1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе региональной авторской программы по кубановедению для 1 – 4 классов. / Еременко Е.Н. и др. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2013, методических рекомендаций ККИДППО «О преподавании кубановедения в 2013-2014 учебном году» и с учетом требований к результатам освоения ООП НОО, программы формирования УУД в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года № 373).
1.1.Цели и задачи регионального курса «Кубановедение»
Цель предмета «Кубановедение» в начальной школе – развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, уважительно – к жителям края.
В отличие от регионального компонента, включающего в себя учебный материал, отобранный строго по темам каждого отдельно взятого предмета. Кубановедение призвано воссоздать многогранный, целостный образ родного края.
Кубановедение (1 час в год за счет компонента образовательного учреждения) и региональный (кубанский) компонент содержания образования (в объеме 10-15% от программ по каждому предмету) дополняют друг друга.
Данная учебная дисциплина в системе общего развития учащихся призвана решать следующие задачи:
-воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия своего края;
-развитие экологического мышления, формирование экологической грамотности;
-формирование эмоционально – волевых, нравственных качеств личности ребенка, толерантного отношения к людям разных национальностей, вероисповеданий;
-развитие креативности младшего школьника, способности к позитивному преобразованию окружающего мира.
2.Общая характеристика курса
Специфика регионального курса «Кубановедение» как учебной дисциплины в начальной школе состоит в том, что, имея ярко выраженный характер, она соединяет в той или иной мере знания о природе, истории и обществе и через исследовательскую деятельность дает ребенку возможность получить целостное и системное представление об исторических, географических, культурологических, экономических особенностях Краснодарского края.
Основные содержательные линии предмета определены тематикой фундаментального ядра содержания общего образования; проблематикой, раскрытой в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Содержание рабочей программы по кубановедению соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования по кубановедению», утвержденному решением коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 27. 10. 2004 (приказ департамента образования и науки «Об утверждении обязательного минимума содержания общего образования по кубановедению» от 14. 12. 2004 № 01. 8/2228).
«Кубановедение» - предмет особый. Для более успешного его усвоения учителю начальных классов необходимо проводить уроки в нетрадиционной форме: экскурсии, викторины, уроки – исследования, посещение музеев, выставок, встречи с интересными людьми и пр. Постепенность, последовательность и перспективность при изучении данного курса создадут условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
Эффективность преподавания данного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Технология».
В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает усвоение наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе дает возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета.
3.Описание места предмета «Кубановедение» в учебном плане
Согласно учебному плану школы всего на изучение кубановедения в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1 классе отведено 33 часа, во 2, 3, 4 классах – по 34 часа. При этом педагог может самостоятельно увеличить количество часов на исследовательскую деятельность учащихся еженедельно либо «интенсивами» в каникулярное время за счет часов внеурочной деятельности.
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Нравственный выбор, ответственное отношение человека к самому себе и родным людям, к историческому и культурному наследию своего народа.
Активная преобразующая деятельность учащихся, направленная на позитивные изменения в окружающем его мире.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Семья как основа духовно - нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Ценности православной культуры и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения кубановедения
В ходе изучения предмета «Кубановедение» на ступени обучения начального общего образования обеспечиваются достижение обучающимися:
-воспитательных результатов - тех духовно – нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций, значимых исторических событий;
- воспитательного эффекта – того, к чему привело изучение курса «Кубановедение» в ходе исследовательской, проектной деятельности; идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края.
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний:
-о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах;
-об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях;
-о природных и климатических условиях Краснодарского края;
-об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве,
о литературе Кубани;
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми – учителями, родителями – как значимыми для них носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурном наследию.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т.е. защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает первое практическое применение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов предусматривает:
-получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами;
-формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе;
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
-на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своем населенном пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребенка;
-на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут ими усваиваться в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследований своего района;
-на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе.
В ходе организации проектной исследовательской деятельности предполагается ориентация на достижение личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение» должны отражать:
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью;
-осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью;
-умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств ее осуществления;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации: определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба, семьи, плана своего населенного пункта (улицы, района);
-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
-использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображение, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
-осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, квалификации по родовидным признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
-аргументация своей точки зрения и оценка событий;
-формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре;
-освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве сети Интернет).
Предметные результаты:
-в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона;
-в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры Кубанского искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;
• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты деятельности;
• в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
5.1.Система оценки планируемых результатов
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий включающих три следующих блока:
-самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину. народ, историю и осознание своей этнической принадлежности, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
-смыслообразование – поиск и установление личностного смысла ( т.е. «значение для
себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;
-морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учёту мотивов, позиций и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.
Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг оценки:
-сформированности внутренней позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении ученика к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, в характере учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
-сформированности основ гражданской идентичности – чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий, любовь к родному краю и малой родине, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и способности к пониманию чувств других людей и сопереживанию им;
-сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
-сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения успеха, стремления к совершенствованию своих способностей;
-знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Особенность этой группы планируемых результатов заключаются в том, что в их описании отсутствует блок «Выпускник научится». Это значит, что личностные результаты выпускников начальной школы в полной мере с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.
Оценка метапредметных результатов.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование. Контроль и коррекцию.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
К ним относятся:
-способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умене контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
-умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
-умение использовать знако-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
-логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам. Установления аналогий, отнесения к известным понятиям;
-умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. Принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Другими словами, основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.
Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.
В этом случае в ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов наблюдения учителя или школьного психолога может быть оценено и достижение таких действий.
Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Оценка предметных результатов:
-в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона;
-в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры Кубанского искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;
• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты деятельности;
• в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
В 1 классах безотметочная оценка результатов деятельности учащегося. Во 2-4 классах оценивание по пятибалльной системе по полугодиям.
6.Содержание курса «Кубановедение»
6.1.Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1 | Введение. «Мой родной край» | 1 | | | | 1 | | | |
2 | Раздел 1. «Я и моя семья» | 8 | | | | 8 | | | |
3 | Раздел 2. «Я и моя школа» | 7 | | | | 7 | | | |
4 | Раздел 3. «Я и мои родные места» | 9 | | | | 9 | | | |
5 | Раздел 4. «Я и природа вокруг меня» | 8 | | | | 8 | | | |
ИТОГО в 1 классе | 33 | | | | 33 | | | |
1 | Введение. «Символика района (города), в котором я живу | | 1 | | | | 1 | | |
2 | Раздел 1. «Природа моей местности» | | 13 | | | | 13 | | |
3 | Раздел 2. «Населенные аункты» | | 7 | | | | 7 | | |
4 | Раздел 3. «Труд и быт моих земляков» | | 13 | | | | 13 | | |
ИТОГО во 2 классе | | 34 | | | | 34 | | |
1 | Введение. «Изучаем родной край» | | | 1 | | | | 1 | |
2 | Раздел 1. «Нет в мире краше Родины нашей» | | | 11 | | | | 11 | |
3 | Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» | | | 10 | | | | 10 | |
4 | Раздел 3 «Казачьему роду нет переводу»» | | | 12 | | | | 12 | |
ИТОГО в 3 классе | | | 34 | | | | 34 | |
1 | Введение. «Мой край на карте России» | | | | 1 | | | | 1 |
12 | Раздел 1. «Береги землю родимую, как мать любимую» | | | | 11 | | | | 11 |
13 | Раздел 2. «Земля отцов- моя земля» | | | | 13 | | | | 13 |
14 | Раздел 3. «Жизнь дана на добрые дела» | | | | 9 | | | | 9 |
ИТОГО в 4 классе | | | | 34 | | | | 34 |
ИТОГО в 1- 4 классах | | | | 135 | | | | 135 |
6.2.Содержание программы
I класс
Введение. «Мой родной край» - 1 час
Раздел 1. «Я и моя семья» - 8 часов
Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности в нашей семье. Увлечение членов нашей семьи. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе.
Творческий проект «Будем жить одной семьей».
Раздел 2. «Я и моя школа» - 7 часов
Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы.
Творческий проект «Мы такие разные, но так похожие».
Раздел 3.«Я и мои родные места» - 9 часов
Главный город Краснодарского края. Родные места. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей моего населенного пункта.
Исследовательский проект «Какой я житель».
Раздел 4. «Я и природа вокруг меня» - 8 часов
Растения и животные вокруг меня. Что где растет, кто где живет? Забота о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Писатели и художники о красоте родного края.
Творческая мастерская. «Милый сердцу уголок»
II класс
Введение. «Символика района (города), в котором я живу – 1 час
Раздел 1. «Природа моей местности» - 13 часов
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 1. «Уж небо осенью дышало».
Формы земной поверхности моей местности. Физическая карта, условные обозначения. Водоемы моей местности и их обитатели. Правила поведения водоемов. Разнообразие растительного мира моей местности. Культурные и дикорастущие растения. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края.
Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей».
Раздел 2. «Населенные пункты» - 7 часов
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 2. «Зимушка – зима, зима снежная была».
Населенные пункты моего района. История образования города (района). Глава города (района). Улицы моего населенного пункта. Происхождение их названий. Имена знаменитых людей в названиях улиц. Исторические и культурные достопримечательности. Спортивная жизнь в моем городе (районе).
Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время».
Раздел 3. «Труд и быт моих земляков» - 13 часов
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 3. «Ласточка с весною в гости к нам летит».
Земляки – жители моего района (города, села). Труженики родной земли. Профессии и место работы членов семьи. Ремесла, распространенные в районе. Знаменитые люди. Доска почета в населенном пункте, районе. Жилище казака. Особенности казачьего быта. Уклад кубанской семьи. Религиозные традиции моих земляков.
Творческий проект «Труд в моей семье».
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 4. «Здравствуй, лето».
III класс
Введение. «Изучаем родной край» - 1 час
Раздел 1. «Нет в мире краше Родины нашей» - 11 часов
Рельеф Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины, горы. Природные явления (дождь, ветер, снег, туман, гололед). Календарь народных примет. Стихийные бедствия (землетрясения, смерч, наводнение, сель, бора). Правила безопасного поведения. Взаимопомощь земляков. Водоемы Краснодарского края (моря, реки, озера, плавни, лиманы). Солены и пресные водоемы Краснодарского края. Типы почв, распространенные на территории Краснодарского края. Черноземы – природное богатство Кубани. Растительный и животный мир равнинной и горной части Краснодарского края. Хвойные и лиственные леса и их обитатели. его охрана. Растительный и животный мир прибрежной зоны и водоемов. Культурные растения. Кубань – территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Кубань спортивная, Кубань олимпийская. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае.
Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей».
Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» - 10 часов
Прошлое и настояшее. «Лента времени». Древние города (Горгиппия и Гермонасса). Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань. Основание первых городов и станиц. Первые храмы на Кубани. Добрые соседи. Майкоп – столица Адыгеи.
Творческий проект «Без прошлого нет настоящего».
Раздел 3. «Казачьему роду нет переводу» - 12 часов
Твоя родословная. История моей семьи. Ты и твое имя, имена в моей семье. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Честь семьи и рода. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Культурные, исторические, спортивные традиции нашего края..
IV класс
Введение. «Мой край на карте России» - 1 час
Раздел 1. «Берегите землю родимую, как мать любимую» - 11 часов
Природные зоны края. Кавказский биосферный заповедник. Заказник. Школьные лесничества. Естественные и искусственные водоемы. Использование и охрана водоемов Краснодарского края. Защита и охрана почв. Ветровая и водная эрозия. Лесополоса. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Целебные минеральные источники и грязи. Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России.
Проектная работа «Берегите землю родимую, как мать любимую»
Раздел 2. «Земля отцов - моя земля» - 13 часов
Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. Древние жилища. Современный облик края: здания и сооружения (культовые, спортивные и др.). Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох. Народные ремесла и промыслы. Одежда жителей Кубанив прошлом и настоящем. Первые письменные исторические источники. История Кубани в литературных, научных источниках. Современные письменные источники. Устная история родного края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Екатеринодар – Краснодар. Краснодар – административный центр Краснодарского края. Губернатор.
Проектная работа «Земля отцов - моя земля»
Раздел 3. «Жизнь дана на добрые дела» - 9 часов
Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земли – гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты – наследник земли отцов.
Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела»
7.Тематическое планирование с характеристикой основных
видов учебной деятельности
Разделы/класс | Характеристика деятельности обучающихся |
1 класс | Знать/понимать |
|
Введение. «Мой родной край» Раздел 1 «Я и моя семья» | -свое полное имя, имена своих родных, домашний адрес; -адрес школы, основные помещения школы, их предназначения, ориентироваться в их месторасположении; -традиции своей школы; -улицы, расположенные вблизи школы и дома, основные учреждения культуры, быта, образования; -основные достопримечательности родного города; -профессии жителей своего города (села, станицы и др.); -основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения; учащиеся должны уметь на практическом уровне: -выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни; -составлять рассказ – описание по картине, увиденному, -находить географические объекты на карте – схемы; -реализовать коллективный исследовательский или творческий проект; |
Раздел 2 «Я и моя школа» |
Раздел 3 «Я и мои родные места» |
Раздел 4. «Я и природа вокруг меня» |
2 класс |
Введение. «Символика района (города), в котором я живу – Раздел 1. «Природа моей местности» | -особенности времен года, характерные для этой местности; -особенности рельефа своей местности; -название водоемов, крупных населённых пунктов своей местности; -название и отличительные признаки 5-6 растений и 4-5 животных, обитающих на территории Краснодарского края; -значение Красной книги Кубани; -родственные связи в семье, уклад семьи; -герб, флаг, гимн Краснодарского края; -кубанские песни, пословицы, поговорки; -основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоемов, в школе; -имена выдающихся людей своего района.; Уметь -показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой город, населённый пункт; -рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы, чем славиться родной город, станица, хутор и т.д.; -различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения); -выполнять правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага, а также выполнять правила поведения у водоёмов, в лесу, в горах; -выполнять исследовательские или творческие проекты; |
Раздел 2. «Населенные пункты» |
Раздел 3. «Труд и быт моих земляков» |
3класс |
Введение. «Изучаем родной край» Раздел 1 «Нет в мире краше Родины нашей» | -связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани; -природные условия, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры, сельскохозяйственные населения Краснодарском крае; -формы земной поверхности края; -разновидности водоемов края; -особенности почв края, их значение для жизни растений и животных; -названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных; -герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы родного города (станицы), района; -фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта, и т.д.; Учащиеся должны уметь: -определять в окружающей природе ядовитые растения, грибы и опасных для человека животных; -различать особо охраняемые растения и редких животных; -ориентироваться по карте Краснодарского края; -объяснять историю возникновения своего населенного пункта, его названия, культурных и исторических достопримечательностей; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности; -выполнения правил сбора грибов в своей местности; -правильного поведения у водоема в разное время года; -бережного отношения к растениям и животным. -выполнять исследовательские или творческие проекты; |
Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» |
Раздел 3 «Казачьему роду нет переводу» |
4 класс |
Введение. «Мой край на карте России» Раздел 1. «Береги землю родимую, как мать любимую» | -природные зоны Краснодарского края; -различные виды карт Краснодарского края (физическая. административная, историческая), их отличительные особенности; -природные богатства родного края и их использование человеком; -административную карту Краснодарского края; -символику Краснодарского края; -органы местного самоуправления; -даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора и т.д.; -особенности культуры и быта народов, населяющих территорию -народы, населяющие Кубань, особенности их быта и культуры; -достопримечательности родного края; -наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Кубани; -особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории Краснодарского края; -важнейшие экологические проблемы Краснодарского края; -заповедники и заказники, находящиеся на территории Краснодарского края; -фамилии и имена выдающихся деятелей Кубани; Учащиеся должны уметь: -определять местоположение Краснодарского края на карте России; -узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности; -определять хронологическую последовательность основных событий на Кубани (исторических, кльтурных, спортивных); -правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Кубани; -исполнять гимн Краснодарского края; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -правильного поведения во время исполнения гимна России и Кубани; -выполнения изученных правил безопасного поведения; -исполнения знакомых народных песен; -самоорганизации в выполнении исследовательских проектов. |
Раздел 2. «Жизнь дана на добрые дела» |
|
7.1.Перечень экскурсий и проектная деятельность
№ п/п | Класс | Количество экскурсий и проектов | Тематика экскурсий и проектов |
Экскурсии | Проекты | Экскурсии | Проекты и исследования |
1 | 1 класс | 3 | 4 | 1.Экскурсия по школе 2.Экскурсия по близлежащей от школы улице. Знакомство с историей названия улицы, объектами культуры, быта 3. Экскурсия по природе: «Времена года в нашем поселке». | 1. «Будем жить одной семьей»; 2. «Мы такие разные, но такие похожие»; 3. «Какой я житель»; 4.Творческая мастерская «Милый сердцу уголок» |
2 | 2 класс | 4 | 4 | 1.Экскурсии в природу для наблюдения сезонных изменений в погоде. - 4 | 1. «Растения и животные в природе и жизни людей»; 2. «Где я могу проводить свободное время» 3. «Труд в моей семье»; 4.Годовой исследовательский сезонный проект в 4 частях: -«Уж небо осенью дышало»; -«Зимушка – зима, зима снежная была»; -«Ласточка с весною в сени к нам летит»; -«Здравствуй, лето». |
3 | 3 класс | 2 | 4 | 1.Виртуальная экскурсия по городу Краснодару 2.Виртуальная экскурсия по Большому Кавказскому заповеднику» | 1. «Нет в мире краше родины нашей»; 2. «Без прошлого нет настоящего». Проект «Лента времени»; 3. «Казачьему род нет переводу». Создание альбома «Моя родословная»; 4.«Моя семья в истории Кубани» |
4 | 4 класс | 2 | 3 | 1.Виртуальная экскурсия по карте Краснодарского края 2.Экскурсия в храм | 1. «Береги землю родимую, как мать любимую». Проект «Книга для гостей нашего края»; 2. «Земля отцов - моя земля». Проект «Письменный исторический источник»; 3. «Жизнь дана на добрые дела». Проект «Письмо моим наследникам». |
8.Описание материально – технического обеспечения
преподавания кубановедения
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д –демонстрационный материал;
К –полный комплект (на каждого ученика в классе);
Ф- комплект для фронтальной работы (не менее одного на 2-х учащихся);
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся);
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
| 1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
1 | Авторская программа по кубановедению для 1-4 классов./ Еременко Е.Н. и др. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2013; Программа тематического раздела «Кубань – многонациональный край» в рамках регионального предмета «Кубановедение» для учащихся образовательных учреждений Краснодарского края с 1 по 11 класс в соответствии с письмом департамента образования и науки Краснодарского края от 29.07.2011 года № 47-11682/-14 | 1 |
2 | Учебные пособия «Кубановедение» 1-4 классы | К |
3 | Рабочие тетради по кубановедению 1-4 классов | К |
4 | Методические пособия по кубановедению для учителя | Д |
5 | Книга Е.В.Покладовой. «Музыка Кубани» | Д |
6 | Е.Н.Еременко. «Родословная кубанского школьника» (пособие) | Д |
7 | 100 выдающихся спортсменов и тренеров России | Д |
8 | Лотышев И.П., Сердечная В.В. Мой край родной. Путешествие по Кубани. 2010. | Д |
9 | Словарь русских имен | Д |
2.Печатные пособия |
1 | Таблицы различных видов растений, животных, полезных ископаемых | Д |
| Географические карты регионов Российской Федерации | Д |
| Иллюстративный материал (альбомы, комплекты открыток и др.) | Д |
2 | Голиков В.И. Фауна Кубани: видовой состав и экология. – Краснодар: Традиция. – 2007. | Д |
3 | Хрестоматии по кубановедению для 1-4 классов | Д |
4 | Популярный иллюстрированный географический словарь Краснодарского края. Составитель И.П. Лотышев. – 2-е изд., испр. и доп., 2009. | Д |
5 | Маслов А.В. Кубанская старина: жизнь и быт казаков. 2-е изд. | Д |
6 | Бодяев Ю.М. Символы Краснодарского края. | Д |
7 | Литвинская С.А. Экологическая энциклопедия деревьев и кустарников (экология, география, полезные свойства). – Краснодар: Традиция. – 2006. | Д |
8 | Атамань. Справочное пособие. 2011 год | Д |
9 | Древнее золото Кубани. Энциклопедия | Д |
10 | Деятели искусств Кубани: Сб. / сост. И.Ф. Гайворонская; ред. Л.И. Муратова; отв. за вып. В.Ю. Соколова. – Краснодар: Традиция. – 2006. | Д |
11 | Платонов И., Рябухин А. Красавица Кубань. Достопримечательности Краснодарского края и Республики Адыгея. Фотоальбом. – Краснодар: | Д |
12 | Плакаты Кубанского казачьего войска. – Краснодар: Традиция. – 2008. | Д |
13 | Писатели Кубани: Сб. сост. Краснодарская краевая детская библиотека имени братьев Игнатовых; отв. за вып. В.Ю. Соколова. – Краснодар: Традиция. – 2007. | Д |
14 | Плакаты «Правила дорожного движения», «Будь вежливым» | Д |
15 | Красная книга Краснодарского края | Д |
3.Технические средства обучения |
1 | Аудиторная доска с набором приспособлений для закрепления карт и таблиц | Д |
2 | Мультимедийный проектор | Д |
3 | Экспозиционный экран | Д |
4 | Компьютер | Д/Ф |
5 | Сканер | Д |
6 | Принтер | Д |
7 | Ксерокс | Д |
8 | Фотокамера цифровая | Д |
9 | Видеокамера цифровая (по возможности) | Д |
4. Экранно-звуковые пособия |
1 | Аудио- и видеотека по кубановедению | Д |
2 | Слайды, соответствующие тематике программы по кубановедению | Д |
5.Игры и игрушки |
1 | Наборы ролевых игр по предмету (например, «Семья», игрушек и конструкторов (например, «Дом», «Одежда», «Школа» и др.) | П |
2 | Наборы карандашей, красок, бумаги для рисования, ножницы, клей | К |
6. Оборудование класса |
1 | Ученические столы двухместные с комплектом стульев | К |
2 | Стол учительский с тумбой | 1 |
3 | Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий | К |
4 | Локальная сеть Интернет - сети | Д |
| Модели и натуральный фонд | |
1 | Экспонаты школьного музея | Д |
2 | Этнографические фольклорные уголки | Д |
3 | Глобус физический | К |