Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г.п. Залукокоаже
Согласована с заместителем директора по УВР « 30» августа 2018г. _______З.А.Бженикова | Принята на заседании педагогического совета Протокол №1от « 30» августа 2018г. | Утверждена Приказ директора № 179/1 от «31» августа 2018г. ____________ Махошева Т. К. |
Рабочая программа
по истории для 6 «А» класса
ФИО учителя: Озрокова Лариса Хажгериевна учитель первой категории
Срок реализации рабочей программы: 2018-2019 учебный год
Количество часов: всего-70 ч, в неделю-2ч.
Количество контрольных работ- 3
г.п.Залукокоаже
2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «История» для учащихся 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Цели и задачи:
- развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
- овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями толерантности в духе демократических ценностей современного общества;
-развитие способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
В соответствии с учебным планом МКОУ «СОШ №1» г.п. Залукокоаже на изучение истории в 6 классе отводится 70 часов. (история Средних веков 28 часов, история России 42 часов.) Рабочая программа для 6 класса ориентирована на использование следующих учебников:
Всеобщая история : История. Средние века, 6 класс :учебник / В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова. , М. : «Просвещение»2016.
Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др.под редакцией А.В. Торкунова. История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение»,2016г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Оценочный инструментарий: контрольная работа
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
познавательный интерес к прошлому своей страны
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
формирование коммуникативной компетентности;
обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;
расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Оценочный инструментарий: тестовая работа
Предметные результаты изучения истории включают:
определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества в древности, начале исторического России и судьбах народов, населяющих её территорию;
использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств;
описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями;
высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого;
анализ информации, содержащейся в летописях и других исторических документах;
использование приёмов исторического анализа;
понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками;
- оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
систематизация информации в ходе проектной деятельности;
поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
Выпускник научится:
- локализовать во времени этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
- использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
- проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
- составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси, памятников материальной и художественной культуры, рассказывать о значительных событиях средневековой российской истории;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси; б) ценностей, господствовавших в средневековом российском обществе, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
- объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории Средних веков;
- сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
- давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
- давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
- сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- составлять на основе учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
Личностные УУД:
формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям; овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
Предметные УУД:
Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Умение работать по карте, заполнять контурные карты; Умения и навыки работать с исторической картой. Правильно отвечать на поставленные вопросы. Устанавливать причинно-следственные связи: родовая община —► изменения в орудиях труда —► соседская община - неравенство - государство; Умение устанавливать причинно-следственные связи. Выделять главное в тексте учебника. Умение работать с картой. Развивать умение составления схем;
Коммуникативные УУД:
Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других. Формулирует собственные мысли. Высказывает свою точку зрения.
Регулятивные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения; умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение умозаключение по аналогии) и делать выводы
Содержание учебного предмета
Всеобщая история. История средних веков. (28 часов)
1.Введение (1ч)
2.Западная Европа на заре Средневековья (5 ч)
3.Восточно-христианский мир и мир ислама (5 ч)
4.Западноевропейское общество в XI—XV вв. (4 ч)
5.Международные отношения в Средние века (3ч)
6.Западная Европа в XI—XV вв.: от расцвета к закату Средневековья (8ч)
7.Народы и государства Азии и Америки в Средние века (5 ч)
8.Календарно - тематическое планирование по истории Средних веков
История России (42 ч) От Древней Руси к Российскому государству (с древности до конца 15 века)
Введение (1 ч)
Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.
1.Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 ч)
Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н. э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.
2.Русь в IX-первой половине XII века(11 ч)
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента. Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие.
Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь. Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право:«Русская Правда», церковные уставы. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами, странами Центральной, Западной и Северной Европы.
Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.
Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты.«Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.
3.Русь в середине XII — начале XIII века (6 ч)
Формирование системы земель — самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте. Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы. Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли.
4.Русские земли в середине XIII—XIV веке (9 ч)
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго).Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Золотой Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.
Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.
5.Формирование единого Русского государства в XV веке (11 ч)
Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.
Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутри церковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Основной формой организации образовательного процесса является - классно-урочной система, в которой применяются: уровневая дифференциация, проблемное обучение; информационно – коммуникативные технологии; здоровьесберегающие технологии; На уроке истории используются следующие формы учебной работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная: Типы уроков: -урок –лекция; урок- беседа с использованием учебного кинофильма; урок изучения нового; урок проектной деятельности; урок закрепления; урок комплексного применения знаний; урок повторительно-обобщающий; контрольный урок; комбинированный урок
Учебно-методическое обеспечение.
Учебник. История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова.
Поурочные рекомендации. История России. 6 класс. Журавлева О.Н.
Всеобщая история : История. Средние века, 6 класс :учебник / В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова. , М. : «Просвещение»2016. (28 часов)
Электронные ресурсы
Электронные приложения к учебникам.
Электронные карты.
Презентации
Календарно- тематическое планирование
№ | Разделы, темы | Кол-во часов | Дата |
| | | план | факт. |
1. | Введение | 1 | 03.09 | |
| Раннее Средневековье (8 ч) | | | |
2. | Образование германских королевств | 1 | 06.09 | |
3. | Христианская церковь и раннее Средневековье | 1 | 10.09 | |
4. | Византийское тысячелетие. Культура Византии | 1 | 13.09 | |
5. | Иран в 5-7 вв. | 1 | 17.09 | |
6. | Возникновение новой религии. Мир ислама | 1 | 21.09 | |
7. | Империя Карла Великого | 1 | 24.09 | |
8. | Западная Европа в 9-11вв. | 1 | 27.09 | |
9. | Возникновение славянских государств. Повторительно обобщающий урок по теме: « Рождение Средневекового мира» | 1 | 1.10 | |
| Зрелое Средневековье (13 ч) | 1 | | |
10 | Сеньоры и вассалы. Рыцарство. | 1 | 4.10 | |
11. | Средневековая деревня | 1 | 08.10 | |
12. | Средневековый город | 1 | 11.10 | |
13 | Католическая церковь в 11-13 вв. | 1 | 15.10 | |
14 | Крестовые походы | 1 | 18.10 | |
15 | Франция и Англия пути объединения | 1 | 22.10 | |
16 | Священная Римская империя в 12-15 вв | 1 | 25.10 | |
17 | 15 век в истории Европы | 1 | 05.11 | |
18 | Столетняя война | 1 | 8.11 | |
19 | Торжество королевской власти | 1 | 12.11 | |
20 | Гибель Византии и возникновение Османской империи | 1 | 15.11 | |
.21 | Знания и образование в зените Средневековья | 1 | 19.11 | |
22 | Время соборов. Культура Западной Европы в 14-15 вв Повторно-обобщающий урок по теме: Подъем Средневековой Европы | 1 | 22.11 | |
|
Страны Востока в Средние века (4 ч) | | | |
23 | Средневековая Индия | 1 | 26.11 | |
24 | Поднебесная империя. Культура Китая. Страна Восходящего солнца. | 1 | 29.11 | |
25 | Тюрки на просторах Азии и Европы. Монгольские завоевания. | 1 | 03.12 | |
26 | Африка пути развития. Повторно-обобщающий урок по теме: Страны Востока в Средние века | 1 | 06.12 | |
| Народы Америки в Средние века (1ч) | | | |
27 | Страны и народы Америки. | 1 | 10.12 | |
| Историческое и культурное наследие Средневековья (1ч) | | | |
28 | Средние века в истории | 1 | 13.12 | |
Календарно - тематическое планирование
№ | Разделы, темы | Кол-во часов | Дата |
| | | план | факт. |
1 | Введение. Наша Родина – Россия. | 1 | 17.12 | |
| 1.Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 ч) | | | |
2 | Древние люди и их стоянки на территории современной России. | 1 | 20.12 | |
3 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. | 1 | 24.12 | |
4 | Образование первых государств. | 1 | 27.12 | |
5 | Восточные славяне и их соседи | 1 | 14.01 | |
| 2.Русь в IX-первой половине XII века(11 ч) | | | |
6 | История заселения территории родного края в древности | 1 | 17.01 | |
7 | Первые известия о Руси. | 1 | 21.01 | |
8, | Становление Древнерусского государства. | 1 | 24.01 | |
9. | Становление Древнерусского государства. Тестирование | 1 | 28.01 | |
10 | Правление князя Владимира и Крещение Руси | 1 | 31.01 | |
11 | Русское государство при Ярославе Мудром | 1 | 04.02 | |
12 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. | 1 | 07.02 | |
13 | Общественный строй и церковная организация на Руси. | 1 | 11.02 | |
14 | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. | 1 | 14.02 | |
15 | Повседневная жизнь населения. | 1 | 18.02 | |
16 | Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок по главе 2. | 1 | 21.02 | |
| 3.Русь в середине XII — начале XIII века (5 ч) | | | |
17 | РК Урок истории и культуры родного края в древности. | 1 | 25.02 | |
18 | Политическая раздробленность в Европе и на Руси. | 1 | 28.02 | |
19 | Владимиро-Суздальское княжество. | 1 | 04.03 | |
20 | Новгородская республика. | 1 | 07.03 | |
21 | Южные и юго-западные русские княжества. | 1 | 11.03 | |
22 | Повторительно-обобщающий урок по главе 3. | 1 | 14.03 | |
| 4.Русские земли в середине XIII—XIV веке (9 ч) | | | |
23 | Монгольская империя и изменение политической картины мира. | 1 | 18.03 | |
24 | Батыево нашествие на Русь. | 1 | 21.03 | |
25 | Северо-западная Русь между Востоком и Западом. | 1 | 01.04 | |
26 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. | 1 | 04.04 | |
27 | Литовское государство и Русь. | 1 | 08.04 | |
28 | Усиление Московского княжества в северо-восточной Руси. | 1 | 11.04 | |
29 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. | 1 | 15.04 | |
30 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV веков. | 1 | 18.04 | |
31 | Контрольная работа №1 Русские земли в середине XIII—XIV веке | 1 | 22.04 | |
| 5.Формирование единого Русского государства в XV веке (11ч) | | | |
32 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века. | 1 | 25.04 | |
33 | Московское княжество в первой половине XV века. | 1 | 29.04 | |
34 | Распад Золотой Орды и его последствия. | 1 | 02.05 | |
35 | Московское государство и его соседи во второй половине XV века. | 1 | 06.05 | |
36 | Русская православная церковь в XV- начале XVI века. | 1 | 10.05 | |
37 | Человек в Российском государстве второй половины XV века. | 1 | 13.05 | |
38 | Формирование культурного пространства единого Российского государства. | 1 | 16.05 | |
39, | Обобщающее повторение по курсу «Русь в 9-13 вв.» | 1 | 20.05 | |
40 | «Русь в 9-13 вв.» Контрольная работа №2 | | 23.05 | |
41, | Обобщающее повторение по курсу « Россия в 14-15вв» | 1 | 27.05 | |
42 | « Россия в 14-15вв» Контрольная работ№3 | 1 | 30.05 | |