ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа интегрированного курса «Культура Дона» для 5-6 классов регионального компонента составлена на основе стандарта литературного образования для 5-9 классов, Примерной программы и тематического планирования регионального компонента литературного образования 5-9 классов Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования под редакцией В.Я. Рыбниковой. Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО.,2008г.
Место предмета в учебном плане
Учебным планом гимназии на 2021-2022 учебный год на изучение предмета «Культура Дона» выделен 1 час в неделю, 35 часов в год. Согласно годовому учебному календарному графику на 2021-2022 учебный год, на изучение предмета по программе выходит 35 часов.
Цель освоения интегрированного курса в 5-6 классе : Приобщение обучающихся к художественным богатствам литературы Дона в её внутренних взаимосвязях и связях с историческими судьбами России и её литературы.
Задачи курса:
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
Формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
Формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Обогащение духовно-нравственного опыта учащихся образами лучших черт менталитета народа своей малой Родины, стремлением к совершенствованию.
Формирование умения школьников соотносить нравственные идеалы и художественные особенности произведений региональной и русской литературы, выявлять их сходство и своеобразие художественных решений.
Пробуждение интереса к народно-поэтическому наследию Дона, познание школьниками мира образов, выразительного и меткого языка донской литературы.
Организация нравственно-эстетического сопереживания школьников судьбам родного края, что поможет им ориентироваться в изменяющемся мире.
Планируемые результаты освоения интегрированного курса «Культура Дона»
Личностные УУД
* выявлять взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;
* знать характерные особенности эпохи и жизни Ростовской области , отраженные в изученных произведениях;
* жанровые особенности произведений;
*литературу донских писателей с позиций духовно-нравственного воспитания, развития мировоззренческих позиций, нравственных и этических норм, формирование культуры чувств, с учетом культуры родного Донского края;
своеобразие выразительного и меткого языка донской культуры; народно-поэтическое наследие Дона.
* научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать мир ;заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами;
* интерес к различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средству самовыражения;
* основы осознания семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;
*чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан;
*основы для принятия культурных традиций Ростовской области;
Регулятивные УУД
*самостоятельно работать с книгой (учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой);
* осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;
* проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других;
* осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленныхзадач;- осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих.
* осознавать этапы организации учебной работы;
* принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;
* вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов;
* осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;
* выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
* строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.
Познавательные УУД:
* овладеть основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов;
*формировать умения выделять существенную информацию из сообщений разных
видов (в первую очередь текстовых);
* осваивать в ходе практических упражнений широкий спектр логических действий, операций, приемов решения учебных задач;
* учиться воспринимать и анализировать не только тексты, но и внетекстовые компоненты;
*овладевать навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и пр.), так и вне его содержания - в справочной литературе;
эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом.
Коммуникативные УУД:
* строить монологи и участвовать в диалоге;
* использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений;
* учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;
* сотрудничать с учителем и сверстниками;
* грамотно формулировать вопросы;
* используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников;
* принимать участие в коллективных проектах
* осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, творчески выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературе;
* открыто выражать свое отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию;
* проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;
* адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности;
Предметные учебные действия:
* эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, определять тему и идею произведения;
* кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;
*выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении;
* давать характеристику литературному произведению: народное или авторское, определять жанр; называть основную тему; находить известные средства художественной выразительности;
* отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом;
* осознавать прочитанное и услышанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы;
- развивать различные виды речевой и читательской деятельности.
Предметные и метапредметные УУД
Данные уровни решаются комплексно:
* через работу над техникой и выразительностью чтения формировать умение смыслового анализа текста;
* развивать творческую речевую деятельность;
* развивать разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты;
* формировать выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации;
* формировать умение чтения по ролям, чтения наизусть, драматизации произведений;
* развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме;
Система оценивания ведётся в соответствии с положением «О системе контроля и оценивания знаний обучающихся», принятой решением педсовета № 3 МБОУ Ремонтненской гимназии № 1 от 11.01. 2012 г.
Содержание программы интегрированного курса
«Культура Дона». 5 класс
В мире культуры (1ч)
Ростовская область - мой родной край.
Нравственные ценности донского народа (10ч)
Пословицы и поговорки жителей Дона
Загадки Дона
Сказы, былички, байки Дона
Сказки жителей Дона различных национальностей
Народные сказки казаков Дона
Волшебные сказки.
Сказки о животных.
Сказки об истории Дона
Сказки казаков-некрасовцев
Итоговый урок-викторина по теме «Донской фольклор»
Как сохранить духовные ценности (10 часов)
П.В.Лебеденко «Сказки Тихого Дона». «Доброе сердце дороже красоты».
«Игнатка». Характеристика героя
Герои сказки в оценке народа. «Сказка о чуде – чудище заморском, девице – красавице и серой волчице».
Литературная сказка «Сказка о песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном».
Ю.А.Дьяконов. Краткие сведения о писателе. «Восемь волшебных желудей».
П.Г.Аматуни «Королевство Восемью восемь»
Н.А.Суханова «В пещерах Мурозавра».
Урок - игра по «Сказкам Тихого Дона».
Твой духовный мир (10 ч)
Итог (1 ч)
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ | Дата | Факт. | Темы/содержательные линии | Мониторинг |
1 | 07.09 | | Ростовская область - мой родной край. | Развернутый ответ на вопрос: «Какие произведения о Доне донских писателей и других писателей вы знаете?» |
2 | 14.09 | | Пословицы и поговорки жителей Дона | Высказывание на тему: «В чем заключается поучительный смысл пословиц и поговорок?» или сочинение по пословицам |
3 | 21.09 | | Загадки Дона | Составление загадок о Доне и его жителях |
4 | 28.09 | | Сказы, былички, байки Дона | Выразительное чтение по ролям |
5 | 05.10 | | Сказки жителей Дона различных национальностей | Письменный ответ на вопрос: «В чем заключается народная мудрость сказки?» |
6 | 12.10 | | Народные сказки казаков Дона | Составление сказок о Доне и его жителях |
7 | 19.10 | | Волшебные сказки. | Составление сказок о Доне и его жителях |
8 | 26.10 | | Сказки о животных | Составление сказок о Доне и его жителях |
9 | 09.11 | | Сказки об истории Дона | Составление сказок о Доне и его жителях |
10 | 16.11 | | Сказки жителей своего села | Творческо-поисковая работа |
11 | 23.11 | | Итоговый урок-викторина по теме «Донской фольклор» | Составление сценария сказки. Составление композиционного плана сказки |
12-13 | 30.11 07.12 | | П.В.Лебеденко «Сказки Тихого Дона». «Доброе сердце дороже красоты». | Работа с книгой, чтение; групповая работа: наблюдения над текстом, характеристика героев, сопоставление |
14-15 | 14.12 21.12 | | «Игнатка». Характеристика героя | Устный ответ на вопрос «В чем смысл названия сказки?» |
16 | 28.12 | | Герои сказки в оценке народа. «Сказка о чуде – чудище заморском, девице – красавице и серой волчице». | Устный ответ на вопрос «В чем смысл названия сказки?» |
17 | 18.01 | | Литературная сказка «Сказка о песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном». | Устный ответ на вопрос «В чем смысл названия сказки?» |
18 | 25.01 | | Ю.А.Дьяконов. Краткие сведения о писателе. «Восемь волшебных желудей». | Устный ответ на вопрос «В чем смысл названия сказки?» |
19 | 01.02 | | П.Г.Аматуни «Королевство Восемью восемь» | Беседа по вопросам |
20 | 08.02 | | Н.А.Суханова «В пещерах Мурозавра». | Устный ответ на вопрос «В чем смысл названия сказки?» |
21 | 15.02 | | Урок - игра по «Сказкам Тихого Дона». | Беседа по вопросам |
22-23 | 22.02 01.03 | | Диалектная лексика как отражение истории русского народа, его духовной культуры | Записи в тетради |
24-25 | 15.03 22.03 | | Речь казаков - составная часть русского национального языка. Донские говоры | Презентации |
26-27 | 05.04 12.04 | | Устаревшие слова, отражающие историю Донского края. Словарь Донских говоров | Работа со словарем |
28-29 | 19.04 26.04 | | Особенности обращений в речи Донских казаков | Работа с текстами региональной направленности |
30-31 | 17.05 24.05 | | РР Роль письма в истории культуры Донского края | Письменный ответ |
32 | 31.05 | | Итоговый урок | |
Содержание программы интегрированного курса
«Культура Дона». 6 класс
В мире культуры.
Казачество как целостное явление национальной истории России.
Понятие «культуры», её виды. Развитие культуры на Дону. Памятники культуры и архитектуры. Изобразительное искусство. Музыка. Народная музыка.
Нравственные ценности жителей Дона.
Народные казачьи сказки. «Бисеринка».
Сказки казаков - некрасовцев. «Орёл и карга».
Сказки народов, проживающих на Дону. «Дочь великодушного царя». «Сказка об Арев-мануке».
(«Добрыня гуляет по полю Куликову». «Возвращение Дончака-Добрыни из туретчины». «Садко выходит на корабле во сине море».)
Древнерусская литература. «Повесть об азовском осадном сидении донских казаков».
Как сохранить духовные ценности.
И.С. Никитин «Донцам». Н.П. Огарев «Дон». А.Н. Майков «Емшан». Н.Ф. Щербина «Не в ведро тихое на ясной глади вод», «После битвы». К. Бальмонт «Ковыль».
П.Н. Яковлев. «Первый ученик».
Д.И. Петров (Бирюк). «Повесть о моей юности».
Б.В. Изюмский. «Алые погоны» (главы из романа).
Твой духовный мир
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ | Дата | Факт. | Темы/содержательные линии | Мониторинг |
1 | 07.09 | | Казачество как целостное явление национальной истории России. | |
2 | 14.09 | | Культура народов Дона. Понятие «культуры», её виды. | Записи в тетради |
3 | 21.09 | | Развитие культуры на Дону | Записи в тетради |
4 | 28.09 | | Музыка. Народная музыка. | Составление сборников |
5 | 05.10 | | Памятники культуры и архитектуры. Изобразительное искусство. | Сообщения обучающихся, презентации |
6 | 12.10 | | Казачество на Дону | Записи в тетради |
7 | 19.10 | | Семейный уклад. Особенности казачьей семьи и воспитания | Сообщения обучающихся |
8 | 26.10 | | Вера и обычаи. Церковные традиции. | Экскурсия |
9 | 09.11 | | Семейный уклад. Особенности казачьей семьи и воспитания детей. | Составление сказок о Доне и его жителях |
10 | 16.11 | | Сказки казаков - некрасовцев. «Орёл и карга». | Творческо-поисковая работа |
11 | 23.11 | | Сказки казаков - некрасовцев. «Орёл и карга». | Составление сценария сказки. Составление композиционного плана сказки |
12-13 | 30.11 07.12 | | Сказки народов, проживающих на Дону. «Дочь великодушного царя». «Сказка об Арев-мануке». | Работа с книгой, чтение; групповая работа: наблюдения над текстом, характеристика героев, сопоставление |
14-15 | 14.12 21.12 | | Донская былина.(«Добрыня гуляет по полю Куликову». «Возвращение Дончака-Добрыни из туретчины». «Садко выходит на корабле во сине море».) | Работа с книгой, чтение; групповая работа: наблюдения над текстом, характеристика героев, сопоставление |
16 | 28.12 | | Древнерусская литература. «Повесть об азовском осадном сидении донских казаков». | Работа с книгой, чтение; групповая работа: наблюдения над текстом, характеристика героев, сопоставление |
17 | 18.01 | | Древнерусская литература. «Повесть об азовском осадном сидении донских казаков». | Работа с книгой, чтение; групповая работа: наблюдения над текстом, характеристика героев, сопоставление |
18 | 25.01 | | И.С. Никитин «Донцам». Н.П. Огарев «Дон». А.Н. Майков «Емшан». Н.Ф. Щербина «Не в ведро тихое на ясной глади вод», «После битвы». К. Бальмонт «Ковыль». | Выразительное чтение, в т.ч. и наизусть |
19 | 01.02 | | И.С. Никитин «Донцам». Н.П. Огарев «Дон». А.Н. Майков «Емшан». Н.Ф. Щербина «Не в ведро тихое на ясной глади вод», «После битвы». К. Бальмонт «Ковыль». | Анализ поэтического текста |
20 | 08.02 | | П.Н. Яковлев. «Первый ученик». | Работа с книгой, чтение; групповая работа: наблюдения над текстом, характеристика героев, сопоставление |
21 | 15.02 | | Д.И. Петров (Бирюк). «Повесть о моей юности». | Работа с книгой, чтение; групповая работа: наблюдения над текстом, характеристика героев, сопоставление |
22-23 | 22.02 01.03 | | Б.В. Изюмский. «Алые погоны» (главы из романа). | Работа с книгой, чтение; групповая работа: наблюдения над текстом, характеристика героев, сопоставление |
24-25 | 15.03 22.03 | | Ведущая роль диалектов в образовании большинства литературных языков мира | Сообщения обучающихся |
26-27 | 05.04 12.04 | | Диалектная лексика как отражение истории народа, его духовной культуры | Беседа по вопросам |
28-29 | 19.04 26.04 | | Особенности звучащей речи жителей нашей местности, ее отличие от общерусской литературной нормы | Творческо-поисковая работа |
30-31 | 17.05 24.05 | | Экспрессивные возможности синтаксических конструкций в фольклорных и художественных произведениях о Донском крае | Работа с текстами региональной направленности |
32 | 31.05 | | Итоговый урок | |
СОГЛАСОВАНА СОГЛАСОВАНА
Протокол заседания Заместитель директора по НМИР
Методического совета №1 И. В. Задорожняя_____________
МБОУ Ремонтненской гимназии №1 от 31 августа 2021
От 31 августа 2021 года
Н.В.Моргунова ________________
11