СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "История " 5-б класс (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся) на 2022-2023 учебный год

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Значительна роль курса «История» в коррекции вторичных нарушений, обеспечении компенсирующего пути развития слабослышащих обучающихся. Значителен воспитательный потенциал учебной дисциплины «История». Предметное содержание курса содействует воспитанию социальной активности, любви к своей многонациональной

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "История " 5-б класс (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся) на 2022-2023 учебный год»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по предмету «История» для 5-б класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся) разработана на основе примерной программы по истории для общеобразовательных учреждений и авторской программы Всеобщая история .История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразовательной организации / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – 5-е изд. – М.: «Просвещение» 2015, допущенной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с

  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 14.07.2022 года),

2.Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 31.05.2021 № 287.

3.Концепцией преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденной Решением Коллегии Минпросвещения России, протокол от 23.10.2020 № ПК-1вн и на основании следующих документов:

- Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования слабослышащих и позднооглохших (в рамках ФГОС ООО 3 поколения) ГКОУ РО Азовской школы № 7.

- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2022-2023 учебный год.

- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2022-2023 учебный год.

- Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГКОУ РО Азовской школы № 7.

Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:

1.Вигасин А.А. « Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс: учеб.для общеобразовательных организаций/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искандерова. — 5-е изд.- М: Просвещение, 2015 (включен в федеральный перечень учебников на 2022-2023 учебный год)

2.Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.: В 2 вып. — М.: Просвещение, 2021.

3.Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2014.


Общая характеристика учебного предмета


Данный курс опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «Обществознание», «Литература», «География» и другие. Содержание дисциплины «История России. Всеобщая история» в 5 – 9 классах допускает его частичную редукцию, что обусловлено сложностью материала, языка его изложения для слабослышащих обучающихся. Допускается уменьшение объема теоретических сведений, исключение излишней детализации, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного (ознакомительного) изучения.

Значительна роль курса «История» в коррекции вторичных нарушений, обеспечении компенсирующего пути развития слабослышащих обучающихся. Значителен воспитательный потенциал учебной дисциплины «История». Предметное содержание курса содействует воспитанию социальной активности, любви к своей многонациональной Родине, патриотизма, уважения к иным традициям, культурным ценностям, вероисповеданию и др. Всё это предстаёт в качестве мощного социализирующего фактора глухих обучающихся. На его основе складывается потребность следовать ценностным ориентирам общества; способность критически осмысливать личный опыт и опыт окружающих людей, руководствоваться в своих поступках нормами морали и нравственности, поддерживать партнёрские отношения; готовность нести ответственность за принимаемые решения и т.д.

Программа учебной дисциплины «История» включает примерную тематическую и терминологическую лексику, которая должна войти в словарный запас обучающихся за счёт целенаправленной отработки. Прежде всего, это обеспечивается благодаря включению лексических единиц в структуру словосочетаний, предложений, текстов, в т.ч. в связи с выдвижением гипотез, установлением причинно-следственных связей, оформлением логических суждений, формулировкой выводов, приведением доказательств и т.п.

Учебный предмет «История» строится на основе комплекса подходов:

– компетентностный подход ориентирован на развитие у обучающихся комплекса общеучебных умений, разных видов деятельности

– с учётом предметной специфики дисциплины;

– деятельностный подход к отбору материала исторического содержания предусматривает обеспечение обучающихся необходимой информацией (источниками информации), что позволяет им самостоятельно или при направляющей помощи учителя решать учебные задачи, содействующие формированию личной позиции при оценке исторических событий, спорных исторических явлений;

– дифференцированный подход к отбору и конструированию учебного содержания.

; – личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение в качестве деятельности, направленной на освоение смыслов как элементов личностного опыта.

– цивилизационный подход предусматривает изучение истории на фоне и во взаимодействии с историческими событиями в странах мира или группой стран, составляющих конкретные цивилизации.

. Реализация образовательно-коррекционной работы на уроках «История» осуществляется в соответствии с комплексом принципов. В первую группу принципов входят общепедагогические. В частности, принцип научности (объективности) основан на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. В соответствии с данным принципом предусматривается исследование каждого явления разносторонне, многогранно. Принцип использования наглядности предполагает опору на чувственный познавательный опыт обучающегося (с целью конкретизации усваиваемых понятий, правил, законов) и организацию такого опыта (в целях накопления, систематизации и обобщения чувственных образов как основы формирования новых понятий, выводов, правил). Принцип прочности освоения программного материала ориентирует педагога на тщательный отбор материала, подлежащего усвоению на уроке и в процессе выполнения домашних заданий, на выделение в нём главного, существенного, что должно стать достоянием словесно-логической памяти. Принцип последовательности и систематичности предполагает обеспечение взаимосвязи и взаимообусловленности содержания учебной исторической информации. Принцип индивидуального подхода требует учёта индивидуальных особенностей обучающихся при определении степени сложности заданий и характера воспитательных воздействий. Принцип индивидуального подхода направлен на создание благоприятных условий для реализации каждым обучающимся ближайших (формирование понятий, способов деятельности) и отдалённых (формирование личностных качеств) целей обучения и развития. К числу специфических для курса истории принципов, составляющих вторую группу, относятся принцип историзма и принцип социального подхода. В соответствии с принципом историзма требуется рассматривать все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут исследоваться вне временных рамок. Принцип социального подхода предполагает рассмотрение в ходе образовательно-коррекционного процесса исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе.. Развитие памяти обеспечивается посредством заполнения таблиц, составления схем, анализа рисунков, исторических карт, применения условных изображений, предстающих в виде опор на оформления развёрнутых ответов. Развитие мышления и его операций обеспечивается посредством установления и последующего устного (графического) оформления причинно-следственных связей; за счёт выделения существенных признаков в выделяемых объектах и др

На уроках «История» требуется:

– использование оптимального соотношения устной (устно-дактильной), и письменной речи при раскрытии содержания программных тем учебного курса;

– развитие у обучающихся умений использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций при изучении исторического материала и выполнения практических заданий (задавать вопросы, договариваться, выражать своё мнение, а также обсуждать, дополнять и уточнять смысл высказываний и др.);

– создание деловой и эмоционально комфортной атмосферы, способствующей качественному образованию и личностному развитию обучающихся, формированию активного сотрудничества в разных видах деятельности, расширению их социального опыта, развитию взаимодействия со взрослым и сверстниками;

– оказание обучающимся специальной помощи в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании исторических знаний, индивидуального жизненного опыта, впечатлений, наблюдений, действий, воспоминаний;

– преодоление ситуативности, фрагментарности и однозначности понимания исторических фактов, явлений, процессов;

– учёт специфики восприятия и переработки информации, овладения учебным материалом при освоении учебного курса и оценке достижений глухих обучающихся; исключение формального освоения и накопления знаний по учебному предмету;

– постановка и реализация целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений; создание условий для развития у обучающихся инициативы, познавательной активности.

В процессе образовательно-коррекционной работы могут быть использованы цифровые технологии, к которым относят информационно образовательные среды, электронный образовательный ресурс, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с помощью интернета и мультимедиа. Преимуществами использования цифровых технологий в образовательно-реабилитационном процессе являются доступность, вариативность, наглядность обучения, обратная связь учителя с обучающимися, построение индивидуальной траектории изучения учебного материала, обучение с применением интеллектуальных систем поддержки (для адаптации учебного материала к особым образовательным потребностям обучающихся).


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

обеспечение усвоения слабослышащими, позднооглохшими обучающимися истории Древнего мира, в формировании общей картины исторического развития человечества, в развитии умений применять исторические знания в жизни, в приобщении обучающихся к национальным и мировым культурным традициям.


ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебные

  • формирование у пятиклассников ценностных ориенти­ров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;

  • овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключе­вых понятий предмета «История Древнего мира»;

  • воспитание толерантности, уважения к культурному на­следию, религии различных народов с использованием педа­гогического и культурного потенциала греко-римской мифо­логии, легенд и мифов других народов;

  • формирование способности к самовыражению, само­реализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

  • развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

  • формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Коррекционные.

- формировать умение самостоятельно контролировать правильность произношения словесного материала, соблюдение орфоэпических правил произношения слов, фраз в нормальном темпе, голосом нормальной разго­ворной громкости;

- формировать умение и навык восприятия и различения речевого ма­териала на слух осмысленно;

- расширение речевой практики, использование языкового материала в речи, в разных видах общения;

-отведение особой роли письменной речи как средству развития самостоятельной речи и познавательной деятельности, обучающихся в целом;

- развитие и обогащение самостоятельно приобретённых обучающимися речевых навыков;

-стимулирование различными средствами, методами и формами работы активного поведения обучающихся, их собственной самостоятельной практической и умственной деятельности

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

Учебный предмет «История » является составной частью предметной области «Общественно-научные предметы».

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает изучение предмета «История » в перечне обязательных предметов.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на изучение истории в 5-б классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2022-2023 учебный год, утвержденными приказом от 30 августа 2022 № 175 , рабочая программа составлена на _ часа с учетом выходных и праздничных дней.

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ

Весь материал курса излагается в доступной форме, исключаются трудные термины. Уделяется большое внимание совершенствованию коммуникативных навыков, работе с текстом, схемами учебника.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены терминологические и словарные диктанты.

Большая часть времени отводится на повторение, закрепление, обобщение, а так же на обогащение словаря, формирование правильного звукопроизношения, внятной фразовой речи.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Историческое образование, являясь мировоззренческими инструментом, играет важную роль в личностном развитии слабослышащих и позднооглохших обучающихся, их социальной реабилитации и адаптации, инкультурации, интеграции в сложную систему общественных отношений.

Данный курс содействует приобщению обучающихся мировым культурным традициям, формированию у них общей культуры; важен для разностороннего развития личности: нравственного, эстетического, социального, интеллектуального и др.

Овладевая историческим образованием обучающиеся узнают о том, как менялась картина мира человека, в соответствии с которой происходило формирование культурных ценностей, складывались представления о мироздании.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты:

-осознание российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России).

-осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

-осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

-освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;

-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

-понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

-понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.


Метапредметные результаты:

регулятивные

-уметь планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

-уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

познавательные

-владеть умениями работать с учебной информацией (анализировать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

-использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

-устанавливать взаимосвязи описанных в тексте событий, явлений, процессов;

-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, и др.);

коммуникативные

-соблюдать нормы речи в соответствии с коммуникативной готовностью к сотрудничеству с соучениками и педагогом.


Предметные результаты:


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Обучающийся научится


ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ

Обучающийся получит возможность научиться

Тема: «Жизнь первобытных людей»


с помощью педагога определять длительность исторических процессов, последовательность событий, явлений, процессов истории

Древнего мира, соотносить изученные исторические события, явления, процессы с историческими периодами, синхронизировать события, явления, процессы истории разных стран и народов, определять современников

исторических событий (явлений, процессов):

составлять по предложенному образцу простой план изучаемой темы; рассказывать по плану об изученных событиях, явлениях, процессах истории Древнего мира, используя изученные понятия, в том числе

описывать:

родовую и соседскую общины, орудия труда, занятия первобытного человека;

природные условия и занятия населения

выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку;


Тема: «Древний Восток»


использовать «ленту времени» при изучении истории Древнего мира;

читать и использовать для получения информации историческую карту/схему; используя легенду исторической карты/схемы показывать обозначенные на ней объекты; соотносить с помощью педагога информацию

тематических, общих, обзорных исторических карт по истории Древнего мира

с помощью педагога наносить на контурную карту по истории Древнего мира отдельные объекты с непосредственной опорой на атлас и

другие источники информации, заполнять легенду карты/схемы;

выделять по предложенному образцу существенные признаки исторических событий, явлений, процессов истории Древнего мира;

с опорой на зрительную наглядность,

устанавливать по предложенному образцу причинно-следственные, пространственные, временны́е связи исторических событий, явлений, процессов истории Древнего мира;

событий, явлений;


применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

способствовать сохранению памятников истории и культуры

Тема: «Древняя Греция»


характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических со­бытий; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

с помощью педагога сравнивать по предложенным критериям/плану исторические события, явления, процессы истории Древнего мира, представленные в учебном тексте, оформлять результаты сравнения в виде

сравнительной таблицы, на основе сравнения делать вывод;

осуществлять смысловое чтение адаптированного исторического источника по истории Древнего мира;


группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

Тема: «Древний Рим»»


читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать

с помощью педагога осуществлять поиск информации и использовать текстовые, графические и визуальные источники исторической информации по истории Древнего мира при изучении событий, явлений,

процессов, ориентироваться в визуальных источниках исторической информации (с событиями, процессами, явлениями); составлять таблицы, схемы;

называть наиболее известные изученные исторические события, непосредственно связанные с историей родного края, наиболее известных исторических деятелей, жизнь которых связана с историей родного края,

наиболее известные памятники культуры своего региона. Описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы).


сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания;

на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет- ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, па­мятников.

Способность к восприятию слухозрительно и на слух, внятному и естественному воспроизведению тематической и терминологической лексики учебной дисциплины, а также лексики, связанной с организацией учебной деятельности



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


п/п

Раздел (тема) программы

Кол-во часов

Система оценки планируемых результатов (виды и формы текущего контроля)

1.

Введение


1 ч



Письменные ис­точники. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

Хронология — наука об измерении вре­мени.






Устный опрос

2


РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ

ЛЮДЕЙ




Глава 1.Первобытные собиратели и охотники

Древнейшие люди. Прародина человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота. Овладение огнём.

Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Строительство жилища. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Новые орудия охоты древнейшего человека. Родовые общины. Сообщество сородичей. Распределение обязанностей в родовой общине.

Возникновение искусства и религии. Пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Зарождение веры в душу. Представле­ние о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Глава 2.. Первобытные земледельцы и скотоводы

Возникновение земледелия и скотоводства. Мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Освоение ремёсел.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов.

Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати.

Глава 3. Счёт лет в истории.

Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени.

Повторение.












































Терминологический диктант
















Тест

3

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК


20ч



Глава 4.Древний Египет

Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Природные условия. Земледелие . Система орошения. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Система каналов. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Отношения фараона и его вельможей.

Военные походы фараонов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы.

Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Священные животные и боги. Представление древ­них египтян о «царстве мёртвых». Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона.

Искусство древних египтян. Чудеса света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Храм — жилище богов. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет.

Письменность и знания древних египтян. Особенности древнеегипетской пись­менности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Школа подготовки писцов и жрецов. Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы.

Повторение.

Глава 5. Западная Азия в древности

Древнее Двуречье. Местоположение, природа и ландшафт. Ирригационное земледелие. Шумерские города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Клинопись. Научные знания..

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о за­конах Хаммурапи как законах богов. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках.

Финикийские мореплаватели. География, природа и за­нятия населения Финикии. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.

Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древне­еврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Мораль заповедей Бога Яхве. Моисей выводит евреев из Египта.

Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях.

Ассирийская держава. Последствия использования железных орудий тру­да. Ассирийское войско. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Ниневия — достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Гибель Ассирийской державы.

Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Завоевания персов. Персидский Царь Кир Великий. Образование Персидской державы. Царь Дарий Первый. Система налогообложения. Войско персидского царя.

Глава 6. Индия и Китай в древности

Природа и люди Древней Индии. Деревни среди джунглей. Освоение земель и раз­витие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Кастовое общество неравных. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Учение Конфуция. Китайские иероглифы.

Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение тер­ритории государства. Деспотия Цинь Шихуана. Свержение наследников Цинь Шихуана. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Повторение.Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру






















































































































Тест






















Самостоятельная работа











Проверочная работа

4.

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ


20ч



Глава 7. Древнейшая Греция

Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.

Греки и критяне. Древнейшие города. Кносский дворец. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла.

Микены и Троя. Местонахождение. Облик города-крепости. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.

Поэ­мы «Илиада» и «Одиссея».

Религия древних греков. Боги Греции. Основные заня­тия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы.

Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов-государств .Создание греческого алфавита.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земле­дельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Зарождение демократии в Афинах. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда.

Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Древний город в дельте реки Дона.

Олимпийские игры в древности. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний.

Победа греков над персами в Марафонской битве. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эл­линов к новой войне. Вторжение персов в Элладу. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины по­беды греков.

Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии.

Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демо­кратий.

В гаванях афинского порта Пирей. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли.

В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов

В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии

Афинская демократия при Перикле. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии.

Глава 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э.

Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление.

Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее. Александр — царь Македонии и Греции.

Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира.

В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие учёные. Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру.
























































































































Самостоятельная работа
























































Тест











Терминологический диктант




Проверочная работа

5.

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ


20ч



Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Население древней Италии .

Древнейший Рим. Легенда об основании Рима. Ромул — первый царь Рима. Занятия римлян. Управление ранним Римом.

Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Устройство Римской республики. Плебеи — полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Одежда римлян.

Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа. Средиземноморье — провинция Рима.

Рабство в Древнем Риме. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры.

Глава 13. Гражданские войны в Риме

Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.

Земельный закон братьев Гракхов. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гай Гракх — продолжатель дела брата.

Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Походы армии восставших рабов. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Единовластие Цезаря. Борьба полководцев за единоличную власть. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Установление империи. Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю.

Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры

Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.

Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки сла­вянских народов.

Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Забавы и расправы Нерона. Пожар в Риме. Преследования христиан.

Первые христиане и их учение. Распространение христи­анства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем.

Расцвет Римской империи во II в. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна. Военные успехи Траяна. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.

«Вечный город» и его жители. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты.

Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

Римская империя при Константине. Вторжения варваров. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток.

Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Вторжение готов в Италию. Падение Западной Римской империи. Захват Рима вандалами. Западная Римская импе­рия перестала существовать.



























































































Проверочная работа















Самостоятельная работа































Терминологический диктант



























Тест

ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ

«История» : итоговое тестирование


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Раздел программы, тема

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Использование электронных или цифровых учебно-методических материалов

1.

Введение


Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.

Мультимедийная презентация

2.

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ

ЛЮДЕЙ

Показывать на карте места расселения древнейших людей.

Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы. Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества.

Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общины.

Объяснять, как ведется счет лет «до н.э.» и «н.э.», используя «линию времени».

Иметь целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории; читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам.

Сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.

Работать с информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Иллюстрации, таблицы, тексты

3

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК


20ч

Показывать на карте территорию и центры Древне­египетского государства. Раскрывать значение понятий и терминов. Понимать культурное многообразие мира, уважать культуру своего и других народов. Рассказывать об условиях жизни и занятиях насе­ления, крупнейших городах древней Месопотамии. Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной, составлять рассказ о жизни вельможи. Объяснять, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире, подготовить сообщение. Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья.

Характеризовать источники (материальные и пись­менные; законы Хаммурапи), рассказывающие о древних цивилизациях. Использовать историческую карту, опреде­лять причины развитой торговли в городах Финикии. Показывать на карте территорию Древней Индии. Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древней Индии.

Объяснять, какую роль играли идеи индуизма и буддизма в жизни индийцев.

Характеризовать положение представителей различных варн (каст).

Рассказывать о культуре Древней Индии, высказы­вать суждения об ее вкладе в мировую культуру. Работать по заданиям учебника, принимать участие в дискуссии по теме урока.

Сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.

Уметь работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Сотрудничать с соучениками, взаимодействовать в школе и социальном окружении и др.

Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами. Рассказывать о развитии наук, образовании в Древней Греции.

Представлять описание произведений древнегрече­ского искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения.

Объяснять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие.

Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле. Объяснять причины распада державы Александра Македонского, а также эллинистических государств Востока.

Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского. Составлять характеристику (исторический портрет) Александра Македонского. Называть и описывать памятники культуры периода эллинизма.

Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий. Называть самое известное в древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения.


Видеоуроки, иллюстрации, таблицы, тексты, мультимедийные презентации

4.

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ


20ч

Работать с исторической картой и дополнительными источниками.

Рассказывать об условиях жизни и занятиях насе­ления Древней Греции.

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты.

Принимать участие в ролевой игре, работать по тексту учебника.

Характеризовать верования древних греков, объяс­нять, какую роль играли религиозные культы в гре­ческом обществе. Характеризовать общественно-политическое устройство древнегреческих городов-государств (Афины и Спарта); давать сравнительную характе­ристику.

Рассказывать о том, каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему. Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты. Описывать основные правила проведения Олимпийских игр, принимать участие в дискуссии по теме.

Видеоуроки, иллюстрации, таблицы, тексты, мультимедийные презентации

5.

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ


20ч

Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии.

Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения древней Италии.

Характеризовать верования древних жителей Италии. Исследовать по карте территории, завоёванные Римом, работать с текстом учебника. Планировать последовательность действий.

Участвовать в обсуждении проблем и сотрудничать со сверстниками.

Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия. Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом. Называть причины и характер карфагенских войн. Рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения, рабов.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями, анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп. Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения.

Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря. Умение составлять рассказ, делать самостоятельные выводы.

Характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, ее участников, важнейшие события.

Показывать на карте владения Римской империи, территории Западной и Восточной частей империи после ее разделения; направления переселения варварских племен и их вторжения на территорию Римской империи.

Рассказывать, как строились отношения между Римом и провинциями.

Работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю Нерону. Объяснять, в чем заключались предпосылки рас­пространения христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан в Риме. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан.

Рассказывать о культурной жизни в Древнем Риме. Составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, исполь­зуя текст и иллюстрации учебника.

Уметь работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты.

Уметь слушать и вступать в диалог.

Высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества.

Выявлять примеры влияния античного искусства в современной архитектуре и т.д. Рассказывать об историческом и культурном наследии древних цивилизаций.

Уметь структурировать знания, строить речевые высказывания. Планировать общие способы работы. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Давать определения понятиям по теме.

Видеоуроки, иллюстрации, таблицы, тексты, мультимедийные презентации



Тематическое планирование по предмету «История » для 5-б класса составлено с учётом Программы воспитания ГКОУ РО Азовской школы №7. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся основного общего образования:

-развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

-развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату учебного труда;

- развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека;

- развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос;

- развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, создания благоприятного микроклимата в семье;

- развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества, которое дают ему искусство, театр, творческое самовыражение;

- развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за своё будущее;

- развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной ценности, как равноправным социальным партнёрам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные отношения


описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

п/п

Наименование

Перечень материально-технического обеспечения

1.

Печатные пособия

Для обучающихся:

1.Вигасин А.А. « Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс: учеб.для общеобразовательных организаций/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искандерова. — 5-е изд.- М: Просвещение, 2015

Для учителя:

1.Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2014.

2. Контрольно- измерительные материалы . История древнего мира 5 класс. ФГОС Волкова К.В. , М . «Вако»2019

2.

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения; видеофильмы, соответствующие тематике программы по истории;

электронное приложение к учебнику «История Древнего мира 5 класс» А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой

3.

Технические средства обучения (средства ИКТ)

Классная доска с креплениями для таблиц, персональный компьютер

4.

Цифровые образовательные ресурсы

http//:edu.ru

http//: fcior/ru

http//: scool- collection. edu.ru

5.

Демонстрационные пособия

1.Настенные исторические карты («Египет и Передняя Азия в древности», «Рост территории государств в древности», «Рост территории Римского государства в III в. до н.э. - во II веке н.э.»)

2. Годер Г.И. Аппликации по истории древнего мира.

3. Интерактивные учебные пособия «Всеобщая история. История древнего мира», «Атлас древнего мира», « Всеобщая история. 5 – 6 класс».



26