Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«IT-практикум»
для 10-11 класса общеобразовательного учреждения (базовый уровень)
Целью программы внеурочной деятельности «IT-компетентность» является развитие общепользовательской ИКТ-компетентности обучающихся при работе в наиболее распространенных и новых программных средах.
Задачи программы:
дать углубленное понимание информационных и коммуникационных технологий и их влияние на жизнедеятельность человека;
изучить основные приемы обработки текстовой и числовой информации в современных офисных приложениях;
повысить у школьников образовательный уровень и уровень готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ;
сформировать знания и умения в сфере компьютерной грамотности учащихся и готовность получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Настоящая рабочая программа, согласно учебным планам школы, рассчитана на 17 часов: 10 класс – 0,5 часа в неделю.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Основными личностными результатами являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе самообразования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально-значимом труде;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты – освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях.
Основными метапредметными результатами являются:
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
приобретение опыта сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учётов интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие ИКТ-компетентности - широкого спектра умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Основными предметными результатами являются:
понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий;
построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.);
выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов;
создание и редактирование рисунков, чертежей, анимации, фотографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций;
использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений;
работа с электронными таблицами;
приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Техника безопасности. Введение (2 ч.)
Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Новые информационные технологии. Устройства для работы с информацией. Состав персонального компьютера. Операционная система и графический экранный интерфейс. Работа с папками, файлами и внешними носителями информации.
2. Технология обработки текстовой информации (5 ч.)
Введение в настольные издательские системы. Текстовые редакторы
Правила ввода текста. Редактирование текста. Форматирование текста. Стилевое форматирование. Оформление заголовков и подзаголовков. Создание колонтитулов.
Создание, редактирование и форматирование таблиц.
Работа с иллюстрациями.
Макетирование страниц. Создание комбинированных документов.
3. Технология обработки графической информации (3 ч.)
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Методы сжатия графических данных.
Знакомство с графическим редактором. Создание простейших и комбинированных рисунков.
Импорт изображений. Обработка готовых изображений.
4. Электронные таблицы (2 ч.)
Оформление таблиц.
Сортировка и группировка данных в таблице. Подведение итогов. Автофильтры. Расширенные фильтры.
Графики и диаграммы, форматирование диаграмм.
5. Создание презентаций (5 ч.)
Объекты в редакторе презентаций. Запуск и настройка редактора презентаций. Создание фона, текста. Вставка рисунков. Настройка анимации.
Добавление эффектов мультимедиа (звука, видеоклипа). Настройка анимации аудио- и видеоклипа.
Создание управляющих кнопок. Добавление гиперссылок.
Настройка и показ презентации.
Тематическое планирование
№ | Темы занятий | Количество часов | Формы проведения |
| Техника безопасности. Введение (2 ч.) | | |
1 | Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе | 1 | Беседа. |
2 | Устройства для работы с информацией | 1 | Теоретическое занятие |
| Технология обработки текстовой информации (5 ч.) | | |
3 | Правила ввода текста. Редактирование текста. Форматирование текста | 1 | Практикум |
4 | Стилевое форматирование. Оформление заголовков и подзаголовков. Создание колонтитулов | 1 | Практикум |
5 | Создание, редактирование и форматирование таблиц | 1 | Практикум |
6 | Работа с иллюстрациями | 1 | Практикум |
7 | Макетирование страниц. Создание комбинированных документов | 1 | Практикум |
| Технология обработки графической информации (3 ч.) | | |
8 | Растровая и векторная графика | 1 | Теоретическое занятие |
9 | Создание простейших и комбинированных рисунков | 1 | Практикум |
10 | Импорт изображений. Обработка готовых изображений | 1 | Практикум |
| Электронные таблицы (2 ч.) | | |
11 | Оформление таблиц. Сортировка и группировка данных в таблице | 1 | Практикум |
12 | Графики и диаграммы, форматирование диаграмм | 1 | Практикум |
| Создание презентаций (5 ч.) | | |
13 | Объекты в редакторе презентаций | 1 | Практикум |
14 | Настройка анимации | 1 | Практикум |
15 | Добавление эффектов мультимедиа | 1 | Практикум |
16 | Создание управляющих кнопок. Добавление гиперссылок | 1 | Практикум |
17 | Настройка и показ презентации | 1 | Практикум |