Министерство образования и науки республики Бурятия
ГБОУ «Селенгинская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
Согласовано Зам. директора по УВР ___________ С.В.Мисайлова «____»____________20__г. | | Утверждаю Директор ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» __________________ Т.А.Яковлев «____»______________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуальных занятий обучающегося 4 класса
(вариант 8.4)
по предмету: «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Составитель:
учитель Елизова А. А.
Селенгинс
2021
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».
Обоснованием цели и содержания учебного предмета служат следующие положения отечественной психологии:
- психические функции формируются «в раннем онтогенезе при интериоризации процессов общения» (Л.С.Выготский),
- интериоризация выступает социальным механизмом психики человека (Л.С.Выготский), - формирование основных социальных структур сознания человека происходит в процессе общения (Л.С.Выготский),
- о планомерно- поэтапном формировании психических функций, включая общение (П.Я.Гальперин),
- о закономерностях развития общения как особой деятельности на каждом возрастном этапе (А.В.Запорожец, М.И.Лисина),
Цель - формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных). Задачи:
1. формирование способности пользоваться доступными средствами коммуникации и
общения – вербальными и невербальными;
2. учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;
3. развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира,
личным опытом ребёнка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления
природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение
использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный предмет, охватывающий область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого. Предшественником продуктивного взаимодействия является интерес и потребность в общении с окружающими людьми. Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающемуся пределах выстраиваются взрослым путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Учебный предмет позволяет сосредоточить внимание учителя на создании специальных условий для активизации и формирования у обучающихся разных средств коммуникации с учетом актуальных возможностей: от невербальных, альтернативных до вербальных. Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения. Реализация содержания учебного предмета в дополнительном классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми. Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала. Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.
Учебный предмет включает 3 раздела:
- коммуникация,
- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,
- чтение и письмо.
Задачи предмета:
В разделе "Коммуникация":
- формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта, знакомство с альтернативными средствами коммуникации.
В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":
- активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия,
- формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
В разделе "Чтение и письмо":
- развитие ручной и мелкой моторики, обучение умению выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции в конкретной ситуации, формирование элементарных графо моторных умений. развитие слухового внимания и слухового восприятия,
- формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в 4 классе отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебных недели.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
- эмоциональные (голосовые) проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия;
двигательные и мимические проявления;
выраженный комплекс «оживления» в разных проявлениях (двигательные, голосовые и пр.) как мотивация для удовлетворения потребности взаимодействия со знакомым взрослым;
зрительный контакт «глаза в глаза», прослеживание за действиями взрослого. Предметные:
проявление сенсомоторной активности в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на ситуацию с пальчиковыми играми.
Базовые учебные действия. Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия:
выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;
поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками; использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;
выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.
Основное содержание учебного предмета.
Основное содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" включает задачи формирования у обучающихся специфических умений, связанных с овладением доступных обучающемуся средств коммуникации, в аспекте развития импрессивной и экспрессивной речи, интереса к чтению коротких произведений с рассматриванием иллюстраций, использования пишущих предметов по назначению. Сформированные умения могут рассматриваться как коммуникативная готовность обучающихся к усвоению программного материала.
Обучение может проходить в разных формах: индивидуальных, в малой группе, на групповых занятиях. Структура каждого занятия состоит из 3 основных разделов: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации, чтение и письмо. В дополнительном классе в разделе "чтение и письмо" формируются предпосылки к чтению и письму. Методы обучения основаны на игровых приемах с использованием пальчиковых игр для развития ручной и мелкой моторики, игр на развитие слухового внимания и фонематического слуха, интереса к прослушиванию коротких текстов, рассматриванию иллюстраций.
Учебно-методическое и материально- техническому обеспечение.
«Речь и альтернативная коммуникация» включает:
- игрушки дидактические и сюжетные:
- магнитная доска;
- рукавички и перчатки с изображением мордочек животных, настольный театр, наборы сказочных персонажей;
- набор для лепки (пластилин); конструкторы деревянные,набор для рисования (фломастеры, бумага, краски).
- графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;
- наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;
- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
- книги с иллюстрациями сказок ;
- настольно-печатные игры (серии игр «Детское лото», «Детское домино»);
- технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства;
- компьютерные устройства, синтезирующие речь:
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм;
-компьютерные программы символов;
-компьютерные программы для общения, синтезирующие речь (например, «Общение» и др.);
- обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
- аудио и видеоматериалы.
Список литературы
1. Баряева Л.Б. "Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью", СПБ, 2011
2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я - говорю! Ребенок и его игрушки. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: Дрофа, 2008
3. Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. Москва Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997 год, 88 с
4. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие. /Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. - 2-е изд. - М.: Экзамен, 2006.
5. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 1 - М.: ВЛАДОС, 2005
6. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебнометодическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с
7. Комплект примерных рабочих программ для 2 класса по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальной недостаточностью). ФГОС ОВЗ - М.: Издательство «Просвещение», 2017, 1407 с.
Календарно – тематическое планирование.
Дата | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности. | Оценка результативности освоения СИПР. |
01.09 06.09 | Слова - приветствия, слова – прощания. Выполнение заданий по словесной инструкции | 2ч | Сюжетные картинки, пиктограммы. | |
07.09 08.09 | Различение звуков окружающей действительности (шуршание листьев, звуки звонков …). | 2ч | Прослушивания аудио записи, видео материалы | |
13.09 | Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением | 1ч | Таблицы, карточки с изображениями объектов, людей, действий. | |
14.09 15.09 | Ответы на вопросы предложением. Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему | 2ч | Компьютер, аудио, видео материалы. | |
20.09 | Составление рассказа о прошедших событиях («Моё лето») | 1ч | Сюжетные картинки, книги с иллюстрациями, лото «Лето» | |
21.09 | Узнавание (различение), образов графем (букв): А,О,У,Ы,М,С,Х,Ш,Л) | 1ч | Наборы букв, коммуникативные таблицы, игрушки дидактические и сюжетные, магнитная доска, магнитные буквы, сюжетные картинки различной тематики для развития речи | |
22.09 | Узнавание (различение), образов графем: А,О,У,Ы,М,С,Х,Ш,Л). | 1ч | |
27.09 28.09 29.09 04.10 | Чтение слога (слова) с пройденными буквами | 4ч | Магнитная доска, магнитные буквы, сюжетные картинки, лото «Азбука» | |
05.10 06.10 11.10 12.10. | Написание буквы (слога, слова) с пройденными буквами | 4ч | Компьютер, набор деревянных букв, трафареты букв | |
13.10 | Ответы на вопросы по содержанию текста: «Осень» | 1ч | Иллюстрации, фото, сюжетные картинки, муляжи фруктов, овощей, игрушки дидактические и сюжетные | |
18.10 19.10 | Гласный звук | 2ч | Магнитные буквы | |
20.10 25.10 | Выделение гласного звука в начале слова | 2ч | Лента букв, карточки с буквами, коммуникативные таблицы и тетради для общения | |
26.10 27.10 | Выделение гласного звука в начале, середине и в конце слова | 2ч | Сюжетные картинки различной тематики для развития речи | |
| Узнавание (различение) образов графем (Р). | 1ч | Набор букв, магнитная доска, иллюстрации | |
| Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв . | 2ч | Трафареты, печатные буквы для обводки, тетради для письменных работ | |
| Чтение слогов с буквой Р | 2ч | Карточки-слоги, книги с иллюстрациями | |
| Составление рассказа по одной сюжетной картинке | 2ч | Сюжетные картинки различной тематики для развития речи | |
| Узнавание (различение) образов графем (Н) | 1ч | Наборы букв деревянные и магнитные | |
| Чтение слогов с буквой Н | 2ч | Карточки-слоги, книги с иллюстрациями | |
| Называние буквы. (Н) Написание буквы. (Н | 2ч | Трафареты, печатные буквы для обводки, тетради для письменных работ. Компьютер | |
| Написание изученных букв под диктовку | 2ч | |
| Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства) | 2ч | Сюжетные картинки различной тематики для развития речи. Компьютер, аудио и видео материалы | |
| Чтение слогов и слов с изученными буквами | 3ч | Карточки-слоги, книги с иллюстрациями | |
| Узнавание (различение) образов графем (К) | 2ч | Наборы букв деревянные и магнитные | |
| Чтение слогов с буквой К | 2ч | Карточки-слоги, книги с иллюстрациями | |
| Написание буквы. (К) | 1ч | Трафареты, печатные буквы для обводки, тетради для письменных работ. Компьютер | |
| Написание слогов с буквой к. | 1ч | Карточки слоги, трафареты, тетради для письменных работ, компьютер | |
| Написание слов с буквой к | 2ч | |
| Составление рассказа по серии сюжетных картинок | 2ч | сюжетные картинки различной тематики для развития речи, игрушки дидактические и сюжетные | |
| Узнавание (различение) образов графем (Т) | 1ч | Наборы букв деревянные и магнитные | |
| Чтение слогов с буквой Т | 2ч | Карточки-слоги, книги с иллюстрациями | |
| Чтение слов с буквой Т | 2ч | Карточки-слоги, книги с иллюстрациями | |
| Написание буквы. (Т) | 2ч | Трафареты, печатные буквы для обводки, тетради для письменных работ. Компьютер | |
| Написание слогов с буквой т | 2ч | Карточки слоги, трафареты, тетради для письменных работ, компьютер | |
| Написание слов с буквой т | 2ч | |
| Узнавание (различение) образов графем (И) | 1ч | Наборы букв деревянные и магнитные | |
| Чтение слогов с буквой И | 2ч | Карточки-слоги, книги с иллюстрациями | |
| Написание буквы и | 2ч | Трафареты, печатные буквы для обводки, тетради для письменных работ. Компьютер | |
| Написание слогов с буквой т | 2ч | |
| Чтение слогов с пройденными буквами | 8ч | сюжетные картинки различной тематики для развития речи | |
| Написание изученных букв и слов | 4ч | Трафареты, печатные буквы для обводки, тетради для письменных работ. Компьютер | |
| Чтение и инсценировка сказки «Репка» | 1ч | Рукавички и перчатки с изображением мордочек животных, настольный театр, наборы сказочных персонажей | |
| Составление сказки «Репка» по картинке. Подбор слов к картинкам | 1ч | Книги с иллюстрациями сказок | |
| Написание изученных букв, слов под диктовку | 3ч | Трафареты, печатные буквы для обводки, тетради для письменных работ. Компьютер | |
| Итоговый контроль | 4ч | Обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи, аудио и видеоматериалы. | |