
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 7 класса составлена на основе:
№ | Нормативные документы |
1 | Федерального закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ. |
2 | ФГОС ООО, утверждённый приказом Минобразования РФ №1897 от 17.12.2010 г. (ред. от 31.12.2015) |
3 | ООП ООО Новокасторенской средней общеобразовательной школы |
4 | Учебный план Новокасторенской средней общеобразовательной школы на 2019-2020 учебный год. |
5 | Календарный учебный график Новокасторенской средней общеобразовательной школы на 2019-2020 учебный год. |
6 | Примерной программы по учебному предмету Бородин М. Н. Информатика. УМК для основной школы [Электронный ресурс] : 5–6 классы. 7—9 классы. Методическое пособие / Автор - составитель: М. Н. Бородин. —Эл. изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 Босова, Л. Л. Пояснительная записка к учебникам «Информатика» для 5 - 9 классов [Электронный ресурс] |
В соответствии с Образовательной программой школы, данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю с использованием учебных пособий:
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | .БосоваЛ.Л. | . Информатика [Текст]: Учебник для 7 класса/Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. –М. | 2013 | М. : БИНОМ. Лаборатория знаний |
-
Планируемые образовательные результаты освоения предмета, курса
(ФГОС)
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
-
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
-
понимание роли информационных процессов в современном мире;
-
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
-
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
-
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
-
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
-
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
-
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
-
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
-
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
-
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
-
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
-
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
-
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
-
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
-
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
-
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Планируемые результаты изучения информатики в 7 классе
Тема 1. Информация и информационные процессы
Обучающийся научится:
-
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
-
оперировать единицами измерения количества информации;
-
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
-
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
-
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
-
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
Обучающийся получит возможность:
-
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
-
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
-
научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
-
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
-
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
-
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Обучающийся научится:
-
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
-
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
-
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
-
оперировать объектами файловой системы;
Обучающийся получит возможность:
-
научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
-
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
-
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Тема 3. Обработка графической информации
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность:
Тема 4. Обработка текстовой информации
Обучающийся научится:
-
применять основные правила создания текстовых документов;
-
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
-
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
-
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
-
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
-
создавать и форматировать списки;
-
создавать формулы;
-
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
Обучающийся получит возможность:
-
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки;
-
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
-
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.
Тема 5. Мультимедиа
Обучающийся научится:
-
использовать основные приѐмы создания презентаций в редакторах презентаций;
-
создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;
-
создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками;
Обучающийся получит возможность:
-
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
-
демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.
-
Содержание учебного предмета Информатика 7 класс:
-
1. Информация и информационные процессы
-
Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п.
-
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
-
Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
-
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.
-
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
-
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флеш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.
-
Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации.
-
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
-
2. Компьютер – как универсальное средство обработки информации.
-
Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера.
-
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).
-
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика.
-
Правовые нормы использования программного обеспечения.
-
Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система.
-
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование.
-
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
-
3. Обработка графической информации.
-
Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
-
4. Обработка текстовой информации.
-
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
-
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.
-
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.
-
5. Мультимедиа.
-
Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
-
Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж.
-
Возможность дискретного представления мультимедийных данных.
-
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов |
-
| Введение. Техника Безопасности. | 1 |
-
| Информация и информационные процессы | 9 |
-
| Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7 |
-
| Обработка графической информации | 4 |
-
| Обработка текстовой информации | 9 |
-
| Мультимедиа | 4 |
| Итого: | 34 |
График проведения контрольно-измерительных работ
Период обучения | Количество часов | Диагностический материал |
1 четверть | 1 | «Информация и информационные процессы». Контрольная работа №1(тест) |
2 четверть | 1 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Контрольная работа №2 (тест) |
3 четверть | 1 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Контрольная работа№3(тест) |
4 четверть | 1 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Контрольная работа №4. |
Итого | 4 | |
Календарно-тематическое планирование курса Информатика-6
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Домашнее задание |
План | Факт |
1. | Введение .Цели изучения курса информатики. Техника безопасности в кабинете информатики и правила поведения для учащихся в кабинете информатики . | 02.09.2019 | | Введение. |
2. | Информация и её свойства | 09.09.2019 | | §1.1. Ответить письменно на вопрос №7, стр 11. РТ №№ 2,4, 6, 7 . |
3. | Информационные процессы. Обработка информации | 16.09.2019 | | §1.2. Решить задачу №8 , стр 22 |
4. | Информационные процессы. Хранение и передача информации | 23.09.2019 | | §1.2. |
5. | Всемирная паутина как информационное хранилище | 30.09.2019 | | §1.3. |
6. | Представление информации | 07.10.2019 | | §1.4. |
7. | Дискретная форма представления информации | 14.10.2019 | | §1.5. Письменно выполнить задания №№10,11 стр. 44 |
8. | Измерение информации (алфавитный подход к измерению информации) | 21.10.2019 | | §1.6.1-1.6.3Выучить основные понятия и формулы. Выполнить письменно №№5, 7, 11,12 на стр.49 |
9. | Единицы измерения информации | 28.10.2019 | | §1.6.4. Выполнить письменно №№14,15 на стр.49, тестовые задания для самоконтроля стр. 51-55 |
10. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Контрольная работа №1(тест) | 11.11.2019 | | §1.1-1.6. |
11. | Основные компоненты компьютера и их функции | 18.11.2019 | | §2.1.Выпонить №13,14,15 на стр. 62 |
12. | Персональный компьютер. | 25.11.2019 | | §2.2. Выполнить письменно№№7-10.стр. 68-69 |
13. | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение | 02.12.2019 | | §2.3. 1-1.3.2 РТ .№№99, 102, 103 |
14. | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | 09.12.2019 | | §2.3.3-2.3.5 Выполнить письменно №15 стр 80 . РТ. №100, 103, 104 |
15. | Файлы и файловые структуры | 16.12.2019 | | §2.4. Выполнить письменно №№12-16 стр.89 |
16. | Пользовательский интерфейс | 23.12.2019 | | §2.5. Выполнить письменно: №12 ,стр100, тестовые задания для самоконтроля на стр 101-105. РТ №№120, 121 |
17. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Контрольная работа №2 (тест) | 13.01.2020 | | §2.1-2.5 |
18. | Формирование изображения на экране компьютера | 20.01.2020 | | §3.1. Выполнить письменно: №9-11 на стр.111. |
19. | Компьютерная графика | 27.01.2020 | | §3.2. Выполнить письменно: №м №№14,15 стр.122 РТ.№№152,157,158 |
20. | Создание графических изображений | 03.02.2020 | | §3.3 Выполнить письменно тестове задания для само-контроля стр. 140 |
21. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Контрольная работа №3(тест) | 10.02.2020 | | §§3.1-3.3 |
22. | Текстовые документы и технологии их создания | 17.02.2020 | | §4.1 |
23. | Создание текстовых документов на компьютере | 24.02.2020 | | §4.2. РТ №№169, 173, 175, 176, 178, 179, 181. |
24. | Прямое форматирование | 02.03.2020 | | §4.3 1-4.3.4. Выполнить письменно №7 стр .167. |
25. | Стилевое форматирование | 09.03.2020 | | §4.3.5-1.3.6. РТ №№188, 189 |
26. | Визуализация информации в текстовых документах. | 16.03.2020 | | §4.4 |
27. | Распознавание текста и системы компьютерного перевода | 06.04.2020 | | §4.5 |
28. | Оценка количественных параметров текстовых документов | 13.04.2020 | | §4.6. Выполнить письменно №5-10 стр. 184 |
29. | Проектная работа. | 27.04.2020 | | §§4.1-4.6. Выполнить письменно тестовые задания для самоконтроля стр.199-203 |
30. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Контрольная работа №4. | 04.05.2020 | | §§4.1-4.6. |
31. | Технология мультимедиа. | 11.05.2020 | | §5.1. Выполнить письменно №№7,8 срт.209 |
32. | Компьютерные презентации | 18.05.2020 | | §5.2 |
33. | Создание мультимедийной презентации | 25.05.2020 | | §5.2 РТ №228 |
34 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мульти-медиа». Защита проекта. | 25.05.2020 | | §§5.1,5.2 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
-
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
-
Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
-
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
-
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
-
Операционная система Windows XP
-
Пакет офисных приложений MS Office 2010
-
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Материально-технического обеспечение
№ | Наименование имущества | Количество |
-
| Интерактивная доска Smart мобильная | 1 |
-
| Модем | 1 |
-
| Мультимедиа проектор Сanоn | 1 |
-
| Акустическая система класса HiFi Microlab | 1 |
-
| Портативный компьютер учителя | 1 |
-
| Компьютер ученика | 13 |
-
| МФУ Samsung | 1 |
-
| Принтер Сanоn | 1 |