УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ГОРЛОВКА
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий Методическим кабинетом Директор Горловской общеобразовательной
При Управлении образования школы I-III ступеней № 49
администрации города Горловка _________________В.В. Ляшенко
__________ Е. Е. Панченко
« »__________2018г. Приказ от ___________№_________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
по предмету «Музыкальное искусство»
(начальное общее образование)
учителя Горловской ОШ I-III ступеней № 49
Пискуновой Дарьи Валерьевны
с учащейся 1-Б класса
___________________________________
на 2018-2019 учебный год
Рассмотрена на заседании
школьного методического объединения учителей начальных классов
Протокол от _______________ 2018 г. № _____
Рассмотрена на заседании педагогического совета
Протокол от _______________ 2018 г. № _____
Проверена заместителем директора по УВР
_______________________ Р.А.Карацюба
Проверена методистом Методического кабинета
при Управлении образования администрации города Горловка
_________________
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Фамилия, имя и отчество учащегося, находящегося на индивидуальном обучении
1.2. Основание для индивидуального обучения
Находится на индивидуальном обучении по программе начального общего образования для общеобразовательных организаций с учетом физиологического состояния на основании:
- заявления родителей;
- заключения ПМПК (от 21.06.18 № 19-137),
- приказа по школе «Об организации учебно – воспитательного процесса по индивидуальной форме обучения на 2018-2019 учебный год» от 31.08.2018г. № 137.
Диагноз учащейся: Симптоматическая эпилепсия
1.3. Психолого – физиологическая характеристика ребенка
Нарушение познавательной деятельности легкой степени. Знания и представления об окружающем мире не соответствует возрасту. Поверхность мышления, ориентация на внешние признаки. Инертность мышления. Частично переносит приобретенный опыт на аналогичные задания. Недостаточная вербализация своих действий. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости.
1.4. Основание для создания Рабочей программы:
Рабочая программа индивидуального обучения по предмету «Музыкальное искусство» для учащейся 1-Б класса разработана на основе Государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с Адаптированной основной программой «Музыкальное искусство» для специальных общеобразовательных организаций VIII вида ( 1-7 классы), с учетом методических рекомендаций по преподаванию предметов в начальной школе.
1.5. Общая характеристика учебного предмета
Отличительная особенность данной программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности обучающихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку,
слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Исходя из целей музыкального воспитания выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыкального искусства:
Задачи образовательные:
формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
совершенствовать певческие навыки;
сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений
Задачи воспитывающие:
научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
помочь самовыражению школьников с проблемами в развитии через занятия музыкальной деятельностью;
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
активизировать творческие способности.
Задачи развивающие:
развивать интеллектуальный потенциал;
способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно- творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;
научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретѐнных знаний;
развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух,музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Музыкальное воспитание занимает важное место в системе гуманистического бразования школьника с ограниченными возможностями, обеспечивает условия для развития личности, коррекцию имеющихся у ребенка отклонений посредством культуры и искусства.
1.6. Учебно - методическое обеспечение преподавания предмета «Музыкальное искусство» в 1 классе
Программа: Адаптированная основная образовательная программа «Музыкальное искусство» для специальных общеобразовательных организаций VIII вида (1 – 7 классы) / сост. Манейчик М.В., Коваленко Н.В., Щегильская Е.Н. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.
1.7 Цель индивидуального обучения по предмету:
– создание оптимальных условий для формирования универсальных учебных действий по предмету «Музыкальное искусство» в соответствии с личными потребностями, индивидуальными особенностями, возможностями, состоянием здоровья, развитием способностей, талантов, интересов.
1.8 Недельная нагрузка – 8 часов. Согласно приказу для индивидуального обучения на предмет «Музыкальное искусство» отведено 0,25 часа в неделю, начиная с 04.09.2018 года.
1.9 Занятия проводятся по расписанию:
Четверг (I неделя): 8:00-8:35
1.10 Реализация программы. Выполнение практической части
Адаптированная основная образовательная программа для специальных общеобразовательных организаций VIII вида по предмету «Музыкальное искусство» для 1 класса рассчитана на 35 часов в год. Учебный материал Рабочей программы индивидуального обучения для ученицы будет изучен за 8 часов.
Адаптированная основная образовательная программа для специальных общеобразовательных организаций VIII вида по предмету «Музыкальное искусство» для 1 класса при индивидуальном обучении будет выполнена в полном объеме за счет интенсификации, метапредметности, объединения тем. Кроме того, пропорционально уменьшается практическая часть.
1.11 Основные технологии, техники, методы и приемы:
Системно-деятельностный подход в обучении с элементами личностного подхода; междисциплинарных взаимодействий; проблемного обучения; метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; эмоциональной драматургии; метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод художественного контекста; метод создания «композиций»; метод перспективных и ретроспективных связей; метод игры, стилевой и системный подход.
1.12 Формы оценивания:
Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности в форме тестов, прослушивания вокальных данных учащихся.
Текущий контроль в форме исполнения и восприятия музыкального материала. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, семестр после прохождения тем четвертей в форме анализа произведений искусств, презентаций или теста.
Заключительный контроль. Методы диагностики – конкурс песен, викторина, ребусы, кроссворды, тест, защита проектов.
1.13 Критерии оценивания
Критерии оценивания устных индивидуальных и фронтальных ответов:
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений при оценке выполнения практических заданий.
- Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неѐ.
- Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться, прежде всего, ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
- Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учѐтом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Отметка по предмету должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития обучающегося, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной отметки действий обучающегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.
Используемые формы оценивания результатов обучения:
1. Беседа.
2. Тестирование.
3. Наблюдение,
4. Опрос.
1.14 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыкальное искусство» на конец учебного года
Предполагается, что после усвоения учебной программы «Музыкальное искусство» у обучающихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия по соответствующим содержательным линиям:
«Содержание, интонационный язык и формы музыки»
1. Обучающиеся будут иметь представление о: сущности интонации – выразительности слова, музыки, движения; структурном и содержательном «зерне» музыкального произведения; выразительности и изобразительности музыки.
2. Обучающиеся будут знать: средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, лад, темп, сила звука, тембр, регистр); способы развития музыки: повтор, контраст, варьирование; музыкальные формы: одночастные, двухчастные, трѐхчастные, рондо,
вариации; элементы нотной грамоты: нотный стан, скрипичный ключ, положение нот на нотном стане, систему длительностей.
3. Обучающиеся будут уметь: определять и характеризовать содержание музыки; использовать средства музыкальной выразительности в различных видах музыкальной деятельности; прослеживать развитие музыки; определять форму музыкальных
произведений.
4. Обучающиеся будут готовы применять полученные знания и умения: в процессе слушания, исполнения музыкальных произведений; при размышлениях о музыке, высказывании своего отношения к ней.
«Музыки в жизни человека»
1. Обучающиеся будут иметь представления о:способах музыкальной коммуникации; видах музыкальной деятельности: слушании, исполнении, сочинении; сферах бытования музыкального искусства; музыкальных жанрах.
2. Обучающиеся будут уметь: воспринимать музыкальные произведения, постигая заложенное в них содержание; выразительно исполнять музыкальные произведения; импровизировать;
3. Обучающиеся будут готовы применять полученные знания и умения: в учебной и досуговой музыкальной деятельности; при посещении концертов, спектаклей и иных музыкальных мероприятий.
«Отечественная и зарубежная музыка»
1. Обучающиеся будут иметь представление о: музыке народов, проживающих в Донецкой Народной Республике; фольклоре, его характерных особенностях; связи народного и композиторского творчества; разнообразии музыкальных языков, общих и характерных чертах в музыке разных народов.
2. Обучающиеся будут знать: шедевры мирового музыкального искусства; выдающихся композиторов и исполнителей; наиболее ярких представителей национальных музыкальных культур.
3. Обучающиеся будут уметь: осуществлять сравнительный и целостный анализ музыкальных произведений; сравнивать содержание и средства музыкальной выразительности в музыке разных народов мира.
4. Обучающиеся будут готовы применять полученные знания и умения: при восприятии музыкальных произведений, анализе их языка, раскрытии художественного содержания; в процессе размышлений о музыке, высказывания своего отношения к ней; при решении творческих задач.
Планируемые образовательные результаты обучающихся
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыкальное искусство»: чувство гордости за свой край, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия; усвоение традиционных ценностей родного края; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию; уважительное отношение к иному мнению, искусству, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им; компетентность в решении эстетических проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, творческо- эстетической и других видах деятельности; участие в общественной, культурно-эстетической жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей; признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к культуре родного края, малой Родине; принятие ценности произведений искусства, музыкального искусства уважительное и заботливое отношение к памятникам культуры и искусства; эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов Донбасса и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и творческо- практической деятельности учащихся: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов в области музыкального искусства; умение самостоятельно планировать пути достижения творческих целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных и творческих задач; умение анализировать собственную творческую деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов в музыкальной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки в исполнительской деятельности и восприятии музыкального материала; умение определять искусствоведческие понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; смысловое восприятие музыки различных стилей и жанров; умение применять искусствоведческую терминологию в решении поставленных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают: сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа; сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса; приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно- коммуникационные технологии; сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
В программе предусмотрено освоение обучающимися музыкальных умений, присущих основным видам музыкальной деятельности и отвечающих их природе.
В слушательской деятельности это умения: воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения; характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой; дать вербальную или невербальную (в рисунке, в пластике и т. д.) характеристику прослушанного произведения, его образно-эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей; выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками
В исполнительских видах музыкальной деятельности обозначаются умения, связанные с воплощением произведения в собственном исполнении (в пении, игре на шумовых музыкальных инструментах, в пластическом интонировании). На первый план выступают умения представлять, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле.
К умениям, связанным с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений, относятся также умения: интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном шумовом инструменте) в своей исполнительской трактовке; предложить свой вариант (варианты) исполнительской трактовки одного и того же произведения; сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбирать из них предпочтительный вариант; оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении.
В музыкально-композиционном творчестве предусматривается формирование умений импровизировать и сочинять элементарную музыку по заданным учителем параметрам: ритмическим, мелодико-ритмическим, синтаксическим, жанрово-стилевым, фактурным и другим моделям, а также без них.
В певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, хорового строя и ансамбля (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. д.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.
В музыкально-пластической деятельности осуществляется дальнейшее развитие навыков «перевода» пространственно-временных соотношений в музыке – зрительно- наглядные, двигательные формы, получающие свое воплощение в ритмопластической
интонации.
В слушательской деятельности формируются навыки, связанные, прежде всего, с дифференцированным слышанием отдельных компонентов музыкальной ткани (звуковысотных, метроритмических и ладовых особенностей; гармонии; полифонии; фактуры; формообразования и т. п.), а также навыки прослеживания процесса интонационного развития на уровне выявления в музыкальном материале сходства и различия.
II. СВОДНАЯ ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА ПО ПРЕДМЕТУ «Музыкальное искусство» 1 КЛАСС
Сравнительная характеристика Примерной программы и Рабочей программы индивидуального обучения
№ раздела | Название разделов | Количество часов по Примерной программе | Количество часов по Рабочей индивидуальной программе |
1 | РАЗДЕЛ I «Музыка в жизни человека» Тема № 1 Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки Тема № 2 О чем говорит музыка? | 16 | 4 |
2 | РАЗДЕЛ II «Мир музыкальных образов» Тема № 3 Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере и балете Тема № 4 Как говорит музыка? | 18 | 4 |
| Итого: | 34 ч | 8 ч |
Календарно-тематическое планирование индивидуального обучения по предмету «Музыкальное искусство»
МИР МУЗЫКАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ
№ план | № факт | Дата | Содержание учебной программы |
По плану | Фактическая |
| | | | РАЗДЕЛ I «Музыка в жизни человека» (4ч) |
| | | | ТЕМА 1. ОБРАЗЫ ПЕСЕННОЙ, ТАНЦЕВАЛЬНОЙ, МАРШЕВОЙ МУЗЫКИ |
1 | | | | Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно- эмоциональных сферах музыки. Сходство и различие. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. |
2 | | | | Песенность, танцевальность, маршевость как особенные качества музыки, связанные с песней, танцем, маршем. Песенность как особенность музыки, проникнутой напевностью, мелодичностью, но не обязательно предназначенной для пения. Танцевальность как особенность музыки, пронизанной танцевальными ритмами, но не обязательно предназначенной для танцев. Маршевость как особенность музыки, проникнутой маршевыми ритмами, под которую не обязательно шагать. Правила пения и слушания музыки. Разновидности музыкальных инструментов. Народные инструменты: балалайка, гармонь, бандура, свирель, бубен, особенности их звучания. Разнообразие народных песен. Особенности народных танцев. |
| | | | ТЕМА 2. О ЧЕМ ГОВОРИТ МУЗЫКА? |
3 | | | | Интонация как озвученное состояние, выражение чувств и мыслей человека. Интонации в разговорной и музыкальной речи. Выразительность и изобразительность в музыке. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, лад, тембр, и др.). Развитие - основа музыки. Принципы развития музыки: повтор и контраст. Этапы развертывания музыкальной мысли: вступление, изложение, развитие, заключение. Музыкальная речь. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. |
4 | | | | Воплощение в музыке разных детских образов – игрушки и забавы; музыка в мультипликации; мир сказочных образов в произведениях композиторов. Роль музыкальных инструментов в создании разнообразных характеров и настроений музыки. Инструменты симфонического оркестра, их выразительные и изобразительные возможности. Музыкальные картины природы (природа в музыке). Выражение в музыке чувств и мыслей человека. Сходство и различие музыкальных образов. |
| | | | ТЕМА 3. ЖИЗНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В СИМФОНИИ, ОПЕРЕ, БАЛЕТЕ |
5 | | | | Песня, танец и марш – проводники в мир музыкальной образности. Различные виды музыки. Знакомство с музыкальными образами в опере, балете, симфонии, с помощью песни, танца и марша. Музыкальные образы в опере. Вокальная музыка: сольная и хоровая. Хоры и певческие голоса. Детская опера. Воплощение характеров сказочных персонажей в ариях героев. |
6 | | | | Музыкальные образы в балете. Музыкальные образы в симфониях. Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Народная песня в симфонических произведениях композиторов-классиков. Средства музыкальной выразительности в их взаимодействии. Музыкальный язык как выразитель образного содержания произведения. Связь музыки с другими видами искусства. |
| | | | ТЕМА 4. КАК ГОВОРИТ МУЗЫКА? |
7 | | | | Как говорит музыка. Интонация как носитель смысла в музыке. Представление о синтаксисе, композиционных функциях музыкальной речи. Переинтонирование – изменение смысла в музыкальном высказывании. Скороговорка – как способ (манера) разговорной и музыкальной речи. Музыкальные диалоги. Взаимодействие героев в музыкальных диалогах. Разнообразие диалогов в вокальной и инструментальной музыке. Сходство и различие музыкальной речи участников диалога. |
8 | | | | Музыка, живущая во времени. Итоговый урок. |