Воспитательные: воспитание патриотизма, познавательного интереса к изучаемому материалу, культуре речи, мотивации к обучению.
Синхронизация курсов всеобщей истории и истории России
Программа составлена в рамках перехода к линейной системы изучения истории. В соответствии с этим учитывается синхронизация курсов всеобщей истории и истории России. Составленная на основе стандарта рабочая программа учитывает возможную форму итоговой аттестации учащихся по предмету в форме ОГЭ, и предполагает выделение учебного времени для подготовки к обобщающему тестированию.
Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения материала. В примерных программах предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 55 учебных часов для реализации авторских программ, использования различных форм организации учебного процесса, внедрения современных технологий и т.д.
Количество часов выделяемых на изучение истории в соответствии с ФГОС.
Класс | Общее количество часов | История России (кол-во часов) | Всеобщая история (кол-во часов) |
Предметная линии учебников под редакцией А.В.Торкуноваю | По рабочей программе | Предметная линии учебников под редакцией | По рабочей программе |
5 | 68 | --- | --- | 68 | 68 |
6 | 68 | 40 | 40 | 28 | 28 |
7 | 68 | 42 | 42 | 26 | 26 |
8 | 68 | 42 | 42 | 26 | 26 |
9 | 68 | 42 | 42 | 26 | 26 |
Основные разделы курса Истории
Класс | Всеобщая история | История России |
5 | История древнего мира Первобытность. Древний Восток Античный мир. Древняя Греция. Древний Рим. | Народы и государства на территории нашей страны в древности |
6 | История средних веков VI-XV вв. Раннее Средневековье. Зрелое Средневековье. Страны Востока в Средние века. Государства доколумбовой Америки. | От древней Руси к древнероссийскому государству. .VIII –XV вв. Восточная Европа в середине I тыс. н.э. Образование государства Русь. Русь в конце X – начале XII в. Культурное пространство. Русь в середине XII – начале XIII в. Русские земли в середине XIII - XIV в. Народы и государства степной зоны. Восточной Европы и Сибири в XIII- XVвв. Культурное пространство. Формирование единого Русского государства в XV веке. Культурное пространство. Региональный компонент |
7 | История Нового времени. XVI-XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции. Европа в конце ХV— начале XVII в. Европа в конце ХV— начале XVII в. Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. Страны Востока в XVI—XVIII вв. | Россия в XVI – XVII вв.: От великого княжества к царству Россия в XVI веке. Смута в России Россия в XVII веке. Культурное пространство. Региональный компонент. |
8 | История нового времени. XVIII в. Эпоха Просвещения. Эпоха промышленного переворота. Великая французская революция | Россия в конце XVII – XVIII вв.: От царства к империи Россия в эпоху преобразований Петра I После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов». Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Народы России в XVIII в. Россия при Павле I. Региональный компонент. |
9 | История Нового времени. XIX в. Мир к началу XX в. Новейшая история. Становление и расцвет индустриального общества. До начала Первой мировой войны. Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. Страны Азии в ХIХ в. Война за независимость в Латинской Америке Народы Африки в Новое время Развитие культуры в XIX в. Международные отношения в XIX в. Мир в 1900—1914 гг. | Российская империя в XIX – начале XX вв. Россия на пути к реформам (1801–1861) Александровская эпоха: государственный либерализм. Отечественная война 1812 г. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм Крепостнический социум. Деревня и город. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Пространство империи: этнокультурный облик страны Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли Россия в эпоху реформ. Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация «Народное самодержавие» Александра III. Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Этнокультурный облик империи. Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений. Кризис империи в начале ХХ века. Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма Общество и власть после революции «Серебряный век» российской культуры. Региональный компонент. . |
КТП про истории Древнего мира
5 класс.
Основные разделы курса | Распределение учебных часов в соответствие с авторской программой по истории древнего мира. | Распределение учебных часов в соответствие с данной рабочей программой | Повторительно-обобщающие уроки, запланированные рабочей программой |
Введение | 1 час | 1 час | |
Жизнь первобытных людей | 7 часов | 6 часов | 1 час |
Древний Восток | 20 часов | 18 часов | 2 часа |
Древняя Греция | 21 часов | 19 часов | 1 час |
Древний Рим | 17 часов | 17 часов | 1 час |
Итоговое обобщение знаний | 2 часа | | 2 часа |
Итого | 68 часов | 61 час | 7 часов |
КТП по истории Средних веков 6 класс
Примерная программа на изучение истории средних веков выделяет 28 часов. Данное тематическое планирование составлено на основе авторской программы без изменений.
Основные разделы курса | Распред учебн ч в соответствие с авторской программой по истории Средних веков. | Распред учебн ч в соответствие с данной рабочей программой | Повторительно-обобщающие уроки |
Введение | 1 | 1 | |
Становление средневековой Европы V – XI вв. | 4 | | |
Византийская империя и славяне в VI – XI вв. | 2 | 2 | |
Арабы в VI – XI вв. | 1 | 1 | |
Феодалы и крестьяне | 2 | 2 | |
Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | 2 | 2 | |
Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы | 2 | 2 | |
Образование централизованных государств в западной Европе в XI – XV вв. | 6 | 6 | |
Славянские государства и Византия в XIV – XV вв. | 2 | 2 | |
Культура западной Европы в Средние века | 3 | 3 | |
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | 2 | 2 | |
Итоговое обобщение знаний | 1 | | 1 |
Итого | 28 часов | 27 часов | 1 час |
«История России». Рабочая программа на изучение истории России выделяет 42 часа. Данное тематическое планирование составлено на основе авторской программы практически без изменений, с небольшой корректировкой. Рабочая программа выделяет большее количество времени на практическую работу учащихся с необходимыми историческими источниками и проведения уроков предполагающих большую самостоятельную, практическую деятельность учащихся, формирования умений критического анализа исторических источников. Наличие резервного времени в программе позволило выделить большее количество учебного времени на проведения уроков повторения и обобщения знаний.
Основные разделы курса | Распределение учебных часов в соответствие с авторской программой по истории России. | Распределение учебных часов в соответствие с данной рабочей программой | Повторительно-обобщающие уроки, запланированные рабочей программой |
Введение | | 1 | |
Народы и государства на территории нашей страны в древности | 5 | 4 | 1 |
Русь в IX – первой половине XII в. | 11 | 10 | 1 |
Русь в середине XII – начале XIII века | 5 | 4 | 1 |
Русские земли в середине XIII – XIV веков | 9 | 8 | 1 |
Формирование единого Русского государства | 8 | 7 | 1 |
Итоговое повторение и обобщение знаний | | | 1 |
Резервное время | 4 | | |
Итого | 42 часа | 34 часов | 6 часов |
КТП по Новой истории XV - XVII вв.
7 класс
Рабочая программа по курсу всеобщей истории составлена на основе авторской программы с изменениями, предполагающими переход на линейное изучение курса истории. Переход на линейное изучение истории предполагает для 7 класса освоение истории XVI - XVII века.
Основные разделы курса | Распределение учебных часов в соответствие с авторской программой по новой истории. | Распределение учебных часов в соответствие с данной рабочей программой | Повторительно-обобщающие уроки, запланированные рабочей программой |
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация | 15 | 15 | 1 |
Первые революции нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). | 4 | 4 ч | 1 |
Традиционные общества Востока | 3 | 3 | 1 |
Итоговое обобщение | | | 1 |
Резервное время | 4 | | |
Итого: | 26 часов | 22 часов | 4 часа |
«История России XVI - XVII вв.» Авторская программа предполагает выделение на изучение курса истории России 42 часа. Рабочая программа составлена без изменений в соответствие с авторской программой. Использование резервного времени позволило выделения большего количества учебного времени в тематическом планировании на повторение и обобщение изучаемого материала.
Основные разделы курса | Распределение учебных часов в соответствие с авторской программой истории России. | Распределение учебных часов в соответствие с данной рабочей программой | Повторительно-обобщающие уроки, запланированные рабочей программой |
Россия в XVI веке. | 20 | 19 | 1 |
Смутное время. Россия при первых Романовых. | 20 | 19 | 1 |
Повторительно-обобщающий урок | | | 2 |
Резервное время | 2 | | |
Итого | 42 часа | 38 часов | 4 часов |
КТП по Новой истории XVIII в
8 класс
Рабочая программа по курсу всеобщей истории составлена на основе авторской программы с корректировкой, предполагающей переход на линейное изучение курса истории. Данная рабочая программа предполагает оставшееся количество учебного времени использовать на практические занятия с изучением источников, уроки обобщения и повторения знаний.
Основные разделы курса | Распределение учебных часов в соответствие с авторской программой по новой истории. | Распределение учебных часов в соответствие с данной рабочей программой | Повторительно-обобщающие уроки, запланированные рабочей программой |
Введение в историю Нового времени XVIII в. | | 1 | |
Рождение нового мира. Время преобразований. | 12 | 11 | 1 |
Эпоха революций. | 5 | 5 | 1 |
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. | 5 | 5 | 1 |
Итоговое обобщение знаний | | | 1 |
Резервное время | 4 | | |
Итого: | 26 часов | 22 часа | 4 часа |
История России XVIII век. Авторская программа предполагает выделение на изучение курса истории России 42 часа. Использование резервного времени позволило выделения большего количества учебного времени в тематическом планировании на повторение и обобщение изучаемого материала. Увеличено количество учебного времени на темы, требующие более углубленного изучения материала, формирования умений критического анализа исторических источников, увеличения часов на практическую и проектную деятельность учащихся.
Основные разделы курса | Распределение учебных часов в соответствие с авторской программой истории России. | Распределение учебных часов в соответствие с данной рабочей программой | Повторительно-обобщающие уроки, запланированные рабочей программой |
Введение | | 1 | |
Россия в эпоху преобразований Петра I | 13 | 12 | 1 |
Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов | 6 | 5 | 1 |
Российская империя при Екатерине II | 9 | 8 | 1 |
Россия при Павле I | 4 | 3 | 1 |
Культурное пространство Российской империи в XVIII веке | 7 | 6 | 1 |
Итоговое повторение и обобщение знаний | | | 2 |
Резервное время | 3 | | |
Итого | 42 часа | 35 часов | 7 часов |
Календарно-тематическое планирование
5 класс.
№ п/п | Раздел и тема | Кол-во часов | Примеч |
|
1 | Введение. | 1 | |
Раздел I. Что изучает история? Жизнь первобытных людей | | |
Глава 1. Собиратели и охотники каменного века | | |
2 | Первые люди на земле. | | |
3 | Открытия и изобретения древних охотников. | | |
4 | Искусство и религия первобытных людей. | | |
Глава 2. У итоков цивилизации | | |
5 | Возникновения земледелия и скотоводства. | | |
6 | От первобытности к цивилизации. | | |
7 | Счёт лет в истории | | |
8 | Контрольная работа 1 | | |
Раздел II. Древний восток | | |
Глава 3. Цивилизации речных долин |
9 | Египет да Нила. | | |
10 | Страна двух рек | | |
11 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | | |
12 | Древнейшие цивилизации Индии и Китая | | |
13 | Контрольная работа 2 | | |
Гава 4. Древний Египет | | |
14 | Фараоны и пирамиды | | |
15 | Жизнь в Древнем Египте. Культура древнего Египта | | |
16 | Завоевания фараонов | | |
17 | Контрольная работа 3 | | |
Глава 5. Западная Азия и век железа | | |
18 | Финикийские мореплаватели. | | |
19 | Древняя Палестина ассирийская военная держава. Победители Асиирии. | | |
Глава 6. Великие державы Древнего Востока | | |
20 | Образование державы братьев Маурьев в Индии | | |
21 | Единое государство в Китае | | |
22 | Великая Персидская держава | | |
23 | Контрольная работа 4 | | |
Раздел III. Древняя Греция | | |
Глава 7. Древнейшая Греция | | |
24 | Греция и Крит в эпоху бронзы | | |
25 | Поэмы Гомера | | |
26 | Боги игерои Эллады | | |
Глава 8. Рождение античного мира | | |
27 | Греческие полиы и Великая греческая колонизация | | |
| Афинский полис | | |
28 | Древняя Спарта | | |
29 | Контрольная работа 5 | | |
Глава 9. Греко – персидские войны | | |
30 | Герои Марафонской битвы | | |
31 | Персидское вторжение в Грецию | | |
Глава 10. Могущество и упадок Афин | | |
33 | Расцвет демократии в Афинах | | |
32 | Хозяйственное развитие Греции в Vв до нашей эры | | |
34 | Пелопонесская война | | |
35 | Контрольная работа 6 | | |
Глава 1. Древнегреческая культура | | |
36 | Граждане, ученые и атлеты Греции | | |
37 | Архитекторы, скульпторы и поэты Греции | | |
Глава 12. Македонские завоевания | | |
38 | Возвышение Македонии | | |
39 | Завоевания Александра Македонского | | |
40 | Греческий Восток | | |
41 | Контрольная работа 7 | | |
Раздел IV. Древний Рим | | |
Глава 13. Образование Римкой республики | | |
42 | Начао римской истории. Республика римских граждан. | | |
43 | Завоевание Римом Италии. | | |
51Глава 14. Римские завоевания в Средиземноморье | | |
44 | Первая война Рима с Карфагеном. | | |
45 | Война с Ганнибалом | | |
46 | Рим- завоеватель Средиземноморья | | |
47 | Контрольная работа 8 | | |
Глава 15. Гражданские войны в период Римской республики | | |
48 | Народные трибуны - братья Гракхи | | |
49 | Сулла – первый военный дикторор в Риме | | |
50 | Восстание Спартака. | | |
51 | Цезарь – повелитель Рима | | |
64 | Установление империи в Риме. | | |
52 | Падение республики | | |
53 | Контрольная работа 8 | | |
Глава 16. Расцвет и могущество Римской империи | | |
54 | Император Октавиан Август | | |
55 | Цезари Рима | | |
| Жизнь в Римской империи | | |
56 | Римская империя при Константине. | | |
Глава 17. Закат античной цивилизации | | |
57 | Кризиз Римской империи в III в | | |
58 | Император Диоклетиан Константин | | |
59 | Падение Западной Римской империи | | |
60 | Контрольная работа 9 | | |
61-62 | Семь чудес света | | |
63-65 | Итоговое повторение по теме: «Древний мир». | | |
6 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Примеч |
|
1 | Введение. Образование варварских королевств. | | |
Тема I Становление средневековой Европы (VI – XI вв.) | 4 ч | |
2 | Христианская церковь в раннее Средневековье | | |
3 | Возникновение распад империи Карла Великого | | |
4 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках | | |
5 | Англия в раннее Средневековье | | |
Тема II Византийская империя и славяне в VI – XI вв. | 2 ч | |
6 | Византия в VI – XIвв. Император Юстиниан | | |
7 | Образование славянских государств | | |
Тема III Арабы в VI – XI вв. | 1 ч | |
8 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. | | |
Тема IV Феодалы и крестьяне | 2 ч | |
9 | Средневековая деревня и её обитатели | | |
10 | В рыцарском замке | | |
Тема V Средневековый город в Западной и Центральной Европе | 2 | |
11 | Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни | | |
12 | Торговля в Средние века | | |
Тема VI Католическая церковь в XI – XIIIвв. Крестовые походы. | 2 ч | |
13 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | | |
14 | Крестовые походы | | |
Тема VII Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV) | 6 ч | |
15 | Как происходило объединение Франции | | |
16 | Что англичане считают началом своих свобод? | | |
17 | Столетняя война | | |
18 | Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии | | |
19 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | | |
20 | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XVвв. | | |
Тема VIII Славянские государства и Византия в XIV– XV вв. | 2 ч | |
21 | Гуситское движение в Чехии | | |
22 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова | | |
Тема IX Культура западной Европы в Средние века | 3 ч | |
23 | Образование и философия. Средневековая литература | | |
24 | Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии | | |
25 | Научные открытия и изобретения | | |
Тема X Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | 2 ч | |
26 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония | | |
27 | Африка и Америка в Средние века | | |
| Итоговое повторение | 1 час | |
28 | Наследие Средних веков в истории человечества | | |
| Раздел II. История России. | 1 ч | |
29 | Наша Родина – Россия. | | |
Тема I Народы и государства на территории нашей страны в древности | 5 ч | |
30 | Древние люди и их стоянки на территории современной России. | | |
31 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | | |
32 | Образование первых государств. | | |
33 | Восточные славяне и их соседи | | |
34 | Повторительно-обобщающий урок | | |
Тема II Русь в IX - первой половине XIIвв. | 11 ч | |
35 | Первые известия о Руси. | | |
36 | Становление Древнерусского государства | | |
37 | Урок-практикум по теме «Становление Древнерусского государства» Материал для самостоятельной и проектной работы | | |
38 | Правление князя Владимира. Крещение Руси. | | |
39 | Русское государство при Ярославе Мудром | | |
40 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. | | |
41 | Общественный строй и церковная организация на Руси. | | |
42 | Практикум «Место и роль Руси в Европе» | | |
43 | Культурное пространство Европы и культура Руси | | |
44 | Повседневная жизнь населения | | |
45 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь в IX-первой половине XII в.» | | |
Тема III Русь в середине XII – начале XIII в. | 5 ч | |
46 | Политическая раздробленность на Руси | | |
47 | Владимиро-Суздальское княжество. | | |
48 | Новгородская земля | | |
49 | Южные и юго-западные русские княжества | | |
50 | Повторительно-обобщающий урок: «Русские земли в период политической раздробленности» | | |
Тема IV Русские земли в середине XIII – XIVвв. | 9 ч | |
51 | Монгольская империя и изменение политической карты мира | | |
52 | Батыево нашествие на Русь. | | |
53 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | | |
54 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура | | |
55 | Литовское государство и Русь | | |
56 | Усиление Московского княжества | | |
57 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва | | |
58 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII -XIV вв. | | |
59 | Повторительно-обобщающий урок «Русские земли в середине XIII-XIV вв» | | |
Тема V Формирование единого Русского государства | 8 ч | |
60 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века. | | |
61 | Московское княжество в первой половине XV вв. | | |
62 | Распад Золотой Орды и его последствия | | |
63 | Московское государство и его соседи во второй половине XV века. | | |
64 | Практикум «Русская православная церковь и государство XV – начале XVI вв. | | |
65 | Практикум «Человек в Российском государстве второй пол. XV в.» | | |
66 | Формирование культурного пространства единого Российского государства | | |
67 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Формирование единого Русского государства» | | |
Итоговое повторение и обобщение знаний | 1 ч | |
68 | Итоговое повторение и обобщение знаний | | |
7 класс
№ | Тема урока | Кол-во | Примеч |
часов | |
Раздел I Новая история (XV - XVII в). (Всеобщая история) | 28 ч | |
Тема: 1 Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация | 16 ч | |
1 | Введение. От Средневековья к Новому времени | | |
2-3 | Технические открытия и выход к Мировому океану. | | |
4-5 | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. | | |
6 | Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе | | |
7 | Дух предпринимательства преобразует экономику | | |
8 | Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь | | |
9 | Великие гуманисты Европы | | |
10 | Мир художественной культуры Возрождения. | | |
11 | Рождение новой европейской науки. | | |
12 | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. | | |
13 | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. | | |
14 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море | | |
15 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. | | |
16 | Повторительно-обобщающий урок «Мир в начале нового времени» | | |
Тема 2 Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) | 5 ч | |
17 | Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. | | |
18 | Парламент против короля. Революция в Англии. | | |
19 | Путь к парламентской монархии. | | |
20 | Международные отношения в XV – XVII вв. | | |
21 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Первые революции Нового времени. Международные отношения». | | |
Тема 3 Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. | 4 ч | |
22 | Блистательная Порта: период расцвета и начало упадка. | | |
23 | Индия, Китай и Япония: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени | | |
24 | Индия, Китай и Япония: Начало европейской колонизации | | |
25 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации». | | |
Итоговое повторение по курсу «История Нового времени XVI-XVIIвв» | 1 ч | |
26 | Итоговый урок по курсу: «История Нового времени XVI-XVII вв.» | | | |
Раздел II Раздел II. История России XVI – XVII века. | | |
Тема I. Россия в XVI в | 20 ч | |
27 | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий | | |
28 | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. | | |
29 | Формирование единых государств в Европе и России | | |
30 | Российское государство в первой трети XVI в. | | |
31 | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. | | |
32-33 | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады | | |
34-35 | Государства Поволжья,Северного Причерноморья, Сибирив середине XVI в. | | |
36-37 | Внешняя политика России во второй половине XVI в. | | |
38 | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». | | |
39 | Народы России во второй половине XVI в. | | |
40-41 | Опричнина | | |
42 | Россия в конце XVI в. | | |
43 | Церковь и государство в XVI в. | | |
44-45 | Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. | | |
46 | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Россия в XVI в.» | | |
Тема 2 Смутное время. Россия при первых Романовых. | 19 ч | |
47 | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. | | |
48-49 | Смута в Российском государстве | | |
50 | Окончание Смутного времени | | |
51 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Смутное время» | | |
52 | Экономическое развитие России в XVII в. | | |
53-54 | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве | | |
55 | Изменения в социальной структуре российского общества | | |
56 | Народные движения в XVII в. | | |
57-58 | Россия в системе международных отношений | | |
59 | «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России | | |
60 | Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол | | |
61-62 | Народы России в XVII в. | | |
63 | Русские путешественники и первопроходцы XVII в. | | |
64 | Культура народов России в XVII в. | | |
65 | Сословный быт и картина мира русского человека в XVIIв. | | |
66 | Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. | | |
Итоговое повторение и обобщение знаний | 2 ч | |
67 | Итоговое повторение «Россия в XVI – XVII вв.» | | |
68 | Контрольно-обобщающий урок | | |
8 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Примеч |
|
| Введение в курс всеобщей истории XVIIIвека. | 1 ч | |
1 | Мир к началу XVIII в. | 1 | |
Тема 1 Рождение нового мира. Время преобразований. | 12 ч | |
2 | «Европейское чудо» | | |
3 | Эпоха Просвещения | | |
4 | В поисках путей модернизации | | |
5 | Европа меняющаяся | | |
6-7 | Мир художественной культуры Просвещения. | | |
8 | Международные отношения в XVIII веке. | | |
9 | Англия на пути к индустриальной эре | | |
10 | Франция при Старом порядке | | |
11 | Германские земли в XVIII в. | | |
12 | Австрийская монархия Габсбургов в XVIII в. | | |
13 | Повторительно-обобщающий урок | | |
Тема 3 Эпоха революций | 6 ч | |
14 | Английские колонии в Северной Америки. | | |
15 | Война за независимость. Создание США | | |
16-17 | Великая французская революция в XVIII веке. | | |
18 | Европа в годы Французской революции | | |
19 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Эпоха просвещения. Время преобразований» | | |
Тема 3 Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. | 6 ч | |
20 | Османская империя. Персия | | |
21 | Индия | | |
22 | Китай | | |
23 | Япония | | |
24 | Колониальная политика Европейских держав в XVIII в. | | |
25 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации» | | |
| Итоговое обобщение знаний за курс всеобщей истории XVIII века | 1 ч | |
26 | Итоговое занятие по курсу всеобщей истории в XVIII веке. | | |
| Раздел II. История России XVIII века. | | |
27 | У истоков российской модернизации | 1 | |
Тема I Россия в эпоху преобразований Петра I | 13 ч | |
28 | Россия и Европа в конце XVII в. | | |
29 | Предпосылки петровских преобразований | | |
30 | Начало правление Петра I | | |
31 | Великая северная война 1700 – 1721 гг. | | |
32 | Реформы управления Петра I | | |
33 | Экономическая политика Петра I | | |
34 | Российское общество в Петровскую эпоху | | |
35 | Церковная реформа. Положение традиционных конфессий | | |
36 | Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам | | |
37 | Перемены в культуре России в годы петровских реформ | | |
38 | Повседневная жизнь и быт при Петре I | | |
39 | Значение петровских преобразований в истории страны | | |
40 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Россия в эпоху преобразований Петра I» | | |
Тема 2 Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов | 6 ч | |
41 | Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762) | | |
42 | Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762) | | |
43 | Внутренняя политика и экономика России в 1725 – 1762 гг. | | |
44 | Внешняя политика России в 1725 – 1762 гг. | | |
45 | Национальная и религиозная политика | | |
46 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов» | | |
Тема 3 Российская империя при Екатерине II | 9 ч | |
47 | Россия в системе международных отношений | | |
48 | Внутренняя политика Екатерины II | | |
49 | Экономическое развитие России при Екатерине II | | |
50 | Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. | | |
51 | Народные движения. Восстание Е.И. Пугачёва | | |
52 | Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II | | |
53 | Внешняя политика Екатерины II | | |
54 | Освоение Новороссии и Крыма | | |
55 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Российская империя при Екатерине II». | | |
Тема 4 Россия при Павле I | 4ч | |
56 | Внутренняя политика Павла I | | |
57 | Внешняя политика Павла I | | |
58 | Внешняя политика Павла I | | |
59 | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Россия при Павле I» | | |
Тема 5 Культурное пространство Российской империи в XVIII в. | 7 ч | |
60 | Общественная мысль, публицистика и литература | | |
61 | Образование в России в XVIII. Российская наука и техника в XVIII | | |
62 | Русская архитектура в XVIII. Живопись и скульптура | | |
63 | Музыка и театральное искусство | | |
64 | Народы России в XVIII в. | | |
65 | Перемены в повседневной жизни российских сословий. | | |
66 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Культурное пространство Российской империи в XVIII в» | | |
| Уроки повторения и обобщения знаний, полученных в течение года. | 2ч | |
67-68 | Урок повторения и обобщения знаний, полученных в течение года. | | |
Перечень компонентов учебно-методического комплекта.
1. Рабочие программы.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644).
Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций / А.А.Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина. – Просвещение, 2015. – 77с.
2. Учебники
История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. / под ред. А.А. Искендерова. М. Просвещение 2015 г.
Вигасин А. А., Годер Г. И. Электронное приложение к учебнику (CD). 5 класс.
История Средних веков. 6 класс. Агибалова Е. В., Донской Г. М. / под ред. А. А. Сванидзе. М. Просвещение 2016 г.
Всеобщая история. История Нового времени. Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. / под редакцией А. А. Искендерова. Учебник. 7 класс. / М. Просвещение. 2018 г.
Всеобщая история. История Нового времени. Юдовская А. Я. и др. / под редакцией А. А. Искендерова. Учебник. 8 класс. / М. Просвещение. 2018 г.
История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стафанович П.С., и др./Под ред. Торкунова А.В. М. Просвещение 2016 г.
История России. 7 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. / Под ред. Торкунова А.В. М. Просвещение 2016 г.
История России. 8 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева А.Я. / Под ред. Торкунова А.В. М. Просвещение 2016 г.
3. Рабочие тетради
Годер Г. И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях.
Агибалова Е. В. История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс.
Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500–1800. Рабочая тетрадь. 7 класс.
Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500–1800. Рабочая тетрадь. 8 класс.
Артасов И.А., Данилов А.А. История России. Рабочая тетрадь 6 класс.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Рабочая тетрадь 7 класс.
Артасов И.А., Данилов А.А. История России. Рабочая тетрадь 8 класс, в двух частях.
Артасов И.А., История России. Контрольные работы 6 класс. М. Просвещение 2017 г.
Артасов И.А., История России. Контрольные работы. 7 класс. М. Просвещение 2016 г.
Артасов И.А., История России. Контрольные работы. 8 класс. М. Просвещение 2016 г.
4. Методические пособия
Журавлёва О.Н. История России Поурочные рекомендации 6 класс. М. Просвещение. 2016 г.
Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Поурочные разработки по Новой истории. 1500 – 1800. 7 класс. / Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М.
Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Поурочные разработки по Новой истории. 1500 – 1800. 8 класс. / Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М.
Крючкова Е. А. История Древнего мира. Контрольные и проверочные работы 5 класс. М. Просвещение 2016 г.
Чернова М.Н., История России. Тетрадь для проектов и творческих работ 7 класс. М. Просвещение. 2018 г.
Саплина Е.В. Агафонов С.В. Тематические контрольные работы. История России 6 класс. М. Дрофа 2018 г.
Саплина Е.В. Гонтарь С.А. Тематические контрольные работы. История России 7 класс. М. Дрофа 2018 г.
Саплина Е.В. Чиликин К.П. Тематические контрольные работы. История России 8 класс. М. Дрофа 2018 г.
Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс. / Сост. К.В. Волкова. М. ВАКО
Контрольно-измерительные материалы. История Средних веков: 6 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.
Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени: 7 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.
Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени: 8 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.
5. Ресурсы Интернета.
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет
http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов
http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей
http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом
http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"
http://www.fipi.ru - ФИПИ
http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
http://rosolymp.ru/ - Всероссийская Олимпиада школьников
http://www.zavuch.info/ - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)
http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедия Кирилла и Мефодия
http://www.hrono.info/biograf/index.php - Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы, статьи, карты
http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»;
http://www.historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал