Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1» |
| Рассмотрено: руководитель МО учителей математики и физики ___________ / Г.Ю.Алабина/ подпись ФИО Протокол № _1_ от «29_»_августа_2017_г. | Согласовано: заместитель директора по УВР ________ / И.А. Середина/ подпись ФИО «_30_» августа__2017г. | Утверждаю: директор МКОУ«Богучарская СОШ №1» ___________ /Е.П. Богданова/ подпись ФИО Приказ от « 1» сентября_2017г. №_11__ | |
| Рабочая программа индивидуально-групповых занятий «Математика плюс» на 2017 – 2018 учебный год | |
| | Класс 6б,6г Учитель Новоселова Н.Н. | |
Содержание
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности ________________________________стр. 3
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности ____________________________________________________________________стр. 6
3. Тематическое планирование______________________________________________________стр. 9
Календарно-тематическое планирование _____________________________________________стр. 10
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
Межпредметные понятия
• овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности;
• формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
• овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства,
• принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности
• получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Познавательные универсальные учебные действия:
• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
• формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
• умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
• слушать партнера;
• формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Предметные
В результате изучения курса ученик научиться
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями
умение решать логические задачи
умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
Результаты внеурочной деятельности
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№ | Содержание курса | Общее кол-во часов | Формы организации занятий, основных видов деятельности |
1 | Арифметические и логические головоломки Рассматриваются различные головоломки с числами, магические квадраты, логические задачи, ребусы | 5 часов | Познавательная деятельность Теория |
2 | Фейерверк нестандартных задач В данной теме предлагаются различные виды нестандартных задач и методы их решения: метод “с конца”, задачи на раскраску, метод уравнивания. Много времени отводится задачам на дроби, вводится формула сложных процентов. Для привития интереса к предмету разбираются секреты математических фокусов. | 13 часов | Познавательная деятельность Исследовательская деятельность Теория Практика Беседа Дискуссия |
3 | Геометрическая смесь Геометрия представлена в данном курсе задачами на разрезание, построением фигур одним росчерком пера, заданиями на клетчатой бумаге. | 4 часа | Познавательная деятельность Теория Практика Беседа Дискуссия |
4 | Комбинаторные задачи Рассматриваются способы решения комбинаторных задач: метод перебора, дерево возможных вариантов, графы, способ сложения. Вводится понятие факториала. Уделяется внимание решению задач с помощью уравнений в целых числах. | 8 часов | Познавательная деятельность Исследовательская деятельность Теория Практика Беседа Дискуссия |
5 | Математика из прошлого В данном разделе осуществляется знакомство учащихся с разнообразными занимательными задачами, которые созданы человечеством в течение многих лет. | 4 часа | Познавательная деятельность Исследовательская деятельность Проблемно – ценностное общение Теория Практика Беседа Дискуссия |
6 | Круглый стол «Подведем итоги». Систематизация знаний по изученным разделам | 1 час | Практика Беседа |
Тематическое планирование
Название модуля, темы | Общее кол-во часов |
Арифметические и логические головоломки Рассматриваются различные головоломки с числами, магические квадраты, логические задачи, ребусы | 5 |
Фейерверк нестандартных задач В данной теме предлагаются различные виды нестандартных задач и методы их решения: метод “с конца”, задачи на раскраску, метод уравнивания. Много времени отводится задачам на дроби, вводится формула сложных процентов. Для привития интереса к предмету разбираются секреты математических фокусов. | 13 |
Геометрическая смесь Геометрия представлена в данном курсе задачами на разрезание, построением фигур одним росчерком пера, заданиями на клетчатой бумаге. | 4 |
Комбинаторные задачи Рассматриваются способы решения комбинаторных задач: метод перебора, дерево возможных вариантов, графы, способ сложения. Вводится понятие факториала. Уделяется внимание решению задач с помощью уравнений в целых числах. | 8 |
Математика из прошлого В данном разделе осуществляется знакомство учащихся с разнообразными занимательными задачами, которые созданы человечеством в течение многих лет. | 4 |
Круглый стол «Подведем итоги». Систематизация знаний по изученным разделам | 1 |
Календарно-тематическое планирование индивидуально-групповых занятий
в 6б, 6г классах (2017 – 2018 учебный год)
№ п/п | Дата | Тема занятия |
| план | факт | |
Арифметические и логические головоломки |
1 | 5.09 | | Что такое интеллект. Входная диагностика способности логически мыслить |
2 | 12.09 | | Математическая теория построения магических квадратов |
3 | 19.09 | | Задания на восстановление чисел и цифр |
4 | 26.09 | | Арифметические парадоксы |
5 | 3.10 | | Ребусы |
Фейерверк нестандартных задач |
6 | 10.10 | | Логические задачи. Задачи со спичками |
7 | 17.10 | | Задачи на взвешивание |
8-9 | 24.10 31.10 | | Задачи на переливание |
10-12 | 14.11 21.11 28.11 | | Задачи на движение |
13 | 5.12 | | Принцип Дирихле |
14 | 12.12 | | Задачи на раскраску |
15 | 19.12 | | Секреты арифметических фокусов |
16-18 | 26.12 16.01 23.01 | | Задачи на проценты |
Геометрическая смесь |
19 | 30.01 | | Геометрические головоломки. «Танграмм», «Пентамино». «Волшебный круг», «Колумбово яйцо». |
20 | 6.02 | | Геометрические задачи на разрезание. |
21 | 13.02 | | Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. |
22 | 20.02 | | Задачи на клетчатой бумаге. Формула Пика |
Комбинаторные задачи |
23 | 27.02 | | Комбинации расположения. |
24 | 6.03 | | Метод перебора |
25 | 13.03 | | Дерево возможных вариантов |
26 | 20.03 | | Правило умножения |
27 | 3.04 | | Графы в решении задач. |
28 | 10.04 | | Факториалы. |
29 | 17.04 | | Таблицы и диаграммы |
30 | 24.04 | | Определение элементов множеств с использованием кругов Эйлера-Венна. |
Математика из прошлого |
31 | 8.05 | | Л.Ф. Магницкий и его «Арифметика». Задачи из книги Магницкого. «Забава Магницкого» |
32 | 15.05 | | Великие математики из народа: Иван Петров. |
33 | 22.05 | | Игра Баше |
34 | 29.05 | | Лист Мебиуса |
35 | | | Круглый стол «Подведем итоги» |
9