муниципальное казённое образовательное учреждение Тогучинского района «Тогучинская средняя школа №4»
«Утверждаю»
Директор МКОУ Тогучинского района
«Тогучинской средней школы № 4»
_____________/Мамадатоева О.М./
ФИО
Приказ № 352 от «28» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Ладошкиной Надежды Сергеевны,
первая квалификационная категория.
Исследовательская и проектная деятельность
«Математика вокруг нас»
для 5 класса
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от «28» августа 2023 г.
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.
Рабочая программа по курсу «Исследовательская и проектная деятельность» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
примерных программ общеобразовательных учреждений;
федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях;
базисного учебного плана;
авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования, с учётом преемственности с примерными программами для начального общего образования;
И призвана обеспечить:
удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении основного общего образования;
развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области;
совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности.
Современные стандарты образования требуют развития новых способов педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческих способностей, самостоятельности.
Программа обеспечивает требования Стандарта к организации системно- деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся.
В зависимости от целей проектной деятельности школьников (точнее, целей для школьников разных возрастных групп) различные виды действий, входящие в проектную деятельность, могут быть скомбинированы, в них могут вводиться дополнительные условия, ограничения, вспомогательные этапы (для освоения навыков, которыми взрослые уже владеют, а детям еще надо учиться). Иногда в педагогической литературе под словами «проектная деятельность» понимается только одна из разновидностей проектной деятельности – исследовательская.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.
Актуальность курса.
В ходе освоения содержания курса, учащиеся получают возможность развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Данная программа призвана помочь учащимся развить умения и навыки в решении задач, научить грамотному подходу к решению текстовых задач. Курс содержит различные виды арифметических задач. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач.
Изучение данного курса актуально в связи с тем, что рассмотрение вопроса решения текстовых задач не выделено в отдельные блоки учебного материала. Решение задач встречается в разных темах, и не указываются основные общие способы их решения, как правило, не выделяются одинаковые взаимосвязи между компонентами задачи.
Арифметические способы решения текстовых задач позволяют развивать умение анализировать задачные ситуации, строить план решения с учётом взаимосвязей между известными и неизвестными величинами (с учётом типа задачи), истолковывать результат каждого действия в рамках условия задачи, проверять правильность решения с помощью обратной задачи, то есть формулировать и развивать важные общеучебные умения.
Цель:
- освоение социальных ролей, необходимых для научно-исследовательской и проектной деятельности;
- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к саморазвитию, самостоятельности, целеустремленности, преодоление трудностей;
- освоение научной картины мира, понимание роли и значения наук в жизни общества, понимание значимости инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания;
- развитие компетентности общения;
- основных этапов, характерных для исследовательской и проектной деятельности;
- методов определения конкретного пользователя продукта проекта или исследования;
- технологий анализа инновационного потенциала продукта
Развитие творческих способностей инновационного мышления обучающихся на базе
Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счет многообразия поставленных задач и целей учебно- исследовательской и проектной деятельности.
Задачи обучения:
Обучение целеполаганию, планированию, контролю
Овладение приемами работы с неструктурированной информацией, применение различных методов исследования (анкетирование, интервьюирование и т.д. анализ информации, интерпретация);
Обучение методам творческого решения проектных задач;
Формирование конструктивного отношения к работе;
Создание условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий.
Принципы организации управления проектно- исследовательской деятельностью:
Доступности - освоение материала с учетом возрастных и индивидуальных способностей
Естественности - тема исследования должна быть интересной и актуальной для ученика
Наглядности или экспериментальности - позволяет учащемуся выходить за рамки созерцательного восприятия и экспериментировать
Осмысленности - деятельность учащихся должна ими быть осмыслена
Культуросообразности – воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования с учетом актуальности и оригинальности подходов.
Принцип успешности- и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение предмета исследовательская и проектная деятельность «Математика вокруг нас» в 5 классе отводится 1 ч в неделю, итого 16 часов за полгода, в 1 полугодие.
Планируемые результаты изучения исследовательской проектной
деятельности «Математика вокруг нас»
Личностные результаты
ориентация в системе требований при обучении математике;
позитивное, эмоциональное восприятие математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем.
Ученик получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к изучению математики;
умение выбирать желаемый уровень математических результатов; адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.
Метапредметные образовательные результаты, регулятивные УУД ученик научится:
совместному с учителем целеполаганию в математической деятельности; анализировать условие задачи;
действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
применять приемы самоконтроля при решении математических задач;
оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы на основе имеющихся шаблонов.
Ученик получит возможность научиться:
видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
основам саморегуляции в математической деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
Коммуникативные УУД ученик научится:
строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.
Ученик получит возможность научиться:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
взаимодействия с другими;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий.
Познавательные УУД ученик научится:
анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их условия моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений;
формулировать простейшие свойства изучаемых математических объектов;
с помощью учителя анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемые математические объекты.
Ученик получит возможность научиться:
Предметные образовательные результаты
Ученик научится:
выполнять действия с натуральными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений;
решать текстовые задачи арифметическим способом.
использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин
определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
вычислять объём прямоугольного параллелепипеда
использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
Ученик получит возможность научиться:
научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления.
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах; применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников.
понимать существо понятия алгоритма
Содержание исследовательской проектной деятельности «Математика вокруг нас»
Текстовые задачи (5 часов)
Выделение трёх этапов математического моделирования при решении текстовых задач. Перевод условия задачи на математический язык и составление математической модели. Решение задач с многозначными числами. Решение текстовых задач на зависимость между компонентами алгебраическим методом. Компоненты задачи: условие, решение, ответ. Выделение взаимосвязей данных и искомых величин в задаче. Значение правильного письменного оформления текстовой задачи. Решение задач составлением числового выражения.
Задачи на движение (7 часов).
Основные понятия (скорость, время, расстояние) и формулы, по которым они находятся. Задачи на “одновременное” движение. Задачи на движение в одном направлении. Задачи на движение в разных направлениях. Задачи на движение по воде (по течению и против течения).
Геометрические задачи (4 часа).
Площади. Задачи на разрезание. Рисование фигур на клетчатой бумаге. Разрезание фигур на равные части. Геометрия в пространстве. Компоненты задачи: дано, рисунок, решение, ответ. Значение правильного письменного оформления геометрической задачи.
Распределение учебных часов по разделам программы Тематическое планирование
№ уро ка | Тема урока и тип урока | Колво часов | Виды деятельности учащихся | |
1-2 | I. Текстовые задачи Решение текстовых задач на зависимость между компонентами алгебраическим методом. | 2 | -выделять взаимосвязи данных и искомых величин в задаче. -определять компоненты и результаты арифметических действий. -прослеживать этапы решения текстовой задачи -прослеживать связь и формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры -осуществлять сравнение, классификацию -составлять схемы и математические модели при решении задач -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | |
3-5 | Составление числовых и буквенных выражений для решения задач. | 3 | -определять компоненты, части -составлять схемы решения задач и алгоритм решения задач. | |
6-12 | II. Задачи на движение | 7 | -вычислять скорость движения по течению реки, против течения реки. -определять в чем различие: движения по шоссе и по реке. -использовать формулу пути при решении задач на сближение или удаление объектов движения. |
13- 16 | III. Решение геометрических задач уроки практикумы с элементами дидактической игры | 4 | -при решении задач использовать геометрическую модель. (компоненты задачи: дано, решение, ответ, рисунок). Задачи на разрезание. Рисование фигур на клетчатой бумаге. Разрезание фигур на равные части. Геометрия в пространстве. |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 5 класс
№ урока | Тема (содержание) | Дата по плану | Дата по факту | Воспитательный компонент |
1 | Повторение курса начальной школы. Решение текстовых задач. Компоненты задачи. | 06.09.23 | | Формирование активной гражданской позиции. Представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов. |
2 | Компоненты арифметических действий. Решение задач на зависимость между компонентами. | 13.09.23 | |
3 | Алгоритм решения задач на составление числовых и буквенных выражений. | 20.09.23 | |
4 | Решение задач на составление числовых выражений | 27.09.23 | |
5 | Решение задач на составление буквенных выражений. | 04.10.23 | |
6 | Зависимость трех компонентов движения. | 11.10.23 | |
7 | Задачи на движение на суше. | 18.10.23 | |
8 | Задачи на движение на суше. В одном направлении. Встречное направление. | 25.10.23 | |
9 | Задачи на движение на суше. Противоположное направление. | 08.11.23 | | Формировать коммуникативные компетентности в общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности, мировоззренческое представление соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира. |
10 | Задачи на движение по воде. В стоячей воде. | 15.11.23 | |
11 | Задачи на движение по воде. По течению. | 22.11.23 | |
12 | Задачи на движение по воде. Против течения. | 29.11.23 | |
13 | Компоненты геометрической задачи. | 06.12.23 | |
14 | Фигуры на плоскости. Рисование фигур. | 13.12.23 | |
15 | Разрезание плоских фигур на равные части. | 20.12.23 | |
16 | Геометрические фигуры в пространстве. | 20.12.23 | 27.12 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для учителя
Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/ А.А. Гин. – 9-е изд. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2009
Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001
Электронные ресурсы:
Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)
А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)
Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Математика. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ [Н. Я. Виленкин и др.]. – М.: Мнемозина, 2017
Математика. 5 класс. Дидактические материалы по математике. М. А. Попов. М.: Экзамен, 2017
Математика. 5 класс. Сборник практических задач по математике/ [Л. П. Попова]. – М.: Вако, 2018