Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дмитриевская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА | СОГЛАСОВАНА | УТВЕРЖДЕНА |
на заседании ШМО Протокол от 2019 г. № | Заместитель директора по УВР ____ С. А. Сурнина | Директор _________В. П. Харавлев |
| Протокол от 27.082019 г. № 1 | Приказ от 27.09.2019 г. № 1 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
«ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ГОРНОГО АЛТАЯ»
6-9 КЛАССЫ
Учитель
Кошелева Надежда Николаевна
с. Дмитриевка
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории и культуры Горного Алтая разработана на основе
Рабочей программы учебного предмета «История и культура Горного Алтая», автор-составитель А. А. Иркитова, Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай, 2013 и Концепции национально - регионального исторического образования Республики Алтай. (Постановление правительства Республики Алтай от 24 мая 2006г. № 101).
УМК:
5-6 классы Учебник «История и культура Горного Алтая. С древнейших времен до конца XVI века» /Е.Е. Ямаева, С.В. Трифанова, С.Н. Суховеркова – Горно-Алтайск, 2015.
7 класс Учебник «История и культура Горного Алтая» 17-середина 18 века, допущено Научно-методическим советом Министерства образования и науки Республики Алтай, Горно-Алтайск, 2017, Автор-составитель Г. П. Самаев.
8 класс Учебник «История и культура Горного Алтая» 19 век, допущено Научно-методическим советом Министерства образования и науки Республики Алтай, Горно-Алтайск, 2017, Автор-составитель Л.Н. Аксенова.
9 класс Учебник «История и культура Горного Алтая», Часть I. 1900-1945 гг., допущено экспертным Советом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай, Горно-Алтайск, 2013, Авторы-составители: А.А. Иркитова, Л.Н. Мукаева, М.П. Мишкина.
9 класс Учебник «История и культура Горного Алтая», Часть II. 1945-2010 гг., допущено экспертным Советом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай, Горно-Алтайск, 2014, Авторы-составители: А.А. Иркитова, Л.Н. Мукаева, М.П. Мишкина.
Цель изучения истории и культуры Горного Алтая — воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своей малой Родине, своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, на основе осмысления исторического опыта своей малой родины – Республики Алтай.
Задачи изучения истории и культуры Горного Алтая в основной школе:
• формировать у молодого поколения ориентиры для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
• освоить знания об основных этапах развития народов Горного Алтая с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах;
• развивать у обучающихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
• формировать у школьников умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Место учебного предмета «История и культура Горного Алтая» в учебном плане
Представленная программа предусматривает изучение учебного предмета «История и культура Горного Алтая» в 6-9 классах в общем объеме 136 часов по 1 часу в неделю как отдельного предмета образовательной программы школы.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История и культура Горного Алтая»
К важнейшим личностным результатам освоения учебного предмета «История и культура Горного Алтая» в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
• воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, историческое прошлое своей малой Родины;
осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общероссийского и общемирового культурного наследия;
• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
• понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов Горного Алтая, России и мира.
Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
• владение умениями работать с учебной и другой информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
• готовность к сотрудничеству со сверстниками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории и культуры Горного Алтая обучающимися 6-9 классов включают:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов Горного Алтая как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
• умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своего региона, страны и человечества в целом;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
. Знание хронологии, работа с хронологией:
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий региональной истории и культуры;
• соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
• группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
. Работа с историческими источниками:
• читать историческую карту с опорой на легенду;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
. Описание (реконструкция):
• рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
. Анализ, объяснение:
• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
• соотносить единичные исторические факты и общие явления;
• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
• раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
• сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
• применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
• способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Для детей с ОВЗ (с ЗПР) обучение идет по данной программе без изменений, но с учетом следующих задач: формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
2. Содержание учебного предмета «История и культура Горного Алтая»
6 класс. Раздел I.
Введение. 2 ч История и культура Горного Алтая – часть культурно-исторического наследия России.
Изучение истории и культуры Горного Алтая. Исследователи Горного Алтая. Три этапа изучения.
Раздел II. ГОРНЫЙ АЛТАЙ В ДРЕВНОСТИ
Горный Алтай в эпоху древности. 5ч. Палеолит. Древнейший человек на территории Горного Алтая. Стоянки раннего палеолита в Горном Алтае. Улалинка. Малый Иконостас. Средний палеолит. Усть-Канская, Денисова и другие стоянки древнего человека на территории Алтая. Верхний палеолит. Памятники данного периода на территории Горного Алтая.
Горный Алтай в эпоху мезолита и неолита.
Горный Алтай в эпоху бронзы. 4ч. Начало освоения металла. Понятие «энеолит», его черты. Большемысская и Афанасьевская культуры. Понятие «бронзовый век», «бронза». Памятники развитой и поздней бронзы в Горном Алтае. Каракольская культура.
Эпоха раннего железа Горного Алтая. Понятия «скифская эпоха», «скифское время», «скифо-сибирский мир». Начало получения железа и изготовление из него предметов вооружения и орудий труда. Раннескифское время. Бийкенская культура. Пазырыкская культура Майэмирская культура, два ее варианта. Оленные камни. Духовная жизнь.
Пазырыкская культура. Плато Укок. Обряд погребения. «Царские» курганы. Хозяйство. Военное дело. Культурные связи. Искусство.
Горный Алтай в эпоху гуннов. Империя хунну. Горный Алтай в эпоху Великого переселения народов.Китай – сосед хунну. Государство хуннов: политическая и военная история. Государственное и общественное устройство гуннов. Булан-кобинская культура. Занятия и быт хунну. Мировоззрение хунну. Предтюркское время.
Раздел III. ГОРНЫЙ АЛТАЙ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Тюркские каганаты. Династия Ашина. Образование и история Первого Тюркского каганата. Восточный и Западный каганаты. Завоевание Китаем Западнотюркского каганата. Восстание тюрков в Китае и борьба за восстановление каганата. Второй Тюркский каганат. Правление Капаган-кагана и Бильге-кагана. Социальная организация тюрков. Погребальный обряд тюрков. Занятия и быт. Мировоззрение. Значение каганатов.
Горный Алтай в период уйгурского и кыргызского каганатов.
Образование Уйгурского каганата. Погребальный обряд. Занятия, мировоззрение. Кыргызский каганат. Погребальный обряд. Занятия, мировоззрение кыргызов. Политическое и социальное устройство. Комплексный характер экономики. Ремесла. Торговля. Памятники кыргызского времени на Алтае.
Горный Алтай во второй половине 9-14 веков. Кимако-кипчакское объединение в степном Алтае.Империя киданей Ляо. Завоевание монголами.Государство найманов. Империя монголов. Завоевательные походы монгольской армии. Покорение южной Сибири Джучи. Памятники монгольского времени.
7 класс Раздел III. ГОРНЫЙ АЛТАЙ В НОВОЕ ВРЕМЯ
Алтайцы в XVII- середине XVIII веков . Хронология и сущность нового этапа истории Горного Алтая. Этнический состав, численность и расселение алтайцев в первой половине XVII в. Телеутский улус. Формирование двоеданничества. Образование Джунгарского ханства. Присоединение Джунгарией алтайских оттоков. Джунгарское ханство во второй половине XVII в. Первая джунгаро-цинская война. Джунгарское ханство в период наибольшего могущества. Отношения России и Джунгарии. Положение алтайцев во второй половине XVII – середине XVIII веков.
Присоединение Горного Алтая к России.
Падение Джунгаргого царства. Междоусобицы в Джунгарии. Даваци (Дабачи). Амыр-Сана (Амырсана). Восстание Амырсаны. Причины и повод к войне Джунгарии и Китая. Ход войны. Причины поражения Джунгарии. Восстание Амыр-Саны.
Борьба алтайцев с цинско-монгольскими войсками и казахскими отрядами. Принятие алтайцами российского подданства. Переселение алтайцев в Нижнее Поволжье.
Принятие Чуйских волостей в состав России . Прекращение системы двоеданничества северо-алтайских родов. Политический статус чуйских теленгитов. Историческое значение и последствия присоединения Горного Алтая к России.
Культура населения Горного Алтая в XVII- XVIII веках.
Поселения, жилища, средства передвижения. Одежда и пища. Основные хозяйственные занятия. Устройства общества, род, семья. Представления об устройстве мира и традиционные верования алтайцев. Фольклор, музыка, танцы и игры. Народные естественные знания. Календарь.
8 класс Горный Алтай в первой половине XIX века
Реформа М.М. Сперанского в Сибири. Административное устройство и система управления алтайцев. Роль зайсанов. Социальное устройство алтайцев.
Переселение кузнецких телеутов на Алтай. Начало освоения русским населением территории Горного Алтая. Пути заселения Горного Алтая русскими. Поселения старообрядцев в Уймонской долине.
Земельные отношения. Причины конфликтов.
Основание Алтайской духовной миссии, ее деятельность в распространении православия и просвещения. Макарий Глухарев. Жизнь миссионеров. Миссионерские селения
Горный Алтай во второй половине XIX века
Решение вопроса о чуйских двоеданцах. Переговоры в Чугучаке.
Занятия жителей Горного Алтая во второй половине XIX вв. Скотоводство и охота. Земледелие. Промыслы и ремесла. Пчеловодство и мараловодство.
Вольно-крестьянская и правительственная колонизация территории Горного Алтая. Реформа 1861 года и ее влияние на освоение Сибири и Горного Алтая.
Переселенческое движение на Алтае в пореформенное время. Особенности переселенческой политики в Горном Алтае. Проекты заселения Горного Алтая и реальные результаты. Роль заимок в заселении Горного Алтая.
Алтайская духовная миссия и миссионерские селения во второй половине 19 века,
Развитие путей сообщения и транспортных средств. Чуйский тракт и его роль в социально-экономическом развитии региона и торговли с Монголией и Китаем. Строительство и благоустройство тракта.
Внутренняя и внешняя торговля. Ярмарки, их роль в развитии экономики. Усиление торгово-экономических связей Горного Алтая с другими регионами России.
Изменение в жизни алтайцев. Оседлое и полукочевое население. Отношение к промысловым и земельным угодьям. Земля кормилица, земля - источник конфликтов Общественно-административное устройство. Административное деление. Изменение в составе дючин. Управление волостями и дючинами. Повинности алтайцев и их распределение.
Поселение казахов в Горном Алтае. Причины заселения казахами южной и центральной частей Горного Алтая. Хозяйственные занятия. Ремесла. Общественное устройство.
Новые возможности – новые личности. Аргымай Кульджин, М. В. Чевалков.
Жизнь и быт алтайцев. Жилище, одежда. Семья и брак у алтайцев. Жизнь и быт старожилов и переселенцев. Материальная и духовная культура русского населения. Воспитание в крестьянских семьях.
Традиционные верования алтайцев.
Устное народное творчество. Кай. Сказитель Н. Улагашев. Литература.
М.В. Чевалков Письменность.
Образование в Горном Алтае. Научное изучение территории ГА.
9 класс Раздел I. ГОРНЫЙ АЛТАЙ В первой половине XX века
Горный Алтай в начале XX века (1900—1917 годы).
Особенности социального развития в Горном Алтае. Социальная структура. Землеустройство. Особенности экономического развития Горном Алтае. Животноводство. Развитие земледелия: рост посевных площадей и изменение их структуры, урожайность культур, сельскохозяйственные орудия. Кустарно-ремесленные промыслы. Торговля. Социальное и имущественное расслоение крестьянства.
Общественно-политическая жизнь в Горном Алтае. События 1904-1905 годов. Крестьянские выступления в годы первой русской революции и в период землеустройства.
Культура и быт населения Горного Алтая в начале XX в. Поселения и жилища алтайцев и русских крестьян. Одежда и продукты питания населения. Религиозный состав населения. Фольклор и литература (Г.И. Чорос-Гуркин, И.М. Штыгашев). Сибирские писатели об Алтае. Г.Д. Гребенщиков. Изобразительное искусство. Школьное дело. Научное и гуманитарное изучение Горного Алтая Познавательный и оздоровительный туризм и курорты Горного Алтая.
Горный Алтай в 1917-1918 годах. Февральская революция и национальный вопрос. Альтернативы развития региона после Февраля. Возникновение органов власти на местах. Горная дума: состав, политика, итоги деятельности.
Октябрьская революция и установление Советской власти в Горном Алтае. Первые преобразования Советской власти по созданию новой культуры. Формирование советской системы школьного образования, культурно-просветительная работа, мероприятия по ликвидации неграмотности населения.
Горный Алтай в годы гражданской войны (1918-1920 годы). Гражданская война в Горном Алтае. Колчаковщина. Красный террор. Каракорум-Алтайская управа: политическая и социально-экономическая деятельность. Вопрос о национально-территориальной автономии алтайского народа. Г.И. Чорос-Гуркин, Г.Н. Потанин.
Партизанское движение. Ф. Сухов, В.И. Плетнев, Разгром колчаковщины и восстановление Советской власти. Итоги и последствия Гражданской войны в Горном Алтае.
Особенности политики "военного коммунизма". Социальная ситуация в 1919-1920 годах. Массовые выступления крестьян.
Горный Алтай в годы нэпа (1921-1927 годы). Замена продразверстки продналогом. Трудности и противоречия нэпа. Обострение социальной ситуации в деревне, вооруженные выступления крестьян. Разгром повстанческих отрядов (А.П. Кайгородов, К. Чекураков и др.)
Споры вокруг вопроса о национально-территориальной автономии алтайцев. Альтернативные проекты. Образование Ойротской автономной области (1 июня 1922г.). Первый съезд Советов Ойротии, создание органов власти. Национальная политика и межнациональные отношения.
Мероприятия государства по восстановлению сельского хозяйства Горного Алтая. Землеустройство. Налоговая политика. Социально-экономические отношения в деревне. Аренда земли и наемный труд. Кооперирование крестьянских хозяйств. Изменения в социальной структуры доколхозного села и дьурта.
Горный Алтай в годы первых пятилеток (1928-1940 годы). Коллективизация сельского хозяйства, формы, методы, экономические и социальные последствия. Съезды колхозников, Первые совхозы. Политика раскулачивания. Новый устав сельхозартели. Укрепление колхозов. Движение передовиков и новаторов производства. Подготовка сельских кадров.
Перевод полукочевых алтайских и казахских хозяйств на оседлость. Сущность, методы и последствия.
Репрессии зажиточной и средней части крестьянства. Ссылки и поселения.
Возникновение промышленных предприятий. Дорожное строительство. Транспорт и связь.
Ужесточение трудового законодательства. Ограничение административных и гражданских прав. Социальная дифференциация. Жизнь и быт алтайского, казахского и русского населения.
Общественно-политическая жизнь. Партийный диктат и ограничение власти Советов. Усиление карательной деятельности административных органов. Политические репрессии 1930-х годов.
Культурные преобразования в Горном Алтае в 20-30-х годах XX века.
Ликвидация неграмотности населения. Создание системы народного образования. Переход к всеобщему, обязательному начальному образованию. Подготовка учительских кадров.
Открытие средних специальных учебных заведений. Детские и молодежные движения.
Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Культурно-просветительская работа (библиотеки, избы-читальни, клубы, дома алтаек, красные уголки). Политика власти в отношении религии. Издание книг и учебных пособий. Формирование нового быта.
Становление алтайской советской литературы (П. Чагат-Строев, М. Мундус-Эдоков, П. Кучияк). Зарождение алтайского национального театра. Музыкальное искусство (А. Анохин, А. Ильин). Развитие профессионального изобразительного искусства (Г. Чорос-Гуркин, Н. Чевалков, А. Таныш). Утверждение метода социалистического реализма в литературе и искусстве.
Научные экспедиции АН СССР. Изучение алтайского языка и фольклора. Создание областного краеведческого музея. Исследователи Горного Алтая (Н. Дыренкова, А. Данилин, Л. Мамет, С. Токарев, Л. Потапов).
Горный Алтай в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Первые дни войны. Перестройка народного хозяйства к условиям военного времени. Состояние экономики Горного Алтая. Промышленность. Вклад сельского хозяйства в обеспечение фронта. Патриотизм и героический труд в тылу. Жизнь и быт людей. Наука и образование в годы войны. Художественная культура.
Участие воинов - горно-алтайцев на фронтах войны и в партизанском движении. Герои Советского Союза (С. Тартыков, И. Шуклин, Т. Паршуткин, С. Налимов и др.). История войны по свидетельствам очевидцев, воспоминаниям родных и близких, краеведческим материалам. Литература о войне (Книга Памяти и др.)
Горный Алтай в 1945-1991 годах
Горный Алтай в первое послевоенное десятилетие. Перестройка народного хозяйства к условиям мирной жизни. Экономическое развитие Горного Алтая в 40-50-е годы XX в. Состояние промышленности. Сельское хозяйство: достижения и недостатки. Восстановление демократических принципов управления колхозами. Упорядочение оплаты труда колхозников. Реорганизация МТС. Административно-командная система управления народным хозяйством.
Материальное благополучие народа. Денежная реформа. Отмена карточной системы. Рост зарплаты трудящихся. Улучшение условий труда населения, жилищное строительство. Здравоохранение.
Общественно-политическая жизнь. «Демократический импульс» войны. Национальная политика. Идеологические кампании 1940-х гг. Переименование Ойротской автономной области в Горно-Алтайскую автономную область. Критика "культа личности". Реабилитация жертв политических репрессий. Реорганизации в структуре областных партийных и государственных органов. Общественные организации (профсоюзы, комсомольские и пионерские организации).
Развитие культуры, образования и науки. Роль московских эвакуированных вузов в подготовке местных кадров. Н.А. Баскаков. Открытие Учительского института (1949г.). Создание Горно-Алтайского НИИ истории, языка и литературы (1952г.). Рост сети библиотек. Кинофикация. Областной драмтеатр.
Горный Алтай в середине 50-х - первой половине 60-х годов XX в. Перемены в общественно-политической жизни. XX съезд КПСС. Ослабление идеологического прессинга. Активизация общественного мнения. Начало реабилитации жертв необоснованных репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций.
Противоречия и итоги экономических преобразований в Горном Алтае в 1953-1964 гг. Меры по подъему сельского хозяйства. Освоение целинных и залежных земель.
Особенности социальной политики. Жилищное строительство. Условия жизни и быта населения Горного Алтая. Курс на свертывание личных подсобных хозяйств. Продовольственный кризис начала 1960-х годов. Поиски новых методов управления.
«Оттепель» в духовной жизни. Развитие культуры, образования, науки. Реформа образования 1958г. и ее осуществление в Горном Алтае. Развитие сети научных учреждений. Литература и искусство.
Горный Алтай во второй половине 60-х - первой половине 80-х годов XX в. Экономическое и политическое развитие Горно-Алтайской автономной области. Развитие промышленности (ткацкая фабрика, гардинно-тюлевая фабрика, обозостроительный завод и др.). Сельскохозяйственное производство. Социальная жизнь села. Осуществление хозяйственной реформы середины 1960-х годов в регионе. Система государственного управления.
Жизнь народа: характерные черты. Рост заработной платы. Улучшение условий труда и быта, жилищное строительство. Здравоохранение. Успехи в развитии народного образования.
Общественно-политическая жизнь. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Роль общественных организаций.
Наука. Деятельность ГАНИИИЯЛ. Горно-Алтайская сельскохозяйственная станция СО ВАСХНИЛ ОПХ «Горно-Алтайское», НИИ садоводства Сибири имени Н. Лисавенко. Экспериментальное хозяйство Института цитологии и генетики СО АН СССР. Достижения в сельскохозяйственной науке.
Литература и искусство. Деятельность творческих объединений писателей, художников, журналистов. Творчество писателей Горного Алтая (Л. Кокышев, А. Адаров, Э. Палкин, Б. Укачин, П. Самык,г. Кондаков и др.). Художники (И. Ортонулов, В. Чукуев и др.).
Развитие культуры народов Горного Алтая, ее виднейшие представители. Противоречивость духовной жизни общества в 60-80-е годы XX века.
Горный Алтай в годы перестройки (1985-1990 гг.). Противоречия экономической жизни. Новые формы организации трудовой деятельности. Итоги социально-экономического развития Горного Алтая. Сложности перехода к рыночным отношениям.
Реорганизация власти и модернизация управленческого аппарата. Повышение роли Советов, выборы народных депутатов. Возрождение российской многопартийности, развитие гласности, политического плюрализма. Формирование и деятельность новых общественных движений и организаций. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Значение, издержки и последствия политики гласности. Динамика общественных настроений. Признание приоритета национальных и общечеловеческих ценностей в общественном развитии. Национальная политика и межнациональные отношения.
Культура, наука, и образование: обретения и потери. Новые процессы и явления в литературе и искусстве Горного Алтая. Отказ от монополии социалистического реализма.
ГОРНЫЙ АЛТАЙ в 1991-2000-е годы
Образование и развитие Республики Алтай в составе Российской Федерации. Начало нового этапа истории Горного Алтая. Декларация о суверенитете Горно-Алтайской АССР. Закон РСФСР о преобразовании автономных областей в республики в составе России. Выборы 12 декабря 1993г. и формирование новых органов государственной власти в Республике Алтай (РА). Разработка и принятие Конституции РА (июнь 1997г.). Государственная символика РА (герб, флаг и гимн). Формирование новых органов государственной власти в РА: законодательной (Госсобрание - Эл Курултай) и исполнительной. Реорганизация Правительства РА. Создание министерств.
Изменения общественного сознания населения. Политические партии, общественные движения и организации.
Социально-экономические последствия перехода к рыночной экономике. Реформы в аграрном секторе экономики РА: аренда, фермерство, кооперация, акционерные общества. Итоги приватизации. Падение темпов производства, инфляция. Изменения в социальном и имущественном положении населения РА. Экономическая политика Правительства РА на современном этапе (создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, инвестиционная политика, газопровод, Алтайская ГЭС и др.).
Национальная политика и межнациональные отношения. Нарастание противоречий между Центром и регионами.
Государственная политика в сферах образования, культуры и науки РА в новых условиях. Концепция национальных школ РА. Законы о языках, об образовании в РА. Преобразование Горно-Алтайского пединститута в государственный университет. Появление новых типов учебных заведений (колледж, гимназия, лицей). Противоречия культурного процесса: свобода творчества и снижение культурно-образовательного уровня молодых поколений. Либерализация нравов, ее последствия. Массовая и традиционная культура. Традиционные религии.
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Тема | дата | приме-чание |
план | факт |
Введение. 2 ч |
1 | Введение История и культура Горного Алтая - часть культурно-исторического наследия России | 02-07.09 | | 1 четверть |
2 | Изучение истории и культуры Горного Алтая | 09-14.09 | | |
Раздел II. ГОРНЫЙ АЛТАЙ В ДРЕВНОСТИ Горный Алтай в эпоху древности. 5ч. |
3 | Древнейший человек на территории Алтая (6 млн-150 тыс. лет назад) | 16-21.09 | | |
4 | Горный Алтай в среднем палеолите (150-40 тыс. лет назад) | 23-28.09 | | |
5 | Горный Алтай в верхнем палеолите (40-12 тыс. лет назад) | 30.09-05.10 | | |
6 | Горный Алтай в эпоху мезолита (XII-VIIтыс. лет до н.э.),неолита (VI-IVтыс. лет до н.э) | 07-12.10 | | |
7 | Итоговое тестирование «Горный Алтай в эпоху древности» | 14-19.10 | | |
Горный Алтай в эпоху бронзы. 4ч. |
8 | Эпоха меди и бронзы (XXXV-XIII/XIвв. до н.э.) | 21-26.10 | | |
9 | Памятники большемысской культуры Горного Алтая (IV-III тыс. лет до н.э.) | 05-09.11 | | 2 четверть |
10 | Афанасьевская культура (IV-II тыс. лет до н.э.) | 11-16.11 | | |
11 | Каракольская культура (конец III-первая половина II тыс. лет до н.э.) | 18-23.11 | | |
Эпоха раннего железа Горного Алтая. 3 ч. |
12 | Скифская культура. | 25-30.10 | | |
13 | Горный Алтай в раннескифское время (IX-первая половина VI вв. до н.э.) | 02-07.12 | | |
14 | Пазырыкская культура (вторая половина.VI-III вв. до н.э.) | 09-14.12 | | |
Горный Алтай в эпоху гуннов. 5 ч |
15 | Империя Хунну. Горный Алтай в эпоху Великого переселения народов | 16-21.12 | | |
16 | Итоговое тестирование «Горный Алтай в эпоху бронзы, раннего железа» | 23-28.12 | | |
17 | Памятники культуры и погребальный обряд хунну. | 13-18.01 | | 3 четверть |
18 | Занятия и быт хунну. Мировоззрение хунну | 20-25.01 | | |
19 | Предтюркское время. Преемники империи Хунну (IV-V вв. н.э.) | 27.01-01.02 | | |
Раздел III. ГОРНЫЙ АЛТАЙ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Тюркские каганаты. Династия Ашина. 8 ч. |
20 | Первый Тюркский каганат (552-620 гг.) | 03-08.02 | | |
21 | Войны тюрков с Китаем | 10-15.02 | | |
22 | Восстание тюрков в Китае и борьба за восстановление каганата. | 17-22.02 | | |
23 | Второй Тюркский каганат (693-745 гг.) Правление Капаган-кагана (693-716 гг.) | 24-29. 02 | | |
24 | Второй Тюркский каганат (693-745 гг.) Правление Бильге-кагана (716-734 гг.) | 02-07.03 | | |
25 | Итоговое тестирование «Горный Алтай в эпоху Тюрского каганата» | 09-14.03 | | |
26 | Социальная структура тюрков. Памятники культуры. Погребальный обряд тюрков. Занятия и быт тюрков. | 16-21.03 | | |
27 | Мировоззрение тюрков. | 01-04.04 | | 4 четверть |
Горный Алтай в период уйгурского и кыргызского каганатов. 4 ч. |
28 | Уйгурский каганат. Династия Яглакар (745-845 гг.) | 06-11.04 | | |
29 | Погребальный обряд, занятия и мировоззрение уйгуров. | 13-18.04 | | |
30 | Кыргызский каганат (845-945 гг.) | 20-25.04 | | |
31 | Погребальный обряд, занятия и мировоззрение населения Алтая в период Кыргызского каганата. | 27.04-02.05 | | |
Горный Алтай во второй половине 9-14 веков. 3 ч. |
32 | Кимако-кыпчакское объединение в степном Алтае в X-XII вв. Империя киданей Ляо (1124-1211 гг.) | 04-09.05 | | |
33 | Горный Алтай и прилегающие территории в XII-XIVвв | 11-16.05 | | |
34 | Итоговое тестирование «Горный Алтай в период Уйгурского и кыргызкого каганата» | 18-23.05 | | |
Календарно-тематическое планирование для 7 класса
№ | Тема | Дата план | Дата факт | приме-чание |
Алтайцы в XVII– середине XVIII веков. 8 ч. |
1 | Хронология и сущность нового этапа истории Горного Алтая | 02-07.09 | | 1 четверть |
2 | Этнический состав, численность и расселение алтайцев в первой половине XVII в. | 09-14.09 | | |
3 | Телеутский улус | 16-21.09 | | |
4 | Формирование двоеданничества | 23-28.09 | | |
5 | Образование Джунгарского ханства | 30.09-05.10 | | |
6 | Джунгарское ханство во второй половине XVII в. Джунгарское ханство в период наибольшего могущества | 07-12.10 | | |
7 | Итоговое тестирование «Алтайцы в XVII– середине XVIII веков» | 14-19.10 | | |
8 | Положение алтайцев во второй половине XVII – середине XVIII веков | 21-26.10 | | |
Присоединение Горного Алтая к России. 8 ч. |
9 | Падение Джунгарского ханства | 05-09.11 | | 2 четверть |
10 | Восстание Амырсаны | 11-16.11 | | |
11 | Принятие алтайцами подданства России | 18-23.11 | | |
12 | Закрепление темы «Принятие алтайцами подданства России» | 25-30.10 | | |
13 | Принятие Чуйских волостей в состав России | 02-07.12 | | |
14 | Характер, историческое значение и последствия присоединения Горного Алтая к России | 09-14.12 | | |
15 | Урок обобщающего контроля | 16-21.12 | | |
16 | Итоговое тестирование «Присоединение Горного Алтая к России» | 23-28.12 | | |
Культура населения Горного Алтая в XVII–XVIII веках. 11 ч. |
17 | Поселения, жилища, средства передвижения. | 13-18.01 | | 3 четверть |
18 | Одежда и пища | 20-25.01 | | |
19 | Основные хозяйственные занятия | 27.01-01.02 | | |
20 | Устройство общество, род и семья | 03-08.02 | | |
21 | Представления об устройстве мира | 10-15.02 | | |
22 | Традиционные верования алтайцев | 17-22.02 | | |
23 | Фольклор и музыка. Народные танцы и игры | 24-24.02 | | |
24 | Мифы, легенды, предания, сказки | 02-07.03 | | |
25 | Алтайские народные музыкальные инструменты | 09-14.03 | | |
26 | Итоговое тестирование «Культура населения Горного Алтая» | 16-21.03 | | |
27 | Народные естественно-научные знания | 01-04.04 | | 4 четверть |
28 | Презентация проектов по теме "Культура алтайского народа" | 06-11.04 | | |
29 | Презентация проектов по теме "Культура алтайского народа" | 13-18.04 | | |
30 | Презентация проектов по теме "Культура алтайского народа" | 20-25.04 | | |
31 | Повторение и обобщение изученного материала | 27.04-02.05 | | |
32 | Итоговое тестирование «Культура населения Горного Алтая». | 04-09.05 | | |
33 | Повторение и обобщение изученного материала | 11-16.05 | | |
34 | Повторение и обобщение изученного материала | 18-23.05 | | |
Календарно-тематическое планирование для 8 класса
№ | тема | Дата план | Дата факт | приме- чание |
| Горный Алтай в первой половине XIX века. 8 ч . | | | |
1 | Административное устройство и система управления алтайцев в начале XIX в. | 02-07.09 | | 1 четверть |
2 | Социальное устройство алтайцев | 09-14.09 | | |
3 | Административная реформа М. М. Сперанского, ее значение | 16-21.09 | | |
4 | Социальное устройство алтайцев | 23-28.09 | | |
5 | Начало освоения русским населением территории Горного Алтая | 30.09-05.10 | | |
6 | Земельные отношения. Причины конфликтов | 07-12.10 | | |
7 | Основание Алтайской духовной миссии, ее деятельность Горном Алтае в первой половине XIX века. Миссионерские селения | 14-19.10 | | |
8 | Итоговое тестирование «Горный Алтай в первой половине XIX века.» | 21-26.10 | | |
| Горный Алтай во второй половине XIX века. 26 ч. | | | |
9 | Решение вопроса о чуйских двоеданцах | 05-09.11 | | 2 четверть |
10 | Занятия населения Горного Алтая XIX в. | 11-16.11 | | |
11 | Вольно-крестьянская и правительственная колонизация территории Горного Алтая | 18-23.11 | | |
12 | Алтайская духовная миссия во второй половине 19 века | 25-30.10 | | |
13 | Миссионерские селения во второй половине 19 века | 02-07.12 | | |
14 | Развитие путей сообщения и транспортных средств. Торговля в Горном Алтае | 09-14.12 | | |
15 | Итоговое тестирование «Горный Алтай во второй половине XIX века». | 16-21.12 | | |
16 | Изменения в жизни алтайцев во второй половине 19 века | 23-28.12 | | |
17 | Земля кормилица, земля - источник конфликтов | 13-18.01 | | 3 четверть |
18 | Общественно-административное устройство | 20-25.01 | | |
19 | Поселение казахов на Алтае | 27.01-01.02 | | |
20 | Новые возможности – новые личности. | 03-08.02 | | |
21 | Жизнь и быт алтайцев | 10-15.02 | | |
22 | Семья и брак у алтайцев | 17-22.02 | | |
23 | Жизнь и быт старожилов и переселенцев | 24-29.02 | | |
24 | Традиционные верования алтайцев | 02-07.03 | | |
25 | Устное народное творчество | 09-14.03 | | |
26 | Итоговое тестирование «Изменения в жизни алтайцев во второй половине 19 века» Литература | 16-21.03 | | |
27 | Образование в Горном Алтае | 01-04.04 | | 4 четверть |
28 | Научное изучение территории и населения Горного Алтая | 06-11.04 | | |
29 | Научное изучение территории и населения Горного Алтая | 13-18.04 | | |
30 | Презентация проектов по теме «Культура и быт населения Горного Алтая» | 20-25.04 | | |
31 | Презентация проектов по теме «Культура и быт населения Горного Алтая» | 27.04-02.05 | | |
32 | Презентация проектов по теме «Культура и быт населения Горного Алтая» | 04-09.05 | | |
33 | Итоговое тестирование « Горный Алтай во второй половине XIX века» | 11-16.05 | | |
34 | Обобщающий урок «История Горного Алтая» | 18-23.05 | | |
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ | тема | Дата план | Дата факт | приме-чание |
Горный Алтай в начале XX века. 5 ч. |
1 | Особенности социального развития в Горном Алтае | 02-07.09 | | 1 четверть |
2 | Особенности экономического развития Горного Алтая | 09-14.09 | | |
3 | Общественно-политическая жизнь в Горном Алтае | 16-21.09 | | |
4 | Культура и быт населения Горного Алтая | 23-28.09 | | |
5 | Научное и гуманитарное изучение Горного Алтая | 30.09-05.10 | | |
Горный Алтай в 1917-1921 гг. 3 ч. |
6 | Революционные события в Горном Алтае в 1917-1918 гг. | 07-12.10 | | |
7 | Гражданская война | 14-19.10 | | |
8 | Итоговое тестирование « Горный Алтай в начале XX века» | 21-26.10 | | |
Горный Алтай в годы НЭПа. 2 ч. |
9 | НЭП в Горном Алтае: трудности и противоречия | 05-09.11 | | 2 четверть |
10 | Образование Ойротской автономной области | 11-16.11 | | |
Горный Алтай в годы форсированной модернизации 5 ч. |
11 | Коллективизация сельского хозяйства. | 18-23.11 | | |
12 | Раскулачивание – трагедия русских сел в Горном Алтае. | 25-30.11 | | |
13 | Общественно - политическая жизнь населения в 1930-1940 годах | 02-07.12 | | |
14 | Культурное преобразование в 1920-1930 годы. Народное образование, литература и искусство | 09-14.12 | | |
15 | Итоговое тестирование «Горный Алтай в годы НЭПа и модернизация» | 16-21.12 | | |
Горный Алтай в годы ВОВ 3 ч. |
16 | Горно-алтайцы на фронтах ВОВ | 23-28.12 | | |
17 | Экономика и население Горного Алтая в годы войны | 13-18.01 | | 3 четверть |
18 | Село в военные годы | 20-25.01 | | |
Горный Алтай в первое послевоенное десятилетие 2 ч. |
19 | Жизнь населения Горного Алтая и экономическое развитие в первое послевоенное десятилетие | 27.01-01.02 | | |
20 | Развитие образования, науки и культуры в первое послевоенное десятилетие | 03-08.02 | | |
Горный Алтай во второй половине 1950-первой половине 1960 гг. 2 ч. |
21 | Социально-экономическое развитие Г-ААО в во второй половине 1950-первой половине 1960 гг | 10-15.02 | | |
22 | Развитие литературы, искусства, науки и образования | 17-22.02 | | |
Горный Алтай во второй половине 1960-первой половине 1980 гг. 3 ч. |
23 | Социально-экономическое развитие Г-ААО | 24-29.02 | | |
24 | Развитие образования, науки литературы и искусства | 02-07.03 | | |
25 | Наше село во второй половине 1960-первой половине 1980 гг. | 09-14.03 | | |
26 | Итоговое тестирование «Горный Алтай с 1941- 1980» | 16-21.03 | | |
Горный Алтай в годы перестройки 1985-1991гг 3 ч. |
27 | Новые формы хозяйствования в Горном Алтае Перемены в общественно-политической жизни автономии | 01-04.04 | | 4 четверть |
28 | Культура, наука и образование в 1985-1991гг | 06-11.04 | | |
Образование и развитие Республики Алтай 6 ч. |
29 | Республика Алтай - равноправный субъект РФ | 13-18.04 | | |
30 | Социально-экономические последствия перехода к рыночной экономике. | 20-25.04 | | |
31 | Республика Алтай в 2000-е годы. | 27.04-02.05 | | |
32 | Республика Алтай в XXI веке | 04-09.05 | | |
33 | Итоговое тестирование «Горный Алтай с 1980 и до наших дней» | 11-16.05 | | |
34 | Урок-конференция «Будущее нашей Республики и села» | 18-23.05 | | |
Критерии и нормы оценки
Устный ответ:
Отметка «5» ставится, если учащийся: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если учащийся даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 3 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1 - 3 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если учащийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если обучающийся: 1) обнаруживает незнание большей части излагаемого материала; 2) допускает ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл; 3) беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценивание письменных ответов: Оценка «5» - 100-90 % Оценка «4» - 89-60 % Оценка «3» - 59-30 % Оценка «2» - 29-0 %.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДМИТРИЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ на 2019-2020 учебный год
рабочей программы (базовый уровень) по истории и культуре Горного Алтая для 6 класса
УМК: Учебник «История и культура Горного Алтая. С древнейших времен до конца XVI века» /Е.Е. Ямаева, С.В. Трифанова, С.Н. Суховеркова – Горно-Алтайск, 2015.
Составитель: Кошелева Н.Н.
№ записи | Номер урока, требующего корректировку | Номер урока, включающий корректировку, причина корректировки | Согласование с зам.директора по УВР (дата, подпись) | Утверждено директор школы, (приказ от… №…, подпись) |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДМИТРИЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ на 2019-2020 учебный год
рабочей программы (базовый уровень) по истории и культуре Горного Алтая для 7 класса
УМК: Учебник «История и культура Горного Алтая» 17-середина 18 века, допущено Научно-методическим советом Министерства образования и науки Республики Алтай, Горно-Алтайск, 2017, Автор-составитель Г. П. Самаев.
Составитель: Кошелева Н.Н.
№ записи | Номер урока, требующего корректировку | Номер урока, включающий корректировку, причина корректировки | Согласование с зам.директора по УВР (дата, подпись) | Утверждено директор школы, (приказ от… №…, подпись) |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДМИТРИЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ на 2019-2020 учебный год
рабочей программы (базовый уровень) по истории и культуре Горного Алтая для 8 класса
УМК Учебник «История и культура Горного Алтая» 19 век, допущено Научно-методическим советом Министерства образования и науки Республики Алтай, Горно-Алтайск, 2017, Автор-составитель Л.Н. Аксенова.
Составитель: Кошелева Н.Н.
№ записи | Номер урока, требующего корректировку | Номер урока, включающий корректировку, причина корректировки | Согласование с зам.директора по УВР (дата, подпись) | Утверждено директор школы, (приказ от… №…, подпись) |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДМИТРИЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ на 2019-2020 учебный год
рабочей программы (базовый уровень) по истории и культуре Горного Алтая для 9 класса
УМК: Учебное пособие «История и культура Горного Алтая» (Часть I. 1900-1945гг.) Учебное пособие/А.А. Иркитова, Л.М. Муклаева, М.П. Мишкина. – Новосибирск. АРТА, 2013, - 182 с. Учебное пособие «История и культура Горного Алтая» (Часть II. 1945-2010гг.), допущено экспертным советом Министерства образования и науки Республики Алтай. Учебное пособие часть II. 1945-2010гг. /А.А. Иркитова, Л.М. Муклаева, М.П. Мишкина. – Горно-Алтайск, 2014. - 2013, - 130 с.
Составитель: Кошелева Н.Н.
№ записи | Номер урока, требующего корректировку | Номер урока, включающий корректировку, причина корректировки | Согласование с зам.директора по УВР (дата, подпись) | Утверждено директор школы, (приказ от… №…, подпись) |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |